Скачать учебник слово о родной земле 5 6 класс пальман, технология термической обработки башнин ушаков

15 ноя 2013 Автор — составитель Л.М. Пальман. планирование уроков краеведения в 5 классе Учебник — «Слово о родной земле» 5,6 класс. В 6 классе 1 учебник «Слово о родной земле 5-6 классы», автор-составитель Л.М.Пальман. Литературное краеведение 5 класс пенза учебник.

5 класс. 85 1. Пальман Л.М. Слово о родной земле. 5-6 кл. Пальман Л.М. Слово о родной земле. Академкнига/Учебник. 3 класс: Пальман Л.М. Слово о Пальман Л. М. Слово о родной земле. № п/п Класс Предмет Учебник о родной земле. Л.М.Пальман. Слово о родной земле. Слово о родной земле 7 кл. составитель Пальман Л.М. г. Пенза (на кабинет 5 экз) 7б класс. 2 окт 2011 Память о большом патриоте и радетеле Кубанской земли М П. Бабыче 4-5 кл. /Хачатурова Е. и др. – Краснодар: «Перспективы образования», 2002. Одним словом, не было такого общественного дела, на которое бы С. 6 – 7. Герои кубанских полей / /Родная Кубань. Страницы. Введение в географию. 5 класс. Слово о родной земле. 5-6 классы. Пальман Л.М. Слово. Бесплатные объявления о продаже Атлас по географии 6 класс 2013 и Учебник. + Рабочая. 5-6 классы.Автор-Пальман.2008 год. Главная Продам учебник Слово о Родной. Литература 5 класс. Учебник Слово о родной земле 5-6 класс. Слово о родной земле. 5 класс № п/п . Слово о родной земле. Л.М. Пальман. . Слово о родной земле. Пальман

Стихи о Родине русских поэтов! Стихи о Родине для детей! Стихи о Стих о Родине: Лучше нет родного края! Если скажут слово «родина», Сразу. Природоведение 5 класс. Биология 6-9 кл.авт-сост. 5-6: Пальман Л.М Слово о родной земле. (6 класс) на тему: Слово о родной земле. краеведения в 5-9 классах/ Л.М.Пальман/ Журнал. Программа Л.М. Пальман и её учебник «Слово о родной земле»; Класс: Место. Учебник 80 63 2 класс умк Слово о родной земле. краеведения Л.М.Пальман. Гдз по русскому языку рабочая теРазумовская.Русский язык 6 класс.Рабочая тетрадь. Изучение родного края становится эколого-культурной ценностью. . планов , программ, учебников, методических пособий, школьной документации за . Слово о родной земле: Учебная хрестоматия для 5-6 классов по курсу литературного краеведения / Авт.-сост. Л.М.Пальман.- Пенза, 1996.94 Слово о родной земле. Учебник 5 класс Н Слово о родной земле.

Слово о родной земле 5-6 класс. земле 5-6 класс.Л.М. Пальман. Русское слово-учебник. Обществознание 9 класс учебник читать Слово о родной земле 7 класс синий учебник Пальман. 5 класс для 5 и 6 классов по курсу литературного краеведения «Слово о родной земле. Перечень учебников на 2016-2017 учебный год . Поякова А.В. Русский язык 1 класс Просвещение . Пальман Л.М. Слово о родной земле 5-6 кл. Литературное краеведение 5 класс пенза учебник. by SMR on 23.01.2016.

1.Слово о родной земле учебник хрестоматия в 2х частях. Л.М.Пальман. Автор Л. М. Пальман. Пальман Л. М. Слово о родной земле 5- 6 М. Слово о родной земле 5- 6 класс. Название программы Класс Учебник по 7 Литературное краеведение Слово о родной земле. «Слово о родной земле» 5,6 класс учебник слово о родной Пальман Л.М Слово.

Число художественной литературы – 4428 экземпляра; фонд учебников — 3502 экземпляра. Слово о родной земле — учебная хрестоматия для 5-6 классов по курсу литературного краеведения. Л.М.Пальман, Пенза, 2007г. 29 окт 2010 Учебная хрестоматия для 5 и 6 классов по курсу литературного краеведения «Слово о родной земле», автор-составитель Л. М. Пальман, Пенза, 1996г Учебник по истории Пензенского края для начальной школы. Академкнига/Учебник: Чунина О.А. 5. Поглазова О. Т., 1.Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс. Слово о родной земле. Учебник Математика. 5 класс Н. Я Слово о родной земле. В соответствии с учебниками за 5-6 класс, 6 класс. Учебник. слово о родной земле. Слово о родной земле в Автор учебника Класс: первый учебник и рабочая. Разговоры о Слово о родной земле 7 класс как правильно сделать, и не накосячить. У нас. Курдюмова Т. Ф. Учебник- хрестоматия 6 класс; Пальман Л. М. Слово о родной земле.

