Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения –

влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Штрафы исключены из перечня наказаний за насилие в семье

Верховная Рада приняла закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которым исключила штрафы из перечня наказаний за насилие в семье.

За решение №0920 проголосовали 275 народных депутатов из 337, зарегистрированных в сессионном зале.

Законом в ст. 173-2 Кодекса об административных правонарушениях устанавливается, что совершение насилия в семье (физического, психологического или экономического характера) наказуемо общественными работами на срок от 30 до 40 часов, или административным арестом сроком до 7 суток (раньше — влекут за собой наложение штрафа от трех до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от 30 до 40, или исправительные работы сроком до месяца с отчислением 20% заработка, или административный арест сроком до 5 суток).

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвержено административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных ч. 1 этой статьи, — влекут за собой общественные работы на срок от 40 до 60 часов или административный арест сроком до 15 суток (раньше — влекут за собой наложение штрафа от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от 40 до 60 часов, или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением 20% заработка, или административный арест сроком до 15 суток).

Ст 173 ч2 коап рб

ВОПРОС 2. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ПРОЦЕССА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ.

В гл. 17 КоАП содержится 13 статей, предусматривающих составы административных правонарушений.

Должностные лица ОВД обладают полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по всем составам правонарушений:

17.1 «Мелкое хулиганство»,

17.2 «Стрельба из огнестрельного

оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для

17.3 «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения»,

17.4 «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение»,

17.5 «Занятие проституцией»,

17.8 «Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости»,

17.9 «Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах»,

17.10 «Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики»,

17.11 «Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов»,

17.12 «Допуск на ночные дискотеки, в культурно-развлекательные (ночные) клубы несовершеннолетних»,

17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища»,

17.14 «Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ».

По правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 17.3, ст. 17.6, 17.9 КоАП, должностные лица ОВД обладают полными юрисдикционными полномочиями – не только осуществляют подготовку дела к рассмотрению, но и рассматривают дела об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.1, ч. 2 и 3 ст. 17.3 КоАП подлежат направлению в суд во всех случаях, если лицо не признало себя виновным в совершении административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных

ст. 17.1, 17.2, ч. 2 и 3 ст. 17.3, ст. 17.5, 17.6, 17.8, 17.10, 17.11 и 17.14 КоАП направляются на рассмотрение в суд;

ст. 17.4 – в административную комиссию;

ст. 17.4 (за правонарушения, совершенные родителями несовершеннолетних или лицами, их заменяющими), 17.12, 17.13 – в комиссию по делам несовершеннолетних.

Для данного вида правонарушений согласно ст. 9.1 ПИКоАП поводами для начала процесса являются: заявление физического лица; сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации; непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

В соответствии со ст. 9.5 ПИКоАП началом административного процесса по данным правонарушениям считается: составление протокола об административном правонарушении; составление протокола о процессуальном действии; вынесение постановления о мерах обеспечения административного процесса; вынесение постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется, административного задержания физического лица.

Подготовка дел по правонарушениям, предусмотренным гл. 17 КоАП, в соответствии со ст. 10.1 ПИКоАП осуществляется не позднее 10 суток со дня начала административного процесса, и дело направляется на рассмотрение в течение 5 суток с момента окончания подготовки к рассмотрению.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.1, ч. 3 ст. 17.3, ст. 17.5, 17.10, 17.11, 17.14 КоАП, санкции которых предусматривают административный арест, в случае административного задержания лица, в отношении которого ведется административный процесс, на срок свыше 3 ч передаются в суд для рассмотрения немедленно.

В соответствии со ст. 11.2 ПИКоАП срок рассмотрения общий – 15 дней со дня получения дела об административном правонарушении, за исключением вышеуказанных правонарушений, которые рассматриваются в день получения материалов дела, но не позднее 48 ч с момента задержания.

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5 и 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, органы, наложившие административное взыскание за совершение указанных правонарушений, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.

Мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП)

Согласно ст. 3.30 ПИКоАП ОВД предоставлено право составлять протоколы за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.1 КоАП. Постановление МВД от 1 марта 2010 г . № 47 наделило полномочиями на составление протоколов по данной статье большинство сотрудников ОВД.

