Оглавление:

Свидетельство права собственности

Выписка из реестра муниципальной собственности администрации, является ли основанием для регистрации права собственности на недвижимое имущество? Здание Министерства обороны на основании ФЗ от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ О порядке безвозмездной передачи. после приказа Сердюкова и подписания соглашения и акта приёма передачи, передали муниципалам.

Ответы юристов (5)

Выписка лишь свидетельствуют о зарегистрированных правах, основанием она не является, основанием являются договоры о передаче, купли-продажи, дарения, наследование и иные.

С уважением Александр

Уточнение клиента

Это выходит нарушение регистрации права собственности?

12 Февраля 2015, 00:18

Есть вопрос к юристу?

Возможно этот объект был передан муниципалитету на основании постановления Верховного Совета № 3020-1 от 27.12.1991.

Кроме того, при регистрации права, Росрегистрация проводит экспертизу соответствия документов. Были бы сомнения, регистрации не было бы.

Уточнение клиента

Объект был передан на основании ФЗ от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

12 Февраля 2015, 00:32

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Статья 17 Основания для государственной регистрации прав

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

— иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в

порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказ Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424

«Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»

2. Объектами учета в реестрах являются:

— находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество

4. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:

— наименование недвижимого имущества;
— адрес (местоположение) недвижимого имущества;

— кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;

— площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;

— сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);

— сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

— даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

— реквизиты документов — оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

— сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

— сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

Так, что в реестре содержится вся информация, подтверждающее возникновение права мун. собственности на объект.

И у регистратора сомнений не возникло.

Возможно в свидетельстве следовало бы указать реквизиты соглашения о передаче имущества в муниципалитет, но регистратор решил по своему.

Уточнение клиента

Странно, но согласно Постановлению ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 апреля 2010 года

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ,

СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

12 Февраля 2015, 01:20

В том же пункте постановления 10/22 сказано, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.

Выписка из ЕГРП у муниципалитета имеется.

Могу предположить, что вместе с выпиской из реестра мун.собственности муниципалитетом были представлены и документы основания, в том числе и соглашение о передаче имущества.

Если право собственности муниципалитета на данный объект нарушает ваши права, вам следует обратиться в суд с иском о признании сделки по передаче объекта недействительной.

Уточнение клиента

Не спорю, что выписка из ЕГРП является докозательством. Но по логике, основанием регистрации права должен быть акт приёма передачи или соглашение подписанное между сторонами и согласно приказа, это здание обременили.

12 Февраля 2015, 01:45

Но по логике, основанием регистрации права должен быть акт приёма передачи или соглашение подписанное между сторонами и согласно приказа

Согласен с вами, но оспорить право муниципалитета, на том основании, что в свидетельстве о праве собственности основанием указа выписка из мун.реестра вряд ли получится.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Реестр муниципального имущества

Информация об объектах, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург» по состоянию на 01 октября 2018 года:

Управление реестров казенного и закрепленного имущества (Управление)

  • начальник Управления: Балакин Сергей Сергеевич: 354-56-99 (кабинет 503);
  • заместитель начальника Управления: Вахтина Юлия Юрьевна: 371-05-77 (кабинет 503).

Специалисты

  • Ломовцева Ольга Александровна: 359-81-52 (кабинет 510);
  • Сивухина Зинаида Васильевна: 359-81-52 (кабинет 510);
  • Пашабекова Ирина Владимировна: 371-52-72 (кабинет 503);
  • Бальцер Алена Александровна: 371-52-72 (кабинет 503);
  • Манина Ирина Ильинична: 359-88-18 (кабинет 503);
  • Бессонова Юлия Алексеевна: 359-81-52 (кабинет 510).

Режим работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 09:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 13:48. Если предпраздничный день выпадает на пятницу — с 09:00 до 13:00 и с 13:48 до 16:00.

Основные задачи Управления

  • ведение реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург»;
  • обеспечение государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на недвижимое имущество, а также сделок с недвижимым имуществом, совершаемых от его имени уполномоченными лицами.

В целях реализации возложенных на Управление задач Управление выполняет следующие функции:

1. Формирует и ведет реестр муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с:

  • Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 (21Кб);
  • Положением «Об учете в реестре муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» сведений о муниципальном имуществе», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.03.2013 № 939 (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 01.10.2015 № 2724) (249Кб);
  • Административным регламентом исполнения муниципальной функции по ведению реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.01.2015 № 145.

