Земельное Право

Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

— выполнение международных обязательств РФ;

— размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (например, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения и др.);

— иные обстоятельства в установленных федеральными законами или законами субъектов (в отношении участков, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности) случаях.

Для земель государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, основаниями резервирования являются также случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности Аракельян Роберт Грантович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Аракельян Роберт Грантович. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности : гражданско-правовой аспект : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03. — Краснодар, 2007. — 182 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-12/1651

Содержание к диссертации

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ И ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 14

1. Понятие резервирования и изъятия земельных участков 14

2. Источники правового регулирования резервирования и изъятия земельных участков 54

Глава 2. РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 72

1. Государственные и муниципальные нужды как условия резервирования и изъятия земельных участков 72

2. Основания и порядок резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд 83

3. Особенности резервирования земельных участков сельскохозяйственного назначения для государственных и муниципальных нужд 102

4. Особенности резервирования земель поселений для государственных и муниципальных нужд 125

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 158

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Произошедшие в последние годы общественно-экономические перемены потребовали пересмотра основ правового регулирования отношений по поводу земельных участков, которые долгое время были исключены из гражданского оборота.

С одной стороны, признание земельных участков недвижимым имуществом позволило вовлечь их в гражданский оборот и распространить на них нормы гражданского законодательства об объектах гражданских прав. С другой стороны, земля, земельные участки являются весьма специфическим видом имущества: к их использованию всегда предъявляются высокие требования, обусловленные общественной значимостью и многофункциональным значением земли. Как справедливо отмечено Конституционным Судом РФ, «земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства» 1 .

Земля, как и другие природные ресурсы, является достоянием народов Российской Федерации и составляет основу их жизнедеятельности. Правовой режим земельных участков в границах муниципальных образований вызывает значительный общественный интерес, поскольку всякое изменение законодательства о праве собственности на земельные участки поселений непосредственно сказывается на судьбах миллионов российских граждан.

Введение в действие Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г. 2 (далее — ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Фе-

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. №133-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16

4 дерации 2001 г, 1 (далее — ЗКРФ) ознаменовали переход к регулированию

отношений собственности на земельные участки с помощью частноправовых методов. В ГК и ЗК РФ нашли свое отражение конституционные положения о праве частной собственности на земельные участки.

Остаются нерешенными проблемы установления четкого правового режима отдельных земельных участков, оснований и порядка прекращения субъективного права собственности на земельные участки, порядка разрешения спорных вопросов землепользования.

Необходимость научного исследования проблем осуществления права собственности на земельные участки обусловлена, прежде всего, недостатками и противоречиями, содержащими в нормах гражданского и земельного законодательства. Имеют место не только различные подходы в регулировании общественных отношений гражданским и земельным законодательством, но и отсылочные нормы к правовым актам, которые еще не приняты.

Вызывают обоснованную тревогу практика принятия региональных нормативных актов в отсутствие федерального регулирования принудительного ограничения и прекращения права частной собственности на земельные участки, особенно в части резервирования и изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.

Актуальность исследования проблем перераспределения земельных участков в целях выполнения государственных и муниципальных социально-экономических программ определяется также недостаточной разработанностью цивилистической наукой понятия земельного участка как объекта гражданских прав, а также понятия государственных и муниципальных нужд, которые выступают основанием резервирования и изъятия земельных участ-

апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) // Часть 1. СЗ РФ. — 1994. — №32. — Ст.3301; Часть 2. СЗ РФ. -1996. -№5. -Ст.410; Часть 3. СЗ РФ. -2001. -№49. — Ст.4552.

1 Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. Х136-Ф3 (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ. — 2001. — №44. — Ст.4147.

