Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 28.04.2016 2016-04-28

Статья просмотрена: 5987 раз

Библиографическое описание:

Рассказова Ж. В., Басиева З. М. Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1168-1170. — URL https://moluch.ru/archive/113/29182/ (дата обращения: 07.11.2018).

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольное образование является первым уровнем общего образования и ключевым в развитии личности ребенка, раскрытии его потенциальных способностей [3; 4].

Дошкольное детство — самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. В ФГОС ДО делается особый акцент на развитие личности ребенка и учет индивидуальных особенностей и потребностей. Определяющим является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважительное отношение к личности ребенка, создание условий для выявления и развития его индивидуальных возможностей и способностей, стремление к сотрудничеству. Поэтому, говоря о личностно-ориентированном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада, мы, прежде всего, имеем ввиду отношение педагога к ребенку как к субъекту любого вида деятельности, что предполагает активную позицию воспитанников «в выборе содержания своего образования».

Изменение формы общения с ребенком предполагает переход от командного стиля педагога к партнерству, ориентацию не на образовательные результаты, а на процессуальную деятельность. То есть обучение счету и письму не является целью дошкольного образования — это лишь продукты игровой деятельности, которая имеет статус ведущей в дошкольном возрасте.

В настоящее времяусловиями эффективного развития дошкольников выступает изменение позиции педагога, осуществление системно-деятельностного и личностного подходов. Образовательный процесс в ДОО, в соответствии с ФГОС ДО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляться в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста. Предполагается изменение организационных форм образовательного процесса: формы становятся более гибкими, вариативными, учитывающими возрастные особенности, индивидуальные возможности и потребности дошкольников.

В образовательном процессе необходимо сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. Принципиально важной стороной образовательного процесса в условиях современной ДОО является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Образовательный процесс должен строиться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательного процесса.

Образовательный процесс в условиях ДОО — это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться [1].

Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

  1. для детей младшего дошкольного возраста:

− предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками;

− экспериментирование с материалами и веществами;

− общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

− самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

− восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

  1. для детей старшего дошкольного возраста:

− ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

− восприятие художественной литературы и фольклора;

− самообслуживание и элементарный бытовой труд;

− конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация;

Важной особенностью организации образовательного процесса в ДОО на современном этапе является включение эффективных форм работы с детьми с использованием информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Одной из главных задач, стоящих перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, является продумывание наиболее удачных форм и методов организации образовательного процесса, при которых дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, помогать. Необходимо так проектировать деятельность детей, чтобы дошкольники не только бы приобретали и расширяли свои знания, но и становились более внимательными друг к другу, к детям другого возраста, умели бы высказывать свои мысли, слушать и уважать мнения других и т. д.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется; занятием является специально организованная воспитателем специфическая интересная деятельность детей, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО носит целенаправленный характер. Каждая ДОО имеет свои особенности, в силу которых и выстраивается работа, подбираются наиболее эффективные для данной организации формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Родители воспитанников участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка. Они являются активными участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями: активно участвуют в мероприятиях, конкурсах и выставках совместного семейного творчества.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы:

− информационно-аналитические (анкетирование; опрос; «почтовый ящик»);

− наглядно-информационные (родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды; выпуск газеты «ЖЗД — жизнь замечательных детей);

− познавательные родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии;

− досуговые праздники; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.

Одним из средств общения родителей воспитанников и педагогических работников является сайт ДОО, на страницах которого отражена актуальная и полезная для родителей информация: сведения об организации, документы, тема недели, практические рекомендации и консультационный материал, отчеты о проведении мероприятий, достижениях детей и т. д.

Таким образом, основными задачами, стоящими перед воспитателями при организации образовательного процесса с учётом требований ФГОС, являются следующие:

  1. Наполнить жизнь ребёнка интересным содержанием.
  2. Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
  3. Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации.
  4. Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
  5. Исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм.

