Статья 61 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 61 Конституции РФ гласит:

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Комментарий к Ст. 61 КРФ

1. Норма ч. 1 данной статьи о запрете выдачи российских граждан включает в текст Конституции один из элементов пакета закрепленного международным и национальным правом института правовой помощи по уголовным делам который, помимо выдачи лиц иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение включает, в частности, осуществление уголовного преследования собственных граждан по просьбе иностранного государства.

Закрепление в Конституции России данной нормы, по всей видимости, можно объяснить стремлением России как правового государства не допустить возобновления имевшей место в отечественной истории практики высылки инакомыслящих граждан за пределы Российского государства при полном отсутствии у правоприменительных органов соответствующих полномочий. Нетрудно заметить: комментируемая норма запрещает не только высылать, но и выдавать российских граждан иностранным государствам, хотя различия между названными терминами не проводится.

По смыслу российского уголовного законодательства, под выдачей понимается акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающегося в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора.

Названная процедура выдачи может применяться исключительно в отношении иностранных граждан, поскольку в отношении российских граждан действует правило невыдачи. Высылка иностранного гражданина допускается в случаях, когда его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка, когда это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов других лиц, а также в случае грубого нарушения им законодательства о правовом положении иностранных граждан, таможенного, валютного или иного законодательства.

Принятие решения и сам процесс высылки зависят полностью от усмотрения российских властей. Можно, например, сослаться на ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (действует в ред. от 18 июля 2006 г.). Согласно данной статье, иностранный гражданин, вид на жительство которого аннулирован, обязан в течение 15 дней выехать из Российской Федерации. Иностранный гражданин подлежит депортации в случае неисполнения данного обязательства по решению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел.

Предусмотренные Конституцией РФ и законом основания для высылки, а также выдачи иностранного гражданина полностью соответствуют Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Резолюция 40/144 ГА ООН от 13 декабря 1985 г.). Согласно ее ст. 7, иностранец, на законном основании находящийся на территории этого государства, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом. Наряду с этим запрещается индивидуальная и коллективная высылка иностранцев на основании расовой принадлежности, цвета кожи, религии, культуры, родового, национального или этнического происхождения.

Вместе с тем многосторонние конвенции, касающиеся преступлений международного характера, допускают альтернативного поведения договаривающихся сторон. Например, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. в ст. 7 устанавливает, что государство-участник, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, в том числе если оно не выдает его, передает дело без каких-либо исключений и без необоснованной задержки своим компетентным органам для целей уголовного преследования с соблюдением процедур, установленных законами этого государства (см.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХХIII. М., 1979. С. 90-94.)

Правовое содержание института выдачи формируется одновременно нормами международного права и национального законодательства. Взаимодействие двух правовых систем происходит в процессе реализации конкретных отношений между государствами по выдаче определенных законами лиц, разработки международно-правовых документов по вопросам выдачи.

При этом международные акты — это, как правило, специальные многосторонние либо двусторонние соглашения о выдаче или документы об оказании взаимной правовой помощи — устанавливают обязательства выдачи и порядок их исполнения, определяют виды правонарушений, которые могут повлечь за собой выдачу, формулируют основания для выдачи собственных граждан, равно как и императивные и факультативные основания для отказа в выдаче. Помимо этих принципиальных вопросов международные документы включают целый ряд детализирующих постановлений, направленных на уточнение порядка приведения их в действие.

Принципиальные нормы международного права, касающиеся выдачи, сконцентрированы в Типовом договоре о выдаче (принятого Резолюцией 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.), в региональных соглашениях: Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. (Бюллетень МД. 2000. N 9); Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1997 г., Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Бюллетень МД. 1995. N 2).

Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в двусторонние договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые заключены практически со всеми странами СНГ.

По общему правилу, двусторонние договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи, содержат перечень преступлений, влекущих выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу и возможность отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче, и др.

