Судебный и правовой органы

Понятие судебной системы Украины, ее основные признаки.

6. Исходные и основные положения об организации и деятельности судебной системы в Украине закреплены в Конституции Украины и законах о судоустройстве Украины.

Судебная система Украины — это совокупность всех существующих и функционирующих судов в Украине, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебную систему Украины составляют суды об­щей юрисдикции и Конституционный Суд Украины (см. схему). Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

Юрисдикция судов распространяется на все право­отношения, возникающие в государстве. Судебная сис­тема обеспечивает доступность правосудия для каждо­го человека. Конституционный Суд Украины является единствен­ным органом конституционной юрисдикции в Украи­не, основной задачей которого является гарантирование верховенства Конституции как Основного закона госу­дарства на всей территории Украины.

Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов, объединенных между собой единством целей, за­дач, принципов организации и деятельности и возглав­ляемых одним общим для всех Верховным Судом Ук­раины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Ук­раины;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Для того чтобы понять, как организована система су­дов общей юрисдикции, необходимо, прежде всего, про­анализировать ее основные признаки:

а) Единство системы судов общей юрисдикции, ко­торое обеспечивается:

— едиными принципами организации и деятельности судов;

— единым статусом судей;

— обязательностью для всех судей правил судопроизводства, определенных законом;

— гарантированием Верховным Судом Украины одинакового применения законов судами общей юрисдикции;

— обязательностью выполнения на территории Украины судебных решений;

— единым порядком организационного обеспечения деятельности судов;

— финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины;

— решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления.

б) Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности — общие суды и специ­ализации — специализированные суды.

Военные суды относятся к общим судам и осуще­ствляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, образованных в соот­ветствии с законом.

Специализированными судами являются хозяйствен­ные, административные и другие суды, определенные как специализированные.

в) Стабильность судебной системы. Суды общей юрисдикции образуются и ликвидиру­ются Президентом Украины по представлению Мини­стра юстиции Украины, согласованному с Председате­лем Верховного Суда Украины или председателем со­ответствующего высшего специализированного суда.

Основанием для создания или ликвидации суда является изменение административно-территориального устройства (например, образование нового населенного пункта и т.д.).

г) В основу системы судов общей юрисдикции поло­жено деление судов на звенья. Суды, составляющие оп­ределенное звено, имеют одинаковую структуру, орга­низационное построение, полномочия и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных еди­ниц, приравненных друг к другу по административно­му положению.

— Так, судами первого (низового) звена являются мест­ные суды, второго звена — апелляционные суды, тре­тьего — Кассационный суд Украины и высшие специа­лизированные суды, а наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верхов­ный Суд Украины.

д) Взаимосвязь судебных инстанций. Понятие «судебная инстанция» связано с характе­ром конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия. Судебная инстанция обозначает самостоятельную стадию, через которую проходит конкретное дело в различных судах. Каждая такая стадия отлича­ется характерными особенностями судопроизводства.

Существуют следующие судебные инстанции: а) пер­вая инстанция, где дело рассматривается впервые (по су­ществу); б) апелляционная инстанция, где пересматри­ваются решения судов первой инстанции, которые не всту­пили в законную силу; в) кассационная инстанция, где пересматриваются решения уже вступившие в законную силу, а также пересмотр судебных решений в порядке исключительного производства по вновь открывшимся обстоятельствам, или при неправильном применении уго­ловного закона и существенного нарушения требований уголовно-процессуального закона, существенно повлияв­ших на правильность судебного решения.

Основное назначение инстанционности — обеспече­ние законности и обоснованности принимаемых реше­ний, устранение допускаемых нарушений закона, вос­становление справедливости.

Закон четко устанавливает пределы полномочий судов апелляцион­ной и кассационной инстанций, не допуская их воздей­ствия на внутреннее убеждение судей первой инстан­ции о квалификации преступления, значении тех или иных доказательств, мере наказания.

е) Необходимо также отметить, что количество судей во всех судах общей юрисдикции определяется Прези­дентом Украины по представлению Председателя Госу­дарственной судебной администрации Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специа­лизированного суда, с учетом объема работы суда, и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судей.

Председатель суда, заместитель председателя суда назначаются на должность сроком на пять лет из числа судей и освобождаются от должности Президентом Ук­раины по представлению Председателя Верховного Суда Украины (а в отношении специализированных судов — председателя соответствующего высшего специализиро­ванного суда) на основании рекомендации Совета судей Украины (в отношении специализированных судов — рекомендации соответствующего совета судей).

Нахождение судьи на административной должности не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда. Освобождение судьи от админи­стративной должности не прекращает его полномочий судьи.

Местные суды в Украине. Местными общими судами в Украине являются рай­онные, районные в городах, городские и районные суды в городах, а также военные суды гарнизонов.

Местными хозяйственными судами являются хозяй­ственные суды Автономной Республики Крым, облас­тей, городов Киева и Севастополя, а местными админис­тративными судами являются окружные суды, которые образуются в округах в соответствии с указом Прези­дента Украины.

Местные суды осуществляют правосудие в форме гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства.

