Оглавление:

Статья 193. УК РФ

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

  • а) в особо крупном размере;
  • б) организованной группой;
  • в) с использованием заведомо подложного документа;
  • г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере — сорок пять миллионов рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

Комментарии к статье 193 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок обязательного возвращения (репатриации) из-за границы средств в иностранной валюте.

В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и валютный контроль за репатриацией валютной выручки либо за ввозом эквивалентных по стоимости товаров или возвратом средств, уплаченных нерезидентам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, если иное не указано в данном Законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Применительно к ст. 193 УК РФ резидентами являются организации, созданные в соответствии с законодательством РФ. Нерезиденты — физические лица, не являющиеся резидентами по законодательству РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и т.д. (ст. 1 Закона).

Указанный нормативный акт содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту: при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий и т.д. (ч. 2 ст. 19 Закона).

Уполномоченные банки — это кредитные организации, осуществляющие банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Центрального банка РФ.

Валютный контроль осуществляется с использованием паспортов сделок, которые оформляются при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и содержат необходимые для учета и отчетности сведения.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами (например, Центральный банк РФ) и агентами (например, уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы) такого контроля.

Предмет преступления — средства в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимаются: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — уклонении от возвращения из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Под уклонением от возвращения средств в иностранной валюте необходимо понимать невыполнение лицом соответствующей обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 19 указанного Закона.

Способы уклонения могут быть самыми разнообразными (непринятие мер о взыскании задолженности, невыдача распоряжения о переводе денежных средств и т.д.).

Ответственность за такое бездействие возможна только при наличии фактической возможности совершить необходимое действие. Если, например, контрагент по обязательству не исполняет его (ввиду несостоятельности или иных обстоятельств), несмотря на действия резидента, направленные на истребование денег, преступления не будет .

См.: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 441.

Преступление является оконченным в момент невозвращения из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте в крупном размере.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 19 указанного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам такой информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком РФ .

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» // Вестник Банка России. 2012. N 48 — 49.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным размером понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая шесть миллионов рублей.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от исполнения предусмотренной законодательством РФ обязанности по репатриации иностранной валюты в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный — физическое лицо (в т.ч. руководитель организации), достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за совершение тех же деяний при наличии следующих квалифицирующих признаков:

а) в особо крупном размере, под которым понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая тридцать миллионов рублей;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК РФ);

в) с использованием заведомо подложного документа. Таковыми могут быть любые документы, как исходящие от российских, так и иностранных организаций, учреждений или органов власти, посредством использования которых виновный намеревается избежать исполнения обязанности по репатриации иностранной валюты. При этом дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ не требуется;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Данный признак предусматривает ответственность за использование при совершении преступлений фиктивных фирм, созданных без намерения осуществления предпринимательской деятельности, а исключительно для их использования в преступных схемах, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами. Буквальное толкование содержания данной нормы исключает вменение этого квалифицирующего признака в тех случаях, когда виновный в целях уклонения от репатриации иностранной валюты использует «живые» организации, осуществляющие легальную предпринимательскую деятельность.

За невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, не образующих крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Дело N82-АД17-4. Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 марта 2017 г. N 82-АД17-4

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство» — директора Литовченко Ю.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка N 37 судебного района города Кургана Курганской области от 24.05.2016 N 5-326/2016, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 29.07.2016 N 12-369/16 и постановление заместителя председателя Курганского областного суда от 21.11.2016 N 4А-474/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка N 37 судебного района города Кургана Курганской области от 24.05.2016 N 5-326/2016, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 29.07.2016 N 12-369/16 и постановлением заместителя председателя Курганского областного суда от 21.11.2016 N 4А-474/2016, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель общества — директор Литовченко Ю.Ю. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении общества судебных актов по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу частей 1 , 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а ) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б ) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в ) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как усматривается из материалов дела, 11.04.2016 в отношении общества государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Курганской области по результатам проведения внеплановой выездной проверки составлен протокол об административном правонарушении N 00091, в соответствии с которым обществом нарушены следующие требования законодательства: пункты 4.1.1 , 4.1.4 , 4.1.15 , 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170; пункт 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Совершенное обществом нарушение выразилось в том, что в жилом доме N 41 по улице Тобольная в городе Кургане Курганской области, находящемся в управлении общества, выявлен факт затопления подвала со 2-го по 4-й подъезд из-за утечек из инженерных сетей и системы канализации (л.д. 3, 4).

