Окружные флотские военные суды. Система военных судов

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, но в их системе нет мировых судей и не предусмотрено рассмотрение дел в порядке апелляции. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, установленном гл. 41 УПК РФ. Их судебные постановления по таким делам пересматриваются окружными (флотскими) военными судами в кассационном порядке.

Гарнизонные военные суды являются основным, низовым звеном системы военных судов; они действуют в качестве суда первой инстанции. В России их насчитывается немногим более 130. Гарнизонный военный суд функционирует на территории, на которой дислоцируются воинские части одного или нескольких гарнизонов (ст. 21 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Военным судам подсудны все уголовные, гражданские и административные дела, отнесенные к компетенции военных судов, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам. В состав гарнизонного военного суда входят председатель, заместитель председателя (если установлено по штату) и судьи военного суда. В штатах военного суда предусмотрены помощники судей, администратор суда, судебные секретари и технический персонал.

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. К их подсудности отнесены дела о тех же преступлениях, которые рассматривают верховные суды республик, окружные, областные и им равные суды, но в отношении гражданских лиц (ч. 6 ст. 31 УПК РФ). Им подсудны по первой инстанции уголовные и гражданские дела, аналогичные делам областного и им равного звена судов общей юрисдикции.

Военные суды округов действуют так же, как суды второй и надзорной инстанций. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов.

В качестве судов надзорной инстанции военные суды округов рассматривают гражданские и уголовные дела по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, а также по ходатайству прокурора, которое именуется надзорным представлением (ст. 402 УПК РФ). Кроме того, они рассматривают заключения прокуроров о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов (п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК РФ).

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения воинских формирований и органов.

Окружной военный суд функционирует в составе председателя; его заместителей, а также других судей; в нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, в котором надзорными полномочиями обладают Президиум Верховного Суда Российской Федерации как высшая надзорная инстанция для всех судов общей юрисдикции и Военная коллегия Верховного Суда.

Военная коллегия состоит из председателя, его заместителя и 6 федеральных судей Верховного Суда. Судьи Военной коллегии, как и другие судьи Верховного Суда, назначаются на должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента России, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Работу Военной коллегии по осуществлению правосудия обеспечивает аппарат, состоящий из отделов.

Нормы о подсудности дел Военной коллегии содержатся в Федерального конституционном законе «О военных судах Российской Федерации», УПК РФ и ГПК РФ.

Так, например, Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия в порядке гражданского судопроизводства рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

Как свидетельствует судебная практика, обжалуются правовые акты указанных органов, связанные с определением порядка прохождения военной службы, реализацией отдельных положений законодательства об обеспечении различными видами довольствия и др. Так, в 2002 г. Военной коллегией было рассмотрено свыше 130 таких жалоб военнослужащих.

ГПК РФ отнес к подсудности Верховного Суда Российской Федерации новую категорию дел — гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ст. 27). Такие дела, затрагивающие права, свободы и законные интересы военнослужащих, подсудны Военной коллегии Верховного Суда.

Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда
Статус судей военных судов определяется прежде всего Конституцией РФ, Законами РФ «О судебной системе» и «О статусе судей в Российской Федерации».

В систему военных судов входят окружные (флотские) В.с. и гарнизонные В.с. Основное звено подсистемы военной юрисдикции образуют В.с. гарнизонов, соединений, армий, флотилий.

Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ.

Система (подсистема) военных судов, как отмечалось выше (см. § 1 данной главы учебника), строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур.
Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды.

Система военных судов Украины — осознанная необходимость для страны? Зачем Украине отказываться от системы военных судов — мнение человека «из системы»

Дмитрий Преда специально для «Юридической практики»:

