Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

4. Опекун распоряжается имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Комментарий к Ст. 37 ГК РФ

1. Нормы, содержащиеся в ст. 37 ГК РФ, претерпели изменения в связи с принятием Закона об опеке (см. ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ). Фактически действующая редакция запрещает опекуну и попечителю распоряжаться любыми видами имущества подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Первый пункт комментируемой статьи посвящен вопросам расходования денежных средств, составляющих доходы подопечного. Прежде всего необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние подопечные в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами.

В то же время все другие подопечные, в том числе совершеннолетние (см. ст. ст. 29 и 30 ГК), такой возможности не имеют. Опекуны малолетних распоряжаются их доходами, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 28 ГК РФ, а опекуны граждан, признанных недееспособными, управляют всеми без исключения видами доходов своих подопечных. Гражданин, который ограничен судом в дееспособности, может распоряжаться своими доходами с согласия попечителя.

Во всех случаях распоряжения доходами подопечного, независимо от их вида и размера, опекуну или попечителю необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства. В случаях, когда орган опеки и попечительства находит целесообразным оказать доверие опекуну или попечителю в части расходования денежных средств, принадлежащих подопечному, он вправе дать опекуну или попечителю общее разрешение на распоряжение доходами подопечного в будущем. Это разрешение может быть оформлено в виде отдельного акта (ч. 3 ст. 8 Закона об опеке) или включено в содержание акта о назначении опекуна или попечителя.

В разрешении органа опеки и попечительства могут быть определены предельные суммы, которые опекун вправе расходовать ежемесячно, а также цели, на которые указанные суммы могут быть потрачены (питание, приобретение одежды, обуви, медикаментов и т.п.).

В качестве доходов подопечного гражданское законодательство рассматривает любые виды денежных средств, в том числе алименты, пенсии, пособия и иные предоставляемые на его содержание социальные выплаты, доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом.

Необходимо обратить внимание на то, что опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат (ч. 1 ст. 17 Закона об опеке). Поэтому, например, суммы денежных средств, выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), принадлежат самим подопечным детям и могут расходоваться исключительно с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Целесообразно однократно выдать разрешение на получение и расходование денежных средств, причитающихся подопечному в качестве пособий.

2. Второй пункт комментируемой статьи содержит правила совершения сделок от имени подопечного.

Случаи, в которых опекунам и попечителям необходимо получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства, представляют собой чрезвычайно широкий круг ситуаций, включающих участие подопечного как в материальных, так и в процессуальных правоотношениях.

Общее правило заключается в том, что предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется всегда, когда действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

К числу таких действий относятся прежде всего сделки по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению); сделки, влекущие за собой отказ от принадлежащих подопечному прав; а также отказ от иска, поданного в интересах подопечного. Кроме того, уменьшение стоимости имущества подопечного может повлечь отказ взыскателя по исполнительному производству от взыскания, отказ от права на земельный участок (ст. 53 ЗК ), а также, возможно, иные юридически значимые действия.

———————————
Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ, ЗК) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Иные действия не всегда могут повлечь уменьшение имущества подопечного, но тем не менее тоже не должны совершаться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Часть 1 ст. 21 Закона об опеке упоминает о таких случаях, как передача имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, раздел его имущества или выдел из него долей, заключение в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного, заключение мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем, а также выдача доверенности от имени подопечного. Прокомментированные правила согласуются с нормами ст. 37 ГК РФ в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2008 г.

Зачастую сделки совершаются опекунами или попечителями на незначительные суммы. В таких случаях получение всякий раз предварительного разрешения органа опеки и попечительства на сделку вызовет серьезные трудности в исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей. Поэтому Закон об опеке не запрещает органу опеки и попечительства выдавать предварительное разрешение не на одну конкретную сделку с имуществом, а на целый ряд сделок или юридически значимых действий, которые могут быть в будущем совершены опекуном или попечителем.

3. В Законе об опеке впервые на уровне федерального законодательства были определены порядок и сроки предоставления органом опеки и попечительства предварительного разрешения, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного. До этого момента указанные вопросы регулировались лишь нормативными правовыми актами отдельных субъектов Федерации или муниципальных образований . Со вступлением в силу Закона об опеке такие акты утратили силу.

———————————
См., например, Постановление Администрации г. Рязани от 20 ноября 2006 г. N 4184 «О порядке выдачи разрешений на сделки с имуществом несовершеннолетних, недееспособных и безвестно отсутствующих, а также на отчуждение жилых помещений, в которых проживают лица, находящиеся под опекой, разрешений на вступление в брак до достижения брачного возраста» // СПС «КонсультантПлюс».