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, приказом начальника Государственной жилищной инспекции Курганской области от 01.04.2016 о проведении в отношении общества внеплановой выездной проверки по поступившему 29.03.2016 обращению, предметом которой являлось соблюдение обществом лицензионных требований, определенных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (л.д. 5), актом проверки (л.д. 4), протоколом об административном правонарушении (л.д. 3); копиями лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 10), договора управления многоквартирным домом (л.д. 6 — 9) и иными материалами дела, которые получили оценку судебных инстанций на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку обществом не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, бездействие общества правильно квалифицировано в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы общества являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судебные инстанции не усмотрели оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не содержится таких доводов и в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление мирового судьи судебного участка N 37 судебного района города Кургана Курганской области от 24.05.2016 N 5-326/2016, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 29.07.2016 N 12-369/16 и постановление заместителя председателя Курганского областного суда от 21.11.2016 N 4А-474/2016, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Единство» — директора Литовченко Ю.Ю. — без удовлетворения.

Помощь юриста

Статья 193. УК РФ

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

  • а) в особо крупном размере;
  • б) организованной группой;
  • в) с использованием заведомо подложного документа;
  • г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере — сорок пять миллионов рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

Комментарии к статье 193 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок обязательного возвращения (репатриации) из-за границы средств в иностранной валюте.

В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и валютный контроль за репатриацией валютной выручки либо за ввозом эквивалентных по стоимости товаров или возвратом средств, уплаченных нерезидентам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, если иное не указано в данном Законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Применительно к ст. 193 УК РФ резидентами являются организации, созданные в соответствии с законодательством РФ. Нерезиденты — физические лица, не являющиеся резидентами по законодательству РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и т.д. (ст. 1 Закона).

Указанный нормативный акт содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту: при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий и т.д. (ч. 2 ст. 19 Закона).

Уполномоченные банки — это кредитные организации, осуществляющие банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Центрального банка РФ.

Валютный контроль осуществляется с использованием паспортов сделок, которые оформляются при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и содержат необходимые для учета и отчетности сведения.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами (например, Центральный банк РФ) и агентами (например, уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы) такого контроля.

Предмет преступления — средства в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимаются: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — уклонении от возвращения из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Под уклонением от возвращения средств в иностранной валюте необходимо понимать невыполнение лицом соответствующей обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 19 указанного Закона.

Способы уклонения могут быть самыми разнообразными (непринятие мер о взыскании задолженности, невыдача распоряжения о переводе денежных средств и т.д.).

Ответственность за такое бездействие возможна только при наличии фактической возможности совершить необходимое действие. Если, например, контрагент по обязательству не исполняет его (ввиду несостоятельности или иных обстоятельств), несмотря на действия резидента, направленные на истребование денег, преступления не будет .

См.: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 441.

Преступление является оконченным в момент невозвращения из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте в крупном размере.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 19 указанного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам такой информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком РФ .

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» // Вестник Банка России. 2012. N 48 — 49.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным размером понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая шесть миллионов рублей.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от исполнения предусмотренной законодательством РФ обязанности по репатриации иностранной валюты в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный — физическое лицо (в т.ч. руководитель организации), достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за совершение тех же деяний при наличии следующих квалифицирующих признаков:

а) в особо крупном размере, под которым понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая тридцать миллионов рублей;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК РФ);

в) с использованием заведомо подложного документа. Таковыми могут быть любые документы, как исходящие от российских, так и иностранных организаций, учреждений или органов власти, посредством использования которых виновный намеревается избежать исполнения обязанности по репатриации иностранной валюты. При этом дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ не требуется;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Данный признак предусматривает ответственность за использование при совершении преступлений фиктивных фирм, созданных без намерения осуществления предпринимательской деятельности, а исключительно для их использования в преступных схемах, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами. Буквальное толкование содержания данной нормы исключает вменение этого квалифицирующего признака в тех случаях, когда виновный в целях уклонения от репатриации иностранной валюты использует «живые» организации, осуществляющие легальную предпринимательскую деятельность.

За невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, не образующих крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Ст. 193 ТК РФ. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Комментарий к ст. 193 ТК РФ

Ст. 193 ТК РФ предусматривает порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Порядок применения дисциплинарной ответственности очень важен, поскольку дисциплинарная ответственность работника возможно исключительно в случае соблюдения процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. При любом нарушении процедуры дисциплинарная ответственность будет незаконной и дисциплинарное наказание отменено судом.