Декларация «О государственном суверенитете Украины», принятая Верховным Советом УССР 16 июля 1990 года, провозгласила: государственный суверенитет Украины — это самостоятельность, полнота и неделимость власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях. Так Украина самоопределилась как суверенное национальное государство, развивающееся в существующих границах. Это означает, что наша страна с целью защиты своей территориальной целостности вправе иметь собственные Вооруженные Силы, комплектующиеся ее гражданами. Таким образом, защита суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение ее экономической и информационной безопасности — важнейшая задача государства и всего украинского народа. А решение задач по защите от угрозы извне возлагается на Вооруженные Силы Украины. Внутренняя безопасность обеспечивается, собственно, внутренними войсками МВД Украины и органами государственной безопасности. Кроме того, создаются и другие воинские формирования, предусмотренные действующим законодательством. Для обеспечения выполнения этих важнейших функций государства необходимы, по крайней мере, два условия. Во-первых, нормативная база. Во-вторых, высококвалифицированные кадры, способные ориентироваться в огромном потоке специализированной информации. С провозглашением 24 августа 1991 года Акта о независимости создано самостоятельное государство — Украина, и сразу возникли сложнейшие задачи государственного строительства, но в то же время появились и неограниченные возможности. Однако как ими воспользовались? Например, буквально с первых шагов независимости Украины политики, юристы-ученые и практики ополчились на военные суды, руководствуясь непонятными интересами, не имеющими ничего общего с государственными. Началось с переименования военных трибуналов в военные суды, а сегодня уже стоит вопрос о ликвидации военных судов вследствие их нецелесообразности. Представляется, что подход с позиции целесообразности или нецелесообразности их существования в корне неверен, поскольку военные суды созданы давно и функционируют успешно. Подход должен быть только один — законодательный, коль мы объявили себя в Основном Законе правовым государством. Впрочем, не в пользу последнего свидетельствуют высказывания отдельных специалистов. Одни указывают на то, что военные суды нецелесообразно сохранять, поскольку их существование не соответствует Конституции Украины и международным конвенциям, а также — что месячная нагрузка на судью намного меньше, чем в судах общей юрисдикции. Другие поверхностно и бессистемно анализируют опыт зарубежных стран, в частности, европейских, в вооруженных силах которых есть военные суды, и нивелируют их значимость. В результате они признают, что Вооруженным Силам Украины военные суды не нужны, с осуществлением правосудия в армии вполне способны справиться суды общей юрисдикции. А ведь они сильно загружены, что, естественно, приведет к снижению качества правосудия. Хотелось бы поспорить с апологетами таких подходов. Во-первых, проанализировав нормы действующей Конституции Украины, приходим к выводу о том, что военные суды входят в судебную систему судов общей юрисдикции, но осуществляют правосудие лишь в Вооруженных Силах Украины. Поэтому ссылка на то, что Конституция Украины не предусматривает существования военных судов, безосновательна. Так, Закон «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 года в статье 21 приводит следующие виды местных судов: районные, районные в городах, городские, межрайонные, а также военные суды гарнизонов. Согласно статье 22 Закона, к полномочиям местных судов как судов первой инстанции относится рассмотрение уголовных и гражданских дел, а также дел об административных нарушениях. Статья 2 названного Закона указывает, что суд осуществляет правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод личности и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. Что подразумевается под защитой интересов общества и государства? Прежде всего то, что деятельность военных судов, в соответствии с требованиями статьи 2 Закона, направлена на защиту от любых посягательств на безопасность Украины, боеспособность и боеготовность ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований, что включает в себя также защиту прав и свобод военнослужащих и иных граждан (например, служащих ВС Украины), прав и законных интересов воинских частей, организаций и учреждений. Во-вторых, о каких международных конвенциях идет речь, якобы запрещающих государствам Европы иметь военные суды, как основании для отказа при вступлении в Евросоюз? Следует хотя бы назвать конвенцию и привести соответствующие цитаты, чтобы читатель самостоятельно смог сделать вывод, а не навязывать свою позицию, зачастую тенденциозную. И последнее. Низкая нагрузка в военных судах влияет на укрепление законности, дисциплины и правопорядка в войсках, поскольку судьи выезжают в воинские части в связи с рассмотрением уголовных дел и проведением мероприятий правовоспитательного характера. Командование воинских частей неоднократно указывало на позитивное значение такой работы. Следует отметить, что после рассмотрения уголовного дела в войсковой части, в присутствии личного состава, судьи также проводят комплекс мероприятий правовоспитательного характера. Приговоры военного суда по наиболее актуальным делам объявляются в приказах командования, в том числе и Министерства обороны Украины. Неубедительны доводы отдельных авторов и о том, что военные судьи зависят от командования в вопросах финансирования, материально-технического обеспечения. Подобная зависимость от командования или любая