Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199-2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

2. (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 44, ст. 5641)

3. (Пункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 44, ст. 5641)

Комментарий к статье 201

Глава 23 УК РФ объединяет в себе нормы, устанавливающие ответственность за нарушение нормальной деятельности коммерческих и иных организаций. Нормы этой главы призваны защитить интересы организаций, акционеров, собственников, служащих организаций, иных лиц от незаконных действий специального круга субъектов, использующих предоставленные им полномочия вопреки интересам службы в коммерческих и иных организациях и причиняющих вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

К числу этих преступлений относится и преступление, предусмотренное ст. 201 УК РФ, — злоупотребление должностными полномочиями.

Основным объектом этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительным объектом служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

Коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК РФ являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, действие ст. 201 УК РФ распространяется и на предприятия, где собственником является государство или муниципальное образование. Так, в соответствии со ст. 113 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, что означает квалификацию злоупотреблений полномочиями лиц, выполняющих на этих предприятиях управленческие функции, по рассматриваемой статье УК РФ. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют собой особую форму коммерческой организации. Эта форма в соответствии с законом должна быть прямо зафиксирована в уставных документах. Именно они (документы, фиксирующие организационно-правовую форму), а не слова, употребляемые в названии организации, являются определяющими при решении вопроса о форме организации, предприятия.

К примеру, Пенсионный фонд Российской Федерации именуется «фонд», однако по своей организационно-правовой форме является учреждением. Поэтому лица Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие признаками, указанными в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, являются должностными лицами .

См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 11.

Иные организации, о которых говорится в диспозиции ч. 1 ст. 201 УК РФ, — это некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Действующий ГК РФ не включает в себя полного перечня форм некоммерческих организаций .

О формах некоммерческих организаций см.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Злоупотребление полномочиями совершается вопреки законным интересам организации. Законность интересов прежде всего определяется исходя из положений действующего законодательства, иных нормативных правовых документов, учредительных документов, не противоречащих законам и учредительным документам, локальных документов организации, обычаев делового оборота. Поэтому законными следует признать интересы, вытекающие или не противоречащие указанным документам, в том числе по соблюдению порядка деятельности организации, соблюдению порядка заключения сделок, обеспечении финансово-отчетной дисциплины и т.д.

Очевидно, что определение интересов той или иной организации следует осуществлять, соотнося и с целями конкретной организации. Так, основной целью коммерческой организации является извлечение прибыли, цели же некоммерческих организаций могут быть самыми различными.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Конкретные цели некоммерческой организации определяются в ее Уставе или ином внутреннем нормативном акте.

Учитывая цель создания организации, можно сказать, что основной ее интерес состоит в достижении этой цели. Но интерес организации состоит и в нормальном ее функционировании (внутреннем и внешнем), укреплении и развитии, приобретении авторитета в различных сегментах общества. В то же время интерес любой организации состоит и в установлении оптимального сочетания достижения собственных интересов и интересов общества и государства. Подводя итог, можно сказать, что интерес организации следует рассматривать как достижение цели создания на основе обеспечения ее нормальной деятельности и в оптимальном сочетании с интересами общества и государства.

Говоря об оптимальном сочетании интересов, мы имеем в виду, что, хотя интересы любой организации не могут быть противопоставлены интересам общества и государства, они могут быть не тождественны им. Но сказанное в большей мере относится к коммерческим организациям, поскольку, если говорить о некоммерческих организациях, то их цели в соответствии с законом всегда связаны с достижением общественных благ .

См.: ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Интересы же коммерческих организаций не всегда совпадают с интересами общества и государства. К примеру, интересы получения большей прибыли (например, нефтяных компаний) могут корректироваться экспортными пошлинами, интересы получения большей прибыли за счет разового повышения цен на продукты питания могут корректироваться договоренностью с Правительством РФ об отложении времени повышения цен и т.д. Таким и иными способами может достигаться определенный баланс интересов между коммерческими организациями и обществом и государством.

В этой связи деяния, посягающие на иные интересы, например государственные, общественные, не могут квалифицироваться по статьям о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Рассматривая вопрос об интересах коммерческих и иных организаций, следует обратить внимание на то, что в законе говорится о законных интересах. Поэтому деяние, совершенное хотя и вопреки интересам, например, коммерческой организации, но интересам незаконным, не может квалифицироваться по ст. 201 УК РФ.