5 ков. Требуется не только научная разработка, но и закрепление в действующем гражданском и земельном законодательстве правовых оснований и последствий резервирования и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Степень разработанности темы. Во многих научных работах рассматривались общие проблемы права собственности на земельные участки . Имеют место целый ряд исследований, посвященных проблемам гражданско-правового статуса муниципальных образований, осуществле-нию ими прав и обязанностей в сфере гражданского оборота . Несмотря на это, в настоящее время отсутствует всестороннее теоретическое исследование вопросов, связанных с резервированием и изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, на базе современного гражданского и земельного законодательства. Диссертационные и монографические исследования, научные публикации в юридической периодике касаются лишь отдельных, специальных аспектов правового режима земельных участков.

Учитывая накопленный опыт в исследовании рассматриваемой проблемы, современное состояние гражданского и земельного законодательства, определяющих правовой режим земельных участков, судебно-арбитражной практики, представляется необходимым провести комплексное правовое исследование проблем ограничения и принудительно-

См.: ЖернаковДЛ Земельный участок как объект гражданского правоотношения / Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. — Вып.4. — М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2005. — С.380-389; Земельный участок: собственность, аренда и иные права в Российской Федерации и иностранных государствах / Под ред. В.В. Залесского. -М.: Изд. М.Ю. Тихомирова, 2005.; Крассов ОМ. Земельное право современной России: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003.; Камышанский В.П. Реконструкция Краснодара: законность и целесообразность (проблемы соотношения). Учебное пособие. — Краснодар, 2006; Кромкова Т.В. Гражданско-правовое понятие земельного участка // Закон. — 2007. — №1.

См.: Боярова О.Ю. Муниципальное образование: особенности правосубъектности в гражданских правоотношениях: Дисс. . канд. юрид. наук. — Саратов, 2002.; Лящев-ский КС. Особенности гражданско-правового регулирования земельных отношений в городах: Дисс. . канд. юрид. наук. — М., 2002.; Модин НА. Гражданско-правовое регулирование местного самоуправления: Дисс. канд. юрид. наук. — М., 2000.

го прекращения права частной собственности на земельные участки путем их резервирования и изъятия для нужд государства и муниципальных образований.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в сфере гражданского оборота земельных участков, возникающие в связи с их резервированием и принудительным изъятием для государственных и муниципальных нужд.

Предмет исследовании — современное, советское и дореволюционное нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ограничением и прекращением права частной собственности на земельные участки, резервируемые и изымаемые для публичных нужд, зарубежный правовой опыт в указанной сфере.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данной работы является комплексное изучение теоретических и практических проблем прекращения права частной собственности на земельные участки, ограничений правомочий собственников участков, представляющих интерес в связи с удовлетворением общественных нужд, поиск путей разрешения обозначенных проблем и формулирование предложений по совершенствованию российского законодательства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:

провести исследование сущностных признаков земельного участка как объекта права собственности;

определить юридические признаки и соотношение понятий государственных, муниципальных и общественных нужд;

исследовать юридическую природу резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

исследовать правовые основания, порядок и последствия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

исследовать особенности резервирования и изъятия отдельных категорий земельных участков;

раскрыть механизм взаимодействия норм федерального, регионального законодательства и актов органов местного самоуправления в сфере принудительного прекращения права частной собственности на земельные участки;

дать комплексный анализ гражданско-правовым способам защиты прав и законных интересов собственников земельных участков, в отношении которых начата процедура резервирования и изъятия;

выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, относящегося к проблеме исследования и практики его применения.

Методологической основой диссертационного исследования являются базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественного совершенствования отношений, связанных с осуществлением права собственности на земельные участки. В работе также использованы общенаучные методы познания (анализ, синтез и др.), а также ряд частнонаучных методов: исто-рико-правовой, метод сравнительного правоведения, системно-структурный, формально-логический, нормативно-аналитический, комплексного исследования, социологический и ряд других.