Так, гражданское судопроизводство осуществляется путем рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и жилищных право­отношений, если хотя бы одной из сторон в споре явля­ется гражданин, а также дела особого производства (на­пример, о признании гражданина ограниченно дееспо­собным или недееспособным, о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражда­нина умершим, об усыновлении детей, проживающих на территории Украины и др.).

Хозяйственное судопроизводство осуществляется пу­тем рассмотрения дел по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хо­зяйственных договоров; дела о банкротстве, где сторо­нами являются, как правило, юридические лица либо физические лица, получившие статус субъектов пред­принимательской деятельности.

Административное производство осуществляется пу­тем рассмотрения дел в сфере государственного управ­ления и местного самоуправления (например, по жало­бам и заявлениям, вытекающим из избирательного пра­ва; по жалобам на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взыска­ний; по жалобам граждан на решения, действия и без­деятельность государственных органов, юридических или должностных лиц в сфере управленческой деятель­ности).

Местные суды рассматривают практически все уго­ловные дела, кроме дел об умышленных убийствах, хи­щениях в особо крупных размерах, основах националь­ной безопасности и некоторых других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих судов.

Военные суды осуществляют правосудие в Вооружен­ных Силах Украины и иных воинских формированиях путем рассмотрения дел о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие или военные организации; дела по жалобам военнослужа­щих на неправомерные действия военных должностных лиц и органов военного управления; а также некото­рые другие категории дел.

Местные суды в Украине имеют одинаковое положе­ние и составляют первое звено, т.е. являются основным звеном системы судов общей юрисдикции:

1) они составляют подавляющее большинство судебных органов;

2) являются низовыми звеньями наиболее приближенными к населению.

3) основной массой судебных дел рассматривается указанными судами. Любое гражданское и хозяйственное дело, независимо от его сложности может быть рассмотрено в местном суде. Подавляющее большинство уголовных дел и дел об административных правонарушениях подсудны местным судам и военным судам гарнизонов.

Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела по существу, т.е. в судебном засе­дании впервые, непосредственно, гласно, с участием сто­рон и на основе их равенства и состязательности про­цесса и других принципов правосудия исследует дока­зательства (допрашивает обвиняемых, потерпевших, свидетелей, заслушивает экспертов и др.) и выносит решение по гражданскому делу, приговор — по уголов­ному, которые при вступлении в законную силу приоб­ретают значение закона по данному вопросу и являют­ся общеобязательными для исполнения на всей терри­тории Украины.

Дела в местных судах могут рассматриваться судьей единолично, коллегией судей в зависимости от сложности и катего­рии дела. Судья, рассматривающий дело единолично, дей­ствует как суд.

Местный суд состоит из судей, пред­седателя и заместителя председателя суда. В местном суде, в котором количество судей превышает 15, мо­жет быть назначено более одного заместителя предсе­дателя суда.

Как правило, судьи, которые впервые прошли кон­курсный отбор, назначаются Президентом Украины на должность судьи местного суда сроком на 5 лет. На должность судьи может быть рекомендован квалифи­кационной комиссией судей гражданин Украины не мо­ложе 25 лет, который имеет высшее юридическое обра­зование и стаж работы в области права не менее 3-х лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Для судей военных судов гарнизонов помимо вышеуказанных требований необ­ходимо также состоять на военной службе и входить в штатную численность Вооруженных Сил Украины.

14)Понятие и принципы организации системы судов общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции — государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

Система судов общей юрисдикции:

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

Законодательство о судах общей юрисдикции

Законодательство о судах общей юрисдикции — это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

Основные принципы организации и деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом .

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела о том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными процессуальными законами.

3. Все равны перед судом . Судьи не отдают предпочтения каким-либо лицам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, имущественного или должностного положения, места жительства или рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, а равно осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Суд , установив при рассмотрении дела несоответствие каких-либо актов или действий (бездействия) Конституции Российской Федерации и (или) федеральному закону, принимает решение в соответствии с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законом.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его отдельной части не соответствующими федеральному закону влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части. Такое решение суда незамедлительно публикуется в печатном органе, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт,

Решение суда о признании нормативного правового акта недействительным не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

6. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное разбирательство дел допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

8. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

9. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется судьей единолично либо коллегией в составе трех судей или в составе судьи и присяжных, народных заседателей.

10. Решения судов общей юрисдикции должны быть мотивированы.

Все вступившие в силу решения судов общей юрисдикции , а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, объединений, их должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Судебная система Республики Таджикистан: понятие и принципы организации и деятельности

В самом общем виде под судебной системой обычно понимается совокупность судов того или иного государства, их соподчиненность между собой. Судебная система России также определяется как совокупность всех судов, установленных Конституцией РФ и федеральными законами в соответствии с их компетенцией, и наделенными полномочиями осуществлять судебную власть. Наиболее полное определение судебной системы дает С.А. Разумов: «Судебная система — это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующих независимо от законодательной и исполнительной властей». Указанные формулировки вполне подходят и к судебной системе РТ.