Первой, что нужно сделать работодателю для привлечения работника к дисциплинарной ответственности – затребовать объяснение о причинах дисциплинарного проступка. Работнику должно быть предоставлено 2 рабочих дня для дачи объяснения. При оспаривании привлечения к дисциплинарной ответственности на работодателе лежит обязанность доказать, что он потребовал объяснения от работника.

Работник не обязан представлять объяснения. Это его право. Работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности и в случае непредставления объяснений.

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности – не более одного месяца с даты обнарушения проступка. При этом не учитывается время болезни работника, пребывания его в отпуске и время, необходимое на учет мнения представительного органа работников.

Крайние сроки привлечения к дисциплинарной ответственности со дня совершения дисциплинарного проступка – 6 месяцев со дня его совершения и 2 года со дня совершения, если проступок выявлен по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. В эти сроки не влючается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок работник может быть привлечен к ответственности только один раз. Встает вопрос: как привлекать к ответстенности, если например, работник опаздывает на работу 2 дня подряд? Являестся ли это одним дисциплинарным проступком или двумя разными? Скорей всего, это разные дисциплинарные проступки, но лучше относительно двух подобных проступков вынести один приказ о назначении наказания.

Приказ о применени дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение 3 дней со дня издания, либо составляется акт об отказе от ознакомления с приказом.

Статья 15.25 КоАП РФ. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Новая редакция Ст. 15.25 КоАП РФ

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Утратила силу.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая случаи, когда резидент не обеспечил получение причитающихся по внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным между резидентом и нерезидентом, на банковский счет финансового агента (фактора) — резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) — резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) — резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) — резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

4.1. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными валютным законодательством Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством Российской Федерации предусматривается оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

7. Утратила силу.

1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Утратило силу.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

5. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 настоящей статьи, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

6. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 настоящей статьи, при возврате в Российскую Федерацию соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

Комментарий к Статье 15.25 КоАП РФ

Основной целью валютного регулирования и контроля является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Правовой основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный Закон содержит основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

1. Валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

2. Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

3. Валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

Комментируемая статья содержит в себе несколько составов правонарушений: осуществление незаконных валютных операций; нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках; невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки; невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок; нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Все эти действия совершаются умышленно, т.е. субъект правонарушения осознает противоправность своих действий и желает наступления неблагоприятных последствий.

Субъектом комментируемой статьи является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо, являющиеся резидентами Российской Федерации. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в данном случае по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица.

Центральный баНК является органом, осуществляющим контроль за открытием счетов в зарубежных банках, продажей иностранной валюты и порядком сдачи отчетности при операциях с иностранной валютой. Он устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Деятельность, связанная с ввозом и вывозом валюты и ценных бумаг, регулируется нормативно-правовыми актами Государственного таможенного комитета РФ. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, не допускается.

Следует отметить, что составы правонарушений ст. 15.25 КоАП соотносятся с составами преступлений, предусмотренных ст. 171 и 193 Уголовного кодекса. Так, например, в случае если осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий такого разрешения (лицензии) носит характер незаконной предпринимательской деятельности, наступает уголовная ответственность по ст. 171 УК, а невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный баНК в размере, превышающем пять миллионов рублей, квалифицируется по ст. 193 Уголовного кодекса.

Другой комментарий к Ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических лиц, государства в целом, права граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов валютных операций (перевода, вывоза, пересылки, продажи и др.), установленные Законом РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», иными нормативными актами.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25, характеризуется деянием (действием) и выражается: в осуществлении валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); в осуществлении валютных операций с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ.

3. Под осуществлением валютных операций понимаются: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ; текущие валютные операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте; валютные операции, связанные с движением капитала.

4. Квалифицирующим признаком правонарушения является отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо несоблюдение условий, ограничений, установленных специальным разрешением (лицензией).

О понятии лицензии (разрешения) см. комментарий к ч.2 ст.14.1. Лицензии (разрешения) выдаются кредитным организациям в порядке, определяемом Банком России. Без разрешений Банка России осуществляются лишь те валютные операции, которые прямо им разрешены.

5. Под использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ понимаются открытие указанных счетов без специального разрешения на открытие счета резидентов в кредитных организациях за пределами РФ, либо проведение лицами-резидентами расчетов по коммерческим операциям, а также осуществление расходов по операциям, не предусмотренным сметой, с использованием валютных счетов за границей.

6. С субъективной стороны правонарушение, сформулированное в ч.1 ст.15.25, характеризуется виной в форме умысла: прямого или косвенного. Лицо знает, осознает противоправный характер осуществления валютной операции без специального разрешения, либо несоблюдения условий, ограничений, в том числе и с открытием счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ, желает этого, либо относится безразлично к соблюдению валютного законодательства.