иная никогда не имела место: ни в период бывшего СССР, ни тем более в настоящее время, когда Украина обрела независимость. Средства на финансирование военных судов предусмотрены госбюджетом Украины и непосредственно выделяются судам Государственной судебной администрацией Украины. Расходы Министерства обороны Украины по отдельным видам обеспечения полностью и в кратчайшие сроки возмещаются Государственной судебной администрацией Украины. Тезис о присвоении воинских званий офицерам — судьям и другим военнослужащим аппарата суда соответствующим командованием — не более чем вымысел, поскольку такого не было даже в период существования СССР. Авторы также утверждают, что военные суды зависимы при решении дел по существу от командования Вооруженных Сил Украины всех уровней, поскольку они в погонах. Поэтому делается вывод, что решения военных судов необъективны и надлежащим образом не защищают права и законные интересы военнослужащих. Ошибочность этого тезиса подтверждается не только отечественным опытом, но и мировым. В Европейский суд по правам человека обратился военнослужащий К. с иском к Соединенному Королевству, согласно § 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в частности права на справедливое судебное рассмотрение независимым и беспристрастным судом. Рассмотрев дело, Европейский суд отклонил общие требования заявителя К. о том, что военные трибуналы по своей сути не могут независимо и непредубежденно рассматривать уголовные обвинения против военнослужащих, придерживаясь требований, содержащихся в § 1 статьи 6 Конвенции. Суд также отклонил жалобу заявителя К. относительно того, что военный суд по его делу был предубежден и лишен независимости. Его утверждения не давали оснований сомневаться, что в ходе производства военный суд придерживался четкого распределения функций обвинения, председательства и принятия решений, а во время принятия решений была обеспечена независимость от высших судебных инстанций и должностных лиц с высшими воинскими званиями либо от другого служебного влияния. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что не было оснований считать производство в военном суде по делу К. несправедливым, а тем самым § 1 статьи 6 Конвенции не нарушен (В Европейском суде по правам человека // Вестник Верховного Суда Украины. № 4 (44).— 2004.— С. 36-37). Теперь следует сказать о специфике работы военных судей при решении уголовных, гражданских и административных дел. Во-первых, военный судья в период подготовки дела к слушанию использует не только общую законодательную базу для проверки правильности применения к правонарушителю материального закона (кодексы, комментарии и т.п.), он также изучает военные нормативные акты. Причем проверяет их легитимность. Например, только в 2003 году в военный местный суд поступило более трех тысяч нормативных актов по линии военного управления. Кроме того, судья пользуется нормативными актами Министерства обороны Украины не только за текущий год, но и за прошлые годы. Сюда же следует отнести несметное количество обзоров судебной практики о воинских преступлениях. Не умаляя роли судей районных судов, хотелось бы отметить: они не располагают столь громадным объемом судебной практики в военном законодательстве для решения конкретного дела, объективного его исследования и принятия законного и обоснованного решения в защите прав и законных интересов военнослужащего. Поэтому сроки рассмотрения дел будут катастрофически продлеваться, естественно, пострадает качество их рассмотрения, что крайне нежелательно. Во-вторых, что лучше: направить упомянутые три тысячи актов в десятки военных судов или более чем в 800 районных судов? Представьте затраты бюджета на размножение такого количества документов и их отправку! Видимо, некоторые авторы статей над этим не задумывались. Ко всему, все судьи и секретари судебных заседаний имеют соответствующие формы допуска к секретным документам, а судьи — и к совершенно секретным документам для того, чтобы военный суд мог рассматривать дела, связанные c государственной тайной. В-третьих, судьи военных судов, как правило, без ущерба боеготовности рассматривают уголовные дела в расположении воинских частей и подразделений. Если говорить о военном местном суде Запорожского гарнизона, то выезды совершались в пределах двух областей (опять-таки, командировочные расходы немалые). При нынешней высокой нагрузке районный судья никак не сможет взять на себя работу военных судов. Утопичны предложения о кардинальном сокращении военных судов и об их ликвидации. Думаю, что когда тот или иной автор пишет о военных судах, о якобы малой нагрузке судей, то вообще не представляет объема работы военных судов и специфики их деятельности. Вместо укрепления военно-судебной системы все делается для того, чтобы свести ее к минимуму, чтобы было непонятно, чем занимаются суды или вообще их ликвидировать. Руководители военных судов всех уровней неоднократно предлагали передать под свою юрисдикцию не только военнослужащих Министерства обороны Украины и Министерства внутренних дел Украины, но также всех лиц в погонах (милицию, налоговую, таможню и т.п.). Однако этого не произошло. В течение нескольких лет военные суды успешно рассматривают в установленные законом сроки гражданские дела. С принятием нового Гражданского процессуального кодекса, который вступит в силу с 1 января 2005 года, гражданские дела не будут рассматриваться военными судами. Почему? Все по той же причине: чем хуже, тем кому-то лучше. Пора определиться в этом вопросе — необходимо сохранить военные суды как высокоорганизованную военно-судебную систему.