Теоретическую базу исследования составили труды российских ученых, занимавшихся проблемами гражданского, муниципального и земельного права: А.П. Анисимова, С.А. Боголюбова, Г.А. Волкова, И.В. Выдрина, В.В. Залесского, И.А. Покровского, А.К. Голиниченко, В.П. Грибанова, И.А. Иконицкой, О.С. Иоффе, В.П. Камышанского, О.М. Козырь, А.В. Коновалова, О.И. Крассова, МИ. Кудилинского, А.В. Малько, Д.И. Мейера, Т.А. Мечетиной, АЛ. Сергеева, Е.А. Суханова, М.Ю. Тихомирова, Ю.К. Толстого, Л.В. Щенниковой, Г.Ф. Шершеневича и других.

Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, действующее российское гражданское, земельное и муниципальное законодательство, а также нормативно-правовые акты СССР и РСФСР, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ.

Ряд положений работы основывается на анализе норм зарубежного законодательства, судебно-арбитражной практики, региональных нормативных актах.

Научная новизна исследования состоит в постановке актуальных вопросов, проведении целостного, комплексного исследования гражданско-правовых аспектов резервирования и изъятия земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности.

В работе содержатся новые выводы относительно юридической природы резервирования и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд; разграничения предметов регулирования гражданского и земельного права; разграничения компетенции органов субъектов Федерации и муниципальных образований в сфере по резервированию и изъятию земельных участков; понятия и содержания государственных и муниципальных нужд. Сформулировано авторское определение земельного участка как объекта права собственности.

Настоящая работа является одним из первых комплексных исследований, посвященных проблемам осуществления и прекращения права собственности на земельные участки в связи с возникновением потребностей их использования муниципальными образованиями и государством. Выводы автора основаны на анализе и сопоставлении норм гражданского, земельного и муниципального права России. На основе проведенного анализа сформулированы выводы и предложения, выражающие научную новизну исследования и направленные на совершенствование нормативно-правовой базы.

9 На защиту выносятся следующие основные положения, отражающие научную новизну проведенного исследования:

1. Резервирование земельных участков для государственных и муни
ципальных нужд представляет собой ограничение права собственности или
иного вещного права граждан и юридических лиц в отношении земельного
участка из состава земель поселений или земель сельскохозяйственного
назначения. Предлагается дополнить п. 2 ст. 56 ЗК РФ положением, кото
рое при резервировании земельных участков для государственных и муни
ципальных нужд предусматривало бы следующие ограничения прав на
земельный участок:

запрет на строительство и регистрацию объектов недвижимости, возведенных после изъятия в резерв находящегося под ним земельного участка;

запрет на совершение сделок купли-продажи, аренды, дарения, ренты в отношении зарезервированного земельного участка, а также на внесение его в уставный капитал юридических лиц;

исключение стоимости неотделимых улучшений объектов недвижимости, произведенных после резервирования земельных участков, из общего объема убытков, подлежащих возмещению;

запрет на перевод зарезервированных земельных участков в категорию земель иного назначения.

2. Резервирование земельных участков для государственных нужд
возможно также в отношении земель, находящихся в муниципальной соб
ственности. В связи с этим предлагается дополнить Федеральный закон
от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и Земельный кодекс РФ поло
жением о возможности резервирования земель, находящихся в муници
пальной собственности, для государственных нужд на основании акта
Правительства РФ.

3. Правовой режим резервирования земельного участка представляет

собой совокупность предусмотренных законом запретов и обязываний, адресованных собственнику земельного участка, вступающих в силу с момента принятия управомоченным органом государственной власти или местного самоуправления акта о введении режима резервирования, подлежащего обязательному опубликованию и регистрации. Предлагается режим резервирования земельного участка вводить на срок не свыше одного года, после чего земельный участок подлежит изъятию, либо прекращается действие режима резервирования.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд представляет собой национализацию (муниципализацию) объекта недвижимости, осуществляемую на основании судебного решения с предварительной компенсацией стоимости земли и находящегося в границах земельного участка иного недвижимого имущества. В соответствии с принципом, закрепленном п. 3 ст. 35 Конституции РФ, изъятие земельного участка возможно лишь по решению суда. В связи с этим предлагается дополнить норму ст. 282 ГК РФ положением о том, что суд, рассматривая дело о принудительном выкупе земельного участка, обязан установить действительное наличие нужды органа публичной власти в использовании данного земельного участка в целях, закрепленных в Конституции РФ.