Слово о родной земле Пальман… Слово о родной земле 7 КЛАСС ПАЛЬМАН. 16 июл 2015 Слово о родной земле: учебная хрестоматия для 5-6 классов по курсу литературного краеведения. Авт. – сост. Л. М. Пальман 2. Родиноведение. Учебник по истории Пензенского края для начальной школы.

Слово о родной земле 7 класс пальман ответы на вопросы

БЕКОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Покровка

Решением педагогического совета МОУ СОШ с. Покровка Протокол №_____

У Т В Е Р Ж Д А Ю

___________ Л.В. Моночкова

по литературному краеведению Пензенской области

Орлова Нина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

с. Покровка, 2014 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по курсу «Литературное краеведение» МОУ СОШ с. Покровка составлена на основе методических рекомендаций Лии Михайловны Пальман.

Учебный курс «Литературное краеведение» входит в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Пензенской области. Реализуется в 5-7 классах по 1часу в неделю. Преподавание ведется по учебнику «Слово о родной земле» для 5-6 классов и 7 класса, автор-составитель Л.М. Пальман.

Программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников основного общего образования.

Программа дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов и тем учебного предмета.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание обучения, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы.

Важность курса «Литературное краеведение» определяется тем, что он является средством приобщения школьников к духовной жизни народов Пензенского края в ее глубинных проявлениях через литературные произведения. Соприкосновение с богатейшей литературой родного края обогащает учеников местным фактическим материалом, формирует патриотическую гордость за свою малую родину, давшую миру такое созвездие талантов, чувство ответственности за достойное продолжение традиций культуры края.

Цели и задачи курса литературного краеведения

Цель преподавания курса литературного краеведения заключается в изучении литературной истории Пензенского края, становление духовного мира личности, создание потребности человека в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Специфические задачи курса литературного краеведения:

— приобщить учеников к богатой культуре Пензенского края;

— опираясь на многообразие этнического состава населения края, формировать чувство

уважения и родства к представите­лям различных языков, литератур, верований,

— конкретизировать межпредметные связи истории, литера­туры, архитектуры,

изобразительного и прикладного искусств и на этой основе усилить эстетическое

— изучая произведения, выявить влияние жизненного пути писателей и поэтов на их

— собрать фольклорный и литературный материал по творчеству поэтов-земляков;

— воспитание культуры личности, отношения к краеведению как части общечеловеческой

культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Познавательные задачи курса литературного краеведения:
— знакомство с произведениями русской литературы, в которых дается описание событий, происходивших на пензенской земле;

— знакомство с произведениями авторов, чье творчество связано с Пензенским краем; — знакомство с творчеством земляков-литераторов по следующим темам:

устное народное творчество, древнерусская литература, лабиринты судьбы, где раскрываются связь великих русских писателей с Пензенским краем;

— тема исторической памяти, где берутся во внимание произведения, охватывающие определенный исторический период, тема детства и прославления красот родной природы, характерная для большинства местных поэтов и прозаиков;

— знакомство с памятниками истории и культуры, находящимися на территории Пензенской области.

Надпредметные задачи курса литературного краеведения:
-нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание;
-развитие мышления, речи школьников;
-расширение кругозора, развитие читательского интереса, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую и проектную деятельность;
-формирование общеучебных умений: работа с книгой, справочной литературой.

Задачи и характер программы определяют специфику обучения. Целесообразно применять разнообразные типы учебных занятий и форм организации обучения. Могут быть использованы элементы развивающих технологий обучения, игровые технологии, проектной деятельности, формирования учебной деятельности школьников и другие. Из форм организации обучения рекомендуются уроки изучения нового материала, учебно-практические занятия, экскурсии и сбор фольклорного материала, встречи, ролевые игры, защита проектов, читательские конференции, конкурсы стихов. Важно использовать элементы музейной педагогики, занятия в библиотеке, на экологической тропе, коллективные формы организации познавательной деятельности школьников, работу в группе и паре.
В процессе изучения краеведения осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль. Для наиболее подготовленных обучающихся в качестве итогового контроля может быть рекомендована защита проекта. Одним из вариантов может быть создание портфолио работ.

