Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 136

Согласно Конституции РФ (ст. 19) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Установленное ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина составляет основной объект преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ.

Факультативными объектами могут быть честь, достоинство человека, его трудовые права, свобода вероисповеданий и т.д., т.е. те закрепленные Конституцией РФ права и свободы, в отношении которых нарушается равенство человека и гражданина.

Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что описание деяния в диспозиции ч. 1 ст. 136 УК РФ построено таким образом, что охватывает не только нарушение закрепленного в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ равенства прав и свобод человека и гражданина, иными словами, равноправие граждан, но и нарушение других конституционных прав, свобод, а также законных интересов. Поэтому можно сказать, что название ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» значительно уже в данном аспекте содержания диспозиции нормы, говорящей о нарушении не только указанного в названии статьи права, но и других прав и свобод.

Объективную сторону преступления составляют действия, выраженные в дискриминации (нарушении) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от расовой, национальной принадлежности, от пола, языка и т.д.

Право представляет собой установленную или санкционированную государством возможность действовать определенным (предписанным) образом (совершать поступки или воздержаться от их совершения, обладать какой-либо ценностью, благом). Например, право на жизнь, на личную и семейную тайну и т.д. Наличию права у одного из субъектов правоотношений корреспондируют обязанности у другого субъекта правоотношений способствовать реализации имеющегося права или не препятствовать его реализации. Наличие права поддерживается государством, что означает установление каких-либо негативных последствий для субъекта, нарушившего право другого субъекта.

Свобода — это установленная законом возможность лица действовать (бездействовать) по собственному усмотрению, избирать то или иное поведение. Как и право, свобода подкрепляется силой государства воздержаться от ее нарушения или применения наказания за нарушение свобод человека и гражданина. К примеру, в соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Нарушение этих свобод может влечь за собой уголовную ответственность (ст. 148 УК РФ).

Диспозиция ст. 136 УК РФ включает в себя дополнительный элемент правового статуса человека и гражданина, который не отражен в Конституции РФ, — это законные интересы (в главе 2 Конституции РФ говорится только о правах и свободах человека и гражданина). Законные интересы представляют собой установленную законом возможность реализовать какой-либо интерес, приобрести благо. От права законный интерес отличается тем, что реализация интереса, приобретение блага зависят не только от волеизъявления самого субъекта, но и от наступления каких-либо юридически значимых фактов, волеизъявления других субъектов правоотношений. Так, например, практически как законный интерес сформулировано в ч. 3 ст. 43 Конституции РФ право (в данном случае возможность) на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Реализация данного интереса возможна при условии прохождения конкурсного отбора.

Уяснение содержания рассмотренных понятий важно для правильной квалификации деяний, поскольку они помогают определить сферу причинения ущерба.

При этом, говоря о сфере причинения ущерба, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в диспозиции ч. 1 ст. 136 УК РФ нарушаемые права, свободы и законные интересы не ограничены только рамками Конституции РФ. Единственное конституционное право, которое указано в рассматриваемой норме, — это установленное Конституцией РФ равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие). Иные права, свободы и законные интересы, о которых говорится в диспозиции ч. 1 ст. 136 УК РФ, могут быть как конституционного, так и неконституционного плана, но конструктивным признаком рассматриваемого состава преступления при этом является обязательное наличие нарушения равноправия.

Виды нарушений могут быть многообразны и зависят от характера нарушаемого права, свободы, законного интереса, но, с нашей точки зрения, все их можно объединить понятием воспрепятствования в реализации имеющегося права и т.д.

Дискриминация может быть выражена в увольнении с работы (например, при сокращении рабочих мест), отказе в приеме на работу, незачислении в учебное заведение или отчислении из него по национальному или гендерному признакам, языку, религиозным убеждениям и т.д., отданию предпочтения другим лицам (другой национальности, пола), в то время как объективно иной гражданин обладал преимуществом и он должен был быть принят на работу, учебу. Дискриминация может также заключаться в отказе в предоставлении информации, отказе в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг и т.д. по этим же причинам и др.

