Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе»

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.

Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время, поэтому в школе создан Центр внеучебной деятельности «Созвездие».

1. Общая схема программы

Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:

2. Нормативно-правовая база программы

Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» от1999 г.
  • Закон «Об образовании» РФ от 12.10.96 г.
  • Закон «Об образовании» УР от 19.12.95 г. № 130-1
  • Конвенция о правах ребенка
  • Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
  • Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
  • Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03
  • Указ Президента РФ от 2003 г. № 127 «О республиканской целевой программе «Дети Удмуртии»
  • Приказ МНО РФ « Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности» 29.01.02 г. № 237
  • Районная программа гражданского – патриотического воспитания старших школьников на 2004-07 уч. год.
  • Районная программа по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних.
  • Республиканское примерное положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета.

Нормативно-правовые документы школьного уровня:

  • Устав МОУ Каракулинская СОШ.
  • Программа развития школы «Школа успешной личности».
  • Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
  • Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
  • Локальный акт «Положение о Центре внеучебной деятельности «Созвездие»».
  • Локальный акт «Положение проведении внеурочных мероприятий».
  • Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования».

3. Цели и задачи программы

Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс. В результате чего программа получила название «Мы вместе».

Цель программы:создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.

Задачи программы:

  • обеспечение учащимся психолого-педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;
  • организация и совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;
  • предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.

Адресаты программы: учащиеся муниципального образовательного учреждения Каракулинская средняя общеобразовательная школа.

4. Основное содержание программы

Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди подростков и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы.
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

По данным социального паспорта ОУ уровень правонарушений в нашей школе не снижается наблюдается , то подъем, то небольшой спад.

Данные за последние 3 года представлены в таблице:

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.

Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.

Правонарушения несовершеннолетних:

— нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;

-незаконный оборот психотропных веществ, наркотических препаратов и их аналогов;

-употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;

-деятельность и поступки, представляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;

-управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;

-управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических, психотропных средств или их аналогов;

-нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое стало причиной легких или средней тяжести повреждений здоровья потерпевшего;

— заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;

— пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;

— появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных, наркотических препаратов или их аналогов.

Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим:

· обязательные работы (общественные работы);

· конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;

Советы родителям несовершеннолетних детей

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи.

Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

Незнание закона не освобождает Вас от ответственности.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.

Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Противоречием является то, что количество подростков «группы риска» увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество подростков «группы риска» в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии отличного от нормы поведения подростков:

— неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

— порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);

— предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.

2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.

3. Родителям не ставить детей на второе место после карьеры.

4. Родителям правильно воспитывать своих детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга.

5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.

6. Родителям стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

Ранняя профилактика преступлений и правонарушений в молодежной среде является первоначальной задачей семьи, а также школы и досуговых учреждений. Важную роль в этом вопросе играет также пропаганда здорового образа жизни. Молодое поколение, ещё не сформировавшее основные жизненные ценности и ориентиры, является слабым звеном, им легко манипулировать, оно чаще поддается соблазнам, не думая о последствиях. Как правило, те, кто оступились в раннем возрасте, чаще становятся преступниками в будущем, поэтому ранняя профилактика преступлений и правонарушений является важнейшей задачей всех тех, кто связан с молодежью – родителей, учителей, тренеров, руководителей и, конечно же, государства, т.к. здоровое, законопослушное и правильно ориентированное молодое поколение основная опора страны.

«Незнание законов не освобождает от ответственности»

Автор: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Красногвардейский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи»

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения числа правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягиваются несовершеннолетние.

Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретённые в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и, как результат, – к росту преступности и рецидивам.

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживает среди людей, совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития – музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Подростковый возраст является одним из самых активных периодов в жизни каждого человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, чаще всего кажется, что он может всё и в этот момент способен на многое. Однако в связи с недостатками жизненного опыта, незнание уголовных законов, а также чаще всего просто неумение себя контролировать и отдавать отчёт своим действиям могут привести к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно несовершеннолетними совершаются более 145 тысяч преступлений, в результате чего каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в воспитательные колонии.

Центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым систематически проводятся беседы с учащимися школ, направленные на профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. В ходе мероприятий обсуждаются проблемы преступности среди несовершеннолетних, учащимися при помощи специалистов по социальной работ разбираются различные ситуации, где необходимо определить виды ответственности за различные противоправные деяния.

Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Мы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности. Напряженная обстановка в обществе может быть высокой, отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам человек. И если он совершил преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. Так что же он выбирает? Закон и порядок или хаос и анархию? Раз человек выбираете закон и порядок, то не должен забывать, что выбранный им путь законопослушных граждан потребует от него самого неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.

