Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Правоохранительные органы

Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом “О военных судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

— нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

— нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К подсудности военных судов относятся (ст. 7):

— гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

— дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

— дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военная коллегия.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд в первой инстанции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и окружного (флотского) военного суда. Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Он рассматривает также жалобы на действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокурора по находящимся у них в производстве делам в отношении военнослужащих и лиц, проходивших военные сборы.

Гарнизонный военный суд состоит из судей и народных заседателей. Судьи назначаются Президентом РФ, срок их полномочий не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Гражданские и административные дела рассматриваются как коллегией, так и единолично судьей (в случаях, если срок наказания за преступления не превышает пяти лет лишения свободы).

Возглавляет гарнизонный военный суд председатель, у которого имеются заместители. Председатель гарнизонного военного суда, помимо непосредственного участия в рассмотрении дел, организует деятельность суда, распределяет обязанности между судьями, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Заместитель председателя гарнизонного военного суда также участвует в рассмотрении дел и замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия.

Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В качестве кассационной инстанции окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и поставновления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. В порядке надзора окружные (флотские) военные суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений гарнизонных военных судов, вступивших в законную силу, а также определений окружного (флотского) военного суда, принятых им во второй инстанции.

В состав окружного (флотского) суда входят судьи, народные и присяжные заседатели. Судьи окружного (флотского) суда назначаются Президентом РФ, а присяжные и народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Дела рассматриваются в следующем составе:

— гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией, состоящей из трех судей;

— уголовные дела рассматриваются коллегией, состоящей из трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судьи и народных заседателей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения гарнизонного военного суда, вступившие в силу, а также определения и постановления окружного (флотского) военного суда, принятые им во второй инстанции. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет их численность.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда действуют в качестве судов первой и кассационной инстанций.

Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда, созывает заседания президиума и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Кроме того, председатель приносит протесты на приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) судом.

Заместители председателя окружного (флотского) суда организуют работу соответствующей судебной коллегии или судебного состава, замешают председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия, но правом принесения протестов не обладают.

Военная коллегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

В первой инстанции Военная коллегия рассматривает:

— дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

— уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, дела особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на приговоры, определения и постановления окружных (флотских) судов, не вступившие в законную силу.

В порядке надзора Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения всех военных судов, вступившие в законную силу. Приговоры, определения и постановления самой Военной коллегии, не вступившие в силу, могут быть отменены или изменены кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Вступившие же в силу приговоры, определения и постановления Военной коллегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ.

Военная коллегия состоит из судей, присяжных и народных заседателей.

Дела рассматриваются ей в следующем составе:

— в первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией из трех судей, а уголовные дела — коллегией, состоящей из трех судей, либо судей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судей и народных заседателей;

— дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

— дела по протестам на решения, приговоры, определения военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Возглавляет Военную коллегию председатель, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания. Он имеет право приносить протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) судов на решения, определения и приговоры военных судов, вступившие в силу, а также в Президиум Верховного Суда РФ — на решения, приговоры и определения Военной коллегии, вступившие в законную силу. Он же руководит работой Военной коллегии, контролирует работу ее аппарата. Председатель Военной коллегии имеет заместителя, который осуществляет полномочия председателя во время его отсутствия, за исключением принесения протестов.

В аппаратах военных судов установлены должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных и ведущих специалистов, специалистов 1 и 2 категории, специалистов. Указанным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим присваиваются также и воинские звания. При военных судах учреждена также должность администратора суда. Администратор военного суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует охрану здания и другого имущества военного суда, работу средств связи. Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от нее начальником соответствующего подразделения Судебного департамента.

Финансирование военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение военных судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями и охраной производится соответствующими подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Статус судей военных судов определяется прежде всего Конституцией РФ, Законами РФ «О судебной системе» и «О статусе судей в Российской Федерации». Однако, учитывая то, что судьи военных судов состоят на военной службе, на них распространяется действие Закона «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положения Закона «О военных судах РФ». Судьи военного суда не могут быть переведены в другой суд без их согласия, они могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Судьям, достигшим этого предельного возраста, срок военной службы может быть продлен на срок до 10 лет Председателем Верховного Суда РФ, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

7.1 Место военных судов в судебной системе РФ. Подсистема военных судов. Порядок их формирования

Судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют Военные суды Российской Федерации (ч.

Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три специфических звена, которые в совокупности и взаимосвязи образуют подсистему военных судов.

Первое (основное) звено подсистемы военных судов составляют гарнизонные военные суды. Ко второму (среднему) звену относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему (высшему) — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Второй вид (звено) военных судов — окружные (флотские) военные суды, действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Состав окружного (флотского) военного суда состоит из председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда. В окружном (флотском) военном суде могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является составной частью Верховного Суда РФ со всеми выходящими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком

назначения судей, в нее входящих .

Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды соз- даются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом.

7.2 Принципы организации и деятельности военных судов

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) и национального языка судопроизводства (ст. 6).

Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Суды и судьи военных судов в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Где бы не располагался суд, какой бы национальности население не проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином помимо русского языке.

По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. 7.3

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 23.06.99 N 1-ФКЗ «О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», 28.06.99, N 26, ст. 3170,
  • «Российская газета», N 120, 29.06.99

Статья 8. Система военных судов

1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

§5. Система военных судов в РФ как часть системы судов общей юрисдикции

В судебную систему России входят военные суды, которые являются федеральными судами общей юрисдикции. Вопросы организации и деятельности системы военных судов в РФ регулируются Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ» и процессуальное законодательство определяют подсудность дел военным судам. Военные суды рассматривают:

гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или)

оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Все

иные гражданские дела, в т.ч. по искам военнослужащих, подсудны другим судам общей юрисдикции. Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления от 14 февраля 2000 г. №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащего» разъяснил, что военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании не выданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими

уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, а также граждане,

уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов2;

дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы (далее –

Исключение из общего правила разграничения компетенции между военными и другими судами общей юрисдикции предусмотрено ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ», согласно которому, военным судам, дислоцирующимся за пределами территории России, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды также осуществляют полномочия по судебному контролю за предварительным расследованием и принимают решения о применении мер

принуждения, ограничивающих конституционные права и свободы граждан (ч. 2- 4 ст. 29 УПК РФ).

Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2000. — № 4.

Согласно ч. 7 ст. 31 УПК РФ если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.

В систему военных судов входят три звена:

гарнизонные военные суды;

окружные (флотские) военные суды;

Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ» в случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и

органов дислоцируются за пределами территории России, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным

Первое звено в системе военных судов — это гарнизонный военный суд. Он действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных

гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его за- местителей и других судей.

Гарнизонный военный суд рассматривает в качестве суда первой

инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности вышестоящих военных судов, т.е.

Кроме того, судьи гарнизонных военных судов единолично рассматривают материалы и принимают решения об избрании меры пресечения в виде

заключения под стражу, домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под

стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы в отношении военнослужащих, а также рассматривают жалобы на действия

(бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих.

Окружной (флотский) военный суд является вторым (средним) звеном в системе военных судов. Он действует на территории одного или нескольких субъ-

ектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его

заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы (ст. 13 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ»). Его компетенция по существу аналогична компетенции

общегражданского суда областного звена с учетом специфики персональной подсудности дел военным судам. Окружной (флотский) военный суд осуществляет правосудие в качестве суда первой инстанции, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Окружному (флотскому) военному суду подсудны по первой инстанции:

уголовные дела в отношении военнослужащих о тех же преступлениях, что подсудны общегражданским областным, краевым судам и др. судам соответствующего звена (ч. 3 и 6 ст. 31 УПК РФ);

гражданские дела, связанные с государственной тайной

Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам и представлениям на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции, а также на решения, принятые самим окружным (флотским) военным судом в кассационном порядке.

Высшим звеном в системе военных судов, как и в системе судов общей юрисдикции вообще является Верховный Суд РФ, в составе которого образована

Военная коллегия. Она уполномочена в объеме, установленном процессуальным законом, выполнять функции всех судебных инстанций, т.е. может выступить

судом первой инстанции, второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Военная коллегия рассматривает в качестве суда первой инстанции:

гражданские дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих;

уголовные дела в отношении судей военных судов по их ходатайствам, заявленным до начала судебного разбирательства.

Военная коллегия рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. В порядке надзора

Военной коллегии подсудны дела по жалобам и представлениям на решения военных судов, вступивших в законную силу. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений коллегии,

вступивших в силу.

Решения, принятые Военной коллегией, могут быть обжалованы в Кассационную коллегию и Президиум Верховного Суда РФ соответственно в кассационном и надзорном порядке.

В состав Военной коллегии входят председатель, его заместитель, председатели судебных составов и другие судьи Верховного Суда РФ. Военная коллегия издает информационный бюллетень военных судов, в котором

публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

42. Военные суды. Понятие, система, полномочия.

Военные суды – составная часть судебной системы РФ. Они относятся к федеральным судам общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Деятельность военных судов и их организация регламентированы ФКЗ от 23 июня 1999 г. «О военных судах РФ».

Особенности военных судов:

создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

имеют свою, специальную подсудность;

производство в военных судах ведется только на русском языке.

Военным судам подсудны дела в отношении определенных категорий лиц:

Военнослужащие – лица, проходящие военную службу по призыву или добровольно (по контракту) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, и органах (МВД, ФСБ, Служба военной разведки, МЧС и др.) и имеющие воинские звания.

Граждане, проходящие военные сборы.

В отношении указанных категорий лиц военные суды рассматривают следующие категории дел: гражданские и административные дела о защите нарушенных и/или оспариваемых их прав, свобод и охраняемых законом интересов от действий/бездействий органов военного управления, военных должностных лиц и принятых ими решений; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются указанные лица; дела об административных правонарушениях, совершенных этими лицами.

Дела о преступлениях указанных лиц подсудны военным судам независимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное, что преступление было совершено ими в период прохождения воинской службы или нахождения на военных сборах. Жалобы принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы и ли прохождения военных сборов.

Военные суды, кроме того, рассматривают материалы и принимают решения о применении в отношении подсудных лиц в качестве меры пресечения заключения под стражу или домашнего ареста, о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решения следователя и прокурора и т.д.

Система военных судов включает три звена:

первое (низшее) звено – гарнизонные военные суды;

второе (среднее) звено – окружные (флотские) суды;

третье (высшее) звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

43. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов. Он рассматривает в первой инстанции все гражданские, административные и уголовные дела, за исключением тех, которые подсудны вышестоящим военным судам. По гражданским делам он уполномочен также пересматривать свои вступившие в силу решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Гарнизонный военный суд разрешает также все другие вопросы, отнесенные к подсудности судов первого звена всех судов общей юрисдикции, — принимает решения о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, о производстве следственных действий, ограничивающих права и свободы личности, рассматривает жалобы на действия и решения следователя и прокурора и др.

Все дела, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. Председатель и заместитель председателя гарнизонного военного суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель организовывает деятельность суда и осуществляет руководство им – распределяет обязанности между судьями, контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе; представляет суд в гос.органах, общественных организациях и ОМС; может также принимать к своему рассмотрению дела и председательствовать на судебном заседании.

Популярное:

  • Поправки в ук рф 105 Поправки по 105 Есть ли поправки на сегодняшний день или в ближайшие время планируются по статье 105 часть 1 Добрый день! Часть 1 ст.105 УК РФ изложена в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ. На сегодняшний день поправок нет. Скажите пожалуйста, планируются ли поправки по […]
  • Требования вак беларуси к научным статьям Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь Главное меню Об утверждении Инструкции о порядке формирования перечня научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 июня […]
  • Возврат ндфл за покупку земли Как вернуть налог при покупке земельного участка? Напомним, что в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы гражданин имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2 млн. руб. В […]
  • Как досрочно расторгнуть договор каско Как расторгнуть договор КАСКО? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Страхование автомобиля по каско, являясь добровольной формой страхования, осуществляется на основании договора страхования и правил […]
  • Прием на работу лиц без гражданства с видом на жительство Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ? Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на […]
  • Закон о замене паспорта узбекистан Закон о замене паспорта узбекистан Новости Центральной Азии В Узбекистане срок действия небиометрических паспортов продлен до конца 2019 года 05.07.2018 16:27 msk, Фергана Отметим, что с 2016 года за рубежом, в частности, в России, небиометрические паспорта граждан Узбекистана не […]