При дискриминации именно признаки пола, расы, национальность, язык, происхождение, имущественное или должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, а не индивидуальные качества становятся основой для решения соответствующего вопроса.

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям не образует рассматриваемого состава преступления.

Сложность квалификации нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что это посягательство всегда выражается в нарушении не одного, а минимум двух прав. Первое — это всегда нарушение равенства, второе — нарушение иного права, свободы, законного интереса. Это обусловлено тем, что нарушение равноправия не может быть совершено само по себе, вне зависимости от иного нарушаемого права. Другими словами, нарушение равноправия должно в чем-то выражаться, а выражаться оно может в нарушении, например, прав, о которых говорилось выше.

В этой связи возникает вопрос о правовой оценке деяния в следующих случаях. Первый. Осуществлено посягательство на равноправие граждан путем нарушения неконституционного права, например права на покупку товара (договор купли-продажи на последний имеющийся в наличии экземпляр товара был совершен не с потерпевшим, а с иным лицом, которому отдано предпочтение по признаку национальности). В этой ситуации, как представляется, деяние следует квалифицировать только по ч. 1 ст. 136 УК РФ, поскольку ответственность за нарушение второго права уголовным законом не установлена. Второй случай. Посягательство на равноправие граждан осуществлено путем необоснованного отказа женщине в приеме на работу по признаку пола. Таким образом, нарушается конституционное право на свободу труда (ст. 37 Конституции РФ). Уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу установлена ст. 145 УК РФ. В этой связи во втором случае деяние заключается в нарушении равноправия (ст. 136 УК РФ) и в необоснованном отказе в приеме на работу (ст. 145 УК РФ). Нарушение каждого права предусмотрено самостоятельной статьей УК РФ. Поэтому возникает вопрос о наличии совокупности преступлений или ее отсутствии, поскольку ст. 136 УК РФ можно рассматривать как общую по отношению к ст. 145 УК РФ. С нашей точки зрения, в подобных случаях можно говорить о наличии совокупности преступлений, поскольку одним действием нарушаются различные конституционные права и свободы, имеются различные непосредственные объекты, каждый из которых защищен самостоятельной статьей Особенной части УК РФ.

Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина формальный. Преступление считается оконченным с момента выполнения действия, ограничивающего равноправие по признакам, указанным в законе, независимо от наступивших последствий. Вместе с тем следует отметить, что на практике нередко в действиях о нарушении равенства прав и свобод не находят состава преступления в связи с малозначительностью деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что он выполняет действия, нарушающие права, свободы и законные интересы человека в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, и желает их выполнить.

Мотив преступления связан с признаками, указанными в ст. 136 УК РФ. Равноправие нарушается по мотивам неприязни, гнева, злобы и т.п., т.е. недоброжелательного отношения к человеку из-за его национальности, расы, пола и других признаков.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъект общий.

Частью 2 ст. 136 УК РФ установлена ответственность за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. В квалифицированном составе субъект преступления специальный. Это могут быть как должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления либо находящихся в их ведении предприятий и организаций, так и служащие негосударственных (коммерческих) учреждений и предприятий, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, которые позволяют им ущемить равенство граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности и др.).

Следует отметить, что, употребляя понятие «служебное положение», законодатель не ограничивает его только лицами, обладающими должностными полномочиями или управленческими функциями. Понятие использования служебного положения более широкое, но в данном случае нарушение равенства прав и свобод наиболее вероятно со стороны или должностных лиц, или лиц, обладающих управленческими функциями. Но в любом случае субъект квалифицированного состава преступления является специальным, и для этого состава необходимо наличие связи между служебным положением и совершенным деянием.