«Правонарушения и ответственность за них»

Автор: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Красногвардейский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи»

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть административными и уголовными.

Теоретически каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предсказать последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои последствия своих поступков. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

Согласно нормам действующего законодательства в России несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.

Проблемы подростковой преступности в России следующие: исходя из статистических сведений, полученных в результате расследования дел несовершеннолетних, совершивших преступления, установлено:

— лица, не достигшие возраста совершеннолетия, легко подпадают под дурное влияние лиц, которые преследуют корыстные цели;

— большое число преступлений совершается подростками, объединившимися в группы;

— подростки из неблагополучных семей легче соглашаются на совершение преступного деяния;

— юридическая безграмотность и уверенность в своей безнаказанности существенно способствует подростковой преступности.

Необходимо помнить, что способность предвидеть последствия своих поступков окончательно дозревает у девочек к 18, а у мальчиков к 20 годам. Но этому предвидению детей необходимо учить с 3-5 лет. Уже в 5-6-летнем возрасте дети обычно понимают, что можно делать, а за что их накажут. Чего не скажешь о формировании целостной картины общественных ценностей. Тем не менее, на законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.

Принимая во внимание все вышесказанное, специалистами по социальной работе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым проводятся мероприятия для учащихся школ. С учениками проводятся беседы и тренинги на тему: «Правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них», направленные на формирование умений учащихся школьных заведений выбирать правильную позицию и уметь её отстаивать; учащихся знакомят с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения морали; специалисты моделируют ситуации, развивают умения несовершеннолетних находить пути выхода из сложившихся сложных ситуаций, выражать свои взгляды, отстаивать свою позицию, умение сказать «НЕТ», работать в группе, вести дискуссию.

Подросток, правонарушение, ответственность

Автор: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Красногвардейский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи»

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает, что совершаемые им противоправные деяния порой ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

Специалисты по социальной работе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым в городских, поселковых, сельских клубах, на родительских собраниях в школах с родителями и детьми проводят групповые мероприятия по темам: «Правонарушения среди подростков. Ответственность родителей», «Ответственность за совершенные правонарушения».

В ходе бесед специалисты рассказывают о видах правонарушений, основных пунктах административной и уголовной ответственности. Напоминают родителям несовершеннолетних детей их права и обязанности; какие административные наказания могут быть применены к родителям, которые недобросовестно относятся к исполнению своих родительских обязанностей; в каких случаях родители несут уголовную ответственность. Специалисты в ходе занятий настоятельно рекомендуют родителям контролировать свободное время подростков, больше времени проводить со своими детьми, по максимуму заполнять свободное время несовершеннолетних посещением кружков, секций по интересам, с целью реализации своих потребностей и возможностей и развития зоны успешности.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних.

Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности или ее крайней неустойчивости, аномальных потребностей и аномального способа удовлетворения, естественных для всех детей потребностей, неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов поведения и т.п. С одними учителями и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они стараются выполнять их требования, посещают уроки, с другими — постоянно конфликтуют, пропускают уроки, грубят, проявляют неповиновение. Такие отношения зависят от того, как учитель смог подойти к данному ученику, учесть и положительные качества его личности.
Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, также сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени, чем у других подростков, осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый «взрослый» лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других — аморальные действия, недисциплинированность.

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 15 лет. Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе, накладывают отпечаток на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как будет решена социальная задача «вхождения» его в мир взрослых, определение своего места в микро социальном окружении, характерных для этого периода.
Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие чувства чести, долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки начинают предъявлять друг к другу более высокие моральные требования. На первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.
Особенности личности трудновоспитуемого подростка.
Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его устремления, потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию поведения. Эти подростки или не имеют определенных жизненных целей и не знают, чего они хотят, либо их жизненные устремления, интересы и потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский характер.
Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего, то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения. Они имеют большие пробелы в знаниях, учатся плохо по причине снижения мотивации к учёбе. Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках они, как правило, бездельничают, поэтому домашнее задания не выполняют и как результат постепенно утрачивается вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии (в общей школьной успешности) они значительно отстают от своих сверстников.
Такие подростки, как правило, не отличаются трудолюбием, умением преодолевать трудности и доводить дело до конца, систематически, целенаправленно трудиться они не могут: с удовольствием берутся за дело, но вскоре его бросают. В ситуациях, когда учитель по отдельным учебным предметам у трудновоспитуемого подростка становится авторитетом, он может под его руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.
У таких учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если им и дают поручения, то они не в состоянии систематически выполнять их, так как не обладают умением самостоятельно планировать работу и привлекать других к ее выполнению, не уверены в своих силах. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей, дезорганизаторских действий на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения хулиганских поступков.
Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у каждого трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной деятельности, пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом классного, школьного коллектива, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение одноклассников, педагога, родителей.