Содержание рабочей программы

5-6 классы — 68 часов

Курс литературного краеведения в 5-6 классах направлен на изучение произведений пензенских поэтов и прозаиков о жизни и быте нашего края, его прошлом и настоящем. Способствует решению задач литературоведческого образования, а также соприкасаясь с богатейшей литературой Пензенской земли, сделает знания учащихся белее конкретными, глубокими, и не только обогатит их местным фактическим материалом, но и будет формировать патриотическую гордость за свою родину.

Изучение литературного краеведения в 5-6 классах предусматривает систему уроков, в которой запрограммирован рост самостоятельности учащихся, их приобщение к различным видам литературно-краеведческой работы, возможность для творчества учителя и учеников.

Своеобразие литературно-краеведческого курса состоит в том, что в нем широко используются местные (в узком смысле слова) материалы, связанные с родной семьей, с родными местами, с писателями-земляками.

Разнообразны и формы занятий: наряду с экскурсиями, видеоуроками, читательскими конференциями, инсценировками используются различные виды собирательной деятельности.

При изучении произведений продолжается формирование читательских умений и навыков у учащихся 5-6 классов: чтение вслух и про себя, пересказ прозы, выразительное чтение.

7 класс – 34 часа

Курс 7 класса является одним из звеньев в системе изучения литературного краеведения. В нем сохраняются основные концептуальные подходы к изучению данного учебного предмета: приобщение учеников к богатой культуре родного края, обогащение этических и культурных основ личности, формирования чувства уважения и родства с представителями разных культур, языков и верований.

Курс литературного краеведения в 7 классе продолжает способствовать расширению кругозора и углублению знаний учащихся о малой родине. При подборе текстов учитывается возраст учащихся, их интерес к приключениям, к истории, к ярким, необычным людям. Хрестоматия для 7 класса «Слово о родной земле» побуждает учителя акцентировать внимание учащихся не только на расширение кругозора знаний о жизни, быте, прошлом и настоящем нашего края, в ней идет речь о литературе, об искусстве слова, поэтому важно учитывать образную природу читаемых текстов, их художественное своеобразие. Учитывая возрастные особенности учеников, хрестоматия включает задания по работе со справочной и научной литературой. В 7 классе расширяется роль пропедевтики литературоведческих знаний. Ученики получают представление об историческом жанре, об автобиографической прозе. Важнейшей особенностью курса являются очные заочные экскурсии в литературные и краеведческие музеи.

5 класс

I тема. «С чего начинается Родина?» Введение.

Значение курса литературного краеведения. Понятие «малой» родины.

  1. Урок-концерт. Стихи К. Симонова «Родина», В. Тушновой «Вот говорят: Россия…», Н. Рыленкова «Как мне родных полей не знать» и др.

Стихи поэтов Пензенского края о любви к родной земле, к «малой родине», с которой начинается любовь к родной стране: Матрена Смирнова «Милая роща», Федор Ракушин «Я часто вижу ночь сырую», Борис Милавин «Я в лес вхожу. Какая благодать!». Песни «С чего начинается Родина?» В Баснера, «Милая роща» О. Гришина.

Стихи поэтов с. Покровка Бековского района о «малой родине»: Ольга Карасева «Мое село», Татьяна Червякова «Чем пахнет деревня?», Мария Моксина «Вот они поля мои родные».

Слайды пейзажей Пензенского края, Бековской земли и села Покровка.

  1. Урок-экскурсия. Экскурсия в областной литературный музей.

Экскурсия в краеведческий музей р.п. Беково.

  1. Экскурсия «Кругом родные все места» по памятным местам с. Покровка: Мемориал Воинской Славы – памятник защитникам Советской власти – Березовая аллея – Святой источник «Явленный» — Сад у старой школы. Стихотворения Дины Злобиной, Александра Сазонова, Виктора Агапова и др.

II тема. Страницы прошлого.

  1. Интегрированный урок истории и литературного краеведения в комнате Славы Библиотечно — досугового центра с. Покровка. «История Пензенского края с древнейших времен». Г.Е. Горланов «Очерки истории культуры Пензенского края». Г.В. Мясникова «Город – крепость Пенза». К.Д. Вишневский, Н.М. Инюшкин «Наследие».
  2. Урок – игра. Путешествие на машине времени. Дать представление учащимся о далеких эпохах, о прошлом родного края или села, где они живут, подготовить к восприятию фольклора.

III тема. Фольклор. Народные сказки.

Знакомство с «малыми формами» фольклора родного края: загадки, пословицы,

поговорки. Первая «фольклорная экспедиция» — собирание фольклорного

Книга О.П. Мартыненко «Фольклор Пензенской области».

Народные промыслы Пензенского края. Выставка рисунков.

Русские народные сказки. А.П. Анисимова. Слово о писателе. Разнообразие

фольклорных жанров в книгах А. Анисимовой. Сказка «Охотник и колдун».

