Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий к статье 122 Семейного Кодекса РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи говорится об общей обязанности должностных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иных граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

В течение трех дней со дня получения таких сведений органы опеки и попечительства должны проверить полученные сведения. Для этого они должны провести обследование условий жизни ребенка. После получения этих сведений органы опеки и попечительства должны принять немедленные меры, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Органом опеки и попечительства после проведения обследования условий жизни ребенка составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка), а при необходимости — должны быть приняты меры по охране имущества несовершеннолетнего.

2. П. 2 комментируемой статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.

3. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства направляет сведения об этом ребенке одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (в федеральный банк данных).

Для учета детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, образуется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Под последним понимается совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Порядок организации учета таких детей регламентирован Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217.

Согласно п. 2 указанных Правил должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других учреждений и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать их в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. При этом руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения сведений о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В п. 3 Правил установлено, что орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка документов для устройства их на воспитание в семьи осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится об ответственности указанных выше должностных лиц и организаций в случае неисполнения упомянутых в пунктах 2 и 3 комментируемой статьи обязанностей. Следует отметить, что ранее обязанности руководителей указанных учреждений только декларировались и не сопровождались какими-либо санкциями в отношении нарушителей. Однако в настоящее время речь идет об административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 5.36 КоАП РФ, согласно которому нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

А в п. 2 указанной статьи сказано, что совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Главная | Семейный кодекс РФ | Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

(в ред. Федерального закона от 27.06.1998 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 122 СК РФ. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Новая редакция Ст. 122 СК РФ

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий к Статье 122 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи говорится об общей обязанности должностных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иных граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

В течение трех дней со дня получения таких сведений органы опеки и попечительства должны проверить полученные сведения. Для этого они должны провести обследование условий жизни ребенка. После получения этих сведений органы опеки и попечительства должны принять немедленные меры, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Органом опеки и попечительства после проведения обследования условий жизни ребенка составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка), а при необходимости — должны быть приняты меры по охране имущества несовершеннолетнего.

2. П. 2 комментируемой статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.

3. При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства направляет сведения об этом ребенке одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (в федеральный банк данных).

Для учета детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, образуется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Под последним понимается совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Порядок организации учета таких детей регламентирован Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217.

Согласно п. 2 указанных Правил должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других учреждений и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать их в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. При этом руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения сведений о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В п. 3 Правил установлено, что орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка документов для устройства их на воспитание в семьи осуществляется органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится об ответственности указанных выше должностных лиц и организаций в случае неисполнения упомянутых в пунктах 2 и 3 комментируемой статьи обязанностей. Следует отметить, что ранее обязанности руководителей указанных учреждений только декларировались и не сопровождались какими-либо санкциями в отношении нарушителей. Однако в настоящее время речь идет об административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 5.36 КоАП РФ, согласно которому нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

А в п. 2 указанной статьи сказано, что совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Другой комментарий к Ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 (СЗ РФ, 1996, N 33, ст.3995) утвержден Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей. В нем установлены правила организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, с целью передачи их на воспитание в семью на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством образования РФ.

Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовка необходимых документов для передачи ребенка на воспитание в семью осуществляются органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

3. Должностные лица учреждений (дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических и других) и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Руководители воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

4. Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка, и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в одно из учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

В случае если ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи его на воспитание в семью, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства (нахождения) на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается в соответствующий орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для постановки ребенка на региональный учет.

5. Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта, на основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства. В течение месяца со дня поступления указанных сведений организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов РФ, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ.

Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами РФ, и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления (удочерения) иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

При изменении правового статуса ребенка (восстановление родителя (родителей) в родительских правах, усыновление (удочерение) ребенка и др.), сведения о котором находятся в Министерстве образования РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в недельный срок информирует об этом Министерство образования РФ.

6. Министерство образования РФ формирует федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, ведет учет этих детей, подбирает для лиц, обратившихся в Министерство образования РФ и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, детей на основе сведений о них, выдает направление в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ, предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в Министерство образования РФ и изъявивших желание усыновить (удочерить) детей, являющихся гражданами РФ.

Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).

7. Гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения о детях, которые могут быть переданы им на усыновление (удочерение), предоставляются по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. Для решения вопррса об усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в 10-дневный срок с момента подачи ими заявления о желании усыновить (удочерить) конкретного ребенка обращается в Министерство образования РФ с письменным запросом о подтверждении того, что ребенок находится на централизованном учете.

В запросе соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка; фамилия, имя кандидатов в усыновители; страна их проживания, а также наименование и адрес компетентной организации, подготовившей заключение на кандидатов в усыновители и взявшей на себя обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка.

Министерство образования РФ в 10-дневный срок с момента получения запроса письменно подтверждает наличие сведений в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, об усыновляемом ребенке и сообщает о том, что в установленные законодательством РФ сроки не представилась возможность его передачи на воспитание в семью граждан РФ.

8. Орган опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам Российской Федерации, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, в установленном порядке сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий к Ст. 122 СК РФ

1. Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, включает несколько этапов:

1) выявление таких несовершеннолетних;

2) постановка их на учет;

3) избрание формы устройства применительно к конкретному ребенку исходя из обстоятельств утраты им родительского попечения, возраста несовершеннолетнего, наличия или отсутствия других родственников, состояния здоровья ребенка, черт его характера и др.;

4) последующий контроль за условиями жизни ребенка (воспитания, образования, содержания).

Все эти меры принимаются для создания благоприятных условий жизни детей, охраны их интересов. Для достижения таких целей органы опеки и попечительства наделены правом и в ряде случаев обязаны выступать в судах в защиту прав несовершеннолетних.

Любым гражданам, а особенно тем, кто по долгу службы или в силу трудовой функции связан с детьми (воспитатели, учителя, работники учреждений социальной защиты, врачи и другие должностные лица), вменено в обязанность сообщать органам опеки и попечительства о ставших известными им фактах оставления детей без попечения взрослых. Сообщить об этом они могут в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения оказавшегося беспризорным ребенка.

Затем органы опеки и попечительства в сжатые сроки — в течение трех дней — обязаны обследовать условия жизни несовершеннолетнего, составив соответствующий акт. При подтверждении факта отсутствия попечения еще до решения вопроса об устройстве ребенка названным органам надлежит обеспечить защиту его интересов.

Если дети уже помещены в какое-либо учреждение (воспитательное, лечебное, социальной защиты), руководитель такового в течение семи дней должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующего учреждения.

За сокрытие несовершеннолетних, оставшихся без внимания взрослых, должностные лица учебных, воспитательных, лечебных организаций и учреждений социальной защиты могут быть привлечены к ответственности (п. 4 комментируемой статьи).

2. Все дети, выявленные тем или иным способом как оставшиеся без родительского попечения, подлежат учету. Деятельность по организации учета ведется в соответствии с правилами, установленными СК РФ, а также Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, орган опеки должен обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
———————————
Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (ред. от 11 апреля 2006 г.) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3. Если орган опеки и попечительства не смог устроить ребенка в семью в одной из предусмотренных правовых форм (например, передал ребенка в учреждение для детей-сирот), то он обязан направить сведения о таком ребенке региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в региональном банке данных. Региональные банки данных о детях создаются на территории каждого из субъектов Российской Федерации (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации.

Если в течение месяца не удалось устроить ребенка в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то информация о ребенке передается в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Хранит и предоставляет информацию, содержащуюся в федеральном банке данных о детях, федеральный оператор — федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ .
———————————
В настоящее время эти функции возложены на Министерство образования и науки РФ (см. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2005 г. N 123 (ред. от 4 ноября 2006 г.) «О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи»).

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству таких детей на воспитание в семьи.

4. В соответствии с вышеназванным Федеральным законом государственный банк данных представляет собой совокупность информационных ресурсов регионального и федерального уровней, а также информационных технологий сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам документированной информации о детях, оставшихся без родительского попечения. Эти информационные ресурсы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и формируются для учета детей, содействия в их устройстве, а также в целях реализации права граждан РФ принять детей в семью на воспитание.

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, постепенно передаются с муниципального уровня на региональный. Региональные операторы, в свою очередь, предоставляют сведения федеральному оператору (Министерству образования и науки РФ).

5. В государственном банке данных о детях, лишенных родительского попечения, накапливаются сведения не только о детях, лишенных присмотра, но и о взрослых, желающих взять ребенка на воспитание, — кандидатах в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.

