Оглавление:

Оформление прав граждан на недвижимость в упрощенном порядке и проблемы дачной амнистии

30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (более известный как Закон «О дачной амнистии») . Он вступил в силу с 1 сентября 2006 г.

Данный закон был призван облегчить процедуру регистрации прав граждан на принадлежащие им, но не оформленные надлежащим образом объекты недвижимости (земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства) и сделок с данными объектами. Предполагалось, что реализация «дачной амнистии» позволит 40 млн. российских граждан в кратчайшие сроки узаконить свои права на возведенные на земельных участках постройки, вовлечет в гражданский оборот легализованные объекты недвижимого имущества, повысит доходную часть местных бюджетов за счет роста имущества физических лиц.

Правовые положения Закона «О дачной амнистии» установили упрощенный порядок оформления и регистрации прав в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся предметом регулирования Закона.

К числу таких объектов недвижимости ст. 3 Закона отнесла:

— земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства;

— создаваемые или созданные на указанных земельных участках объекты недвижимого имущества.

В Законе речь идет о земельных участках, предоставленных гражданам на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. На земельные участки, предоставленные в аренду или безвозмездное срочное пользование, правовые нормы Закона не распространяются.

Суть упрощенного порядка оформления и регистрации прав граждан на недвижимое имущество заключается в том, что: государственная регистрация права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 7 Закона); признание имущественных прав граждан на земельные участки в пределах границ садоводческих или дачных некоммерческих объединений осуществляется не в судебном, а в административном порядке; определены случаи, в которых от правообладателя не требуется представления кадастрового плана земельного участка (ранее предоставление кадастрового плана было обязательным, кроме случаев, когда он уже предоставлялся и был помещен в дело правоустанавливающих документов) (ст. 3 Закона); в соответствии со ст. 9 Закона до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта; до 1 марта 2010 г. продлен срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений (ст. 8 Закона); в соответствии с Законом «О дачной амнистии» снижена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на объекты недвижимого имущества, являющие предметом регулирования Закона (ст.6 Закона).

С точки зрения процедуры государственной регистрации особенных изменений режим «дачной амнистии» не внес . Государственная регистрация имущественных прав, как и прежде, осуществляется на основании заявления правообладателя или уполномоченного лица, имеющего нотариально удостоверенную доверенность. К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы, документы, содержащие описание объекта недвижимости, документы об оплате госпошлины за регистрацию.

Для регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, необходимы следующие документы:

1. Правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ на земельный участок, в т.ч.:

акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) ; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

2. Кадастровый план земельного участка.

Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предоставление кадастрового плана не требуется в случае, если:

а) указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если предоставлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен

в пределах границ указанного земельного участка;

б) если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство либо если указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

3. Документ об оплате госпошлины.

4. Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Регистрация права собственности граждан на определенные в Законе создаваемые или созданные объекты недвижимости осуществляется на основании документов, подтверждающих создание таких объектов недвижимого имущества; документов, содержащих описание объектов, а также правоустанавливающих документов на земельные участки, связанные с данными объектами недвижимости.

Документом, подтверждающим факт создания жилого дома, является технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства . В отношении гаража, дачных и садовых строений гражданами предоставляется декларация об объекте недвижимого имущества.

Ст.4 Закона «О дачной амнистии» устанавливает особенности предоставления в собственность и гражданского оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

Если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенную правлением некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.

Таким образом, заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения может быть представлено только в отношении тех земельных участков, которые находятся на территории данного некоммерческого объединения, а также если такое объединение зарегистрировано в качестве юридического лица по российскому законодательству.

Предоставление некоммерческому объединению в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К заявлению прилагаются:

описание местоположения границ земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (нотариально заверенные копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок (ранее — в течение 1 месяца) с даты получения заявления и необходимых документов обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о достоинствах и недостатках Федерального закона № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (Закон «О дачной амнистии»).

К числу основных достоинств Закона «О дачной амнистии» необходимо отнести предусмотренную его нормами возможность проведения кадастрового учета земельных участков при расхождении данных о площади земельного участка по правоустанавливающим документам и документам о межевании участка (ст.5.); возможность регистрации права собственности граждан на земельные участки, выступающие предметом регулирования настоящего Закона, без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст.7); возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ (ст. 11).