Поводами для начала процесса по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.1 КоАП, являются все рассмотренные ранее поводы.

Необходимо обратить внимание на то, что в ходе опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс по ст. 17.1, а также потерпевших и свидетелей необходимо отразить наличие хулиганского мотива в действиях виновного, поскольку именно этот признак субъективной стороны правонарушения отграничивает рассматриваемое правонарушение от правонарушений против здоровья, чести и достоинства человека (ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения», ст. 9.3 «Оскорбление»).

Следует отметить, что в связи с наличием в санкции статьи такого вида административного взыскания, как административный арест, в целях пресечения противоправного деяния, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения участия при рассмотрении дела и исполнения административного взыскания в виде административного ареста применяется такая мера обеспечения, как административное задержание на срок свыше 3 ч, но не более 72 ч. Об административном задержании на срок свыше 3 ч составляется протокол административного задержания.

В таком случае на подготовку дела об административном правонарушении у лица, осуществляющего его подготовку, остаются одни сутки.

Передается дело после окончания подготовки в суд немедленно. Рассматривается в день получения дела об административном правонарушении, но не позднее 48 ч с момента административного задержания, если личность правонарушителя установлена.

Как правило, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.1 КоАП, содержит следующие документы:

рапорт лица, выявившего правонарушение, либо заявление физического лица или сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения;

протокол административного задержания;

протокол личного обыска задержанного;

протоколы опроса; справку о привлечении лица, в отношении которого ведется административный процесс (запрос в единый банк данных);

протокол об административном правонарушении;

Обстоятельства, подлежащие установлению по ст. 17.1 КоАП:

1. Событие административного правонарушения (время, место, способ, другие обстоятельства):

где и когда совершено правонарушение;

как хулиган прибыл на место совершения правонарушения, пытался ли скрыться после его совершения;

наличие либо отсутствие потерпевших и очевидцев, был ли с ними ранее знаком правонарушитель;

каким способом совершено (конкретные действия, фразы и т.п.);

нарушение каких именно общепризнанных норм и правил поведения свидетельствует о желании виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним,

принимал ли меры по сокрытию следов;

находился в трезвом виде или в состоянии опьянения;

наличие соучастников и роль каждого из них;

обстоятельства, способствовавшие совершению хулиганства и др.

2. Виновность лица в совершении правонарушения:

3. Обстоятельства, характеризующие личность правонарушителя:

пол, возраст, род занятий, место жительства, привлекался ли ранее к административной ответственности, его отношение к совершенному деянию.

4. Характер и размер причиненного вреда.

5. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, основания для освобождения от административной ответственности.

6. Обстоятельства отягчающие и смягчающие административную ответственность.

Примерный вариант фабулы дела об административном правонарушении:

«Иванов Иван Иванович 15.06.2015 года в 12.30 находясь в общественном месте возле дома № 21 по ул. Первомайской в г. Могилеве, выражался нецензурной бранью в присутствии мимо проходящих граждан, на замечания сотрудников ОВД не реагировал, чем нарушал общественный порядок и спокойствие граждан».

«Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения» (ст. 17.3 КоАП)

Согласно ст. 3.6 ПИКоАП в отношении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 17.3 КоАП, ОВД обладают полными юрисдикционными полномочиями, т. е. помимо права составлять протоколы об административных правонарушениях должностные лица ОВД имеют право рассматривать данные дела. Дела в отношении правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 17.3 КоАП, рассматривает суд. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных 2 и 3 ст. 17.3 КоАП подлежат направлению в суд во всех случаях, если лицо не признало себя виновным в совершении административного правонарушения.

Подготовка дела об административном правонарушении по каждой из указанных форм правонарушения имеет свои особенности. Так, предмет доказывания применительно правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 17.3, будут составлять: факт распития вышеуказанных напитков в общественном месте и принадлежность данного напитка к алкогольным, слабоалкогольным либо пиву или потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

Факт распития алкогольных напитков может быть подтвержден объяснениями очевидцев правонарушения, объяснениями лиц, которые пресекли данное правонарушение, а также вещественными доказательствами (например, изъятое в ходе личного обыска или осмотра места совершения правонарушения спиртное).