СИСТЕМА ВОЕННЫХ СУДОВ

В соответствии со ст. 8 ФКЗ о военных судах в систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Поскольку военные суды органично входят в систему судов общей юрисдикции, вершиной которой является Верховный Суд РФ, закон не включает последний в систему военных судов. Так, Президиум Верховного Суда РФ может выступать надзорной инстанцией по отношению к военным судам. Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу. В структуре Верховного Суда РФ существует Судебная коллегия по делам военнослужащих. ФКЗ о военных судах дополняет:если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в первой инстанции:

• дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

• дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ;

• дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. Данная Судебная коллегия является также судом кассационной инстанции.

Судебная коллегия по делам военнослужащих формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда РФ — председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и судей этой коллегии

Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Окружной (флотский) военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов РФ, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Отметим, что территориальная подсудность может не совпадать ни с границами субъектов РФ, ни с границами военного округа.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде создается президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Статья 14 ФКЗ о военных судах предусматривает, что окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда УПК РФ, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам. Статья 31 УПК РФ четко определяет перечень составов преступлений, подсудных суду данного уровня. Окружной (флотский) военный суд является судом второй инстанции по отношению к гарнизонным военным судам. Он также выполняет функции кассационной инстанции.

Президиум окружного (флотского) военного суда образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего окружного (флотского) военного суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав президиума окружного (флотского) военного суда утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя окружного (флотского) военного суда.

Президиум окружного (флотского) военного суда:

• рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, на решения, приговоры, определения, постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений, принятых гарнизонными военными судами по уголовным делам и вступивших в законную силу;

• утверждает по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда составы судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

• рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

• заслушивает отчеты председателей судебных коллегий окружных (флотских) военных судов о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата военного суда, утверждает по представлению председателя окружного (флотского) военного суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Заседания президиума окружного (флотского) военного суда проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Заседание президиума окружного (флотского) военного суда правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Постановления президиума принимаются большинством голосов от числа членов, присутствующих на его заседании.

В соответствии со ст. 18 ФКЗ о военных судах судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:

• в первой инстанции дела, отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности окружного (флотского) военного суда;

• дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;

• дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом и вступивших в законную силу.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов, состоит из председателя, его заместителей и других судей.

Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель гарнизонного военного суда:

• вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

• организует деятельность суда;

• распределяет обязанности между судьями;

• контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;

• представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Гарнизонный военный суд рассматривает все дела, которые не отнесены к компетенции вышестоящих военных судов. Создание мировых судов в сфере военной юстиции действующим законодательством не предусмотрено.

МОСКВА, 18 сен — РАПСИ. Глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников внес в нижнюю палату парламента законопроект о реорганизации военных судов. Текст документа опубликован в электронной базе данных законодательного органа.

Законопроект, как отмечает депутат в пояснительной записке, разработан в целях приведения системы военных судов в соответствие с федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года (N 1-ФКЗ), в рамках которого были созданы апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, в том числе военные. Также предлагается изменить наименования окружных (флотских) военных судов и привести их систему в соответствие не только с существующим военно-административным делением, но и с местонахождением и количеством образованных окружных управлений войск национальной гвардии РФ.

Так, предлагается, упразднив 3-й окружной военный суд, образовать на его базе апелляционный военный суд с местом постоянного пребывания в городском округе Власиха Московской области, а также упразднить Западно-Сибирский окружной военный суд, образовав на его базе кассационный военный суд с местом постоянного пребывания в городе Новосибирске. Дополнительных расходов из бюджета создание кассационного и апелляционного военных судов, как отмечает депутат, не потребует, поскольку их предполагается создавать на базе действующих окружных военных судов.

На вновь создаваемых вышеуказанных военных судах будут замыкаться шесть окружных военных судов, действующих на территории судебных округов, охватывающих всю территорию РФ.

Два окружных военных суда (Приволжский окружной военный суд (г. Самара) и Уральский окружной военный суд (г. Екатеринбург) предлагается объединить в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в Екатеринбурге, при этом образовать постоянное судебное присутствие окружного военного суда в Самаре.

Также, с учетом приведения в соответствие с наименованиями существующих военных округов Военных Сил РФ, предлагается Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды переименовать во 2-ой Восточный, 1-ый Восточный, 2-ой Западный и Южный окружные военные суды соответственно.

