Оглавление:

Закон Свердловской области от 24 декабря 1996 г. N 58-ОЗ «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области»

Закон Свердловской области
от 24 декабря 1996 г. N 58-ОЗ
«Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области»
(с изменениями от 19 ноября 1998 г., 22 января 2001 г., 26 мая 2003 г., 6 октября 2004 г., 25 марта, 22 июля 2005 г., 12 июля 2007 г.)

Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 18 декабря 1996 года
Одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 20 декабря 1996 года

Глава I. Основные положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Областным законом
Настоящим Областным законом устанавливается система исполнительных органов государственной власти Свердловской области, определяются порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов государственной власти Свердловской области, общие вопросы их компетенции, а также регулируются отношения исполнительных органов государственной власти Свердловской области между собой, с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими субъектами.

Статья 2. Система исполнительных органов государственной власти Свердловской области

1. В систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области входят:
1) высшее должностное лицо Свердловской области — Губернатор Свердловской области;
2) высший исполнительный орган государственной власти Свердловской области — Правительство Свердловской области;
3) областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области — министерства Свердловской области, департаменты Свердловской области, комиссии Свердловской области, комитеты Свердловской области, главные управления Свердловской области, управления Свердловской области, инспекции Свердловской области, а также иные областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, создание которых предусмотрено федеральным законодательством;
4) территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области — администрации управленческих округов Свердловской области, территориальные управления Свердловской области, территориальные отделы Свердловской области, территориальные комиссии Свердловской области, а также иные территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, создание которых предусмотрено федеральным законодательством.
2. Губернатор Свердловской области определяет в соответствии с системой исполнительных органов государственной власти Свердловской области, установленной настоящим Областным законом, структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, формирует Правительство Свердловской области.
3. Правительство Свердловской области формирует в соответствии с системой исполнительных органов государственной власти Свердловской области и структурой исполнительных органов государственной власти Свердловской области областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, руководит их деятельностью.
4. Областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в случаях, установленных нормативными правовыми актами Свердловской области, определяющими их статус, координируют и (или) руководят деятельностью территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области, осуществляющих государственное управление в той же сфере.
Территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в случаях, установленных нормативными правовыми актами Свердловской области, определяющими их статус, координируют и (или) руководят деятельностью иных территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

Статья 3. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области в системе исполнительной власти в Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Свердловской области образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Используемые в законодательстве Свердловской области и иных правовых актах органов государственной власти Свердловской области термины «исполнительные органы государственной власти Свердловской области» и «органы исполнительной власти Свердловской области» являются равнозначными.

Статья 4. утратила силу.
Статья 5. Основные принципы и правовая основа деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области
1. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области действуют на основе принципов народовластия, разделения властей, законности, гласности, единоначалия, специализации, компетентности и ответственности за свою деятельность.
2. Деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными законами, Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.

Глава 1-1. Губернатор Свердловской области и Правительство Свердловской области

Органы власти Свердловской области

После разделении Уральской области в январе 1934 г. именно органы власти (партийной и советской) Свердловской области стали правопреемниками соответствующих органов Уральской. XII Уральская областная конференция ВКП(б), открывшаяся 18 января 1934 г. — на следующий день после подписания постановления президиума ВЦИК «О разделении Уральской области» — в свой последний день работы преобразовалась в I Свердловскую областную конференцию и избрала первый состав Свердловского областного комитета, I пленум которого (22 января 1934 г.) избрал секретарями обкома И.Д. Кабакова и В.А. Строганова, которые и до этого руководили Уралобкомом ВКП(б). Уральский областной исполнительный комитет советов с января 1934 г. стал действовать как Свердловский.

Областной комитет (обком) КПСС вплоть до 1990 года играл ведущую роль в областном руководстве, а его первый секретарь являлся главным политическим руководителем области. Состав обкома избирался на партийных конференциях областной парторганизации, проводившихся, как правило, 1 раз в 2-3 года, а на пленумах обкома, проводившихся раз в несколько месяцев, избирались руководящие работники — секретари, члены бюро, заведующие отделами и секторами обкома. При этом кандидатуры основных сотрудников, особенно первого секретаря, согласовывались либо непосредственно предлагались центральным комитетом партии.