Следует подчеркнуть, что для наличия состава рассматриваемого правонарушения не имеет значения физическое состояние правонарушителя (находился он в состоянии алкогольного опьянения или нет).

Проведение освидетельствования для выявления состояния алкогольного опьянения в таких случаях не обязательно. Оно может проводиться в целях усиления доказательственной базы факта распития алкогольных напитков по усмотрению лица, осуществляющего подготовку дела об административном правонарушении.

Что касается второй формы правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.3 КоАП, то здесь, наоборот, установление физического состояния правонарушителя имеет большое значение. Нахождение в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, устанавливается путем проведения освидетельствования с участием медицинских работников для установления состояния опьянения и объяснениями свидетелей.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г . N 497 «Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ» (в ред. от 18.10.2012 N 947 ) определяется порядок проведения освидетельствования физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в соответствии с требованиями законодательства, определяющего порядок ведения административного процесса, и (или) уголовно-процессуального законодательства.

Освидетельствование физических лиц осуществляется в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, и проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

Действия и признаки, наличие которых является достаточным основанием полагать, что физическое лицо находится в состоянии опьянения:

1. Заявление физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего о потреблении им алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

2. Заявление иного физического лица о потреблении физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшим алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

3. Сообщение должностного лица государственного органа или иной организации, общественного объединения о потреблении физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшим алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

4. Признание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего о потреблении алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

5. Запах алкоголя изо рта.

6. Затруднения при сохранении равновесия.

7. Нарушения речи.

8. Выраженное изменение окраски кожных покровов лица.

9. Покраснение глаз, сужение или расширение зрачков глаз.

10. Шатающаяся походка.

11. Спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону (нистагм).

Освидетельствование – совокупность действий должностного лица, производимых при необходимости с участием врача или иного специалиста в порядке, устанавливаемом настоящим Положением, законодательством, определяющим порядок ведения административного процесса, и (или) уголовно-процессуальным законодательством, по выявлению наличия или отсутствия состояния опьянения у физического лица, если для этого не требуется проведения экспертизы;

Состояние алкогольного опьянения — наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха.

Состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – наличие наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (состояние наркотического опьянения) в биологических образцах, забранных у физического лица, при одновременном выявлении у него совокупности нарушений физических и (или) психических функций вследствие потребления соответствующих наркотических средств или других веществ;

Отказ от прохождения в установленном порядке освидетельствования – выраженное в письменной или устной форме несогласие физического лица проходить в установленном порядке освидетельствование в целом, а равно отказ физического лица от выполнения указаний должностного лица (врача или иного специалиста), касающихся освидетельствования.

Освидетельствование проводится с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах, забранных у физического лица.

Приборы и экспресс-тесты используются в порядке, определяемом изготовителем приборов (экспресс-тестов) в соответствии с законодательством.

Государственные органы и государственные организации, использующие приборы, должны принимать меры по обеспечению единства измерений в соответствии с законодательством.

Для проведения лабораторного исследования при освидетельствовании с участием врача или иного специалиста у физического лица могут забираться в установленном порядке биологические образцы для определения в них концентрации абсолютного этилового спирта, наличия наркотических средств или других веществ.

При положительном результате экспресс-тестов проведение лабораторного исследования является обязательным.

В случае выявления должностным лицом у физического лица признаков заболеваний, в том числе травм, отравлений, сопровождающихся тяжелым, бессознательным состоянием, такому физическому лицу в обязательном порядке оказывается доврачебная помощь и он доставляется в государственную организацию здравоохранения.

При доставлении физического лица в тяжелом, бессознательном состоянии в государственную организацию здравоохранения в медицинскую карту стационарного больного по результатам лабораторного исследования врачом вносятся данные о концентрации абсолютного этилового спирта, наличии наркотических средств или других веществ в биологических образцах на момент оказания такому физическому лицу медицинской помощи, на основании которых выносится заключение о наличии (отсутствии) у физического лица состояния опьянения. При этом акт освидетельствования не составляется.