В российском законодательстве закреплена такая черта (признак) судебной системы, как ее единство. Этому вопросу посвящена ст.З Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации», так и озаглавленная: «Единство судебной системы». Согласно этой статье, единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В таджикском законодательстве аналогичной нормы нет. Однако, как представляется, все перечисленные факторы, обеспечивающие единство российской судебной системы, могут быть отнесены и к судебной системе РТ (разумеется, с учетом различий в законодательстве).

Вся судебная система РТ объединяется единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, закрепленных в Конституции РТ и Конституционным законом «О судах Республики Таджикистан».

Одним из наиболее важных и сложных вопросов организации судебной системы является определение принципов ее построения. Суть проблемы заключается в том, что очень трудно разграничить принципы осуществления правосудия и вообще деятельности судов и принципы организации (построения) судебной системы. Попробуем разобраться в этой проблеме.

Существует общепризнанная и закрепленная в Конституции РФ и федеральных законах система принципов правосудия. С некоторыми незначительными различиями она изложена почти во всех учебниках. К таким принципам относятся: законность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия, осуществление правосудия только судом, независимость судей, равенство всех перед законом и судом, гласность, язык судопроизводства, презумпция невиновности и др.В Конституции РТ и в Конституционном законе «О судах Республики Таджикистан» также закреплены такие принципы правосудия, как независимость судей (ст.87 Конституции РТ, ст.5 КЗ «О судах РТ»), равенство всех перед законом и судом (ст. 17 Конституции РТ), гласность (ч.З ст.88 Конституции РТ), язык судопроизводства (ч.4 ст.88 Конституции РТ), право на судебную защиту (ст. 19 Конституции РТ) и др.

Существуют также принципы отдельных видов судопроизводства, во многом совпадающие с принципами правосудия. Так, в УПК РФ имеется специальная глава, посвященная принципам уголовного судопроизводства (ст.6-19). Имеется и обширная литература, в которой разрабатываются и анализируется принципы уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

Кроме принципов правосудия и отраслевых принципов, существуют также организационные принципы, т.е. принципы организации и деятельности каких-либо органов. Так, в Конституционном законе РТ «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Таджикистан (ст.6) (аналогичная норма также закреплена в Федеральном законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.4)).

Рассмотрим же, что такое принципы вообще и что можно считать принципами организации и деятельности судебной системы.

Под принципами уголовного процесса (уголовного судопроизводства) обычно понимаются основные, исходные, наиболее общие положения, идеи, определяющие сущность уголовного процесса, его назначение, построение его стадий, институтов, отдельных процедур (форм).Аналогичным образом определяются и принципы правосудия — как общие, руководящие исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида деятельности. Чем же отличаются организационные принципы, в частности принципы организации и деятельности судебной системы, от общих принципов правосудия и от отраслевых принципов? Ведь, в конечном счете, правосудие — это судебная деятельность, поэтому сделать такое отграничение довольно сложно. Тем не менее, представляется, оно вполне возможно.

По нашему мнению, к принципам организации и деятельности судебной системы следует отнести только такие общие положения, идеи, которые определяют организацию, построение судебной системы, или, хотя бы как-то влияют на такое построение. Это могут быть и какие-то общие принципы правосудия (как правило, в несколько иной, более узкой трактовке), либо какие-то иные положения, не являющиеся принципами правосудия или отраслевыми принципами, но имеющие существенное значение для построения судебной системы. Остальные же принципы правосудия не могут быть отнесены к принципам организации и деятельности судебной системы, поскольку на эту организацию никак не влияют, и являются в этом отношении нейтральными. К таковым относятся, например, гласность судебного разбирательства, язык судопроизводства и некоторые другие, которые нередко именуются принципами организации и деятельности органов судебной власти (курсив наш — Х.Г.) и, кстати говоря, закреплены в этом качестве в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст.9,10). Между тем, язык судопроизводства с построением судебной системы никак не связан. Могут быть совершенно одинаковые судебные системы с разными языками или наоборот. На построение судебной системы также никак не влияет, какие судебные дела рассматриваются в открытом, а какие в закрытом судебном процессе. То же самое можно сказать и о принципах состязательности, участия граждан в осуществлении правосудия и ряде других.

В итоге, представляется, что к принципам организации и деятельности судебной системы Республики Таджикистан можно отнести следующие:

1. законность (в иной, несколько более узкой трактовке, нежели аналогичный общий принцип, подробней об этом см. ниже);

2. подведомственность рассмотрения судебных дел и разбиение по этому признак судебной системы на независимые друг от друга и организационно никак между собой не связанные подсистемы;

3. иерархичность судебной системы;

4. независимость судей (тоже в более узкой трактовке, нежели аналогичный принцип правосудия);

5. территориальный принцип построения судебной системы.

1. Принцип законности. Законность — общегосударственный, общеправовой, конституционный принцип, действующий во всех областях государственной жизни. Принцип законности — это требование создавать суды только на основе строгого соблюдения Конституции РТ, Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» и иных законов, касающихся организации судов.

Республика Таджикистан в своей Конституции (ст.1) провозглашает, что она есть правовое государство и возлагает обязанность соблюдать и исполнять Конституцию РТ и законы на государство, и все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения (ст. 10). Это значит, что при организации судов компетентные органы и должностные лица обязаны соблюдать и исполнять требования закона, касающиеся данной темы.

Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

Хотя принцип законности — универсальный, правовой принцип, он имеет особое значение в сфере правосудия при определении нормативно-правового акта, подлежащего применению. Суд обязан применить действующий нормативный акт и «обладающий большей юридической силой». Согласно чЛ ст. 10 Конституции РТ, Конституция обладает высшей юридической силой, её нормы имеют прямое действие. Это уже означает верховенство Конституции РТ над всеми другими иными нормативными актами.

В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативно-правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.

Однако как принцип организации и деятельности судебной системы законность должна пониматься в более узком значении. Во-первых, данный принцип означает, что в судебную систему Республики Таджикистан могут входить только те суды, которые установлены Конституцией РТ и Конституционным законом «О судах Республики Таджикистан». Ст. 84 Конституции Республики Таджикистан дает исчерпывающий перечень этих судов: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Экономический Суд, Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, городские и районные суды, экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, экономический суд города Душанбе. Никакой другой орган, будь он государственный или общественный, не может входить в судебную систему и осуществлять судебную деятельность. Очень важной гарантией осуществления этого принципа является запрет создания чрезвычайных судов, установленный частью 5 ст. 84 Конституции Республики Таджикистан,

Во-вторых, данный принцип означает, что организация, построение судебной системы устанавливаются Конституционным законом. Часть 3 ст. 84 Конституции Республики Таджикистан гласит: «Организацию и порядок деятельности судов определяет Конституционный закон».

Таким образом, в соответствии с принципом законности судебную систему Республики Таджикистан составляют суды, установленные Конституцией РТ и Конституционным законом, и организационное строение, которых также определено Конституционным законом.

2. Подведомственность рассмотрения судебных дел и разграничение по этому признаку судебной системы на независимые друг от друга и организационно никак между собой не связанные подсистемы.

Судебная система Республики Таджикистан состоит из трех видов — судов общей юрисдикции (включая военные суды), возглавляемых Верховным Судом РТ, экономических судов во главе с Высшим Экономическим Судом РТ, и Конституционным Судом РТ. Они разделены по признаку подведомственности, т.е. компетенции, полномочия рассматривать определенные категории судебных дел и принимать соответствующие решения. Эти три вида судов образуют подсистемы судебной системы РТ, которые организационно обособлены и никак друг от друга не зависят. Эта их независимость выражается в том, что они сами окончательно разрешают находящиеся в их ведении дела и не имеют права пересматривать решения друг друга (Конституционный Суд РТ не может пересматривать решение какого-либо другого суда, Верховный Суд — решение Конституционного Суда и Экономического Суда, Высший Экономический Суд — Конституционного Суда и судов общей юрисдикции). Данное обстоятельство, т.е. существование в виде трех самостоятельных, не связанных друг с другом судебных структур, нередко оценивается как недостаток, ослабляющий судебную власть.

Данная точка зрения поддерживается нами, только исходя из того, что в Республике Таджикистан (а также и в других странах СНГ, в том числе России) отсутствует единый орган, который осуществлял бы судебный надзор за деятельностью всех судов РТ и вырабатывал бы единообразную практику применения законодательства на всей территории РТ.

Особенности судебной системы РТ состоят в том, что и Конституционный Суд и экономические суды являются специализированными судами, т.е. рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению, а суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции (учитывая неограниченность права на судебную защиту, ее и невозможно определить) и рассматривают все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции специализированных судов.

3. Иерархичность судебной системы.

Каждый вид судов Республики Таджикистан образует систему взаимосвязанных судов, находящихся между собой в отношении иерархичности (кроме Конституционного Суда РТ, который существует в единственном числе). Эта иерархичность выражается в следующем.

Во-первых, в делении судебной системы на звенья. Суды одинаковой компетенции образуют определенное звено судебной системы. Каждый суд входит в какое-то звено и является по отношению к другим вышестоящим и (или) нижестоящим (либо одноуровневым). Вышестоящие суды обладают по отношению в нижестоящим определенными полномочиями. Так, Верховный Суд Республики Таджикистан может давать нижестоящим судам руководящие разъяснения действующего законодательства (ст. 23 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан»).

Во-вторых, в существовании судебных инстанций. Каждый суд (или его структурное подразделение) может выступать в качестве определенной инстанции. Инстанции тоже имеют строгую иерархичность, являются нижестоящими и вышестоящими. Вышестоящие инстанции вправе (при наличии к тому оснований и в установленном законом порядке) отменять или изменять решения нижестоящих инстанций.

Иерархичность является принципом построения практически любой судебной системы. В частности, по этому принципу построена судебная система Российской Федерации.

4. Независимость судей. Этот принцип также является общеправовым. Он закреплен в ст.87 Конституции РТ и ст.5 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан».

Суть данного принципа проявляется в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд и работающие в нем судьи (а также народные заседатели. — Х.Г.) могли бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

Установленный Конституцией РТ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывают судей пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить как перед собой, так и перед соответствующими компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих такое вмешательство.

Вынесение решений без постороннего вмешательства, «независимо от чьей бы то ни было воли», когда судьи руководствуются исключительно своим внутренним убеждением, является существенным условием процессуальной самостоятельности судей.