Злоупотребления должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, нарушающие равенство граждан, квалифицируются по совокупности составов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 136 и ст. 285 или ст. 286 УК РФ. Подобные же деяния служащих коммерческих структур охватываются ч. 2 ст. 136 УК РФ.

Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ) необходимо отличать от возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ). Это преступление характеризуется нарушением равноправия граждан (ст. 136 УК РФ), но направлено не на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды, а на унижение национального достоинства.

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 136 Уголовного Кодекса РФ

1. Статьей 136 УК устанавливается уголовно-правовая охрана неотъемлемого права человека на равенство с другими людьми, гарантированного ст. 19 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (глава 2), а также Всеобщей декларации прав человека, субъектами конституционных прав и свобод являются не только граждане Российской Федерации, но и люди вообще вне зависимости от их принадлежности к гражданству другого государства.

2. Дискриминация человека (или группы людей) — намеренное ущемление прав и свобод одного (одних) в сравнении с другим (другими).

Основаниями дискриминации являются обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 136 УК. Частью 2 ст. 19 Конституции РФ гарантировано равноправие людей независимо и от других обстоятельств. В силу этого действие ст. 136 УК не следует ограничивать обстоятельствами, указанными в ч. 1 этой статьи.

Дискриминация может быть выражена как в действии, так и в бездействии: в неисполнении обязанностей лицами, от которых зависит реализация принадлежащих человеку прав и его законных интересов, препятствовании реализации прав, ущемлении законных интересов, в том числе предоставлении преимуществ другим лицам за счет ущемления прав и законных интересов потерпевшего (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), а также в умышленном совершении других действий, в любой форме ограничивающих права человека по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Различия в объеме и содержании реализуемых конституционных прав отдельных людей нельзя рассматривать как факт дискриминации при отсутствии признаков намеренного ущемления прав одного (одних) по сравнению с другим (другими).

3. Преступление является оконченным с момента совершения этого деяния.

Последствием нарушения равноправия может явиться ущемление жилищных, трудовых, вещных, личных и публичных интересов, охраняемых уголовным законом. Например, по мотивам дискриминации может быть нарушено право человека на безопасные условия труда, ограничена свобода выбора профессии, вознаграждение за труд и пр. В том случае, когда эти нарушения связаны с намеренным ущемлением равенства по мотивам дискриминации, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

4. Нарушением равноправия является только такое ущемление прав и законных интересов человека, которое совершается по мотивам дискриминации. По ст. 136 УК не могут быть квалифицированы действия (бездействие), совершенные, например, из корыстной или и иной личной заинтересованности.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

5. Субъектом этого преступления является лицо, достигшее 16 лет.

6. Квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 2 ст. 136 УК, — использование служебного положения. Этот признак определяет способ нарушения равноправия и не зависит от особенностей субъекта этого преступления (например, признаков должностного лица). В том случае, когда по мотивам дискриминации служебное положение использует должностное лицо, содеянное им квалифицируется по совокупности статей УК (например, ст. ст. 136 и 286).

Статья 136 УК РФ. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Новая редакция Ст. 136 УК РФ

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 136 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в воспрепятствовании реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, унижении человеческого достоинства, порождении обстановки социального напряжения между различными слоями и группами общества.

Комментируемая статья состоит из двух частей, закрепляющих основной и квалифицированный составы преступления и описывающих преступные деяния, соответственно, небольшой и средней тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства — равноправие граждан (ст. 19 Конституции). Факультативными объектами могут быть честь, достоинство и доброе имя человека.

2. Объективная сторона составов преступления выражается в дискриминации, т.е. нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. По смыслу коммент. статьи дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям, не влечет УО по ст. 136.

2.1. Дискриминация может выражаться как в форме действия (увольнение с работы, отчисление из учебного заведения и т.д.), так и бездействия (отказ в приеме на работу, в предоставлении информации, в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг и т.д.). В ряде случаев дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, помимо ст. 136, влечет квалификацию по ст. 140, 141, 144, 148, 149 и другим статьям.