Кроме того, положение закона об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации не следует понимать только как действие (бездействие), связанное с нарушением закона или других нормативных правовых актов. Преступление может быть совершено как путем нарушения закона, так и при соблюдении всех нормативных правовых предписаний. Для выполнения объективной стороны состава злоупотребления полномочиями не требуется, чтобы субъектом были нарушены какие-либо правовые нормы.

Иное истолкование рассматриваемых положений закона существенно и необоснованно сузило бы круг деяний, подпадающих под действие ст. 201 УК РФ. К примеру, заключение заведомо невыгодной для организации гражданско-правовой сделки при соблюдении всех правил и полномочий лица, выполняющего управленческие функции, с целью извлечения выгод для себя не образовывало бы рассматриваемого состава преступления.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя действие или бездействие, общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование полномочий может выражаться как в действии, так и в бездействии — принятии (непринятии) решения и соответствующей его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей.

Использование полномочий в форме действия заключается в выполнении, осуществлении лицом, выполняющим управленческие функции, в пределах своей компетенции действий, предписанных законами, уставными документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями, приказами, распоряжениями и иными документами. Такими действиями могут быть, например, издание приказов, подписание договоров, распоряжение материальными ценностями и т.д. Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Использование полномочий в форме бездействия состоит в неисполнении необходимых действий в интересах организации. Использование служебных полномочий в форме бездействия может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.

Правовые возможности лица, выполняющего управленческие функции, определяются вышеназванными нормативными правовыми актами, определяющими направление деятельности управляющего и те права и обязанности, которыми он наделяется для их реализации.

Фактические возможности определяются наличием трудовых, материальных, технических ресурсов, необходимых для реализации принятого решения и контроля за его осуществлением.

Поскольку объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, предусматривает использование полномочий в качестве обязательного конструктивного признака, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей лица, выполняющего управленческие функции, нормативные акты, их регламентирующие, конкретные полномочия, которые были использованы при злоупотреблении.

Злоупотребление полномочиями может быть осуществлено как законными действиями (бездействием), так выходящими за пределы закона своих полномочий. В этом случае при наличии соответствующих признаков можно говорить о наличии превышения полномочий. Однако, поскольку уголовным законом не предусмотрен состав превышения полномочий применительно к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях, превышение полномочий охватывается составом злоупотреблениями полномочиями (ст. 201 УК РФ). Это положение представляется важным, поскольку на практике в ряде случаев отрицается наличие состава злоупотребления полномочиями на том основании, что субъект вышел за их пределы. Однако выход за пределы полномочий возможен только при их использовании, поэтому изложенная выше позиция представляется дискуссионной.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что полномочия управляющего формализованы и имеют определенное целевое назначение. Но, поскольку сущность преступления заключается в злоупотреблении при использовании полномочий, они используются не по целевому назначению, нередко их формальные пределы нарушаются.

Как отмечалось выше, злоупотребление полномочиями должно быть совершено вопреки законным интересам организации, где субъект осуществляет управленческие функции. Однако в случаях, когда действия управляющего, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными. Не образуют состава преступления и действия, совершенные в общественно полезных целях, даже если они расходятся с интересами организации. К примеру, установление скидок на покупку товаров для пенсионеров влечет за собой недополучение выгоды, но не образует состава преступления. Аналогичным образом решаются различные вопросы о благотворительных действиях и т.п. При этом следует обратить внимание на то, чтобы такого рода действия не были фикцией и маскировкой частного интереса (например, уклонения от уплаты налогов).

Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Вред может выражаться в причинении не только материального (хотя это бывает наиболее часто), но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве деловой репутации организации, создании помех и сбоев в ее работе, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.

Существенность вреда — категория оценочная. В каждом конкретном случае должно быть принято решение о наличии существенности вреда и о том, в чем она выражается, а также решен вопрос о наличии причинной связи между вредом и совершенным деянием.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, ее имущественное положение, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п. .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».