2. Направляет от имени Администрации города Екатеринбурга документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для:

  • государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург»;
  • государственной регистрации внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости;
  • государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на объекты недвижимого имущества;
  • постановки на учет бесхозяйных объектов.

3. Предоставляет выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» (375Кб), утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 01.06.2012 № 2342 (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 27.06.2013 № 2257, Постановления Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2015 № 483, Постановления Администрации города Екатеринбурга от 07.05.2015 № 1108);

Предоставление сведений из реестра

Запросы на предоставление сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» подаются:

  • в отдел организационного и общего обеспечения ДУМИ по адресу: Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б, кабинет 220 (лично или через представителя).

Время приема запросов: с понедельника по четверг — с 10:00 до 17:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 10:00 до 16:00, перерывы — с 11:15 до 11:30, с 13:00 до 14:00, с 15:15 до 15:30. Если в предпраздничный день выпадает на пятницу, прием запросов прекращается в 15:00.

  • в ДУМИ в письменной форме по почте (адрес: 620014, Екатеринбург, пр. Ленина, 24а).

Получение выписки по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина, 24а, кабинет 503 на девятый день со дня регистрации запроса — в случае вручения выписки на личном приеме (режим работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 09:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 13:48. Если предпраздничный день выпадает на пятницу — с 09:00 до 13:00 и с 13:48 до 16:00).

На десятый день со дня регистрации запроса — в случае неявки заявителя на личный прием или в случае указания заявителем в запросе способом получения выписки ее получение в виде почтового отправления.

  • в Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и его районные отделы (с адресами и графиками работы районных отделов можно ознакомиться на официальном сайте).

Получение выписки на девятый день со дня регистрации запроса — в случае вручения выписки на личном приеме в районном отделе, где был подан запрос.

На десятый день со дня регистрации запроса — в случае неявки заявителя на личный прием или в случае указания заявителем в запросе способом получения выписки ее получение в виде почтового отправления.

  • в Государственное бюджетное учреждении Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и его филиалах (с адресами и графиками работы филиалов можно ознакомиться на официальном сайте).

Получение выписки по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина, 24а, кабинет 503 на девятый день со дня регистрации запроса — в случае вручения выписки на личном приеме (режим работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 09:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 13:48. Если предпраздничный день выпадает на пятницу — с 09:00 до 13:00 и с 13:48 до 16:00).

На десятый день со дня регистрации запроса — в случае неявки заявителя на личный прием или в случае указания заявителем в запросе способом получения выписки ее получение в виде почтового отправления.

Департамент имущественных отношений

Подведомственные организации

Взаимодействие органов местного самоуправления и юридических лиц при подготовке документов для государственной регистрации прав муниципальной собственности на вновь построенные объекты недвижимого имущества, в том числе на объекты инженерной инфраструктуры

В период с 2006 по 2009 годы отмечается увеличение объема работы департамента имущественных отношений по государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество, включая жилые помещения, нежилые помещения, строения, сооружения, земельные участки, а также вновь построенные объекты недвижимого имущества. Это связано, прежде всего, с проведением инвентаризации муниципального недвижимого имущества, переформированием муниципальных земельных участков, а также вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества для развития городского хозяйства.

Эффективная эксплуатация, надлежащее обслуживание, рациональное использование и распоряжение вновь построенными и реконструированными объектами недвижимости, в том числе объектами инженерной инфраструктуры, возможно только при наличии государственной регистрации права муниципальной собственности на них. Успех решения этой задачи зависит от тесного взаимодействия органов местного самоуправления и юридических лиц при подготовке документов для государственной регистрации прав.

В процессе строительства объектов недвижимого имущества задействованы инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Их совместная деятельность регулируется действующим законодательством, в том числе Гражданским, Земельным, Градостроительным кодексами РФ, федеральным законом от 25.02.1999 № 39-РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и иными правовыми актами. В соответствии со ст. 219 ГК РФ, уже созданный и принятый заказчиком объект недвижимости до момента государственной регистрации не имеет собственника. Соответственно, никто не несет бремя содержания имущества. Оперативное и своевременное оформление прав муниципальной собственности, а также рациональное использование средств бюджета зависит от четкого взаимодействия органов местного самоуправления и юридических лиц, осуществляющих строительство и ввод в эксплуатацию.

