Глава 9 местного управления и самоуправления в зарубежных странах

91. Понятие и сущность местных органов власти

92. Основного черты административно-территориального устройства зарубежных стран. Основные системы осуществления публичной власти на местах

93. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления

94. Компетенция и финансовая база местного самоуправления

95. Отношения органов местного самоуправления с центральной властью

91 Понятие и сущность местных органов власти

Изучение данной темы необходимо начать с выяснения разногласий между органами местного управления и самоуправления. Следует определить их социальное назначение, политическую роль а также современные тенденции р развития. Стоит рассмотреть основные модели организации власти на местах, а также основные виды административно-территориального устройства зарубежных стран, особенности административно-территориального устройства в унитарных и федеральных государствах, статуса крупных городов и столиц. Особое внимание надо уделить порядка формирования, а также структуре местных органов власти, их компетенции и основным формам контр оль со стороны центральных органов власти над местными органами самоуправления в зарубежных странанах.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляют специальные органы местного самоуправления, которые формируются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном м голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Местное или муниципальное, самоуправление — это система управления местными органами, осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной администратора тративно-территориальной единицы определенной страны.

Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая. Советом. Европы 15 октября 1985 p, дает общее определение местного самоуправления, фактически стало универсальным и принятое всеми демократическими и государствами. Под местным самоуправлением. Хартия понимает»право и действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять в рамках закона под свою соответствует льнисть и на благо населенияелення».

Главными признаками органов местного самоуправления является их выборность со значительной самостоятельностью в решении местных вопросов. Эта самостоятельность основывается на муниципальной собственности, праве взыскания и ро озпорядження местными податных, возможности принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжении местной полицией и т.д. иін.

Понятие местного самоуправления исходит прежде всего из того, что местные сообщества населения является одним из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управ. УНИ общественными делами является составной демократических принципов построения большинства современных государств. Сила и влияние органов местного самоуправления в различных странах отражают степень демократизма существующего го политического режима. Эти органы возникли и развивались как прямая противовес абсолютной власти центрру.

Вес органов местного самоуправления определяется также тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они влияют на создание в территориальных ней единицы условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти и управления.

Органы местного самоуправления опираются обычно на разветвленный чиновничий аппарат, от которого напрямую зависит эффективность работы этих органов

Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая юридически самостоятельными элементами механизма власти. Теперь органы местного самоуправления и й их исполнительный аппарат является одним из крупнейших по численности элементов управленческой системы (в. США — 55% от общего числа служащих).

Однако их самостоятельность имеет особый, специфический характер. Самостоятельность этих органов иная, чем самостоятельность автономных образований, так как органы местного самоуправления не имеют законодательных полномочия важен, поскольку могут действовать только на основе и в рамках законодательных актов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государства.

На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих сугубо местное значение, в ведение органов, избранных непосредственно населением этой террит ториальнои единицей.

В демократических государствах относительно роли органов местного самоуправления действует доктрина»муниципальная власть вне политики»

Это означает, что органы местного самоуправления не должны решать политическим вопросам, поскольку решение политических вопросов затрагивает интересы всего государства, и, следовательно, не может иметь сугубо местного значения ния. Это, конечно, не означает, что органы местного самоуправления не поддаются политическому влиянию, что просто невозможно, поскольку они избираются по партийным спискам региональных общественных организ аций. Содержание концепции»муниципалитеты вне политики»преследует цель более четко разделить компетенцию региональных и центральных органов, не допускать вмешательства региональных органов в решение загальнод ержавних вопроавних питань.

Следует отметить, что европейская система местного самоуправления повлияла и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах мира

Местное управление — это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управления, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органи.

Так, во. Франции в рамках региона органом является префект республики, назначается правительственным декретом и представляет правительство и его членов в отношениях с населением. В его компетенцию входят пита. Ання финансов, безопасности, образования тощо.