Согласно ст.5 Закона «О дачной амнистии» в случае, если для проведения кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Однако в этом случае содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка не должна превышать указанную в правоустанавливающем документе площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Если фактическая площадь земельного участка увеличилась больше, чем установлено органами местного самоуправления, т.е. величина превышения площади может являться самостоятельным земельным участком, то право собственности на эту площадь регистрируется на основании вступившего в законную силу решения суда.

Перспективный характер носит норма п. 4 ст.7 Закона «О дачной амнистии» о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками на право собственности без решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан. Правовые предписания данной статьи распространяются также на случаи, когда в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Позитивной оценки заслуживает предусмотренная Законом возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ. Ст. 11 Закона «О дачной амнистии» предусматривает, что предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 января 2010 года. К сожалению, диспозитивный характер данной нормы не повлиял на регулирование тарифов землеустроительных работ, осуществляемых, как правило, коммерческими организациями . Поэтому стоимость межевания земельных участков, как правило, не снизилась.

Можно отметить и ряд недостатков Закона.

Так, предусмотренную п.4 ст.3 Закона возможность регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства на основании технического паспорта (без получения разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию) было бы целесообразно продлить еще на несколько лет (например, до 2015 г.).

Существующая динамика оформления и регистрации гражданами права собственности на недвижимость в порядке «дачной амнистии» и недоукомплектованность уполномоченных государственных органов кадрами не позволяет гражданам в установленные законом сроки оформить и зарегистрировать свои права.

Не проработанной в Законе «О дачной амнистии» осталась и проблема регистрации прав на незавершенные садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования. П.9 ст.3 Закона, определяющий особенности регистрации права собственности на созданные или создаваемые объекты недвижимого имущества, не предусмотрел возможность регистрации прав на незавершенные строительством садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования . Таким образом, из сферы правового регулирования Закона не вполне обоснованно были исключены все указанные объекты недвижимого имущества и их владельцы.

Следует отметить, что установленные Законом «О дачной амнистии» правовые предписания в ряде случаев так и не были реализованы или же натолкнулись на особенности отечественной правоприменительной практики.

Во-первых, большинство граждан, желающих зарегистрировать свои имущественные права на землю, отпугнули длинные очереди в кадастровых земельных палатах и регистрирующих органах. Во многих случаях граждане затрачивают неимоверные усилия только для того, чтобы узнать, какие документы необходимы для оформления прав на недвижимость. Всего этого можно было бы избежать, вывесив в приемных перечни и установленные формы необходимых документов, а также увеличив количество «окошек», работающих на прием. В то же время, по данным уполномоченных государственных органов, эти очереди вызваны отсутствием необходимого числа сотрудников для работы с гражданами. Тогда получается, что «дачная амнистия» оказалась не обеспечена соответствующими штатами специалистов и организационно не подготовлена.

Во-вторых, имеет место практика истребования органами кадастрового учета и регистрирующими органами дополнительных документов, не предусмотренных законом «О дачной амнистии». Чиновники субъективно и нередко не в пользу заинтересованных граждан толкуют положения комментируемого Закона.

В-третьих, при регистрации права собственности граждан на земельные участки, предоставленные им для ведения личного подсобного хозяйства, возникают сложности, вызванные отсутствием записей в похозяйственных книгах о наличии у граждан прав на земельные участки.

В-четвертых, регистрирующие органы необоснованно отказывают заявителям в государственной регистрации права собственности на земельный участок, если в акте о предоставлении земельного участка не было указано право, на котором предоставлен участок.

Наконец, несмотря на снижение государственной пошлины за регистрацию права собственности граждан с 500 до 100 рублей, данная составляющая режима «дачной амнистии» существенно не снизила общей стоимости оформления земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, и возведенных на таких участках строений. Это обстоятельство связано с тем, что работы по межеванию земли осуществляются, как правило, коммерческими организациями, которые самостоятельно определяют стоимость оказываемых населению услуг и в ряде случаев выступают монополистами на рынке. А без межевания невозможна постановка земельного участка на кадастровый учет, что, в свою очередь, исключает возможность распоряжения таким участком.