Обосновывается вывод о том, что «государственные и муниципальные нужды» представляют собой задачи органов государственной власти и местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и Законом о местном самоуправлении. С этой точки зрения не может рассматриваться в качестве государственных и муниципальных нужд осуществление проектов строительства, не связанных с выполнением федеральных целевых программ.

Обосновывается положение о том, что резервирование земельных участков в границах поселений, как ограничение права собственности, допустимо лишь в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных

интересов населения и иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения права собственности на земельные участки поселений допустимы в той мере, в какой это необходимо для решения вопросов местного значения по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных федеральными законами к самостоятельному ведению населения и (или) органов местного самоуправления.

Предлагается дополнить ст. 279 ГК РФ и ст. 44 ЗК РФ положением о том, что орган, принявший решение о предстоящем изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вводит с момента принятия указанного решения режим резервирования земельного участка на один год, о чем обязан письменно уведомить собственника. Изъятие путем выкупа земельного участка на основании судебного решения возможно только по истечении срока резервирования. Решение о резервировании и изъятии земельного участка может быть оспорено собственником в суде.

Предлагается дополнить ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 10І-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» пунктом 4 в следующей редакции: «Резервирование и изъятие земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения допускается для государственных нужд в интересах обеспечения неприкосновенности границ РФ, охраны ее конституционного строя, защиты жизни, здоровья и имущества граждан, охраны общественного порядка и экологической безопасности. Резервирование и изъятие земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с соблюдением требований Гражданского и Земельного кодексов РФ».

Предлагается конкретизировать норму п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, включив в нее положение о том, что вопросы возникновения, ограничения и прекращения права собственности на земельные участки относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Это позволит установить четкие границы компетенции Российской Федерации и

12 субъектов Российской Федерации при установлении ограничений права

собственности на земельные участки.

Предлагается закрепить в ст. 56 ЗК РФ и главе 17 ГК РФ в качестве основания резервирования и изъятия земельных участков не только государственные, муниципальные, но и градостроительные нужды, а также иные социально значимые цели. Например, обеспечение экологической, экономической, пожарной безопасности, сохранение исторического облика отдельных объектов недвижимости или их совокупности.

Автор делает вывод о том, что введение режима резервирования земельного участка не прекращает прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов в отношении зарезервированных земельных участков. Резервирование земельного участка предполагает возникновение права на возмещение убытков, причиненных титульным владельцем, на период нахождения земельного участка в резерве до его отчуждения, либо передачи прав на него третьим лицам (инвесторам).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы развивают и дополняют многие положения и отдельные институты гражданского и земельного права в направлении совершенствования правового регулирования отношений собственности на земельные участки.

Автором, в частности, предложены изменения в основополагающие нормы ГК и ЗК РФ, позволяющие более точно определить понятие, основания и правовые последствия резервирования земельных участков и их изъятия для публичных нужд. Автором исследовано понятие государственных и муниципальных нужд, разработано их определение на основе конституционных норм, предложена классификация нужд государства и муниципальных образований. В работе дано теоретическое обоснование некоторым предлагаемым юридическим конструкциям, в т.ч. резервированию отдельных категорий земельных участков.

13 Практическая значимость исследования состоит в возможности

использовать полученные автором результаты в работе по дальнейшему совершенствованию земельного, гражданского и муниципального законодательства в сфере вещных прав на землю. Содержащиеся в работе рекомендации могут быть использованы при разрешении споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также в работе органов местного самоуправления. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов гражданского, земельного и муниципального права.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права Кубанского государственного афарного университета, где проведено ее обсуждение. Основные положения и выводы изложены в опубликованных статьях по теме исследования на всероссийских и международной научно-практических конференциях. Материалы исследования нашли применение в учебном процессе Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, библиофафического списка использованных нормативных актов и литературы.