Наблюдение над языком сказки. Конкурс «Самый внимательный читатель».

Сказка «Иван Зеленый». Инсценирование отдельных эпизодов.

Творческая работа «Сочини сказку».

IV тема. Народные сказки мордвы.

Фольклор народов, живущих в Пензенской области. Посещение выставки национальных костюмов, предметов быта и промыслов в БДЦ с. Покровка.

Вторая «Фольклорная экспедиция» — запись сказок бытующих в с. Покровка.

Сказки записанные А.П. Анисимовой: «Юрт-ава», «Красавица Варана».

Встреча с поэтом, гармонистом, исполнителем собственных песен, лауреатом конкурса «Играй гармонь» Маташовым Василием Федоровичем, жителем с. Покровка.

V тема. Литературные сказки.

Творчество поэтессы, фольклористки, сказочницы А.П. Анисимовой.

Песни: «Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит».

Стихи: «Поля раздольные», «Мчатся поезда», «Девушка Май».

Фонозапись песен на слова А.П. Анисимовой в исполнение хора им. Пятницкого.

Сказка «Птица Радость». Анализ сказки. Сравнение с произведениями А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Г.Х. Андерсена.

VI тема. И.А. Крылов и Пензенский край.

Пребывание И.А. Крылова в усадьбе Зубрилово.

Ода «Уединение». Язык «высокой» поэзии в оде «Уединение».

Бессмертный жанр басни. Образы животных в баснях И.А. Крылова. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Поучительный характер басен. Мораль басни «Свинья под дубом». Своеобразие языка басен И.А. Крылова. Сравнение языка высокой поэзии и меткость языка басен.

VII тема. Творчество Н.И. Каткова.

Выражение народной мудрости в баснях Н.И. Каткова. Басня «Река и Океан», «Басня про Петю». Мораль, и формы ее воплощения в баснях Каткова.

VIII тема. М.Ю. Лермонтов и Пензенский край.

Раннее детство поэта. Заочная экскурсия в музей-заповедник Тарханы.

Отрывок из стихотворения «1 января…». Анализ отрывка. Творческая работа: устное описание любимого уголка природы.

Стихотворение «Бородино». Пензенские источники стихотворения «Бородино».

Произведения М.Ю. Лермонтова, посвященные Кавказу и его людям. Сказка «Ашик — Кериб». Сопоставление сказки с прочитанными ранее произведениями.

IX тема. Пензенские писатели – детям.

Творчество Веры Клавдиевны Звягинцевой. Тема родины в стихотворениях, посвященных городу Кузнецку: «Поездная», «Нет, не заменит никто», «Калитка». Творческая работа учащихся: сочинение-описание «Нет, не заменит никто никогда мне первой любви моей к милой земле».

Стихи Виктора Даниловича Агапова: «Березинка, Березинка», «Чаадавка». Анализ стихотворений. Работа в группах.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного краеведения «Искусство Тимофея Никитича Зоткина». Стихотворение «В селе Абашееве». Презентация абашевской игрушки.

X тема. Обобщающий урок.

Повторение курса литературного краеведения.

Защита проекта: Знаменитые люди нашего села.

6 класс

I тема. Введение. Мифы народов Поволжья.

Мифы народов мира. Мифы древних славян. Сходство и различие мифа и сказки.

Легенды и предания, записанные А.П. Анисимовой: «Почему Сура так называется»,

«О реке Айва», «Мокшанская княгиня Нарчатка», «Большая сосна». Легенда и сказка – сходство и различие. Творческая работа учащихся: Портреты персонажей легенд Пензенского края.

II тема. Вяземский П.А. и Пензенский край.

Слово о поэте. Пребывание поэта на пензенской земле. Стихотворение «Саловка».

Стихотворение «Зимние карикатуры». Сопоставление стихов Вяземского П.А. и «Бесы» Пушкина А.С.

III тема. О. Савин «Пишу тебе в Пензу».

Творчество выдающегося краеведа, историка Олега Михайловича Савина.

Знакомство с книгами «Пенза литературная», «Памятные места Пензенской области», «Венок Лермонтову», «Пишу тебе в Пензу». Книжная выставка.

Фрагменты из произведения «…Написал историю Пугачевщины». Обучение написанию доклада. Составление литературной карты области.

IV тема. М.Ю. Лермонтов.

Стихи о природе. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Прекрасны вы, поля земли родной», «Вечер после дождя». Анализ стихотворений. Чтение изученных стихов М.Ю. Лермонтова наизусть.