Думается, что стимулировать процесс оформления и регистрации гражданами своих земельных участков и связанных с ними строений могло бы скорейшее формирование единой общегосударственной системы оформления прав и регистрации сделок с землей и другими объектами недвижимого имущества.

В целях снижения стоимости оформления гражданами своих прав на недвижимое имущество в Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» можно было бы предусмотреть императивную норму о государственном регулировании тарифов землеустроительных работ, осуществляемых в рамках реализации Закона «О дачной амнистии», а сами тарифы конкретизировать в соответствующем Постановлении Правительства Российской Федерации.

Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук

Упрощенный порядок оформления земельных участков в собственность (дачная амнистия)

Что такое «дачная амнистия»?

«Дачная амнистия» – это возможность оформить земельный участок в собственность по упрощенной процедуре.

Принятие Закона о «дачной амнистии» – Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» было вызвано тем, что значительная часть объектов недвижимости (в том числе земельных участков), используемых гражданами для удовлетворения жилищных и бытовых нужд, не прошла процедуру государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов либо их несоответствия требованиям действующего законодательства.

В правоустанавливающих документах на земельные участки, выданных в период до введения в действие Земельного кодекса РФ, часто не был указан конкретный титул (вид права на землю). В соответствии с законодательством, действовавшим до принятия в силу Закона о «дачной амнистии», если в правоустанавливающем документе не был указан вид права, регистрация права собственности была невозможна.

Невозможность регистрации прав на земельные участки также была связана с расхождением сведений о границах и площади земельного участка в правоустанавливающих документах и в документах государственного органа по государственному кадастровому учету. Такая ситуация возникла в связи с тем, что до введения Земельного кодекса РФ решения о предоставлении земельных участков принимались без проведения работ по межеванию и последующего кадастрового учета земельного участка.

До принятия Закона о «дачной амнистии» в отношении государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, действовал разрешительный порядок. Земельное законодательство предусматривало, что государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанные участки должно было предшествовать принятие решения уполномоченного публичного органа о предоставлении земельного участка в собственность.

Порядок упрощенного оформления в собственность земельного участка:

Закон о «дачной амнистии» установил три процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке.

1. Заявительный порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок

Заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю, то есть:

  • либо документ о том, что земельный участок принадлежит заявителю на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право).

Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

2. Разрешительный порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок

Разрешительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом, дачном объединении, но не имеющих документов на земельный участок, который расположен на территории данного объединения.

Если раньше признание права собственности гражданина на указанный земельный участок было возможно только в судебном порядке, то со вступлением в силу Закона о «дачной амнистии» такие граждане имеют право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный им в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

  • описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
  • заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

  • удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

В течение двух недель после подачи необходимых документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления такого земельного участка, должен принять решение о предоставлении участка в собственность. С этим решением нужно затем обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию, для регистрации права собственности на земельный участок.

3. Б есплатное приобретение в собственность земельного участка

Возможность бесплатного приобретения в собственность садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Закон о «дачной амнистии» отнес земельные участки общего пользования в состав имущества общего пользования, предназначенного для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Закон о «дачной амнистии» вступил в силу 1 сентября 2006 года. Впоследствии упрощенный порядок государственной регистрации прав на земельные участки был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Указанные граждане получили также право зарегистрировать права собственности на земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Теперь в ситуации, когда собственник расположенного на земельном участке жилого дома при жизни не реализовал установленное Законом о «дачной амнистии» право на оформление такого участка в собственность, его наследники вправе безвозмездно приобрести право собственности на данный участок.

Аналогичное правило было введено в отношении наследников граждан, которые обладали земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или которым земельные участки были предоставлены без указания вида права либо когда вид соответствующего права определить было невозможно.

Регистрация прав на землю в упрощенном порядке

Не редки случаи, когда граждане без оформления правасобственности длительное время владеют земельными участками, предоставленными дляведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуальногогаражного и жилищного строительства.

В случае, если такие земельные участки были предоставленыгражданам до 30 октября 2001 года, то действующее законодательство предоставляетправо зарегистрировать право собственности на них в упрощенном порядке.