В некоторых странах, например в. Великобритании, вопросы местного самоуправления и управления регулируются нормами административного, а не конституционного права. В большинстве стран основные положения о у управления на местах содержатся в конституциях и традиционно рассматриваются в науке конституционного права, хотя в некоторых постсоциалистических странах и других государствах выделяется особая отрасль и наук а муниципального права.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Система местного самоуправления зарубежных странах

§ 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами мест­ного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление — это такая система управления местными делами, которая осуществ­ляется специальными выборными органами, непосредственно пред­ставляющими население той или иной административно-террито­риальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими го­сударствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «пра­во и действительную способность местных сообществ контролиро­вать значительную часть общественных дел, управлять ею в рам­ках закона под свою ответственность и на благо населения».

Концепция местного самоуправления исходит прежде всего из того, что местные сообщества населения представляют собой один из. основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построе­ния большинства современных государств.

Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано имен­но на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что суще­ствование местных сообществ, облеченных реальными полномо­чиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Сила и влияние органов местного самоуправления в различ­ных странах отражают степень демократизма существующего по­литического режима. Эти органы возникли и развивались как пря­мой противовес абсолютной власти центра. В силу этого они очень часто оказывались в оппозиции центральному правительству, и их взаимоотношения часто характеризовались откровенным про­тивостоянием по вопросам распределения компетенции, финансово-экономическим вопросам и т. д. Первоначально эти органы фор­мировались на основе ограниченного избирательного права состо­ятельными гражданами общества при наличии серьезных цензо­вых барьеров (грамотности, образования, оседлости, имуществен­ного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы преврати­лись в наиболее массовые и наиболее приближенные к населению.

Значение органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решаю­щее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятель­ности определяется центральными органами государственной вла­сти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что органы местного самоуправления связаны организационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться опреде­ленной собственностью, заключать сделки, распоряжаться мест­ным бюджетом и т. д. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимость широкого самоуправления на местах, как прави­ло, поддерживается и защищается большинством населения лю­бой страны.

В настоящее время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах явля­ется их универсальная выборность и значительная самостоя­тельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широ­кого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т. д.

Коммунальное самоуправление, например, в Германии, ха­рактеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоя­тельным независимым от других органов осуществлением мест­ных коммунальных функций, собственной ответственностью в ре­шении местных общественных задач, при этом субъекты самоуп­равления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления на­делены правом выборов органов самоуправления; правом прини­мать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимос­тью в решении организации и функционирования коммуны; неза­висимостью в области коммунального планирования; осуществлени­ем государственного надзора и контроля за деятельностью комму­ны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских стра­нах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах. Сложившееся, например, в Латинской Америке законодатель­ство о местном управлении было обусловлено рядом факторов, в том числе влиянием испанского колониального законодательства. История возникновения здесь органов местного управления берет начало именно с этого периода. Органам власти на местах предо­ставлялись, с одной стороны, довольно широкие полномочия, а с другой — они находились под жестким контролем со стороны цен­тральных властей. Первые подобные учреждения возникли в Мек­сике еще в 1519 году, и их деятельность регулировалась специ­альными ордонансами, принятыми испанским парламентом — Кор­тесами. Городским муниципалитетам предоставлялось имущество в собственность, право решения местных вопросов, сбора налогов и издания нормативных актов. Однако руководители муниципаль­ных органов — главные алькальды (мэры) или коррехидоры (со­ветники) — считались служащими центральных властей. Так, впер­вые в Латинской Америке была введена система административ­ной автономии, т. е. значительной самостоятельности местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со сто­роны центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном управлении, до настоящего времени применяется в Ла­тинской Америке.

Так, статья 29 Конституции Венесуэлы 1961 г. прямо закреп­ляет автономию муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные источники доходов и соби­рать денежные поступления.