Как уже отмечалось, наиболее типичным последствием злоупотребления полномочиями является причинение имущественного ущерба организации, в которой виновный выполняет управленческие полномочия. Данный превалирующий характер вреда обусловлен тем, что охраняемые уголовным законом отношения в сфере управления организациями являются прежде всего гражданско-правовыми имущественными отношениями. Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в случаях совершения рассматриваемого преступления зачастую выполняет их недобросовестно, без разумного подхода, умышленно запутывая или осложняя хозяйственную ситуацию, тем самым создавая предпосылки для имущественных и иных потерь, подавления организации конкурентами. При этом истинные намерения виновного при управлении организацией, его личные и иные интересы скрываются, что призвано создать впечатление о нем как о добросовестном, исполнительном и преданном организации работнике.

Решая вопрос об имущественном ущербе, составляющем существенный вред, следует обратить внимание на то, что в соответствии с законом вред может быть причинен той организации, где работает виновный, а также иным субъектам, например другим организациям. В этой связи возникает вопрос о наличии состава злоупотребления полномочиями, если вред был причинен иной организации, но не вопреки законным интересам, как этого требует закон, организации, где выполняются управленческие функции. Думается, что состав преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, в таком случае отсутствует, поскольку само по себе причинение существенного вреда иному субъекту данного состава преступления не образует.

Следует также обратить внимание на правильность исчисления причиненного ущерба. Так, П.В.П. был осужден за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, нанесение вреда другим лицам, повлекшие тяжкие последствия, за преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание и увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем коммерческой организации в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия. Сделки проведены П.В.П. в короткий промежуток времени в интересах фактически одних и тех же лиц и именно в их интересах по ценам заведомо для П.В.П. ниже рыночных вопреки уставным задачам и интересам ОАО «Втормет», что в конечном счете привело к банкротству предприятия и причинению ущерба акционерам. Сумма же ущерба определялась без учета рыночной стоимости имущества. Поэтому в этой части состоявшиеся судебные решения были изменены, так как ущерб должен исчисляться исходя из разницы между рыночной стоимостью имущества и суммой, по которой его продавал виновный .

Надзорное Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2005 г. N 50-Д05-22.

Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ, являются тяжкие последствия, вызванные злоупотреблением полномочиями.

Как и понятие существенного вреда, понятие тяжких последствий относится к категории оценочных понятий и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

В частности, к тяжким последствиям можно отнести такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы организаций, учреждений, предприятий, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п. Решая вопрос о наличии тяжкого вреда, следует учесть, что он, так же как и существенный вред, может быть причинен не только организации, где работает виновный, но также гражданам, иным организациям, обществу, государству.

Злоупотребление полномочиями необходимо отграничивать от ряда смежных составов.

К примеру, на практике имеют место случаи, когда одна из сторон сделки выплачивает другой стороне часть причитающейся суммы наличными деньгами, не проводя их по соответствующим документам. Таким образом создается так называемая черная касса, деньги из которой идут на различные цели: выплата заработной платы, подкуп чиновников, оплата услуг преступных групп, расчеты с другими партнерами и т.д. В этой связи возникает вопрос о квалификации подобных действий, поскольку фактически указанные денежные и иные подобные средства используются в интересах организации, но, естественно, незаконных интересах. В частности, путем создания неучтенных средств организации уклоняются от уплаты налогов.

В подобного рода ситуациях деяния наиболее часто квалифицируют как злоупотребление полномочиями или коммерческий подкуп в зависимости от ситуации, а при наличии оснований — и как уклонение от уплаты налогов.

Кроме того, на практике в ряде случаев возникают затруднения и в разграничении злоупотребления полномочиями и хищения. В подобных случаях следует исходить из того, что квалификация деяния как хищения возможна лишь тогда, когда в деянии содержатся все признаки, указанные в примечании 1 к ст. 158 УК РФ. Например, не может деяние квалифицироваться как хищение, если отсутствует такой его признак, как изъятие имущества.

