Социальные нормы

  • Предмет и объект социологии
  • Предмет, структура и функции социологии
  • Социология и социологические теории
  • Социальная парадигма
  • Основы социологии
  • Научная социология
  • Структура и уровни социологического знания

Социальная норма и отклоняющееся поведение

Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.

Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.

Понятие социальной нормы

Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

  • обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
  • моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
  • нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
  • правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
  • эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
  • политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
  • религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
  • корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Система социальных норм

В жизни каждого человека постоянно возникают ситуации, когда нужно определить свою линию поведения на работе, дома, в семье, общественных местах и т. д. Ответ на вопрос о допустимом, желательном или должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем с помощью сложившихся в обществе социальных норм.

Система социальных норм — часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм:

  • технические (в широком смысле);
  • социальные.

Технические нормы

Технические нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой.

Технические нормы указывают на то, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, реагировать на воздействие сил природы. Пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям. Технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил.

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Социальные нормы

Столь же важно в современном мире соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.

Социальные нормы — это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).

Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

  • правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
  • правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
  • не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются но двум основным критериям:

  • способу их формирования (создания);
  • способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы обычаев — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Религиозные нормы — правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

Социология права

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА — изучает реальное, фактическое функционирование норм права в обществе, в системе социальных взаимодействий людей, социальных групп и институтов. В жизни реальное существование правовых норм проявляется в наличии постоянно повторяющихся актов поведения, социальных действий, воплощающих в своем содержании суть правовой нормы. Чтобы установить механизм такого поведения, необходимо выявить содержательные характеристики двух переменных: 1) правовой нормы и 2) интересов, мотивов, целей, установок лиц, чье поведение связано с реальным функционированием норм права. Из взаимодействия этих переменных можно вывести содержание и направленность соответствующих актов социального действия.

Деятельность индивидов, акты их поведения (т. е. постановка цели, выбор средств, принятие решения и его исполнение) всегда адресованы обществу: они влияют, воздействуют на него, они затрагивают составляющие его классы, социальные группы и слои, отдельных членов общества. Жизнь права, жизнь и «деятельность» закона — это жизнь людей, деятельность конкретных индивидов, так или иначе связанная с правом. Право с социологических позиций не есть лишь инструмент для решения правил, установленных полит, властью. Право — это непосредственная жизнь людей, оно неотделимо от их бытия, желаний, потребностей.

Для освещения социологического аспекта права необходимо выявление социокультурной традиции общества в той ее части, где речь идет о совокупности относительно устойчивых, разделяемых большинством народа представлений о праве, правосудии, справедливости и т.д. Общество как объект социологии — это специфическая совокупность отношений между людьми, существование которых предопределяется их взаимной зависимостью; именно в обществе в ходе взаимодействия, осуществления совместных действий и поступков создаются культурные ценности и общие символы. В свете этих ценностей и символов вырабатываются в том числе и правовые категории и понятия и, что наиболее важно, указанные категории и понятия, включаясь в поле социального действия, неизбежно приобретают особый смысл, их подлинное, реальное значение связывается с более широким социокультурным миром устойчивых, господствующих представлений, ценностных установок, стереотипов общественного сознания.

Понятия «право», «закон» приобретают реальный, подлинный смысл и значение во взаимодействии с такими представлениями. Именно обществ, сознание предопределяет реальное социально функционирование в общественной жизни указанных терминов, дефиниций, понятий. Здесь, в сфере совершения реальных социальных, политических действий, выявляется суть, подлинный смысл и значение правовых установлений, институтов в данных условиях места и времени.

Реальное социальное существование права выявляется в связи, во-первых, с отношением индивидов, социальных групп и классов к данному праву, когда ценности, установки и иные характеристики индивидуального и группового сознания взаимодействуют с нормами, ценностями, воплощенными в отдельных, конкретных социальных институтах, прежде всего, в системе правовых норм общества; во-вторых, с соотношением самих правовых норм (системы права) с иными, более широкими социальными структурами: общественным правосознанием, моральной, идеологией; и в-третьих, с соотношением совокупности политических, правовых, морально-этических и иных норм и ценностей данного общества с его ведущими социально-экономическими характеристиками.

Если основная задача правовой науки — изучение соответствующих отраслей права, воплощенных в законодательстве, то задача социологии права — исследование социальных закономерностей становления, развития и применения правовых норм, регулирующих деятельность социальных институтов, поведение индивидов; закономерностей, проявляющихся в ходе взаимодействия норм права и объективных социальных норм; установление степени эффективности права в ходе реализации основных задач социальной политики.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 474-475.

Социология: учебное пособие

Автор: Бачинин В.А. | Год издания: 2003 | Издатель: Харків: Консум | Количество страниц: 576

  • Головна
  • Соціологія
  • Социология: учебное пособие
  • Нормы права

Дивись також:

основной регулятор общественной жизни, придающий легитимность связям и институтам внутри гражданского общества, а также его .

в Германии — направление политической мысли Германии ХVII — XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), .

(лат.Legitimus- законный) — признание народом и по­литическими силами правомерности, законности по­литической власти, ее инструментов, механизмов .

составная часть общегосударственной политики, относящаяся к организации и применению средств вооружённого насилия для достижения политических .

важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Начиная с .

Нормы права

Правовые нормы являются одним из важнейших средств по обеспечению социального порядка и по приданию общественным отношениям цивилизованного характера. Они призваны оберегать индивидов, общество, государство от наиболее опасных видов зла, от произвола и насилия. Если в науке явственнее всего выражено интеллектуальное начало, в искусстве — художественное, то в праве — волевое. Право выступает как воля высших светских авторитетов, воплощенная в их властно-регулятивных акциях, в системе норм и законов, направленных на поддержание общественного порядка.

Особенность социально-волевого начала состоит в том, что в нем доминирует пафос долженствования. Высшие светские авторитеты, и в первую очередь государство, не склонны принимать социальную действительность как некую застывшую данность. Они постоянно предъявляют к ней разнообразные требования, энергично настаивают на их выполнении, стремятся подчинить своей воле и держать под постоянным контролем важнейшие проявления общественной жизни. Это позволяет говорить о том, что право имеет не только волевой, но и властный характер. Подчиняя своей воле граждан, оно не только требует, чтобы его предписания исполнялись, но и умеет добиться их выполнения. Для этого оно располагает аппаратом принуждения, контролирующим соблюдение правовых норм и наказывающим за их невыполнение.

Нормы права в их долженствовательной форме пребывают как в общественном, так и в индивидуальном правосознании, которое представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе реальных социально-правовых отношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность собственными духовно-практическими усилиями.

Выступая в качестве способности и готовности субъекта к законопослушному поведению, правосознание предполагает: а) понимание субъектом объективной необходимости в правовой оформленности и упорядоченности социальных отношений;

б) уверенность в способности права и закона обеспечить должный социальный порядок;

в) уважение к авторитету законной власти;

г) сознание и чувство ответственности перед необходимостью соблюдения норм права;

д) наличие достаточно сильной воли, позволяющей субъекту противостоять внешним влияниям и внутренним искушениям, толкающим его на путь правонарушений.

Стабильный цивилизованный правопорядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении. Более надежным его оплотом служит развитое, зрелое правосознание граждан. Поэтому цивилизованные государства заинтересованы в создании условий, необходимых для развития духовно богатых индивидуальностей и для зашиты их прав и свобод. В свою очередь, личность с развитым правосознанием склонна рассматривать свои свободы и права как необходимое условие ее цивилизованных, то есть наполненных взаимоуважением и взаимной ответственностью отношений с государством.

Обычно норма права определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, имеющее трехзвенную структуру — гипотезу (описание тех обстоятельств, при которых следует руководствоваться данной нормой), диспозицию (указание на то, каким должно быть социальное поведение) и санкцию (описание мер воздействия, применяемых к лицам, не соблюдающим предписания данной правовой нормы).

Норма права всегда авторитарна, императивна, категорична. Она не просит правоспособного субъекта выстраивать свои отношения с социальным окружением определенным образом, а требует. При этом ее безапелляционная требовательность основывается не только на авторитете и силе стоящего за ней государства, но и на признании ценности того социального опыта, что сосредоточен в ней. Многие поколения людей входе их практической и духовной деятельности собирали по крупицам этот опыт, который в итоге принял жесткую, почти кристаллическую форму универсальной поведенческой модели.

Каждая норма права содержит в себе скрытое предположение о том, что ее соблюдение необходимо для поддержания социального порядка как состояния, оптимального для исполнения индивидами и сообществами всех жизненно важных функций.

Правовая норма по своему ценностному содержанию представляет собой единство сущего и должного. То есть она не только отображает существенные черты фактических общественных отношений, но и фиксирует имеющуюся тенденцию цивилизационного развития данной социальной системы. Обе эти стороны соединяются в правовой норме и обретают вид типовой формулы социального поведения, отвечающего интересам общества и государства.

Широта социального содержания правовой нормы такова, что она не только предписывает, обязывает и запрещает, но и позволяет, разрешает, дает право, косвенно указывает на широкое пространство социальной свободы, находящееся в распоряжении субъекта правоотношений. Это обстоятельство издавна обрело вид классического положения о том, что в условиях цивилизованного правопорядка разрешено все, что не запрещено законом.

Социология не располагает средствами, при помощи которых норму права, как таковую, можно было бы зафиксировать эмпирически. Будучи идеальной по своему содержанию, она существует не во внешнем социальном пространстве, а только лишь во внутреннем пространстве человеческого духа, то есть в общественном и индивидуальном правосознании. Однако, у правовой социологии есть возможности исследовать противоречия между нормативно-правовыми требованиями и реальными поведенческими отклонениями от них.

М. Вебер ввел в аналитический инструментарий социологической теории понятие идеального типа, которое позволяет пролить дополнительный свет на содержание нормы права. Идеальный тип — это воображаемая, умозрительная модель того или иного социального формообразования, возникающая в результате отвлечения, абстрагирования от конкретного эмпирического содержания данного явления. Если говорить о норме права, то она представляет собой идеальный тип должного социального поведения.

Правовое и неправовое, законопослушное и девиантно-криминальное поведение может пребывать в различной степени удаленности от нормативного образца, от идеальной модели требуемого законом поведения. Социологические методы позволяют фиксировать как возможные несовпадения с образцами такого рода, так и имеющиеся совпадения с ними. В последнем случае предметом эмпирического анализа явится опять же не правовая норма сама по себе, а нормативное поведение людей, отвечающее ее требованиям.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что социология права не может быть сугубо эмпирической дисциплиной, что в ее структуре обязательно присутствие теоретического и метасоциологического уровней. Только там, где социология вплотную приближается к социальной философии, у нее появляется возможность получить представление о сущности правовой нормы как идеальном формообразовании, реально присутствующем в духовно-практической жизни людей.

Зачастую даже религиозно-нравственные запреты, идущие как бы свыше (религиозное сознание уверено, что их источником является Бог), действуют в социальной жизни через механизм права. Запрет приобретает вид самопредостережения: «Могу переступить черту дозволенного, но не переступлю, потому что боюсь уголовного наказания». То есть право и государство способны выступать в глазах верующего проводниками воли Бога. Там, где сугубо религиозные и этические предписания не срабатывают, включается третья нормативная система защиты социума от недолжных, разрушительных форм поведения. Право как бы страхует индивида от опасных искушений, приходит ему на помощь в критические моменты его жизни.

Когда норма права, как идеальная форма, умозрительная модель требуемого поведения, исчезает из индивидуального правосознания, оно с неизбежностью оказывается перед угрозой катастрофического самораспада. Императивное, ценностное, смысловое содержание правовых норм вносит в правосознание общества и личности необходимую структурность, ас ней субъектам сообщается определенная устойчивость, способность противостоять разнородным искушениям деструктивной, асоциальной направленности.

Нормы права можно с полным основанием рассматривать как первоэлементы социально-правовой реальности. Сочетаясь между собой в различные конфигурации естественно-правового и позитивно-правового характера, они создают нормативные пространства с различными степенями цивилизованности. Предписывая индивидам вести себя в обществе определенным образом, они помогают им адаптироваться к динамике меняющихся социальных обстоятельств, избегать острых, гибельных конфликтов с окружающей общественной средой.

Все правовые нормы подразделяются на категорические и гипотетические. Первые имеют вид абсолютных, безусловных требований и характерны прежде всего для естественного права. Они оберегают права человека на жизнь и свободу, защищают его достоинство. Не имея в своем содержании гипотез, они действенны при любых обстоятельствах и не признают никаких исключений. Благодаря им право поддерживает свои связи с более древними по своему происхождению религиозными и нравственными нормативными системами.

Гипотетические нормы действенны лишь при определенных условиях: «Если А, то В». Они составляют содержание позитивного права. Из них складываются конкретные законодательства в конкретных государствах, которые их устанавливают и настойчиво проводят в жизнь.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРАВОВОЙ НОРМЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРАВОВОЙ НОРМЫ

Золотухин Владимир Михайлович, д-р филос. наук, доцент
Степанцова Евгения Викторовна, аспирант
Кузбасский государственный технический университет

В статье рассматривается определение правовой нормы с точки зрения социологии и социально-философской интерпретации регулирования социальных отношений. Уделяется внимание констатации того, что право, в частности правовые нормы, имеют определяющее значение в системе факторов устойчивого социального развития.
Ключевые слова: Правовая норма, социологический подход, закон, правовая идеология, права и свободы.

In article definition of the rule of law from the point of view of sociology and socially-philosophical interpretation of regulation of social relations is considered. The attention of ascertaining of is paid that the right, in particular rules of law, have defining value in system of factors of steady social development.
Keywords: The rule of law, the sociological approach, the law, legal ideology, the rights and freedoms.

Объектом права, как социального регулятора, являются общественные отношения. Содержание норм права зависит от наиболее полного и глубокого познания свойств и признаков общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Создание норм права ориентируется на объективные потребности общества и субъективные потребности индивида. Следовательно, непосредственное влияние на эффективность норм права оказывают социальные факторы, а необходимым условием всестороннего познания правовых норм является изучение их создания и действия в конкретных исторических условиях реальной жизни.
В начале XX в. Б. А. Кистяковский подчеркивал, что социологический метод в правоведении в том и заключается, чтобы судить о праве и принимать правовые решения не только на основании права, выраженного в нормах, но и права, осуществляющегося в жизни [3, С. 215]. То есть, правовая норма признается не абстрактным явлением, а тесно связанной с жизненными фактами категорией.
Юридическая литература чаще всего определяет право только как совокупность правовых норм, соблюдение которых обеспечивается принуждением со стороны государства. По мнению А. К. Черненко нельзя опираться только на нормативистское толкование права и говорить о нем как о регуляторе устойчивого и рационального развития общества. Определяя право как совокупность правил поведения (норм), мы смешиваем его с формой государства, типом политического режима. В силу этого правом можно будет считать и законодательство государства, политика которого не предусматривает охрану природы, снятие социальной напряженности, отмену иррациональных правовых институтов. Иначе говоря, нормативистская трактовка права может в разной мере обусловливать как устойчивость, так и неустойчивость социального развития [6, С. 141].
Иная картина, по мнению исследователя, открывается, когда определение права отражает потребности общественного развития, интересы нации и всего человечества. В этом случае право – не формально-абстрактная совокупность законов, а их система, способствующая самосохранению общества. По мнению Б. А. Кистяковского, из трех главных определений права по содержанию правовых норм: как норм устанавливающих и разграничивающих свободу (школа естественного права и немецкие философы-идеалисты); норм, защищающих интересы (Иеринг); и, наконец, норм, создающих компромисс между различными требованиями (Адольф Меркель), последнее определение заслуживает особенного внимания с социологической точки зрения [3, С. 366]. Такое право приобретает особый смысл в наше время, на пороге третьего тысячелетия, когда общество интенсивно развивается, создаются различные общественные организации (в том числе партии), не возбраняется плюрализм взглядов и убеждений. По мнению А. К. Черненко, содержательное понимание права имеет решающее значение для определения роли и места права в системе факторов устойчивого социального развития, ибо оно соответствует объективным закономерностям развития человечества [6, С. 141]. Норма права создает равновесие в обществе и укрепляет его, поскольку формирует предсказуемое поведение индивида и его отношение другому лицу и ко всему обществу.
Социологическому подходу интересны смысл, цель, назначение нормы права. Необходимость изучения права, как социального явления, обосновывал Б. А. Кистяковский, когда говорил, главной целью такого изучения является достижение наиболее полного знания права. Оно является насущной потребностью для того, чтобы право не расходилось со справедливостью, и чтобы само право было справедливым [3, С. 210]. Он же в 1916 году утверждал, что русский научный мир может гордиться тем, что именно в русской научно-юридической литературе раньше других было выдвинуто требование изучать право как социальное явление [3, С. 201]. Социологическое изучение права противопоставлялось догматическому и было, по сути, революционным взглядом на юриспруденцию в целом.
В основе социологии права лежит представление о том, что действующая правовая система – это не совокупность правовых предписаний (норм), установленных государством, а составная часть социальной реальности. «Центр тяжести развития права, – писал Е.Эрлих еще в начале XX в., обосновывая предмет социологии права, – в наше время, как и во все времена, – не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе» [5, С. 12-13]. По мнению философов и социологов, право необходимо изучать как продукт развития общества. Именно с этих позиций могут открыться известные догмы в совершенно новом свете. По Б. А. Кистяковскому, цель социологии – выработка «работающих» понятий, таких как «общество», «личность», «социальное взаимодействие», «толпа», «государство», «право» и т.п. [1, С. 234].
По мнению Н. Н. Алексеева наиболее легкий и общедоступный выход из условности юридической догматики дается так называемым социологизмом в науке о праве. Социологизм – это тот род эмпирического знания, который не ограничивается простым описанием и систематизацией исторически установленных норм права, но стремится также к постижению их общественных функций [1, С. 24]. Искусственно созданное положительное право – результат общественной необходимости. Но не следует забывать, что право не обязательно сливается с общественными явлениями. Н. Н. Алексеев утверждает, что право может обладать своей собственной, вовсе не социальной природой. Реальная связь между правом и обществом – односторонняя: право возникает или не возникает в обществе, а общество существует независимо от права [1, С. 29].
Схожими являются взгляды Кистяковского, который утверждает, что чрезвычайная легкость, с которой право как норма может быть отделено от социальной жизни и подвергнуто исследованию в этом мысленно изолированном от социальных отношений виде, свидетельствует о том, что с этой стороны мы не подойдем к праву как социальному явлению [3, С. 205]. Так как право состоит из норм, которые постоянно и регулярно осуществляются в жизни, то его изучение и соответствующих правовых норм, как социальных явлений, необходимо осуществлять в рамках их влияния на жизнь и воплощения в правовых отношениях.
Бесспорным и признаваемым большинством исследователей является признание гражданских законов в качестве движущей силы общества. В результате многолетних раздумий над социально-философскими проблемами С. С. Алексеев утверждает, что именно гражданские законы – это те главные факторы, с помощью которых идеалы свободы, требования демократической и правовой культуры фактически реализуются в повседневной жизни граждан, и тем самым с юридической стороны обеспечивается реальное формирование современного свободного гражданского общества [3, С. 107-108]. Именно нормы гражданского права пережили века, общественные потрясения и пришли в современность практически неизменными. Нормы Римского частного права и принципы, на которых они базируются, остаются актуальными в российской правовой системе, как и во всем цивилизованном мире. Согласимся со словами С. С. Алексеева, что частное право – это как раз такая юридическая сфера, которая непосредственно не зависит от усмотрения власти и позволяет юридической системе возвыситься над властью [3, С. 109]. Нормы гражданского права являются наиболее распространенной юридической материей, они используются людьми ежедневно и ежечасно. Признание гражданско-правовых норм и их неукоснительное исполнение в интересах себя лично, а не для государства-надзирателя является важным воспитательным моментом для каждого члена социума и гарантирует каждому реализацию его прав и свобод.
Создание правовых норм всегда связано с социальными и политическими процессами. Такие стадии создания норм права, как законодательная инициатива, агитация в пользу конкретных норм, обсуждение их желательности или нежелательности есть не что иное, как подключение общественных интересов к нормотворчеству и оказанию влияния на политику государства в этой сфере.
В качестве примера служит констатация того факта, что социально-политическая и правовая идеология получили свое воплощение в памятниках древнерусской письменности. Первые сборники правовых норм на Руси именовались Правдами. В. Даль, исследуя значение слова «правда», утверждает, что в России «по первому коренному значению правдой зовется Судебник, Русская Правда, Правда Ярославова, Сборник узаконений, установлений. Правда – старое право судить, власть судить, карать и миловать: суд и расправа» [2, С. 192]. Но помимо юридического аспекта «правда» рассматривается также как то, что соответствует действительности; истина; порядок, основанный на справедливости, честности [4, С. 566]. Таким образом, термин «правда» содержит в себе и юридический компонент, а также философское и нравственное значение.
Значение Русской Правды, как сборника правовых норм, неоценимо для историков, изучающих период становления Древней Руси, как государства. Она значительно полнее, по сравнению с летописцами, знакомит нас с социальными конфликтами и с размахом классовой борьбы, показывая тем самым, что нормы права были довольно жестокими. Таковыми они были из-за своей определенности, значимости, жёсткости, невозможности свободной трактовки.

Литература:
1. Алексеев Н. Н. Основы философии права. – СПб.: Издательство «Лань», 1999
2. История политических и правовых учений. Средние века и возрождение. / Л. С. Васильев, В. Г. Графский, Н. М. Золотухина и др.; Под ред. проф. Нерсесянца В. С. – М.: Наука, 1986
3. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. / Сост., примеч., указ. В. В. Сапова. – СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1999.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996
5. Социология права: Учебник / В. М. Сырых, В. Н. Зеленков, В. В. Глазырин и др.; Под ред. проф. В. М. Сырых; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – 3-е изд., стер. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.
6. Черненко А. К. Философия права. – Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1998. – С. 141.

Социология правовые нормы

  • 1 Культура: понятие и типы
  • 2 Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника
  • 3 Традиции белорусской культуры и социокультурные ориентации в современном белорусском обществе

2 Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника

Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно культурным проявлениям: художественная продукция, религия, право, наука и т.д. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.

Ценности — это предпочтительные для индивида или группы значения явлений.

Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка — отнесение к ценности).

Уже на ранних стадиях существования человеческого общества люди пришли к выводу о необходимости правил, регулирующих их совместную деятельность, т.е. общественной целесообразности норм. Нормы существуют с древнейших времен, например: табу, Ветхий Завет, включавший в себя религиозные и правовые нормы, мораль, закон и т.д. В современном обществе существует множество разнообразных норм — от уголовного законодательства до требований моды или профессиональной этики.

Норма — это образец, стандарт, модель требуемого (желаемого, должного) поведения, т.е. правило поведения.

Социальные нормы, выполняющие регулятивную функцию, возникли на ранних стадиях развития человеческого общества как необходимое условие, обеспечивающее эффективность совместной деятельности людей.

Первой по времени формой социального контроля в обществе был обычай.

Обычаи — установившиеся схемы поведения, обязательно на уровне культуры в целом; их можно охарактеризовать как культурные привычки.

Традиции — совокупность элементов культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и являются ценностью в рамках данной культуры.

Затем, по мере развития общества, главную роль стала играть религия.

Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру — значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование — утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Нормы по различным основаниям делятся на разные типы.

1) Формальные и неформальные.

2) Общесоциальные и групповые.

1) Формальные , т.е. официально закрепленные (например, законы) и неформальные (т.е. «неписаные правила»: мораль, этикет).

2) Общесоциальные (действуют в рамках всего общества: обычаи, традиции, законы, этикет) и групповые (ограничены рамками конкретной социальной группы, например, подростково-молодежной среды).

3) Нормы-правила (самые важные механизмы регуляции общественной жизни, диктующие то, как обязан поступать человек). За нарушение этих норм применяется суровое наказание — например, уголовное преследование за нарушение законов. Нормы-ожидания (менее важные); не прямые, а косвенные требования: чистить зубы, пользоваться столовыми приборами, поступить в вуз после школы. Несоблюдение этих норм серьезно не наказывается.

В настоящее время в сфере социального контроля особое место занимает право как наиболее оперативное и эффективное средство, поэтому среди участников контроля первостепенная роль принадлежит государственно-правовым институтам (МВД, прокуратуре судебной системе). Именно с помощью них в обществе устанавливается единый нормативный режим — правопорядок.

Законы – это нормы поведения, оформленные парламентскими или правительственными документами, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства.

Посредством законов общество защищает самые важные и почитаемые ценности: жизнь человека, его достоинство, права, собственность.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система.

Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Популярное:

  • Словарь юристов Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Юридический словарь – это словарь терминов и понятий, которые широко применяются в сфере юриспруденции. Любой подробный словарь юридических терминов является важнейшим […]
  • Госпошлина на внесение изменений в егрюл кбк КБК для уплаты госпошлины Подводя итоги по КБК для уплаты госпошлины Обращаясь в органы государственной власти, самоуправления или к любым должностным лицам с просьбой о каком-либо действии, значимом с точки зрения закона, физическому или юридическому лицу нужно уплатить специальный сбор […]
  • Молодая семья тольятти 2018 очередь Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в Тольятти? Как стать в очередь […]
  • Часть 2 ст 59 тк рф Ст. 59 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 59 ТК РФ: официальный текст Ст. 59 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 59 ТК РФ очерчивает круг лиц, с которыми обязательно или возможно заключение срочного трудового договора. В статье мы расскажем, когда это требуется, а когда допускается, а также ответим на […]
  • Ликвидация ооо документы для налоговой Ликвидация / Закрытие ООО Как закрыть ООО в 2016 году? Как закрыть ТОВ в 2016? Как закрыть предприятие в 2016? Процедура закрытия ТОВ,ООО в 2016 году. Закрытие или ликвидация предприятия происходит несколькими спосабами: Добровольная ликвидация (по решению собственников компании). […]
  • Лицевой счет кварплата Что входит в квитанцию за квартплату? Содержание квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) регламентируется утвержденными Правительством РФ Правилами предоставления коммунальных услуг. Независимо от формы собственности и структуры предприятия – поставщика, выдаваемая […]