Воспитательно-образовательный процесс

Ключевое место в сфере дошкольного образования отводится эффективному выстраиванию воспитательно-образовательного процесса. Образовательная и воспитательная деятельность в ДОУ реализуется по следующим направлениям: воспитание у ребенка любви и привязанности к родственникам, окружающим его людям, дому, детскому саду; проведение уроков патриотического воспитания (информационные беседы об истории страны и ее символах (герб, флаг, гимн), о национальных традициях и промыслах); формирование бережного отношения к окружающей среде и всему живому; создание условий для развития творческих способностей и индивидуальности малыша; обеспечение качественной подготовки к школе (развитие речи, мышления, умственных способностей, познавательной активности, любознательности, воображения и др.); укрепление физического и психического здоровья воспитанников; формирование гигиенической культуры.

Чтобы помочь педагогам систематизировать представления о качестве дошкольного образования и его оценке, проведите тематический педагогический совет. Он позволит обсудить текущее положение дел в ДОО, обменяться мнениями и начать работу над образовательным проектом по созданию ВСОКО.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования), особое внимание необходимо уделить моделированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №101 «Щелкунчик»

Визитная карточка

3. Условия осуществления образовательного процесса

Условия осуществления воспитательно-образовательного процесса

Основными критериями работы дошкольного учреждения считаются следующие позиции:

— создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, эмоциональное благополучие каждого ребенка, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

— создание условий для реализации художественного образования и эстетического воспитания в различных видах художественной деятельности;

— развитие музыкального слуха детей, певческих навыков и исполнительского умения в танцах, посредством внедрения современных программ и технологий по формированию основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста;

— формирование интереса к классическому и народному искусству, использование различных технологий и методических рекомендаций по формированию мульти культурной развитой личности;

— осуществление принципа развивающего обучение с ориентировкой на зону ближайшего развития при условии поэтапности и цикличности с учетом индивидуальных возможностей;

— обеспечение системной социально – педагогической поддержки воспитанников, осуществление взаимодействия, мониторинга и координации действий родительской общественности и педагогического коллектива Учреждения по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников;

— успешное выполнение кадровой политики, направленное на повышение профессионального уровня педагогов. 100 % педагогов имеют педагогическое образование, организация деятельной системы самообразования, наставничества, и других форм работы с кадрами (семинары-практикумы, открытые показы, педагогические консилиумы);

— показателями успешности работы коллектива детского сада по физическому воспитанию является снижение заболеваемости детей.

Все компоненты предметно-развивающей среды ДОУ обеспечивают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

К ним относятся: физкультурный и музыкальный залы, кабинеты психолога, инструктора по физкультуре, медицинский блок (смотровой, процедурный кабинеты, изолятор), методический кабинет.

Эти кабинеты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности. В групповых комнатах имеются оборудованные зоны для игр и театрализованной деятельности воспитанников, уголки природы, дежурства, экспериментирования, безопасности, книжные и физкультурные уголки.

Основной программой, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ №101 «Щелкунчик», является общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.

Также реализуются программы:

— программа развивающего обучения «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева;

программа развивающего обучения «Предшкольная пора» под редакцией А.В.Виноградовой. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГТ, обеспечивают построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка. Имеется полное методическое обеспечение.

Анализ итоговых занятий в группах, беседы с детьми, опросы, результаты диагностики уровня усвоения детьми программного материала по основным разделам программы, результаты диагностики физического развития позволяют сделать оценку о соответствии знаний у детей требованиям основной программы.

Образовательный процесс в ДОУ строился в соответствии с учебным и годовым планом, расписанием занятий. Реализация плана осуществлялась через использование различных форм и методов организации занятий: работа по подгруппам, индивидуально, в парах, которые использовались в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от сложности программного материала.

Для определения задач, планов и прогноза воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива ежегодно проводится педагогический анализ воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Цель педагогического анализа – диагностика полученных знаний, умений и навыков дошкольников; отчеты педагогов о реализации программных задач; определение, в какой степени полученные знания, умения и навыки являются гарантией успешности будущей социализации личности и ее дальнейшего обучения в школе.