Так, Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 мая 1999 г. было отменено Постановление Президиума областного суда по делу В., которая, работая директором муниципального предприятия, незаконно, без должного оформления сделки сдавала в аренду помещения предприятия, деньги в кассу не сдавала, а присваивала их, за что была осуждена районным судом по ч. 1 ст. 201 УК РФ. Президиум областного суда усмотрел в действиях В. состав присвоения (ст. 160 УК РФ). В свою очередь, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ согласилась с позицией районного суда о наличии в действиях В. состава злоупотребления полномочиями, «поскольку она присваивала не деньги, вверенные ей учредителями муниципального коммерческого предприятия, а денежные суммы, полученные от арендаторов. и не поступавшие в кассу предприятия, т.е. не находившиеся в его собственности» .

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 2.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом: лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Говоря о цели преступления, необходимо обратить внимание прежде всего на то обстоятельство, что указанные в законе выгоды и преимущества не должны совпадать с законными интересами организации.

Под выгодой следует понимать приобретение или получение возможности приобретения дополнительных (к имеющимся) материальных благ, избавление от расходов (выгода имущественного характера). Выгода может иметь и неимущественный характер, заключаться в повышении социального статуса лица, укреплении его позиций в организации, приобретении большего авторитета, усиления влияния и т.д. К примеру, нарушение финансовой дисциплины может повлечь за собой возможность использования денежных средств организации в личных целях, а заключение невыгодной для организации сделки может иметь следствием получение предложения перехода на вышестоящую должность в другую организацию.

Преимуществом является превосходство, наличие дополнительных возможностей по сравнению с другим субъектом (субъектами) по реализации желаемых действий. Преимущество может быть связано с финансовым состоянием организации, ее авторитетом, наличием контактов с властью и другими обстоятельствами. Так, оказание услуги чиновнику с использованием ресурсов организации может создать лучшие условия по сравнению с условиями других участников, преимущество в победе на конкурсе.

Цель нанесения вреда другим лицам означает нанесение ущерба гражданам или организациям в нарушение требований закона и без соблюдения установленных правил конкурентной борьбы. В противном случае коммерческие организации вправе причинять ущерб другим участникам правоотношений. Этот ущерб может выражаться, например, в материальных потерях организации (снижение уровня продаж, сокращение выпуска объема продукции и др.), в потере деловой репутации, что может привести к снижению числа заключаемых сделок, снижению уровня кредитования и т.п.

Наличие цели причинения вреда другим лицам означает также, что причиненный вред является следствием (последствием преступления) деяния, совершенного с выходом за пределы прав коммерческой или иной организации, и между указанным деянием и последствиями имеется причинная связь.

Мотивы преступления могут быть разнообразными, хотя преобладает уровень корыстной мотивации, но они не влияют на квалификацию деяния.

Глава 23 УК РФ не включает в себя норму об ответственности за причинение вреда по неосторожности (недосмотр, производственный риск, ошибка в решении) лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Состав преступления, аналогичный составу халатности (ст. 293 УК РФ), относящемуся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), в главе 23 УК РФ отсутствует. Поэтому причинение вреда в указанных случаях не образует состава преступления.

Субъект злоупотребления полномочиями специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемый и достигший возраста шестнадцати лет.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23, а также в ст. ст. 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Таким образом, лицо, выполняющее управленческие функции, должно обладать следующими признаками:

1) выполнять функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа. Порядок избрания этих органов, их компетенция определяются законодательством Российской Федерации, уставными документами. Так, например, в ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров;

2) оно должно выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Наличие этих функций является альтернативой функциям, указанным в п. 1. Иными словами, для того, чтобы лицо могло быть отнесено к категории выполняющих управленческие функции, оно должно обладать функциями указанными в п. 1 или п. 2, или и теми и другими функциями;

3) лицо должно выполнять управленческие функции исключительно в тех организациях, которые указаны в законе: в коммерческих или иных организациях независимо от формы собственности; в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. .

См.: п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

Не могут признаваться лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, сотрудники, исполняющие в этих организациях исключительно профессиональные или технические обязанности, например специалист отдела, секретарь, расчетчик бухгалтерии и др. Лица, занимающие эти и иные должности, не связанные с управленческими функциями, не несут ответственности по ст. 201 УК РФ.