В связи с упразднением 3 окружного военного суда будет также изменена система подведомственных данному суду гарнизонных военных судов. Они будут объединены с гарнизонными военными судами, дислоцированными в одном или близлежащем населенном пункте. Так, 14 гарнизонных военных судов будут объединены в семь.

В законопроекте также предлагается установить юрисдикцию вновь создаваемых гарнизонных военных судов, распространив ее на соответствующие территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования, учреждения и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Также депутат предлагает в еще одном законопроекте внести изменения в статьи 30, 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса РФ, изменив наименование военных судов. Это, как отмечает депутат, позволит упорядочить их полномочия по рассмотрению в качестве судов первой инстанции уголовных дел, в том числе дел о преступлениях террористической направленности.

Военные суды и их место в судебной системе Республики Таджикистан

Задачи военных судов в значительной степени, сходны с задачами общих судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны участвовать: в охране личности — ее прав и свобод; общества — его материальных и духовных ценностей; государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. Военные суды Республики Таджикистан, как и военные суды стран ближнего и дальнего зарубежья, входят в судебную систему страны.

В ч.З ст.61 Конституционного закона «О судах РТ» говорится: «Военные суды организуются в составе Вооруженных Сил Республики Таджикистан по территориальному принципу по месту дислокации гарнизонов и состоят из военных судов гарнизонов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан».

Система (подсистема) военных судов Таджикистана, состоит из двух звеньев (в Российской Федерации из трех):

1. основное (низшее) звено — военные суды гарнизонов;

2. высшее звено — Военная коллегия Верховного Суда РТ.

Основное звено образуют военные суды гарнизонов. Им подсудны из общей массы уголовных дел, подведомственных военным судам всех уровней, преступлениях лиц, имеющих звания до подполковника включительно. Так, военные суды гарнизонов в период 2002, 2003 и 2004 гг. рассматривали в качестве судов первой инстанции 513, 692 и 673 уголовных дел (6,4%, 8,2 % и 8,5 % от общего числа рассмотренных уголовных дел в первой инстанции всех судов общей юрисдикции соответственно).

Они рассматривают практически все гражданские дела, по которым допускается разбирательство в военных судах. Статистические данные показывают, что военные суды рассматривают незначительное количество гражданских дел. Так, военными судами гарнизонов в 2002 и 2003 гг. было рассмотрено 58 и 79 гражданских дел, это 0,7 % и 0,9 % от общего количество гражданских дел, рассмотренных судам общей юрисдикции Республики Таджикистан. В 2004 г. число гражданских дел, рассмотренных военными судами гарнизонов, выросло до 100.

Военный суд гарнизона организуется на территории, включающей один или несколько военных гарнизонов, и состоит из председателя, заместителя председателя, судей и народных заседателей. Должность заместителя председателя устанавливается в военных судах, состоящих из пяти и более судей.

Количество судей для каждого военного суда гарнизона устанавливается Президентом Республики Таджикистан по представлению Совета Юстиции Республики Таджикистан.

Военный суд гарнизона в пределах установленных процессуальным законом полномочий рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские и уголовные дела, подсудные военным судам, за исключением тех дел, которые подсудны Военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан, а также дела по жалобам на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц.

Военный суд гарнизона решает вопросы, возникающие при исполнении судебных актов, а также вправе (ст.67 КЗ Республики Таджикистан «О судах «) обратиться в Конституционный Суд Республики Таджикистан о конституционности примененного закона по конкретному делу.

Военные суды рассматривают дела по жалобам военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы. К компетенции военных судов относится рассмотрение жалоб военнослужащих относительно к защиты их личных прав, вытекающих из условий военной службы, Конституции РТ, Закона Республики Таджикистан «О статусе, гарантиях социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей», воинских уставов и других нормативно-правовых актов.

Военные суды рассматривают жалобы граждан, уволенных с военной службы, на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы и совершенные в отношении указанных граждан во время прохождения ими военной службы. Высшим звеном по отношению к военным судам является Военная коллегия, которая образуется в составе Верховного Суда РТ. Военная коллегия является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к военным судам гарнизонов республики. Военная коллегия Верховного Суда Республики Таджикистан:

— рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание от полковника и выше, либо занимающих должность от командира полка и выше и равных по служебному положению лиц;

— рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях военнослужащих, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь (в Таджикистане объявлен мораторий на смертную казнь Законом Республики Таджикистан «О приостановлении применения смертной казни» от 15 июля 2004 г. за №45);

— рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, принятые к своему производству;

— рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора;

— рассматривает по заключениям Генерального прокурора Республики Таджикистан и его заместителей дела по вновь открывшимся обстоятельствам, по которым решения, приговоры или определения вынесены военным судом гарнизона;

— обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, разрешает иные вопросы, отнесенные законом к ее компетенции.

