Прокурорский надзор за исполнение законов о несовершеннолетних и молодежи

36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних

Прокуроры при осуществлении данного надзора руководствуются Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

В данной сфере деятельности прокуроры уполномочены:

1) обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних; пресекать и предупреждать преступность среди несовершеннолетних;

2) следовать положениям Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанным нормам международного права и законодательства РФ, в которых закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Прокуроры должны иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

3) осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (выдачу пособий, компенсационных выплат, организацию питания в образовательных учреждениях);

4) обеспечивать надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законода-

тельства о выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в интернаты;

5) проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения;

6) осуществлять надзор за исполнением законодательства об образовании, реализации государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования, считая это важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних;

7) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних;

8) проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел;

9) с особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения уголовных дел, задержания и арестов, обеспечения законного представителя в досудебном и судебном производстве;

10) осуществлять постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание;

11) следить за трудовой занятостью, подготовкой к военной службе и воинской обязанностью, законностью деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»

В связи с совершенствованием структуры органов прокуратуры и государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления его профилактической направленности, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.

2. В организации надзора исходить из того, что в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. В связи с этим следует пресекать принятие региональных нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей.

Иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

3. Осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.).

3.1. Используя предоставленные полномочия, решительно пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях. При наличии оснований инициировать проведение проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства.

3.2. Систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Привлекать к установленной законом ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении такой информации, а также информации, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, азартные игры, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий.

Пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.

3.3. Своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем (приватизация, продажа, обмен и т.д.), в котором проживают несовершеннолетние.

3.4. Систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, обращая внимание на законность, качество и полноту оказываемых медицинских услуг, на соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Принимать меры воздействия к виновным лицам в случаях незаконного получения платы за лечение. Использовать право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Осуществлять конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, трудовой занятости и жилищного обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание уделять законности разрешения дел и материалов по фактам смертности детей первого года жизни и детоубийства, а также самоубийства несовершеннолетних. Привлекать к ответственности лиц, виновных в неисполнении обязанностей по уходу и воспитанию, оказанию медицинской и социальной помощи детям.

3.5. Добиваться безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей.

В случаях, не терпящих отлагательства, инициировать изъятие детей из неблагополучных семей, в необходимых случаях предъявлять в суды заявления об ограничении или лишении родительских прав.

4. Обеспечить систематический надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения. При этом иметь в виду установленные законом приоритетное право граждан Российской Федерации на усыновление таких детей и особый порядок усыновления российских детей иностранными гражданами. Неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства об обязательном участии прокурора в рассмотрении судами дел об установлении усыновления детей. Бескомпромиссно, вплоть до инициирования возбуждения уголовного преследования, пресекать попытки коммерциализации процесса усыновления.

Привлекать к установленным законом мерам ответственности лиц, виновных в нарушении порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, и иных незаконных действиях по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

5. Регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

5.1. Требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления принятия эффективных мер по исполнению положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о получении образования и медицинской помощи, устройстве на работу, реализации права на имущество и жилое помещение, а также предусмотренных региональным законодательством норм материального обеспечения воспитанников и выпускников детских домов, интернатов, других учреждений, призванных облегчить их социальную адаптацию в обществе.

6. Считать надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзорности и правонарушений.

6.1. Пресекать факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней, введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи, необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, произвола в применении мер воздействия. Активизировать надзор за соответствием закону уставов, а также правил приема и других локальных актов образовательных учреждений.

6.2. Незамедлительно реагировать на случаи незаконной коммерциализации образовательной сферы с тем, чтобы основания и порядок предоставления платных образовательных услуг соответствовали требованиям законов Российской Федерации «Об образовании», «О защите прав потребителей» и главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6.3. При осуществлении надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (обучающихся и воспитанников) и их законных представителей в сфере экспериментальной и инновационной образовательной деятельности использовать меры прокурорского реагирования на нарушения порядка ее лицензирования, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик и технологий.

Принимать меры по прекращению безлицензионной образовательной деятельности или деятельности с нарушением условий лицензирования, а также использования в образовательной практике не разрешенных органами здравоохранения методов воздействия на психику обучающихся и воспитанников, методов и средств оккультного, мистического, религиозного характера.