Национальный режим выдачи устанавливается нормами УК и УПК РФ. Согласно ст. 13 УК («Выдача лиц, совершивших преступление»), к таким лицам относятся иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на ее территории. Они могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Разнообразие терминологии характерно для международно-правовых актов. В одних случаях субъекты выдачи обозначаются как «виновные лица» (ст. III Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.//Ведомости СССР. 1971. N 2 (1556). ст. 18), в других — «любое лицо» (ст. 1 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.//Генеральная Ассамблея. Резолюция 34/146), «предполагаемый правонарушитель» (ст. 10 Конвенции о защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. См.: Действующее международное право. М., 1997. Т. 3) как «лицо, обвиняемое в совершении преступления» (ст. 10 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.//Ведомости СССР. 1987. N 45 (2431). ст. 747).

Конституционный запрет на выдачу собственных граждан не противоречит международно-правовым обязательствам России. Согласно ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан. При этом такое государство может путем заявления, сделанного в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты либо документа о присоединении, дать определение своего понимания термина «граждане» по смыслу настоящей Конвенции.

Более категоричной выглядит норма ст. 57 Конвенции СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

Согласно УПК в соответствии с международным договором РФ и на основе взаимности, может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства. В данном случае условие о взаимности предполагает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу РФ будет произведена выдача.

Выдача производится для целей уголовного преследования или исполнения приговора. Выдача допускается при наличии деяния, которое является уголовно наказуемым по уголовному закону РФ и иностранного государства, которое обратилось с запросом о выдаче лица. Выдача обуславливается соблюдением протяженности сроков лишения свободы, наличия уверенности в соблюдении гарантий со стороны иностранного государства в том, что выдаваемое лицо будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе.

Важным следует признать нормы УПК, ограничивающие возможность выдачи лиц, в отношении которых поступил запрос иностранного государства о выдаче. Статья 464 УПК в дополнение к конституционным ограничениям санкционирует возможность отказа в выдаче лиц, которым предоставлено убежище в связи с возможностью преследований в запрашивающем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Отказ в выдаче распространяется также на лицо, в отношении которого вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу. Выдача не допускается в случае, когда уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности либо по иному законному основанию, а также когда имеется вступившее в силу решение суда РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международным договором РФ.

УПК отличает от института выдачи режим передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Статья 469 определяет основания и условия передачи лица. Основанием для передачи осужденного российским судом лица к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а также компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором РФ либо письменным соглашением компетентных органов с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.

К этому целесообразно добавить, что международное право содержит некоторые дополнительные условия передачи. Среди них можно упомянуть, например, весьма важное условие-выражение согласия на передачу самого осужденного (ст. 3 Конвенция о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г.).

Необходимо обратить внимание на то, что положение ч. 2 ст. 63 Конституции допускает возможность выдачи другому государству лиц, обвиняемых в совершении преступления, на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Но это нисколько не противоречит ч. 1 ст. 61, запрещающей выдачу российских граждан, поскольку часть 2 ст. 63 говорит о выдаче не граждан, а лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

Одновременно правило о невыдаче, тем не менее, не подразумевает освобождения российских граждан от наказания за правонарушения, совершенные на территории иностранного государства.

2. Положение ч. 2 ст. 61, закрепляющее обязательство государства защищать и оказывать покровительство находящимся за границей своим гражданам, получило развитие и уточнение в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (действует в ред. от 18 июля 2006 г.).

Согласно ст. 3 ФЗ Закона, граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство и проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Соответственно ФЗ определяет содержание и основы национальной политики в отношении названной категории граждан, которая представляет «собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации» (ст. 5). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также культуры, языка и образования, информации.

Однако основной объем работы по защите прав российских граждан выполняется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в иностранных государствах. Загранпредставительства и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ.

Одной из основных задач Министерства иностранных дел является защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом, для чего министерство участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ (Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации действует в ред. Указа Президента РФ от 26 января 2007 г.). В дополнение к этому Указом Президента РФ от 5 марта 2001 г. на МИД возлагается защита прав и интересов соотечественников в государствах-участниках СНГ (СЗ РФ. 1995. N 12. ст. 1033).

Положение о Посольстве РФ обязывает этот орган государства осуществлять защиту в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц РФ с учетом законодательства государства пребывания (Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г.//СЗ РФ. 1996. N 45. ст. 5090).

Дипломатические и консульские учреждения помимо этого обязаны защищать права и охраняемые законом интересы российских граждан, а при необходимости принимать меры для восстановления их нарушенных прав.