Государственная организация здравоохранения по запросу должностного лица выдает ему выписку из медицинских документов, оформляемую в устанавливаемом Министерством здравоохранения порядке , в которой отражается вынесенное врачом заключение о наличии (отсутствии) у физического лица состояния опьянения.

Должностное лицо определяет место проведения освидетельствования, необходимость использования при его проведении приборов и (или) экспресс-тестов, а также участия врача или иного специалиста.

Должностное лицо составляет в соответствии с требованиями законодательства, определяющего порядок ведения административного процесса, и (или) уголовно-процессуального законодательства протокол процессуального действия, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные должностным лицом в ходе освидетельствования, и на основании результатов использования им приборов и (или) экспресс-тестов выносит заключение.

При необходимости проведения освидетельствования с участием врача или иного специалиста должностное лицо обеспечивает доставление физического лица в государственную организацию здравоохранения, имеющую специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения (далее — организация здравоохранения).

Участие врача или иного специалиста в проведении освидетельствования осуществляется в порядке, установленном законодательством, определяющим порядок ведения административного процесса, и (или) уголовно-процессуальным законодательством, на безвозмездной основе.

По результатам проведения в организации здравоохранения освидетельствования физического лица на предмет выявления состояния опьянения врач составляет акт освидетельствования в двух экземплярах, который удостоверяется его подписью и печатью.

Первый экземпляр акта освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему физическое лицо в организацию здравоохранения, второй – хранится в организации здравоохранения.

Каждый случай участия врача организации здравоохранения в проведении освидетельствования физического лица на предмет выявления состояния опьянения и заключения, вынесенные по его результатам, фиксируются врачом в журнале установленной формы. Указанный журнал должен быть пронумерован, прошнурован и храниться в порядке, установленном для медицинских документов.

По итогам проведения освидетельствования должностным лицом в протоколе процессуального действия, врачом — в акте освидетельствования отражается одно из следующих заключений:

состояние на момент освидетельствования:

отсутствует состояние алкогольного опьянения и (или) состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

состояние алкогольного опьянения;

состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

состояние алкогольного опьянения и состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

Если проведение освидетельствования в целом не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести состояния физического лица, его отказа от освидетельствования и других причин), в протоколе процессуального действия должностным лицом указываются причины, не позволившие его провести.

В случае освидетельствования физического лица в принудительном порядке и его отказа от выполнения указаний, касающихся освидетельствования, при одновременном наличии трех и более действий и (или) указанных выше признаков опьянения, должностным лицом в протоколе процессуального действия отражается заключение:

состояние алкогольного опьянения;

состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

состояние алкогольного опьянения и состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

В случае несогласия должностного лица с заключением врача данное должностное лицо может самостоятельно провести освидетельствование с использованием приборов и (или) экспресс-тестов или им может быть назначена экспертиза.

Организация здравоохранения при обращении физического лица, в отношении которого проводилось освидетельствование, за получением информации о его результатах выдает ему медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую заключение, вынесенное по результатам освидетельствования, в порядке, установленном законодательством.

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 июля 2011 г . N 256 «ОБ утверждении Инструкции о порядке действий должностного лица по доставлению физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего на освидетельствование в организацию здравоохранения» определяет порядок действий должностного лица органа, ведущего административный процесс, следователя, лица, производящего дознани, по доставлению физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего на освидетельствование на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в государственную организацию здравоохранения, имеющую специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию.