Первым этапом в этой процедуре является подача опекуном или попечителем заявления о предоставлении предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного. Опекун или попечитель должен указать в заявлении причины, по которым считает допустимым и целесообразным совершение сделки или иного юридически значимого действия на определенных условиях. Закон об опеке не предусматривает обязанности опекуна (попечителя) прилагать к заявлению какие бы то ни было документы, как не закрепляет и права органа опеки и попечительства такие документы потребовать.

Второй этап — рассмотрение заявления опекуна или попечителя, которое производится органом опеки и попечительства в течение 15 календарных дней с момента подачи заявления. Рассмотрение должно завершиться выдачей опекуну (попечителю) либо испрашиваемого им заявления, либо отказа в выдаче разрешения.

Как и прежде, законодатель не дает прямого ответа на вопрос: может ли разрешение органа опеки и попечительства содержать в себе некоторые условия или оговорки, при соблюдении которых сделка (или иное юридически значимое действие) может быть совершена? Вместе с тем включение в содержание разрешения такого рода условий не противоречит законодательству и принципам института опеки и попечительства (ст. 5 Закона об опеке).

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, а равно отказ в выдаче такого разрешения относятся к актам органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 8 Закона об опеке), которые всегда должны быть оформлены письменно и могут быть оспорены в судебном порядке. Правом подачи заявления в суд обладают опекун или попечитель, иные заинтересованные лица, а также прокурор.

4. Кроме того, положения Закона об опеке в части порядка и сроков выдачи предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного, распространяются также на выдачу органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 292 ГК РФ. Указанная норма гражданского законодательства обязывает собственника жилого помещения обратиться в орган опеки и попечительства до отчуждения этого помещения, если в нем проживают члены семьи собственника, находящиеся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения. Указанное требование применяется при условии, что о перечисленных фактах органу опеки и попечительства стало известно и отчуждение жилого помещения затрагивает права или охраняемые законом интересы указанных подопечных или несовершеннолетних. Иными словами, все процедурные правила, относящиеся к случаям выдачи разрешения на отчуждение имущества, принадлежащего подопечным, применяются и к случаям получения согласия на отчуждение жилья, в котором проживает, но собственником которого не является подопечный.

Процедурные нормы, касающиеся выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений, распространяются также на случаи управления родителями (усыновителями) ребенка имуществом своих детей. В соответствии со ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 ГК). Аналогичную норму содержит в себе п. 1 ст. 28 ГК РФ. Однако в связи с тем, что ст. 37 Кодекса в части регулирования порядка управления имуществом подопечных отсылает к Закону об опеке, следует применять к действиям родителей (усыновителей) с имуществом ребенка все правила ст. ст. 19 — 21 Закона об опеке.

5. Законом об опеке также впервые четко установлены последствия заключения договора опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. До введения в действие Закона об опеке существовала практика оспаривания сделок, совершенных опекунами и попечителями без такого разрешения или с нарушением его условий. Истцы ссылались на ст. 168 ГК РФ, указывая, что совершенная без надлежащего разрешения сделка ничтожна как не соответствующая требованиям закона. Однако применение последствий недействительности таких сделок, как правило, было затруднено в связи с необходимостью учета прав и интересов добросовестных приобретателей отчужденного имущества подопечного.

Теперь в Законе об опеке закреплено специальное последствие несоблюдения требований органа опеки и попечительства. В соответствии с ч. 4 ст. 21 Закона при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случаев, если такой договор заключен к выгоде подопечного. Требование о расторжении договора существенным образом отличается от требования о признании договора недействительным. В соответствии со ст. 450 ГК РФ договор может быть расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон (от имени стороны в этом случае выступает орган опеки и попечительства) в случаях, предусмотренных ГК РФ и другими законами. Закон об опеке такой случай предусмотрел.

Общее последствие расторжения гражданско-правовых договоров состоит в том, что стороны не вправе требовать возвращения исполненного ими по обязательству до момента расторжения договора. Однако иное может быть установлено законом (см. п. 4 ст. 453 ГК). Закон об опеке установил специальное последствие: при расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению сторонам опекуном или попечителем. Так, например, если опекун допустил отчуждение принадлежащего подопечному транспортного средства без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, то последний, узнав об этом факте, может обратиться в суд с иском о расторжении договора и возврате имущества. При этом обращение в суд не обязательно, если, например, вырученная от сделки сумма адекватна рыночной цене имущества, а кроме того, она израсходована в интересах подопечного или зачислена на его банковский счет. Если же, напротив, сделка совершена не к выгоде подопечного, то орган опеки и попечительства обращается с иском в суд, выступая от имени подопечного. Для заявления такого требования существует общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК). В случае удовлетворения иска о расторжении договора отчужденное имущество подлежит возврату подопечному, а убытки покупателя, выразившиеся в утрате им уплаченной суммы, могут быть взысканы исключительно с опекуна. Разница в цене имущества до его отчуждения и на момент возврата подопечному представляет собой убытки, возмещение которых причитается подопечному. Взыскиваются эти убытки тоже с опекуна.