Государственная регистрация права муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) на созданный объект недвижимого имущества осуществляется на основании документов, подтверждающих его создание. Начиная с отвода земельного участка (заключения договора аренды на земельный участок), предоставленного под строительство объекта, и заканчивая выдачей разрешения на ввод его в эксплуатацию, процесс создания и реконструкции объектов недвижимого имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, сопровождается документальным оформлением правоотношений его участников. Заказчиком от имени муниципального образования, как правило, выступает Муниципальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства города Омска» либо департамент строительства Администрации города Омска. В зависимости от формы собственности на предоставляемые под строительство земельные участки заказчик тесно взаимодействует со структурными подразделениями Администрации города Омска, государственными учреждениями и юридическими лицами. Так, для осуществления строительства отвод земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, производится департаментом архитектуры и градостроительства, а заключение договоров аренды на такие участки – департаментом имущественных отношений. Предоставление неразграниченных земельных участков осуществляется Главным управлением по земельным ресурсам Омской области. В случае, когда застраиваемый земельный участок граничит с земельными участками, находящимися в собственности иных лиц, при необходимости по соглашению сторон устанавливается сервитут (предоставление права ограниченного пользования соседним участком), который в обязательном порядке подлежит государственной регистрации.

Возведение новых объектов недвижимости, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, является затратным и дорогостоящим мероприятием. Финансирование строительства может производиться как за счет средств местного бюджета, так и путем капитальных вложений инвесторов, отношения с которыми осуществляются на основе договора и (или) муниципального контракта. В соответствии с федеральным законом от 25.02.1999 № 39-РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений. В зависимости от источников финансирования либо весь объект регистрируется по праву муниципальной собственности, либо заключается соглашение об определении долей в праве. Так, строительство объектов инженерной инфраструктуры микрорайона «Кристалл» осуществлялось при совместном финансировании Омской области и муниципального образования город Омск, поэтому на эти объекты в настоящее время регистрируется доля города в праве общей долевой собственности.

В соответствии с местными нормативными актами ввод в эксплуатацию осуществляется департаментом строительства. Таким образом, при строительстве муниципальных объектов осуществляется взаимодействие департамента имущественных отношений, департамента строительства, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Муниципального унитарного предприятия «Управление капитального строительства города Омска», Главного управления по земельным ресурсам Омской области.

В период с 2008 года по настоящее время департаментом имущественных отношений зарегистрировано право муниципальной собственности на 60 вновь построенных (реконструированных) объектов. Среди них такие важные городские проекты как:

  • реконструкция городской больницы № 12 под родильный дом, расположенный по адресу: ул. Герцена, 69 – 14 объектов.
  • строительство крытого футбольного поля с искусственным покрытием (на территории стадиона «Красная звезда»), расположенного по адресу: ул. Масленникова, 142/1 – 6 объектов.
  • строительство крытого катка с искусственным льдом, стадион «Энергия» (Ледовая арена им. Вячеслава Фетисова), расположенного по адресу: ул. 8 Восточная, 22 с инженерными коммуникациями по адресу: ул. Челюскинцев, 98 корп. 2 — 11 объектов.
  • реконструкция строения бывшего кинотеатра «Художественный» под Органный зал, расположенный по адресу: ул. Партизанская 4, в котором город Омск имеет долю в праве общей собственности.
  • строительство общеобразовательной школы с бассейном и инженерными коммуникациями, расположенной в 14 Военном городке – 8 объектов.
  • реконструкция здания по ул. К. Либкнехта/ ул. Музейная, д. 3/4 для размещения муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 1».
  • строительство инженерных коммуникаций в микрорайоне «Кристалл» и «Микрорайоне № 5».
  • реконструкция бывшего детского сада, расположенного по адресу: микрорайон «Крутая Горка», ул. Российская, д. 19, для работников социальной сферы – 20 объектов.

Порядок учета муниципального имущества и ведение реестра

1. Общие положения

1.1 В целях организации учета муниципального имущества, а также совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003года № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением «О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Большемуртинский район» принятым решением Большемуртинского районного Совета депутатов от 19.06.2007г № 17-164, руководствуясь Уставом муниципального образования Большемуртинский район, настоящий Порядок устанавливает процедуру учета муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества (далее именуется — реестр) администрацией Большемуртинского района.