Подобным правом также обладают и граждане, получившиеземельные участки перечисленных видов разрешенного использования и в случае, если в их правоустанавливающих документах на землю не указано право, на которомпредоставлен земельный участок или невозможно определить вид данного права. Приподобной ситуации земельный участок считается предоставленным гражданину направе собственности.

Упрощенность процедуры оформления права на земельныеучастки заключается в том, что гражданам не нужно обращаться в органы местногосамоуправления для принятия решения о предоставлении земельных участков.

Право собственности на земельные участки в упрощенномпорядке может быть зарегистрировано на основании одного из следующихдокументов:

–постановление (распоряжение) о предоставлении земельного участка;

–свидетельство о праве гражданина на земельный участок;

–выпискаиз похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, втом случае, если земельный участок был предоставлен для ведения личногоподсобного хозяйства.

Еслиземельный участок или домовладение принадлежали вашим умершим родственникам, тодля оформления права собственности необходимо предварительно оформитьнаследственные права на указанные объекты.

Действующимзаконодательством закреплены предельные размеры земельных участков, права накоторые могут быть оформлены в упрощенном порядке. Так для индивидуальногожилищного строительства этот размер составляет 1200 кв. м. , для дачногостроительства 1000 кв. м. , для ведения личного подсобного хозяйства 3000 кв. м. , длясадоводства 800 кв. м. , для огородничества 400 кв. м. , для гаражногостроительства 40 кв. м.

Еслиразмеры земельного участка превышают установленные предельные нормы, то выобладаете преимущественным правом по оформлению оставшейся части земельногоучастка в аренду или собственность.

Для получения консультаций по вопросам оформления правна земельные участки в упрощенном порядке необходимо обращаться в органыраспоряжения земельными участками.

В целях регистрации права собственности на земельныеучастки в упрощенном порядке гражданам необходимо обратиться подразделенияУправление Росреестра по Калужской области, расположенное в Вашем районе

В случае нарушения Ваших прав при государственнойрегистрации земельных участков в упрощенном порядке Вы вправе обжаловатьпринятые решения в суд или в прокуратуру.

Как получить право на объекты имущества в упрощенном порядке

В данной статье нами рассмотрены требования, предъявляемые к документам, позволяющим получить права на имущество по упрощенной процедуре.

Действующим российским законодательством предусмотрены условия, при исполнении которых возможна регистрация права собственности на земельные участки и отдельные виды зданий и сооружений (в том числе индивидуальные жилые дома) по упрощенному порядку.

Наличие этих условий значительно облегчает довольно сложный процесс регистрации недвижимости.

Упрощенный порядок действует в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Этот правовой акт, вступивший в силу 1 сентября 2006 года и получивший в народе название «Дачная амнистия», защищает интересы граждан и позволяет с наименьшими затратами получить право собственности на принадлежащую им недвижимость.

Требования, предъявляемые к документам для упрощенного порядка

Упрощенное оформление зависит от назначения земельного участка.

Объекты должны быть построены на земельных участках, предоставленных для следующих видов разрешенного использования земли:

Ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Индивидуального жилищного строительства.

Индивидуального гаражного строительства.

Дачного хозяйства, садоводства, огородничества.

Согласно вышеуказанного закона, зарегистрировать постройки на своем участке, возможно только после того, как будет оформлено ваше право на эту землю.

Следует обратить внимание, что документы, подтверждающие право на землю, для упрощенной процедуры должны быть выданы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (то есть до 29.10.2001).

В этом случае права на объекты индивидуального жилищного строительства регистрируются без получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Это могут быть как уже построенные дома, так и объекты незавершенного строительства.

Какие документы подтверждают факт создания объекта

На сегодняшний день правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства по дачной амнистии.

Документы, выданные до создания кадастра недвижимости сегодняшнего дня, это так называемые ранее учтенные объекты.

Перечисленные ниже документы позволяют зарегистрировать землю бесплатно.

свидетельство о праве собственности, праве пожизненно-наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю;

документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу;

выписка из похозяйственной книги;

договор аренды земельного участка (срок которого не истек на момент обращения в орган учета);

свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на здание (строение).

