Оглавление:

Возможно ли при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет использовать расчетные 2012 год и 2013 год (как по больничному листу)?

Точно можно этим воспользоваться?

Консультация предоставлена 05.02.2015 г.

Сотрудница с 08.09.2014 по 25.01.2015 находилась в отпуске по беременности и родам. При расчете среднего заработка учитывались соответственно 2012 и 2013 годы. Среднедневной заработок по больничному листу составил 700 руб. 26.01.2015 сотрудница написала заявление на отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет. При расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в расчет попадают 2013 и 2014 годы, среднедневной заработок составляет 560 руб.

Возможно ли при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет использовать расчетные 2012 год и 2013 год (как по больничному листу)?

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком может быть исчислено из заработка за 2012 и 2013 годы.

255- ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы у других страхователей. Следовательно, по страховому случаю, который наступит в 2015 году (отпуск по уходу за ребенком), учитывается заработок работника за 2013 и 2014 календарные годы.

Замена календарного года

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по его заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Как следует из этих норм, по заявлению работника могут быть заменены как оба, так и один год расчетного периода. При этом при решении вопроса о возможности замены календарных годов расчетного периода в целях расчета среднего заработка имеет значение только сам факт нахождения сотрудницы в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в этих календарных годах вне зависимости от того, сколько дней в году такие отпуска продолжались, даже если один день в году (смотрите, например, разъяснения Астраханского РО ФСС: http://r30.fss.ru/63044/63048/63123.shtml).

Кроме того, предоставляя застрахованному лицу право замены стандартного расчетного периода на другие календарные годы, законодатель не именует последние непосредственно предшествующими, и в качестве календарных лет «на замену» могут быть выбраны любые годы, если это приведет к увеличению пособия (смотрите, например, разъяснения ФСС РФ (http://fss.ru/ru/consultation/10616/6810/47494.shtml), Вопрос: Сотрудница находилась в декретном отпуске в 2011 году. В январе 2013 года она заболела. Подскажите, пожалуйста, какие годы сотрудница может выбрать в качестве лет расчетного периода? Может ли она заменить 2011 год не на 2010-й, а на 2009-й (так как в этом году у нее был более высокий заработок)? («Зарплата», N 1, январь 2013 г.)).

Возможность выбора года «на замену»

Как следствие, в результате замены в расчетном периоде все равно должно оказаться два календарных года, но это уже могут быть два года, не идущие подряд (смотрите также разъяснение Московского регионального отделения ФСС РФ: http://r50.fss.ru/131058/131059/131104.shtml). Также не влияет на возможность выбора года «на замену» и тот факт, полностью ли он отработан, или в нем также были исключаемые периоды (смотрите, например, разъяснения на сайте Мурманского РО ФСС: http://r51.fss.ru/answers/question/55975.shtml).

В рассматриваемой ситуации одним из двух лет расчетного периода обязательно должен быть 2013 год, поскольку в этом году работница не находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. А вот 2014 год, в котором работница находилась в отпуске по беременности и родам, может быть заменен по её заявлению на 2012 год. Как было указано выше, замена возможна только при условии, что она приведет к увеличению размера пособия. Как следует из вопроса, в результате замены 2014 года расчетного периода на 2012 год размер пособия действительно возрастет, поэтому в данном случае ежемесячное пособие по уходу за ребенком может быть исчислено из заработка за 2012 и 2013 годы.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Отпуск 2018: расчетный период после отпуска по уходу за ребенком

Сотрудница вышла из «детского» отпуска. Какой расчетный период для отпуска после отпуска по уходу за ребенком до 3 лет нужно взять, чтобы рассчитать отпускные. Понятно, что расчет, установленный законодательством для общих случаев, здесь не подходит. Весь в течение всего расчетного периода работница находилась в отпуске по уходу, а перед этим у нее был декретный отпуск. Расскажем в статье, как определить расчетный период для отпуска после отпуска по уходу за ребенком.

Продолжительность расчетного периода

В общем случае, расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, которые предшествуют месяцу начала отпуска. Причем для расчета берутся календарные месяцы с 1-го по 30-е (31-е) число.