1.2. В настоящем порядке под реестром понимается информационная система, содержания структурированный перечень муниципального имущества и сведения об этом имуществе.

1.3. Внесение объекта в реестр производится на основании решения уполномоченного органа либо должностного лица о принятии объекта в муниципальную собственность.

1.4. К объектам учета относятся:

1) в отношении муниципального предприятия, муниципального учреждения;

2) движимое и недвижимое имущество (балансовая, остаточная стоимость и местонахождение имущества),переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

3) имущество, составляющее муниципальную казну.

1.5. Учет осуществляется путем ведения реестра.

2. Порядок учета муниципального имущества

2.1. Учет муниципального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

2.2. Учет осуществляется путем ведения реестра.

2.3. Правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской федерации, при изменении сведений об объекте учета, в 2-х недельный срок со дня приобретения имущества и изменения сведений о нем представляет в Отдел надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение, изменение или прекращение правообладателем соответствующего вещного права на объект или государственную регистрацию указанного права на него, если им является недвижимое имущество.

2.4. Отдел в месячный срок со дня получения копий документов, указанных в реестре, обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов и присвоить реестровый номер. В случае, если установлены неполнота и недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений либо документы у правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям, Отдел обязан в течении 5 рабочих дней со дня принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме. Извещение о продлении указанного срока направляется Отделом правообладателю в течении 3 рабочих дней со дня поступления заявления правообладателя.

2.5. В случае если правообладатель в течении месяца со дня получения извещения представит в письменной форме заявление о продления срока предоставления документов, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 3 месяца со дня приостановления процедуры учета. После представления правообладателем дополнительных документов и устранения замечаний Отдел обязан в течении месяца, внести запись в журнал учета документов, присвоить реестровый номер или внести соответствующие изменения в реестр.

2.6. После поступления имущества в собственность муниципального образования Большемуртинский район, Отдел в 3-недельный срок со дня получения на него правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов:

2.7. В случае ликвидации являющегося правообладателем юридического лица записи о прекращении права собственности муниципального образования на имущество формируется Отделом в 2-недельный срок после получения свидетельства о ликвидации.

3.Ведение реестра муниципального имущества

3.1. Ведение реестра означает внесение в него объектов учета, обновление данных об объектах учета и их исключение из реестра при изменении формы собственности или списании муниципального имущества в установленном порядке.

3.2. Данные об объектах учета, исключаемых из реестра переносятся в архив.

3.3. Ведение реестра осуществляется на бумажном и магнитном носителях информации. В случае несоответствия информации, содержащейся на бумажном и электронном носителях, приоритет имеет информация, содержащая на бумажном носителе. Реестр на бумажных носителях обновляется ежегодно на 1 января текущего года.

3.4.Реестр состоит из 3 разделов.

В разделе первом включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, во втором разделе о муниципальном движимом имуществе, в разделе третьем включаются сведения о лицах, обладающих правами на муниципальное имущество и сведения о нем. Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведения о них. Сведения о лицах, обладающих правами на объекты учета, вносятся в карту реестра муниципальных организаций, каждой из которых присваивается реестровый номер.

3.5. Реестр должен содержать следующие сведения об объекте учета:

3.6. Все муниципальные предприятия и муниципальные учреждения не позднее 1 апреля каждого года обязаны направлять в Отдел перечень движимого и недвижимого муниципального имущества (находящегося на балансе), карту учета (согласно приложению 1),копию годового отчета (баланс с приложениями и пояснительной запиской), по состоянию на 1 января текущего года.

3.7. В целях обеспечения достоверности сведений, включенных в Реестр, Отдел вправе назначить и проводить в порядке, документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации) установленном законодательством Российской Федерации и данным Положением соответствующим договором об использовании объекта учета.

3.8. Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускается. Передача документов реестра на постоянное хранение в архив осуществляется в установленном порядке.

3.9. Документом,подтверждающим факт учета муниципального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера муниципального имущества, является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с муниципальным имуществом.

3.10. Регистрацию выданных свидетельств осуществляет администрация

4. Предоставление сведений об объектах учета

4.1. Информация предоставляется по письменному запросу:

4.2. Информация об объектах учета предоставляется по письменным заявлениям, лицам не перечисленным в пункте 4.2 настоящей главы при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица – документов, подтверждающих регистрацию юридического лица и надлежащим образом оформленную доверенность. Владельцу объекта учета, по его запросу предоставляется информация о лицах, получивших сведения об этом объекте.

