Статья 784 ГК РФ. Общие положения о перевозке

Новая редакция Ст. 784 ГК РФ

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Комментарий к Ст. 784 ГК РФ

1. Основное и принципиальное положение комментируемой статьи — регулирование отношений по перевозке — осуществляется преимущественно транспортным законодательством. ГК определяет наиболее крупные положения, а договору перевозки отводится второстепенная, дополняющая роль.

2. Многообразие перевозок позволяет классифицировать соответствующие договоры по виду транспортных средств:

— перевозка по внутренним водным путям.

Другой комментарий к Ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Под перевозкой понимается деятельность, опосредующая перемещение определенного объекта из одного пункта в другой. Соглашение между перевозчиком и пассажиром или грузоотправителем о перевозке именуется договором перевозки. В зависимости от перемещаемого объекта выделяются две основные разновидности этого договора — договор перевозки груза и договор перевозки пассажира и багажа. Выделение указанных разновидностей обусловлено тем, что в зависимости от перемещаемого объекта (объекта перевозки) различаются порядок оформления договора, требования к условиям перевозки, дополнительным услугам, ответственность сторон и т.д.

2. Перевозка подразумевает использование определенных транспортных средств. По видам транспорта выделяются пять видов перевозки: железнодорожная, воздушная, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом, морская перевозка. Организация перевозочного процесса на каждом из видов транспорта имеет определенную специфику, связанную с особенностями эксплуатации транспортных средств соответствующего вида, а также необходимой для их использования инфраструктуры. Поэтому Гражданский кодекс устанавливает лишь общие для всех видов транспорта положения о перевозках. Перевозки отдельными видами транспорта регулируются транспортными уставами и кодексами, а также принятыми в соответствии с ними актами органов исполнительной власти. Основными нормативными актами, регулирующими договор перевозки, являются: на воздушном транспорте — ВК, на железнодорожном — УЖТ, на морском — КТМ, на речном — КВВТ, на автомобильном — УАТ.

Особенности правового регулирования перевозок зависят также от территории, в пределах которой они осуществляются. Перевозка в пределах одного населенного пункта и его окрестностей именуется перевозкой городским (пригородным) транспортом и регулируется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Например, субъекты РФ могут устанавливать правила проезда на отдельных видах городского (пригородного) транспорта, определять тарифы за перевозку городским (пригородным) транспортом. Однако субъекты Федерации не вправе принимать акты, противоречащие федеральному законодательству, в частности, снижать уровень гарантий, предусмотренных федеральным законом. Так, по заявлению прокурора Рязанской области были признаны недействительными отдельные пункты Положения об организации пассажирских перевозок на автобусных маршрутах Рязанской области в режиме «Маршрутное такси» и «Экспресс» с использованием автотранспорта предприятий и организаций различных форм собственности, а также предпринимателей, утвержденного Постановлением главы администрации Рязанской области от 19 октября 1998 г. N 539. Основанием для признания их недействительными явилось то, что они устанавливали более низкий уровень гарантий для пассажиров, нежели предусмотрено УАТ и Федеральным законом «О ветеранах» (Бюллетень ВС РФ. 2002. N 11. С. 4).

Если перевозка предполагает перемещение груза либо пассажира и багажа из одного государства в другое, она приобретает международный характер и регулируется нормами многосторонних и двусторонних международных договоров. К международным договорам, регулирующим перевозки, в которых участвует РФ, относятся, в частности, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (для СССР вступила в силу 28 апреля 1987 г.), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (СССР присоединился к ней 2 сентября 1983 г.). При отсутствии международных актов применяются нормы внутреннего права одного из государств. Выбор права осуществляется соглашением сторон, а при отсутствии указания в договоре на применимое право — определяется в соответствии с коллизионными нормами. По общему правилу к отношениям сторон применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Для договора перевозки — это право страны перевозчика (ст. 1211 ГК РФ).

3. Договор перевозки относят к договорам об оказании услуг фактического характера. Его предмет — действия перевозчика по перемещению объекта перевозки из одного пункта в другой, осуществляемые, как правило, на возмездной основе. Вместе с тем договором перевозки не исчерпываются все отношения, возникающие в связи с перемещением определенных объектов из одного пункта в другой. Перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства или плота опосредуется договором буксировки. Не регулируются положениями о перевозке отношения по транспортировке, т.е. перемещению нефти, газа и др. по трубопроводам.

Статья 784. Общие положения о перевозке

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Комментарий к статье 784 Гражданского Кодекса РФ

1. Договор перевозки традиционно рассматривался в русской цивилистике в качестве разновидности договора подряда. На нормативно-правовом уровне договор перевозки в качестве самостоятельного договорного образования был выделен лишь Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. Правила, закрепленные в гл. 40 ГК, рассматривают перевозку также в качестве самостоятельного договора, не допуская его смешения с другими, близкими к нему юридическими конструкциями.

2. В п. 2 ст. 784 законодатель закрепляет правило о соотношении норм ГК и иных нормативных правовых актов, посвященных перевозке. При этом приоритет в регулировании «общих условий перевозки» отдан «транспортным уставам и кодексам, иным законам и издаваемым в соответствии с ними правилам». Среди таких актов основными являются: Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. (ВК), Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (КТМ); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. (КВВТ); Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (УЖТ); Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. (УАТ).

Статья 784. Общие положения о перевозке

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Комментарий к Ст. 784 ГК РФ

1. Комментируемая статья начинается с указания на то, что отношения в сфере перевозки грузов, пассажиров и багажа осуществляются на основании соответствующего договора. Это указание имеет двоякое значение.

Во-первых, подчеркивается, что перевозка осуществляется по договору отдельного вида. Понятие о самостоятельном характере договора перевозки сформировалось очень поздно. Еще в начале XX в. считалось, что договор перевозки состоит из элементов личного найма, имущественного найма, хранения и поручения . В соответствии с современными воззрениями перевозка относится к услугам, но в силу прямого указания п. 2 ст. 799 ГК РФ к отношениям по договору перевозки общие правила о возмездном оказании услуг не применяются, что также подчеркивает особый предмет регулирования отношений, связанных с перевозкой.

———————————
См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: В 4 т. М.: Статут, 2003. Т. II (в серии «Классика российской цивилистики»). С. 213.

Во-вторых, указание на договорный характер перевозки само по себе является далеко не лишним. Объективная необходимость планирования транспортного процесса обусловила наличие большого количества императивных норм в любом транспортном законодательстве, что, в свою очередь, породило и тенденцию к преуменьшению значения индивидуального регулирования транспортных отношений соглашением сторон.

Отношения по перевозке, бесспорно, входят в сферу гражданско-правового регулирования. Тем не менее публичные начала в гражданско-правовом регулировании перевозок продолжают накладывать ограничения на усмотрение сторон по определению условий договора перевозки — в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что стороны должны соблюдать императивные нормы, установленные системой транспортного законодательства, которая определяет следующую иерархию норм: во-первых, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ, ГК); во-вторых, транспортные уставы и кодексы и иные федеральные законы в сфере транспортных отношений; и в-третьих, принятые в соответствии с уставами, кодексами и иными законами нормативные акты, называемые правилами.

Правила принимаются для каждого вида транспорта отдельно. Законодатель не устанавливает конкретный орган, который в централизованном порядке принимал бы все правила. На уровне Правительства РФ приняты только некоторые из них . Большинство же существующих в России правил перевозок носят ведомственный характер — они утверждены Минтрансом России (МПС России). Правила могут касаться конкретных видов перевозок (пассажиров, груза) в целом , а также перевозок отдельных видов грузов, иногда даже в отдельных транспортных средствах . Кроме того, большое значение имеют правила, относящиеся не собственно к перевозке, а к составлению транспортных документов , к процедуре погрузки-выгрузки грузов и т.д.

———————————
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112; Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72.

См., например: Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82.

См., например: Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 25; Правила перевозок железнодорожным транспортом животных, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 35.

См., например: Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 39; Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45; Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

См., например: Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 28; Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 29.

В целом российское транспортное законодательство строится по схеме: общий кодифицированный акт (ГК) — специальные транспортные законы по отдельным видам транспорта. В современной отечественной литературе отмечается, что создание некоего единого Транспортного кодекса — «это в целом утопическая идея» .

———————————
См.: Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): Учеб.-практич. пособие / Отв. ред. В.А. Бублик. М.: Проспект, 2009. С. 9 и сл.

2. Дискуссионным является вопрос о сфере применения норм о перевозке. Перевозка, в соответствии с определениями толковых и энциклопедических словарей русского языка, — это перемещение (транспортирование) людей (пассажиров) и вещей (грузов). Следовательно, в соответствии с бытовым значением термина «перевозка» перевозкой можно назвать перемещение людей и вещей лифтами, эскалаторами и подобными средствами и даже подъем грузчиками груза на верхний этаж дома без использования лифта.

Однако гражданско-правовое понятие перевозки гораздо уже общеупотребительного термина и складывается из нескольких предпосылок, ограничивающих сферу применения норм комментируемой главы к фактическим отношениям, связанным с оказанием услуг по перемещению людей и вещей.

Во-первых, юридические отношения по договору перевозки складываются только в том случае, если перевозка осуществляется транспортом. Легального определения понятия «транспорт» в российском законодательстве не содержится. В этой связи представляет интерес модельное законодательство стран СНГ. Так, согласно Модельному закону о транспортной деятельности (принят Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в соответствии с Постановлением от 31 октября 2007 г. N 29-8) перевозочная деятельность — это деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта. Соответственно, первой предпосылкой для определения круга отношений, охватываемых комментируемой главой, является то, что в юридическом смысле перевозка — это перемещение грузов, пассажиров и багажа с помощью транспортных (перевозочных) средств. В перевозочные средства включаются не только движущие механизмы (электровоз, автомобиль и т.п.), но и непосредственно приспособления, в которых находятся пассажиры или грузы (вагоны, прицепы, платформы и т.п.).

Во-вторых, юридические отношения по перевозке складываются только при использовании определенных видов транспорта. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Следует обратить особое внимание на то, что согласно данной норме транспортным законодательством определяются не особенности перевозки отдельными видами транспорта, а именно общие условия всякой перевозки. Ограничение видов транспорта также является предпосылкой для определения круга отношений, регулируемых договорами, связанными с перевозкой. Таким образом, в российском законодательстве содержится формальный подход, согласно которому транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве.

В настоящее время в России действуют следующие транспортные уставы и кодексы (далее — транспортные законы) в отношении отдельных видов транспорта:

— Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ);

— Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ);

— Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее — ВК РФ, ВК);

— Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее — КТМ РФ, КТМ);

— Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее — КВВТ РФ, КВВТ).

В сфере транспорта действуют и иные специальные законы .

———————————
См., в частности: Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Закон о железнодорожном транспорте), от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Специальное транспортное законодательство выделяет следующие виды транспорта:

1) наземный транспорт — железнодорожный транспорт, а также автомобильный и городской наземный электрический транспорт. Под железнодорожным транспортом понимается железнодорожный подвижной состав: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. К автомобильному и городскому наземному электрическому транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов и полуприцепов. Следует заметить, что из поля зрения законодателя выпал такой вид транспорта, как метрополитен. Транспортного закона, посвященного метро, нет. Однако на практике не возникает сомнений в том, что перевозки, осуществляемые метрополитеном, подпадают под действие норм гл. 40 ГК РФ. В различных подзаконных актах метрополитен то выделяется в отдельный вид — скоростной внеуличный транспорт, то рассматривается как разновидность железнодорожного транспорта, то приравнивается к городскому электрическому наземному транспорту (что, очевидно, является правильным решением, несмотря на то, что метро по преимуществу залегает под землей);

2) водный транспорт — речной и морской. Различие речного и морского видов транспорта является функциональным — оно зависит от того, на каких путях используется этот транспорт. Под речным транспортом понимаются суда (самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства) и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации. Понятие морского транспорта охватывает только суда. Под морским транспортом понимаются морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям с заходом в иностранный морской порт;

3) воздушный транспорт — воздушные суда. Законодатель дает достаточно сложное определение: воздушные суда — это летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Таким образом происходит отграничение воздушных судов от водных судов на воздушной подушке. В целом же понятием «воздушное судно» охватываются не только самолеты и вертолеты, но и дирижабли, аэростаты и т.п.

Итак, из отношений, регулируемых нормами о договоре перевозки, исключается перемещение людей и грузов экзотическими видами транспорта, например велосипедами или животными. Данные отношения подпадают под договор возмездного оказания услуг. Точно так же нельзя квалифицировать как перевозку перемещение товаров посредством так называемого трубопроводного транспорта. Отношения, связанные с использованием трубопроводов, регулируются нормами о самостоятельном виде договора энергоснабжения через присоединенную сеть (§ 6 гл. 30 ГК). Однако и указания на определенные виды транспорта, которым посвящены специальные уставы и кодексы, все еще недостаточно для окончательного решения вопроса о том, какие отношения регулируются нормами о договоре перевозки. То обстоятельство, что определенное транспортное средство (например, автомобиль) указано в транспортных уставах и кодексах, еще не означает, что по поводу использования этого средства при перемещении пассажиров и грузов складываются отношения по договору об оказании транспортных услуг.

Третьей предпосылкой для определения круга отношений, регулируемых договорами, связанными с перевозкой, является указание транспортных кодексов и уставов на то, кто именно может быть перевозчиком. Так, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ перевозчиком признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Следовательно, использование личного автотранспорта для перемещения людей или грузов не подпадает под действие транспортного законодательства — такие действия являются только действиями по оказанию услуг. Или, например, в соответствии со ст. 100 ВК РФ перевозчиком признается только такой владелец воздушного судна, который имеет лицензию на перевозку воздушным транспортом пассажиров или грузов. Если обобщить требования транспортного законодательства, то получится, что перевозчиком признается только лицо, которое осуществляет с помощью определенных транспортных средств перемещение пассажиров, грузов и багажа в качестве предпринимателя.

Таким образом, следует сделать следующий вывод: нормами о договоре перевозки регулируются отношения, связанные с перемещением грузов, пассажиров и багажа, с участием только тех перевозчиков, которые осуществляют свою деятельность в качестве предпринимательской и при этом используют транспортные средства, поименованные в специальных уставах и кодексах.

3. По критерию своего назначения транспорт делится на:

1) транспорт общего пользования, когда перевозчиком является коммерческая организация, обязанная осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК);

2) транспорт внутреннего пользования, обслуживающий нужды непосредственно собственника транспортных средств (доставка товаров со склада в магазин, перемещение своих работников к месту выполнения трудовых обязанностей и т.п.).

Перемещение грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования однозначно регулируется нормами комментируемой главы (что, кстати, служит дополнительным аргументом к применению норм этой главы к перевозкам, осуществляемым метрополитеном). Транспорт общего пользования целесообразно разделять на рейсовый (осуществляющий регулярные перевозки по установленному маршруту) и нерейсовый. Что касается транспорта внутреннего пользования, то договорные отношения здесь вообще отсутствуют, что исключает применение норм гл. 40 ГК РФ к данным отношениям.

4. В п. 1 комментируемой статьи, казалось бы, однозначно определены отношения, оформляемые договором перевозки: это перевозка грузов, пассажиров и багажа. Действительно, законодатель выделяет три разновидности собственно договора перевозки: договор перевозки груза (ст. 785 ГК), договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа (оба — ст. 786 ГК). Вместе с тем наряду с этими договорами непосредственно в комментируемой главе обнаруживается регулирование обязательственных отношений, лежащих за пределами собственно договора перевозки: соглашения транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788 ГК), обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791 ГК), договор об организации перевозок (ст. 798 ГК), договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799 ГК). В транспортных уставах и кодексах можно обнаружить другие договорные обязательства, например договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте (ст. 50 УЖТ). Самостоятельными видами транспортных договоров являются договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII КТМ), договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI ВК) и др.

Необходимо сделать вывод, что гл. 40 ГК РФ, несмотря на ее название «Перевозка», посвящена не только договору перевозки, но и транспортным договорам в целом и призвана регулировать множество отношений, прямо или косвенно связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.

Действительно, организация транспортного процесса не может быть сведена к одному только договору перевозки. Транспортная деятельность — многогранное явление, в котором важную организующую роль играют разнообразные договоры. Следует еще раз обратиться к определению транспортной деятельности, содержащемуся в Модельном законе СНГ о транспортной деятельности, расставив в этом определении другие акценты: транспортная деятельность — это деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и (или) услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях. Огромную роль при этом играют договор об организации перевозок (ст. 798 ГК) и обязательство по подаче перевозчиком транспортных средств и предъявлению отправителем груза, предназначенного к перевозке (ст. 791 ГК).

Возникают вопросы: можно ли выявить какое-либо ядро, вокруг которого группируются все разнообразные договоры на оказание транспортных услуг, существует ли некая иерархия этих договоров? Казалось бы, напрашивается ответ: в конечном счете все транспортные договоры призваны обслуживать собственно договор перевозки конкретного груза или пассажира. Однако в настоящее время такая традиционная точка зрения не может быть признана единственно верной (см. комментарий к ст. 785 ГК). Как отмечает В.В. Витрянский, «учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов» .

———————————
Витрянский В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре // Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008. С. 129.

Ст. 784 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 784. Общие положения о перевозке.

7 марта 2017

6 мая 2015

28 апреля 2014

10 июля 2013

28 декабря 2012

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сообщает следующее.

О применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке грузов, осуществляемой с использованием не более 20 единиц автотранспортных средств, часть из которых арендована по договорам аренды транспортного средства с экипажем (или без экипажа), заключенным с физическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями

О возможности применения ЕНВД при оказании услуг по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем

О применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и услуг по предоставлению в аренду транспортных средств с экипажем.

Статья 784 ГК РФ. Общие положения о перевозке (действующая редакция)

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 784 ГК РФ

1. Перевозка — вид деятельности, связанной с перемещением субъектов либо объектов в пространстве с помощью транспортных средств. Поэтому не будет считаться перевозкой, например, перенос груза, перекатывание бочек, подымание груза на высоту, сплав плотов по реке и т.п. Перевозка всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах в пользу грузоотправителя, грузополучателя либо пассажира. Если же перемещение с помощью транспортных средств осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо не перевозка, а транспортировка груза или пассажира. Перевозка осуществляется на основании договора перевозки, который в контексте данной статьи является понятием родовым по отношению к договору перевозки грузов, договору перевозки пассажира, договору фрахтования, договору перевозки в прямом смешанном сообщении. Все перечисленные договоры направлены на возмездное оказание услуг по перемещению пассажиров или материальных объектов в пространстве. К тому же субъектом, оказывающим услугу по каждому из этих договоров, является перевозчик (фрахтовщик).

В настоящее время перевозка представляет собой сложный технологический процесс, который зачастую нельзя осуществить без использования целого комплекса транспортных договоров, направленных на обеспечение перевозки. К числу таковых следует отнести договор о предъявлении груза к перевозке (ст. 791 ГК РФ), договор об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ), договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК РФ), соглашение между владельцами транспортных инфраструктур, соглашения об оказании услуг по предоставлению транспортной инфраструктуры в пользование.

2. Исходя из правил, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, устанавливающих источники регулирования отношений по перевозке, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны иметь статус федеральных законов. Положения транспортных уставов и кодексов, регулирующих общие условия перевозки, имеют приоритет перед нормами ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Наряду с транспортными уставами и кодексами действует ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспорта. Согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В соответствии с транспортными уставами и кодексами на каждом виде транспорта издаются правила перевозок грузов (в том числе опасных и крупногабаритных), а также правила перевозок пассажиров и багажа в различных видах сообщения.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций. Отношения, связанные с осуществлением и обеспечением международных перевозок, могут регулироваться рядом международных актов. Правила международных договоров, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

Соглашения сторон, касающееся условий перевозки грузов, пассажиров и багажа и ответственности сторон за нарушение договорных правил, не должны противоречить ГК РФ, транспортным уставам и кодексам, иным законам и издаваемым в соответствии с ними правилам.

3. Применимое законодательство:

— Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (Будапешт, 22.06.2001);

— Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929, изменена в Гааге в 1955 г.);

— Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19.05.1956);

— Конвенция о кодексе поведения линейных конференций (Женева, 06.04.1974);

— Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн, 09.05.1980) (в редакции Протокола об изменениях от 03.06.1999);

— Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 31.03.1978) (Россия не участвует в данной Конвенции);

— Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (Брюссель, 25.08.1924);

— Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г.;

— ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;

— Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177;

— Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272;

— Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112;

— Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111;

— Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 72;

— Приказ Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 N 473;

— Приказ Минтранса РФ от 22.10.2007 N 150;

— Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 41;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 40;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 38;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 37;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 36;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 35;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 34;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 33;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 32;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 31;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 30;

— Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 25;

— Приказ МПС РФ от 17.06.2003 N 23;

— Приказ МПС РФ от 16.06.2003 N 22;

— Приказ МПС РФ от 16.06.2003 N 19;

— Приказ МПС РФ от 05.04.1999 N 20Ц;

— Приказ МПС РФ от 29.03.1999 N 10Ц;

— Приказ МПС РФ от 29.03.1999 N 9Ц;

— Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73;

— Постановление Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50;

— Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971);

— Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17, 24.04.1956).

4. Судебная практика:

— Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1654-О-О;

— Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 25.03.2003 N 67-Г03-4;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 14269/12 по делу N А43-21489/2011;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2014 N Ф05-8115/14 по делу N А41-61188/2013;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2014 N Ф05-8161/14 по делу N А41-53214/2013;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 10АП-11735/14;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2014 N Ф05-9442/14 по делу N А41-61185/2013;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 N Ф06-9050/13 по делу N А06-8104/2012;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2013 N Ф02-4965/13 по делу N А58-532/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 19.02.2013 N Ф05-15845/12 по делу N А40-64372/2012.

Популярное:

  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Заявление о том чтобы забрать исполнительный лист Заявление об отзыве исполнительного листа На любой стадии сторона может подать заявление об отзыве исполнительного листа. Разумеется, речь идет исключительно о взыскателе. Или его представителе при наличии в доверенности специально оговоренного такого полномочия. Это правило прямо […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Молодая семья тольятти 2018 очередь Правила постановки на очередь по программе Молодая семья в Тольятти Программа для молодых семей со слов Правительства РФ успешно проходит во всех регионах государства. Но так ли это на самом деле? Какие требования выдвигаются программой для молодых семей в Тольятти? Как стать в очередь […]
  • Словарь юристов Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Юридический словарь – это словарь терминов и понятий, которые широко применяются в сфере юриспруденции. Любой подробный словарь юридических терминов является важнейшим […]
  • Договор найма на работу ооо Нюансы составления и образец договора о найме сотрудника на работу Современный ритм жизни требует юридической грамотности, которая стала на одну ступень с высшим образованием и хорошим воспитанием. Прошло то время, когда знать законы должны были только юристы и адвокаты, ведь […]