Если речь идет об отпуске недавно устроившегося работника, то для работника, принятого в организацию менее года назад, расчетный период – это все время, отработанное в компании, за исключением месяца ухода в отпуск. Отметим, что расчетный период для новеньких сотрудников исчисляется с 1 дня их работы (ч. 3 ст. 139 ТК РФ).

После того, как продолжительность расчетного периода установлена, из него нужно вычесть исключаемые периоды. К ним, например, относятся время, когда (п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922):

  • за работником сохранялся средний заработок, кроме перерывов для кормления ребенка (например, ежегодный оплачиваемый отпуск или командировка;
  • сотрудник был на больничном или в декретном отпуске;
  • работник был освобожден от работы в случаях предусмотренных действующим законодательством.

Как же определить расчетный период для отпуска после отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет, если весь расчетный период состоит из времени, которое следует исключить из расчетного периода?

Все работники организации (индивидуального предпринимателя), с которыми заключен трудовой договор, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск. После определения конкретных дат отпускных периодов заполняется график отпусков. В этом документе указываются отпуска штатных работников на предстоящий год. Утвержденного графика должны придерживаться и работники, и работодатель. Таково требование трудового законодательства (ст. 123 ТК РФ).

Сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам, на отпуск рассчитывать не могут, поэтому перерывы в их работе в графике отпусков не отражаются.

Весь период нужно исключить

Устанавливая расчетный период для отпуска после отпуска по уходу за ребенком до 1.5, бухгалтеры и кадровики сталкиваются с тем, что весь расчетный период состоит из исключаемого времени:

  • отпуска по уходу за ребенком;
  • отпуска по беременности и родам.

Предусматривая такую ситуацию, действующее законодательство предлагает по особому определять расчетный период для отпускных после отпуска по уходу за ребенком.

В таком случае в качестве расчетного периода нужно взять период времени, предшествующий расчетному периоду и равный ему по продолжительности. Такие правила установлены пунктом 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Проще говоря, определяя расчетный период для отпускных после отпуска по уходу за ребенком до 3 лет нужно взять 12 месяцев, предшествующих исключаемому периоду (письмо Минтруда России от 25.11.2015 № 14-1/В-972).

Однако может оказаться, что и в течение 12 месяцев, предшествующих расчетному периоду у работника не было зарплаты. В такой ситуации в качестве расчетного периода принимаются дни, отработанные в месяце начала отпуска до ухода в отпуск (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

В таком порядке нужно определять расчетный период для отпуска после отпуска по уходу за ребенком. Калькулятор отпускных, представленный на специализированных сайтах, может помочь справиться с этой задачей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Как рассчитать отпускные, если в расчетном периоде сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком?

Работница состоит в трудовых отношениях с работодателем с 2001 года. Она 11 марта 2017 года вышла из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Ей была начислена зарплата: за часть марта – 3 000 грн, за апрель – 4 400 грн. За период март – апрель 2017 года отпуска без сохранения заработной платы этой работнице не предоставлялись. В мае 2017 года она идет в очередной ежегодный отпуск сроком на 5 календарных дней (далее – к. д.). Как рассчитать ей отпускные?

Время, в течение которого работники согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок либо сохранялся частично, исключается из расчетного периода (абзац шестой п. 2 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100, далее – Порядок № 100).

Таким образом, календарные дни расчетного периода, которые приходятся на период отпуска по уходу за ребенком до 3 (6) лет, должны быть исключены из общего количества календарных дней, принимающих участие в расчете средней зарплаты.

Периодом для расчета средней зарплаты в данном случае будет май 2016-го – апрель 2017 года.

До марта 2017 года у работницы не было дохода в виде зарплаты, поэтому при расчете среднего заработка необходимо начисленную зарплату за март – апрель 2017 года в размере 7 400 грн., разделить на 50 к. д. (21 к. д. – за март 2017-го и 29 к. д. – за апрель 2017-го). Полученный результат надо умножить на количество дней отпуска:

· размер средней зарплаты:

7 400 грн. : 50 к. д. = 148 грн/к. д.;

148 грн/к. д. х 5 к. д. = 740 грн.