Первостепенной задачей в деятельности педагогического коллектива МАДОУ в 2012-2013 учебном году являлась: создание условий для охраны и укрепления психофизического здоровья детей.

Широкий спектр взаимодополняющих мероприятий в воспитательно-образовательном процессе всех возрастных групп детского сада способствовал решению этой задачи. Это и разнообразные формы организации педагогического процесса познавательные занятия, беседы, КВН и др. Решение поставленной задачи осуществлялось совместно с медицинской службой МАДОУ. Медицинская и методическая службы осуществляли контроль выполнения режима дня, за проведением физкультурных занятий, праздников и досугов, утренней гимнастики, прогулок, игр, проведение закаливающих процедур.

В течение учебного года коллектив детского сада, опираясь на накопленный опыт работы по физическому развитию детей, совершенствовал ее по направлениям:

1. Физкультурно-оздоровительная работа;

2. Работа по созданию психологического комфорта;

3. Сотрудничество с семьёй.

На основании индивидуальных медицинских карт на каждого ребёнка детского сада составлен паспорт здоровья, в соответствии с анамнезом развития ребёнка строится вся физкультурно-оздоровительная работа.

Особое значение в воспитании здорового ребёнка придавали формированию у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья, а также — умению вырабатывать разумное отношение к своему организму, вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Проблеме обеспечения здоровья и здорового образа жизни в детском саду уделяется особое внимание. Осуществление работы над решением этой проблемы ведётся в нескольких направлениях:

— система физкультурно-оздоровительных мероприятий и закаливания;

— улучшение качества медицинского обслуживания;

— система комфортной пространственной и психологической среды.

— система рационального питания;

Детский сад имеет типовой пищеблок, оснащенный необходимым современным оборудованием, все оборудование исправно, находится в рабочем состоянии. В детском саду организовано 5-и разовое сбалансированное питание (завтрак, второй завтрак (фрукты, сок), обед, полдник, ужин). Источник финансирования – бюджет.

Важным условием организации питания является строгое соблюдение санитарно-гигиенических и культурно-гигиенических норм и правил, сервировка стола и конечно хороший эмоциональный настрой. В ДОУ имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд. Выдача готовой пищи с пищеблока и прием пищи в группах осуществляется согласно режима дня.

У детского сада имеются договора с детской поликлиникой № 3 и семейной клиникой «Танар». Медицинское обслуживание воспитанников и лечебно-оздоровительная работа осуществляется медицинскими сестрами, врачами детской поликлиники № 3 – плановая диспансеризация, профилактические прививки, регулярный контроль за состоянием здоровья воспитанников.

В дошкольном учреждении разработана программа «Азбука здоровья», программа оздоравливания часто болеющих детей «Здоровячок».

В течение учебного года одним из направлений оздоровительной работы с детьми оставалась организованная деятельность дошкольников на физкультурных занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке.

Инструктор по физической культуре Лейсан Саитзяновна Шакирова использовала разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

— занятия в классической форме;

— занятия – зачёты в подготовительных к школе группах, во время которых дети сдают физкультурные нормы на время, скорость, расстояние.

Инструктор по физкультуре использовала в практической деятельности программу по физическому воспитанию дошкольников «Физическая культура – дошкольникам» (автор Л.Д.Глазырина), педагогическую технологию Т.Г. Анисимовой, С.А. Ульяновой «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников».

Лейсан Саитзяновна провела спортивно-оздоровительный праздник «Папы, будьте вместе с нами» для старших групп, «Эстафета для сильных и смелых» для средних групп, спортивный досуг «Полет в космос», спортивное развлечение для мам «Супер мама».

В апреле 2013года был проведен круглый стол «Анализ состояния здоровья дошкольников и уровня заболеваемости за полугодие». Педагоги и медперсонал детского сада провели анализ полученных результатов и наметили стратегический план улучшения ситуации по оздоровлению воспитанников.