Статья 5 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» распространяет действие принципа независимости судей на народных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, так как народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами (выделено нами — Х.Г.) судьи (ч.1 ст. 16 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан»). Подобное уточнение необходимо потому, что, согласно Конституционному закону, судьями могут считаться лишь лица, исполняющие обязанности на профессиональной основе, а практика показала, что представители населения, привлекаемые к отправлению правосудия, также нуждаются в правовой защите.

С целью создания надежного заслона, пресечения вмешательств законодательно внедрена система гарантий независимости судей (народных заседателей). Так в ч.2 ст.5 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» устанавливается целый комплекс правовых гарантий обеспечения независимости судей. Независимость судьи обеспечивается: — установленным законом порядком его избрания, назначения, освобождения и отзыва; — неприкосновенностью судьи; — предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; — тайной совещания судей при вынесении судебных актов; — запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; — ответственностью за неуважение к суду; — неприкосновенностью судьи; — образованием органов судейского сообщества; — предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Конституционным законом «О судах Республики Таджикистан», распространяются на всех судей Республики Таджикистан и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РТ. Вместе с тем следует учитывать, что вообще не могут быть изданы законы и иные правовые акты, отменяющие или ущемляющие самостоятельность судов и независимость судей.

Важная гарантия независимости судей, закрепленная в ст.7 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан», — это положение о недопустимости вмешательства в их деятельность. Законодательно закреплено, что судья не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Конкретизация данной нормы содержится в ч.2 ст. 7 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан», где установлено, что незаконное воздействие на судью и народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного акта, влечет ответственность в соответствии с законом Республики Таджикистан.

Мы считаем целесообразным и уместным привлечь внимание к тому, что вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования отправлению правосудия является преступлением, которое повлечет соответствующее наказание, а если это должностное лицо, то может повлечь довольно строгое наказание. Санкция ч.3 ст.345 УК РТ предусматривает «наказание лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» на незаконное вмешательство, осуществленное должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Однако полная независимость судей нередко приводит к бесконтрольности и произволу, способствует развитию коррумпированности судейского корпуса, стимулируемой безнаказанностью и безответственностью судей. Небезосновательно делается вывод, что в силу всего этого суд все больше напоминает административный орган, а судья — чиновника, действующего по своему усмотрению.

Однако при всей важности и универсальности данного принципа применительно к организации и устройству судебной системы он нуждается в другой, более узкой трактовке. А именно — как действующий только внутри судебной системы. В этом смысле, как организационный принцип, он означает независимость судей, как носителей судебной власти (ст. 84 Конституции РТ), от других (и прежде всего, вышестоящих) носителей этой власти. Он означает, что судьи при осуществлении правосудия независимы не только от каких-либо государственных и иных органов и организации, должностных лиц, но и от вышестоящих судебных инстанций. Существует много гарантий осуществления этого принципа, закрепленных в процессуальном законодательстве различных видов судопроизводства, и, прежде всего, запрет при возвращении судебного дела на новое рассмотрение в нижестоящий суд предрешать вопросы, входящие в компетенцию данного суда и давать ему какие-либо указания по этому поводу.

5.Территориальный принцип построения судебной системы. Судебная система Республики Таджикистан в основном построена в соответствии с территориальным устройством страны. Так, в подсистеме судов общей юрисдикции (кроме военных судов, о которых речь пойдет ниже) имеется Верховный Суд Республики Таджикистан, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, суды городов и районов. В подсистему экономических судов входят Высший Экономический Суд Республики Таджикистан, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе (ст. 84 Конституции РТ).

Несколько иначе построена подсистема военных судов Республики Таджикистан. В нее входят Военная Коллегия Верховного Суда РТ и военные суды гарнизонов (ст.61 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан»), то есть, эти суды тоже построены по территориальному принципу, но уже не в соответствии с территориальным устройством страны, а по месту дислокации гарнизонов.

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович — к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ

Организация системы правосудия

Правосудие, судебная власть и организация судебной системы

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на разрешение споров о праве, то есть решение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предполагаемым нарушением норм права. Оно осуществляется специальными государственными органами — судами, от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и иных дел. Видом государственной власти, обладающей полномочиями на осуществление правосудия, является судебная власть. Правовой основой осуществления правосудия в РФ является Конституция РФ (гл. 7), а также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная система представляет собой упорядоченное построение судов с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Судебная система РФ включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ (рис. 2.1).

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ и районные суды, образующие систему судов общей юрисдикции, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, военные и иные специализированные суды.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, составляет звено судебной системы.

Конституционный Суд РФ является однозвенным и функционирует в масштабе всей Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции состоят из трех звеньев: основное звено — районные суды; среднее звено — суды субъектов РФ; высшее звено — Верховный Суд РФ. Аналогичным образом подразделяются специализированные (арбитражные и военные) суды: основное звено, соответственно, — суды армий, соединений и гарнизонов, а также и арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено — суды военных округов и флотов, а также арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); высшее звено — Коллегия по делам военнослужащих и Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Подсудность — это определяемое признаками юридического дела свойство, в зависимости от которого дело рассматривается тем или иным судом. Например, умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, квалифицируемое по ч. 1 ст. 105 УК РФ, подлежит рассмотрению районным (городским) судом; в то же время умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), рассматривается судом субъекта РФ.

Инстанция — это судебный орган (суд), управомоченный на выполнение определенных функций по осуществлению правосудия, то есть принятию решений по существу дела и проверке законности и обоснованности этих решений.

Выделяют суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о признании (непризнании) подсудимого виновным и о применении (неприменении) к нему уголовного наказания. По гражданским делам это разрешение вопроса о доказанности (недоказанности) гражданского иска и принятие в этой связи судебного решения об его удовлетворении (или отказе). В зависимости от подсудности судом первой инстанции может быть любое звено судебной системы.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции приговора (решения), не вступившего в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции для судов общей юрисдикции может выступать только вышестоящий суд по отношению к суду, вынесшему обжалуемый приговор (решение).

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке апелляции. Полномочиями судов надзорной инстанции обладают только суды среднего и высшего звена.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в установленном законом порядке формируются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества в России является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и входящими в его систему органами. Руководитель Судебного департамента при ВС РФ назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Организация конституционного судопроизводства в Российской Федерации

Конституционное судопроизводство в России осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Важнейшая функция этих судов — конституционный контроль, то есть судебная деятельность по установлению конституционности (соответствия Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ) правовых актов.

Конституционный Суд РФ (КС РФ) состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Правовой основой деятельности КС РФ является Конституция РФ, а также Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014 г.).

К полномочиям Конституционного Суда РФ относятся следующие вопросы.

  • Разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров РФ.
  • Разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ.
  • Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов. При этом нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают свою силу, а не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению на территории РФ.
  • Толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов РФ, носящее официальный и обязательный характер.
  • Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
  • Проверка на соответствие Конституции РФ вопросов, выносимых на общероссийский референдум.
  • Законодательная инициатива по вопросам своего ведения. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает большинство дел в заседаниях с проведением слушаний, а в случаях, когда вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях КС РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя — гражданина или объединения граждан, — также без проведения слушаний.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться в субъектах Российской Федерации в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя субъекта РФ. Например, в Санкт-Петербурге таким органом является Уставный суд Санкт-Петербурга, правовой основой деятельности которого является Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» от 05.06.2000 г. № 241-21.

Организация судов общей юрисдикции и специализированных судов в Российской Федерации

Система судов общей юрисдикции в России является трехзвенной и состоит из основного, среднего и высшего звена. Ее составной частью являются также военные, арбитражные и иные специализированные суды.

В системе судов общей юрисдикции основным звеном является районный суд. Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных по закону к компетенции данного суда, он рассматривает также материалы о подведомственных ему административных правонарушениях (жалобы относительно законности и обоснованности ареста, о продлении срока содержания под стражей и др.).

В состав районного суда входят председатель и федеральные судьи. В ряде случаев в штаты суда могут быть введены должности заместителя председателя суда, судьи по исполнительному или административному производству. Судьи судов основного звена назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения представительного (законодательного) органа субъекта РФ.

Суды субъектов РФ являются в системе судов общей юрисдикции судами среднего звена. Они имеют следующую типовую структуру.

  • Президиум суда, состоящий из председателя, заместителей председателя и членов суда в составе, утвержденном Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Президиум суда субъекта РФ выступает надзорной инстанцией для решений районных судов, а также кассационной инстанцией для решений собственных судебных коллегий, действующих в качестве суда первой инстанции. Президиум суда среднего звена разрешает также вопросы о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет определенные организационные функции (утверждает составы судебных коллегий, заслушивает их отчеты и т. д.).
  • Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам возглавляются председателями, являющимися одновременно заместителями председателя суда. В качестве суда первой инстанции они рассматривают уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их компетенции, либо принятые к своему производству. Судебные коллегии по уголовным делам рассматривают дела о наиболее опасных преступлениях (умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах, бандитизм, терроризм и др.). В отношении гражданских и административных дел суды среднего звена с согласия сторон вправе изъять любое дело из подведомственного им суда основного звена и рассмотреть его по первой инстанции. Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам проверяют также законность и обоснованность решений районных судов, не вступивших в законную силу, действуя, таким образом, в качестве суда кассационной инстанции. В установленных законом случаях судебные коллегии рассматривают поступившие из президиума суда дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) после реформы, с 6 августа 2014 г., является единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, атакже по экономическим спорам. В его состав вошли 170 судей, отобранных на конкурсной основе из прежнего состава Верховного Суда РФ и ликвидированного Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ); при этом досрочно своих постов лишились 38 из 99 судей ВС РФ и 29 из 45 судей ВАС РФ.

Инициаторы реформы ВС РФ стремились обеспечить единство подходов российских судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. До реформы подходы судов общей юрисдикции и арбитражных судов нередко различались, причем как в материально-правовом, так и в процессуальном отношении. Постановления ВАС РФ, как правило, содержали оговорку о возможности пересмотра на основе вновь созданных правовых позиций ранее принятых судебных актов по делам со сходными фактическими обстоятельствами и (или) судебных актов, принятых на основании норм права, толкование которых расходилось с толкованием, содержащимся в постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ. ВС РФ подобные оговорки в акты не включал, несмотря на то что эти документы имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ).