Понятие резервирования и изъятия земельных участков

В п. 1 ст. 9 Конституции РФ закреплено: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Отнесение указанной статьи в раздел «Основы конституционного строя» подчеркивает принципиальное значение, отводимое проблемам собственности на эти ресурсы и объекты в ряду других конституционных положений. С правовой точки зрения чрезвычайно важной особенностью этих объектов признается их рациональное использование в соответствии со строгим установленным режимом.

Значительную роль в организации использования природных ресурсов и объектов играет их индивидуализация в виде участков земель, водных объектов, участков лесного фонда, участков недр, признание их недвижимыми вещами, имуществом, а для некоторых из них признание оборотоспо-собными объектами в рамках гражданско-правовых отношений1.

Положения ст. 9 Конституции РФ послужили основой для провозглашения перечисленных участков природных ресурсов в ч. 3 ст. 129 ГК РФ оборотоспособными объектами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Это положение важно, поскольку имеют место высказывания в пользу распространения частной собственности на все объекты природы, и не менее активные возражения против распространения частной собственности на земельные участки, обособленные водные объекты2. С выходом в свет Земельного, Водного и Лесного кодексов, Закона

РФ «О недрах», в процессе обсуждения новых проектов природоресурсных законов, становится очевидным, что уровень законодательной регламентации отдельных природных объектов был и должен оставаться различным. А это не позволяет устанавливать одинаковые режимы собственности к различным природным объектам, поскольку содержание права собственности в отношении этих объектов, круг субъектов, обладающих правом собственности на те или иные природные объекты различны.

С этих позиций установление ГК РФ весьма широких прав собственников земли в использовании по своему усмотрению всего, что находится над и под поверхностью этого участка (п. 3 ст. 261), при отсутствии развитого законодательства, явно преждевременно. Это отражает скорее стремление к утверждению абсолютного права собственности, а не к господствующей сейчас тенденции значительного ограничения прав земельного собственника в общественных интересах .

Таким образом, справедливо говорить о различных путях развития законодательства о праве собственности на природные объекты и о значительной протяженности процесса перехода к многообразным режимам собственности на природные объекты в рамках принятой политики разгосударствления и демонополизации собственности на природные объекты. Большая часть таких объектов находится в государственной собственности. Та же их часть, которая используется в виде индивидуализированных и приватизированных или приобретенных в частную собственность иными способами участков земли может находиться в частной собственности. Из всех природных ресурсов п. 1 ст. 36 Конституции РФ закрепляет право граждан и юридических лиц иметь в частной собственности только земельные участки и обособленные водные объекты. Закрепленное в ст. 9 Конституции РФ положение о формах собственности на природные объекты устанавливает право собственности граждан, юридических лиц, государства, муниципальных органов и иные формы собственности на землю.

В соответствии с общими положениями гражданского права (ст. 209 ГК РФ) собственнику земельного участка принадлежит право владения, пользования и распоряжения земельным участком как своим имуществом. Это право может осуществляться индивидуально либо совместно с другими сособственниками на правах общей долевой либо совместной собственности. Следует учитывать, что эти правомочия обязывают собственника использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным пользованием, учитывать другие ограничения, которые обременяют право собственности на земельный участок в публичных или частных интересах.