Структура советов на областном уровне по состоянию на 1934 год во многом напоминала партийную. На областных съездах советов избирался областной исполнительный комитет советов (облисполком) численностью несколько десятков человек (членов и кандидатов в члены), который на пленумах, проводившихся несколько раз в год, формировал относительно малочисленный коллективный руководящий орган — президиум облисполкома, избирал председателя облисполкома, его заместителей и ответственного секретаря и утверждал в должности руководящих работников — начальников управлений и заведующих отделами облисполкома. Управления и отделы облисполкома ведали различными отраслями народного хозяйства и культуры.

Съезды советов проводились раз в несколько лет, а их делегаты избирались нижестоящими советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Конституцией 1936 г. было введено всеобщее избирательное право, подразумевавшее непосредственное избрание советов всех уровней населением каждые 2 года (кроме верховных советов, переизбиравшихся раз в 4 года). Облисполком теперь формировался на сессиях областного совета, проводившихся дважды в год, и как коллегиальный орган по своей форме напоминал президиум облисполкома в прежней системе советов. Первые выборы Свердловского областного Совета депутатов трудящихся прошли 24 декабря 1939 года, а облисполком по новым правилам был впервые сформирован на первой сессии совета 8-9 января 1940 года.

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы не проводились ни выборы, ни областные партконференции: первые послевоенные выборы областного совета прошли в декабре 1947 г., областная партконференция — в марте 1948 г.

Сформировавшаяся к 1940 году структура власти мало изменялась вплоть до начала 1990-х. Имевшие место изменения были связаны с реформами Н.С. Хрущёва в 1957—1963 гг. Так, в июне 1957 г. начал работу Свердловский областной Совет народного хозяйства (совнархоз, СНХ), которому перетекла часть полномочий облисполкома по управлению промышленностью и строительством. Наиболее заметная реформа прошла в декабре 1962 — январе 1963 гг.: областные органы власти, как партийные, так и советские, были разделены на промышленные и сельские, соответственно были образованы промышленный и сельский обкомы КПСС, промышленные и сельские советы и облисполкомы. В ведении промышленных органов власти находились территории и организации 29-ти горсоветов и 3-х промышленных районов, сельских органов — 13-ти сельских районов области. После смещения Хрущёва реформы были свёрнуты: в декабре 1964 г. были объединены промышленные и сельские органы власти и управления, а осенью 1965 ликвидированы совнархозы.

В 1977 году советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов и стали избираться сроком на 2,5 года.

Начиная с весны 1990 года политическая роль партийных органов стала постепенно уменьшаться, а советов — наоборот расти. В соответствии с Законом РСФСР от 27 октября 1989 г. облсовет обрёл статус представительного органа государственной власти области. После очередных выборов облсовета XXI созыва в марте 1990 г. (сроком на 5 лет) в нём впервые появилась штатная должность председателя, который становился высшим должностным лицом области. В качестве коллегиального руководящего органа при совете был сформирован президиум, который в 1991 году был заменён непрерывно действующим малым советом.

После августовских событий 1991 года обком КПСС был ликвидирован, а облисполком в октябре того же года упразднён — вместо него была создана Администрация Свердловской области, которая являлась органом исполнительной власти области до августа 1995 года. Глава администрации Свердловской области назначался на должность Президентом Российской Федерации по согласованию с областным советом. Почти сразу же, в ноябре 1991 г., в качестве коллегиального совещательного органа при администрации было сформировано Правительство Свердловской области, в состав которого на персональной основе входили заместители главы администрации и руководители некоторых исполнительных органов власти области.

После октябрьских событий 1993 года система советов всех уровней была демонтирована (сохранились только верховные советы республик в составе Российской Федерации). В отличие от советов других краёв и областей России, роспуск Свердловского облсовета был оформлен специальным указом Президента Российской Федерации [1] , что было связано с пресечением попытки изменения статуса Свердловской области и создания Уральской Республики.

10 апреля 1994 года была избрана Свердловская областная Дума — первый орган законодательной власти в Свердловской области. В ноябре того же года она приняла Устав Свердловской области, в котором была прописана новая система организации органов областной власти. Так, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти становился Губернатор Свердловской области, исполнительным и распорядительным органом — Правительство Свердловской области, а органом законодательной власти — двухпалатное Законодательное Собрание Свердловской области. Соответствующие нормы устава вступали в силу постепенно, по мере проведения выборов органов власти. Так, в августе 1995 года был впервые избран Губернатор Свердловской области, после чего к нему перешли полномочия Администрации Свердловской области. В октябре 1995 года было окончательно сформировано и заработало в новом статусе Правительство Свердловской области.