2.2. Составы преступления по конструкции формальные. Преступление окончено (составами) в момент совершения действий, указанных в диспозиции коммент. статьи.

3. С субъективной стороны составы преступления характеризуются виной в форме прямого умысла. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.

4. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летного возраста.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен признак специального субъекта — использование лицом для облегчения совершения преступления своего служебного положения, т.е. полномочий и привилегий, предоставленных по службе, в том числе на основе трудового договора (контракта).

Другой комментарий к Ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется именуемым «дискриминацией» действием (бездействием), нарушающим равноправие по одной (или нескольким) из указанных в статье характеристик личности. Конкретные проявления дискриминации могут быть различными, однако все они должны влечь за собой юридически значимые последствия для потерпевшего.

2. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом; мотив преступления обусловлен неприязнью к другому человеку вследствие наличия одного из обстоятельств, указанных в статье.

3. Субъект специальный — лицо, использующие при совершении преступления свое служебное положение.

Нарушения прав человека в т. н. ЛНР и ДНР: законодательство и практика

Прошло более 2.5 лет с момента начала агрессии РФ на территории Донбасса, в результате которой были созданы самопровозглашенные Луганская и Донецкая народные республики – марионеточные квазигосударства (в дальнейшем ЛНР и ДНР), и разгорелся военный конфликт. В свою очередь, квазигосударства ЛНР и ДНР уже создали свою квазинормативную базу.

На территории, неподконтрольной Украине, на данный момент проживает примерно 3 млн. человек. Это такие же граждане Украины, как и проживающие на подконтрольных территориях, но жители ДНР и ЛНР не могут не подчиняться действующему на территории ДНР и ЛНР квазизаконодательству, потому что в противном случае они будут репрессированы. Поэтому, хотя любой нормативный акт квазигосударств ЛНР и ДНР является незаконным, этот факт несущественен с практической точки зрения для людей, проживающих на неподконтрольной территории.

Поскольку пока что нет никаких перспектив на скорое прекращение оккупации части территорий Донбасса, то необходимо исследовать социальную реальность, которая сложилась в ЛНР и ДНР, в частности, ситуацию с правами человека, как на нормативном уровне, так и на практике. По-прежнему актуальным остается также дальнейший поиск информации и документирование экстраординарных нарушений прав человека имевших место в 2014-2105 годах (бессудные казни, насильственные исчезновения, пытки, незаконное лишение свободы и содержание под стражей и т.д.).

С мая 2016 года Харьковская правозащитная группа проводит систематический мониторинг прав человека на оккупированных территориях Донбасса. Его целью является сбор информации о нарушениях прав человека в ДНР и ЛНР. Источники мониторинга делятся на пассивные – компьютерные правовые системы, содержащие нормативные акты ДНР и ЛНР, статьи и дискуссии в интернете и социальных сетях, и активные – сообщения информаторов о социально-экономическом положении в различных населенных пунктах ЛНР и ДНР, судебных решениях, применении законодательства ЛНР и ДНР в административной практике, а также об экстраординарных нарушениях прав человека в период активной фазы военного конфликта – с мая 2014 г. по февраль 2015 г.

На основе собранной информации эксперты ХПГ провели анализ законодательства ЛНР и ДНР по состоянию на 1 июля 2016 года, и практики, судебной и административной, в сравнении с международными стандартами прав человека, в частности, с Европейской конвенцией прав человека (далее Конвенция) и практикой Европейского суда защиты прав человека. Здесь подается резюме этого исследования. В дальнейшем мы планируем вести мониторинг законопроектной работы в ДНР/ЛНР и законоприменительной практики, судебной и административной.