6. Комментируемая статья содержит отсылку к Закону об опеке, указывая, что этим Законом определяется порядок управления имуществом подопечного. В данном случае имеется в виду необходимость соблюдения требований ст. ст. 19 — 21 Закона об опеке.

7. Правовое положение опекунов как законных представителей подопечного, а также фактическая возможность попечителей оказывать влияние на формирование воли подопечного вызывают к жизни запрет, установленный п. 3 комментируемой статьи. Опекуны и попечители не вправе совершать сделки с подопечным, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Эта норма продиктована необходимостью предотвратить случаи злоупотребления опекунами и попечителями своими обязанностями.

Исключение из этого правила составляют случаи, когда опекун (попечитель) или их супруги и близкие родственники выступают в договоре дарения на стороне дарителя, а подопечный является одаряемым.

В случаях, когда все же появляется необходимость совершить сделку, запрещенную п. 3 ст. 37 ГК РФ, Закон об опеке предусматривает возможность временной замены законного представителя или попечителя. На основании ч. 1 ст. 8 Закона об опеке к полномочиям органа опеки и попечительства относится представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных. Поэтому законодательство в принципе не исключает возможность, например, продажи имущества подопечного супруге опекуна, однако от имени подопечного такую сделку должен совершить сам орган опеки и попечительства, который тем самым принимает на себя ответственность за принимаемое решение.

Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 37 ГК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 9 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 459-ФЗ

1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ в пункт 2 статьи 37 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2013 г.

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ при наличии у органа по государственной регистрации сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, а также сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, записи об этом вносятся в графу «Особые отметки» Единого государственного реестра прав

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ статья 37 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу по истечении двух лет после дня вступления в силу названного Федерального закона

4. Опекун распоряжается имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения — с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

О воинской обязанности и военной службе
Статья 37. Постановка на воинский учет, снятия и исключения из него

1. Постановка на воинский учет призывников и военнообязанных в районных (городских) военных комиссариатах подлежат граждане Украины:

1) на воинский учет призывников:

приписанные к призывным участкам;

прибывшие из других местностей (административно-территориальных единиц) Украины или из-за границы на новое место жительства;

которые приобрели гражданство Украины и согласно этому Закону подлежат приписке к призывным участкам;

2) на воинский учет военнообязанных:

уволенные с военной службы в запас;

прекративших альтернативной (невоенной) службе в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе»;

военнообязанные, которые прибыли из других местностей (административно-территориальных единиц) Украины или из-за границы на новое место жительства;

уволенные со службы полицейские, лица начальствующего и рядового состава Министерства внутренних дел Украины, оперативно-спасательной службы гражданской защиты (кроме лиц, принимаемых на службу гражданской защиты в порядке, определенном Кодексом гражданской защиты Украины, к прохождению срочной военной службы), Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику;

которые приобрели гражданство Украины и согласно этому Закону подлежат постановке на учет военнообязанных;

исключены из военного учета Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины;

которые в соответствии со статьей 18 настоящего Закона освобождены от призыва на срочную военную службу;

которые достигли предельного (27-летнего) возраста во время пребывания на воинском учете призывников.

2. Постановка на воинский учет военнообязанных подлежат женщины, которые принадлежат к категориям, указанным в части одиннадцатой статьи 1 настоящего Закона.

3. Призывники и военнообязанные по прибытии к новому месту жительства обязаны в семидневный срок встать на воинский учет и не ранее чем за три дня до выбытия с места жительства сняться с указанного учета.

4. В военное время выезд призывников и военнообязанных по месту жительства без разрешения районного (городского) военного комиссариата запрещается.

5. Снятие с воинского учета призывников и военнообязанных в военных комиссариатах (военнообязанных Службы безопасности Украины в Центральном управлении или региональных органах Службы безопасности Украины) подлежат граждане Украины:

1) с воинского учета призывников:

выбывающих в другую местность (административно-территориальную единицу) Украины к новому месту жительства;

выбывающих на срок более трех месяцев за пределы Украины;

взятых в соответствии с решениями комиссии по вопросам приписки или призывной комиссии на учет военнообязанных;

которые получили воинские звания офицерского состава после прохождения военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса;

прекративших альтернативной (невоенной) службе в случае окончания срока ее прохождения или досрочно в соответствии с Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе»;

2) с воинского учета военнообязанных:

выбывающих в другую местность (административно-территориальную единицу) Украины к новому месту жительства;

которые после прохождения срочной военной службы приняты на военную службу в других военных формирований или на службу в Национальной полиции, налоговой милиции, в органы и подразделения гражданской защиты, в Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины и в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины ;

выбывших на срок более трех месяцев за пределы Украины;

в других случаях по решению Министерства обороны Украины.

6. Исключение из военного учета в районных (городских) военных комиссариатах (военнообязанных Службы безопасности Украины в Центральном управлении или региональных органах Службы безопасности Украины, военнообязанных Службы внешней разведки Украины в соответствующем подразделении Службы внешней разведки Украины) подлежат граждане Украины, :

1) призваны приняты на военную службу;

2) проходят военную службу (обучение) в высших военных учебных заведениях и военных учебных подразделениях высших учебных заведений;

3) признанные военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета;

4) достигли предельного возраста пребывания в запасе;

5) прекратили гражданство Украины;

6) были ранее осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;

7) направлены для отбывания наказания в учреждения исполнения наказаний или к которым применены принудительные меры медицинского характера;

8) не получили до 40-летнего возраста военно-учетной или родственной с ней специальности;

7. Постановка на воинский учет военнообязанных Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины осуществляется с учетом особенностей, определенных законами Украины «О Службе безопасности Украины» и «О Службе внешней разведки Украины».

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 37. Уявна оборона

1. Уявною обороною визнаються дії, пов’язані із причинением вреда при таких обстоятельствах, когда реального общественно опасного посягательства не было, и лицо, неправильно оценивая действия потерпевшего, лишь ошибочно допускало наличие такого посягательства.

2. Мнимая оборона исключает уголовную ответственность за причиненный вред только в случаях, когда сложившаяся обстановка давала лицу достаточные основания считать, что имело место реальное посягательство, и оно не осознавало и не могло осознавать ошибочности своего предположения.

3. Если лицо не осознавало и не могло осознавать ошибочности своего предположения, но при этом превысило пределы защиты, которые разрешаются в условиях соответствующего реального посягательства, оно подлежит уголовной ответственности как за превышение пределов необходимой обороны.

4. Если в сложившейся обстановке лицо не осознавало, но могло осознавать отсутствие реального общественно опасного посягательства, оно подлежит уголовной ответственности за причинение вреда по неосторожности.

1. Состояние мнимой обороны возникает в случаях, когда реального посягательства нет, но у лица под влиянием действий другого лица (лиц) и особенностей ситуации, в которой совершено эти действия, возникает ложное впечатление о совершении (или реальную угрозу совершения) общественно опасного посягательства, в результате чего она причиняет вред, считая, находящегося в состоянии необходимой обороны.

2. По общему правилу причинение потерпевшему вреда в состоянии мнимой обороны не исключает уголовной ответственности. Мнимая оборона не влечет за собой уголовной ответственности при наличии двух признаков, указанных в ч. 2 ст. 37, а именно, когда: 1) обстановка, сложившаяся давала лицу достаточные основания считать, что имело место реальное посягательство, 2) лицо не осознавало и не могло осознавать ошибочности своего предположения.

Вопрос о том, действительно ли существовали достаточные основания для ложных выводов о наличии общественно опасного посягательства, должен решаться в зависимости от обстоятельств конкретного дела исходя из того, как обычно воспринимала бы соответствующую ситуацию другое лицо.

При наличии предусмотренных в ч. 2 ст. 37 признаков оправданности мнимой обороны, совершенные в соответствующей ситуации, должны рассматриваться как совершенные в состоянии реальной необходимой обороны.

3. Если при мнимой обороне при обстоятельствах, предусмотренных ч. 2 ст. 37, лицо допустила превышение пределов, установленных ст. 36 для случаев необходимой обороны от реального общественно опасного посягательства, оно подлежит ответственности как за превышение пределов необходимой обороны. Такая ответственность возможна лишь в случаях, предусмотренных статьями 118 и 124.

4. Часть 4 ст. 37 устанавливает, что в случаях, когда лицо не осознавало, но могло осознавать факт отсутствия реального общественно опасного посягательства, оно несет уголовную ответственность за причинение вреда по неосторожности. Это правило должно применяться только для случаев, когда возникли обстоятельства, которые могли создать впечатление о наличии посягательства, но лицо проявила легкомыслие или небрежность в оценке ситуации и в результате ошибочно приняла меры защиты от несуществующего посягательства. Если же обстоятельств, хотя бы частично оправдывали ошибку, допущенную лицом в оценке ситуации, не было, и лицо не только могла, но и должна была в обстоятельствах, сложившихся, осознать отсутствие общественно опасного посягательства, то положения о мнимой обороне отношении такого лица не применяются и он должен нести уголовную ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 1 от 26 апреля 2002 » О судебной практике по делам о необходимой обороне » (п. 7).

Об исполнительном производстве
Статья 37. Возвращение исполнительного документа взыскателю

1. Исполнительный документ возвращается взыскателю, если:

1) взыскатель подал письменное заявление о возвращении исполнительного документа;

2) у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, а осуществленные исполнителем в соответствии с настоящим Законом меры по розыску такого имущества оказались безрезультатными;

3) взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, нереализованное при исполнении решения, при отсутствии иного имущества, на которое возможно обратить взыскание;

4) взыскатель препятствует проведению исполнительных действий или не осуществил авансирование расходов исполнительного производства, предусмотренное статьей 43 настоящего Закона, несмотря на предупреждение исполнителя о возвращении ему исполнительного документа;

5) в результате принятых исполнителем мер невозможно установить личность должника, выяснить местонахождение должника — юридического лица, место жительства, пребывания должника — физического лица (кроме случаев, когда исполнению подлежат исполнительные документы о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в связи с потерей кормильца, об отобрании ребенка, а также исполнительные документы, по которым должны быть взысканы денежные средства или иное имущество, и другие исполнительные документы, которые могут быть выполнены без в асти должника)

6) у должника отсутствует определенное исполнительным документом имущество, которое он по исполнительному документу должен передать взыскателю в натуре;

7) должник — физическое лицо (кроме случаев, когда исполнению подлежат исполнительные документы о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в связи с потерей кормильца, а также исполнительные документы об отобрании ребенка) или транспортные средства должника, розыск которых осуществлялся полицией, не обнаружены в течение года со дня объявления розыска;

8) отсрочка исполнения решения, предоставленная судом, которым принято решение, не закончилась;

9) законом установлен запрет относительно обращения взыскания на имущество или денежные средства должника, если у него отсутствует другое имущество или средства, на которые возможно обратить взыскание, а также о проведении других исполнительных действий в отношении должника, исключающее возможность исполнения соответствующего решения;

11) введена временная администрация банка-должника, кроме решений неимущественного характера.

2. О наличии обстоятельств, указанных в пунктах 2-6 ​​части первой настоящей статьи, исполнитель составляет акт.

3. В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, взыскателю возвращаются неиспользованные суммы внесенного им авансового взноса. По письменному требованию взыскателя исполнителем предоставляется отчет об использовании авансового взноса. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю на основании пунктов 1, 3, 11 части первой настоящей статьи арест с имущества снимается.

4. О возвращении взыскателю исполнительного документа и авансового взноса исполнитель выносит постановление.

5. Возвращение исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, не лишает его права повторно предъявить исполнительный документ к исполнению в течение сроков, установленных статьей 12 настоящего Закона.

Популярное:

  • Комментарий к ст 37 гк рф Статья 37 ГК РФ. Распоряжение имуществом подопечного Текущая редакция ст. 37 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением […]
  • Гражданское право суханов договор купли продажи Суханов Е.А. «Гражданское право-3» Автор: Е.А. Суханов Название: Гражданское право. Том 3. Тип: учебник Издательство: Волтерс Клувер Год издания: 2005 Страниц: 800 Формат: PDF Размер файла: 4,94 Mb Размер архива: 2,96 Mb Описание: Настоящее, третье, переработанное и дополненное, […]
  • Ст290 гражданский кодекс рф 2018 Статья 290 ГК РФ. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме Новая редакция Ст. 290 ГК РФ 1. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, […]
  • Ук рф принудительный труд Комментарии к СТ 4 ТК РФ Статья 4 ТК РФ. Запрещение принудительного труда Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать выполнять работу под угрозой […]
  • Регистрация права собственности на квартиру москва документы Как зарегистрировать право собственности на квартиру? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре […]
  • Земельный кадастр керчь ООО «Крым-Кадастр» На правах рекламы Бесплатная постановка на кадастровый учетСкидка пенсионерам на все виды услуг -20% Квалифицированные кадастровые инженеры с большим опытом работы в короткий срок подготовят межевые и технические планы для постановки на кадастровый учет Ваших объектов […]