Можно ли предотвратить правонарушения среди несовершеннолетних детей?

Конечно, подавляющее большинство этих правонарушений можно считать мелкими, так как они заключаются в школьных прогулах, мелком хулиганстве и не проистекают из серьезных антиобщественных тенденций. Однако над поступками этих детей стоит серьезно задуматься. Мы считаем, что родители могут помочь профилактике правонарушений. Начнём с установления моральных норм в семье. Можно с точностью утверждать, что главной гарантией хорошего поведения подростка является любовь и уважение между родителями и детьми. Но даже на самых «хороших» детей и родителей влияет их окружение. Лучше всего воспитать у своих детей высоконравственные принципы могут те родители, которые сами придерживаются гуманистических и высших социальных принципов. Если родители не проявляют ясно и четко свою позицию в жизни, то это негативно отражается на их детях. Примером такого явления могут служить интеллигентные родители, не замечающие грубости своего ребенка.
В любом возрасте нельзя разрешать ребенку плохо обращаться с игрушками, мебелью, вещами, потому что такое отношение может в дальнейшем перейти на родителей и на окружающих его людей.
Во время учебы в начальной школе дети особенно интересуются различными правилами общественной жизни. Их волнуют взгляды родителей по любому поводу. В это время можно рекомендовать родителям четко формулировать ребенку свои принципы и учить отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, не прибегая к физической силе, а также формировать и развивать у детей в таком возрасте ценности ведения здорового образа жизни.
В последующие годы обычно бывает труднее внушить подростку свои взгляды, так как у них нередко возникает непреодолимое желание противоречить не только родительским требованиям, но и игнорировать их образ жизни. Подобные явления очень тяжелы для родителей. Они стараются не говорить о своих чувствах, страдают из-за того, что не могут руководить своим ребенком.
Безусловно то, что «бунтующий» подросток демонстрирует не свои убеждения, а выражает свои затруднения. Сердца подростков легко ожесточаются от несправедливости или недоверия, особенно родителей. Но в глубине души они хотят знать, что их родители искренне любят их и принимают своих детей такими, какие они есть, а также готовы поддержать и найти совместный выход из любой жизненной ситуации.

Кафедра педагогики

Особенности программы по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в образовательной школе

Е.В. Копосова (Санкт-Петербург), Г.А. Мартынова (Кирово-Чепецк)

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.

Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему во многих школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, и каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы. Например, программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе» (МОУ Каракулинская СОШ, Удмуртская Республика, 2008-2009г.) Орловой О.А. направлена «на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме».[3] Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем…» (ГОУ СОШ №1253, Москва, 2007г.), Зольниковой З.М. и Никитовой М.Б. направлена «на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышения качества их жизни, а также на формирование потребности вести здоровый образ жизни». [2]

Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления. Цель нашей работы: стабилизация и дальнейшее снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися школы. Для достижения цели программы поставлены следующие задачи:

  • Воспитание у учащихся нравственно-правовой убежденности, законопослушного поведения и основ толерантности.
  • Профилактика и ликвидация педагогической и социальной запущенности.
  • Усиление роли семьи в социализации школьников, сближение интересов родителей и педагогов по формированию гармонично развитой личности.
  • Координация деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Представим практическое описание системы работы по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области.

Работа ведется со следующими участниками образовательного процесса: это учащиеся школы их родители, а также педагоги.

Наша страна провозглашена демократическим правовым государством. Но в массовом сознании граждан право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Помимо этого, современная социально – экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «группу риска», как одной из самых незащищенных категорий граждан. С одной стороны, несовершеннолетние часто подвергаются насилию, нарушаются их права, а с другой стороны они большую часть времени предоставлены сами себе. И как результат – повальное употребление психотропных и психоактивных веществ, алкоголизм, табакокурение, нежелание учиться и работать, проявление жестокости, агрессии, совершение преступлений и правонарушений.

Поэтому работа по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся должна предполагать целый комплекс социально – профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого – педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формировать правовую культуру и повышать правовую грамотность учащихся, способствуя тем самым правовому воспитанию.

Далее представлены индивидуальные и групповые формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений, проводимых в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области .

Индивидуальные формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений

Групповые формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений

1.Проведение психолого-педагогической диагностики, выявление причин по которым совершаются преступления и правонарушения;

1.Традиционное проведение классных часов на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» – (7-11кл.); «Административная ответственность несовершеннолетних» – (5-6кл.);

2.Проведение индивидуальных консультаций по желанию учащихся и запросам классных руководителей и родителей;

2.Вовлечение учащихся в занятия, кружки, спортивные секции, факультативы, а также в работу Школьного Музея Боевой Славы во внеурочное время;

3.Проведение педагогического расследования по каждому случаю жестокого обращения с детьми и по каждому правонарушению в школе и вне её

3.Организация досуга учащихся во внеурочное время в городских УДО, осуществление контроля за их посещаемостью;

4.Организация трудоустройства и отдыха трудных подростков;

4.Организация ролевых игр и тематических бесед с учащимися 1-11кл.

5.Приглашение учащихся, склонных к совершению правонарушений на совет профилактики школы;

5.Проведение коррекционно-развивающих занятий в группах;

6.Участие в городских акциях и операциях, посвященных профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся;

6.Планирование и организация досуга учащихся в дни школьных каникул;

7.Проведение совместных рейдов с социальным педагогом, психологом, классным руководителем и инспектором ПДН в неблагополучные семьи;

7.Проведение дня Правовых знаний, дня здоровья, декад по борьбе с ПАВ (употреблением наркотиков, спиртных напитков и курением);

8. Защита интересов учащихся на КДН и ЗП, в следственных органах, при оформлении опеки, усыновлении, лишении родительских прав, при продаже и обмене жилья;

8. Проведение организационных и дисциплинарных линеек;

9.Определение дальнейшего жизнеустройства учащегося, в случае лишения родителей родительских прав (опека, детский дом, школа – интернат);

9.Оформление информационного стенда «Куда я могу обратиться за помощью»(номера телефонов горячих линий и прочих организаций);

10. Отслеживание влияния учебных нагрузок на физическое состояние учащихся;

10.Контроль за успеваемостью и поведением, формирование микроклимата в коллективе;

11. Направление несовершеннолетних на консультации психиатра-нарколога; Периодическое пролечивание несовершеннолетних у психиатра;

11. Использование здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса; Создание благоприятного лечебно-оздоровительного режима в ОУ

12. Плановое пролечивание учащихся в центре реабилитации;

12.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания; Проведение профилактической работы: организация ЛФК, закаливание, витаминизация. Периодический осмотр детей у психиатра (2 раза в год);

Данные формы работы в комплексе с другими профилактических мерами направлены на: изучение прав ребёнка, формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости, формирование законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки, развитие умения определять свою личностную позицию и делать правильный выбор, что в целом формирует правовую культуру и способствуют профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.

Но мало проводить работу только с несовершеннолетними, ведь важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.

Многие родители не задумываются о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако, каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, что происходит с его ребенком, поэтому воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил, терпения и выдержки. И если у родителей или лиц заменяющих родителей и других членов семьи возникают проблемы в воспитании несовершеннолетнего, то педагогический коллектив школы может помочь справиться с появившимися трудностями.

  • Работа с родителями по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области распределяется следующим образом:
  • Информационно-просветительская деятельность (ответственные: социальный педагог, психолог, завучи):
  • 1.Проведение родительского клуба для неблагополучных семей и трудных подростков; 2.Проведение родительских собраний (по приглашению классного руководителя); 3.Проведение лекций и бесед для родителей (по запросу); Выпуск информационных листов, оформление стендов в помощь родителям; 4.Обследование жилищно-бытовых условий семьи, проведение рейдов в неблагополучные семьи; 5.Приглашение родителей неблагополучных семей на совет профилактики школы; 6.Организация общешкольных род. собраний с привлечением медицинских работников, специалистов правоохранительных органов, социального педагога и психолога; 7.Оказание материальной помощи через Центр помощи семьи и детям;
  • Психолого-педагогическая деятельность (ответственный – психолог):
  • 1.Исследование детско-родительских отношений в рамках психолoго-педагогического мониторинга; 2.Проблемное и тематическое консультирование; 3.Проведение родительских собраний, круглых столов, психопрофилактических занятий в тренинговом режиме, ролевых и деловых игр для детей и их родителей; 4.Оказание психолого-педагогической поддержки семье (индивидуальная работа); 5.Организация взаимодействия педагогов, медработников, медработников, родителей в вопросах оказания помощи детям;

Досуговая деятельность (ответственные: завуч по УВР, социальный педагог, учитель физкультуры):

  • 1.Проведение занятий по пропаганде ЗОЖ, проведение Дня здоровья; 2.Участие в городских конкурсах и проектах; 3. Организация совместного досуга: спортивных соревнований, праздников, конкурсов, диспутов, походов в театр, на экскурсии;

Данные виды деятельности помогут родителям получить информацию в области права, социальной защиты, психологии, а также лучше узнать своего ребенка и проводить с ним больше времени.

  • Для того чтобы работа, выполняемая с родителями была сделана в полном объеме, с педагогическим коллективом проводится следующая деятельность.

Далее представлены виды работ с педагогами МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся:

  1. Организация взаимодействия специалистов школы между собой, а также налаживание связи между социальными учреждениями и педагогическим коллективом школы. Эта взаимосвязь отражена в схеме «Работа по предупреждению преступлений.
  2. Доведение информации о состоянии преступности среди несовершеннолетних до педагогов на совещаниях, планерках, педсоветах;
  3. Проведение консультаций по вопросам профилактики преступлений против несовершеннолетних;
  4. Проведение консультаций с классными руководителями по предупреждению правонарушений среди учащихся;
  5. Проведение методобъединений на тему: «Профилактика и предупреждение преступлений и правонарушений»;
  6. Предоставление методического материала для проведения классных часов, бесед, родительских собраний;
  7. Составление социально-педагогического паспорта на учащихся, семьи класса, школу;
  8. Составление индивидуальных программ развития, где намечаются пути ликвидации пробелов в знаниях и направления коррекционной-развивающей работы, даются рекомендации педагогам, родителям и детям;
  9. Предоставление отчета о состоянии профилактической работы на административных советах при директоре школы;

Перечисленные виды деятельности направлены на информирование учителей о состоянии преступлений и правонарушений, совершенных с участием несовершеннолетних, а также на обучение методикам работы с родителями и учениками, способствующим снижению количества преступлений и правонарушений среди учащихся, обучающихся в образовательном учреждении.

Большое количество людей принимают участие в работе с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений – это и школьная администрация, и классные руководители, и социально-психологическая служба, и родители, и работники внешкольных учреждений. Поэтому особенно важно, чтобы каждый из них выполнял работу на своем участке в полном соответствии и согласии с действиями других, чтобы планируемые мероприятия были не случайны и носили непрерывный характер, тогда проводимая деятельность будет эффективной.

Наша программа по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений рассчитана на 5лет, она будет проходить с 2010 по 2015 г.г. и в ней намечены следующие результаты :

1.Снижение уровня правонарушений и преступлений среди учащихся школы;

2.Ликвидация педагогической запущенности, которая приводит к второгодничеству и отсеву учащихся;

3.Организация нравственно-воспитывыющей среды в микросоциуме, объединение всех специалистов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознавать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных целей;

4.Согласованность действий школы и родителей в воспитании детей, любое воздействие педагога на ребенка может быть построено с учетом положения, позиции, места ребенка в семье.

Не смотря на то, что программа долгосрочна, комплекс мер, используемый в ней, дал уже положительные результаты: так правонарушений, совершенных учащимися в 2008 – 2009 уч. г. было 10, в 2009 – 2010 уч. г. – 9, а за 2010 – 2011 уч.г. совершено 5 правонарушений.

Популярное:

  • Адвокат в калаче-на-дону Калач-на-дону юрист, адвокат - консультация, составление иска, договора Калач-на-дону юрист, адвокат. Периодически возникают ситуации, когда для решения проблему самому невозможно и необходима консультация юриста. Обращение к юристу и адвокату за грамотной юридической помощью обычно […]
  • Брачный договор по квартире образец Брачный договор по квартире образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Брачный […]
  • Внесение изменений в рабочую документацию выданную заказчику ГОСТ 21.201-78 Система проектной документации для строительства. Правила внесения изменений в рабочую документацию Купить ГОСТ 21.201-78 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем […]
  • Внесение изменений в документы гост ГОСТ 2.503-2013 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений Купить ГОСТ 2.503-2013 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, […]
  • Григорий цехер адвокат Цехер Григорий Яковлевич - контакты Автор теории потребительского права, как самостоятельной комплексной отрасли российского права. Опубликована: Российский юридический журнал - 1 (21) - 1999 - С. 51-64 В 2012 году награждён почётной грамотой Федеральной палаты адвокатов Российской […]
  • Ермак тимофей адвокат Ермак тимофей адвокат Юрлов Павел Павлович управляющий партнер, адвокат Начал профессиональную юридическую деятельность с 1995 года. Статус адвоката присвоен в марте 1999 года. Член Адвокатской палаты Московской области (регистрационный номер 50/3321). Основал Бюро в […]