Кроме того, важно помнить, что период отпуска по уходу за ребенком до 3 (6) лет не влияет на стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск (п. 3, 4 ст. 9 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504).

Это означает, что при определении количества календарных дней отпуска, на которые может претендовать сотрудница (или сотрудник, поскольку в таком отпуске может находиться и отец ребенка), необходимо из общего количества календарных дней, за которые определяем положенные дни отпуска, вычесть не только дни праздников, отпусков без сохранения зарплаты (в пределах норм, установленных действующим законодательством), но и количество календарных дней отпуска по уходу за ребенком до 3 (6) лет.

Пример

Предположим, что перед уходом в декрет работница могла претендовать на 7 дней ежегодного отпуска. С 01.01.14 г. по 06.05.14 г. она находилась в отпуске по беременности и родам, а с 07.05.14 г., – в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Приступила к работе 11.03.17 г. Определим, на сколько дней отпуска имеет право претендовать сотрудница на момент ее выхода из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет.

На период декретного отпуска за работницей сохранялось место работы (должность) и выплачивалось пособие по государственному социальному страхованию. Значит, такой период входит в стаж работы, дающий право на отпуск. И мы уже сказали, что отпуска по уходу за ребенком до 3 (6) лет не влияют на стаж работы, дающий право на отпуск.

Соответственно, кадровику необходимо рассчитать количество дней отпуска только за период нахождения сотрудницы в отпуске по беременности и родам. И полученный результат добавить к уже заработанным ранее 7 дням отпуска.

Таким образом, на момент выхода работницы из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет она может претендовать на 15 дней ежегодного отпуска:

120 к. д. : 355 к. д. х 24 к. д. + 7 к. д. = 15 к. д.

Можно ли выбирать расчетный период при расчете пособия по уходу за ребенком до полутора лет?

При расчете пособия по уходу за ребенком до полутора лет, можно ли выбирать расчетный период?

Сейчас расчет пойдет за 2014, 2015 гг., сотрудница хочет за 2013, 2014гг.

Если да, какой документ нужен (заявление о замене расчетных лет)?

19 Апреля 2016, 11:44 Юлия, г. Москва

Ответы юристов (1)

Замена годов возможна только в том случае, если в предшествующих годах работница находилась в отпуске по БиР и (или) отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

ФЗ-255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ред. 09.08.16 г.

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

«Декретное» пособие: правило переноса расчетного периода

По общему правилу для расчета пособий по социальному страхованию (в частности, в случае временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) берутся два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая. Особенность предусмотрена для расчета пособия по беременности и родам для женщин в ситуации перехода «из декрета в декрет». Законодательством, регулирующим социальную сферу, в обозначенной ситуации разрешен перенос расчетного периода на более ранний срок, если в результате такого переноса размер пособия увеличится. Как именно осуществить замену периода, в законодательных нормах не пояснено. Но есть разъяснения Минтруда по этому поводу с неблагоприятной для застрахованных лиц позицией. Следует ли ей руководствоваться?

Общие правила расчета «декретного» пособия

Величина пособия определяется на основании среднего дневного заработка, приходящегося на расчетный период.

По общему правилу расчетный период составляет два календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые согласно Закону № 212‑ФЗ [2] начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 12 Закона № 255‑ФЗ). Иначе говоря, размер зарплаты и иных выплат, производимых в пользу сотрудницы в расчетном периоде, непосредственно влияет на величину пособия. При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

Предельная база для начисления взносов в ФСС

Средний дневной заработок

Выплаты, учитываемые при расчете пособия

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 135 ТК РФ).

Частью 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая [3] . Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

Если пособие по беременности и родам исчисляется на основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ (то есть исходя из МРОТ, а не среднего дневного заработка), то в районах и местностях, в которых применяются «северные» коэффициенты к заработной плате, размер пособия по беременности и родам определяется исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. Постановление АС УО от 11.03.2015 № Ф09-299/15 по делу № А50-13767/2014 [4] ).