Как получить сведения о ранее зарегистрированном праве

Для получения сведений о ваших правах на недвижимое имущество, зарегистрированных до 31.01.1998, необходимо обратиться с заявлением в организацию, занимавшуюся регистрацией прав на объекты недвижимости до 31.01.1998.

В Москве такой организацией является Департамент городского имущества г. Москвы.

В других регионах эти функции могут быть возложены на ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», местную администрацию.

Сведения, полученные в результате землеустройства, возможно также заказать в Государственном фонде данных.

Для этого требуется направить соответствующее заявление в территориальный орган Росреестра (бланк заявления прилагается к данной статье).

Документы государственного фонда данных или отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам бесплатно в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления запроса.

Госпошлина за регистрацию по упрощенному порядку

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации « За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 350 рублей ».

Изменения в регистрации объектов в 2018 году

С 1 января 2017 года государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Закон предусматривает проводить одновременно государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием объекта недвижимости.

Подготовка технического плана объекта и постановка на кадастровый учет с 1 января 2017 года являются обязательными, в отличие от действующего ранее законодательства.

До 1 марта 2020 года технический план может быть подготовлен на основании разрешения на строительство, либо декларации, которую составляет правообладатель объекта недвижимости, а после указанной даты основанием будет только разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Данное требование распространяется на объекты, расположенные на земельных участках индивидуального жилого строительства (ИЖС).

Для дачных домиков и вспомогательных построек на землях дачного хозяйства, огородничества, садоводства разрешение на строительство не требуется и подготовку техплана возможно осуществлять по декларации.

Сроки упрощенного порядка

28 февраля 2018 года внесены изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015 г.)

Теперь по упомянутым выше основаниям объекты можно зарегистрировать в упрощенном порядке, то есть без разрешения на ввод в эксплуатацию и разрешения на строительство до 1 марта 2020 года. Согласно предыдущей редакции закона срок заканчивался 1 марта 2018 года.

В случае, когда отсутствуют документы для бесплатного и соответственно простого способа регистрации прав на земельный участок, оформить право на землю можно путем выкупа у государства или заключением договора аренды.

Каков упрощенный порядок стандартного оформления земельных участков в собственность

Упрощенный порядок оформления земельных участков в собственность именуется также приватизацией или дачной амнистией. Понятие «дачная амнистия» в законодательстве не используется. Оно носит бытовой характер.

Раньше практически все дома в селах и садах возводились без оформления разрешений. Зачастую, у их владельцев не имеется никаких документов на земельные участки под ними. Нередко приходится ворошить архивы 20-30-х годов.

Что говорится в законодательстве

ФЗ №93, именуемый в простонародье законом «О дачной амнистии», принят в целях упрощения процедуры государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, на которое у владельцев нет правоустанавливающей документации или она не соответствует законодательным требованиям. Данный закон внес изменения в Земельный, Налоговый, Гражданский кодекс, а также в некоторые федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Законом о дачной амнистии регулируются процедуры определения и оформления статуса полученных ранее гражданами земельных наделов. Правоустанавливающие документы на земли, выданные до введения в действие ЗК РФ и Закона о государственной регистрации прав, не утратили действительности. Однако, чтобы совершать с ними сделки их необходимо зарегистрировать в Росреестре по правилам, установленным законом.

ФЗ №93 предоставил гражданам возможность регистрации прав на свои земельные участки без получения разрешительной документации от властей. Важным моментов в оформлении прав на земли являются землеустроительные процессы, которые необходимо провести до государственной регистрации. В их состав включена постановка участка на кадастровый учет с выдачей собственнику кадастрового плана.

Образец заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка

Необходимые документы

Главное отличие «дачной амнистии» от обычного оформления земель – малый список необходимой документации, включающий правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт.

В качестве правоустанавливающей документации может предоставляться:

  • выданный государственным или муниципальным органом акт о предоставлении заявителю на регистрацию права собственности определенного надела (к примеру, постановление земельного органа или решение исполнительного комитета);
  • документ, подтверждающий наличие права гражданина на выделенную землю (к примеру, свидетельство пожизненно наследуемого имущества или на право владения наделом);
  • выписка из Похозяйственной книги (выдается только на территории, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства);
  • любой иной акт, справка, документ, предусмотренный действующим российским законодательством.