В настоящее время разъяснения по вопросам судебной практики (в том числе и по арбитражным делам) дает ВС РФ (ст. 126 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ). Согласно абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 г. № 186-ФЗ) в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ. Пленуму ВС РФ таким образом предоставлена возможность признавать утратившими силу ранее принятые конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.

В судебной системе и системе органов государственной власти РФ он выполняет следующие функции:

  • реализация задач, возложенных на него как высший судебный орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции, военным, арбитражным и иным специализированным судам;
  • осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзора за деятельностью всех нижестоящих судов;
  • разъяснение вопросов судебной практики;
  • право законодательной инициативы.

В состав Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя и члены суда. Последние назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое выносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда.

Структура Верховного Суда РФ включает в себя Пленум, Президиум и судебные коллегии (По уголовным делам, в составе которой имеется Кассационная палата, По гражданским делам, По административным делам, По делам военнослужащих, По экономическим спорам и Дисциплинарную). Работой судебных коллегий руководят их председатели, являющиеся одновременно заместителями Председателя ВС РФ.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и всех членов ВС РФ. В его заседаниях обязательно участвует Генеральный прокурор РФ, а также может присутствовать министр юстиции РФ. Основное назначение Пленума ВС РФ состоит в даче разъяснений нижестоящим судам по вопросам применения правовых норм при рассмотрении гражданских, уголовных, административных и иных дел. Пленум утверждает также составы судебных коллегий ВС РФ, заслушивает отчеты их председателей и осуществляет иные организационные функции. Судебными полномочиями Пленум ВС РФ не обладает. Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей, в числе которых Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и наиболее опытные и квалифицированные судьи. Состав Президиума ВС РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии Верховного Суда РФ. В отличие от Пленума Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими судебными полномочиями: он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на определения, приговоры и решения судебных коллегий ВС РФ, а также решает вопросы о возобновлении уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме судебных полномочий

Президиум ВС РФ выполняет также организационные функции: рассматривает вопросы организации судебных коллегий, изучает материалы судебной статистики и т. д.

Судебные коллегии по гражданским, административным, уголовным делам и по экономическим спорам формируются Пленумом ВС РФ из числа судей данного суда. Они рассматривают уголовные, гражданские, административные и арбитражные дела в качестве судов первой инстанции, кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегия ВС РФ по делам военнослужащих рассматривает дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала и адмирала либо занимающих должности от командира соединения и выше. Помимо судебных функций судебные коллегии обобщают кассационную и надзорную практику, анализируют судебную статистику, осуществляют другие полномочия.

Дела о военнослужащих и лицах, приравненных к ним по закону, рассматриваются военными судами, входящими в состав федеральной судебной системы на правах специализированных судов. Военные суды создаются по территориальному принципу в местах дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба. Правовые основы функционирования военных судов определены Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014 г.).

К специализированным судам относятся арбитражные суды, которые рассматривают вытекающие из гражданских правоотношений экономические споры, возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности. Статус арбитражных судов установлен Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 12.04.1995 г. № 1-ФКЗ (ред. 06.12.2011 г.), а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ) от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011 г.). Система арбитражных судов в настоящее время включает в себя: основное звено — арбитражные суды субъектов РФ; арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) — среднее звено; а также высшее звено — Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ.

Арбитражные суды основного звена имеют следующие полномочия:

  • рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам РФ, за исключением дел, подведомственных ВАС РФ;
  • рассмотрение в апелляционной инстанции повторно дел, заслушанных в этом суде по первой инстанции;
  • пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых судом и вступивших в законную силу судебных актов.

Президиум арбитражного суда субъекта РФ не осуществляет судебных полномочий, а проводит работу по организации деятельности суда, утверждает персональный состав судебных коллегий и т. д. Судебные полномочия реализуются непосредственно судебными коллегиями и судебными составами арбитражного суда.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В настоящее время их двадцать — по два на каждый судебный округ. Они обладают полномочиями на: проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов. Федеральные арбитражные суды округов (в настоящее время их десять) создаются по экономико-географическому признаку. В структуре данного суда находится Президиум, судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Федеральные арбитражные суды осуществляют проверку в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и апелляционными арбитражными судами; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Указанные полномочия реализуются ФАС в судебных коллегиях. Президиум ФАС осуществляет лишь организационную работу.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ (СКЭС ВС РФ) в составе 30 судей является высшим судебным органом РФ по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. СКЭС ВС РФ является второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются принятые арбитражными судами судебные акты. Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ, после чего может быть передана (или не передана) в СКЭС. Акты Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ обжалуются в Президиум ВС РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум ВС РФ.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются также мировые судьи, входящие в единую судебную систему России. Правовой основой их деятельности является Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013 г. ). Они осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, создаваемых и упраздняемых законами субъектов РФ из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет с возможностью последующего переназначения (переизбрания) неограниченное число раз до достижения предельного возраста.