С целью профилактики простудных заболеваний, согласно плану физкультурно-оздоровительной работы «Здоровячок» все дети нашего МАДОУ с декабря 2012 г. по апрель 2013 г. получали комплекс оздоровительных мероприятий, включающих в себя:

1. Закаливающие процедуры:

§ Воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями

§ Хождение босиком в группе (при температуре пола +18С)

§ Закаливание носоглотки чесночным раствором

§ Полоскание полости рта после приема пищи прохладной кипяченой водой

§ Применение фитонцидов в пищу (лук, чеснок)

§ Ароматизация помещений групп (чесночно-луковые букетики)

§ Облучение групповых помещений и спален бактерицидными лампами

§ Соблюдение режима прогулок во все времена года (выход на прогулку по подгруппам), подвижные игры и физические упражнения на улице

§ Физические упражнения с элементами дыхательной гимнастики (ежедневно после занятий)

§ Организация рационального питания.

2. В рамках лечебно-профилактической работы проводились следующие мероприятия:

Ø Постоянный контроль осанки

Ø Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию

Ø Подбор мебели в соответствии с ростом детей

Ø Вакцинация против гриппа (по заявлению родителей)

Ø Витаминотерапия (поливитамины)

Ø Санация носоглотки (лечебное полоскание горла)

Ø Орошение горла – 2 недели (настойка календулы — 1 раз после еды)

Ø Смазывание зева (люголь, каларгол)

Ø Прием кислородного коктейля

Ø Прием витаминного напитка «Здоровье» (шиповник)

Уровень посещаемости детей составляет 76 %, количество пропусков одним ребенком по болезни в год составил 2,9.

Вывод: Благодаря строгому выполнению плана физкультурно-оздоровительной работы «Здоровячок», значительно снизилась заболеваемость детей в МАДОУ. Педагогами и медицинской службой МАДОУ и в дальнейшем будет проводиться поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который бы предусматривал повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Медицинской службой МАДОУ планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и сотрудников ДОУ.

Консультация по теме:
Интегрированный подход к организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции

Выступление на августовской конференции 2013 года

Секция № 3 «Содержание образования в рамках стандартов и требований к общеобразовательным программам дошкольного воспитания»

ЛОКОТИЛОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Предварительный просмотр:

Интегрированный подход к организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции

Выступление на августовской конференции 2013 года

Секция № 3 «Содержание образования в рамках стандартов и требований к общеобразовательным программам дошкольного воспитания»

ЛОКОТИЛОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества, условие его выживания в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях. Провозглашенная Президентом РФ стратегия развития общества определяет основной ресурс – образование, а дети – это человеческий капитал страны.

Повышение уровня современных государственных требований и стандартов к дошкольному образованию определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образования сегодня.

Современный ребенок, как утверждают исследования, не такой, каким был его сверстник десятилетия назад. И это во многом понятно: изменилась жизнь, предметный и социальный мир нынешних дошкольников. Но тем не менее, дошкольное детство останется временем первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

С введением Федеральных государственных требований к ООП ДО (ПриказМинобрнауки России от 23.11.2009 № 655), особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» дается такое определения термина «интеграция»:

«1. Интеграция (от лат.Integratio – восстановление, восполнение) — понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

2. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации» .

Потребность в организации интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:

  • Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  • Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  • Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

До недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.

Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса [7].

В настоящее время разработка интегрированных занятий через синтез образовательных областей не является целью проектирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Принципиально новым подходом к дошкольному образованию является конструирование целостного интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня (недели), в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающей действительности.

Основные преимущества интегративного подхода в образовательном процессе заключаются в том, что он:

1) является условием развития системы знаний, овладения основами наук;

2) способствует формированию научной картины мира;

3) позволяет достигать большего эффекта в развитии воспитанников;

4) обеспечивает формирование качеств личности дошкольника для гармоничного вхождения в социум;

5) реализует сотворчество детей и значимых взрослых как взаимодействие всех субъектов образовательного процесса [3].

Структура содержания современного дошкольного образования усложнена включением органически взаимосвязанными направлениями, определенными ФГТ как необходимые компоненты всестороннего развития детей и целостной системы подготовки ребенка к обучению в школе.

Поиск основания для объединения, выявление системообразующего фактора — важное условие интеграции содержания образования.

Л.В.Трубайчук для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании выделяет системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Ею выделены четыре системообразующих фактора [6]:

1. Основной системообразующий фактор — образовательные области . ФГТ выделяют 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.

2. Второй системообразующий фактор — интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования , которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.

3. Третий фактор — интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.

В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

4. Четвёртый системообразующий фактор — формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата освоения основной общеобразовательной программы. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

И.Е. Емельянова рассматривает интеграцию как системообразующий фактор освоения научной картины мира и основу гармоничной социализации дошкольников. Она устанавливает структурные связи интеграции в содержании понятий и деятельности по освоению образовательных областей ФГТ [2].

В Федеральном документе выделены линии воспитания (духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, воспитание здорового безопасного образа жизни) и единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. ФГТ намечает также линии развития детей дошкольного возраста (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое направления развития дошкольников). Интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

По мнению воспитателей-практиков, интеграция реализуется естественно при изучении каких-либо явлений через смену видов игровой деятельности детей. Но на современном этапе развития дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных учреждений стали искать пути совершенствования процесса интеграции в направлении большей целостности и прозрачности, объединения образовательных областей, наиболее эффективно обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому).

Качественное осуществление интеграции в дошкольном образовательном учреждении возможно лишь при определении форм интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, ребенка, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами могут выступать совместные творческие проекты и исследования, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками).

Совместная деятельность субъектов образовательного процесса характеризуется как осуществление внутренних и внешних связей процессов непрерывного образования и развития, которые имеют такие характеристики, как связь, взаимосвязь, единство, систематичность, неравномерность, прерывность–непрерывность, гибкость.

Коллективный субъект – это функционирование детско-взрослой группы людей, выполняющих совместную созидательную деятельность на высшем уровне своей активности через самоорганизацию, саморегуляцию, согласование внешних и внутренних условий осуществления этой деятельности. Значимой составляющей совместной деятельности является сотрудничество и сотворчество в групповом субъекте – общение, переживание радости, созидание, отсутствие привилегии указывать, контролировать и оценивать. В процессе этой деятельности чувствуют, принимают, доверяют, открываются, планируют, самостоятельно и совместно рефлексируют [2].

Организация образовательного процесса, направленного на реализацию принципа интеграции образовательных областей при формировании целостного восприятия мира, предполагает, что содержание этих областей будет усвоено более эффективно в совместной деятельности на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение творческой задачи обеспечивают единство системы «значимый взрослый – содержание образования – ребенок».

Интегрированная познавательная задача – это такая проблемная задача, которая включает субъектов образовательного процесса в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами образовательных областей. Интегрированные познавательные задачи отражают общенаучный уровень, который фиксирует отношения объективного мира: «система–функция», «строение–свойство», «явление–сущность» и др.

Классификация интегрированных познавательных задач возможна в соответствии с содержательным, процессуальным и личностным критериями. Одним из преимуществ организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса является создание условий для поисковой деятельности детей при решении интегрированных познавательных задач. Совместный творческий поиск способствует развитию природной любознательности.

И.Е. Емельянова рассматривает особенности решения интегрированных познавательных задач в различных типах интеграции:

  1. Тематическая интеграция предполагает систему познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и понятий, отражающих ретроспективы и перспективы интегративного процесса. Данный тип интеграции обеспечивает единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний, обеспечивает большую степень обобщённости, глубины, мобильности, повышает мировоззренческое значение приобретаемых знаний. Основу организации тематической интеграции составляет планирование на базе смежных, связанных между собой понятий.

Освоение знание единиц различных образовательных областей («Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация») и смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, читательской, художественно-эстетической) обеспечивают достижение поставленной цели.