Исключение из общего правила

В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Итак, перенос расчетного периода на более раннее время возможен при соблюдении следующих условий:

  • застрахованное лицо в течение двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости от того, какой продолжительности были эти отпуска);
  • застрахованное лицо написало соответствующее заявление;
  • замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера социального пособия.

Обратите внимание

Перенос расчетного периода на ранее время возможен и в том случае, если прежде застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с другим работодателем. Для осуществления указанного переноса ей нужно представить справку от прежнего работодателя по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н. В ней отражаются сведения о размере заработка застрахованного лица и фактически отработанных им днях за период, являющийся расчетным. Данная справка выдается при увольнении работника либо в течение трех рабочих дней со дня обращения его с письменным заявлением о ее выдаче (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Если застрахованное лицо не имеет возможности представить указанную справку с предыдущего места работы, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица вправе запросить необходимые для расчета сведения в ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ).

Справка о заработной плате по форме 2‑НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 № 33‑12662/2013).

Сотрудница работает в компании с 2008 года, 8 декабря 2014 года она вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком (размер должностного оклада в 2014 году – 25 000 руб.). В начале марта 2015 года она ушла в декретный отпуск со вторым ребенком. Как рассчитать пособие в этом случае?

По общему правилу пособие по беременности будет исчислено следующим образом.

25 000 руб. / 31 дн. х 24 дн. = 19 354,84 руб. – это заработная плата, начисленная за декабрь. Соответственно, размер пособия составит: (19 354,84 руб. / ((730 ‑ 706) х 140) дн.) = 112 903,23 руб.

В то же время из двух лет (2014 и 2013), приходящихся на расчетный период, в 2013 году сотрудница находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит, она в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ вправе обратиться с заявлением о замене этого года на более ранний год, скажем, на 2010.

Как видим, законодатель предусмотрел все, кроме одного: на какие именно годы можно перенести расчетный период – на два идущих подряд года, предшествующих расчетному периоду, или же, допустим, на любые другие, лишь бы такой перенос приводил к увеличению размера пособия по беременности и родам. Увеличение размера пособия – это, пожалуй, главная цель переноса расчетного периода на более раннее время. А о том, что выбранные для замены годы должны непосредственно предшествовать расчетному периоду, в последнем предложении ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не сказано. В обозначенной норме содержится указание о том, что «непосредственно» предшествовать году наступления страхового случая должны годы расчетного периода, а не годы, выбранные для замены в целях увеличения размера пособия по беременности и родам.

До недавнего времени в правоприменительной практике применялся вышеизложенный подход. Со стороны ревизоров контролирующего внебюджетного фонда особых нареканий он не вызывал. И тут появляются разъяснения Минтруда с крайне неприятными для застрахованных лиц выводами. Речь идет о Письме от 03.08.2015 № 17‑1/ООГ-1105.

Позиция Минтруда о порядке переноса расчетного периода

Специалисты фонда касательно порядка переноса расчетного периода в анализируемой ситуации указали следующее. По заявлению застрахованного лица календарные годы (календарный год) расчетного периода могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Однако чиновники Минтруда сочли данное утверждение ФСС неверным. В Письме № 17‑1/ООГ-1105 они привели такое толкование нормы ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ.

Пособия по обязательному социальному страхованию в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.

Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществлятьсяне на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующиенаступлению страхового случая.

Поэтому если в 2013 – 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.

При этом Минтруд настаивает на применении данной позиции в правоприменительной практике.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 (в действующей редакции) полномочиями по изданию разъяснений по применению положений Закона № 255‑ФЗ наделен Минтруд.

Но вернемся к нашему примеру. Если руководствоваться вышеизложенными рекомендациями Минтруда, получится, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности заменить 2013 год сотрудница может только на 2012 год, разумеется, при условии, что весь этот период она не находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за первым ребенком, если же находилась, то на 2011 и т. д. в порядке убывания.

Справедлива ли позиция Минтруда, изложенная в Письме № 17‑1/ООГ-1105?