Доставление физического лица на освидетельствование в организацию здравоохранения производится должностным лицом, если:

совершены действия и (или) должностным лицом обнаружены признаки, наличие которых является достаточным основанием полагать, что физическое лицо находится в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

у должностного лица отсутствует прибор, предназначенный для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующий требованиям технических нормативных правовых актов;

проведение освидетельствования физического лица с использованием прибора в целом не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести состояния физического лица, необходимости специальных знаний при проведении освидетельствования и других);

по итогам проведения освидетельствования физического лица с использованием прибора должностным лицом получен результат, указывающий на наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации, отличающейся в большую или меньшую сторону от значения 0,3 промилле в пределах погрешности прибора, либо в концентрации менее 0,3 промилле, и наличие одновременно трех и более действий и (или) признаков, указанных в приложении 1 к Положению о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г . N 497;

физическое лицо по итогам проведения освидетельствования с использованием прибора письменно выражает несогласие с заключением, отраженным должностным лицом в протоколе процессуального действия.

В случае отказа физического лица от освидетельствования оно может быть доставлено в организацию здравоохранения для проведения освидетельствования в принудительном порядке. В необходимых случаях к такому физическому лицу могут быть применены физическая сила, специальные средства в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

Доставление физического лица в организацию здравоохранения осуществляется в возможно короткие сроки.

Для доставления физического лица в организацию здравоохранения запрещается использовать мотоциклы, мопеды, а также транспортные средства, не предназначенные для перевозки пассажиров.

Должностное лицо обязано принять необходимые меры, исключающие причинение вреда здоровью физического лица, обеспечивающие сохранность имеющихся при нем вещей, документов и ценностей.

Перед посадкой физического лица в транспортное средство в порядке, установленном законодательными актами, у него изымаются предметы, которые могут быть использованы для причинения телесных повреждений.

Во время доставления физического лица в организацию здравоохранения должностное лицо обязано постоянно наблюдать за его поведением и состоянием здоровья. При появлении у физического лица признаков резкого ухудшения состояния здоровья должностное лицо обязано незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь либо доставить физическое лицо в ближайшую организацию здравоохранения. До прибытия скорой медицинской помощи должностное лицо при необходимости оказывает физическому лицу доврачебную помощь.

При оставлении должностным лицом транспортного средства, на котором физическое лицо доставляется в организацию здравоохранения, оно обязано принять меры, препятствующие угону транспортного средства.

Перед проведением освидетельствования должностное лицо обязано принять меры к установлению личности физического лица.

При отсутствии у физического лица документа, удостоверяющего личность, принимаются меры по всесторонней проверке сообщенных им о себе сведений (используются возможности адресного бюро, подразделений по гражданству и миграции, кадровой службы по названному месту работы, информация, полученная от родственников, знакомых, и так далее). Физические лица, прибывшие из других населенных пунктов, проверяются по месту их пребывания (в гостиницах, санаториях, пансионатах, общежитиях и так далее). Личность иностранных граждан устанавливается с помощью оперативно-дежурной службы территориального органа внутренних дел через дипломатические представительства и консульские учреждения, учреждения образования и организации, в которых они учатся или работают.

Сведения об официальном источнике информации, с помощью которого должностным лицом установлена личность физического лица, сообщаются врачу или иному специалисту, участвующему в освидетельствовании, а в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, также указываются в протоколе об административном правонарушении.

При наличии у физического лица документа, удостоверяющего личность, либо водительского удостоверения должностное лицо обязано предъявить указанные документы, а также свое служебное удостоверение врачу или иному специалисту , участвующему в освидетельствовании, и сообщить свою должность, фамилию и наименование органа, ведущего административный процесс, либо наименование органа уголовного преследования.

В случае вынесения врачом по итогам проведения освидетельствования физического лица заключения «отсутствует состояние алкогольного опьянения и (или) состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ» по требованию физического лица оно доставляется должностным лицом к месту нахождения транспортного средства (к месту отстранения физического лица от управления транспортным средством).

В случае вынесения врачом по итогам проведения освидетельствования физического лица заключения о наличии опьянения либо отказе от освидетельствования, физическое лицо доставляется должностным лицом к месту жительства (месту пребывания) в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, если оно ходатайствует об этом.

При наличии оснований для помещения физического лица в специализированный изолятор органа внутренних дел оно доставляется должностным лицом в указанное структурное подразделение территориального органа внутренних дел для вытрезвления.