Государственные и муниципальные нужды как условия резервирования и изъятия земельных участков

Действующее российское и законодательство Краснодарского края допускает резервирование и изъятие земельных участков только для государственных и муниципальных нужд. Понятие государственных нужд отсутствует в законодательстве, однако может быть дано на основе анализа норм Конституции РФ и Закона о Правительстве РФ. К числу государственных нужд могут быть отнесены: обеспечение неприкосновенности границ РФ, охрана ее конституционного строя, защита жизни, здоровья и имущества граждан, охрана общественного порядка и экологической безопасности. В качестве муниципальных нужд могут рассматриваться вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные федеральными законами к самостоятельному ведению населения и (или) органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 55 ЗКРФ «Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ. Иные основания изъятия земельных участков не допускаются.

В соответствии со ст. 49 ЗК РФ «Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд», изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

— объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

— объекты использования атомной энергии;

— объекты обороны и безопасности;

— объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

— объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

— объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

— линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

— объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

— автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Особенности резервирования земельных участков сельскохозяйственного назначения для государственных и муниципальных нужд

Земли сельскохозяйственного назначения, независимо от того, в чьей собственности они находятся, представляют собой национальное достояние России1. В этих условиях резервирование земельных участков указанной категории возможно только для государственных нужд.

По мнению А.В. Малько, основная функция правовых ограничений вытекает из целей, предусмотренных ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ, и заключается в создании условий для удовлетворения интересов контрсубъектов и общественных интересов в охране и защите. Ограничение прав при охране общественных интересов осуществляется посредством запретов и обязываний и направлены на исключение препятствии в реализации прав и за конных интересов других лиц. Ограничение прав при защите общественных отношений осуществляется путем принуждения обязанного лица выполнить обязанности вытекающие из закона либо применение мер юридической ответственности.

Кроме функции охраны и защиты общественных отношений правовые ограничения выполняют функции социального контроля, мотивационную, воспитательную, коммуникативную. «Правовые ограничения, — считает А.В. Малько, — выполняя негативную (отрицательную) мотивацию по отношению к собственным интересам субъекта, играют одновременно положительную роль в правовом регулировании поведения, ибо направлены в конечном счете на обеспечение социально-полезных интересов контрсубъекта, общества в целом»1.

Ограничивая определенные субъективные права, безусловно, следует помнить о главной цели этих действий — обеспечении баланса интересов управомоченного лица и противостоящих ему субъектов. Однако, как нам представляется, эти интересы должны быть закреплены в конкретных субъективных правах конкретных субъектов права (физических, юридических лиц, государства, его субъектов и муниципальных образований).

М.Н. Козюк рассматривает правовое ограничение «как отклонение от правового равенства, когда сужается объем прав и свобод или расширяется объем обязанностей» . Такие приемы правового регулирования применяются при установлении специальных правовых статусов, например государственных служащих. Он считает, что ограничение права человека возможно не только «посредством прямого воздействия на его статус, но и косвенно, через регулирование правового режима объекта»3.

С нашей точки, зрения наиболее точно к проблеме ограничений права и права собственности в частности, подошел В.П. Камышанский.

По мнению названного автора ограничений права собственности представляют собой сужение возможности осуществления правомочий собственника для обеспечения целей, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ.

Они заключаются в обязанности собственника воздерживаться от каких-либо действий либо терпении действий со стороны третьих лиц.

С учетом специфики земельного участка сельскохозяйственного назначения ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения может быть представлено как сужение возможностей собственника совершать любые действия в отношении принадлежащего ему земельного участка, вводимое федеральным законом.

Ограничения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения по своей сути обязывают собственника к реализации содержания данных ограничений. В этом они схожи с бременем по содержанию собственником принадлежащего ему имущества. Ведь известно, что «собственность обязывает». Но бремя содержания собственником его имущества по содержанию предполагает также совершение собственником положительных действий. Последнее, на наш взгляд, исключено для ограничения права собственности. В силу ограничения права собственности собственник не может быть понужден к совершению определенных действий, осуществлению деятельности. По справедливому замечанию Д.И. Мейе-ра, если на собственника и налагаются обязанности совершить положительные действия, то они должны рассматриваться как законные обязанности, лежащие на лице, но не как ограничения права собственности .