Решение о принятии дела к своему производству Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда РТ либо Генерального прокурора РТ.

Военной коллегией Верховного Суда Республики Таджикистан в качестве суда первой инстанции в 2002, 2003 и 2004 гг. соответственно было рассмотрено 45, 36 и 23 уголовных дела и не рассмотрено ни одного гражданского дела.

В роли суда второй (кассационной) инстанции Военная коллегия выступает по отношению к не вступившим в законную силу приговорам и другим судебным решениям гарнизонных судов. Так, Военной коллегией в качестве кассационной инстанции было рассмотрено: в 2002г.-93 уголовных дела; 2003 г. — 113 и 2004г. — 99 уголовных дел.

В роли же инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений — по отношению ко всем военным судам, Военная коллегия Верховного Суда рассматривала: в 2002 г. — 24 уголовных дела; в 2003 г. — 40, в 2004 г. — 48 уголовных дел. Законность и обоснованность приговора, определения и постановления Военной коллегии могут быть проверены Президиумом Верховного Суда РТ по протесту его Председателя или Генерального прокурора РТ.

Полномочия Председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РТ.

В военных судах всех уровней образуются аппараты, выполняющие вспомогательные функции (начальники канцелярий, секретари, секретари судебных заседаний, консультанты и т.д.). Их размер и структура прямо зависят от количества судей в конкретном суде, объема работы и выполняемых функций.

Председатель Военной коллегии по должности является заместителем Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан и согласно Конституционному закону «О судах РТ», имеет следующие полномочия: вносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления военных судов гарнизонов и Военной коллегии; в порядке, установленном законом, вправе приостанавливать исполнение приговоров, решений, определений военных судов гарнизонов и Военной коллегии; организует деятельность Военной коллегии и определяет составы коллегии суда для рассмотрения дел в кассационном и надзорном порядке; председательствует в заседаниях Военной коллегии при рассмотрении дел в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; представляет в Президиум и Пленум Верховного Суда отчет о деятельности Военной коллегии; ведет контроль, за выполнением военными судами руководящих постановлений Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан; ведет личный прием граждан; назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Военной коллегии; в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.

В итоге можно констатировать, что военные суды в судебной системе республики Таджикистан, по сути дела, выполняют те же функции, что и военные суды других стран — участников СНГ.

Автор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович — к.ю.н., доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора ТНУ

Популярное:

  • Расторгнуть договор страхования росгосстрах Досрочное расторжение страхования жизни Застрахован в РГС по программе Росгосстрах жизнь Престиж "Семья" с ноября 2009 по ноябрь 2033 года. Решил расторгнуть договор страхования досрочно. Общая оплаченная сумма за этот период составляет 270 тыс. руб. Предварительный расчет выкупной суммы […]
  • Выдача пособия на второго ребенка Назван размер пособия на ребенка в Украине в 2018 году Помощь выплачивается поэтапно в течение трех лет Помощь при рождении ребенка остается в последние годы неизменной — 41 280 грн — и не зависит от очередности рождения ребенка Помощь от государства при рождении ребенка в 2018 году […]
  • Покупка земельного участка в кредит сбербанк Как оформить кредит на покупку земельного участка в Сбербанке? Ваша цель – приобретение участка с дальнейшим строительством дома? Сбербанк предлагает несколько ипотечных программ с великолепными условиями кредитования и выполнимыми требованиями для заемщика. Последний, кстати, может […]
  • Реализации права на охрану здоровья граждан рф ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Часть первая статьи 41 Конституции РФ закрепляет право каждого в Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь. В научной литературе данное право традиционно относится к […]
  • Декларация 5 2018 г Как заполняются Приложения 1, 5 и 9 к декларации по НДС: разъяснения от ГФС Приказом Минфина Украины от 23.03.2018 г. № 381 внесены изменения в Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (далее — Порядок) и формы налоговой декларации по […]
  • Уголовный кодекс штата в самп samp-RP-vodniki Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » samp-RP-vodniki » Новый форум » [FBI] - Уголовный кодекс штата San Andreas [FBI] - Уголовный кодекс штата San Andreas Сообщений 1 страница 1 из 1 Поделиться12011-06-12 10:24:53 Автор: сергей […]