Оговорки насчёт дома на территории

С 1 сентября 2006 года действует процедура упрощенной приватизации некоторых имущественных объектов, позволяющая регистрировать права собственности на частный дом без акта о введении его в эксплуатацию.

Для получения права собственности на жилую постройку, находящуюся на участке, предназначенном для ИЖС или ведения хозяйства, нужно оформить три документа:

  • технический документ на дом;
  • кадастровый паспорт здания;
  • кадастровый паспорт земельного надела.

Если право собственности на землю уже зарегистрировано, кадастровый паспорт на нее получать не требуется. С 1 марта 2015 года вместе с кадастровым паспортом необходимо предоставлять акт введения построенного дома в эксплуатацию. Они свидетельствуют о наличии плана на территорию и разрешения властного органа на ввод дома в эксплуатацию.

Детали упрощенного порядка оформления земельных участков в собственность

Законом о дачной амнистии предусмотрено три варианта оформления земли в собственность по упрощенной процедуре:

Особенности дачной амнистии

Упрощенный порядок оформления земельных участков в собственность позволяет регистрировать права собственности. Однако, законом строго ограничены категории земель, по которым возможно это сделать. Необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, надел получен владельцем до 30 октября 2001 года.

Смотрите также, возможно ли признание договора аренды земельного участка недействительным.

Во-вторых, он предоставлен в целях:

Согласно закону №93, приватизация данных земельных участков осуществляется бесплатно. Действие этого законодательного акта продлено до 1 марта 2018 года. Срок самой приватизации земель установлен до конца 2020 года.

Образец акта о предоставлении земельного участка в собственность

Часто задаваемые вопросы

  • Во-первых, данным законом устранены множественные препятствия в оформлении земельных участков и имеющихся на них построек в частную собственность. К примеру, в 2018 году для регистрации права на построенный или еще возводимый объект недвижимости достаточно двух документов: одни – подтверждающий факт появления имущества, второй – устанавливающий право на землю под объектом.
  • Во-вторых, официальное оформление своих прав на имеющуюся территорию придает владельцу уверенности в своих правомочиях по пользованию ей, передаче другим лицам в порядке наследования или путем совершения гражданско-правовых сделок, разрешению спорных ситуаций, получению кредитов под залог.

Как производится выкуп земельного участка под объектом недвижимости в 2018 году — читайте далее.

Для чего нужен аукцион земельных участков — смотрите тут.

Популярное:

  • Закон 131 статья 36 Статья 36. Глава муниципального образования Положения статьи 36 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального […]
  • Укороченная пятница трудовой кодекс Считается ли пятница коротким рабочим днем? СТ.95 Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. А пятница при пятидневке - короткий день? Обеденный перерыв - 40 минут. Продолжительность рабочего дня […]
  • Когда кончиться дачная амнистия Продление дачной амнистии в Крыму (на дом, дачу, земельный участок) Дачная амнистия в Крыму продлена до 2018 года Само понятие дачной амнистии подразумевает правовой механизм фиксации собственнических прав на жилые объекты недвижимого имущества, а также ряд земельных участков в […]
  • Джеймс хедли чейз свидетелей не будет Джеймс Хэдли Чейз Обсуждение Чейз Джеймс: 10.04.2013 21:00 trubet-l: Чейз Джеймс Захватывающее чтиво. Можно читать все подряд, не надоест и надолго. Чейз- это сила, мой любимый писатель! По его детективам сняты фильмы: "Мираж", "Снайпер", "Гриф-птица терпеливая". Легко читать и не […]
  • Ч 3 ст 30 фз-44 Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально […]
  • Преимущественное право покупки доли в ооо без нотариуса Продажа доли в ООО Продажа доли ООО участникам общества не может быть запрещена. Но уставом допускается установление необходимости получения согласия на совершение сделки по продаже доли ООО со стороны других участников или общества (п.3 ст.93 ГК РФ, п.2 ст.21 Закона об ООО). По вопросам […]