4.3. Информация либо отказ в ее предоставлении выдается заявителю в письменной форме с указанием причин отказа или невозможности предоставления такой информации.

4.4. Информация об объектах учета (или мотивированное решение об отказе в её предоставлении) сообщается заявителю в месячный срок со дня подачи заявления.

5. Заключительные положения

5.1. Отдел несет ответственность за соответствие вносимых в реестр сведений об объектах учета информации, представляемой владельцами этих объектов, за организацию защиты информации, полноту и подлинность информации об объектах учета, предоставляемой заинтересованным лицом по письменным запросам или заявлениям. Ответственность за своевременность представления в администрацию и подлинность сведений об объектах учета несут владельцы объектов учета.

5.2. Отдел осуществляет учет сведений о муниципальной собственности, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации с ограниченным доступом.

5.3. Использование сведений об объектах учета, содержащихся в реестре, способами или в форме, наносящими ущерб интересам муниципального образования или владельцам этих объектов, умышленное или неосторожное искажение информации, либо утрата сведений об объектах учета, влекут ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрация муниципальной собственности на недвижимое имущество

Хорев Андрей Александрович
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского процесса
Московского университета МВД России
тел: 385-83-80, 335-50-55

Классификация объектов права муниципальной собственности.

Классификация объектов права муниципальной собственности может быть представлена следующим образом. Право муниципальной собственности распространяется на следующие объекты:

1. Недвижимое имущество (недвижимость):

а) земля (земельные участки);

б) объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира;

в) здания, сооружения, помещения;

г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания).

2. Движимое имущество:

а) вещи, входящие в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.);

б) деньги и ценные бумаги.

а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов);

б) иные имущественные права.

Сказанное дает право признать наиболее корректными формулировки тех уставов муниципальных образований, которые учитывают особенности объектов права собственности. В этой связи заслуживает упоминания Устав г. Н. Новгорода, в ст. 53 которого в состав муниципальной собственности города включаются средства бюджета города, муниципальные внебюджетные и валютный фонды, имущество органов местного самоуправления города, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, имущество муниципальных предприятий и организаций, муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, и иное движимое и недвижимое имущество. Хотя и здесь, например, отнесение к городской собственности имущества органов местного самоуправления города крайне сомнительно с позиций Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Юридическая характеристика объектов права муниципальной собственности означает прежде всего исследование особенностей их правового режима. Это понятие достаточно давно вошло в обиход юридической науки, но, к сожалению, не получило глубокого анализа.

Два обстоятельства затрудняют решение данной задачи. Во-первых, не ясно, в какой мере уместно вообще введение в научный аппарат термина «правовой режим имущества». Для каждого, кому этот термин встречался в законодательстве или кто сталкивался с его объяснением в юридической литературе, становилось понятно, что речь идет в сущности о характеристике субъективных прав более или менее широкого круга субъектов. Мысль о том, что «никакого правового режима вещей на самом деле быть не может» и что в действительности правовой режим устанавливается не для вещей, а для связанного с ними поведения людей», казалось, давала все основания для признания термина «правовой режим вещей» (имущества) «сокращенным словесным образом» разнообразных актов человеческого поведения. Как заметил Р. Саватье, «реальные вещи выступают в юридической жизни через посредство прав, которые осуществляются в отношении этих вещей».

Между тем, на наш взгляд, данное понятие все же имеет право на самостоятельное существование. По своей сущности оно является предметной характеристикой юридических отношений. В нем предельно общим образом выражаются границы воздействия механизма правореализации на материальные процессы воспроизводства. И хотя речь идет все же о поведении людей, однако не «связанного с вещами», а направленного, воздействующего на вещи (имущество).

Во-вторых, ни теория права, ни отраслевые юридические науки не дают однозначного ответа на вопрос об объекте правоотношения, а это во многом осложняет анализ положения имущества (вещей) в механизме правового регулирования. Вещи (имущество, материальные блага) считают объектами права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности, сделки и права собственности одновременно (Ю.К. Толстой), объектами правоотношения и субъективного права и юридической обязанности (М.М. Агарков и С.С. Алексеев), объектами правоотношения, субъективного права и поведения управомоченного лица (Н.И. Матузов), материальными объектами правоотношения (О.С. Иоффе и др.).

Понятие «правовой режим имущества (вещей)» включает в себя сложный комплекс правовых норм, устанавливающих права и обязанности, объектом которых может выступать это имущество. «Правовой режим, — пишет В.И. Сенчищев,— это совокупность всех позитивно-правовых предписаний, существующих и действительных… и в соответствующих случаях определяющих права, обязанности, дозволения, запреты и предписания абсолютно всех лиц… по поводу того предмета (явления), в отношении которого они установлены». По своей характеристике эти нормы могут быть и регулятивными и охранительными, материальными и процессуальными, различной отраслевой принадлежности. Данный термин служит таким образом законченным выражением всех состояний «юридического бытия» материальных благ. К такому его истолкованию фактически пришел А.И. Масляев, считавший, что здесь имеется в виду «правовое положение имущества». И если с точки зрения языка науки с этим вряд ли можно согласиться, поскольку юридическая наука термин «правовое положение» прочно связывает с понятием субъекта права, то в остальном нельзя не признать, что термин «правовой режим» по отношению к материальному объекту правоотношения (вещи, имуществу) означает то же, что термин «правовое положение» по отношению к субъекту права.

В содержании норм, образующих модель правового режима любого имущества, проявляется действие по крайней мере трех факторов. Во-первых, это социально-экономическая функция материальных благ и, прежде всего, вещей, в которых выражается материальная сторона общественных отношений, их экономическая ценность. С другой стороны, общественные производственные отношения реализуют экономическую функцию вещей, выступающих в качестве средств производства и предметов потребления. Если допустить, что правовое опосредование отношений общественного производства происходит все же через систему имущественных отношений (С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.П. Грибанов и др.), а не напрямую (М.М. Агарков, Д.М. Генкин, О.А. Красавчиков и др.), то последние могут рассматриваться в качестве той социальной формы, в которой экономическая функция вещей приобретает юридическое значение и отражается в нормах права.

По этому признаку различаются нормы, общие для всех вещей (например, риск случайной гибели), нормы, общие для некоторого рода вещей (например, государственная регистрация прав на недвижимое имущество или правила операций (сделок) с валютными ценностями), и нормы, относящиеся только к какому либо одному виду вещей (например, правила совершения сделок с жилыми помещениями).

Во-вторых, содержание норм, образующих правовой режим имущества, определяется социально-экономической функцией субъекта, т. е. его ролью как агента общественного производства и его местом в политической организации общества. При этом если одни нормы устанавливают права и обязанности субъектов применительно к принадлежащему им (закрепленному за ними) имуществу, то другие — применительно к имуществу других лиц (своему или чужому). Кроме того, здесь также могут быть выделены нормы, относящиеся ко всем субъектам (содержание права собственности, недопустимости злоупотребления правом собственности и др.), нормы, общие для субъектов определенного рода (например, для основных средств учреждений), и, наконец, нормы, адресуемые одному виду субъектов (например, имуществу государственных и муниципальных образовательных учреждений).

В-третьих, «правовой режим» всякой вещи отражает то, что С.З. Михайлин назвал стадиями движения имущества, а экономическая наука — стадиями жизненного цикла продукции (проектирование, производство, обращение, эксплуатация или потребление).

По правовому режиму все объекты муниципальной собственности разделяются на имущество муниципальной казны и имущество муниципальных предприятий и учреждений. Кроме того, объекты муниципальной собственности по правовому режиму объединяются в различные фонды, существующие как в натуральной, так и денежной форме. К числу первых относятся муниципальный жилищный фонд, муниципальный фонд нежилых помещений, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения; муниципальный музейный фонд и др. Примерами второго рода являются муниципальные бюджетные и внебюджетные фонды. Фондом в юридической науке принято понимать совокупность объектов (главным образом вещей, денег и ценных бумаг), обладающих общностью правового режима и в первую очередь общим целевым назначением. «Совокупность имущества (предметов, средств и др.), имеющего единое целевое (производственно-хозяйственное) назначение и одинаковый правовой режим, составляет фонд». Право муниципальной собственности как разновидность права публичной собственности реализуется в первую очередь по отношению к такой совокупности объектов, как фонды муниципального имущества, путем установления их правового режима, управления (распределения и перераспределения), контроля за их использованием и охраной (защитой) прав собственности на это имущество. В советское время В.С. Якушев обратил внимание на то, что имущественные комплексы и фонды выступают непосредственными объектами права государственной собственности, а объектами права оперативного управления являются конкретные вещи, входящие в тот или иной фонд.

В составе муниципальной казны необходимо различать денежные средства муниципального бюджета и иное имущество (как движимое, так и недвижимое), не закрепленное на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления за каким-либо предприятием либо учреждением.

К числу важнейших видов такого имущества относятся муниципальные земли, жилищный и нежилой фонд; объекты городской инженерной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, денежные средства внебюджетных муниципальных фондов и другие вещи, чей правовой режим не позволяет считать их объектами права хозяйственного ведения либо права оперативного управления муниципальных предприятий или учреждений. Оперативное управление такими объектами осуществляют органы местного самоуправления.

В составе распределенного муниципального имущества, во-первых, следует назвать имущество (основные и оборотные средства) жилищно-эксплуатационных, ремонтно-строительных, транспортных и иных муниципальных предприятий, осуществляющих обслуживание, эксплуатацию, содержание или ремонт вышеуказанных объектов муниципальной собственности.

Во-вторых, в составе этой группы объектов нужно назвать имущество муниципальных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также муниципальных предприятий, обеспечивающих их работу (оптовой торговли, заготовительных, ремонтно-строительных, переработки и хранения и др.).

В-третьих, имущество муниципальных учреждений здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

ГК РФ допускает возможность закрепления отдельных объектов в исключительной собственности муниципальных образований (п. 3 ст. 212 ГК). Однако какого-либо закона по вопросу об исключительных объектах муниципальной собственности до сих пор не принято. Хотя определенные шаги в этом направлении предпринимаются, что свидетельствует о действительной значимости этой проблемы. Так, например, был принят закон о сохранении статуса муниципальных учреждений и объявлении моратория на их приватизацию. Этим нормативным актом была запрещена приватизация образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в том числе:

– жилые помещения, располагающиеся в учебных корпусах, составляющих единый архитектурный ансамбль;

– жилые помещения в домах, находящихся в сельской местности;

– клинические базы учреждений медицинского образования;

– учебно-опытные, учебно-производственные хозяйства и другие научные, проектные, производственные предприятия, учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие образования.

Думается, что решению этой проблемы мог бы послужить закон о государственной и муниципальной собственности. Именно он должен решить вопрос о границах полномочий муниципальных образований в части отчуждения (приватизации) объектов муниципальной собственности, не допуская перехода в частные руки важнейших объектов, служащих удовлетворению общих либо общественно значимых потребностей местного населения.

Право муниципальной собственности предполагает включение объекта в перечень (реестр) муниципальной собственности. Это было предусмотрено распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, утвердившим Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, исходя из интересов местного населения. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

Основанием для включения (исключения из реестра) выступают также акты органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъекта Федерации, решения судов.

Право собственности на муниципальное недвижимое имущество, а также ограничения и обременения этого права (ипотека, аренда, арест) подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Популярное:

  • Онлайн-экзамен по пдд 2018 онлайн бесплатно как в гибдд ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 вопросов по Медицине. Изменения с 18 января […]
  • Заявление в гибдд на утерю свидетельства Как составить заявление на смену свидетельства о регистрации автомобиля Одной из самых важных обязанностей всех владельцев автомобилей является постановка на учет ТС. При невыполнении данного требования на физическое или же юридическое лицо будет наложен достаточно внушительный […]
  • Гражданский кодекс рф 2011 комментарии Статья 608. Арендодатель Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Комментарий к Ст. 608 ГК РФ 1. В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, […]
  • Налог на несуществующий земельный участок Можно ли не платить налог на несуществующий объект? Здравствуйте! Мой отец несколько лет назад занимался фермерским хозяйством. Он приобрел в собственность здание фермы и землю, на которой она располагалась. В 2011г он продал ферму, и ее ликвидировали. Никаких документов о продаже нет. В […]
  • Административные правонарушения 2011 Кодекс Украины об административных правонарушениях Введите телефони наш менеджер перезвонит вам Уведомление о наличии Как только товар появится в наличии, мы уведомим вас по электронной почте. Политика конфиденциальности Добро пожаловать в интернет-магазин Yakaboo.ua (далее […]
  • Задать вопрос о льготных лекарствах ( см. статью 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и раздел II «Виды, условия и формы оказания медицинской помощи» Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1074 "О программе государственных гарантий […]