Органом опеки и попечительства на каждого ребенка заполняется анкета, в которой указан широкий спектр сведений о нем. Это делается с учетом возможного усыновления ребенка в будущем, для которого понадобятся сведения, идентифицирующие его как гражданина (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, гражданство). Приводятся сведения (если они есть) о родителях, имеющихся родственниках (несовершеннолетних братьях, сестрах, взрослых лицах из числа родственников, отказавшихся взять ребенка). Помещается фотография ребенка. Указывается состояние его здоровья (на сей счет существует Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 июля 2002 г. N 218, которым установлен Порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о таких детях ). Даются приметы ребенка, особенности характера, этническое происхождение и др. Указываются причины утраты родительского попечения, меры, уже принятые органами опеки и попечительства нижестоящего уровня для устройства ребенка, а также возможные для данного ребенка меры устройства.
———————————
Российская газета. 14.08.2002.

Не менее объемные сведения обязан предоставить о себе гражданин, желающий воспитывать ребенка.

Содержание анкет на ребенка и взрослого гражданина отнесено к конфиденциальной информации. Это персональные данные, позволяющие идентифицировать личность. Наряду со сведениями, составляющими профессиональную или коммерческую тайну, они являются информацией с ограниченным доступом, поэтому не могут быть разглашены либо сообщены любым лицам без согласия правообладателя. Оборот такой информации ограничен. Ею могут обмениваться органы опеки и попечительства. Информация о ребенке может быть предоставлена лишь гражданину, уже приобретшему статус кандидата в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.

Допустимо опубликование такого рода сведений в средствах массовой информации, но лишь в целях устройства детей в семью и не в виде первичных данных, а в виде производной информации. Так, Министерство образования Свердловской области на своем официальном сайте публикует данные о детях-сиротах, живущих в детских домах области .
———————————
Российская газета. 17.02.2004.

В Законе о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, дан перечень сведений, которые могут включаться в производную информацию. Это не все данные анкеты, а лишь сведения о поле, возрасте, приметах ребенка (кроме особых), его развитии, характере, родственниках, причинах отсутствия попечения и возможных мерах устройства. К таким данным предъявляется требование о недопустимости идентификации личности ребенка или его родственников на их основе.

Запрещено использовать производную информацию в коммерческих целях.

6. Доступ к государственному банку данных имеют граждане, желающие взять ребенка на воспитание. В обязательном порядке сведения из банка должны предоставляться по запросам судебно-следственных органов, прокуратуры и Уполномоченного по правам человека. Использование государственного банка данных осуществляется бесплатно.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, состоит на учете все время, пока он не устроен каким-либо образом на воспитание в семью либо не возвращен родителям. Снятие его с учета происходит в случае достижения им дееспособности в полном объеме (в связи с достижением возраста 18 лет, эмансипацией или вступлением в брак с понижением минимального брачного возраста), а также в случае смерти ребенка.

Популярное:

  • 86 коап кто составляет протокол Глава 19. ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ. Статья 254. Составление протокола об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной […]
  • Гл 12 коап КоАП РФ Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) Принят […]
  • Статья 1181 гражданского кодекса Статья 1181. Наследование земельных участков Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие […]
  • Земельный участок в новой москве купить Земельные участки в Новой Москве Всего 312 объявлений Всего 312 объявлений Продам землю под ИЖС, 16 соток, 40 мин. до метро на транспорте. Новая Москвап. Вороновскоед. СахаровоСП Вороновское р-н Бульвар Дмитрия Донского 40 мин. Площадь: 16 соток вчера в 18:40 78 […]
  • Отпуск за свой счет и очередной отпуск Отпуск за свой счет и очередной отпуск Вопрос; Как влияет отпуск за свой счет на ежегодный оплачиваемый отпуск? Сколько составляет максимальный размер отпуска за свой счет? Ответ. Согласно ст. 121 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) в стаж работы, который учитывается при расчете […]
  • Счет 10 материалы предназначен Счет 10. Материалы Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении материалов. На отдельном субсчете к счету 10 "Материалы" могут учитываться почтовые марки, оплаченные авиабилеты и другие аналогичные документы в сумме фактических затрат на их […]