  1. Проблемно-тематическая интеграция – это выдвижение общенаучной проблемы и поэтапное её решение через освоение нескольких тем нескольких образовательных областей. Данный вид интеграции усиливает содержательно-смысловые связи образовательных областей при раскрытии проблемы, а также способствует активизации группового субъекта.

Прохождение ребенком собственного исследовательского пути от замысла к идее, от идеи к противоречию, от коллекционирования фактов (явлений, объектов) к их классификации, от метода проб и ошибок к решению творческой задачи, разрешению противоречия обеспечиваетсяпроблемно-тематической интеграцией. Тема взаимодействия носит уже мировоззренческий характер, повышает способность теоретических обобщений, развивает личностные качества дошкольников, что отражает социально-личностный уровень.

  1. Широкая проблемная интеграция – это выдвижение общего противоречия для ряда образовательных областей, предполагающее последовательное решение исследовательской или творческой задачи в групповом субъекте с последующей защитой или презентацией собственного продукта. Данный тип интеграции предполагает организацию коллективной и индивидуальной познавательной деятельности, в результате которой развиваются предпосылки духовно-творческой самореализации личности.

Под духовно-творческой самореализацией дошкольников понимается процесс реализации детьми в микросоциуме актуальных и потенциальных способностей, в результате чего средствами творческой деятельности ребёнок изменяет и преобразовывает себя с ориентацией на нравственные ценности. Ядром широкой проблемной интеграции является духовно-творческая задача как сотворчество значимых взрослых и детей по разрешению противоречия в искусственно созданной ситуации, осознания детьми их общественно значимых целей в духовно-творческой деятельности.

Сложность осуществления тематической и проблемно-тематической интеграции представляет реализация взаимосвязи «человек – природа – культура», в которой важно установить гармонию между естественно-научным и гуманитарно-эстетическим циклами, соединить научно-логическое и художественно-образное познание. Например, изучая объекты живой природы, воспитатели интегрируют следующие образовательные области: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», реализуя их через различные виды творческой и репродуктивной деятельности детей.

Продумывая органичные переходы от эстетического восприятия природы к восприятию произведений искусства и литературы и далее – к более глубокому общению с природой и наслаждению искусством, педагоги ДОУ должны помнить о специфике субъектного отражения красоты природы в литературе, музыке и живописи. Ведь среди детей найдутся такие, кому захочется «анатомировать» объекты природы, уйти от восприятия прекрасного и углубиться в изучение формы.

Организация взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками в познании целостной картины мира является непременным условием развития творческих способностей. В настоящее время, реализуя принцип интеграции, ФГТ ориентирует не на чётко спланированное и организованное по хронометражу занятие, а на взаимодействие – совместную деятельность всех субъектов образовательного пространства в целостном интегрированном процессе.

Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе комплексно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса.

Популярное:

  • 2016 ч4 коап рф Постановление Верховного Суда РФ от 29 февраля 2016 г. N 12-АД16-1 Суд отменил принятые ранее судебные акты и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу […]
  • 1533 ч 3 коап рф постановление Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1533 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2016 г. N 1533 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА […]
  • Ук жилищник рф Ук жилищник рф ООО УК "Жилищник" Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник» обеспечивает полный комплекс услуг в области управления и обслуживания многоквартирных домов. Современный многоквартирный дом – это сложный механизм, функционирование которого […]
  • Движение по обочинам коап Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на "встречку" По общему правилу, за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления установлена административная ответственность (ч. 3-4 ст. 12.15 КоАП РФ). В […]
  • Как получить инн в россии по интернету ИНН онлайн через интернет заказать ИНН физического лица гражданина РФ Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – это персональный номер человека в налоговых органах. ИНН служит для учета сведений о доходах гражданина и налогах, которые он обязан уплатить. Присваивает его налоговая […]
  • Коап пмр Таблица штрафов за нарушения ПДД ПМР Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям государственных стандартов ПМР; нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение хотя бы одной из букв или цифр переднего или […]