Следует отметить, что лица, совершающие такие правонарушения, как правило, задерживаются более 3 ч до вытрезвления, о чем составляется протокол административного задержания.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.3 КоАП, совершенное в форме появления в общественном месте в пьяном виде, как правило, содержит следующие документы:

рапорт лица, выявившего правонарушение, либо заявление физического лица или сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения;

протокол административного задержания;

протокол личного обыска задержанного;

протоколы опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетелей;

справку о привлечении лица, в отношении которого ведется административный процесс (запрос в единый банк данных);

протокол освидетельствования (либо акт медицинского освидетельствования, составленный работниками медучреждений);

протокол об административном правонарушении;

Подготовленные дела об административных правонарушениях согласно ч. 2 ст. 3.6. ПИКоАП передаются на рассмотрение руководителям территориальных ОВД и их заместителям. Важно отметить, что общим обстоятельством, подлежащим установлению и доказыванию для указанных форм правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 КоАП, является факт привлечения повторно к административной ответственности за данное правонарушение в течение года, так как в ч. 3 ст. 17.3 КоАП предусмотрен квалифицированный состав данного правонарушения и повторное его совершение в течение года влечет наложение более строгого взыскания. Поэтому общим документом для каждого из указанных выше случаев будет являться справка о привлечении к административной ответственности или ответ на соответствующий запрос.

Срок подготовки данных дел не должен по общему правилу превышать 10 суток. Срок передачи для рассмотрения соответствующему органу по ч. 1 и 2 – 5 суток, по ч. 3 – немедленно. Срок рассмотрения 15 суток (по ч. 3–1 сутки).

Примерные варианты фабулы дела об административном правонарушении:

«Иванов Иван Иванович 12.06.2015 года в 21.30 находился в общественном месте возле дома № 26 по пр-ту Мира в г. Могилеве, в пьяном виде: шатался из стороны в сторону, изо рта доносился резкий запах алкоголя, имел неопрятный внешний вид, чем оскорблял человеческое достоинство и нравственность».

«Петров Петр Петрович 17.06.2015 в 12.30 в общественном месте во дворе дома № 11 по ул. Строителей в г. Могилеве распивал алкогольные напитки, чем оскорблял человеческое достоинство и нравственность».

«Григорьев Григорий Григорьевич находился в рабочее время на рабочем месте в ОДО «Гарант» по адресу: г. Могилев, б-р Непокоренных, д. 28, в состоянии алкогольного опьянения».

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (ст. 17.4 КоАП)

Согласно ст. 3.30 ПИКоАП ОВД предоставлено право составлять протоколы за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.4 КоАП. Постановление МВД от 1 марта 2010 г . № 47 наделило полномочиями на составление протоколов по данной статье сотрудников управлений, отделов, отделений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД, РОВД; сотрудников управлений, отделов, отделений охраны правопорядка и профилактики МВД, ГУВД, УВД, РОВД; командиров рот, взводов ППСМ и других лиц.

Рассматривать данные дела имеют право административные комиссии (согласно ст. 3.4 ПИКоАП) и комиссии по делам несовершеннолетних (за правонарушения, совершенные родителями несовершеннолетних или лицами, их заменяющими).

Срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение согласно ст. 7.6 КоАП составляет два месяца с момента совершения правонарушения. Срок подготовки дел по рассматриваемой статье не должен превышать 10 суток.

Поводами к началу административного процесса в соответствии со ст. 9.1. ПИКоАП являются: заявление физического лица; сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации; непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Факт вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественное поведение может устанавливаться в результате опроса свидетелей, правонарушителя, несовершеннолетних.

Следует обратить внимание, что согласно ст. 10.11 ПИКоАП при опросе несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет, а по усмотрению должностного лица органа, ведущего административный процесс, при опросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет обязательно присутствие педагогического работника. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние, вовлеченные в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, могут быть освидетельствованы в порядке, предусмотренном ст. 10.14 ПИКоАП, в целях выявления состояния опьянения (алкогольного, наркотического, токсического или вызванного употреблением иных сильнодействующих средств).

