Статья 62 ГК РФ. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Новая редакция Ст. 62 ГК РФ

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к Ст. 62 ГК РФ

Первой обязанностью лиц, принявших решение о ликвидации, является уведомление соответствующего налогового органа о принятом решении. Порядок осуществления процедуры ликвидации помимо ГК устанавливается Законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. ст. 20 — 22) и подзаконными актами.

Другой комментарий к Ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Ликвидация юридического лица — длительный процесс. Принятие соответствующего решения является первым действием в этом направлении. Для защиты интересов имеющихся и будущих кредиторов ликвидируемого должника в реестр вносится информация о начале процедуры ликвидации.

2. Если решение о ликвидации принято самим юридическим лицом (или его уполномоченным органом), но ликвидационная комиссия не сформирована (ликвидатор не назначен), дальнейшие действия зависят от причины принятия решения. В случае, когда оно является полностью добровольным, отсутствие ликвидационной комиссии можно рассматривать в качестве отказа от реализации ранее принятого решения. Только учредители (участники) могут требовать продолжения начатого процесса. Когда же решение о самоликвидации основано на угрозе принудительной ликвидации по тем или иным основаниям, уполномоченные государственные и муниципальные органы вправе в судебном порядке потребовать продолжения процедуры ликвидации (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

В нормативных правовых актах могут быть предусмотрены дополнительные условия формирования и порядка работы ликвидационной комиссии. Такие особенности установлены в отношении государственных унитарных предприятий (см. п. 22 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» (Ведомости РФ. 1992. N 25. Ст. 1419) и п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» (СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 592)); а также в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

3. С момента создания к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица, в том числе представительство в судебных органах.

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к Ст. 62 ГК РФ

1. В целях реализации обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о его ликвидации, сообщить об этом в уполномоченный государственный орган Правительством РФ разработана и утверждена форма уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица . Результатом такого уведомления является внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (о порядке и сроках внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц см. ст. ст. 8, 20 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————
Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 и от 15 апреля 2006 г. N 212.

Указанная запись свидетельствует о наличии изменений объема гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации (см. ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

2. В зависимости от видов юридических лиц сообщения о ликвидации могут направляться в различные государственные органы.

В частности, Законом о торгово-промышленных палатах определено, что такие сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган (абз. 2 п. 3 ст. 11).

Сообщения о ликвидации общественного объединения , профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации , религиозной организации представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации общественных объединений.

———————————
См.: ст. 26 Закона об общественных объединениях.

См.: п. 2 ст. 10 Закона о профсоюзах.

См.: п. 4 ст. 14 Закона о религиозных объединениях.

В Банк России представляются сведения о ликвидации кредитной организации .

———————————
См.: ч. 1 ст. 23 Закона о банках.

3. В практике арбитражных судов возникал вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц , судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.

Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора).

4. Так как п. 3 ст. 62 ГК РФ установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).

В Обзоре практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав .

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 62 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом — регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.

На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения — не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) — особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

2. Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее — по окончании срока для предъявления требований кредиторами — и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 63 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена обычному (т.е. не связанному со специальной процедурой банкротства) порядку ликвидации ЮЛ и деятельности ликвидационной комиссии или ликвидатора (далее — ликвидком). Ликвидком осуществляет ряд мероприятий, которые и раскрывают сущность ликвидации как юридической процедуры, направленной на прекращение ЮЛ без универсального правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидком последовательно осуществляет следующее: во-первых, публикует в печатных СМИ, в которых публикуются данные о регистрации ЮЛ, информацию о ликвидации ЮЛ, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 63); во-вторых, выявляет и письменно уведомляет кредиторов ликвидируемого ЮЛ о предстоящей ликвидации ЮЛ-должника, получает дебиторскую задолженность (т.е. долги других лиц перед ликвидируемым ЮЛ) (абз. 2 п. 1 ст. 63); в-третьих, по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть сведения о составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечне предъявленных его кредиторами требований и результатах их рассмотрения (абз. 1 п. 2 ст. 63); в-четвертых, в соответствующих случаях (см. абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК) согласно абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК по итогам промежуточного ликвидационного баланса и исходя из соотношения объема требований кредиторов ликвидируемого ЮЛ к стоимости его имущества решает вопрос о проведении обычной процедуры ликвидации ЮЛ и осуществлении расчетов с его кредиторами в соответствии с правилами ст. ст. 63, 64 ГК или о возбуждении процедуры банкротства ЮЛ и открытии конкурсного производства (ст. 65 ГК); в-пятых, по итогам расчетов с кредиторами составляет окончательный ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63); в-шестых, в соответствии с п. 7 ст. 63 решает вопрос в отношении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами; наконец, в-седьмых, уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации ЮЛ (такое возможно не ранее чем через 2 месяца с момента опубликования в СМИ информации о ликвидации ЮЛ); по завершении процесса ликвидации ЮЛ предоставляет для регистрации в связи с его ликвидацией все необходимые документы, в том числе окончательный ликвидационный баланс (ст. 21, п. п. 2 — 4 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

Ликвидком — особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами ЮЛ, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). За прежними органами ЮЛ сохраняются только некоторые полномочия. Так, согласно абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК и п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц учредители (участники) ЮЛ или орган, принявший решение о ликвидации ЮЛ, должны: а) уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидкома; б) утвердить составленный им промежуточный ликвидационный баланс; в) уведомить регистрирующий орган о составлении последнего; г) утвердить окончательный ликвидационный баланс. В предусмотренных законом случаях утверждение ликвидационных балансов требует согласования с уполномоченным госорганом. Так, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов кредитной организации и жилищного накопительного кооператива требует согласования соответственно с ЦБ РФ и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (ст. 23 Закона о банках, п. 7 ст. 14 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (с изм.) (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41)).

2. При обычной ликвидации ЮЛ и удовлетворении ликвидкомом требований его кредиторов закон устанавливает правила последовательности реализации его имущества (п. 3 ст. 63) и правила очередности удовлетворения требований кредиторов (см. комментарий к ст. 64 ГК). Требования кредиторов удовлетворяются прежде всего за счет денежных (оборотных) средств ликвидируемого ЮЛ и только при недостаточности имеющихся денежных средств — из средств от продажи иного его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Подробнее о реализации на торгах неденежного имущества (вещей, ценных бумаг, имущественных прав) ликвидируемого ЮЛ см. гл. 9, 10 Закона об исполнительном производстве.

Ликвидком производит денежные выплаты кредиторам ликвидируемого ЮЛ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения учредителями (участниками) ликвидируемого ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации (для кредиторов первой и второй очереди), или по истечении одного месяца со дня его утверждения (для кредиторов третьей и четвертой очереди) (абз. 2 п. 2 и п. 4 ст. 63, п. 1 ст. 64 ГК). В соответствующих случаях (см. абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК) если стоимость имущества ликвидируемого ЮЛ недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ЮЛ подлежит ликвидации, а требования кредиторов — удовлетворению только в соответствии со специальными правилами законодательства о банкротстве (абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК).

3. Особо в ст. 63 упоминаются учреждения (п. п. 3, 6) и казенные предприятия (п. 6). В части учреждений правила п. п. 3, 6 ст. 63 не соответствуют современной редакции ст. 120 и ст. 298 ГК. Во-первых, они справедливы только в отношении частных и бюджетных учреждений, ответственность которых ограничивается их денежными средствами (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК; см. также абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК). Напротив, автономные учреждения помимо денежных средств отвечают и иным движимым имуществом, не являющимся особо ценным (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК; см. также абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК). Поэтому такое имущество автономного учреждения подлежит продаже с публичных торгов при удовлетворении требований кредиторов (п. 3 ст. 63), его также следует иметь в виду наряду с упоминаемыми денежными средствами в п. 6 ст. 63 (см. также п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях).

Во-вторых, право кредиторов обратиться с требованием к собственнику имущества учреждения, о котором говорится в п. 6 ст. 63, также справедливо только в отношении частных и бюджетных учреждений, так как собственник имущества автономного учреждения по обязательствам последнего не отвечает (ср. абз. 4 и 5 п. 2 ст. 120 ГК; см. также п. 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

Наконец, в-третьих, согласно п. 3 ст. 63 при удовлетворении требований кредиторов подлежит продаже с публичных торгов всякое имущество (движимое и недвижимое) всякого учреждения (частного, бюджетного, автономного), если оно приобретено учреждением самостоятельно на средства от доходной (предпринимательской) деятельности (п. 2 ст. 298 ГК); такое имущество также следует иметь в виду наряду с упоминаемыми в п. 6 ст. 63 денежными средствами.

Упоминание в п. 6 ст. 63 о казенных предприятиях соответствует правилам п. 5 ст. 113 и п. 5 ст. 115 ГК. Одновременно правило п. 6 ст. 63 неоригинально: аналогичные требования кредиторов возможны не только при ликвидации частных и бюджетных учреждений и казенных предприятий, но и при ликвидации всех тех ЮЛ, учредители (участники) которых несут субсидиарную ответственность по их обязательствам (например, хозяйственных товариществ — п. 1 ст. 69, ст. 75, п. 2 ст. 82 ГК, обществ с дополнительной ответственностью — п. 1 ст. 95 ГК, производственных кооперативов — п. 2 ст. 107 ГК).

4. В п. 7 ст. 63, посвященном имуществу ликвидируемого ЮЛ, оставшегося после расчетов с кредиторами (далее — остаточное имущество), речь идет о тех ЮЛ, в отношении которых или в отношении имущества которых их учредители (участники) сохраняют имущественные — обязательственные или вещные — права (п. 2 ст. 48 ГК). Такое имущество передается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (квота), однако данное правило имеет диспозитивную редакцию, а потому является общим и применяется во всех случаях, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами ЮЛ.

Правило п. 7 ст. 63 действует в отношении учреждений, унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов. Между тем во всех этих организациях механизм распределения остаточного имущества оригинален. Так, остаточное имущество частного учреждения передается его учредителю (собственнику), только если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ или учредительными документами такого учреждения (п. 3 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Остаточное имущество государственного и муниципального автономного учреждения (включая и то, на которое не может быть обращено взыскание по его обязательствам) во всяком случае передается учредителю (собственнику) (п. 3 ст. 19 Закона об автономных учреждениях).

Аналогична судьба остаточного имущества государственного и муниципального бюджетного учреждения и унитарного предприятия: за отсутствием иного в законодательстве (в том числе в Законе об унитарных предприятиях) применяется общее правило п. 7 ст. 63.

В производственном кооперативе остаточное имущество делится между его членами в порядке, предусмотренном не законом, а уставом кооператива или соглашением членов (п. 5 ст. 27 Закона о производственных кооперативах), а в потребительском кооперативе (обществе) — делится между его членами, если иное не предусмотрено уставом, но во всяком случае имущество неделимого фонда подлежит передаче другому (другим) кооперативу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества (п. п. 4, 5 ст. 30 Закона о потребительской кооперации).

В товариществах на вере из остаточного имущества прежде всего получают вклады участники-вкладчики, после них — участники — полные товарищи, и только после выплат по вкладам оставшееся имущество товарищества на вере распределяется между всеми участниками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества на вере, если иной (непропорциональный) порядок распределения имущества не предусмотрен учредительным договором или соглашением между полными товарищами и вкладчиками (п. 2 ст. 86 ГК).

В обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью из остаточного имущества в первую очередь выплачивается распределенная, но невыплаченная прибыль, во вторую — прочее имущество делится между всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале (п. 1 ст. 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

При распределении остаточного имущества в акционерных обществах учитывается наличие акций, подлежащих выкупу, а также привилегированных акций, в том числе с фиксированным размером ликвидационной стоимости (квоты) (п. 1 ст. 23 Закона об акционерных обществах).

Остаточное имущество некоммерческого партнерства, которое лишь условно можно отнести к числу ЮЛ, упоминаемых в абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК (см. коммент. к ст. 48 ГК), может вернуться к члену партнерства по общему правилу (если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами партнерства) только в части, а именно не более чем в размере его имущественного взноса в данное партнерство. Остальное остаточное имущество некоммерческого партнерства идет на те цели, ради которых партнерство создавалось, и (или) на благотворительные цели либо (при невозможности его использования в соответствии с учредительными документами) обращается в доход государства (п. 3 ст. 8, п. п. 1, 2 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

5. Иное дело — общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения ЮЛ, автономные некоммерческие организации. Поскольку учредители (участники) этих ЮЛ не имеют в отношении их никаких имущественных прав (п. 3 ст. 48 ГК, абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях), они не имеют и права на ликвидационную квоту. Остаточное имущество этих организаций (среди которых нет ни одной коммерческой) направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

В конкретных организациях данное общее правило опять-таки имеет специфику. Так, остаточное имущество общественного объединения направляется на цели, предусмотренные уставом, а при отсутствии в уставе соответствующих разделов — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда (ст. 26 Закона об общественных объединениях).

Судьба остаточного имущества зависит не только от формы ликвидируемого ЮЛ, но и от иных обстоятельств, например от преследуемых организацией целей (профиля деятельности), от основания ее ликвидации. Так, остаточное имущество благотворительных организаций, которые, будучи неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и др., используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом данной организации, или по решению ликвидкома, если иной порядок использования остаточного имущества не предусмотрен в уставе данной организации или если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 6, ст. 7, п. 3 ст. 11 Закона о благотворительной деятельности). В свою очередь, остаточное имущество организации, ликвидированной в соответствии с законодательством о противодействии экстремизму (терроризму), конфискуется в доход Российской Федерации (ч. 5 ст. 9 Закона о противодействии экстремизму, п. 3 ст. 24 Закона о противодействии терроризму).

Судьбу имущества ликвидируемой госкорпорации должен определять учредивший ее закон (абз. 2 п. 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

6. Ликвидация ЮЛ считается завершенной после внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. С этого же момента прекращаются правоспособность и само существование ЮЛ как субъекта гражданского права (абз. 1 п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 63 ГК). О ликвидации ЮЛ регистрирующий орган публикует информацию (п. 6 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц). О так называемой упрощенной (внесудебной) ликвидации ЮЛ см. ст. 21.1, п. п. 7 — 9 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц (см. также коммент. к ст. 61 ГК).

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица — не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура прекращения деятельности юридического лица. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

2. Комментируемая статья возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации юридического лица, ряд обязанностей в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации. Они незамедлительно письменно сообщают о принятом решении в уполномоченный государственный орган, устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Президиум ВАС РФ считает, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Несмотря на это, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц органам, осуществляющим их государственную регистрацию (см. п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50) ).

Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (см. ст. 23 НК).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение (см. п. 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)).

Если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему произвести ликвидацию общества. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве согласно п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона) (см. п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Нормативными актами могут устанавливаться специальные требования к составу ликвидационной комиссии юридических лиц соответствующего вида. Например, в случае, когда акционером ликвидируемого АО является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (см. п. 4 ст. 21 Закона об АО).

Порядок и сроки ликвидации самостоятельно устанавливаются лицами, принявшими решение о ликвидации юридического лица, в соответствии с нормами ГК, других законов и с учетом особенностей ликвидируемого юридического лица.

3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи, в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет функции соответствующих органов юридического лица по управлению внутренними и внешними делами юридического лица, в том числе выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде. В этот период необходимые юридические действия от имени общества совершаются руководителем ликвидационной комиссии, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции. В постановлениях Президиума ВАС РФ по конкретным делам неоднократно отмечалось, что после назначения ликвидационной комиссии руководитель юридического лица не вправе действовать и выступать в суде от имени этого юридического лица без доверенности .

———————————
Сарбаш С.В. Арбитражная практика по гражданским делам: Конспективный указатель по тексту Гражданского кодекса. М.: Статут, 2000. С. 83.

Общество, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей дееспособности (в частности, оно обязано правильно и своевременно начислять и выплачивать налоги и сборы, предусмотренные действующим налоговым законодательством). Вместе с тем основной целью общества становится окончание своей деятельности. Сделки, совершаемые обществом в этот период, должны быть направлены на завершение текущих дел, осуществление расчетов с кредиторами и акционерами.

Поэтому правоспособность общества, находящегося в процессе ликвидации, сводится к компетенции ликвидационной комиссии, определяемой в соответствии со ст. 63 ГК. С учетом этого судебная практика признает за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав (см. п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)).

Другой комментарий к статье 62 Гражданского Кодекса РФ

1. В целях реализации обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о его ликвидации, сообщить об этом в уполномоченный государственный орган Федеральной налоговой службы РФ разработана и утверждена форма уведомления о ликвидации юридического лица . Результатом такого уведомления является внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (о порядке и сроках внесения записи в ЕГРЮЛ см. ст. ст. 8, 20 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————
Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Указанная запись свидетельствует о наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации (см. ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

2. Новым является возложение обязанности на лиц, принявших решение о ликвидации, опубликовать сведения о принятии данного решения. Такая публикация является отличной от публикации, размещенной ликвидационной комиссией в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 63 ГК РФ.

3. В зависимости от видов юридических лиц сообщения о ликвидации могут направляться в различные государственные органы.

В частности, Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» определено, что такие сведения представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее создании .

———————————
См.: абз. 2 п. 3 ст. 11 Закона о торгово-промышленных палатах.

Сообщения о ликвидации общественного объединения , профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации , религиозной организации представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

———————————
См.: ст. 26 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
См.: п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
См.: п. 4 ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

В Банк России представляются сведения о ликвидации кредитной организации .

———————————
См.: ч. 1 ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности.

4. В практике арбитражных судов возникал вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц , судам разъясняется, что указания, содержащиеся в п. 1 ст. 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.

Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (п. 11 указанного Обзора).

5. Так как п. 4 комментируемой статьи установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав .

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50.

Популярное:

  • Ст 61 гк рф ликвидация юридического лица Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие: для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, […]
  • Самый новый уголовный кодекс Самый новый уголовный кодекс Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Уголовный кодекс РФ […]
  • Эльвира сафина адвокат йошкар-ола Адвокат Сафина Эльвира Ульфатовна Общие сведения Статус: Действующий; Реестровый номер: 12/165; Номер удостоверения: 237; Государство: Российская Федерация; Федеральный округ: Приволжский федеральный округ; Субъект Российской Федерации: Республика Марий Эл; Адвокатская палата: […]
  • Момент вступления в силу договора ипотеки Договор ипотеки Недвижимость Рынок недвижимости Участники рынка недвижимости Жизненный цикл объекта недвижимости Сделки с недвижимостью Риски на рынке недвижимости Инвестирование в недвижимость Оценка стоимости недвижимости Заключение договора об ипотеке Порядок […]
  • Наследование по завещанию виды завещания Наследование по завещанию Наследование по завещанию Наследованию по завещанию посвящена гл. 62 ГК РФ. Лицо имеет право свободно распоряжаться своим имуществом. Оно может не согласиться с порядком наследования, установленным законом, и самостоятельно определить своих наследников. Для […]
  • Ук рф что это значит УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 . Смотреть что такое "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС" в других словарях: Уголовный Кодекс РФ — федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» Номер: 63 ФЗ Принят: […]