Статья 26. Банковская тайна

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.90 N 395-I (ред. от 31.07.98) «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • В данном виде документ опубликован не был —
  • (в ред. от 02.12.90 — «Российская газета», N 27, 10.02.96;
  • «Собрание законодательства РФ», 05.02.96, N 6, ст. 492)

Статья 26. Банковская тайна

Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Закон «О банках и банковской деятельности». Ст 26: «Банковская тайна»

Закон » О банках и банковской деятельности РФ» устанавливает основные понятия, используемые в данной сфере, формулирует ключевые положения относительно создания и работы указанных организаций. Данный нормативный акт подвергался корректировкам, дополнялся новыми нормами с учетом современной экономической ситуации. Рассмотрим далее подробнее закон «О банках и банковской деятельности» с последними изменениями.

Терминология

В первую очередь следует разъяснить основные понятия, которые использует закон «О банках и банковской деятельности». Характеристика финансовых институтов приводится в ст. 1. В ней разъясняются следующие категории:

1. Кредитная организация. Она представляет собой юрлицо, которое обладает правом выполнять банковские операции для извлечения прибыли. Получение дохода выступает для такой организации основной целью функционирования. Свою работу юрлицо осуществляет на основании лицензии ЦБ. Кредитная организация, как хозяйствующее общество, может образовываться на основе любого типа собственности.

2. Банк. В качестве него выступает кредитная организация, наделенная исключительными правами на осуществление комплекса операций. К ним относят:

  • Привлечение денежных средств юрлиц и граждан во вклады.
  • Размещение финансовых поступлений за свой счет и от собственного имени на условиях срочности, платности, возвратности.
  • Открытие и обслуживание счетов организаций и граждан.

Это не все операции, которые разрешает закон «О банках и банковской деятельности». Краткое содержание всех разрешенных услуг будет представлено ниже.

Структура и правовое регулирование

В банковскую систему РФ включаются:

  1. ЦБ.
  2. Кредитные организации.
  3. Представительства и филиалы иностранных финансовых институтов.

Правовое регулирование работы организаций обеспечивают:

  • Конституция.
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  • Прочие нормативно-правовые акты ЦБ.

Закон «О банках и банковской деятельности» в ст. 5 устанавливает перечень действий, которые вправе совершать финансовые институты. К ним относят следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и граждан во вклады срочные и до востребования.
  2. Размещение от собственного имени и использовани своих ресурсов, указанных в предыдущем пункте финансов.
  3. Открытие и обслуживание счетов организаций и физлиц.
  4. Выполнение денежных переводов по поручению граждан и юрлиц, банков-корреспондентов в том числе.
  5. Инкассацию векселей, денежных средств, расчетных и платежных документов, а также кассовое обслуживание клиентов.
  6. Приобретение и продажу инвалюты в безналичной и наличной формах.
  7. Выдачу банковских гарантий.
  8. Привлечение в качестве вкладов и размещение драгметаллов.
  9. Осуществление денежных переводов без открытия счета, электронных средств в том числе (кроме почтовых).

Закон «О банках и банковской системе» предъявляет определенные требования к субъектам, открывающим счета. В частности, индивидуальным предпринимателям и юрлицам необходимо предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке в налоговой службе на учет. Исключением являются органы местной и государственной власти.

Их перечень также предусмотрен в ст. 5. Закон «О банках и банковской деятельности» допускает осуществление следующих сделок:

  1. Выдача поручительств, предусматривающих погашение обязательств в денежном виде.
  2. Доверительное управление финансами и прочим имуществом согласно договорам с юрлицами и гражданами.
  3. Получение от третьих лиц права требования исполнения денежных обязательств.
  4. Проведение операций с драгметаллами и камнями в порядке, установленном в нормативных актах.
  5. Предоставление юридическим лицам и гражданам специальных помещений либо сейфов, находящихся в них, в аренду для хранения ценностей и документов.
  6. Лизинговые операции.
  7. Предоставление информационных и консультационных услуг.

Закон «О банках и банковской деятельности» допускает осуществление иных сделок, не противоречащих нормам права. Все операции осуществляются в рублях, а при наличии специального разрешения от ЦБ – в инвалюте.

Ценные бумаги

Закон «О банках и банковской деятельности РФ» допускает производить покупку, выпуск, продажу, хранение и прочие операции бумагами, которые подтверждают привлечение финансовых средств на счета и во вклады или исполняют функции платежных документов, а также для операций с которыми необходимо специальное разрешение. Организации могут также принимать их в доверительное управление по соответствующим договорам с гражданами и юрлицами.

Закон «О банках и банковской деятельности»: учет (изменения)

Кредитной организации надлежит опубликовывать в установленные сроки информацию о своей работе. Даты информирования определяются ЦБ. В соответствии с положениями, которые включает в себя закон «О банках и банковской деятельности», учет в организациях осуществляется по общим правилам ведения бухгалтерии. Финансовые институты должны размещать:

  1. Ежеквартально – баланс и отчетность об убытках и прибыли, сведения об уровне достаточности капитала, размере резервов для покрытия сомнительных ссуд и прочих активов.
  2. Ежеквартально – бухгалтерскую документацию с заключением аудиторской компании (независимого эксперта) о достоверности сведений.

Информирование

Закон «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) обязывает кредитную организацию предоставлять по требованию гражданина или юрлица копии лицензий и других разрешений, получение которых предусматривается нормативными актами. Кроме этого, финансовый институт должен по запросу предоставлять бухгалтерские балансы за отчетный год. Закон «О банках и банковской деятельности» (с последними изменениями) устанавливает ответственность кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений и введение заинтересованных пользователей в заблуждение.

Отношения с субъектами

Закон «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) устанавливает, что кредитная организация не отвечает по обязательствам ЦБ, как и наоборот, кроме случаев, когда последний принял их на себя. Аналогичная ситуация складывается во взаимоотношениях с государством. Исполнительные и представительные органы не имеют права вмешиваться в работу кредитных организаций. Исключение составляют ситуации, предусмотренные в нормах права.

Учредительная документация

У кредитной организации должны быть все те бумаги, которые предусмотрены нормативными актами для юридических лиц данного организационно-правового типа. Это предписывает рассматриваемый закон «О банках и банковской деятельности». Статья 10 определяет перечень сведений, обязательных для указания в уставе кредитной компании:

  1. Фирменное название.
  2. Сведения об организационно-правовой форме.
  3. Данные об адресе (месте расположения) административных органов и обособленных подразделений.
  4. Перечисление осуществляемых операций и сделок по ст. 5 рассматриваемого закона.
  5. Информация о величине уставного капитала.
  6. Данные о системе административных органов, исполнительных и контрольных в том числе, порядке их формирования и полномочиях.
  7. Прочие сведения, которые предусмотрены в ФЗ для уставов юрлиц данного организационно-правового типа.

Корректировки, дополнения в документы

Порядок их внесения также устанавливает Закон «О банках и банковской деятельности». Изменения, которые вносятся в учредительную документацию кредитной организации, должны проходить регистрацию. Бумаги, которые предусмотрены в п. 1 ст. 17 ФЗ «О госрегистрации ИП и юрлиц» и нормативных актах, предъявляются в ЦБ в установленном порядке. Последний в течение месяца с даты подачи документов принимает решение и направляет в уполномоченный орган все материалы, которые необходимы для внесения соответствующих корректировок в ЕГРЮЛ. Регистрирующая служба вносит запись на основании полученных ведений и документов в пятидневный срок. Не позднее следующего дня (рабочего) уведомление об этом отправляется в ЦБ.

Банковская тайна

Прямое разъяснение данного определения в нормативных актах нет. Однако в законах наличествуют перечни сведений, которые относятся к категории банковской тайны. В частности, они присутствуют в ГК и рассматриваемом нормативном акте. Однако объекты в них имеют некоторые отличия. В качестве банковской тайны, безусловно, признаются сведения, касающиеся счета и вклада. В соответствии со ст. 857 ГК, данные о клиенте также относятся к этой категории. Однако закон «О банках и банковской деятельности» это положение не предусматривает. Но в нормативном документе есть указание на то, что к тайне могут быть отнесены другие сведения, если это не запрещается в ФЗ (ст. 26). За разглашения такого рода информации предусматривается ответственность для кредитной организации. Клиент также может потребовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями.

Статья «О банковской тайне» ФЗ 395-1

Кредитная организация — юридическое лицо, которое создано с целью извлечения прибыли. Она обладает специальным разрешением Центрального банка РФ, благодаря которому у нее есть возможность осуществлять различные банковские транзакции. Кредитная организация создается на основе формы собственности в виде хозяйственного общества.

Банк — это вид кредитной организации, которая может осуществлять определенные банковские операции:

  • Привлекать денежные вклады физических и юридических лиц;
  • Передавать денежные средства в банковские ячейки от своего имени;
  • Переводить денежные средства на условиях платности, возвратности, срочности.

Если банк обладает универсальной лицензией, он может проводить банковские операции, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона.

Если у банка есть разрешение в виде базовой лицензии, он с ограничениями может проводить банковские тайные транзакции, которые перечислены в статье 5 настоящего Федерального закона. Ограничения представлены в статье 5.1 настоящего Федерального законодательства.

Банк или кредитная организация гарантирует каждому клиенту тайность информации о проведенных транзакциях и наличии счетов. Сотрудники банковской организации обязаны хранить тайну о счетах, операциях и вкладах корреспондентов и клиентов. Более подробная информация об этом представлена в статье 26.

Статья 26 «Банковская тайна»

Статья 26 гласит о том, что за разглашение банковской тайны некоторые лица несут ответственность. К методам ответственности относится и возмещение нанесенного ущерба, положения о котором предусматривает настоящий Федеральный закон.

Операторы (сотрудники банка) не могут раскрывать тайную информацию третьим лицам. Речь идет о транзакциях по счетам участников — клиентов и их платежных систем. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Сведения могут быть переданы организации для формирования кредитной истории в порядке условий, которые предусматриваются договором в соответствии с Федеральными законами «О кредитных историях» и «банковских тайнах».

Должностные или руководящие лица, список которых определяется Президентом Российской Федерации, не могут передавать третьим лицам тайную информацию об операциях, о вкладах и счетах физических лиц.

Данные и документы о проведении тайных транзакций, открытии и ведении счетов передаются в орган валютного рынка, налоговые и таможенные органы. В этом случае они выступают в виде агентов валютного контроля. Объем и порядок валютного перечисления указан в Федеральном законе.

Органам валютного контроля запрещается раскрывать полученную от кредитных организаций информацию третьим лицам. Однако существуют исключения, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Кто согласно закону может получить информацию по операциям и счетам?

Тайная информация в письменном виде о проведенных транзакциях предпринимателей и юридических лиц может предоставляться:

  • Им самим;
  • Арбитражным судам;
  • Налоговым органам;
  • Счетной палате РФ;
  • Пенсионному фонду РФ;
  • Фонду социального страхования РФ;
  • Органам принудительного исполнения судебных актов;
  • Должностным лицам и другим органам в ситуациях, которые предусмотрены законодательными актами об их деятельности.

Тайная информация по счетам и вкладам физических лиц может быть представлена:

  • Им самим;
  • Органам принудительного исполнения судебных актов;
  • Судам;
  • Организациям, которые осуществляют процедуру по обязательному страхованию вкладов;
  • Органам предварительного следствия.

Наказание за разглашение банковской тайны

Если банковская тайна разглашается третьим лицам, то должностные граждане несут ответственность в виде наказания, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» не может разглашать информацию третьим лицам, если данные относятся к статусу «банковская тайна». Если ООО передаст информацию третьим лицам, то сотрудники компании понесут ответственность за нанесенный ущерб.

Если третьи лица заполучили информацию, которая является банковской тайной при помощи похищения, угроз или подкупа, накладывается штраф. Его сумма — 500 тысяч рублей или сумма заработных плат за 12 месяцев или исправительные работы на срок до одного года. В виде наказания предусматривается и лишение свободы сроком на 24 месяца.

Если тайно полученная информация используется без согласия владельца, предусматривается штраф в размере — до одного миллиона рублей или сумма заработной платы за 24 месяца. Дополнительно сотрудник не сможет занимать определенные должности сроком до трех лет или лишается свободы на аналогичный срок.

Если подобные действия были совершены по корыстным мотивам и они причинили организации крупный ущерб, размер штрафа составит 1,5 миллиона рублей с лишением права занимать некоторые должности или заниматься работой сроком до трех лет. Альтернативой служит наказание в виде исправительных работ сроком до пяти лет или лишение свободы на аналогичный срок.

Скачать ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Кредитная организация работает по собственным нормативным актам. Со стороны государства обязательства на банк не действуют, ровно как и наоборот. Органы исполнительной и законодательной власти не могут вмешиваться в работу кредитных организаций. Но настоящий Федеральный закон предусматривает исключения в работе данной системы.

В соответствии с заключенным между кредитной организацией и государственным учреждением договором «О банковской тайне» она может выполнять определенные поручения Правительства РФ или органов исполнительной власти. В список поручений входит осуществление тайных операций с использованием средств федерального бюджета или местных бюджетов. Кредитная организация должна вести контроль над целевым использованием бюджетных средств. Подобные денежные средства выделяются региональными и федеральными программами. Заключенный между сторонами контракт должен содержать взаимные обязательства с двух сторон и предусматривать ответственность в случае их невыполнения или разглашения тайной информации.

Хотите скачать Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» с внесенными в последнюю редакцию изменениями и дополнениями? Перейдите по ссылке.

Объявление

  • Регистрация: 24.06.2004
  • Сообщений: 3169

Вносим предложения в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Исх. 29.08.07 № 5/203

При применении норм действующего законодательства, регулирующих вопросы банковской тайны, у кредитных организаций часто возникают проблемы, связанные с предоставлением органам государственной власти сведений о клиентах, содержащих банковскую тайну.
Так, в статье 26 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) установлена обязанность банков предоставлять указанным в данной статье органам государственной власти справки по операциям и счетам клиентов, содержащие информацию, отнесенную к банковской тайне. При этом конструкция норм статьи 26 Закона о банках позволяет сделать вывод о том, что перечень органов государственной власти, которые вправе запрашивать у банков информацию, составляющую банковскую тайну, является исчерпывающим.
Однако аналогичное право предоставлено также должностным лицам иных органов государственной власти на основании иных федеральных законов. При этом возникают проблемы толкования норм некоторых федеральных законов, устанавливающих права должностных лиц по получению от банков сведений, составляющих банковскую тайну. К ним, в частности относятся судебные приставы (см. статью 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», пункт 2 статьи 12 и пункт 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах»).
Также необходимо отметить, что в последнее время наблюдается тенденция расширения круга государственных органов, которые вправе запрашивать у банков информацию, составляющую банковскую тайну. Так, на основании Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» такое право предоставлено антимонопольным органам.
Вместе с тем, институт банковской тайны очень важен для нормального функционирования экономики, поскольку обеспечивает недоступность некоторых сведений о юридических лицах и гражданах, включая сведения об их финансовом положении.
Банковские системы в экономически развитых странах признают необходимость наличия банковской тайны и осуществляют действия, направленные на совершенствование механизма взаимоотношений между кредитными организациями и государственными (правоохранительными) органами по поводу раскрытия информации, составляющей банковскую тайну.
В этой связи Ассоциация российских банков полагает необходимым внести в статью 26 Закона о банках следующие изменения:
— определить понятие «банковской тайны»;
— закрепить перечень понятий и терминов, используемых в нормах, определяющих виды информации, составляющей банковскую тайну, и порядок ее предоставления;
— установить исчерпывающий перечень органов государственной власти, имеющих право получать от банков сведения о клиентах, составляющие банковскую тайну.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас до 15 сентября 2007 года направить в АРБ Ваши предложения по внесению изменений в статью 26 Закона о банках по электронной почте: [email protected] Контактные телефоны: 291-50-53 (тел.), 290-58-07 (тел., факс).
Ваши предложения будут учтены при подготовке соответствующего проекта федерального закона, который после обсуждения на заседании Комитета АРБ по банковскому законодательству и нормам саморегулирования будет направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Исполнительный
вице-президент АРБ
по правовым вопросам
А.В.Емелин

Популярное:

  • Статья 4 федерального закона о воинской обязанности и военной службе Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности Информация об изменениях: Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 248-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения Статья 4 . […]
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль организации кнд 1151006 Налоговая декларация по налогу на прибыль организации кнд 1151006 +7 (8442) 26-64-41 г. Волгоград • улица Ангарская • дом 17 • офис 609 Главная Бухгалтеру Формы отчетности Налоговая отчетность Налоговая декларация по налогу на прибыль (КНД 1151006) для […]
  • Закон о правовом положении иностранных граждан в ссср Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ЗАКОН СССР от 24.06.81 N 5152-X (ред. от 15.08.96) "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СССР" В данном виде документ опубликован не был. (в ред. от 24.06.81 - […]
  • Закон об охране окружающей среды действующая редакция 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Благоприятная окружающая среда должна быть доступна каждому человеку. Гражданин должен сохранять природу в ее первоначальном виде, а природные ресурсы использовать с осторожностью. Федеральный закон №7 создан для защиты и охраны природной среды и решения […]
  • Фирма с ндс как обналичить Obnal.wiki - Обналичивание денежных средств, Обналичка, обнал Фирма с НДС или Упрощенка Нравится Не нравится Дракон 22 мар 2015 Фирма с НДС или Упрощенка Это зависит от того, с кем обнальщик планирует работать, и для чего будет использоваться эта фирма. Большинство крупных […]
  • Жердевский военный комиссариат Военный Комиссариат Ржаксинского и Жердевского Районов Тамбовской области информация актуальна на 07.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]