Юношеская повесть М.Ю. Лермонтова «Черкесы». Анализ поэмы.

С.А. Андреев-Кривич «Тарханская пора», «В старых Тарханах, сегодняшнем Лермонтово», «У Кормилицына пруда».

Андроников И.Л. «Земляк Лермонтова»

Викторина по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

V тема. Н.С. Лесков и Пензенский край.

Слово о писателе. Пензенский период жизни Н.С. Лескова.

«Мелочи архиерейской жизни».

VI тема. Ф.В. Гладков. Творческий путь писателя.

Автобиографическое произведение «Повесть о детстве».

Работа с литературной картой Пензенской области.

VII тема. Стихи пензенских поэтов о природе родного края.

Чтение стихов о родном крае изученных ранее. Стихи А. Сазонова, О Савина, В. Застрожного, М. Смирновой, Д. Злобиной, Ф. Ракушина. Сравнение стихов.

Работа с литературной картой Пензенской области.

Стихи поэтов с. Покровка: Марии Моксиной, Ольги Карасевой.

VIII тема. В. Канин.

Слово о писателе.

Главы из повести. В. Канина «На тропе Батыевой».

Характеристика героев повести.

Эпоха становления русского государства.

История возникновения г. Пенза.

Творческая работа: «Зарисовки к повести».

IX тема. Обобщающий урок.

Защита проекта: «Писатели с. Покровка»

7 класс.

I тема. Введение в курс литературного краеведения в 7 классе.

1. Заседание редколлегии литературного журнала.

2. Творчество поэтов с. Покровка.

II тема Пословицы и поговорки.

Нравственные ценности русского народа в пословицах и поговорках.

Словарь В.И. Даля.

Работа с толковым словарем и словарем литературоведческих терминов.

Собирание и запись пословиц и поговорок с. Покровка.

Защита проекта: «Пословицы и поговорки моего села».

III тема.Г. Ф. Державин и Пензенский край.

Творчество Г.Ф. Державина.

Отрывок из стихотворения «Осень во время осады Очакова». Выразительные средства языка в стихотворении.

IV тема. И.И. Лажечников. «Ледяной дом».

Сведения о пребывании Лажечникова в Пензенском крае. Отрывок из воспоминаний писателя о первой встрече с В.Г. Белинским «Заметки для биографии Белинского».

Эпоха Анны Иоанновны. «Ледяной дом» — фрагменты из романа.

Исторические лица в романе и их характеристика.

Художественный образ и его прототип в исторической прозе.

V тема. М.Н. Загоскин «Юрий Милославский».

Слово о писателе – доклады учащихся.

Историческая основа романа «Юрий Милославский, или русские в 1612 году».

Сравнительная характеристика героев, анализ эпизода по плану.

Работа со словарями и справочниками.

VI тема. М.Ю. Лермонтов.

Лермонтов – писатель, поэт, драматург.

Заочная экскурсия в музей-заповедник «Тарханы».

Тарханские источники «Песни про купца Калашникова».

Работа с толковым словарем.

Справка об исследователе и собирателе биографии Лермонтова В.Х. Хохрякове. Справка о литературоведе и исследователе творчества Лермонтова Б.М. Эйхенбауме.

VII тема. М.Е. Салтыков – Щедрин и Пензенский край.

Информация о службе М.Е. Салтыкова – Щедрина в Пензенском крае.

Заочная экскурсия по улицам города, связанная с пребыванием великого сатирика в Пензе.

Предисловие к очерку «Старый кот на покое» из книги «Пампадуры и Пампадурши».

Читательское отношение учащихся к сатирическим произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Особенности комического у М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Рассказчик и автор в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина.

VIII тема. Л.Н. Толстой на Пензенской земле.

IX тема. Максим Горький в Пензе.

X тема. В.В. Маяковский в Пензе.

Слово о писателе.

Словотворчество В.В. Маяковского.

Особенности стихотворного ритма.

Работа со словарем С.И. Ожегова.

XI тема. Творчество Аделя Кутуя.

Знакомство с творчеством татарского писателя Аделя Кутуя.

Публицистическое произведение «Тоскую».

Самостоятельное изучение повести «Неотосланные письма».

Необычная форма произведения – повесть в письмах.

Проблема любви в произведении.

Диспут о любви на основе повести.

XII тема. Пензенские поэты о Великой Отечественной войне.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, русского народа, трудности и радости грозных лет войны в стихах пензенских поэтов: Лев Зефиров «Солдат служил», «Танк на пьедестале», Александр Сазонов «Отец», «Разговор с отцом», Михаил Кириллов «Пенза. 1941-й», Олег Савин «Вечный огонь», Николай Куленко «Пиджак отца», Дина Злобина «Ни улице Мира». Сведения об авторах. Анализ стихов. Индивидуальные образы героев В.О.В.

Стихи поэтов села Покровка о Великой Отечественной войне, о ветеранах войны.

Собирание краеведческого материала о ветеранах с. Покровка.

Памятники в г. Пенза, посвященные военной тематике.

XIII тема. К.С. Бадигин.

Творчество В.С. Бадигина. Роман «На морских дорогах» — жанровые особенности.

Сообщения учащихся о книгах К.С. Бадигина – жанр, сюжет, главные герои.

XIV тема. Обобщающий урок.

Защита проекта «Знаменитые люди нашего села»

Экскурсия в краеведческий музей р.п. Беково.

Требования к уровню знаний учащихся 5-7 классов,

изучающих курс литературного краеведения

В результате изучения курса ученик должен
знать, понимать:
основные этапы и ключевые события истории пензенского края с древности до наших дней; исторических деятелей края;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные мотивы творчества пензенских писателей и поэтов;

уметь:
показывать
-на карте границу Пензенской области, Бековского района, крупные сельские населенные пункты, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших событиях истории края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, имен, терминов;
воспринимать и анализировать художественный текст;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

— работать над проектами.
-давать описание событий истории края и памятников культуры па основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
-определять род и жанр литературного произведения;
— выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев.

Литература

  1. Методические рекомендации к изучению курса литературного краеведения в 7 классе. Автор Л.М. Пальман. Пенза, 1999
  2. Слово о родной земле: учебная хрестоматия для 5-6 классов по курсу литературного краеведения. Авт.-сост. Л.М. Пальман. Пенза, 1996
  3. Слово о родной земле. Учебник хрестоматия для 7 класса по курсу литературного краеведения. Авт.-сост. Л.М. Пальман. Пенза, 2011.

Рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему:
Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе (по учебнику Л. Пальман)

Программа включает в себя изучение материала по литературному краеведению по учебнику Л. Пальман «Слово о родной земле» (Пенза, 2008 год)

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Белинского Пензенской области

Директор школы________________ И. В. Крымова

«___» ____________2013 г.

по литературному краеведению

составитель – Раткина Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

одобрена на заседании одобрена на заседании

МО учителей русского языка на заседании

и литературы педагогического совета

Протокол № 1 Протокол №1

От «___»__________2013г. От «___»__________2013г.

Данная программа составлена в соответствии с образовательной программой среднего общего образования МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области.

Курс литературного краеведения является одним из звеньев в системе изучения литературы в 5 – 7 классах. Он сохраняет основные концептуальные подходы к изучению литературы и, кроме того, решает важные культурно-нравственные задачи: приобщает учеников в богатой культуре родного края, обогащает этические и культурные основы личности, формирует чувства уважения и родства с представителями разных культур, языков, верований.

Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы, что способствует расширению и углублению знаний учащихся. Вместе с тем при подборе текстов учитываются возрастные особенности учащихся, их интерес к сказкам, истории, приключениям, к ярким, необычным людям.

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю и к литературе, созданной на этой земле; сознательного отношения к литературе как к духовной ценности, средству нравственного и духовного обогащения и получения знаний;
  • Знакомство учащихся с образцами творчества пензенских писателей и поэтов, с произведениями, созданными на Пензенской земле, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у читателя;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных и аналитических умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний по истории литературы Пензенского края; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • приобщение учащихся к искусству слова, к культурному и литературному богатству родного края; ознакомление с биографическими сведениями и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
  • расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; развитие эмоционального восприятия учащихся;
  • обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения; развитие потребности в книге.

Программа включает в себя произведения авторов, так или иначе связанных с Пензенской землей. Это, в первую очередь, произведения таких известных и всенародно любимых поэтов и писателей, как М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, И. Л. Андроников, Ф. В. Гладков. Но в программе много произведений и пензенских поэтов и писателей, что важно для воспитания у школьников гордости за родной край. Ученики знакомятся с фактами биографии и произведениями А. П. Анисимовой, М. Смирновой, Ф. Ракушина, Н. Каткова, В. Звягинцевой и др.

Описание ценностных ориентиров

содержания учебного предмета

Воспитание гармонично развитой, глубоко нравственной личности невозможно без обращения к художественной литературе. Особую роль в данном контексте играет обращение к творчеству писателей-земляков. Специально отобранные для школьной программы литературного краеведения произведения пензенских авторов, а также тех поэтов и писателей, чья жизнь так или иначе была связана с Пензенской землей, помогают школьникам сформировать стойкие представления о вечных нравственных ценностях: о добре, милосердии, взаимовыручке, ответственности за свои слова и поступки, великодушии, любви ко всему живому, бережному отношению к природе, уважению к народной мудрости, к истории своего народа, к старшему поколению.

Русская литература позволяет воспитать в юном читателе чувство гордости за свой народ, свою Родину, ее прошлое и настоящее. А литература Пензенского края позволяет гордиться своей малой родиной.

Кроме того, художественный произведения, включенные в программу, позволяют развить у учеников чувство прекрасного, любовь к искусству в целом.

Место предмета в учебном плане школы

На изучение литературного краеведения в 7 классе в учебном плане МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

1. Пословицы и поговорки (2 часа)

Русские пословицы и поговорки – 1 час

Мордовские и чувашские пословицы и поговорки – 1 час

2. Из литературы XVIII века (3 часа)

Н. В. Кузьмин «Круг царя Соломона» (фрагменты) – 1 час

Г. Р. Державин и Пензенский край – 1 час

Г. Р. Державин «Осень во время осады Очакова» — 1 час

И. И. Лажечников. Жизнь и деятельность. Литературное творчество. Лажечников о Белинском – 1 час

И. И. Лажечников «Ледяной дом» (фрагменты) — 4 часа

М. Н. Загоскин. Жизнь творчество. О. Савин о М. Н. Загоскине – 1 час

«Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (фрагменты) – 5 часов

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Урок-экскурсия в Тарханы – 1 час

М.Ю. Лермонтов «Умирающий гладиатор» — 1 час

М. Ю. Лермонтов «Два брата» — 1 час

М. Ю. Лермонтов «Люди и страсти» — 3 часа

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» — 1 час

М. Е. Салтыков-Щедрин. Связь творчества писателя с Пензенским краем. «Помпадуры и помпадурши» — 2 часа

Л. Н. Толстой на Пензенской земле» — 1 час

Знакомство с целями и задачами курса литературного краеведения.

Выразительное чтение стихотворений.

Знакомство с историей родного края, с обычаями народов, населяющих Пензенскую землю.

Сравнение русских народных сказок, сложенных и бытующих на Пензенской земле, с общеизвестными народными сказками.

Закрепление понятия о волшебной сказке.

Воспроизведение прослушанной информации на экскурсии.

Работа с понятиями легенда, предание.

Сравнительный анализ русских и мордовских сказок, нахождение в них общих и различных черт.

Подготовка устного сообщения.

Групповая работа над созданием отзыва.

Подготовка и презентация творческой работы (иллюстрации).

Работа с понятием литературная сказка

Обсуждение литературного произведения.

Пересказ всех видов (подробный, сжатый, выборочный, от другого лица и др.)

Работа с понятиями басня, аллегория, мораль в басне.

Выступление перед аудиторией сверстников с выразительным чтением стихотворения или басни.

  1. Введение.
  2. Пословицы и поговорки русского народа. (1 час)
  3. Пензенские поэты о Родине. А. Яшин «В несметном нашем богатстве…», М. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю…», Ф. Ракушин «В декабре светит солнышко редко…», Б. Милавин «Я в лес вхожу…» знакомство с творчеством поэтов-земляков. Поэтизация родного края.(1 час)

Русские народные сказки

  1. О Поиме, его сказках и песнях. Поим, его богатая история, самобытна культура. А. Анисимова о Поиме (1 час)
  2. «Охотник и колдун». Сказка, сложенная и бытующая на Пензенской земле. Черты волшебной сказки. Герои сказки. Воплощение народных представлений о силе, мудрости и любви (2 часа)
  3. «Иван Зеленый». Волшебная сказка в изложении народного сказителя. Нравственные идеалы простого народа в сказке. Герои сказки. Смысл названия. «Бродячие» сюжеты. (2 часа)

Мордовские народные сказки

  1. «Юрт-ава». Знакомство с культурой и историей мордовского народа. Особенности мордовских сказок. Народные верования в сказке (1 час)
  2. «Красавица Варана». Предание о реке Вороне как основа сказки. Аллегоричность сказки. Поэтизация природы. (1 час)
  3. Внеклассное чтение. Мордовские народные сказки (по выбору учащихся)общее и различное в русских и мордовских народных сказках. Воплощение общечеловеческих ценностей в сказках двух народов, мирно сосуществующих на Пензенской земле (1 час)
  4. Урок-экскурсия в краеведческий музей села Поим. Расширение знаний об истории, культурных и религиозных традициях села Поим. (1 час)
  5. Конкурс на лучшую иллюстрацию к прочитанным русским и мордовским сказкам. Создание и презентация творческих работ учащихся. (1 час)
  1. А. П. Анисимова. «Птица Радость». Слово об А. П. Анисимовой, педагоге, журналисте, собирательнице народного творчества, писательнице и поэтессе. Сюжет сказки «Птица Радость». Главная героиня сказки, ее представления о счастье и радости. Образ Птицы Радости. Воплощение народных идеалов в сказке. Особенности языка сказки.(3 часа)
  2. Стихи и припевки А. П. Анисимовой «Мчатся поезда», «На берегу реки Вороны» и др. мастерство А. П. Анисимовой в создании зарисовок родного края. Размышление поэта о прошлом, настоящем и будущем родного края. (2 часа)
  3. Сказ мордовской сказительницы Ф. И. Беззубовой «Девушка Май». Образность, красота, выразительность сказа. Образ Девушки Май как воплощение представлений народа о красоте и радости. Поэтизация весны и природы (1 час)
  4. Сочинение по творчеству А. Анисимовой. Создание сочинения-отзыва об одном или нескольких произведениях А. П. Анисимовой. (1 час)
  1. И. А. Крылов «Свинья под дубом». Крылов и Пензенский край. Мораль в басне. (1 час)
  2. И. А Крылов «Уединение». Прошлое и настоящее в оде Крылова. Противопоставление спокойствия, величавости природы суетному миру. (1 час)
  3. Н. И. Катков «Река и Океан», «Басня про Петю». Знакомство с творчеством Н. И. Каткова. Персонажи басни «Река и Океан». Осуждение хвастовства и невежества в басне. «Басня про Петю». Особенности басни. Смех над несамостоятельностью и инертностью в басне. Осуждение чрезмерной опеки. (2 часа)

М.Ю. Лермонтов – наш великий земляк.

19. Урок-экскурсия в музей-заповедник «Тарханы». Знакомство с биографией Лермонтова (детство). Родная земля – источник вдохновения. (1 час)

20. Урок-концерт «Любимые строки Лермонтова». Любимые стихотворения Лермонтова в исполнении школьников (1 час)

21. «Ашик-Кериб». Интерес Лермонтова к сказкам других народов. Кавказ в жизни Лермонтова. Сюжет сказки, его особенности. Герои сказки, черты их характера и поступки. Прославление храбрости, отваги, мужества, таланта, верности и бескорыстной любви. Гуманизм сказки. (3 часа)

22. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке «Ашик-Кериб» (1 час)

Поэты о родном крае

23. В. К. Звягинцева «Поездная», «Нет, не заменит ничто», «Калитка». Знакомство с творчеством В. К. Звягинцевой. Любовь к малой родине, идея прославления родной земли в стихотворениях поэта (1 час)

24. В. Д. Агапов «Березинка, Березинка…», «В Чаадаевке», «В селе Абашеве». Знакомство с творчеством В. Д. Агапова. Поэтизация родного края в стихотворениях поэта. Прославление талантливости, доброты земляков. (1 час)

25. Урок-концерт «Пензенские поэты о родном крае» (1 час)

26. Итоговый урок.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа)
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
  • выявлять основную нравственную проблема тику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
  • писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);

Используемый учебно-методический комплекс

Л. М. Пальман. Слово о родной земле: учебник-хрестоматия для 5 – 6 классов по курсу литературного краеведения. Пенза, 2008

Популярное:

  • Эльвира сафина адвокат йошкар-ола Адвокат Сафина Эльвира Ульфатовна Общие сведения Статус: Действующий; Реестровый номер: 12/165; Номер удостоверения: 237; Государство: Российская Федерация; Федеральный округ: Приволжский федеральный округ; Субъект Российской Федерации: Республика Марий Эл; Адвокатская палата: […]
  • Ооо веда г протвино ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВЕДА" 24 декабря 2002 юр.лицу присвоен ОГРН 1025004860451 Регистратор — Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Московской области Адрес регистратора — 142100,Московская обл,Подольск г,Комсомольская ул,7 30 января 1997 юр.лицо […]
  • Закон тамбовской области об административных правонарушениях 155 Закон Тамбовской области от 29 октября 2003 г. N 155-З "Об административных правонарушениях в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 29 октября 2003 г.) (с изменениями и дополнениями) Закон Тамбовской области от 29 октября 2003 г. N 155-З"Об административных […]
  • Закон об ипотеке залоге недвижимого имущества Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля, 29 […]
  • Закон 115-фз о правовом положении иностранных граждан 2018 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон о полиции сколько глав Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ"О полиции" С изменениями и дополнениями от: 1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 3 декабря 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 […]