В целях обнаружения алкогольных напитков, которые были приобретены лицом, совершившим административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.4 КоАП, либо сильнодействующих или одурманивающих веществ могут совершаться следующие действия:

осмотр места совершения административного правонарушения, помещения, транспортного средства.

Такие предметы в случае их обнаружения подлежат изъятию. Порядок производства указанных действий регламентируется статьями гл. 10 ПИКоАП. Об изъятии вещей, которые будут являться вещественными доказательствами, делается отметка в протоколе личного обыска, протоколе осмотра или в протоколе об административном правонарушении.

По окончании подготовки дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.4, КоАП в течение пяти суток направляется в один из вышеназванных органов для рассмотрения.

Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах (ст. 17.9 КоАП)

Согласно ст. 3.30 ПИКоАП ОВД предоставлено право составлять протоколы за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.9 КоАП. Рассматривать данные дела имеют право должностные лица ОВД – руководители территориальных ОВД и их заместители (ст. 3.6 ПИКоАП).

Срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение согласно ст. 7.6 КоАП составляет два месяца с момента совершения правонарушения. Срок подготовки дел по рассматриваемой статье не должен превышать 10 суток.

Поводами к началу административного процесса в соответствии со ст. 9.1. ПИКоАП являются: заявление физического лица; сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации; непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Следует отметить, что исходя из особенностей объективной стороны при опросе правонарушителя, а также в иных процессуальных документах (протоколах) необходимо указать на место совершения данного правонарушения, которое относится к категории запрещенных для курения.

Вывод по вопросу:

Таким образом, сотрудники ОВД уполномочены на составление протоколов и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по всем статьям Главы 17 КоАП. При этом должностным лицам органов внутренних дел предоставлены полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 17.3, статьями 17.6, 17.9, а также частями2 и статьи, в случаях, когда лицо признает свою вину в совершенном правонарушении.

Вывод по лекции:

Таким образом, должностные лица ОВД обладают юрисдикционными полномочиями по отдельным составам административных правонарушений, указанных в гл. 10 КоАП. И только по правонарушениям против общественного порядка и нравственности обладают юрисдикционными полномочиями по всем правонарушениям. По одним составам они принимают непосредственное участие только до стадии рассмотрения дела, по другим обладают полными юрисдикционными полномочиями и выносят постановления по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Популярное:

  • Ст 108 ук рф по составу Статья 108 УК РФ. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Текущая редакция ст. 108 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Убийство, совершенное при превышении […]
  • Выделение доли двухкомнатной квартиры Как выделить и продать долю в однокомнатной квартире? Добрый день! Имеется однокомнатная квартира. Собственник один - мой отец. Возникла необходимость продать 1/2 квартиры (долю ). Как это сделать? 30 Августа 2016, 13:12 Ксения, г. Пермь Ответы юристов (2) ГК РФ Статья 209. Содержание […]
  • Статья 190 ук украины комментарии Статья 190 УК (мошенничество) — есть ли срок давности? (страница 1) Статья 190 УК (мошенничество) — есть ли срок давности? ← следующая страница 1 предыдущая → 2 1 Сроки есть, но они зависят от части статьи 190 УК! Стаття 49. Звільнення від кримінальної відповідальності у […]
  • Залог в суде украина Залог как мера пресечения в уголовном производстве (Новый уголовно-процессуальный кодекс Украины) Залог заключается во внесении средств в денежной единице Украины на специальный счет, определенный в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, с целью обеспечения выполнения […]
  • Статья 264 ук рф срок давности Срок давности следствия по дтп и возмещение ущерба Здравствуйте! Год назад муж попал в ДТП, с тяжкими телесными повреждениями, следствие идёт до сих пор. Уточните, есть ли срок давности по делу и когда можно будет требовать возмещение ущерба? Ответы юристов (5) Здравствуйте. Как […]
  • Бюджетное оформление квартиры Дизайн интерьера небольшой трехкомнатной квартиры. Бюджетное решение для молодой семьи Универсальность, невысокая цена и хорошее качество – три основных принципа создания интерьера с оптимальным сочетанием «цена-качество». Рассматриваемая квартира представляет собой идеальный вариант для […]