6.4. Обеспечить надзор за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий. Пресекать незаконную деятельность деструктивных религиозных объединений, связанную с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, изоляцией их от семьи и общества, причинением вреда их здоровью или имуществу, а также с воспрепятствованием получению основного общего образования, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершением иных противоправных деяний.

7. Исходя из основных направлений государственной молодежной политики, усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также за соблюдением законности в их деятельности. Не допускать противоправного использования названных объединений в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях.

8. Привлекать специалистов Федеральной службы по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса, где обстановка наиболее неблагополучна. Решительно пресекать все формы экономической эксплуатации несовершеннолетних.

9. Периодически проверять исполнение требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву, обязательной подготовке к военной службе в учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, военно-патриотических молодежных и детских объединениях, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.

Осуществлять надзор за соблюдением законности в деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, кадетских корпусов, а также воинских частей, в списки личного состава которых зачислены в качестве воспитанников несовершеннолетние. Особое внимание уделять защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

10. Регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних, службой криминальной милиции и милицией общественной безопасности органов внутренних дел, органами управления социальной защиты и учреждениями социального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

10.1. Принимать участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Принципиально реагировать на необоснованное изменение статуса комиссий.

Усилить надзор за соответствием региональных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность комиссий, федеральным законам. Используя свои полномочия, активно влиять на реализацию комиссиями правозащитных функций.

Периодически анализировать практику рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав дел, связанных с привлечением к административной ответственности несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.

10.2. Обеспечить действенный прокурорский надзор за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по выявлению и учету несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, проведению с ними индивидуальной профилактической работы.

Остро реагировать на случаи использования административного задержания в целях раскрытия преступления путем оказания давления на подростка для признания им вины. Организовать контроль за фактическим устранением нарушений прав и свобод несовершеннолетних.

10.3. Не допускать использования центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и других учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вопреки их назначению.

Обеспечить участие прокурора в рассмотрении судом каждого дела о направлении несовершеннолетнего в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

11. В ходе досудебного производства по уголовному делу требовать от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних. С особой ответственностью подходить к даче согласия органу дознания на возбуждение перед судом ходатайств об избрании или изменении меры пресечения, имея в виду, что для несовершеннолетних заключение под стражу является исключительной мерой пресечения.

11.1. При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия особое внимание уделять изучению социальной и психологической характеристик обвиняемых, а также выяснению условий их жизни и воспитания, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений. Регулярно анализировать состояние надзора и практику расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних, предусмотренных главой 20 УК РФ, принимать меры по их предупреждению.

11.2. Не оставлять безнаказанными лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, рассматривая их привлечение к ответственности как эффективный метод индивидуальной и общей профилактики преступности, бродяжничества, попрошайничества, проституции, пьянства, наркомании несовершеннолетних.

11.3. Усилить прокурорский надзор за исполнением требований главы 50 УПК РФ при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также за предварительным следствием при расследовании преступлений, потерпевшими от которых являются дети. Проверять законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовных дел данной категории или их прекращения.

Обеспечивать в рамках предоставленных полномочий соблюдение прав детей, потерпевших от торговли людьми, сексуальной и иных видов коммерческой эксплуатации, с обеспечением конфиденциальности полученной информации и права на реабилитацию с применением предусмотренных законом мер безопасности.

11.4. Осуществлять эффективный надзор за исполнением требований закона при приеме, регистрации, разрешении сообщений о фактах безвестного исчезновения детей.

12. Своевременно реагировать на волокиту при расследовании преступлений, а также на некачественное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием. Не утверждать обвинительные заключения и обвинительные акты, если по делу не приняты меры к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также если отсутствуют необходимые материалы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него взрослых.

12.1. Организовать эффективный надзор за исполнением законодательства о профилактике преступлений несовершеннолетних исходя из принципов гуманного обращения с ними, индивидуального подхода к их исправлению, дифференциации уголовной ответственности на основе Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде. Во всех действиях, связанных с привлечением несовершеннолетних к ответственности, обеспечить их конфиденциальность и соответствие Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

12.2. Государственное обвинение по делам о преступлениях несовершеннолетних поручать наиболее подготовленным прокурорам. Государственным обвинителям не оставлять без реагирования выявленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе органов опеки и попечительства, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, учебных заведении и общественных организаций. В необходимых случаях ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростками, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

12.3. Регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних, внесения представлений на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов; работу по рассмотрению и разрешению жалоб на вступившие в законную силу постановления судов.