Нарушения прав человека в квазизаконодательстве ЛНР и ДНР

Обзор законодательства самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик показывает, что его можно разделить на три составляющих:

– украинское законодательство, которое применяется в части, не противоречащей Конституции ДНР от 14 мая 2014 г. и Конституции ЛНР от 18 мая 2014 г.;

– законодательство ДНР и ЛНР, заимствованное полностью из законодательства Российской Федерации (УК ДНР, ГПК ДНР, Закон ДНР от 14 августа 2015 г. № 84-IНС «Об обороне» и другие законы, или с небольшими редакционными правками (Закон ДНР от 25.12.2015 99-IНС «Про налоговую систему», Закон ЛНР от 3 июля 2015 г. № 28-II «О государственной гражданской службе ЛНР» и другие);

Большое влияние на повседневную жизнь имеют также указы глав ДНР и ЛНР и акты исполнительных органов власти.

Права человека и основные свободы нарушаются в ЛНР и ДНР уже на нормативном уровне. Так, в Конституциях формулирование ограничений прав и свобод не соответствует подходу, принятому в Совете Европы: вмешательство государства в осуществление прав и свобод должно быть основано на законе, преследовать легитимные цели из исчерпывающего перечня целей и быть необходимым в демократическом обществе.

Напротив, в Конституциях ДНР и ЛНР, большая частью норм которых заимствована из Конституции РФ, все права и свободы либо декларируются вообще без всяких ограничений, либо указывается, что они могут быть ограничены законом, и действует весьма волюнтаристски сформулированный принцип пропорциональности: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 2 ст. 48). Учитывая непритязательную норму ч. 4 ст.12 «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», которая в реальности игнорируется ежедневно, можно утверждать, что права человека и основные свободы в ДНР и ЛНР ограничиваются квазигосударствами практически произвольно. А если еще учесть, что нормы Конституций ДНР и ЛНР не имеют прямого действия, то защитить конституционные права и свободы в суде в случае их нарушений практически невозможно. Стоит ли удивляться наличию в квазигосударствах комендантского часа!

В Конституцию ЛНР также включены положения, которые прямо приводят к нарушению норм Конвенции. Так, например, такой перл в ч. 5 ст. 22, как «Цензура запрещается, кроме случаев, предусмотренных законом», нарушает статью 10 Конвенции, а ч. 4 ст. 5 «В Луганской Народной Республики продажа земель запрещена» (в разделе «Основы конституционного строя»!) противоречит статье 28, гарантирующей право собственности, и приводит к нарушению статьи 1 Первого протокола к Конвенции.

Прямые нарушения прав человека заложены в нормах и ординарного законодательства. В законах «О средствах массовой информации» запрещается распространение зарубежных периодических изданий без разрешения регистрирующего органа. Этот запрет распространяется на СМИ, финансируемые иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами. В тех же законах действует запрет иностранным журналистам работать в ДНР и ЛНР без аккредитации. Все эти запреты являются непропорциональными ограничениями свободы выражения взглядов, которая защищается статьей 10 Конвенции.

Требование законов об аккредитации распространяется на всех журналистов, приезжающих в ДНР и ЛНР, а не только иностранных. Заметим, что аккредитация в ЛНР и ДНР означает гораздо больше, чем просто регистрация журналистов, она фактически вводит пропускной режим: без предъявления аккредитационного пропуска (именно так называют свидетельство об аккредитации, которое выдается журналисту) с ним не будет разговаривать ни один чиновник. Наличие же такого пропуска вовсе не гарантирует предоставление информации.

Существуют аналогичные необоснованные ограничения свободы ассоциаций, нарушающие статью 11 Конвенции, они касаются деятельности международных организаций и иностранного финансирования. Согласно Указу главы ДНР № 231 от 2 июня 2015 года «О запрете деятельности иностранных неправительственных организации на территории ДНР», запрещается «деятельность иностранных неправительственных организаций, не прошедших аккредитацию в Специальной комиссии по аккредитации Международных миссий, глав, сотрудников, административно-технического персонала Международных миссии». Подобные нормы существуют и в ЛНР. Согласно закону ЛНР «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать регистрирующий орган об объеме денежных средств и иного имущества, полученных из иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования имущества и о фактическом расходовании средств. Кроме того, действуют нормы об иностранных агентах, подобные российскому законодательству, – объединения, которые намерены получать иностранное финансирование и участвовать в политической деятельности, должны предварительно зарегистрироваться в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В ДНР закон «Об общественных объединениях» так и не был принят.

Много одиозных норм, нарушающих права человека, в уголовном и уголовно-процессуальном квазизаконодательстве ЛНР и ДНР. Например, за «злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта» грозит лишение свободы сроком до двух лет. Эта норма УК ЛНР является средневековым рудиментом и прямо противоречит ст. 1 Протокола №4 к Конвенции (запрет лишения свободы за долги). В УК ЛНР и ДНР криминализирована клевета, УК ДНР допускает смертную казнь в виде меры наказания.

В УПК ЛНР и ДНР для решения судом вопроса о мере пресечения отводится 48 часов (в УПК Украины – 72 часа), но суд может продлевать срок задержания неоднократно 72 часа (с момента оглашения решения) по ходатайству сторон для предоставления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения, при этом суд должен рассмотреть только риски и не рассматривает обоснованность подозрения в совершении преступления. Это нарушение статьи 5 Конвенции, которая защищает право на свободу и личную неприкосновенность.

Прямые нарушения прав человека в квазизаконодательстве ЛНР и ДНР можно перечислять еще долго. В частности, много огрехов в избирательном законодательстве. Отметим также, что в ЛНР в отличие от ДНР суды рассматривают только уголовные дела, что существенно ограничивает в ЛНР доступ к правосудию. В ЛНР до сих пор не принят Гражданский кодекс. В обеих республиках не урегулирован вопрос гражданства.

Таким образом, нарушения прав человека и основных свобод прямо закреплены в нормах законодательства, что неизбежно приводит к систематическим и массовым нарушениям прав человека и будет приводить к ним далее.

Государственное устройство самопровозглашенных ДНР и ЛНР

Хотя в Конституциях самопровозглашенных республик есть нормы о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, и органы всех трех ветвей власти названы самостоятельными, на самом деле роль первого лица в ДНР и ЛНР является определяющей. Так, вся судебная система республик фактически подчинена Главам ДНР и ЛНР – именно их указами судьи всех уровней назначаются на должность и освобождаются от нее. Главы ДНР и ЛНР формируют Совет Министров и принимают решение о его отставке. Кроме того, глава ДНР может совмещать либо не совмещать по своему желанию свою должность с должностью Председателя Совета Министров. Именно главы ЛНР и ДНР определяют персональный состав Совета Министров, в который обязательно входят их заместители. Хотя формально лицо, претендующее на должность Председателя Совета Министров, должно быть утверждено парламентом, с помощью авторитарного вето после двух отказов парламента Глава республики может назначить Председателя Совета Министров самостоятельно.

Следует также заметить, что главы ЛНР и ДНР наделены широкими полномочиями в сфере нормотворчества. Фактически их указами часто регулируются правоотношения, которые по своей сути и значимости должны регулироваться законодательными актами. Например, указом главы ЛНР «О руководстве деятельностью исполнительных органов государственной власти ЛНР» установлены государственные органы, которыми руководит глава ЛНР, и государственные органы, которыми руководит Совет Министров ЛНР. Глава ЛНР осуществляет руководство деятельностью даже Государственного следственного комитета ЛНР.

Можно подытожить, что по форме правления ЛНР и ДНР являются президентскими республиками, а по политическому режиму – единоличной диктатурой.