Бразилия, например, включает свыше 4300 муниципалите­тов, которые имеют право самостоятельного управления во всем, что относится к их интересам. Муниципалитеты имеют политичес­кую, административную и финансовую автономию. Вместе с тем, поскольку Федеративная Республика Бразилия построена на прин­ципах значительной централизации, включающей право централь­ных властей на самое широкое вмешательство в дела субъектов федерации, конституции штатов предусматривают аналогичный институт вмешательства в дела муниципалитетов. Основаниями могут послужить нарушения муниципальной автономии, задолжен­ность по федеральным платежам, невыполнение федеральных законов или судебных решений, нарушение прав человека и т. д. Принцип федерального вмешательства имеет конституционную основу, он закреплен статьями федеральной Конституции и кон­ституциями штатов, в состав которых входят муниципалитеты. Принцип федерального вмешательства рассматривается бразиль­скими исследователями как одна из гарантий сохранения целост­ности государства и обеспечения нормального функционирования конституционных органов власти, демократического режима и системы местного управления.

Органы местного самоуправления опираются обычно на раз­ветвленный чиновничий аппарат, от которого прямо зависит эф­фективность работы этих органов. Органы местного самоуправле­ния непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самосто­ятельного элемента механизма власти. В настоящее время орга­ны местного самоуправления и их исполнительный аппарат пред­ставляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческой системы.

Юридическая и фактическая самостоятельность органов мес­тного самоуправления в ряде современных государств носит осо­бый специфический характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность автономных образований, так как органы мес­тного самоуправления не обладают законодательными полномо­чиями, поскольку они могут действовать только на основе и в рамках законодательных актов, изданных центральными зако­нодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство. В ФРГ, например, выделяют три уровня правового регулирования местного самоуправления: федеральное законодательство, законодательство отдельных зе­мель и принимаемые самими общинами правовые установления. Нормами федерального законодательства является прежде всего Основной закон ФРГ 1949 г., но ведущее место в правовом регу­лировании местного самоуправления занимает законодательство земель, хотя в различных землях правовое положение коммун имеет свои особенности. Конституции земель, как правило, дубли­руют положения статьи 28 Основного закона ФРГ, а также допол­няют и конкретизируют отдельные ее положения. Большая часть вопросов коммунального самоуправления регулируется законами земель, среди которых основное место занимают уставы о комму­нах. Уставы о коммунах имеют все земли ФРГ. Третьим звеном правового регулирования вопросов местного самоуправления в ФРГ являются правовые акты самих общин. Оци имеют право прини­мать по местным вопросам свои собственные правовые акты. Все земельные уставы о коммунах содержат положения о том, что каждая коммуна имеет возможность принять собственный устав или положение. Эти уставы определяют возможность введения налогов и их взимание, оформление расходов коммуны, осуще­ствление автономии в области планирования, организации комму­нального управления и т. д.

На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имею­щих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых не­посредственно населением данной территориальной единицы. В демократических государствах относительно роли органов мест­ного самоуправления действует доктрина «муниципальная власть — вне политики». Это означает, что органы местного самоуправле­ния не должны решать политические вопросы, поскольку реше­ние политических вопросов затрагивает интересы всего государ­ства, и, следовательно, не может иметь чисто местное значение. Это, конечно, не означает, что органы местного самоуправления не подвержены политическому влиянию, что просто невозмож­но, т. к. они избираются по партийным спискам региональных об­щественных организаций. Смысл концепции «муниципалисты — вне политики» преследует цель более четко разделить компетен­цию региональных и центральных органов, не допустить вмеша­тельства региональных органов в решение общегосударственных вопросов.