13. Учитывая рекомендации Пекинских правил и требования Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, установить постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Требовать от уголовно-исполнительных инспекций исполнения норм законодательства об осуществлении контроля за поведением осужденных к лишению свободы условно, к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

14. В целях комплексного решения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи сосредоточить надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, в том числе надзор за исполнением законов, регулирующих проблемы молодежи (трудовая занятость, подготовка к военной службе, законность деятельности детских и молодежных общественных объединений, начальное, среднее и высшее профессиональное образование) и надзор за расследованием преступлений несовершеннолетних в отраслевых подразделениях прокуратур субъектов Российской Федерации, либо с учетом состояния законности и правопорядка на поднадзорной территории обязанности по осуществлению надзора в этой сфере закрепить за конкретными сотрудниками.

Привлекать к работе по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи наиболее квалифицированных и опытных работников.

15. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Главному управлению по надзору за следствием, Управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации усилить контроль за деятельностью органов прокуратуры на указанном участке, совершенствовать взаимодействие с другими подразделениями центрального аппарата по решению проблем правовой защиты несовершеннолетних и молодежи, предупреждения безнадзорности и правонарушений.

16. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.06.2001 N 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

17. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, согласно распределению обязанностей.

Приказ направить первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»

Текст приказа опубликован в журнале «Законность», 2008 г., N 2

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Прокурорский надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолетних

1.1 Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов по делам несовершеннолетних.

Каждое государство кровно заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, каждый подросток вырос настоящим человеком и достойным гражданином своей страны. Оно также заинтересовано и в том, чтобы среди подрастающего поколения не было правонарушителей и преступников. Наша страна – далеко не исключение. Важнейшим этапом формирования полноценного человека является политико-культурное и морально- нравственное воспитание.

Необходимость особой государственной защиты основных прав и интересов несовершеннолетних связана с тем, что они подвержены различному роду посягательств, и в силу объективных причин не могут самостоятельно защитить себя как физически, так и юридически. Поэтому проблема соблюдения законности в этой сфере носит весьма важный характер. В защите прав и свобод, несовершеннолетних органы прокуратуры играют важную роль, так как реализует функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств.

Исходя из положений Конвенции ООН о правах ребенка, норм международного права и российского законодательства, закрепляющих приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26 ноября 2007 г. № 188 определены приоритетные направления деятельности прокурора, нацеленные на обеспечение исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.

Перед прокурорами поставлены следующие задачи:

1. Осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних. В ходе данной деятельности особое внимание должно уделяться своевременности оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей. Необходимо пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психологического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях, систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры, своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, осуществлять конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, добиваться безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении.

2. Обеспечить систематический надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения. Вплоть до инициирования возбуждения уголовного дела пресекать попытки коммерциализации процесса усыновления.

3. Регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления эффективных мер, направленных на получение образования и медицинской помощи, устройство на работу, реализацию права на имущество и жилое помещение, социальную адаптацию в обществе лиц указанной категории.

4. При осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании пресекать факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения, реагировать на случаи незаконной коммерциализации образовательной сферы, использовать меры прокурорского реагирования на нарушения порядка ее лицензирования, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик, технологий.

5. Усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи.

6. Проверять исполнение требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву.

7. Регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8. В ходе досудебного производства по уголовному делу требовать от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних. Особое внимание уделять изучению социальной и психологической характеристик обвиняемых, а также выяснению условий их жизни и воспитания, принятию мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними преступлений. Регулярно анализировать состояние надзора и практику расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних.

9. Государственным обвинителям не оставлять без реагирования выявленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе органов опеки и попечительства, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, учебных заведений и общественных организаций. Ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений. К сожалению, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не закрепляет самостоятельную отрасль надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Именно отсутствие установленного законом предмета надзора влечет отсутствие единообразия в организации работы органов прокуратуры. Следовательно, работа по реализации данного направления в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации неодинакова.