Размышления на тему

В то же время предлагаем еще раз внимательно посмотреть на вывод, который сделали чиновники Минтруда в Письме № 17‑1/ООГ-1105: замена может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

При всем уважении к данному ведомству совершенно непонятно, какое отношение имеет сделанный чиновниками вывод к приведенным ими доказательствам? Хочется спросить: а причем здесь годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая? Ведь это и есть расчетный период, который женщина при соблюдении вышеприведенных условий из ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255‑ФЗ может перенести на более раннее время. Тогда как в отношении периода, являющегося альтернативой расчетному периоду (повторимся), ни о каком непосредственном предшествии данному периоду в упомянутой норме не говорится. Но чиновники Минтруда предпочли проигнорировать этот очевидный нюанс и, выдав желаемое за действительное, на наш взгляд, расширительно истолковали в Письме № 17‑1/ООГ-1105 анализируемую норму.

С учетом изложенного вынуждены признать, что следование данной позиции ФСС (в силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 826 так и будет) приведет к многочисленным спорам со страхователями и застрахованными лицами относительно размера назначенных пособий по беременности и родам. Каким будет исход подобных споров, предугадать в настоящее время довольно затруднительно.

Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно здесь упомянуть. Несмотря на то что Минтруд – это официальный орган, наделенный полномочиями давать разъяснения по применению положений законодательства о социальном страховании, эти разъяснения не могут иметь обратной силы. А раз так, то страхователи, считаем, не должны пересчитывать назначенные, выплаченные и принятые ФСС к зачету пособия по беременности и родам до выхода Письма № 17‑1/ООГ-1105.

Проценты за нарушение срока выплаты «декретного» пособия

В указанном случае работодатель должен уплатить компенсацию (проценты). Ее минимальный размер оговорен названной статьей – не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Иной (больший) размер компенсации может быть преду­смотрен условиями коллективного или трудового договора.

Вопрос: подлежит ли применению обозначенная статья к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам? Ведь пособие по беременности и родам работодатель должен назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником больничного а выплатить его – в ближайший после его назначения день выплаты зарплаты (ч. 5, 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 255‑ФЗ).

Арбитры считают, что подлежит. Вот что сказано по этому поводу в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 09.06.2015 по делу № 2‑1059/2015, 33‑609/2015.

В силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей [6] пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы.

Следовательно, к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам, вопреки утверждению ответчика, применимы нормы трудового законодательства, в том числе правило, установленное в ст. 236 ТК РФ.

В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.

[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[3] С 1 января 2015 года МРОТ – 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

[4] Определением ВС РФ от 16.06.2015 № 309‑КГ15-6058 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

[5] Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255‑ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

[6] Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н.

Популярное:

  • Имущественные налоговые вычеты по ндфл в 2014 году при покупке квартиры Разъяснения При покупке недвижимости в 2013 (2012, 2011, 2010 годах и ранее) имущественный вычет предоставляют покупателям квартиры, комнаты, дома или долях в них (о том что такое вычет и как его применяют смотрите по ссылке). Получив имущественный вычет при покупке квартиры, дома, […]
  • Контролируемые сделки 2014 займы Контролируемые сделки 2014 займы Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, […]
  • Гпк рф 386 Статья 386. Сроки и порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции Информация об изменениях: Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ статья 386 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 […]
  • Какие выплаты предусмотрены при рождении третьего ребенка Льготы при рождении третьего ребенка Кроме пособия в 14 497,8 руб. (в 2014 году было 13 741 руб.), выплачиваемого при рождении каждого ребёнка, в случае, если ребёнок является уже третьим, выплачивается ещё и ежемесячное пособие для помощи в его содержании. Ежемесячное пособие составляет […]
  • Мировой суд касли 2 Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив обращений Обращения за 2018 год Обращения за 2015 […]
  • Вмененный доход для ип 2014 Налог ЕНВД 2016 год Доброго времени суток! Вот и наступил новый 2016 год и пора подвести итоги, какие изменения налога ЕНВД ждут нас в этом 2016 году по сравнению с ЕНВД 2015 года. Налогообложение ЕНВД в 2017 году для ООО и ИП. Изменения ЕНВД в 2016 году Первым и пожалуй самым главным […]