§5. Резервирование земель как разновидность ограничения прав на землю

Резервирование земель представляет собой установление ограничений прав на землю в публичных интересах. А именно с целью последующего изъятия этих земель для государственных или муниципальных нужд. Статьей 56.1 ЗК РФ установлено, что права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно Конституции РФ (ст. 55), права (включая имущественные) и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. На основании этого известного конституционного положения ЗК РФ устанавливает, что ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пункт 1 ст. 56.1 ЗК РФ вводит пределы ограничения права собственности на землю в целях резервирования. В целом ограничения могут касаться:

а) возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

б) проведения в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительства прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Как можно понять, ограничиваются такие формы и виды реализации прав на землю, которые направлены на создание так называемых улучшений земельного участка и влияют на его стоимость в сторону увеличения.

Положения о резервировании земель как одной из функций управления земельными ресурсами установлены ст. 70.1 ЗК РФ.

Правовое значение резервирования земель и земельных участков видится в упорядочении отношений изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также в том, что этот механизм предполагает обеспечить снижение издержек в связи с будущим изъятием земель и установлением для них иного правового режима.

Для правового содержания резервирования земель важны следующие моменты: 1) содержание ограничений, устанавливаемых в связи с резервированием конкретного земельного участка, зависит от действующего правого режима участка и того режима, который будет установлен после изъятия; 2) резервирование не может иметь самостоятельного правового значения, решение о резервировании принимается только в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд; 3) резервирование имеет срочный характер.

Статьей 70.1 ЗК РФ установлены предельные (максимальные) сроки резервирования. При этом следует обратить внимание на то, что на семь лет земли могут быть зарезервированы по всем перечисленным в п. 1 статьи основаниям. Исключение срока резервирования (до 20 лет) установлено п. 3 настоящей статьи для строительства линейных объектов на землях, не предоставленных гражданам или юридическим лицам. При этом в данной статье перечень линейных объектов не ограничен их назначением или тем, в чьей собственность должны находиться возводимые линейные объекты.

На основании Конституции РФ Правительство Российской Федерации, в рамках закрепленных за ним полномочий органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ст. 110, 115). Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Обратим внимание также на то, что, исходя из норм Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 18, 19, 22) высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения на основании и во исполнение как Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, так и постановлений Правительства Российской Федерации. Акты высшего должностного лица субъекта РФ, акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в ряду нормативных правовых актов не должны противоречить также и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Глава 4. Применение законодательства о возникновении и прекращении прав на землю

§1. Практика применения норм о возникновении прав на земельные участки

Основания возникновения прав на землю. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки

Как установлено ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Общие основания возникновения прав на земельные участки установлены гражданским законодательством, а именно ГК РФ и иными федеральными законами. Так, ст. 8 ГК РФ перечисляет основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Среди них присутствуют и основания, по которым могут возникать права на земельные участки: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» подчеркнуто, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Вещные права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Акт государственной регистрации — юридический акт признания и подтверждения государством права (п. 1 ст. 2 указанного закона).

Законодатель связывает момент возникновения права с моментом его государственной регистрации (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Таким образом, в самом общем случае вещные права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.

Вместе с тем государственная регистрация сама по себе не является дополнительным основанием возникновения прав на земельные участки, несмотря на то, что законодатель сопоставил момент возникновения вещного права на земельный участок с моментом государственной регистрации такого права. Напротив, государственная регистрация не отождествляется с основаниями возникновения прав на земельные участки и не включается в число таких оснований, поскольку права возникают по установленным в законодательстве основаниям и подлежат государственной регистрации в установленных случаях и в установленном порядке.

Таким образом, законодатель четко разграничил между собой основания возникновения прав на земельные участки и акт государственной регистрации, с которым связывается момент возникновения права.