Оказание помощи и защита со стороны дипломатических представительств и консульских учреждений осуществляются в тех случаях, когда имеют место нарушения прав и интересов российских граждан властями страны пребывания. Защите подлежат права и интересы, которые определены законодательством иностранного государства, международными договорами РФ. В качестве примера международного договора, направленного на защиту прав российских граждан, можно привести Договор между РФ и Туркменистаном о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. (Бюллетень МД. 1997. N 11).

Выполнение перечисленных функций допускается и поощряется Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 г. (Ведомости СССР. 1964. N 18. ст. 221), Венской конвенцией о консульских отношениях (Ведомости СССР. 1989. N 12. ст. 275. Приложение).

Конкретные формы, способы и меры защиты прав и интересов российских граждан в иностранных государствах устанавливаются консульскими конвенциями или другими соглашениями. Если усилия дипломатических представительств и консульских учреждений не достигают положительных результатов, РФ вправе прибегнуть к иным мерам защиты, допускаемым международным правом.

Со своей стороны Правительство РФ разработало развернутую программу политико-правовых, информационных, дипломатических, экономических, социальных, культурных мер и мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом. Документ уделяет первостепенное внимание созданию надлежащей правовой базы для обеспечения защиты прав российских граждан и использования действующих международных механизмов по защите прав человека и национальных меньшинств.

Российская Федерация намерена в случае необходимости ставить вопросы обеспечения прав соотечественников на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии ООН по правам человека и других органов этой всемирной организации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) других международных организаций.

Кроме того, «Основные направления» и ФЗ, определяющий политику в отношении соотечественников, оставляют за РФ право использовать различные формы давления, применять экономические санкции против стран, где будут нарушаться права российских граждан. Более того, дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.

Предусмотренные внутренними нормативными актами меры по защите прав российских граждан, проживающих на территории иностранных государств, создают юридическую основу для обеспечения прав российской граждан, признаваемые нормами международного права.

Тема 18. Гражданство РФ

Нормативным выражением основ взаимоотношений гражданина и государства в том или ином обществе является правовой статус личности, под которым понимают законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности человека. Основы правового статуса человека и гражданина устанавливаются конституциями государств, а затем конкретизируются и гарантируются многочисленными законами и другими нормативно?правовыми актами.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы правового статуса личности. К ним относятся:

а) признание и гарантированность государством прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) равноправие и равенство граждан, запрещение дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

в) неотчуждаемость основных прав и свобод человека;

г) непосредственное действие прав и свобод человека;

д) возможность ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения в соответствии с законом, кроме оговоренных Конституцией (права на жизнь, на достоинство личности, на защиту от пыток и насилия, на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайны, на защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и вероисповедания, на свободное использование имущества, на жилище, на соблюдение процессуальных прав в уголовном судопроизводстве);

е) запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод;

ж) государственная (в том числе и судебная) защита прав и свобод человека.

Ряд ученых включает в правовой статус личности гражданство и общую правоспособность физических лиц, что вызывает возражения других специалистов, полагающих, что эти элементы следует считать лишь предпосылками правового статуса.

Гражданством называется устойчивая право?вая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. На территории государства могут проживать различные категории физических лиц:

а) граждане государства — лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства;

б) иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

в) лица без гражданства (апатриды) — лица, не являющиеся гражданами данного государства и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Основным нормативно?правовым актом, регулирующим наряду с Конституцией вопросы гражданства Российской Федерации, является принятый в 2002 г. Федеральный закон «О гражданстве РФ».

Общими принципами российского гражданства являются:

а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;

б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;

в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;

г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства;

д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;

е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;

ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;

з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.

Законом «О гражданстве РФ» устанавливаются следующие основания приобретения гражданства:

1. Приобретение гражданства по рождению:

а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;

в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;

г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;

д) ребенок, родившийся на территории РФ У родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;

е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

г. Прием в гражданство РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратить?ся с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно;

б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком.

Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае:

а) рождения лица на территории РСФСР и наличия у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояния в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;

в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ;

г) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;

д) предоставления лицу политического убежища на территории РФ;

е) признания лица беженцем.

В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если они:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина РФ;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

3. Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ;

б) в течение 5 лет, предшествующих подаче заявления, законно выдворялись за пределы РФ;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за совершения преступления;

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом;

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлением о приеме в гражданство или в течение 5 лет непрерывного проживания на территории РФ.

4. Иные основания приобретения гражданства (например, при приобретении гражданства РФ обоими родителями их дети также становятся гражданами РФ).

При изменении Государственной границы РФ лица, проживающие на территории, которая вошла в состав РФ, имеют право на выбор гражданства РФ (оптацию) в порядке и в сроки, установленные соответствующим международным договором РФ.

Российское законодательство предусматривает наряду с основаниями приобретения гражданства РФ также и основания его прекращения. В качестве таких оснований закон устанавливает:

1. Выход из гражданства, который может иметь место по добровольному ходатайству гражданина РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ:

а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

2. Иные основания (например, при прекращении гражданства РФ обоих родителей гражданство РФ их Детей прекращается при условии, что они не станут лицами без гражданства).

При изменении государственной принадлежности (выходе из состава РФ) территории постоянного проживания гражданина РФ последний может (в соответствии с условиями международного договора) выбрать иное гражданство.

В соответствии с Конституцией РФ вопросы гражданства РФ относятся к компетенции Президента РФ Важную роль в принятии решений по вопросам гражданства играют министерства иностранных и внутренних дел РФ.

Агитка:Права человека в Конституции РФ (статья Авенира Глаголева)

В этой статье разбирается агитка, опубликованная 23 мая 2013 года на портале Maxpark пользователем Авенир Глаголев (далее автор агитки).

В агитке предпринимается попытка критики ситуации в России с точки зрения Конституции РФ, отдельные статьи которой рассматриваются автором агитки.

Содержание

[править] Разбор агитки

[править] Введение

Действительно, правовой нигилизм населения — одна из острых социальных проблем России. Однако автор агитки забыл упомянуть, что в число главных правовых шулеров входят несистемные оппозиционеры, особенно сторонники цветной революции. Самый известный пример — оппозиция режиму Януковича на Украине, которой за время Евромайдана удалось создать себе имидж борцов за права человека и светлого европейского будущего, а из Януковича создать образ диктатора, который всё это якобы отнял у украинцев. Между тем, судя по печальным реалиям Украины после Евромайдана, где массово нарушаются права человека и ущемляется свобода слова, Янукович по сравнению с майданной властью был гораздо более правовым и конституционным правителем (не говоря уже о том, что при нём страна не развалилась, а экономика была в относительно неплохом состоянии).

Манипуляция на тему прав человека широко применялись на Украине во время Евромайдана. Например звучало обращение к Конституции, точнее к положению про то, что «народ — единственный источник власти», и это якобы оправдывало свержение Януковича без импичмента. Вообщем-то, в третьем пункте статьи 55 написано, что могут издаваться федеральные законы, ограничивающие почти любые права и свободы, в целях поддержания конституционного строя, общественного порядка, и т.д. Это уже значит, что большая часть доводов оппонента легко отбивается.

[править] Статья 1

Россия относится к республикам смешанного типа, который от парламентского и президентского типов отличается, прежде всего, статусом правительства — оно формируется президентом независимо от парламентского большинства, причем парламент может быть распущен президентом. Помимо России такая форма правления существует на Украине, в республиках Закавказья, в Румынии, Франции, Литве, Сирии и т. д.

Влияние Президента на формирование Правительства России выглядит следующим образом:

  • Президент обладает правом роспуска правительства (статья 117).
  • Назначение министра Президентом возможно лишь по предложению Председателя Правительства [1] , то есть его главы.
  • Председатель Правительства хоть и назначается Президентом, но лишь с согласия Государственной Думы (статья 111). В обязанности Председателя Правительства входит определение основных направлений деятельности и организация работы Правительства (статья 113), причём, опять же, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Иными словами, в России президент не может формировать правительство внепарламентским методом, в отличие от глав президентских республик (США, Мексика, Бразилия, Белоруссия, Южная Корея, Филиппины и т. д.).

Процесс принятия законов в России на деле куда сложнее, чем описал автор агитки — попадание закона к президенту РФ зависит от голосования по его поводу в не упомянутом автором агитки Совете Федерации [2] . Подробнее этот процесс описан в Конституции:

Также, согласно Конституции, существует механизм преодоления президентского вето на закон:

Иными словами, подпись Президента не является решающим фактором в законодательном процессе. Даже более того — закон считается принятым, когда за него проголосовали обе палаты Парламента, а не когда он подписывается Президентом[4], что было подтверждено в постановлении Конституционного Суда № 10-П от 22 апреля 1996 года.

[править] Статья 2

Право голосовать — одно из важнейших прав и свобод человека, прописанное в Конституции РФ (статьи 3.2 и 32.2). И если верить автору агитки, то у народа иных прав кроме этого нет — права на жизнь (статья 20.1), на свободу передвижения (статья 27), на свободу совести (статья 28) и многих других прав и свобод человека, прописанных в Конституции, в частности в главе 2.

[править] Статья 3

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

[править] Пункты 1-2

Понятие «источник власти» применительно к народу не означает, что именно он может принимать властные решения, особенно такие, которые нарушают законодательство — так, например, было на Евромайдане, когда под предлогом права на митинги и права на восстание устраивались погромы и беспорядки, запрещённые по Уголовному Кодексу.

Под «источником власти» понимается избрание народом своих представителей в органы власти и делегирование им полномочий на принятие законов и решение важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Представительная демократия — важнейшее средство осуществления народом власти в стране, поскольку практическая реализация форм прямой демократии происходит относительно редко, а представительные учреждения в основном работают на постоянной основе.

[править] Пункт 3

Президент РФ избирается путём прямого голосования — в отличие от США с их системой выборщиков и парламентских республик, где президент избирается парламентом. Если автор агитки имел в виду, что зарубежные избирательные системы лучше российской, то хотелось бы знать, чем именно?

Если же речь идёт о фальсификациях на выборах, то должен прилагаться анализ масштаба и частоты фальсификаций — однако у автора агитки его нет, а присутствует лишь так называемое «обобщающее перечисление» — несколько десятков нарушений на 1/1000 всех избирательных участков в стране, и это без убедительных доказательств экстраполируется на все остальные участки (а России почти 95 тысяч избирательных участков и около 110 млн избирателей).

По поводу референдумов автор агитки также пишет неправду — регламентирующие его проведение законы (№ 67-ФЗ и № 5-ФЗК) запрещают выносить на референдум лишь некоторые вопросы:

Регламентация проведения референдума не равняется его запрету, тем более в самой Конституции нет положений, которые бы разрешали проведение референдума по любому вопросу.

[править] Пункт 4

В Конституции обстоятельно прописаны полномочия Президента РФ (статьи 83-89) и Конституционного Суда (статья 125). Посвящать читателя в них автор агитки не потрудился, равно как и объяснять, какие полномочия Президент и КС якобы себе присвоили.

[править] Статья 6

Вообще-то, отсутствие права КАЖДОЙ партии выдвигать своего кандидата в представительные органы объясняется логичной необходимостью для партий обладать весомым политическим влиянием и широкой поддержкой избирателей. То же самое относится и к кандидатам в депутаты.

Записывать большинство населения в беспартийные весьма спорно в силу того, что невозможно посчитать число всех членов всех партий в РФ. Если с парламентскими партиями ещё возможен такой учет, то с партиями несистемной оппозиции это возможно лишь у наиболее популярных [3] непарламентских партий, вроде Парнаса или Яблока. А про партии без регистрации и говорить нечего, особенно если они являются экстремистскими, деятельность которых по Конституции запрещена (статья 13,5).

[править] Статья 13

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской федерации признаётся политическое многообразие и многопартийность.

[править] Идеология

Стоит напомнить автору агитки, что в СССР до 1990 года была закреплена монополия КПСС на власть:

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР[7].

При таком положении дел признавалась только коммунистическая идеология. Сейчас же всё совершенно по-иному. Идеологии парламентских партий основаны преимущественно на либерализме, патриотизме и консерватизме, а точнее, на поиске баланса между ними в случае каждой отдельной партии. Учения религиозных конфессий не являются основой идеологии парламентских партий, хотя также имею определённое влияние, однако оно несравнимо меньше, чем у маскизма-ленинизма во времена СССР.

Стоит отметить также, что капитализм не является идеологией даже в своём политическом смысле:

Будучи ярым коммунистом, автор агитки проигноировал саму суть капитализма, а также то, что вместе с ним, как правило, бок о бок идёт демократия. Так как капитализм основан на неравенстве, то демократия не может и не обязана давать людям абсолютное равенство возможностей. Кстати, если автору агитки не по нраву капитализм, то хочется спросить, почему же он и остальные советские граждане не препятствовали развалу СССР.

[править] Парламентские партии

Выше уже объяснялось, почему существует регистрация партий, поэтому отметим лишь то, что не только парламентские партии имеют регистрацию, но и любая другая, которая соответствует положениям закона № 95-ФЗ. По данным Минюста на осень 2016 года в России существует 75 зарегистрированных партий.

Не соответствует истине и то, что Путин якобы управляет всеми парламентскими партиями сразу. Партии КПРФ и ЛДПР существовали ещё в 1990-е годы, а ЕР и СР, хоть и были созданы в 2000-е годы, но это произошло согласно закону № 95-ФЗ и благодаря наличию электората, достаточного для обретения влияния.

[править] Другие партии и общественные объединения

Согласно закону № 26-ФЗ, общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения[9].

К таковым относится и партия [4] как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли.

Согласно закону № 95-ФЗ, только партии могут выдвигать своих кандидатов на выборы:

Данное положение закона объясняется тем, что из всех общественных объединений только партии создаются для сугубо политических целей, в то время как остальные общественные объединения больше нацелены на социальную сферу — это видно из текста статей 8-12 закона № 26-ФЗ.

[править] Создание партий

Создание партий регламентируется, прежде всего, статьёй 11 № 95-ФЗ:

Создание, функционирование, а главное распространение влияния в стране неизбежно требует наличия приличного капитала. Формально, ничего не мешает, например простому слесарю Ивану Иванову собрать вокруг себя единомышленников по какому-либо политическому вопросу и назвать это объединение партией. Только вот если в ней будет лишь 10-20 человек и существовать она будет лишь на основе капитала Ивана Иванова и членских взносов, то такое объединение априори не сможет даже регистрацию пройти, не говоря уже о выдвижении своего кандидата в Госдуму.

[править] Статья 14

Согласно закону № 125-ФЗ религиозное объединение — это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей[14].

Данный закон также регламентирует отношения между государством и религиозными объединениями:

Иными словами, принцип отделения религиозных объединений от государства от государства означает, что у них нет нет полномочий органов власти, но при этом члены этих объединений согласно статье 6 закона № 125-ФЗ имеют право наравне с другими гражданами голосовать, быть избранными и заниматься политической деятельностью.

Также у церкви есть право заниматься образованием и просвещением населения:

Таким образом, отделение церкви от государства не означает запрет на сотрудничество государства и церкви в области социально-культурной политики, а также не означает декларирование атеизма[19]. Нравится это автору агитки или нет, но именно из-за роли православия и иных конфессиий в идеологической основе русского мира наблюдается сотрудничество церкви и государства. И показывать свои религиозные убеждения высшие лица государства, как граждане РФ, имеют полное право согласно той же самой Конституции, гарантирующей свободу совести и вероисповедения (статья 28).

[править] Статья 15

Претензии автора агитки к данным законам разбирались при разговоре о статье 13 Конституции. Здесь же автор агитки обвиняет в юридической некомпетентность российскую власть из-за принятых законов, которые на первый взгляд противоречат Конституции РФ. При этом сама Конституция прописывает следующее:

Стоит сказать, что среди перечисленных статей автор агитки дал свой комментарий лишь в отношении статьи 40.1, до которой мы доберёмся позже.

[править] Статья 17

Равенство перед законом не означает равенства возможностей партий. Парламентские партии являются таковыми благодаря многочисленным сторонникам по всей стране, что наглядо демонстрируют выборы. Их члены, состоящие в Госдуме, наделяются служебными полномочиями, которые описаны в законе № 3-ФЗ (в более понятной форме с ними можно ознакомиться здесь).