Слово «заведомо» означает, что правонарушение, связанное с осуществлением валютных операций с использованием счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ с нарушением установленного порядка, может быть совершено только с прямым умыслом. Мотивы и цели его совершения могут быть различными. Однако на размер санкции они не влияют.

7. Как вытекает из смысла и содержания диспозиции ч.2 комментируемой статьи, административная ответственность в этом случае может только наступать за нарушение правил, установленных в целях валютного контроля за осуществлением сделок, которыми предусматривается импорт товаров, исполнение которых предполагает проведение расчетов во всех видах иностранных валют (включая свободно конвертируемые и замкнутые), а также в расчетных, клиринговых и условных валютах (единицах) с осуществлением учета взаимных поставок на открываемых банками импортеров счетах.

Установлено, что импортер обязан обеспечить ввоз в РФ товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара — возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Оплата импортируемого товара по контракту импортера может осуществляться только со счета импортера в банке импортера и только банком импортера и (или) банком-корреспондентом, действующим по его поручению.

8. Импорт — ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

9. Под импортером-резидентом понимается лицо, заключившее или от имени которого заключен контракт (договор, соглашение), предусматривающий ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

10. Банк импортера — уполномоченный банк либо его филиал, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

11. С объективной стороны ч.2 ст.15.25 характеризуется деянием в форме действия (бездействия) и проявляется: в невыполнении в установленный срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств; либо в невозвращении в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств.

12. Непосредственным объектом нарушения ч.3 ст.15.25 является установленный порядок зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортирование работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности. Установлено, что иностранная валюта, получаемая предприятиями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ. Валютная выручка зачисляется на счета в уполномоченных банках в полном объеме и в сроки, предусмотренные контрактом. Так как экспорт товаров является основным источником валютных поступлений в РФ, законодательством установлен особый порядок зачисления валютной выручки от экспорта товаров. В частности, по каждому экспортному контракту экспортер должен оформить один паспорт сделки (ПС), подписываемый одним уполномоченным банком. В последующем вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту должна поступить на транзитный валютный счет, открытый в соответствующем уполномоченном банке. Одновременно с паспортом сделки экспортер должен представить в банк оригинал или надлежащим образом заверенную копию контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки.

Паспорт сделки является основным документом валютного контроля, содержащий необходимые для валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте РФ.

13. Очевидно, предметом правонарушения по данному составу должны выступать прежде всего экспортируемые товары и валютная выручка или часть ее, полученные от экспорта товаров.

Однако диспозиция ч.3 комментируемой статьи прямо указывает, что объективная сторона правонарушения характеризуется деянием (действием, бездействием) и выражается в нарушении порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся не за экспорт товаров, а за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности.

Следует заметить, что в настоящее время порядок осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров, установленный Инструкцией ЦБР и ГТК России от 13 октября 1999 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров», не распространяется на экспортируемые работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности.

Товар — любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются.

Услуги — предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) — исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

Экспорт — вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результат интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

14. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.25, характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно в нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов.

15. Учитывая, что диспозиция ч.1-4 ст.15.15 является бланкетной, в каждом конкретном случае привлечения к административной ответственности виновного за нарушение валютного законодательства следует устанавливать, какое правило нарушено, с указанием соответствующей нормы правового акта.

16. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно: лицо, зная, осознавая противоправный характер действий, желает их совершения, или сознательно допускает их, либо безразлично относится к установленным действующим законодательством правилам осуществления валютных операций.

17. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие валютные операции с нарушением валютного законодательства.

Популярное:

  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Возврат ндфл за покупку земли Как вернуть налог при покупке земельного участка? Напомним, что в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы гражданин имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2 млн. руб. В […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
  • Обязан ли собственник жилья платить за капитальный ремонт Могу ли я не платить за капитальный ремонт, если я прописан в квартире, но не проживаю в ней? Могу ли я не платить за капитальный ремонт если я прописан в квартире но в ней не проживаю около 2 лет Ответы юристов (3) Здравствуйте, Александр! Обязанность уплаты за капремонт установлена […]
  • Прием на работу лиц без гражданства с видом на жительство Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ? Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на […]
  • Коап рф 2018 1715 Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.11 КоАП РФ (Саранчук Ю.М.) Дата размещения статьи: 24.04.2015 Проблема квалификации административных правонарушений является достаточно важной для науки административного права. Ошибки в квалификации […]