В апреле 1996 года было избрано Законодательное Собрание Свердловской области — Областная Дума и Палата Представителей. Свердловская областная Дума прекратила свою работу, передав полномочия заксобранию, а половина её депутатов стали депутатами Областной думы Законодательного собрания Свердловской области. Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области состояла из 28 депутатов, избираемых по пропорциональной системе сроком на 4 года, каждые 2 года переизбирались 14 депутатов (т.н. «ротация»). В 1996—2010 годах выборы проходили в марте-апреле каждого чётного года, за исключением 2006 года, когда выборы прошли в октябре. Палата Представителей Законодательного собрания Свердловской области состояла из 21 депутата и избиралась по мажоритарной системе сроком на 4 года (до 1999 г. — на 2 года). Выборы проходили в 1996, 1998, 2000, 2004 и 2008 гг. В отличие от Областной Думы, депутаты Палаты Представителей могли осуществлять свои полномочия на неосвобождённой основе, однако с 2004 года вступил в силу запрет на совмещение работы в Палате Представителей с государственной и муниципальной службой, что сделало невозможным избрание в её состав действующих глав муниципальных образований.

В 2010 году был принят новый устав области, в соответствии с которым с декабря 2011 года Законодательное Собрание стало однопалатным.

Действующие органы государственной власти Свердловской области Править

Губернатор Свердловской области Править

Высшее должностное лицо Свердловской области с 1995 г., возглавляет систему органов исполнительной власти области. В 2012-2013 гг. также существовала должность вице-губернатора Свердловской области. Впервые избран 20 августа 1995 г., вступил в должность 23 августа 1995 года. В 1995—2005 годах избирался всенародно населением Свердловской области (выборы проходили в 1995, 1999 и 2003 годах). С 2005 года наделяется полномочиями Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Президента Российской Федерации. В последний раз процедура наделения полномочиями проходила в мае 2012 года. С 14 мая 2012 года Губернатором Свердловской области является Куйвашев Евгений Владимирович.

Правительство Свердловской области Править

Высший исполнительный орган государственной власти Свердловской области. Нынешний статус имеет с 1995 года. Возглавляется Председателем Правительства Свердловской области, формируется Губернатором Свердловской области, причём председатель и 3 члена правительства (министры финансов, социального обеспечения и по управлению государственным имуществом) дополнительно утверждаются в должности Законодательным собранием. В состав правительства входят исполнительные органы государственной власти Свердловской области — министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии и прочие государственные учреждения. С 20 июня 2012 года председателем Правительства Свердловской области является Паслер Денис Владимирович.

Законодательное Собрание Свердловской области Править

Состоит из 50 депутатов, половина которых избирается на мажоритарной основе по одномандатным избирательным округам, а другая половина — на пропорциональной основе (по партийным спискам) в общеобластном избирательном округе. Срок полномочий собрания — 5 лет. Первые выборы заксобрания в новой его конфигурации прошли 4 декабря 2011 года. С декабря 2011 года председателем Законодательного Собрания Свердловской области является Л.В. Бабушкина.

Другие органы государственной власти Править

В соответствии с областными законами могут создаваться и другие органы государственной власти и управления Свердловской области, например в 1996-1997 гг. были созданы и функционируют по настоящее время администрации управленческих округов Свердловской области, являющиеся территориальными межотраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области. Управляющие округами до 2012 года были по должности членами Правительства Свердловской области.

Федеральные органы государственной власти Править

На территории Свердловской области действуют территориальные управления (главные управления, отделы и т.п.) федеральных органов государственной власти, к важнейшим из которых можно отнести Главное управление МВД России по Свердловской области, Управление ФСБ России по Свердловской области, Прокуратуру Свердловской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области и др.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти (в основном исполнительной) в 1991—2000 гг. осуществлялась Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Свердловской области. С 2000 года эти функции осуществляет аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в котором имеется должность Главного федерального инспектора по Свердловской области.

К федеральным судебным органам, действующим в Свердловской области, относятся Свердловский областной суд и 59 районных и городских судов; федеральный арбитражный суд Уральского округа, 17-й арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Свердловской области, Уральский окружной военный суд и 2 гарнизонных военных суда.

Органы власти Свердловской области

После разделении Уральской области в январе 1934 г. именно органы власти (партийной и советской) Свердловской области стали правопреемниками соответствующих органов Уральской. XII Уральская областная конференция ВКП(б), открывшаяся 18 января 1934 г. — на следующий день после подписания постановления президиума ВЦИК «О разделении Уральской области» — в свой последний день работы преобразовалась в I Свердловскую областную конференцию и избрала первый состав Свердловского областного комитета, I пленум которого (22 января 1934 г.) избрал секретарями обкома И.Д. Кабакова и В.А. Строганова, которые и до этого руководили Уралобкомом ВКП(б). Уральский областной исполнительный комитет советов с января 1934 г. стал действовать как Свердловский.

Областной комитет (обком) КПСС вплоть до 1990 года играл ведущую роль в областном руководстве, а его первый секретарь являлся главным политическим руководителем области. Состав обкома избирался на партийных конференциях областной парторганизации, проводившихся, как правило, 1 раз в 2-3 года, а на пленумах обкома, проводившихся раз в несколько месяцев, избирались руководящие работники — секретари, члены бюро, заведующие отделами и секторами обкома. При этом кандидатуры основных сотрудников, особенно первого секретаря, согласовывались либо непосредственно предлагались центральным комитетом партии.

Структура советов на областном уровне по состоянию на 1934 год во многом напоминала партийную. На областных съездах советов избирался областной исполнительный комитет советов (облисполком) численностью несколько десятков человек (членов и кандидатов в члены), который на пленумах, проводившихся несколько раз в год, формировал относительно малочисленный коллективный руководящий орган — президиум облисполкома, избирал председателя облисполкома, его заместителей и ответственного секретаря и утверждал в должности руководящих работников — начальников управлений и заведующих отделами облисполкома. Управления и отделы облисполкома ведали различными отраслями народного хозяйства и культуры.

Съезды советов проводились раз в несколько лет, а их делегаты избирались нижестоящими советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Конституцией 1936 г. было введено всеобщее избирательное право, подразумевавшее непосредственное избрание советов всех уровней населением каждые 2 года (кроме верховных советов, переизбиравшихся раз в 4 года). Облисполком теперь формировался на сессиях областного совета, проводившихся дважды в год, и как коллегиальный орган по своей форме напоминал президиум облисполкома в прежней системе советов. Первые выборы Свердловского областного Совета депутатов трудящихся прошли 24 декабря 1939 года, а облисполком по новым правилам был впервые сформирован на первой сессии совета 8-9 января 1940 года.

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы не проводились ни выборы, ни областные партконференции: первые послевоенные выборы областного совета прошли в декабре 1947 г., областная партконференция — в марте 1948 г.

Сформировавшаяся к 1940 году структура власти мало изменялась вплоть до начала 1990-х. Имевшие место изменения были связаны с реформами Н.С. Хрущёва в 1957—1963 гг. Так, в июне 1957 г. начал работу Свердловский областной Совет народного хозяйства (совнархоз, СНХ), которому перетекла часть полномочий облисполкома по управлению промышленностью и строительством. Наиболее заметная реформа прошла в декабре 1962 — январе 1963 гг.: областные органы власти, как партийные, так и советские, были разделены на промышленные и сельские, соответственно были образованы промышленный и сельский обкомы КПСС, промышленные и сельские советы и облисполкомы. В ведении промышленных органов власти находились территории и организации 29-ти горсоветов и 3-х промышленных районов, сельских органов — 13-ти сельских районов области. После смещения Хрущёва реформы были свёрнуты: в декабре 1964 г. были объединены промышленные и сельские органы власти и управления, а осенью 1965 ликвидированы совнархозы.

В 1977 году советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов и стали избираться сроком на 2,5 года.

Начиная с весны 1990 года политическая роль партийных органов стала постепенно уменьшаться, а советов — наоборот расти. В соответствии с Законом РСФСР от 27 октября 1989 г. облсовет обрёл статус представительного органа государственной власти области. После очередных выборов облсовета XXI созыва в марте 1990 г. (сроком на 5 лет) в нём впервые появилась штатная должность председателя, который становился высшим должностным лицом области. В качестве коллегиального руководящего органа при совете был сформирован президиум, который в 1991 году был заменён непрерывно действующим малым советом.

После августовских событий 1991 года обком КПСС был ликвидирован, а облисполком в октябре того же года упразднён — вместо него была создана Администрация Свердловской области, которая являлась органом исполнительной власти области до августа 1995 года. Глава администрации Свердловской области назначался на должность Президентом Российской Федерации по согласованию с областным советом. Почти сразу же, в ноябре 1991 г., в качестве коллегиального совещательного органа при администрации было сформировано Правительство Свердловской области, в состав которого на персональной основе входили заместители главы администрации и руководители некоторых исполнительных органов власти области.

После октябрьских событий 1993 года система советов всех уровней была демонтирована (сохранились только верховные советы республик в составе Российской Федерации). В отличие от советов других краёв и областей России, роспуск Свердловского облсовета был оформлен специальным указом Президента Российской Федерации [1] , что было связано с пресечением попытки изменения статуса Свердловской области и создания Уральской Республики.

10 апреля 1994 года была избрана Свердловская областная Дума — первый орган законодательной власти в Свердловской области. В ноябре того же года она приняла Устав Свердловской области, в котором была прописана новая система организации органов областной власти. Так, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти становился Губернатор Свердловской области, исполнительным и распорядительным органом — Правительство Свердловской области, а органом законодательной власти — двухпалатное Законодательное Собрание Свердловской области. Соответствующие нормы устава вступали в силу постепенно, по мере проведения выборов органов власти. Так, в августе 1995 года был впервые избран Губернатор Свердловской области, после чего к нему перешли полномочия Администрации Свердловской области. В октябре 1995 года было окончательно сформировано и заработало в новом статусе Правительство Свердловской области.

В апреле 1996 года было избрано Законодательное Собрание Свердловской области — Областная Дума и Палата Представителей. Свердловская областная Дума прекратила свою работу, передав полномочия заксобранию, а половина её депутатов стали депутатами Областной думы Законодательного собрания Свердловской области. Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области состояла из 28 депутатов, избираемых по пропорциональной системе сроком на 4 года, каждые 2 года переизбирались 14 депутатов (т.н. «ротация»). В 1996—2010 годах выборы проходили в марте-апреле каждого чётного года, за исключением 2006 года, когда выборы прошли в октябре. Палата Представителей Законодательного собрания Свердловской области состояла из 21 депутата и избиралась по мажоритарной системе сроком на 4 года (до 1999 г. — на 2 года). Выборы проходили в 1996, 1998, 2000, 2004 и 2008 гг. В отличие от Областной Думы, депутаты Палаты Представителей могли осуществлять свои полномочия на неосвобождённой основе, однако с 2004 года вступил в силу запрет на совмещение работы в Палате Представителей с государственной и муниципальной службой, что сделало невозможным избрание в её состав действующих глав муниципальных образований.

В 2010 году был принят новый устав области, в соответствии с которым с декабря 2011 года Законодательное Собрание стало однопалатным.

Действующие органы государственной власти Свердловской области Править

Губернатор Свердловской области Править

Высшее должностное лицо Свердловской области с 1995 г., возглавляет систему органов исполнительной власти области. В 2012-2013 гг. также существовала должность вице-губернатора Свердловской области. Впервые избран 20 августа 1995 г., вступил в должность 23 августа 1995 года. В 1995—2005 годах избирался всенародно населением Свердловской области (выборы проходили в 1995, 1999 и 2003 годах). С 2005 года наделяется полномочиями Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Президента Российской Федерации. В последний раз процедура наделения полномочиями проходила в мае 2012 года. С 14 мая 2012 года Губернатором Свердловской области является Куйвашев Евгений Владимирович.

Правительство Свердловской области Править

Высший исполнительный орган государственной власти Свердловской области. Нынешний статус имеет с 1995 года. Возглавляется Председателем Правительства Свердловской области, формируется Губернатором Свердловской области, причём председатель и 3 члена правительства (министры финансов, социального обеспечения и по управлению государственным имуществом) дополнительно утверждаются в должности Законодательным собранием. В состав правительства входят исполнительные органы государственной власти Свердловской области — министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии и прочие государственные учреждения. С 20 июня 2012 года председателем Правительства Свердловской области является Паслер Денис Владимирович.

Законодательное Собрание Свердловской области Править

Состоит из 50 депутатов, половина которых избирается на мажоритарной основе по одномандатным избирательным округам, а другая половина — на пропорциональной основе (по партийным спискам) в общеобластном избирательном округе. Срок полномочий собрания — 5 лет. Первые выборы заксобрания в новой его конфигурации прошли 4 декабря 2011 года. С декабря 2011 года председателем Законодательного Собрания Свердловской области является Л.В. Бабушкина.

Другие органы государственной власти Править

В соответствии с областными законами могут создаваться и другие органы государственной власти и управления Свердловской области, например в 1996-1997 гг. были созданы и функционируют по настоящее время администрации управленческих округов Свердловской области, являющиеся территориальными межотраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области. Управляющие округами до 2012 года были по должности членами Правительства Свердловской области.

Федеральные органы государственной власти Править

На территории Свердловской области действуют территориальные управления (главные управления, отделы и т.п.) федеральных органов государственной власти, к важнейшим из которых можно отнести Главное управление МВД России по Свердловской области, Управление ФСБ России по Свердловской области, Прокуратуру Свердловской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области и др.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти (в основном исполнительной) в 1991—2000 гг. осуществлялась Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Свердловской области. С 2000 года эти функции осуществляет аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в котором имеется должность Главного федерального инспектора по Свердловской области.

К федеральным судебным органам, действующим в Свердловской области, относятся Свердловский областной суд и 59 районных и городских судов; федеральный арбитражный суд Уральского округа, 17-й арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Свердловской области, Уральский окружной военный суд и 2 гарнизонных военных суда.

Органы власти Свердловской области

После разделении Уральской области в январе 1934 г. именно органы власти (партийной и советской) Свердловской области стали правопреемниками соответствующих органов Уральской. XII Уральская областная конференция ВКП(б), открывшаяся 18 января 1934 г. — на следующий день после подписания постановления президиума ВЦИК «О разделении Уральской области» — в свой последний день работы преобразовалась в I Свердловскую областную конференцию и избрала первый состав Свердловского областного комитета, I пленум которого (22 января 1934 г.) избрал секретарями обкома И.Д. Кабакова и В.А. Строганова, которые и до этого руководили Уралобкомом ВКП(б). Уральский областной исполнительный комитет советов с января 1934 г. стал действовать как Свердловский.

Областной комитет (обком) КПСС вплоть до 1990 года играл ведущую роль в областном руководстве, а его первый секретарь являлся главным политическим руководителем области. Состав обкома избирался на партийных конференциях областной парторганизации, проводившихся, как правило, 1 раз в 2-3 года, а на пленумах обкома, проводившихся раз в несколько месяцев, избирались руководящие работники — секретари, члены бюро, заведующие отделами и секторами обкома. При этом кандидатуры основных сотрудников, особенно первого секретаря, согласовывались либо непосредственно предлагались центральным комитетом партии.

Структура советов на областном уровне по состоянию на 1934 год во многом напоминала партийную. На областных съездах советов избирался областной исполнительный комитет советов (облисполком) численностью несколько десятков человек (членов и кандидатов в члены), который на пленумах, проводившихся несколько раз в год, формировал относительно малочисленный коллективный руководящий орган — президиум облисполкома, избирал председателя облисполкома, его заместителей и ответственного секретаря и утверждал в должности руководящих работников — начальников управлений и заведующих отделами облисполкома. Управления и отделы облисполкома ведали различными отраслями народного хозяйства и культуры.

Съезды советов проводились раз в несколько лет, а их делегаты избирались нижестоящими советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Конституцией 1936 г. было введено всеобщее избирательное право, подразумевавшее непосредственное избрание советов всех уровней населением каждые 2 года (кроме верховных советов, переизбиравшихся раз в 4 года). Облисполком теперь формировался на сессиях областного совета, проводившихся дважды в год, и как коллегиальный орган по своей форме напоминал президиум облисполкома в прежней системе советов. Первые выборы Свердловского областного Совета депутатов трудящихся прошли 24 декабря 1939 года, а облисполком по новым правилам был впервые сформирован на первой сессии совета 8-9 января 1940 года.

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы не проводились ни выборы, ни областные партконференции: первые послевоенные выборы областного совета прошли в декабре 1947 г., областная партконференция — в марте 1948 г.

Сформировавшаяся к 1940 году структура власти мало изменялась вплоть до начала 1990-х. Имевшие место изменения были связаны с реформами Н.С. Хрущёва в 1957—1963 гг. Так, в июне 1957 г. начал работу Свердловский областной Совет народного хозяйства (совнархоз, СНХ), которому перетекла часть полномочий облисполкома по управлению промышленностью и строительством. Наиболее заметная реформа прошла в декабре 1962 — январе 1963 гг.: областные органы власти, как партийные, так и советские, были разделены на промышленные и сельские, соответственно были образованы промышленный и сельский обкомы КПСС, промышленные и сельские советы и облисполкомы. В ведении промышленных органов власти находились территории и организации 29-ти горсоветов и 3-х промышленных районов, сельских органов — 13-ти сельских районов области. После смещения Хрущёва реформы были свёрнуты: в декабре 1964 г. были объединены промышленные и сельские органы власти и управления, а осенью 1965 ликвидированы совнархозы.

В 1977 году советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов и стали избираться сроком на 2,5 года.

Начиная с весны 1990 года политическая роль партийных органов стала постепенно уменьшаться, а советов — наоборот расти. В соответствии с Законом РСФСР от 27 октября 1989 г. облсовет обрёл статус представительного органа государственной власти области. После очередных выборов облсовета XXI созыва в марте 1990 г. (сроком на 5 лет) в нём впервые появилась штатная должность председателя, который становился высшим должностным лицом области. В качестве коллегиального руководящего органа при совете был сформирован президиум, который в 1991 году был заменён непрерывно действующим малым советом.

После августовских событий 1991 года обком КПСС был ликвидирован, а облисполком в октябре того же года упразднён — вместо него была создана Администрация Свердловской области, которая являлась органом исполнительной власти области до августа 1995 года. Глава администрации Свердловской области назначался на должность Президентом Российской Федерации по согласованию с областным советом. Почти сразу же, в ноябре 1991 г., в качестве коллегиального совещательного органа при администрации было сформировано Правительство Свердловской области, в состав которого на персональной основе входили заместители главы администрации и руководители некоторых исполнительных органов власти области.

После октябрьских событий 1993 года система советов всех уровней была демонтирована (сохранились только верховные советы республик в составе Российской Федерации). В отличие от советов других краёв и областей России, роспуск Свердловского облсовета был оформлен специальным указом Президента Российской Федерации [1] , что было связано с пресечением попытки изменения статуса Свердловской области и создания Уральской Республики.

10 апреля 1994 года была избрана Свердловская областная Дума — первый орган законодательной власти в Свердловской области. В ноябре того же года она приняла Устав Свердловской области, в котором была прописана новая система организации органов областной власти. Так, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти становился Губернатор Свердловской области, исполнительным и распорядительным органом — Правительство Свердловской области, а органом законодательной власти — двухпалатное Законодательное Собрание Свердловской области. Соответствующие нормы устава вступали в силу постепенно, по мере проведения выборов органов власти. Так, в августе 1995 года был впервые избран Губернатор Свердловской области, после чего к нему перешли полномочия Администрации Свердловской области. В октябре 1995 года было окончательно сформировано и заработало в новом статусе Правительство Свердловской области.

В апреле 1996 года было избрано Законодательное Собрание Свердловской области — Областная Дума и Палата Представителей. Свердловская областная Дума прекратила свою работу, передав полномочия заксобранию, а половина её депутатов стали депутатами Областной думы Законодательного собрания Свердловской области. Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области состояла из 28 депутатов, избираемых по пропорциональной системе сроком на 4 года, каждые 2 года переизбирались 14 депутатов (т.н. «ротация»). В 1996—2010 годах выборы проходили в марте-апреле каждого чётного года, за исключением 2006 года, когда выборы прошли в октябре. Палата Представителей Законодательного собрания Свердловской области состояла из 21 депутата и избиралась по мажоритарной системе сроком на 4 года (до 1999 г. — на 2 года). Выборы проходили в 1996, 1998, 2000, 2004 и 2008 гг. В отличие от Областной Думы, депутаты Палаты Представителей могли осуществлять свои полномочия на неосвобождённой основе, однако с 2004 года вступил в силу запрет на совмещение работы в Палате Представителей с государственной и муниципальной службой, что сделало невозможным избрание в её состав действующих глав муниципальных образований.