Положения примечаний 2 и 3 к ст. 201 УК РФ по сути представляют собой процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения уголовных дел по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Так, в примечании 2 речь идет о том, что, если деяние, предусмотренное статьями, включенными в главу 23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Данное положение существенно сужает возможности уголовного преследования по делам соответствующего характера, поскольку этот вопрос при указанных обстоятельствах практически отдан на усмотрение руководства коммерческой организации. При этом на практике также часто возникает проблема с заявлением или с согласием организации на уголовное преследование, так как нередко именно от виновного они и зависят.

Однако по заявлению организации или с ее согласия уголовное преследование осуществляется только тогда, когда вред причинен исключительно коммерческой организации. Если же деяние, включенное в главу 23 УК РФ, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях. Об этом говорится в примечании 3 к ст. 201 УК РФ.

Решая вопрос о потерпевшем, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в случае причинения вреда организации, где имеется доля акций государства, безусловно, затрагиваются и интересы государства . Аналогично следует решать подобные вопросы и при партнерстве не только государства, но и организаций, учреждений иных форм собственности.

См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. N 6-ДП06-15 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 8.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ). Особенности уголовного преследования

Злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса РФ).

Основным объектом этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительным объектом служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

Понятие коммерческих и некоммерческих организаций дано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя действие или бездействие, общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование полномочий может выражаться как в действии, так и в бездействии — принятии (непринятии) решения и соответствующей его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей.

Использование полномочий в форме действия заключается в выполнении, осуществлении лицом, выполняющим управленческие функции, в пределах своей компетенции действий, предписанных законами, уставными документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями, приказами, распоряжениями и иными документами. Такими действиями могут быть, например, издание приказов, подписание договоров, распоряжение материальными ценностями и т.д. Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Использование полномочий в форме бездействия состоит в неисполнении необходимых действий в интересах организации. Использование служебных полномочий в форме бездействия может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.

Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Существенный вред может быть причинен как собственной, так и сторонней организации. В последнем случае, как правило, совершается деяние, которое выходит за пределы прав коммерческой или иной организации. Коммерческая или иная организация в рамках законной деятельности на рынке вправе причинять ущерб другим его участникам, например, вследствие добросовестной конкуренции ограничивая объем их продаж, вынуждая снижать цены, вкладывать средства в повышение качества товаров.

Существенный вред является оценочным понятием и выражается как в причинении имущественного ущерба (прямые убытки или упущенная выгода), так и в наступлении иных отрицательных последствий, например в виде морального вреда.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом: лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Субъект злоупотребления полномочиями специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемое и достигшее возраста шестнадцати лет.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23, а также в ст. 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Часть 2 ст. 201 УК РФ содержит квалифицирующий признак — тяжкие последствия. Тяжесть последствий носит оценочный характер и устанавливается правоприменителем с учетом всех конкретных обстоятельств дела. В частности, тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, как банкротство организации, создание аварийных ситуаций, возникновение острых социальных и трудовых конфликтов.

Если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Злоупотребление полномочиями: Видео

Ст 201 ук рф злоупотребление полномочиями

Юлия Уколова, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса АТиСО, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы.

Злоупотребление полномочиями — одно из наиболее распространенных преступлений против интересов коммерческих и иных организаций. При этом многие организации пользуются своим правом на отказ от уголовного преследования обидчика. Но бывает, что правоохранительные органы неправомерно отказывают в возбуждении уголовного дела. Рассмотрим теоретические и практические аспекты этого преступления.

Состав преступления

Отказ в возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями правоохранительные органы на словах объясняют обычно тем, что «дела по 201-й не выходят». Но ведь это не означает, что преступления не совершаются, не так ли?

Злоупотребление полномочиями — преступление, предусмотренное ст. 201 УК РФ. Данный состав преступления создан и применяется для защиты интересов организаций в целом, их собственников и служащих, а также акционеров от лиц, которые, являясь работниками данных организаций, используют предоставленные им полномочия вопреки интересам предприятия-работодателя либо вопреки его целям и задачам.

Злоупотребление согласно легальному определению представляет собой использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Таким образом, рассматриваемое преступление может совершаться как действием, так и бездействием, то есть невыполнением обязанностей, которые обусловлены нормативными актами, например уставными документами организации, инструкциями, трудовой функцией или иными обязательствами, разумеется, при условии, что данное лицо, помимо обязанности, имело и возможность для их выполнения.

Преступным бездействием могут являться отказ в иске о возмещении ущерба, непринятие мер к нарушителям дисциплины, отказ от заключения значимых договоров. При этом содеянное признается преступлением в том случае, если причинен вред интересам не только самой организации, но и гражданам, обществу, иным организациям или государству. Более того, лицо должно осознавать, что совершает противоправные действия, понимать, что эти действия наносят вред организации или иным лицам. Это предполагает наличие умысла при совершении преступления и исключает уголовную ответственность, если данные деяния совершены по неосторожности или в условиях заблуждения.

Против чего преступление?

Интересы организации в рамках рассматриваемой нормы следует воспринимать широко. Во-первых, это цели, ради которых была создана организация, например извлечение прибыли, то есть интересы сугубо имущественного характера. Во-вторых, это нормальная внутренняя организация труда. В-третьих, деловая репутация. При этом интересы организации не должны нарушать прав и законных интересов государства и лиц, так или иначе контактирующих с данной организацией.

Также следует отметить, что в законодательстве говорится о законных интересах. Например, менеджер заключает договор, менее выгодный для предприятия, получая за это вознаграждение от контрагента. Начальник отдела, в должностные обязанности которого входит распределение премиального фонда по всем сотрудникам цеха, из личных неприязненных отношений постоянно не начисляет премию одному из сотрудников при наличии к тому оснований. Если же деяние совершено вопреки незаконным интересам организации, оно не может квалифицироваться по ст. 201 УК РФ как злоупотребление полномочиями.

Итак, деяние как признак объективной стороны должностного злоупотребления представляет собой совершение лицом действий, которые входят в его служебную компетенцию. Служебная компетенция должна быть связана с осуществлением лицом исключительно тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой должности. По смыслу ст. 201 УК РФ использование служебного положения в широком смысле слова, то есть связей по службе, авторитета и значимости занимаемой должности, не является признаком этого преступления. Вместе с тем важно, что может быть как выполнение (невыполнение) действий, входящих в служебную компетенцию, так и превышение полномочий, то есть совершение действий, явно выходящих за пределы полномочий. О данной разновидности злоупотребления законодатель прямо не говорит, вместе с тем судебная практика идет по пути признания данного вида злоупотреблением полномочиями.

Субъект преступления

Субъектами такого преступления, как злоупотребление полномочиями, являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией. Это означает, что положения ст. 201 УК РФ распространяют свое действие на руководителей и работников коммерческой организации в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческой организации в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов (ст. 50 ГК РФ).

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директора, генеральные директора, члены правления акционерного общества, председатели производственного или потребительского кооператива, руководители общественного объединения, религиозной организации).

В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по ст. 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. Не исключается уголовная ответственность даже в том случае, если лицо совершило преступление без явной выгоды для себя, но в угоду иным, как правило, высокопоставленным лицам.

Так, Д. был осужден по ч. 1 ст. 201 УК РФ к лишению свободы и штрафу. Согласно материалам дела он, являясь руководителем коммерческой организации — МУП, злоупотребил своими полномочиями и приостановил подачу электроэнергии на свиноферму. Это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам предприятия, что выразилось в массовой гибели животных и их вынужденном забое. Данные действия Д. совершил по указанию К., который был главой администрации района. К. также был осужден за вмешательство в деятельность коммерческой организации, однако и Д. не удалось избежать уголовной ответственности (Определение ВС РФ от 22.05.2013 по делу N 66-О13-8).

Под организационно-распорядительными функциями в судебно-следственной практике понимают полномочия лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом организации или его структурного подразделения или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка труда, применением мер поощрения или награждения, наложением дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, заключение или расторжение трудового договора).

В качестве административно-хозяйственных функций надлежит рассматривать полномочия лица по управлению и распоряжению имуществом или денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего руководителя либо правомочным на то органом или лицом. Функции лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении служебных функций или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано субъектом преступления лишь в том случае, если преступление совершено в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований (или ограничений), установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия являются преступным злоупотреблением полномочиями.

В совокупности с иными преступлениями

Злоупотребление полномочиями — это так называемый общий состав преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В УК РФ содержится ряд специальных норм о злоупотреблениях служащими коммерческих и иных организаций своими полномочиями, например:
— невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);
— легализация (ст. ст. 174, 174.1);
— незаконное получение кредита (ст. 176);
— неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство (ст. 195);
— уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199) и другие.

В случаях, когда злоупотребление полномочиями происходит в указанных формах, квалификация проводится только по специальной норме при отсутствии совокупности со ст. 201 УК РФ, что отвечает требованиям уголовного права.

Однако, как показывает практика, злоупотребление полномочиями может квалифицироваться и в совокупности с иными преступлениями.

Так, Ш. был осужден по ч. 2 ст. 201 и ч. 3 ст. 159 УК РФ. Согласно материалам дела он, являясь сначала техническим директором, а затем директором ГУП РК, обратился в администрацию и профсоюзный комитет ГУП РК с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, представив сведения о том, что он совместно с семьей проживает в муниципальной однокомнатной квартире жилой площадью 18,4 кв. м, скрыв при этом, что является собственником еще одной квартиры. Администрация и профсоюзный комитет ГУП РК приняли совместное решение о принятии его на данный учет и включении в общую очередь для получения жилой площади. После этого Ш. умышленно ухудшил свои жилищные условия, переоформив право собственности на квартиру на свою сестру. Администрация и профсоюзный комитет ГУП РК распределили ему на семью в составе четырех человек принадлежащую ГУП РК на праве хозяйственного ведения трехкомнатную благоустроенную квартиру жилой площадью 45,2 кв. м. Получив ордер, он приобрел право пользования указанным жилым помещением, а после квартира по договору безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации была передана собственником ГУП РК в собственность Ш.

Таким образом, действия Ш., выразившиеся в злоупотреблении полномочиями, были квалифицированы по совокупности со ст. 159 УК РФ (мошенничество) (Надзорное определение ВС РФ от 16.07.2013 по делу N 75-Д13-10).

Как призвать к ответу

Чрезвычайно важно помнить следующее. В соответствии с положениями прим. 2 и 3 ст. 201 УК РФ, если злоупотребление полномочиями причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя этой организации или с его согласия. В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях.

Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческой или иной организации вред причинен исключительно этой организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.

За данное преступление предусмотрено альтернативное наказание, то есть на усмотрение судьи в зависимости от обстоятельств преступления, причин его совершения, личности виновного и размера причиненного вреда может быть назначен как штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, так и обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет. В крайних случаях возможно назначение ареста на срок до 6 месяцев либо лишение свободы на срок до 4 лет.

Популярное:

  • Как написать заявление за свой счет на 2 часа Искали образец заявления отпуск без содержания на часы. Вы его нашли. Этот бланк заявления на отпуск без З П вы можете либо скопировать прямо из браузера и вставить в любой доступный текстовый редактор для редактирования, либо же скачать в формате .docx (формат документов Microsoft […]
  • Мировой суд в кунцево СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 199 РАЙОНА КУНЦЕВО (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Судебный участок № 199 района Кунцево города Москвы В районе Кунцево ЗАО города Москвы 5 судебных участков - № 198, № 199, № 200 , № 201 , № 202 и 5 должностей мировых судей; в соответствии с Законом города […]
  • Жалоба на бездействие судебных приставов в прокуратуру Жалоба в прокуратуру на бездействия судебного пристава-исполнителя дом, квартира, контактный телефон) на бездействия судебного пристава-исполнителя В производстве судебного пристава-исполнителя _________________________ находится исполнительный лист, выданный Замоскворецким районным […]
  • Поликлиника 173 медкомиссия на водительские права сзао ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ № 201 Отделение платных медицинских услуг. Заведующий отделением: Алиханов Залбег Нурутдинович Адрес: г.Зеленоград, корп.2042 Часы работы: по будням с 8:00 до 16:00 По вопросам трудоустройства и прохождения всех видов комиссий […]
  • Состав правонарушения в коап рф Лекция 8. Административная ответственность 8.3. Состав административного правонарушения Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения». Состав административного правонарушения — это совокупность […]
  • Ук 201 статья Статья 201. Злоупотребление полномочиями 1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда […]