Бывшие члены «Свидетелей Иеговы» заявили в суде, что подвергались «тотальному контролю»

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Верховный суд России заслушал показания четверых бывших членов религиозной организации «Свидетели Иеговы», которые заявили, что подвергались в ней «тотальному контролю». Об этом сообщает корреспондент ТАСС.

Так, свидетельница из Санкт-Петербурга Наталья Корецкая сообщила суду, что с 1995 года по 2009 год состояла в «Свидетелях Иеговы» и за это время сумела понять, что члены организации «живут в полном тотальном контроле управленческого центра». «Руководители формально следят за каноническим соблюдением норм, но на самом деле речь идет о тотальном контроле личной жизни человека — его интимной жизни, образования, работы», — рассказала Корецкая.

Отвечая на просьбу суда привести факты контроля, Корецкая сообщила, что таковым является ее изгнание из «Свидетелей Иеговы» и запрет на общение с ней других членов после начала ее близких, но не зарегистрированных официально, отношений с мужчиной. «Таким образом, человек оказывается выброшенным во внешний мир, в котором он уже разучился жить за годы в организации», — пояснила она.

Второй свидетель со стороны Минюста Павел Зверев сообщил суду, что стал членом «Свидетелей Иеговы» в 16 лет и не смог получить высшее образование по убеждению руководителей организации. «Там считается, что получение высшего образования не для интересов организации бесполезно. В результате я остался без образования и страдаю от этого в своей жизнедеятельности», — заявил Зверев, в качестве волонтера два года работавший поваром в управленческом центре.

Еще двое свидетелей повторили утверждения, что пострадали от излишнего контроля за личной жизнью в организации и в случае выхода из нее — запрета на общение с другими членами, а также от депрессии и алкоголизма.

Так, свидетель Нина Петрова из Волгограда, состоявшая в организации 28 лет, рассказала, что по убеждению своих духовных наставников не вышла замуж и не создала семью. «Они меня убедили, что семья не нужна, ведь скоро конец света. А когда я поняла, что это заблуждение, было поздно», — сообщила она.

В свою очередь, представители «Свидетелей Иеговы» обвинили свидетелей в том, что они были заранее подготовлены к показаниям в суде. «Мы видим, что свидетели дают показания по письменным материалам, повторяя доводы так называемой сектоведческой литературы. Часть из них в открытых источниках фигурирует как активисты движений, которые борются со «Свидетелями Иеговы», — заявил юрист.

Как ожидается, на следующем заседании, которое состоится 19 апреля, суд приступит к исследованию письменных материалов дела и может заслушать прения сторон.

В своем иске Минюст указывает на выявленные в ходе внеплановой проверки различные нарушения при осуществлении деятельности организации, в том числе федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Ведомство просит признать организацию и 395 ее отделений экстремистской, запретить ее деятельность и конфисковать имущество.

В свою очередь в «Свидетелях Иеговы» ТАСС рассказали, что «оценивают этот факт как исключительно тревожный», поскольку решение может коснуться «175 тысяч активно практикующих верующих». Представитель пресс-службы Иван Биленко также отметил, что организация готова защищать свои права во всех судебных инстанциях.

12 октября 2016 года Тверской суд Москвы вынес предупреждение организации «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» за экстремистскую деятельность. Согласно российскому законодательству, если в установленный в предупреждении срок религиозным объединением не были устранены допущенные нарушения или выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма, то данная организация подлежит ликвидации. 16 января 2017 года Мосгорсуд признал законным предупреждение за экстремистскую деятельность в отношении организации.

«Свидетели Иеговы» — международная религиозная организация, которая придерживается неортодоксальных направлений в христианстве и отличается специфическим трактованием многих религиозных понятий. В ее состав входила 21 местная организация, три из них ранее были ликвидированы за экстремизм.

Чем так опасны «Свидетели Иеговы»

Минюст против секты «Свидетели Иеговы». В эти минуты Верховный суд России решает судьбу религиозной организации. Секту могут признать экстремистской и запретить на территории страны. В чем виноваты адепты, узнала корреспондент «МИР 24» Евгения Назарова.

Свидетели Иеговы в Португалии отправляют письма в Россию и поют песни. На первый взгляд — это вполне безобидная акция. Члены религиозной организации Свидетели Иеговы поддерживают своих российских единомышленников. Минюст России приостановил работу этой организации, считая ее экстремистской.

Учение Свидетели Иеговы зародилось в США в конце XIX века. В начале XX-го первые последователи появились и в России. И уже на рубеже 90-х годов в организации было около 100 тысяч человек по всей стране.

«Те организации, которые были на Западе запрещены, они хлынули к нам, причем некоторые из них были в предстартовой готовности. В 1988-89 годах уже знали о том, что будут изменения в самой крупной стране мира, а это прекрасное пространство для распространения своего учения», — отметил член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Игорь Иванишко.

В сети адептов религиозной организации попала и дочь Игоря Гришина. Девушка несколько лет назад познакомилась с молодым человеком и ушла из дома. Тогда родителей не насторожило, что мужчина — последователь Свидетелей Иеговы

«Как отец я виноват только в том, что не знал, что такое секта. Вот я хочу людям открыть глаза — не верьте», — указал Игорь Гришин, отец девушки Софьи Гришиной.

В семье Гришиных вначале действительно не верили в то, что их любимая дочь вступила в секту. Ситуация прояснилась, когда девушка начала звонить с требованиями переписать на нее загородный дом и квартиру в Москве. И Свидетели Иеговы — не единственная религиозная организация, которая назначала такую цену за спасение души. Многие секты, обещая свободу самовыражения и духовное просветление, отдавали доверчивым людям страшные приказы.

Так два года назад Сергей похоронил свою жену. Мужчина скрывает свое лицо, опасаясь мести со стороны сектантов

«Взволнованно все время себя вела, думала, что ее преследуют. Мы уже посовещались с ее родителями, что утром надо психиатра на дом вызвать, потому что странное уже поведение. Легли все спать, а ночью, пока все спали, она встала и вышла в окно», — рассказал вдовец Сергей.

По мнению экспертов, очень часто в сектах используются методы психического насилия и другие методы изменения сознания человека. Именно поэтому жертвам так сложно выйти из секты или освободиться от влияния духовных лидеров. Хотя некоторые специалисты ничего опасного в таких организациях, как Свидетели Иеговы, не видят.

«Многие люди относятся к ним с подозрением: Свидетели Иеговы активны, занимаются миссионерской деятельностью. Не всем это нравится, пусть они даже делают это исключительно в мирных целях, но они реализуют свое право на свободу религии и убеждений», — указал профессор Университета Эрлангена — Нюрнберга Хайнер Билефельдт.

Теперь судьбу организации Свидетелей Иеговы решит Верховный суд. Пока же, несмотря на официальные запреты, последователи этого учения продолжают ходить на собрания.

Мировое сообщество осуждает Москву за запрет «Свидетелей Иеговы»

Действия российского суда сравнивают с репрессиями гитлеровской Германии в отношении верующих

МОСКВА — Решение российского суда 20 апреля объявить общину «Свидетелей Иеговы» в России экстремистской организацией и конфисковать ее имущество в пользу государства является нарушением законов России и ее международных обязательств. Этот вывод звучит в заявлениях политиков и общественных деятелей как на Западе, так и в самой России.

Хельсинкская Комиссия США – делегация Конгресса Соединенных Штатов в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – с тревогой следила за событиями, разворачивавшимися вокруг «Свидетелей Иеговы» в России в течение последнего времени.

Ее председатель, сенатор Роджер Уикер 21 апреля отреагировал на репрессивное решение российских властей с гневом и надеждой на правосудие: «Неспособность России соблюдать религиозную свободу является очередным непростительным нарушением обязательств Москвы в отношении ОБСЕ.

Люди, которые мирно исповедуют свою веру, никогда не должны подвергаться преследованиям, штрафам или тюремному заключению. Постановление суда о конфискации имущества «Свидетелей Иеговы» к преследованиям добавляет еще и унижение. Я надеюсь, что это дело будет обжаловано в Европейском суде по правам человека».

Европейский Союз был не менее озабочен преследованиями за веру в России. Его официальный представитель в пятницу выпустил заявление, в котором говорится, что решение суда в Москве «может позволить начать уголовное преследование членов организации «Свидетели Иеговы» за простое отправление культа».

Пресс-секретарь Европейской службы внешних связей подчеркнула, что «Свидетели Иеговы», как все другие религиозные группы, должны иметь возможность мирно наслаждаться свободой собраний без вмешательства, что гарантировано Конституцией Российской Федерацией, а также международными обязательствами России и международными стандартами в области прав человека».

Среди российской общественности решение Верховного суда страны вызвало шок. Владимир Варфоломеев, первый заместитель главного редактора популярной радиостанции «Эхо Москвы», написал на своей странице в Фейсбуке: «Антисемитизм. Преследование гомосексуалов.

Запрет «Свидетелей Иеговы». Аннексия чужих территорий.
Пора бы перестать копировать Третий Рейх. Остановитесь уже». Его позицию в среде критиков Кремля и сторонников свободы религии в России разделяют многие.

Известный российский историк Андрей Зубов также вспомнил тоталитарные времена, но уже в России: «Да, я верю иначе, чем они, но и нас, православных христиан, преследовали в советские десятилетия и фактически ставили вне закона. Неужели теперь мы позволим, чтобы так обходились с другими верующими…Чем тогда мы лучше Сталина и коммунистов?»

Представители «Свидетелей Иеговы»: недоумение и призыв к здравому смыслу

Официальный международный представитель «Свидетелей Иеговы» Роберт Уоррен в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» призвал российские власти к тому, чтобы все же найти решение в ситуации, когда людей объявляют экстремистами только за то, что они молятся Богу:

«Мы, естественно, очень разочарованы решением Верховного суда России. Ясно, что неправильно называть «Свидетелей Иеговы» экстремистами в каком бы то ни было смысле. Свидетельства и показания, данные в судебных слушаниях, четко указали на то, что община не представляет никакой опасности для каких-то личностей или групп в России, как и в любой другой стране мира».

По словам Роберта Уоррена, община «действовала легально в России многие годы – наш Управленческий центр зарегистрирован там более 26 лет назад, а деятельность по распространению Библии мы начали в России более 100 лет назад, поэтому мы не понимаем, почему вдруг было решено прийти и забрать нашу собственность».

«Мы видим возвращение России в темные времена в смысле религиозной свободы. Нас неверно называть культом или сектой – мы христиане, почитающие и распространяющие Библию. Мы надеемся, что Верховный суд России все же каким-то образом покажет, что события могут изменить направление – мы собираемся подавать апелляцию и исследовать другие возможности пересмотра этого решения.

Мы также надеемся, что российские власти понимают – все эти события негативно отражаются на репутации России в международном сообществе» – заключил официальный международный представитель «Свидетелей Иеговы».

Ярослав Сивульский, представитель Управленческого центра «Свидетелей Иеговы» в России, рассказал «Голосу Америки» о репрессиях, которым эта община начала подвергаться в России несколько лет назад: «Можно отметить, что с 2009 года потихонечку, а последние 5-6 лет особенно, по нарастающей эти процессы шли.

Например, в прошлом году в Петрозаводске группа ОМОН во всем обмундировании, в бронежилетах, в масках ворвалась в богослужебное здание. Они всех жестко положили на пол, никто не мог даже пошевелить головой. Помещение обыскали, подбросили литературу из экстремистского списка. Таких случаев было много».

Экспроприацию помещений для богослужений Ярослав Сивульский считает абсурдной: «Они построены были руками и на деньги наших верующих, по сути, не очень богатых людей. Это среднестатистические россияне. Мы за время своей деятельности потихонечку построили эти здания, и сейчас их отнимут».

«Нас репрессировали в советское время за то, что мы были верующим, а в то время было атеистическое государство, но сейчас-то государство не атеистическое, все считают себя верующими. Мы политически нейтральны, мы даже просим заменить военную службу на гражданскую.

Мы сознательно держимся подальше от всяческих политических дел, которые можно хоть как-то интерпретировать как протестную или экстремистскую деятельность. Вот нас, миролюбивых людей, Минюст сейчас пытается обвинить в том, что мы разжигаем какую-то религиозную рознь» – говорит Ярослав Сивульский.

Представитель «Свидетелей Иеговы» в России предполагает, что кому-то в России не нравится активность их общины, что и стало причиной гонений: «В прессе, в экспертных кругах звучат мнения, что «Свидетели Иеговы» слишком активны, что они могут создавать конкуренцию господствующей церкви, и это может вызывать ее раздражение.

Но Иисус тоже был активным – он ходил, проповедовал, он оставил нам пример, который мы стараемся соблюдать, следовать по его стопам, как говорится в Библии. Это не какая-то конкуренция – мы просто делаем то, что должны делать».

Ярослав Сивульский убежден, что члены общины все равно будут собираться для молитв, хотя теперь это становится опасным: «Останется только собираться по квартирам, по частным домам. Но это, возможно, тоже будет расцениваться как экстремистская деятельность и повлечь за собой репрессии. Над каждым верующим нависнет Дамоклов меч 282-й статьи («экстремистская деятельность» — Д.Г.), что означает до 10 лет лишения свободы. Но то, что верующие не перестанут верить, это совершенно очевидно. Мы даже в советское время собирались по домам и проповедовали».

Валерий Борщев: возникают очень неприятные аналогии

Известный российский защитник прав верующих, бывший депутат Государственной Думы России Валерий Борщев считает, что российский суд, запретив «Свидетелей Иеговы», нарушил законы страны: «Это серьезное нарушение Конституции в части свободы вероисповедания и нарушение закона. То, что запретили религиозную организацию и даже объявили ее экстремистской, это тревожный сигнал – сигнал того, что нарушается принципиальная статья Конституции».

По мнению Валерия Борщева, российская общественность могла бы громче отреагировать на ущемление прав «Свидетелей Иеговы», но в ней сейчас очень сильны антицерковные настроения, причем в первую очередь — в связи с ее отношением к официальной Русской Православной Церкви: «Из-за отношения к Московской патриархии внимание многих к правам верующих ослабло, что плохо.

Больше говорят о статье Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих – по этому поводу очень много критических высказываний. Я думаю, что просто в обществе в целом маятник, действительно, качнулся в другую сторону – мы переживаем такой антиклерикальный период».

«Очень нехорошая аналогия» – продолжает Валерий Борщев – «Как мы помним, Гитлер тоже запретил «Свидетелей Иеговы». Они почему-то для него представлялись весьма опасными. Впрочем, для него многие религиозные организации представлялись опасными».

Христианский правозащитник вспоминает гонения на веру в своей семье: «Моя бабушка в 1920-е, 1930-е годы, годы гонений на Русскую Православную церковь ушла в Катакомбную церковь. Она и умерла «катакомбщицей» уже в 60-е годы.

Когда епископ Сахаров, возглавлявший Катакомбную церковь, сказал, что можно идти в храмы Московской патриархии, она осталась «катакомбщицей». Религиозная среда, верующие люди очень верны своим принципам, они будут их исповедовать. «Свидетелей Иеговы» запретили – они будут тайно собираться, как собиралась моя бабушка и ее единоверцы».

Данила Гальперович

Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация — международные отношения, политика и законодательство, права человека.

«Все, кто хотел нас уничтожить, плохо заканчивали»: «Свидетели Иеговы» о запрете в России

«Свидетелей Иеговы», или, как их ещё называют, «исследователей Библии» (одно из их отличий от традиционных христианских конфессий в том, что они по-своему трактуют целые части Священного Писания), в России не жаловали никогда. В лучшем случае не признавали и не обращали внимания (хотя однажды даже признали жертвами политических репрессий), в худшем — запрещали и репрессировали, как, например, в 1951 году, когда по приказу Сталина более 8 тыс. «свидетелей» были депортированы в Сибирь.

Нынешнее решение властей адепты организации считают ещё более жестоким: если в 1951 года «иеговистов» было около 10 тыс. на весь Советский Союз, то теперь, по данным заместителя председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Романа Силантьева, — 165 тыс. человек. За последние годы в России было закрыто несколько региональных общин «свидетелей Иеговы», более 60 книг были внесены в список экстремистских материалов, а 15 марта этого года Минюст подал иск в Верховный суд о признании организации экстремистской и её полном запрете. Причиной, как пояснили RBTH в Минюсте, стала печатная продукция «свидетелей», в которой нашли идеи превосходства над другими религиями и оправдание насилия к их представителям. В тот же день первый заместитель министра юстиции Сергей Герасимов выпустил распоряжение о приостановлении деятельности всех отделений «свидетелей Иеговы» на территории страны до решения суда.

На самом суде, который растянулся почти на месяц, Минюст упирал на десятки вынесенных против региональных отделений «Свидетелей Иеговы» судебных решений, на которые управленческий центр организации никак не отреагировал. Адвокаты организации, в свою очередь, говорили, что региональные общины юридически центру не подчинены, а потому претензии к ним не могут повлечь за собой запрет деятельности «иеговистов» в целом. Управленческий центр даже не привлекался к участию в этих судах и не получал от Минюста никаких предупреждений — тем не менее публикации, которые были признаны экстремистскими, с тех пор ни разу управленческим центром в Россию не ввозились.

Хорошо охраняемое царство

Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России находится в Санкт-Петербурге. Я позвонил туда, когда суд по запрету организации ещё шёл, но уже после того, как Минюст официально приостановил её деятельность. Звоню по телефону, который указан на официальном сайте. Офис, к моему удивлению, работает, на другом конце провода — приветливый мужской голос. Я говорю, что хотел бы посетить собрание «свидетелей» в Москве. Несмотря на то что «приостановление деятельности» на юридическом языке означало, в том числе, запрет на любые собрания, мужчина назвал адрес — улица Михалковская, дом 36 — и добавил: «По субботам и воскресеньям».

В один из этих выходных я иду на Михалковскую, 36 (в шаговой доступности от станции МЦК «Коптево», 12 км от Кремля). По адресу находится двухэтажный особняк, построенный в 20-х годах прошлого века для тонкосуконной фабрики. В советское время здесь был дворец культуры, теперь, по данным «Росреестра», это частная собственность. «Иеговисты» называют особняк «залом царств свидетелей Иеговы» — очевидно, что он принадлежит им полностью.

Возле «зала царств» — очередь из нескольких десятков человек. На входе стоят одетые в одинаковые чёрные пиджаки охранники (позже выяснится, что тоже из числа «свидетелей»). Один из них не признаёт во мне своего, отводит в сторону и долго интересуется целью прихода, но потом пропускает. Раздевшись в гардеробе, я захожу в зал на 300 мест. Там почти аншлаг — я с трудом нахожу свободное место на одном из последних рядов, но не успеваю я сесть, как ко мне подходит крепкий мужчина со шрамом через всё лицо («распорядитель Анатолий», как написано на его бейдже). Он и вовсе устраивает мне десятиминутный допрос: кто я, где живу, имею ли отношение к прессе (в зале я единственный журналист, и то тайком), предупреждает, что происходящее нельзя фотографировать на телефон (украдкой мне всё же удаётся сделать пару снимков), а также интересуется, каким образом я узнал о том, что здесь будет. Выясняется, что мне крайне «повезло»: я попал не просто на собрание, а на конгресс, который проходит раз в полгода и собирает почти весь руководящий состав «свидетелей». В моём зале (оказывается, он «малый») для присутствующих ведётся только видеотрансляция — само действо проходит в главном зале на втором этаже, там людей ещё больше. Выслушав мои ответы, Анатолий не находит во мне ничего предосудительного, но настоятельно просит подойти к нему после окончания конгресса.

Благодарность без границ

На экране — двое мужчин, сидящих на сцене друг напротив друга. Они разыгрывают театральную сценку — беседу двух родных братьев. У младшего тяжело заболела жена, ей нужно переливание крови, что членам организации строжайше запрещено, и он пришёл за советом. «Мне нужна помощь того, у кого ясная голова». Диалог заканчивается наставлением старшего брата: «Главное — верить в Иегову. Ведь даже если человек умрёт, Иегова способен вернуть его к жизни». В зале аплодисменты.

Почти каждый из присутствующих держит в руках Библию и блокнот, в который делает записи. Особое внимание аудитории привлекает последнее выступление — доклад районного надзирателя Николая (районный надзиратель у «иеговистов» курирует несколько городских общин, от 50 до 100 человек, проводит с ними наставническую работу, живя при этом за счёт их пожертвований). Николай похож на комсомольца — гладко причесанный молодой человек с горящим взором. Выдерживая театральные паузы, он драматическим голосом рассказывает о самом страшном грехе — неверии — и о том, как его избежать. И предупреждает: «совсем скоро Иегова уничтожит старый мир несправедливости, и только те, кто не уклонился от веры, будут в полной мере вознаграждены». В конце доклада по предложению Николая зал встаёт и поёт «песню номер 43» («Будьте бодры, стойки и тверды»), напоминающую «Марсельезу». После чего надзиратель задаёт аудитории вопрос: «Не хотим ли мы скромно отблагодарить тех, кто в непростых условиях организовал этот конгресс?» Раздаются бурные аплодисменты.

В холле стоят два больших ящика с надписью «пожертвования на всемирное дело». Рядовые «иеговисты» (справедливости ради, стоит сказать, не выглядящие ни напуганными, ни под гипнозом) добровольно кладут туда деньги. Собранную сумму узнать не удалось, но многие клали в ящики совсем не мелкие купюры — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.

Апокалипсис сегодня

На выходе на улицу меня ловит распорядитель Анатолий. Он спрашивает, хотел бы я узнать о «свидетелях Иеговы» больше, и почему-то — женат ли я (позже окажется, что даже потенциальным «свидетелям» не рекомендуется жить в браке с неверующим супругом). Мы обмениваемся телефонами. Ещё я успеваю познакомиться с Екатериной, женщиной средних лет, с которой договариваюсь пойти на чаепитие «иеговистов» — они проходят каждую неделю по выходным на дому у кого-нибудь из общины. От Кати я узнаю, что у «свидетелей» множество запретов: нельзя находиться на госслужбе, участвовать в митингах (неважно, оппозиционных или в поддержку власти), служить в армии, вставать под гимн и даже стонать во время брачного секса.

Я спрашиваю у неё, как она попала в организацию, на что Катя рассказывает, что много лет назад её избил отчим и она, сидя на полу в полном отчаянии, взмолилась Богу. Ровно в этот момент в дверь квартиры позвонили. На пороге стояли «свидетели». Катя взяла у них две книжки, которые изменили её жизнь, более того — и жизнь отчима. Теперь они вдвоём ходят по квартирам, рассказывают об «иеговистах» и предлагают книги. Придуманная эта история, или нет, но она классическая для всех адептов организации. По рассказам американского судьи Джозефа Рутерфорда, создавшего в 1931 году организацию «Свидетели Иеговы», он пришёл к вере примерно так же: во время учёбы на юриста молодой человек подрабатывал продажей низкосортных книг, покупатели посылали его куда подальше, и тогда он пообещал, что, когда заработает денег, обязательно купит книги у какого-нибудь молодого продавца. В итоге купленные им книги случайно оказались текстами «исследователей Библии». Рутерфорд посчитал это знамением свыше и посвятил всего себя новому служению.

Катя на книгах, по её словам, не зарабатывает ни копейки: наоборот, сама жертвует на «всемирное дело» от $50 до $100 в месяц. С меня она ничего не просит — правда, и до «чаепития» я в итоге так и не дойду. Во-первых, за несколько дней Катя измучает меня смс-сообщениями, смысл которых непосвящённому человеку понять невозможно. «Просто не раздражайся. С нами всё сбудется». «То, что я тебе пыталась сказать — это откровение в оригинале. Антихрист уже в миру, отчёт пошёл». «Для справки: все пять фильмов «Терминатор» сняты мессианскими евреями США». «Я всё знаю уже лет 20, а меня всё в психушку пытаются отправить из-за этого». В день теракта в Санкт-Петербурге она пишет мне: «Откровение, глава 15, стих 2. Проверь. Там написано про это море из стекла и огня». Никакого экстремизма — кажется, она просто нездорова.

«Мы не сдадимся»

Споры о том, являются ли «иеговисты» сектой или обычными коммерческими мошенниками, всегда имели под собой почву. Но уголовное преследование (до шести лет лишения свободы) грозит им теперь по совершенно другой статье. При этом член экспертного совета комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Владимир Ряховский считает, что преследование неизбежно. «Сейчас многие говорят: «Вряд ли на это кто-то пойдёт». Я говорю, что это обязательно будет. Это уже было апробировано. Когда в 2009 году запретили местную общину в Таганроге, а потом, в 2012 году, сделали оперативную съёмку, зафиксировали факт проведения собрания, возбудили дело. Оно тянулось долго — только в конце 2015 года вышли на приговор суда. Пусть это были штрафы и условное лишение свободы, но это были обвинительные приговоры. А сейчас всё серьёзнее. И это не отдельно взятая община. Это уже по всей России».

Я звоню распорядителю Анатолию и спрашиваю: «Что вы будете делать теперь, когда суд запретил «свидетелей» окончательно?» «Молиться Богу, — отвечает он, а потом добавляет: — Все, кто пытался нас уничтожить, плохо заканчивали. Гитлер хотел сжечь нас в печах, Сталин — сгноить в Сибири, и где они теперь? Прокляты. А мы живы. Выживем и сейчас. Сдаваться мы не собираемся». На вопрос, как именно Анатолий собирается не сдаваться, он не ответил. Руководство же «свидетелей», по его словам, собирается обжаловать решение Верховного суда (на это отводится месяц). Без насилия и экстремизма.

* Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России («Свидетели Иеговы») — экстремистская организация, запрещённая на территории России.

Материал подготовлен специально для Russia Beyond The Headlines — проекта, который рассказывает иностранцам о России. Оригинал текста опубликован здесь.

«Свидетели Иеговы»,
или Как братья Стругацкие изобрели велосипед

Теперь литература без фантастики непредставима. В прошлом веке это литературное направление бурно развивалось во всех направлениях. Сложилась у нас своя фантастика. Перечисляя заметных отечественных фантастов, обычно не забывают назвать братьев Стругацких. Писали братья не только про освоение далеких планет, развитие техники в светлом будущем, но и фантазировали про научную работу современников, достаточно вспомнить их повесть «Понедельник начинается в субботу».

Успех «Понедельника» вдохновил Стругацких на продолжение сюжета. Так была сочинена «Сказка о тройке». Получилась «Сказка» не столь удачной, как «Понедельник», что часто бывает с продолжениями. Впрочем, есть в «Сказке» и достойные внимания идейки.

Идея о профессиональном читателе

Всё это излагает толковый научный сотрудник Привалов: «Каждый поэт, естественно, хочет иметь своего читателя. Читатель же — существо неорганизованное, он этой простой вещи не понимает. Он с удовольствием читает хорошие стихи и даже заучивает их наизусть, а плохие знать не желает. Создается ситуация несправедливости… а поскольку жители… стремятся, чтобы всем было хорошо, создана специальная профессия — читатель. Одни специализируются по ямбу, другие — по хорею, а Константин Константинович — крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность… ему присылают все стихи, написанные амфибрахием. Он должен все их прочесть, понять, найти в них источник высокого наслаждения, полюбить их и, естественно, обнаружить какие-нибудь недостатки. Об этих всех своих чувствах и размышлениях он обязан регулярно писать авторам и выступать… на читательских конференциях, и выступать так, чтобы авторы были довольны, чтобы они чувствовали свою необходимость».

Привалов докладывает, что, помимо известной всем профессии писателя, складывается новая профессия — читатель. Причем специальность читателя трудна и предполагает льготы за «вредность».

Тут угадывается критика Стругацких в адрес тех писателей и поэтов, кто жаждет равноправия с более талантливыми собратьями по цеху. Бездари сочиняют такие негодные тексты, что людям, которые их на профессиональных началах читают и хвалят, положены дополнительные отпуска и усиленный паек.

Понятно, что к профессии читателя близок труд реальных литературных критиков и редакторов, нередко выступающих в образе главных врагов писателей. У меня нет сомнений, что «Сказка» подпускает шпильки и по их адресу тоже.

Еще в «Сказке» угадывается желание Стругацких подтрунить над политической литературой, которую были обязаны читать и похваливать советские граждане. Политические заявления партийного руководства нужно было цитировать даже в научных статьях по астрофизике и теории перевода, то есть в работах на темы, казалось бы, далекие от политики.

Патент на изобретение велосипеда

Когда Стругацкие расписывали зарождение профессии читателя, братья-сказочники сами не знали, что профессию читателя уже создали в Америке — «свидетели Иеговы». И рядом с фантастами уже вовсю работали профессиональные читатели американского религиозного журнала «Сторожевая башня».

Неужели Стругацкие совсем ничего не ведали про «свидетелей Иеговы»? Едва ли. Просто они считали их обычными сектантами, которые что-то религиозное для себя издают. Вот где была ошибка, повлекшая за собой изобретение велосипеда!

«Свидетели Иеговы» представляют собой именно религиозно-литературное сообщество

«Свидетели Иеговы» уникальны тем, что они представляют собой именно религиозно-литературное сообщество. Литературная компонента для них не менее важна, чем религиозная.

Я легко могу себе представить убежденного баптиста, который ни разу не читал баптистский журнал «Христианское слово». Но покажите мне «свидетеля Иеговы», который не читает «Сторожевой башни»! Перестать читать этот журнал — значит подать заявку на выход из религиозной организации «свидетелей Иеговы» и обречь себя на вечную погибель. Пусть даже вам этого не скажут со всей солдатской прямотой, но вас методично подведут к добровольно-принудительному регулярному чтению «Сторожевой башни».

Вот в чем причина огромного тиража «Сторожевой башни». Около 60 миллионов экземпляров на каждый выпуск! «Свидетели Иеговы» хвалятся, что они издают самый многотиражный журнал в мире, и это якобы доказывает Божье благословение их организации.

Если «свидетель Иеговы» не читатель «Сторожевой башни — это не «свидетель Иеговы»

Правда, умалчивается секретик: прочие знаменитые многотиражные журналы мира распространяются не на добровольно-принудительной основе. Согласитесь, при таком отличии сравнивать тиражи бессмысленно. Вот когда руководство «свидетелей Иеговы» своей пастве предоставит выбор — читать или не читать «Сторожевую башню», — тогда и посмотрим, насколько упадет тираж журнала. И сравним его с остальными журналами… Только право выбирать профессиональному читателю никто не даст. Если «свидетель Иеговы» не читатель «Сторожевой башни — это не «свидетель Иеговы».

Читаем журналы и заучиваем их наизусть

До сих пор памятны мне странные ощущения, когда я попал на собрание «Свидетелей Иеговы». Поразила меня та часть их собрания, к которой они относились с подчеркнутой тщательностью. Сто человек вокруг меня открыли последний выпуск «Сторожевой башни» на одной и той же странице. Ведущий неторопливо читал вслух текст журнальной статьи, а люди следили глазами за текстом, читая его про себя. Потом со сцены задавался вопрос о прочитанном, взятый из того же журнала. Кто-то с места чинно отвечал на вопрос, устный ответ практически совпадал с текстом журнала. И всё время люди сосредоточенно смотрели в незамысловатый текст…

Это не было знакомство со свежей статьей. Даже не изучение статьи, но какое-то школьное зазубривание. Ни в одной религиозной общине такого не водится. Религиозную периодику не заучивают! Мне происходящее казалось чем-то нереальным, я хотел себя ущипнуть и проснуться. В тот же момент понимал: не поможет.

Теперь я понимаю: руководители иеговистов на профессиональных началах занимаются трудом духовных писателей, пишут они для рядовых иеговистов-читателей, которые тоже работают на профессиональных началах. Теперь вспомним сказку Стругацких и сравним.

«Свидетели Иеговы» должны прочесть статьи «Сторожевой башни», понять их, найти в них источник высокого наслаждения, полюбить их. Однако обнаруживать в них какие-нибудь недостатки — Боже упаси. Об этих статьях профессиональные читатели обязаны на читательских конференциях докладывать так, чтобы авторы были довольны, чтоб они чувствовали свою необходимость. За это читатели получат усиленный паек и отпуск — только не сейчас, а после Армагеддона.

Зато «Сторожевую башню», как мне стало известно, не присылают читателям бесплатно (в отличие от Стругацких). Журналы профессиональные читатели приобретают для себя, а ещё — для их бесплатного распространения. То есть для тех потенциальных читателей, которых иеговисты должны привести на читательские конференции.

Каждый профессиональный читатель обязан быть миссионером. Помимо всего прочего, это означает — бесплатно распространять купленные журналы «Сторожевой башни», тем самым расширяя читательскую аудиторию. Не потому ли тираж «Сторожевой башни» в несколько раз превосходит количество всех на свете «свидетелей Иеговы»?

Да! Такое Стругацким и не снилось!

Помимо журнальной прозы, «Свидетели Иеговы» в достаточном объеме снабжены поэзией. Процитирую несколько строк из гимнов, которые «Свидетели Иеговы» поют на своих собраниях и хвалят на форумах:

«В воде крестившись послушно,
Иисус сказал Отцу:
«Готов исполнить твой закон,
Тебе служить хочу».
И, выйдя из Иордана,
Святой дух получил.
Как Сын посвящённый он служил
И преданность сохранил».

Смею предположить, что Привалов из «Сказки» процитированные строки не признал бы хорошими стихами. И сделал бы вывод — стихи предназначены для профессиональных читателей, труды которых будут оплачены.

Как перевод Библии оказался важнее оригинала?

Несколько лет назад меня как громом поразил тот факт, что Библию «свидетели Иеговы» читают на русском в переводе с английского языка. Фантастика! Переводить Библию с английского! Как будто я что-то судьбоносное пропустил, и оригинальный текст Библии со всех книжных полок и компьютеров куда-то бесследно исчез, так что теперь приходится переводить с уцелевшего перевода.

А история с переводами, полуфантастическая, была такая. Полвека назад «свидетели Иеговы» перевели Священное Писание с древнееврейского, арамейского и древнегреческого на английский. Их много критиковали за то, что занимались этим проектом люди, не владеющие библейскими языками, — и потому получился у них псевдоперевод.

Дальше — еще интереснее. Со своего английского псевдоперевода Библии «свидетели Иеговы» стали делать переводы на прочие языки, в том числе и на русский.

Вот я думаю, как же бедные люди псевдопереведенную Библию читают?

Ответ ясен. «Свидетели Иеговы» читают свой перевод, как и положено профессиональным читателям, — находя в нем источник высокого наслаждения, любя его, не замечая недостатков, цитируя его на читательских конференциях, так, чтобы авторы таких переводов чувствовали свою необходимость.

Популярное:

  • Коап ст 913 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов Нарушение природоохранного законодательства и невыполнение правил охраны окружающей природной среды сегодня является крайне опасным, поэтому законодательством Украины за правонарушения в этой […]
  • Дознание в полиции закон § 2. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуще ствлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены зако ном к стороне обвинения (ст. В […]
  • Участие фсб в приватизации ФСБ России могут наделить правом проверять участников приватизации ФСБ России, возможно, получит право проверять претендентов на участие в приватизации. Соответствующий законопроект 1 внес в Госдуму депутат Илья Костунов. Документ вносит изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 […]
  • Мировой суд якутск 46 Мировой суд якутск 46 СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 46 ГОРОДА ЯКУТСКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Уважаемые посетители сайта! Раздел сайта «ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН» не предназначен для консультаций по юридическим вопросам. В соответствии с Рекомендациями Кабинета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года […]
  • 12 гпк рф комментарии Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон 1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. 2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, […]
  • Как написать заявление на ранние сроки беременности Пособие при постановке на учет до 12 недель беременности На сроке до двенадцати недель беременная женщина должна встать на учет в женской консультации или в другом медицинском учреждение по месту жительства. В таком случае руководствуясь статьей ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 […]