Для возникновения права, подлежащего государственной регистрации, недостаточно только наличия установленного законом юридического факта — основания для возникновения права. В то же время недостаточно и самого по себе акта государственной регистрации права, хотя законодательство и связывает с ним, как мы выяснили, момент возникновения права. Таким образом, для возникновения права необходима совокупность юридических фактов.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на земельные участки, а также государственная регистрация договора аренды земельного участка осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Данный Закон содержит такое понятие, как удостоверение государственной регистрации. Под ним понимается оформление, выдача правообладателю после государственной регистрации его права определенных документов, подтверждающих (удостоверяющих), что государственная регистрация действительно проведена, и при этом позволяют установить, какое именно право зарегистрировано, кто является обладателем данного права, на какой именно земельный участок (или иной объект недвижимости) зарегистрировано право.

Государственная регистрация вещных прав на земельные участки удостоверяется выдачей свидетельства о государственной регистрации соответствующего права. Такое свидетельство выдается органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с установленной формой, которая является единой на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем важно отметить, что доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок является не свидетельство, а сама государственная регистрация (ее факт), которая производится посредством внесения регистрационной записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Что касается удостоверения государственной регистрации сделок с земельными участками, то она производится в виде проставления на правоустанавливающем документе, выражающем содержание сделки (договоре) специальной регистрационной надписи (штампа). Таким образом, права, например, арендатора земельного участка после государственной регистрации договора аренды будут удостоверяться договором аренды, который содержит права и обязанности сторон, и регистрационной надписью (штампом) на этом договоре, который, в свою очередь подтверждает выполнение требования о государственной регистрации договора и, соответственно, факт вступления договора в силу.

Признаются действительными и права на земельные участки, которые возникли до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ и, следовательно, не были зарегистрированы в соответствии с процедурой, установленной данным законом. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 указанного закона, такие права являются юридически действительными и не требуют какого-либо переоформления или перерегистрации за исключением случаев совершения сделок или регистрации обременений в отношении соответствующего земельного участка.

Обращается внимание на то, что государственная регистрация права или договора должна быть произведена точно в порядке, предусмотренном законом, в противном случае права на земельный участок признаются не возникшими.

Популярное:

  • Екатеринбург северные надбавки Северные надбавки В России есть районы Крайнего Севера и местности, к ним приравненные. Работа в таких местах оплачивается по-другому. В ст. 50 ТК РФ указано, что начисление и расчёт заработной платы людям, работающим в таких климатических зонах, происходит с учётом северных надбавок. А […]
  • О внесении изменении в ук рф О внесении изменении в ук рф 10 апреля 2018 года 18 апреля 2018 года Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2002, N 44, ст.4298; 2003, N 50, ст.4848; 2007, N 1, ст.46; 2009, N 52, ст.6453; 2011, N 11, ст.1495; […]
  • Статья 190 ук украины комментарии Статья 190 УК (мошенничество) — есть ли срок давности? (страница 1) Статья 190 УК (мошенничество) — есть ли срок давности? ← следующая страница 1 предыдущая → 2 1 Сроки есть, но они зависят от части статьи 190 УК! Стаття 49. Звільнення від кримінальної відповідальності у […]
  • Как встать в очередь на жильё в калининграде Имеем ли мы встать на очередь на улучшение жилищных условий Здравствуйте! у меня вопрос мы взяли ипотеку приобрели двух комнатную квартиру нас 4 человека нам не хватает квадратуры нам на семью полагается 72 а у нас 48 можем ли мы встать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных […]
  • Меры дисциплинарного взыскания в овд Правовой алгоритм применения и учета в органах внутренних дел дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора, объявленных в устной форме (Дерюга А.Н.) Дата размещения статьи: 24.04.2015 На основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в […]
  • Федеральный закон о банках и банковской деятельности pdf О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Транскрипт 1 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН г. N 216-I О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с Законом РУз от г. N 357-I, Законом РУз от г. N 485-I, Законом РУз от г. N 772-I, Законом РУз от г. N 832-I, […]