1.2 Полномочия прокурора по охране прав и законных интересов несовершеннолетних.

Прокуроры при осуществлении данного надзора руководствуются Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
В данной сфере деятельности прокуроры уполномочены:
1) обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних; пресекать и предупреждать преступность среди несовершеннолетних;

2) следовать положениям Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанным нормам международного права и законодательства РФ, в которых закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Прокуроры должны иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
3) осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (выдачу пособий, компенсационных выплат, организацию питания в образовательных учреждениях);

4) обеспечивать надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в интернаты;
5) проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
6) осуществлять надзор за исполнением законодательства об образовании, реализации государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования, считая это важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних;

7) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних;

8) проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел;

9) с особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения уголовных дел, задержания и арестов, обеспечения законного представителя в досудебном и судебном производстве;

10) осуществлять постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание;

11) следить за трудовой занятостью, подготовкой к военной службе и воинской обязанностью, законностью деятельности детских и молодежных общественных объединений.

1.3 Надзор прокурора за соблюдением законов по делам несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

Судопроизводство по делам несовершеннолетних определя­ется общими правилами уголовно-процессуального закона. Порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные осо­бенности этих лиц и их правовое положение. Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроиз­водства. Порядок производства по делам несовершеннолетних применяется и в случаях, когда лицо, со­вершившее преступление до достижения восемнадцати лет, к моменту соответствующего процессуаль­ного действия достигло этого возраста или когда лицо обвиняется в преступлениях, часть из которых совершена им в возрасте до 18 лет, а часть — после достижения совершеннолетия.
При рассмотрении дел данной категории следует учитывать, что участие защитника обязательно с момента задержания, ареста, предъявления обвинения и в судебном разбирательстве, независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в возрасте до 18 лет, к этому времени совершен­нолетия. При производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовер­шеннолетних необходимо обращать особое внимание на выявление следующих обстоятельств:

— возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
— условия жизни и воспитания;

— причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним;

— наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.
При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью осознавать значение своих действий. Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно должны быть истребова­ны необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия.

Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовер­шеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступ­ления, при наличии оснований. К несовершеннолетнему может применяться отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним, воспитывающимся в закрытых детских уч­реждениях, отдача под надзор администрации этих учреждений. Отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, администрации закрытых детских учреждений состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечивать явку несовершеннолетнего к следова­телю и в суд, а также его надлежащее поведение.
В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше шестнадцати лет, если он при­знан умственно отсталым.
При объявлении несовершеннолетнему об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления материалов дела должен быть допущен представитель обвиняемого, если он хо­датайствует об этом.
В судебное заседание должны быть вызваны родители или иные законные представители несо­вершеннолетнего подсудимого.

Кроме вышеназванных особенностей осуществления уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних прокурору необходимо иметь в виду, что:

1) в отношении несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия по всем без исключения делам, в том числе по делам частного обвинения и протокольной формы досудебной подготовки материалов. Если прокурор обнаружил, что в отношении несовершеннолетнего произво­дится дознание, он дает указание о передаче уголовного дела или материала следователю или воз­буждает дело сам и направляет его по подследственности;

2) прокурор следит за тем, чтобы в случае совершения малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления при явной очевидности правонарушения к несо­вершеннолетнему были применены правила ч. 2 ст. 14 УК РФ (отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела в силу малозначительности);
3) уголовно-процессуальный закон не обязывает прокурора участвовать в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних, однако в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации № 82 от 24.11.98 г. «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел» указано о необходимости обеспечивать поддержание государственного обвинения по всем дела о преступле­ниях несовершеннолетних (п. 2 Приказа);

4) если приговор в отношении несовершеннолетнего является незаконным или необоснованным, про­курор обязан принести кассационный протест об отмене или изменении приговора;
5) осуществляя надзор в кассационной инстанции, прокурор обязан принять участие в рассмотрении дела судом второй инстанции. Исходя из ревизионного начала кассационного производства, прокуpop проверяет уголовное дело в полном объеме, а не только в отношении осужденных, приговор о которых обжалован или опротестован. Если по делу установлены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, прокурор дает заключение об отмене приговора и в отношении тех осу­жденных, которых это касается. Прокурору надлежит использовать полномочия кассационной ин­станции по прекращению дела производством, применению закона о более мягком наказании и другие, чтобы при наличии к этому оснований предлагать суду принять соответствующее решение.