Система местного самоуправления зарубежных странах

В зарубежных государствах накоплен значительный опыт действия различных моделей местного самоуправления. Принято считать, что существует определенный набор моделей местного самоуправления, которые сформировались в Европе и распространились в определенных вариациях по всему миру. Появление тех или иных моделей было обусловлено спецификой социальной организации соответствующих обществ (в том числе, их политической и правовой культурой). Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, степенью детализации государством компетенции местного самоуправления, уровнем свободы муниципалитетов при оказании ими публичных услуг жителям, степенью фискальной автономии местного самоуправления.
В качестве классических моделей местного самоуправления принято обозначать англосаксонскую и континентальную (романскую) модели.
Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. Она сложилась в странах с традиционно высоким уровнем гражданских свобод, относительной слабостью бюрократического аппарата и характеризуется максимальным уровнем самостоятельности местного самоуправления. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой. Основные признаки англосаксонской муниципальной системы:
— органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;
— основная единица местного самоуправления — приход;
— местное самоуправление рассматривается как отдельный институт относительно власти государственной; муниципалитеты признаются автономными территориальными образованиями, осуществляющими делегированную им власть; государство и муниципалитеты работают как бы параллельно: отсутствует возможность совмещения функций местного самоуправления и государственного управления на местном уровне, при этом отдельные государственные администрации на местах также не создаются;
— предметы ведения местных властей определяются государством в качестве «закрытого списка», но в пределах закона, обычая, судебного прецедента местные власти самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства (принцип «действия в рамках предоставленных полномочий»);
— свобода местных сообществ делать выбор, какие муниципальные услуги и в каком объеме они хотят иметь, считается более важной, чем желание обеспечить всем гражданам страны одинаковый набор социальных услуг;
— соответственно, в вопросах финансового обеспечения муниципалитетов основную роль играют собственные доходы местных бюджетов; фискальной автономии муниципалитетов отдается приоритет по сравнению с механизмами выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности;
— государственный контроль местных властей осуществляется преимущественно судебными органами; специальные государственные органы и должностные лица, уполномоченные контролировать на местах работу выборных органов, отсутствуют.
Вторая основная муниципальная система получила название французской (континентальной, романской). Она сложилась в странах с исторически более сильной ролью государственного аппарата (независимо от того, централизован он или автономизирован по областям). Организация муниципальной системы по «романскому» образцу характерна для Франции, Италии, Испании, Бельгии, стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.
Главное отличие романской системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Для этой системы свойственно:
— баланс «местного самоуправления» и «управления сверху» выстраивается на сочетании выборности (автономии) и назначения (централизации); обычной практикой является создание органов, одновременно подотчетных представительным органам и вышестоящим государственным администрациям; муниципальная власть в известной мере входит в иерархическую систему государства;
— формальный перечень компетенций местного самоуправления законодательно может быть открытым, но существенно ограниченным в интересах защиты рыночных институтов от избыточного вмешательства муниципалитета и пресечения нерационального использования средств налогоплательщиков; выход муниципалитета за пределы предметов своего ведения чреват предусмотренными законом санкциями;
— стандартизации муниципальных услуг, обеспечению единых условий жизни граждан отдается приоритет относительно права местного сообщества самостоятельно определять свои потребности;
— финансовое выравнивание серьезно ограничивает фискальную автономию муниципалитетов;
— автономия местного самоуправления ограничивается необходимостью согласования муниципалитетами решения определенных вопросов своей компетенции, а также деятельностью на местах специальных органов и должностных лиц государства, уполномоченных на контроль муниципальных властей.
Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 года Закона «О правах и свободах местных коллективов», согласно которому:
— основной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
— избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
— в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
— решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
— муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны; готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения; управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок; представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях; председательствует в административных комиссиях и др. Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.
Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов.
Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица — префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер — передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу.
Контролю подлежит исключительно законность решений, предлагать органам местного самоуправления изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе.
Наряду с указанными муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы — как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы, так и отдельные модели местного самоуправления. Идеологически они тяготеют к романской модели, однако уровень реальной автономии муниципалитетов в них обычно значительно выше. В Германии, например, в законодательстве реализован принцип разделения местных администраций на муниципальные (уровень сельской коммуны и внутрирайонного города; уровень района и не входящего в район города) и государственные (уровень округа в земле) в сочетании с контрольными полномочиями государственных органов за местным самоуправлением (руководитель администрации округа осуществляет контроль сельских коммун и внутрирайонных городов, а министерство внутренних дел земли — контроль районов и не входящих в районы городов). В части компетенции в Германии проведено разграничение «обязательных» и «добровольных» задач, выполняемых коммунами и городами, что также подчеркивает «промежуточный» характер ее муниципальной системы среди моделей местного самоуправления. В целом же уровень автономии муниципалитетов в континентальной Европе дифференцируется по оси «Север — Юг», достигая максимума в странах Скандинавии (Финляндии, Дании) и Нидерландах. Очевидно, такое положение дел связано как с ментальными особенностями граждан различных европейских стран (уровень гражданских свобод и восприятия индивидуалистских ценностей выше в Северной Европе), так и географической спецификой (степень физического освоения территорий и плотность населения и коммуникационная доступность, напротив, выше в южно-европейских странах).
Общими для стран с развитыми демократическими институтами являются тенденции как к сближению названных моделей местного самоуправления, так и к усилению децентрализации управления, в том числе повышению автономии местного самоуправления, его роли и влияния на решение публичных дел.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит главное отличие теории свободной общины и общественной теории от государственной теории местного самоуправления?
2. Каковы отличительные черты различных моделей местного самоуправления?

Лекция 2: «Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества»

2.3. Местное самоуправление в зарубежных странах

В зарубежных странах накоплен значительный опыт действия различных моделей местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти и т.п.

Знание и обобщение зарубежного опыта организации местного самоуправления объективно помогает выработать рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой. Основными признаками англосаксонской муниципальной системы являются следующие:

— органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий;

— органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти;

— основная единица местного самоуправления — приход;

— в компетенцию органов местного самоуправления входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.

В США сложились три основные формы организации городского управления.

«Система мэр—совет», которая действует более чем в половине всех самоуправляющихся городов США. При этом может идти речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре. На объем власти мэра, его позиции в системе муниципального управления влияют такие факторы, как процедура его избрания (мэр либо избирается непосредственно жителями, либо муниципальным советом; возможен и иной способ избрания мэра — мэром может стать муниципальный советник, набравший наибольшее число голосов на выборах в совет); срок полномочий мэра (это может быть и четыре года, и два года); право мэра налагать вето на решение совета и др.

«Система совет—менеджер» (или «городской управляющий»). Эта форма городского управления используется почти в 40 процентов случаев. Мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника-менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и управляет городом как частным предприятием. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую линию.

Третья форма городского самоуправления в США — «комиссия» — встречается достаточно редко, в небольших городах. Городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из пяти членов, избираемых всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления.

Вторая основная муниципальная система получила название французской (континентальной). Главное отличие французской системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти.

Окончательные контуры этой системы определились во Франции после принятия в 1982 г. Закона «О правах и свободах местных коллективов», согласно которому:

— основной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;

— избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;

— в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;

— решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;

— муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны; готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения; управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок; представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает решения об административных поощрениях и взысканиях; председательствует в административных комиссиях и др. Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест, а также может выполнять иные полномочия, в том числе и те, которые ему может делегировать муниципальный совет.

Сходные системы регионального самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и регионов.

Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные должностные лица — префекты департаментов и супрефекты коммун. Эти государственные должностные лица являются представителями центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все без исключения решения органов местного самоуправления. Если представитель государства считает решение незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер — передать дело в административный суд. Обращение представителя государства в суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение органу.

Контролю подлежит исключительно законность решений. Предлагать органам местного самоуправления изменить свое решение по мотивам иного понимания целесообразности представители государства не вправе.

Принципиальным отличием данной системы от существовавшей до 1982 г. является перевод государственного контроля в режим исключительно a posteriori. До 1982 года решения органов местного самоуправления вступали в силу после одобрения их представителем государства.

Наряду с двумя указанными выше муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы или отдельные модели местного самоуправления. В качестве примера можно назвать местное (коммунальное) управление Германии.

В Основном законе Германии (п. 2 ст. 28) гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления.

В праве субъектов Германии — земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея сквозного управления, при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

К предметам ведения местного самоуправления Германии относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др.

Для многих развивающихся зарубежных стран характерна весомая роль в местном управлении назначенных сверху представителей центральной власти, т.е. так называемого «прямого государственного управления на местах». Так, в Голландии бургомистр, являющийся председателем исполнительного органа муниципалитета, назначается королевским указом по рекомендации королевского комиссара по делам данной провинции после консультации с муниципальным советом. Он наделен некоторыми государственными полномочиями. На нем, в частности, лежит ответственность за полицию и пожарные службы.

Важнейшим источником муниципального права стран Европы является Европейская хартия о местном самоуправлении, разработанная и принятая Советом Европы по инициативе Постоянной Конференции местных и региональных органов власти в Европе (в настоящее время — Конгресс местных и региональных властей Европы). Данный документ помимо общих принципов и общих положений относительно осуществления местного самоуправления в Европе устанавливает обязательную силу отдельных положений Хартии для подписавших ее государств. Это такие положения, как гарантии защиты территории местным самоуправлением, право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры. Кроме того, Хартия включает положение об условиях осуществления полномочий на местном уровне, об источниках финансирования органов местного самоуправления, об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления. Хартия также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий.

Местное управление и самоуправление в зарубежных странах

Система и компетенция органов местного управления

Местное управление – управление делами, главным образом местного значения, должностными лицами, назначенными центральными или иными вышестоящими государственными органами и подотчетными последним, либо исполнительными органами, избираемыми непосредственно населением.

Систему органов местного управления составляют государственные органы, осуществляющие управленческую деятельность на местном уровне. К ним относятся: органы юстиции; внутренних дел и безопасности; финансовые; сельского хозяйства; архитектуры и строительства; по управлению государственным имуществом; промышленности; торговле; транспорту и связи; налоговой инспекции; миграционной службы и др.

Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и структурным подразделением вышестоящего органа.

При отсутствии местного сообщества и органов местного самоуправления на определенной территории там осуществляется государственное управление, которое обеспечивает реализацию всех необходимых полномочий для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения, формирования инфраструктуры социальных и коммунальных служб.

Государственное управление – исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Основной задачей органов местного управления является обеспечение реализации и исполнения законодательства, нормативных документов органов центральной и местной власти, вышестоящих органов управления в рамках, определенных им при создании полномочий.

Органы местного управления составляют элемент государственной организации. Однако среди органов государства на местах они не занимают верховного положения, поскольку многие функции управления территориями изъяты из их ведения, поручены агентам правительства, министерствам и др.

Местное управление является особым звеном в государственном механизме, примыкающим в функциональном отношении к аппарату государственной администрации.

В организации муниципальных органов бюрократические начала проявляются не столь резко, как в других звеньях государственного аппарата. Эти качества делают выборное местное управление одним из устоев демократии.

Основные функции органов местного управления:

Компетенция органов местного управления охватывает: жилищно-коммунальное хозяйство; социальное обслуживание; образование; здравоохранение; торговлю; общественное питание; службу быта; общественный порядок и пожарную безопасность; санитарный контроль; землеустройство и строительство; охрану природы и др.

Понятие, виды и полномочия местного самоуправления

Концепция местного самоуправления возникла во второй половине XIX в. в Европе, когда города отстояли право решать свои местные дела самостоятельно. В настоящее время в мире сложились три основных модели организации управления на местах (некоторые авторы могут предложить иную классификацию):

англосаксонская модель – на местах нет должностных лиц, назначаемых центральной властью, а также ее представителей, опекающих муниципальные органы, но последние (советы, мэры, шерифы и др.), избираемые населением, могут делать только то, что им прямо предписано законом;

континентальная модель – на местах есть специальные уполномоченные центральной власти (комиссары, префекты), осуществляющие контроль над муниципальными органами, но последние, избираемые населением, могут делать все, что прямо не запрещено законом и не отнесено к компетенции других органов; наряду с континентальной (французской) моделью выделяется местное (коммунальное) самоуправление Германии, которое осуществляется по поручению государства;

иберийская модель – в каждой административно-территориальной единице избирается совет и должностное лицо (алькад, регидор), который утверждается центральной властью как ее представитель в административно-территориальной единице.

Некоторые авторы выделяют еще и четвертую модель – советскую. Однако следует иметь в виду, что в СССР все местные советы формировались фактически по рекомендациям соответствующих парткомов. Они входили в единую систему органов государственной власти (советов всех уровней) и подчинялись вышестоящим советам. Впрочем, формально все местные советы избирались населением.

Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., под местным самоуправлением подразумевает право и действенную способность местных органов самоуправления регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел.

Местное самоуправление – система организации и деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей на основе конституции и законов данного государства.

В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ.

Местное самоуправление может осуществляться в самых разных организационных формах, однако обязательным условием является наличие представительного органа (общинный совет, земство, ландрат и др.) или выборного должностного лица (бургомистр, мэр).

Основной смысл формирования и деятельности местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления должны гораздо лучше решать задачи повышения уровня жизни жителей, нежели государственные органы и чиновники при централизованном управлении.

Главные признаки органов местного самоуправления:

– самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать местные налоги, издавать нормативные акты).

Полномочия органов местного самоуправления обычно закрепляются специальными законами. В самом общем виде они могут устанавливаться в конституциях. В федеративных государствах полномочия местных органов чаще всего регулируются актами субъектов Федерации. В англосаксонских странах – судебными прецедентами.

Порядок предоставления полномочий:

– по принципу «позитивного регулирования» деятельности местных органов (США, Великобритания) – объем полномочий устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей;

– по принципу «негативного регулирования» (в странах континентального права) – местные органы вправе осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом.

Классификация полномочий органов местного самоуправления:

– в сфере финансово-экономических отношений: принятие местного бюджета, местное планирование, установление местных налогов и сборов, регулирование деятельности в сфере муниципального хозяйства;

– в сфере коммунального обслуживания населения: развитие транспорта, регулирование дорожного движения, санитария, канализация, очистка улиц и т.д.;

– в социальной сфере: строительство дешевого жилья для бедных, школ, больниц, организация торговли, общественного питания, охрана общественного порядка.

В самом общем виде в законодательстве стран современного мира полномочия местных представительных органов обычно подразделяют на обязательные и факультативные.

Обязательные (им придается общегосударственное значение, должны исполняться в обязательном порядке): водоснабжение, транспорт, общественная безопасность, здравоохранение, содержание и уборка улиц.

Факультативные (реализуются в зависимости от конкретной финансовой ситуации, как правило, связаны с социальной и культурной сферой): содержание общественных парков, библиотек, посадка деревьев, строительство домов для бедных и инвалидов.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.

Общая тенденция – сокращение собственно коммунальных дел и расширение обязательных полномочий, т.е. интеграция местных органов в государственный механизм, их приспособление к решению задач, имеющих прежде всего общегосударственное значение.

Популярное:

  • Ст 50 ск рф комментарий Ст 50 ск рф комментарий Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 50 Семейного […]
  • Разрешение на вид на жительство в россии Вид на жительство (ВНЖ) в России Наши услуги Вид на жительство в РФ – это документ, который подтверждает право иностранного гражданина постоянно проживать на территории России в течение 3-5 лет (в зависимости от оснований получения). В большинстве случаев, данный документ […]
  • Закон о чернобыльцах статья 14 Трудовые права чернобыльцев в Украине: отпуск, декрет, выплата госкомпенсаций Узнайте больше о том, как рассчитываются дополнительные и декретные отпуска чернобыльцам, какой порядок увольнения чернобыльца, кто, когда и в каком объеме выплачивает госкомпенсации гражданам, которые […]
  • Справку о составе семьи в североморске Справка о составе семьи по форме № 9 в Североморске - выписка из домовой книги Справка "О регистрации" по форме № 9 (справка о составе семьи, справка о регистрации или выписка из домовой книги) содержит сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, а также снятых с […]
  • Залог в суде украина Залог как мера пресечения в уголовном производстве (Новый уголовно-процессуальный кодекс Украины) Залог заключается во внесении средств в денежной единице Украины на специальный счет, определенный в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, с целью обеспечения выполнения […]
  • Очередь жилье астана Просмотр номера очереди на жилье из государственного жилищного фонда 30 календарных дней Как получить услугу онлайн Перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». Заполнить и отправить заявку (ЭЦП не требуется). В заявке указать регион ввести ИИН получателя услуги (очередника). Номер […]