[править] Статья 29

Для автора агитки как будто-бы не существует оппозиционных СМИ, а также российской несистемной оппозиции, её сторонников и общественных объединений. На самом деле, в России для оппозиционной пропаганды существуют достаточно свободные условия, которые равны западным условиям, если не превосходят их.

Касаемо цензуры автор забыл упомянуть 2 пункт данной статьи:

Это относится, прежде всего, к партиям с неофашисткой идеологией вроде Русского Национального Единства (лидер — А.Баркашов), которые встречали упорное сопротивление властей их попыткам добиться доступа в СМИ и участия в выборах.

[править] Статья 31

Текст упомянутой статьи звучит следующим образом:

Другие ограничения прописаны в статьях 4, 6-17 данного закона. В частности в статьях 15-16 указаны основания для приостановки и прекращения публичного мероприятия:

1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.

3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона[23].

1) Создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) Совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;

3) Неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона[24].

Логичность данных ограничений наглядно демонстрирует Евромайдан и тому подобные несанкционированные выступления, которые приводили к погромам, массовым смертям и травмам.

[править] Статья 32

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

[править] Беспартийные управленцы

Беспартийными управленцами являются, например, члены Совета Федерации, которые выбираются не по партийному принципу, а также президенты Б. Н. Ельцин и В. В. Путин. Первый был членом КПСС до 1990 года и последние 17 лет своей жизни не состоял ни в какой партии — как в годы президентства, так и после ухода в апреле 2000 года на пенсию, а второй — был членом КПСС до 1991 года, а в 1995 году вошёл в партию «Наш Дом — Россия». Кстати, даже упомянутые автором судьи не имеют права состоять в какой-либо партии и публично выражать свое отношение к ним согласно статье 3.3 закона № 3132-I.

[править] Единая Россия

Следует начать с того, что данная партия была создана не из воздуха, а путем слияния трёх политических объединений — партии «Единство» (лидер С.Шойгу), движений «Отечество» (Ю.Лужков) и «Вся Россия» (М.Шаймиев)[25][26].

Далее, хочется спросить, какие конкретно законы, принятые Госдумой нужны лишь олигарху Путину?

В представительных органах власти Единая Россия действительно широко представлена, если говорить только о Госдуме и региональных парламентах. В Совете Федерации она не представлена, так как верхняя палата парламента формируются непартийным путем:

Что вообще здесь не упомянуто автором агитки, так это представительные органы власти муниципального уровня [5] . Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования[28]. В этих органа беспартийных граждан достаточно много.

[править] Судьи

Порядок наделения судей полномочиями описан в одноименной статье 6 закона № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»:

Как видно из положений данной статьи, ни о каком единоличном назначении Президентом судей и речи быть не может, на что нам намекает автор агитки (именно намекает, поскольку прямо он не сказал, кем единолично назначаются судьи).

Популярное:

  • Трудовой договор ст 81 п2 Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя 1. Статья 81 посвящена основаниям, по которым работодатель вправе уволить работника по своей инициативе. Перечень этих оснований закреплен в ч. 1 […]
  • Статья 61 уголовного кодекса российской федерации Статья 61. Обстоятельства, смягчающие наказание 1. Смягчающими обстоятельствами признаются: а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств; б) несовершеннолетие виновного; г) наличие малолетних детей у виновного; д) […]
  • Статья 62 ук рф часть 1 Статья 62. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств 1. При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и (или) "к" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей […]
  • Статья 315 ук рф судебная практика ст 315 УК Судебная практика. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Решение суда Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта П О С Т А Н О В Л Е Н И Е об оставлении приговора мирового судьи без изменения, апелляционной жалобы - без […]
  • Комментарий ст 73 коап рф Статья 73. Обстоятельства, подлежащие доказыванию Статья 73. Обстоятельства, подлежащие доказыванию 1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении […]
  • Доверенность от ип шаблон Доверенность от ИП на физлицо - образец заполнения Доверенность от ИП на физлицо - образец вы можете скачать ниже и использовать его в качестве шаблона. В статье рассказывается об основных реквизитах доверенности от ИП, в каких случаях она требуется и когда может быть признана […]