В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение по 1-й инстанции:

  • уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой ст. 31 УПК РФ;
  • дел о выдаче судебного приказа;
  • дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска не свыше 50 тыс. руб.; иных возникающих из семейно-правовых отношений дел, за исключением дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • дел по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;
  • дел об определении порядка пользования имуществом;
  • дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъектов РФ.

Кроме перечисленных дел федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела. Мировой судья может рассматривать также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в 1-й инстанции и вступивших в силу.

Прокурорский надзор в Российской Федерации

Прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России. Правовой основой ее деятельности являются Конституция РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.

Сущность прокуратуры и ее отличие от других органов государственного надзора и контроля состоит в следующем: прокуратура не обладает какими-либо законодательными, административными или судебными функциями; она непосредственно не вмешивается в хозяйственную и управленческую деятельность поднадзорных органов и организаций, не подвергает их деятельность и акты оценке с точки зрения практической целесообразности, а только следит за тем, чтобы объекты надзорной деятельности не допускали нарушений закона; прокурор (за исключением прямо оговоренных в законе случаев) не отменяет решений других органов, не применяет мер наказания к нарушителям закона, а требует, чтобы соответствующие органы и должностные лица устранили нарушение закона и применили меры воздействия к виновным лицам; осуществляемый от имени государства прокурорский надзор распространяется в том числе и на те органы, которые сами в пределах своей компетенции осуществляют контрольнонадзорную деятельность. Таким образом, прокурорский надзор представляет собой одну из форм государственной деятельности, цель которой — обеспечение точного и единообразного понимания и применения закона.

Система органов прокуратуры включает в себя Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, районов, городов и иные территориальные прокуратуры, а также военную прокуратуру и иные специализированные (транспортные, природоохранные, по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания) прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором РФ.

Деятельность прокуратуры включает в себя два направления: надзорную и ненадзорную деятельность.

  • Надзорная деятельность заключается в надзоре за точным и единообразным исполнением законов. При этом прокурорский надзор ограничен только сферой действия законодательства и не распространяется на исполнение актов местных органов власти, ведомственных приказов и инструкций. Выделяют следующие основные направления надзорной деятельности прокуратуры.
  • Надзор за исполнением законов (общий надзор прокуратуры), предметом которого является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законодательству. Проверки исполнения законов проводятся прокуратурой на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Актами прокурорского реагирования могут быть протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушения закона.
  • В рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор, кроме использования полномочий, которыми он обладает при осуществлении общего надзора, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению нарушений последних, привлечению к ответственности нарушителей закона и возмещению причиненного ущерба. В случае, если законодательством предусмотрена защита нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, а также при нарушении прав и свобод значительного числа граждан — прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
  • Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие имеет своим предметом соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность принимаемых поднадзорными органами решений. Полномочия прокурора при осуществлении надзора устанавливаются уголовно-процессуальным и иным законодательством.
  • Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, состоит в проверке законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание, соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, законности исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

К ненадзорной деятельности прокуратуры относится следующее.

  • Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, для чего органами прокуратуры созываются координационные совещания, организуются рабочие группы, истребуется у правоохранительных органов статистическая и иная отчетность и т. д.
  • Участие в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в роли государственного обвинителя, поддерживая обвинение и излагая свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в отношении подсудимого. Формой реагирования прокурора на незаконное или необоснованное судебное решение является принесение прокурором (его заместителем) в вышестоящий суд кассационного или частного протеста, а также протеста в порядке надзора.
  • К иным направлениям ненадзорной деятельности прокуратуры относится ее участие в заседаниях органов государственной власти, в правотворческой деятельности, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, а также международное сотрудничество.

Популярное:

  • Заявление об увольнении в счет отпуска Как написать заявление на увольнение без отработки в счет отпуска Как правильно написать заявление на увольнение без отработки в счет отпуска? 4 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Прошу предоставить мне отпуск с последующим увольнением Согласно ст.80 ТК РФ, работник имеет право […]
  • Об установлении размера родительской платы за содержание детей Об установлении родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования "Воткинский район Постановление Администрации Воткинского района от 22.03.2010 N 419 В целях упорядочения взимания и использования родительской платы […]
  • Как выписать рецепт на флаконы Как выписать рецепт на флаконы 5. Лекарственные формы для инъекций Для инъекций используют различные лекарственные формы. Основное требование, предъявляемое к этим формам, - стерильность. Существуют разные способы стерилизации лекарственных веществ. По ГФХ растворы для инъекций следует […]
  • Судебно медицинская экспертиза ростовской области Судебно медицинская экспертиза ростовской области Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (344068, г. Ростов-на-Дону, ул. Бодрая, № 88/35) тел. 8 (863) 220-61-50, факс. 8 (863) 235-38-53 email.: Этот адрес электронной почты защищен от […]
  • Права и обязанности опекуна по гк рф СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка установлены в СК РФ и ГК РФ. Опекуны (попечители) в отношении воспитания подопечного ребенка выполняют все те обязанности, которые возлагаются законом на родителей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, […]
  • Ук рф ст 208 ч2 Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем 1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование - наказываются […]