В 2010 году был принят новый устав области, в соответствии с которым с декабря 2011 года Законодательное Собрание стало однопалатным.

Действующие органы государственной власти Свердловской области Править

Губернатор Свердловской области Править

Высшее должностное лицо Свердловской области с 1995 г., возглавляет систему органов исполнительной власти области. В 2012-2013 гг. также существовала должность вице-губернатора Свердловской области. Впервые избран 20 августа 1995 г., вступил в должность 23 августа 1995 года. В 1995—2005 годах избирался всенародно населением Свердловской области (выборы проходили в 1995, 1999 и 2003 годах). С 2005 года наделяется полномочиями Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Президента Российской Федерации. В последний раз процедура наделения полномочиями проходила в мае 2012 года. С 14 мая 2012 года Губернатором Свердловской области является Куйвашев Евгений Владимирович.

Правительство Свердловской области Править

Высший исполнительный орган государственной власти Свердловской области. Нынешний статус имеет с 1995 года. Возглавляется Председателем Правительства Свердловской области, формируется Губернатором Свердловской области, причём председатель и 3 члена правительства (министры финансов, социального обеспечения и по управлению государственным имуществом) дополнительно утверждаются в должности Законодательным собранием. В состав правительства входят исполнительные органы государственной власти Свердловской области — министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии и прочие государственные учреждения. С 20 июня 2012 года председателем Правительства Свердловской области является Паслер Денис Владимирович.

Законодательное Собрание Свердловской области Править

Состоит из 50 депутатов, половина которых избирается на мажоритарной основе по одномандатным избирательным округам, а другая половина — на пропорциональной основе (по партийным спискам) в общеобластном избирательном округе. Срок полномочий собрания — 5 лет. Первые выборы заксобрания в новой его конфигурации прошли 4 декабря 2011 года. С декабря 2011 года председателем Законодательного Собрания Свердловской области является Л.В. Бабушкина.

Другие органы государственной власти Править

В соответствии с областными законами могут создаваться и другие органы государственной власти и управления Свердловской области, например в 1996-1997 гг. были созданы и функционируют по настоящее время администрации управленческих округов Свердловской области, являющиеся территориальными межотраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области. Управляющие округами до 2012 года были по должности членами Правительства Свердловской области.

Федеральные органы государственной власти Править

На территории Свердловской области действуют территориальные управления (главные управления, отделы и т.п.) федеральных органов государственной власти, к важнейшим из которых можно отнести Главное управление МВД России по Свердловской области, Управление ФСБ России по Свердловской области, Прокуратуру Свердловской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области и др.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти (в основном исполнительной) в 1991—2000 гг. осуществлялась Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Свердловской области. С 2000 года эти функции осуществляет аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в котором имеется должность Главного федерального инспектора по Свердловской области.

К федеральным судебным органам, действующим в Свердловской области, относятся Свердловский областной суд и 59 районных и городских судов; федеральный арбитражный суд Уральского округа, 17-й арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Свердловской области, Уральский окружной военный суд и 2 гарнизонных военных суда.

Популярное:

  • Фз о защите прав потребителей ст 18 1 Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям (ст. 18-26) Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков Комментарий к статье 18 1. Следствием обнаружения в товаре недостатков является […]
  • Поступление ндс при усн Проводки по НДС при УСН Статьи по теме Компании на УСН не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. То есть не исчисляют данный налог при реализации товаров (работ, услуг). Однако при покупке ценностей у плательщиков НДС в учете упрощенца появляется так называемый входной […]
  • Статья 1851 удостоверение доверенности гк рф Ст. 185.1 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 185.1. Удостоверение доверенности. 7 апреля 2017 7 июля 2016 1 июля 2015 Петербургский правовой портал попытался собрать воедино и изучить все потенциальные "подводные камни", которые могут ожидать покупателя при заключении и оформлении […]
  • Закон о милиции рф 1995 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции" С изменениями и дополнениями от: 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 […]
  • Вакансии юристов магнитогорск Работа юриста в Магнитогорске По запросу работа юристом в Магнитогорске на сайте HotWork.ru собрано 18 вакансий. За эту неделю добавлено 65 свежих вакансий. Успешно закрыто 47 вакансий. Новые вакансии добавляются ежедневно. Средняя зарплата для профессии юрист в Магнитогорске - 20 000 […]
  • Закон о военнослужащих 1993 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах […]