Где и как получить решение на прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком, для юридического лица?

мы учебное заведение — был филиал в другом населенном пункте. филиал закрылся , здания сняты с кадастрового учета, хотим отказаться от земельного участка. МУГИСО требует решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на указанный зем. участок. Где и как его можно получить?

18 Октября 2016, 14:28 елена, г. Тавда

Ответы юристов (1)

Здравствуйте Елена, согласно Земельного кодекса, Российской Федерации, статьи 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного о предоставлении земельного участка.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Комментарий к СТ 45 ЗК РФ

Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Комментарий к статье 45 ЗК РФ:

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает возможность добровольного отказа землевладельца, землепользователя от принадлежащего им права.

В соответствии с п. 2 ст. 43 ЗК отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 ЗК. Учитывая, что отказ от права постоянного (бессрочного) пользования не порождает обязанностей для землепользователя, поскольку для прекращения данного вещного права необходимо издание соответствующего правового акта органом местного самоуправления, ФАС Центрального округа подтвердил решение нижестоящего суда о том, что отказ юридического лица от права постоянного (бессрочного) пользования сделкой не является, а следовательно, в отношении такого отказа от права невозможно применить последствия недействительности сделки (Постановление от 09.11.2007 по делу N А23-4754/06Г-8-333).

2. В п. 2 комментируемой статьи перечислены основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения. С 1 января 2008 г. данный перечень перестал быть исчерпывающим, и в комментируемую статью была включена норма, предусматривающая возможность установления оснований принудительного прекращения прав землевладельцев, землепользователей в иных федеральных законах.

Подпункт 4 п. 2 содержит бланкетное положение, отсылающее к гражданскому законодательству, но согласно ст. 287 ГК порядок и основания прекращения постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения должны быть установлены земельным законодательством. Соответственно, норма подп. 4 непосредственно применяется к правовому регулированию земельных отношений и при наличии в бездействии землепользователя или землевладельца признаков соответствующего правонарушения позволяет принимать решение о прекращении права в порядке п. 3 комментируемой статьи.

Несмотря на достаточно обширный круг оснований прекращения иных прав на земельный участок, содержащийся в подп. 1 — 4 п. 2 комментируемой статьи, анализ норм КоАП приводит к выводу о невозможности применения некоторых из них. Так, КоАП не предусматривает административную ответственность за использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; за нарушение режима использования земель природоохранного, рекреационного назначения, земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; за систематическую неуплату земельного налога и др. Между тем привлечение к административной ответственности за конкретные земельные правонарушения является обязательной предпосылкой применения к землевладельцам и землепользователям такой санкции, как прекращение права за данное нарушение. Выходом из сложившейся ситуации может быть не только соответствующее пополнение норм КоАП, но и принятие субъектами РФ законов об административной ответственности за те правонарушения, которые названы в ЗК, но за которые не установлена административная ответственность на федеральном уровне (см. ст. 2.1 КоАП).

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность внесудебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения. Например, ФЗ о введении в действие ЗК закрепляет, что в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений о включении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г. Орган государственной власти субъекта РФ в течение установленного в ФЗ о введении в действие ЗК срока имеет право осуществлять переданные полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не зарегистрированное в ЕГРП, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В случае если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в ЕГРП, орган государственной власти субъекта РФ в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Прекращение права постоянного бессрочного пользования: как осуществляется и возможные последствия

Право постоянного бессрочного пользования земли в настоящее время теряет свою распространенность, несмотря на очевидные удобства, так как это один из вариантов использования земельного участка, когда он не находится в собственности у пользователя, но и не взят в аренду.

Через пять лет после заключения договора использования можно написать заявление на оформление права собственности на участок.

Однако право постоянного бессрочного пользования может быть прекращено. Как именно происходит процесс прекращения такого права и какие последствия могут возникнуть?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

Законодательное регулирование

Законодательное регулирование процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования землей происходит в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются основания для прекращения такого права, а также варианты ответственности за нарушение условий договора.

Если говорить о порядке прекращения такого права, то следует отметить статью 53, в которой рассматривается весь пошаговый процесс, но в том случае, если отказ от права происходит на добровольной основе.

Если же речь идет об изъятии участка из обращения у того лица, которому он был предоставлен, то здесь необходимо рассматривать положения статьи 54, которая тщательно регламентирует весь процесс.

Так как при оформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком происходит составление договора использования (он сродни договору аренды, однако вопрос размера и порядка выплаты арендной платы рассматривается отдельно, возможно, даже в рамках отдельного соглашения), регулирование этой стороны взаимоотношений между пользователем и государством происходит в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

Глава 29 посвящена изменению и расторжению заключенного договора.

Соответственно, именно эта часть данного нормативного акта будет выступать в качестве еще одного регулятора процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования на выделенный земельный участок.

Кроме двух указанных законов, регулирование вопроса прекращения права постоянного бессрочного пользования происходит с помощью Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” в той его части, которая касается именно земель, используемых для организации сельскохозяйственного производства.

Кроме того, говоря о процессе регулирования процедуры прекращения права постоянного бессрочного пользования на землю, необходимо упомянуть также и местное законодательство, которое также может контролировать весь процесс.

Виды прекращения постоянного бессрочного пользования

Прежде чем рассматривать варианты прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, необходимо рассмотреть, что подразумевается под правом постоянного бессрочного пользования землей.

Этот вид использования земельных участков сохраняет свою актуальность ещё с периода советской России, когда это был единственно возможный вариант обладания этим ресурсом.

Суть этого типа использования земли заключается в том, что владелец (в ограниченном масштабе можно говорить о том, что у участка есть владелец) участка может только использовать землю, но передать его по наследству или подарить участок возможностей очень мало — эти права можно реализовать только после выкупа участка.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

В соответствии со статьями 53 и 54 Земельного Кодекса выделяют два основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования:

  • Добровольный отказ пользователя от своего права;
  • Принудительное изъятие участка из пользования.

Других вариантов прекращения права постоянного бессрочного пользования землей современное законодательство не предусматривает.

Добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования землей может быть оформлен лицом, обладающим таким правом, в любой момент времени с начала действия этого права.

Отказ на добровольной основе от права постоянного бессрочного пользования землей может быть вызван разными причинами (например, невозможность владельцем ухаживать за участком в полной мере так, чтобы его плодородие не уменьшалось или нежелание заниматься участком).

Независимо от того, какая именно причина вынудила владельца отказаться от участка и права его использования, в заявлении на отказ эта причина не должна указываться, а требование ее отражения является незаконным.

В том случае, если после смерти наследодателя в права наследования никто не вступил, то прекращение эксплуатации участка также будет рассматриваться как добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования, но осуществленный владельцем при жизни (точнее, в день, предшествующий смерти).

Если говорить о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то для него может быть ещё один вариант — желание пользователя приобрести участок в собственность путем приватизации или выкупа его в соответствии с нормами действующего законодательства.

Для его осуществления государственные органы должны руководствоваться статьей 54 Земельного Кодекса.

Эта статья регламентирует порядок осуществления изъятия, в то время как основания для осуществления прекращения права постоянного бессрочного пользования землей зафиксированы в статье 45 указанного нормативного акта и включают в себя следующие положения:

  • Использование земельного участка в целях, которые нарушают принадлежность надела (например, на сельскохозяйственных землях осуществляется строительство многоквартирного жилого дома), то есть нецелевое использование предоставленного участка;
  • Порча земли, которая приведет к невозможности ее дальнейшего использования, независимо от ее целевого назначения;
  • Такое использование участка, которое приводит к существенному снижению плодородия земли или ухудшению качества производимых на ней продуктов;
  • Невыполнение обязанностей по обязательному сохранению плодородия земель, их охране и рекультивации;
  • Отказ от выполнения обязанностей по приведению выделенного участка в то состояние, которое позволит использовать его в дальнейшем по прямому назначению, определенному принадлежностью участка к его целевому фонду.

В том случае, если уполномоченные органы государственной власти на уровне субъекта или исполнительные органы власти муниципалитета выявляют в ходе проводимой проверки хотя бы одно из перечисленных нарушений в использовании выделенного земельного участка, они могут инициировать процедуру принудительного изъятия земли.

Порядок прекращения права постоянного бессрочного пользования

Так, если речь идет о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то лицо, которое решило совершить такое действие, должно подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта (если земля принадлежит субъекту федерации) или в муниципалитет (если распределение участков происходило на уровне муниципального образования).

Такое заявление должны подавать все пользователи землёй независимо от того, являются они юридическими или физическими лицами.

Для того, чтобы не уполномоченный орган принял соответствующее решение, заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования должно сопровождаться ещё определенными документами, к которым будут относиться:

  • Документы, подтверждающие личность подавшего заявление лица (а в случае, если действия осуществляются по доверенности, например, в качестве представителя юридического лица, то ещё и доверенность, в которой будут четко указаны все полномочия, которыми доверенное лицо наделено);
  • Для юридического лица потребуется копия документов, подтверждающих прохождение процедуры регистрации юридического лица (например, выписка из ЕГРЮЛ);
  • Кадастровые документы на участок (кадастровый паспорт и копия кадастрового плана, где будет указано расположение участка и его индивидуальный кадастровый номер);
  • Документы на участок, удостоверяющие права заявителя на использование конкретного участка (а в случае отсутствия таковых необходимо предоставить копию решения руководителя исполнительного органа о предоставлении земельного участка в пользование).

В течение тридцати дней с момента подачи заявления в соответствующие органы, руководителем этого органа принимается решение о прекращении действия права постоянного бессрочного пользования на основании поданного заявления и всех приложенных к нему документов.

Если они не могут быть предоставлены в месячный срок с момента регистрации подачи заявления, то в рассмотрении вопроса о прекращении права постоянного бессрочного пользования отказывается, а заявление направляется на исправление просителю.

Этот момент достаточно часто носит отрицательный характер, так как может существенно увеличить срок оформления в собственность участка, который раньше находился в постоянном бессрочном пользовании.

Если речь идет о принудительном прекращении права, то осуществление такой процедуры должно происходить в строгом соответствии со статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если участок находится в пользовании у казенных, государственных или муниципальных учреждений, то он может быть изъят уполномоченным органом без обращения в суд, если будут выявлены нарушения в эксплуатации участка (например, в отношении участка совершались действия, которые негативным образом сказываются на плодородии почв).

Если участок предоставлен для использования частному лицу, а также если Едином реестре прав на недвижимость содержится информация о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование конкретному человеку (например, прошёл регистрацию составленный договор использования земли), изъятие участка может быть осуществлено только по решению суда, на обжалование которого дается срок в десять рабочих дней с момента вынесения такого решения.

Исключением из этого правила по принудительному прекращению права постоянного бессрочного пользования землей будут такие действия в адрес научных учреждений, а также специализированных организаций, входящих в структуру РАН.

В отношении них решение будет приниматься индивидуально по каждому выявленному случаю нарушения норм эксплуатации выделенного участка, причем решение будет выноситься на федеральном уровне с учетом анализа всех предоставленных доказательств.

При покупке земли под ИЖС необходимо учесть множество моментов.

Планируете взять ипотеку на покупку земельного участка? В нашей статье описаны программы от самых популярных и надежных банков.

При приобретении земли у СНТ стоит знать и помнить об опасных подводных камнях, которые могут встретиться. Читайте о них здесь.

Каких последствий ждать после решения суда

В том случае, если прекращение права постоянного бессрочного пользования было осуществлено в принудительном порядке через обращение государственных органов в суд, на обжалование вынесенного решения у ответчика будет десятидневные с момента вынесения судебного акта.

В этом случае для ответчика наступают достаточно серьезные правовые последствия:

  1. Во-первых, в том случае, если суд в своем решении определил обязанность ответчика восстановить первозданный вид участка, который он имел до начала использования не по назначению или до начала нарушений в отношении этого надела, ответчику придется все необходимые мероприятия производить исключительно за свой счёт.
  2. Вторым последствием будет, в случае назначения, выплата штрафа в бюджет в качестве наказания за совершенное нарушение (если урон экологии нанесен не был, то дело будет квалифицировано как административное правонарушение, и штраф будет рассматриваться как один из видов основного наказания; если экологический ущерб был нанесен, дело может быть переквалифицировано в уголовное, и тогда штраф может рассматриваться как основное и как дополнительное наказание).
  3. В качестве третьего последствия следует рассматривать изъятие участка из пользования ответчиком с одновременным исключением возможности дальнейшего извлечения прибыли из объектов, расположенных на этом участке (например, невозможность продажи ответчиком квартир в возведенном многоквартирном доме).

Однако, если принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования землей было осуществлено незаконно, и ответчик может это доказать, в соответствии со статьями 60 и 61 Земельного Кодекса вынесенное решение суда подлежит отмене наряду со снятием назначенных видов наказания, а изъятый участок должен быть возвращен в пользование.

Право постоянного бессрочного пользования землей, хоть и выглядите настоящее время пережитком советского прошлого, однако является одной из наиболее оптимальных форм использования как с экономической, так и с практической точки зрения.

В том случае, если речь идет о добровольном отказе от этого уникального права, уполномоченному органу остаётся только принять такое решение на основе поданного заявления.

Что же касается принудительного прекращения, то здесь обращение в суд может нести очень серьезные правовые последствия как для истца (особенно в случае неправомерного обращения), так и для ответчика (если нарушения будут выявлены и доказаны).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Следующим ограниченным вещным правом является право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, содержание которого раскрыто в ст.ст. 268-270 ГК РФ.

Такое право предоставляется как гражданам, так и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

То, что земельные участки могут предоставляться в постоянное пользование не только организациям, но и гражданам было закреплено в ГК 1994 г. впервые. Земельный кодекс РСФСР 1991 г. допускал предоставление в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от форм собственности и сферы их деятельности [35] (ст.12). Главным образом субъектный состав отличал данное право от пожизненного наследуемого владения.

Расширение Г ражданским кодексом круга субъектов права постоянного пользования, по нашему мнению, вряд ли можно считать оправданным. Признание гражданина субъектом данного права при наличии права пожизненного наследуемого владения было излишним. К тому же постоянное (бессрочное) пользование (в контексте возможностей распоряжаться земельным участком) по ГК — более ограничено по сравнению с пожизненным наследуемым владением.

По наследству данное право не переходит, кому бы оно не принадлежало. В случае реорганизации юридического лица, принадлежащее ему право переходит в порядке правопреемства (п.3ст.268 ГК РФ).

Лицо, которому предоставлен земельный участок, вправе (если иное не предусмотрено законом) использовать участок в целях, для которых тот предоставлен, включая возведение на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Данное недвижимое имущество, созданное этим лицом для себя является его собственностью. Переход права собственности на недвижимость повлечет за собой и переход права на земельный участок, но именно того права, которое принадлежало собственнику недвижимости, т.е. земельный участок переходит на праве постоянного пользования.

В аренду или безвозмездное пользование земельный участок, предоставленный в постоянное пользование, может быть передан только с согласия собственника участка.

Земельный кодекс исключил возможность предоставлять гражданам земли на праве постоянного (бессрочного) пользования, также заметно сузил круг юридических лиц, которые могут быть субъектами данного права. Согласно ст.20 ЗК в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, то есть организациям, финансируемым из средств бюджетов.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК, сохраняется. Однако, юридические лица, которые не могут обладать землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, должны переоформить это право на право аренды или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2004 г. (ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение о переоформлении земельного участка принимается исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления на основании заявления владельца. Вновь приобретенное право подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Следует отметить, что, установив срок для переоформления прав на земельный участок, законодатель не предусмотрел последствий за его нарушение. Практика применения прежних аналогичных нормативных актов не давала оснований лишать субъект права пользования землей. В частности, в п.3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» указывалось, что непереоформление прав пользования земельным участком не является основанием для изъятия и перераспределения, поскольку ЗК не рассматривает его в качестве основания прекращения прав на земельный участок. Та же ситуация может сложиться и при применении действующего Земельного кодекса.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут, как и субъекты прав пожизненного наследуемого владения, приобрести земельные участки в собственность. В отличие от юридических лиц, срок выкупа не ограничен. Кроме того, предоставляется право однократно приобрести земельный участок, находящийся в постоянном пользовании, на безвозмездной основе. Для юридических лиц право на бесплатное приобретение земельного участка не предусматривается.

В отличие от ст.270 ГК, позволявшей владельцу распорядиться участком путем сдачи в аренду или безвозмездное пользование при условии получения согласия на это собственника участка, ст.20 ЗК вообще не допускает возможности распоряжения пользователем земельным участком.

Возникновение права постоянного пользования земельным участком ГК связывает также с приобретением права собственности на здание или сооружение, расположенное на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Презюмируется, что если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, занятого этим недвижимым имуществом (п.1 ст.271 ГК). Земельное законодательство предусматривает несколько иные правила. Согласно ст. 36 ЗК граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают земельные участки, за исключением категорий, перечисленных в ст.20 ЗК, на праве собственности или получают эти участки в аренду.

В случае приобретения здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного пользования, покупатель, если он не входит в число лиц, перечисленных в п.1 ст.20 ЗК, может взять землю в аренду или приобрести участок в собственность.

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены ФЗ «О товариществах собственников жилья».

Если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В случае, когда в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

Если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, земельный участок предоставляется одному из этих лиц в постоянное (бессрочное) пользование, а другие обладают правом ограниченного пользования им для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения. Указанное право ограниченного пользования, по сути, представляет собой сервитут.

Необходимо учитывать, что невозможность сохранения первоначального вещного права возникает иногда в случае продажи здания (сооружения), расположенного на земельном участке, принадлежащем гражданину на праве пожизненного наследуемого владения. Указанное право может перейти только к физическому лицу. При покупке здания, сооружения юридическое лицо вправе взять в аренду или приобрести его в собственность.

Следует отметить, что право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования по набору предоставляемых земельным законодательством полномочий весьма схожи. Их различия основываются лишь на специфике субъектного состава — гражданину право пользования землей предоставляется пожизненно, а юридическим лицам, определенным в законе, — на постоянной основе, поскольку срок деятельности организации, как правило, не ограничен. Однако в обоих случаях допустимо универсальное правопреемство, которое имеет место для граждан при наследовании, для юридических лиц — при реорганизации.

Схожими для пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования являются основания и порядок прекращения прав.

Основания прекращения прав можно разделить на добровольные и принудительные. Так, в установленных законом случаях они могут прекратиться в добровольном порядке при приобретении земельного участка в собственность (п.5 ст.20, п.2 ст.21 ЗК). Кроме того, обладатель права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования может отказаться от собственного права. Тогда распоряжается земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п.2 ст.53 ЗК).

Право пожизненного наследуемого владения прекратится также при отсутствии у землевладельца наследников (поскольку это право не может перейти к государству в составе выморочного имущества), либо при отказе наследников от наследства.

В принудительном порядке рассматриваемые права могут быть прекращены по основаниям и в порядке, установленными п.2 ст.45 ЗК. Этому должна предшествовать определенная процедура.

В соответствии со ст.54 ЗК принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется при неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Принудительное изъятие участка допускается только в судебном порядке. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения соответствующего права в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение об изъятии земельного участка по причине ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд связывается, в частности, с необходимостью выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения (ст.49 ЗК).

Порядок принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд установлен ст.55 ЗК. При этом землевладельцу (землепользователю) должны быть возмещены причиненные убытки (ст.57 ЗК).

При реквизиции не землепользователя (землевладельца) распространяются гарантии, предусмотренные ст.51 ЗК для собственника земельного участка.

Следует отметить, что если земельный участок предоставлен для обслуживания здания, строения, сооружения, право пользования им при разрушении объекта недвижимости автоматически не прекращается. Согласно ст. 39 ЗК оно сохраняется за лицами, владеющими им на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления здания, строения, сооружения в течение трех лет. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе продлить этот срок.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что земельные участки не могут передаваться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Хотя Гражданский кодекс и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не ограничивают круга объектов, которые могут быть переданы предприятиям на указанных вещных правах, земельное законодательство не называет их в числе возможных вещных прав на землю. В ст.20 ЗК предусматривается предоставление субъектам права оперативного управления земель на праве постоянного пользования. При этом законодательство не определяет на каком вещном праве предоставляется земля субъектам права хозяйственного ведения. Вероятно, обладателям такого права земля может быть сдана в аренду. Для устранения существующей неопределенности данный вопрос следует урегулировать на законодательном уровне.

2. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Распоряжение земельным участком, от которого отказался землевладелец или землепользователь, осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления с учетом их полномочий, указанных в земельном законодательстве (ст.

Право землепользователя либо землевладельца может быть прекращено принудительно по обстоятельствам, указанным в законе. Ими признаются:

1) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; 2)

использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; N 3)

неустранение последствий умышленно совершенных следующих земельных правонарушений:

отравление, загрязнение, порча и уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека и окружающей среде;

нарушение установленного соответствующими нормами режима использования земель особо охраняемых территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения; земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;

систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии, предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

систематическая неуплата земельного налога; 4)

неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; 5)

изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными земельным законодательством; 6)

.реквизиция земельного участка.

Принудительное .прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов надле- жащего использования земельного участка после наложения административного наказания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного наказания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок.

Данное цредупреждение должно содержать: указание на допущенное земельное правонарушение; срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается Правительством РФ.

Когда указанное в предупреждении земельное правонарушение в установленный срок обязанной стороной не устраняется, исполнительный орган государственной власти, вынесший его, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решения.

Решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в суд-

Популярное:

  • Конс тк рф Изменения Трудового кодекса РФ 2015, хронология Изменения от 03.10.2016 В новой редакции обновлены статьи: Ст 136, Ст 236, Ст 360, Ст 392 Изменения в Трудовом кодексе в 2016 году С нового, 2016 года, ТК РФ дополнен главой 53. 1. В этой главе будут содержаться основные положения по […]
  • Средняя норма рабочего времени на 2016 год Нормы рабочего времени Нормы рабочего времени на 2018 год в Украине. ! Если праздничный или нерабочий день совпадает с выходным днем, выходной переносится на следующий день после праздничного или нерабочего (ст. 67, 73 КЗоТ) . В канун праздничных и нерабочих дней длительность рабочего […]
  • Не хотят увольнять с армии Не увольняют с контракта Здравствуйте! Перевод из ВС в МВД невозможен. В соответствии с п.п. "б" п.2 ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" п.п. "б" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы утв. Указом Президента РФ от 16 сентября […]
  • Инспекция по делам несовершеннолетних иркутской области Инспекция по делам несовершеннолетних иркутской области Ответственный секретарь комиссии: Голубчикова Александра Сергеевна – телефон/факс (3955) 52 05 08, кабинет 13 Елисеева Ольга Евгеньевна – телефон (3955) 52 05 08, кабинет 12 Алехова Елена Сергеевна – телефон (3955) 53 29 44, […]
  • В пункта 2 ст 24 Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу Информация об изменениях: Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2004 г. Статья 24 . Отсрочка от призыва граждан на военную […]
  • Журнал учета лиц имеющих право на льготы воинский учет образец Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2018 «Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2018» — именно так должен называться внутренний документ компании, в штате которой трудятся военнообязанные граждане. А поскольку к таким компаниям сегодня относится подавляющее […]