1.4 Прокурорский надзор за исполнением законов в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

Учитывая рекомендации Пекинских правил и требования УИК РФ, установить постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Требовать от уголовно-исполнительных инспекций исполнения норм законодательства об осуществлении контроля поведения осужденных к лишению свободы условно, к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

От прокуроров, осуществляющих этот надзор, требуется знание не только действующего законодательства, регулирующего деятельность таких колоний, но и основ педагогики и психологии данной категории осужденных.

Надзор в колониях для несовершеннолетних ведется в следующих направлениях:

— за законностью содержания несовершеннолетних;

— за соблюдением законности в деятельности администрации колонии;

— за соблюдением условий и порядка содержания осужденных;

— за организацией и состоянием медицинского обслуживания;

— за организацией и состоянием учебно-воспитательного процесса;

— за организацией и соблюдением трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности.

В предмет надзора входит комплекс мероприятий, направленных на исправление и перевоспитание осужденных. Помимо мероприятий режимного характера сюда включаются: образование, профессионально-техническое, трудовое воспитание, культурно-массовая работа, индивидуальное воздействие на несовершеннолетнего.

Прокурор следит за тем, чтобы строго соблюдались требования закона о правовом статусе осужденного; обеспечивались их права и законные интересы; чтобы осужденные несовершеннолетние не были ограничены в переписке с родными и близкими, могли иметь свидания, связываться с ними по телефону, пользоваться правом краткосрочного отпуска.

Проверяя законность и обоснованность наложения на осужденных мер дисциплинарного воздействия, прокурор своим постановлением отменяет те из наложенных взысканий, которые не соответствуют закону, являются несправедливыми, могут привести к конфликту с администрацией колонии.

Проверка обычно проводится на основании изучения личных дел подростков, содержащихся в колонии. Наряду с этим прокурор проверяет, не истекли срок пребывания в колонии осужденного, не содержатся ли совместно с несовершеннолетними взрослые заключенные, своевременно ли администрация ставит вопрос перед судом о переводе лиц, достигших совершеннолетия, в исправительно-трудовые колонии, за исключением случаев оставления в колониях воспитанников, достигших восемнадцати лет, по основаниям, предусмотренным законом, к примеру для завершения образования.

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации колонии при отрядах в воспитательной колонии из родителей и других родственников осужденных могут создаваться родительские комитеты, деятельность которых регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии. Главная деятельность родительских комитетов – оказание помощи начальникам отрядов и воспитателям в повышении эффективности воспитательного воздействия на осужденных.

В исправлении осужденных в воспитательных колониях, а также в осуществлении общественного контроля за деятельностью колоний участвуют комиссии по делам несовершеннолетних при местных исполнительных и распорядительных органах. Задачи и права, а также организация их работы устанавливаются УИК и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В ходе проверки также проверяется обоснованность предоставления материалов в суд об условно-досрочном освобождении и отказа в таких представлениях.

Надзор за соблюдением законности в этих учреждениях обычно осуществляется путем ознакомления с приказами и распоряжениями администрации колонии и опротестования их в случаях противоречия закону, самостоятельного посещения колоний прокурором и проведения там периодических проверок; рассмотрения жалоб, заявлений и других сигналов и сведений о нарушениях законности, в особенности связанных с совершением тяжких преступлений, нарушением режима содержания, групповым побегом и фактами неповиновения распоряжениям администрации и т.п.

При проверке деятельности администрации воспитательной колонии прокурор проверяет:

— соблюдение лимита численности и нормы жилой площади;

— соблюдение законности при переводе осужденных из ВК в ИК, наличие определения суда;

— законность содержания в ВК осужденных, которым исполнилось восемнадцать лет, наличие мотивированных постановлений;

— законность перемещения осужденных из одной ВК в другую;

— законность и обоснованность применения мер взыскания к осужденным (учет тяжести и характера проступка, личности осужденного). Соблюдение порядка применения мер взыскания. Применение мер взыскания, не предусмотренных законом, унижающих человеческое достоинство, нарушающих права осужденных;

— исполнение администрацией колонии законов, решений суда о принудительном лечении от алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, своевременность такого лечения. Факты условно-досрочного, досрочного освобождения из колонии лиц, не окончивших полного курса принудительного лечения;

— законность и обоснованность внесения администрацией в суд представлений об условно-досрочном освобождении из колонии, о замене не отбытой части наказания более мягким, объективность составления характеристик на осужденных, соответствие их данным дисциплинарной практики. Законность и обоснованность определений суда при рассмотрении представлений администрации колонии;

— законность и обоснованность отказа администрации колонии на внесение представления в суд об условно-досрочном освобождении;

— изъятие у осужденных запрещенных предметов, пути их проникновения в колонию, данные о количестве и видах этих предметов, выяснение причин и условий, способствующих их проникновению в колонию, выявление виновных в этом лиц и принятые к ним меры.

1.5. Формы и методы выявления, устранения и предупреждение нарушений законов о несовершеннолетних

Рассмотрим формы и методы выявления, устранения и предупреждение нарушений законов о несовершеннолетних:

— истребование и проверка соответствия закону правовых ак­тов, издаваемых учреждениями, предприятиями и организа­циями в отношении несовершеннолетних;
— требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о проведении проверок и ревизий деятельности под­контрольных им или подведомственных органов и должност­ных лиц;

— требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о выделении специалистов для выяснения вопросов, возникающих при осуществлении надзора; проверка исполнения законов;
— проверка законности административного задержания несовершеннолетних и применения к ним мер воздействия за адми­нистративные правонарушения;

— получение от должностных лиц и граждан объяснений; использование материалов судебно-следственной практики и дел об административных правонарушениях несовершеннолетних;

— устное обращение прокурора к должностным лицам об устра­нении выявленных нарушений;

— опротестование правовых актов, издаваемых предприятиями, учреждениями, организациями, а также действий должностных лиц, которые, по мнению прокурора, являются незакон­ными;
— привлечение правонарушителей к уголовной ответственнос­ти, возбуждение дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении, передача ма­териалов в иные организации для решения вопроса о приме­нении предусмотренных законом мер;
— предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона;
— представление об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий; направление информации в органы управления города (райо­на) и области;
— участие прокурора в работе местных управ, их комиссий и советников, органов местного самоуправления.

Популярное:

  • Как происходит развод когда есть ребенок Процедура расторжения брака или развод Процедура расторжения брака или развод Для заказа юридической услуги при расторжении брака в Украине, свяжитесь с нами: тел: +38 099 071 81 22, e-mail: info​ @ ​yurposlugi.com.ua Как оформить развод в Украине? Украинским законодательством […]
  • Развод куда и как подавать документы украина Как подать на развод в Украине? Как подать на развод в Украине? Для заказа услуги расторжения брака свяжитесь с нами: тел: +38 099 071 81 22, e-mail: info​ @ ​yurposlugi.com.ua Вы решили развестись? И теперь Вас интересует, как подать на развод в Украине? Тогда наша статья именно для […]
  • Оплата при разводе через суд Как оплатить судебный сбор при разводе. Пошаговая инструкция. Как оплатить судебный сбор при разводе. Пошаговая инструкция. Для заказа услуги расторжения брака свяжитесь с нами: тел: +38 099 071 81 22, e-mail: info​ @ ​yurposlugi.com.ua Если для юридического оформления развода Вам […]
  • Выплаты по беременности и родам 2014 для студентов Пособия по беременности и родам студентке очного отделения Добрый день. Я являюсь студенткой очного отделения (на коммерческой - договорной - основе). Сейчас я нахожусь на 38 неделе беременности, и 22 мая 2014 г. в женской консультации мне была выдана "студенческая справка" (в виде […]
  • Фз о рекламе от 13032006 38-фз статья 20 Фз о рекламе от 13032006 38-фз статья 20 О РЕКЛАМЕ Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 01.12.2007 N […]
  • Уголовная ответственность с 18 лет статья Уголовная ответственность с 18 лет статья Возраст, с которого может наступать уголовная ответственность. Статья 22. Уголовный кодекс Украины. Минимальные возрастные границы уголовной ответственности в разных странах может существенно отличаться (например , 6 лет - в Иране, 13 лет - […]