Социально-экономическое положение ДНР и ЛНР

Весной 2015 года пенсионеры и служащие бюджетной сферы начали регулярно получать пенсии и зарплаты в российских рублях. Выплаты производились, исходя из размера ранее получаемых пенсий и зарплат с использованием курса пересчета 1 грн.= 2 руб., хотя реальный курс колеблется в зависимости от места в диапазоне 2.4-2.8 руб. Минимальная пенсия в размере 2000 руб. (1000 грн.) реально превращалась в 760 грн. (на контролируемых территориях минимальная пенсия – 1130 грн.). Количество людей, которые получают также пенсию от украинского Пенсионного фонда оценить трудно, но, думается, это число не очень велико. Кроме того, введение карточек Сбербанка, которые будут служить одновременно пенсионным удостоверением, сделает невозможным дальнейшее получение пенсии жителями ЛНР и ДНР. На мой взгляд, эта позиция украинского государства не выдерживает критики: пенсионеры должны получать заработанную ими пенсию независимо от места проживания, и государство должно принять все меры, чтобы эти выплаты обеспечить, а не бороться с «пенсионным туризмом». Я предложил бы рассматривать выплату 2000 российских рублей пенсионерам как хотя бы мизерную компенсацию за лишения, которые принесла оккупация жителям ЛНР и ДНР.

Анализ продуктовой части минимальной потребительской корзины в городах Украины и ДНР/ЛНР (см. ниже пример в таблице, перечень продуктов составлен в соответствии с постановлением КМУ от 14.04.2000 № 656, коэффициент пересчета 1 руб. = 0.38 грн.) показывает, что, кроме хлебопродуктов, цены в ЛНР и ДНР почти на все продукты питания выше, чем в Украине, на многие продукты – существенно выше. Известно, что на хлебопродукты установлена дотация. Следует отметить, что тарифы на коммунальные услуги в ЛНР и ДНР остались прежними, т.е. существенно ниже, чем в Украине, заметно дешевле также бензин.

По данным министерства экономического развития ДНР, «среднемесячная численность наличного населения в 2015 году в целом по Донецкой Народной Республике составила 2 277,2 тыс. человек, из них 68% проживает в трех самых крупных городах ДНР – в Донецке (962,0 тысячи человек), Макеевке (382,8 тыс. человек) и Горловке (210,0 тыс. человек). Аналогично распределилась и среднесписочная численность штатных работников, которая в целом по Республике составила 346,4 тыс. человек или 15% от общего числа жителей, в том числе по крупнейшим городам соответственно – 146,1 тыс. человек, 55,3 тыс. человек, 30,3 тыс. человек.

Среднемесячная заработная плата одного штатного работника в 2015 году по городам и районам Донецкой Народной Республики колеблется в широких пределах – от 4 685 российских рублей в Горловке до 10 850 российских рублей в Ждановке. В Донецке этот показатель составил 6 782 российских рубля. Несколько в меньшей степени отличаются среднемесячные размеры выплат на одного пенсионера, которые в 2015 году составили от 2 619 российских рублей в Тельмановском районе до 4 368 российских рублей в Ждановке.»

Таким образом, доходы жителей ЛНР и ДНР при более высоких ценах на основные продукты питания существенно меньше, чем на контролируемых территориях Украины. Прожить при таких доходах очень трудно. Особенно остро это ощущают уязвимые группы населения – пенсионеры, инвалиды, одинокие матери, многодетные семьи, – которые выживают благодаря гуманитарной помощи, прежде всего, фонда Р. Ахметова.

Разница в ценах стимулирует жителей ДНР/ЛНР привозить более дешевые продукты с контролируемых территорий. Но через линию разграничения (ЛР) можно провезти не более 50 кг продуктов на сумму не более 5000 грн. (кроме гуманитарной помощи). Эти ограничения приводят к различным схемам криминального характера, позволяющим обойти запреты.

Контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ), которые предназначены для пересечения ЛР, ежедневно принимают в среднем 20 тыс. людей. Открыто 6 КПВВ, один из них, в Золотом, не работает, поскольку не поддерживается ЛНР, из остальных пяти один предназначен для пешего перехода (в Станице Луганской), 4 (Гнутово, Новотроицкое, Мариинка, Зайцево) – для проезда на автомобиле. Из 5 действующих КПВВ только один – в Гнутово – пропускает людей быстро, очереди здесь обычно не более часа, персонал вежлив и старается помогать людям. В остальных КПВВ собирается очередь, в которой можно простоять сутки, она движется, как будто нарочно, очень медленно. Персонал КПВВ требует от граждан, пересекающих ЛР, документы, которые не подлежат предъявлению, нередки случаи отказа без всяких оснований в разрешении пересечь ЛР. Персонал КПВВ относится к людям грубо, цинично и враждебно. Такое отношение может только усилить и без того критичное отношение жителей ДНР и ЛНР к украинскому государству.

Неоднократно бывали ситуации, когда в результате обстрела прилегающих к транспортному коридору территорий работа блок-постов прекращалась, полностью, блокировалось движение автотранспорта, и заблокированные между блок-постами люди подвергались непосредственной опасности попасть под обстрелы.

Население республик пребывает в состоянии фрустрации, преобладает чувство разочарования, безвыходности и депрессия. Люди устали – от войны, от состояния неизвестности, от безверия. Они не верят никакой власти и не ждут ничего хорошего в будущем. Негативное отношение к украинской власти поддерживается агрессивной российской пропагандой и памятью о погибших и раненых, лишениями из-за разрушений жилья и другого имущества. Ожидания успехов молодых республик, поддерживаемых РФ, сменилось разочарованием. Наиболее оптимистичные продолжают надеяться, что это временные трудности, которые будут преодолены. Но тем не менее, семьи, в которых дети учатся в старших классах, стараются найти любую возможность, чтобы они закончили школу на контролируемой территории, сдали тест ЗНО и поступили в вуз на контролируемой территории. В аптеках почти нет лекарств, за ними специально ездят через ЛР. Все, кто имеет возможность оплатить лечение, лечатся в больницах Харькова, Днепропетровска и других городов.

В июне-августе 2016 года обстрелы участились, при этом обеими сторонами применялось оружие, запрещенное Минскими соглашениями. В ДНР и ЛНР огонь ведется из жилых массивов, поэтому ответный огонь с украинской стороны неизбежно задевает жилые кварталы.

1. Украинским органам власти принять все меры к тому, чтобы пенсионеры, проживающие на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР, получали свои пенсии.

2. Компетентным органам Украины увеличить пропускную способность КПВВ, максимально исключить очереди, сделать приоритетом уважительное и вежливое отношение персонала КПВВ к людям, пересекающим ЛР.

3. Изменить нормативную документацию и практику работы КПВВ в случае обстрелов прилегающих территорий с целью защиты людей, пересекающих ЛР.

4. Исключить ситуации, когда обстрелы противоположной стороны осуществляются с территории населенных пунктов.

5. Сторонам военного конфликта принять все меры по прекращению боевых действий и насилия в зоне конфликта.

6. Сторонам конфликта немедленно освободить всех лиц, произвольно лишенных свободы.

ІРС — Інститут релігійної свободи, Київ

о защите прав человека и основных свобод

Секретариат Европейского суда по правам человека, сентябрь 2003 года

Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы,

принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года,

учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав человека и основных свобод,

подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,

преисполненные решимости, как Правительства европейских Государств,

движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации,

согласились о нижеследующем:

Статья 1 – Обязательство соблюдать права человека


Статья 2 – Право на жизнь

1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:
а) для защиты любого лица от противоправного насилия;
b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Статья 3 – Запрещение пыток

Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статья 4 – Запрещение рабства и принудительного труда

1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

3. Для целей настоящей статьи термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя:
а) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;
b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;
с) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;
d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Статья 5 – Право на свободу и личную неприкосновенность

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
с) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

2. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.

3. Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом «с» пункта 1 настоящей статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

4. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

5. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Статья 6 – Право на справедливое судебное разбирательство

1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо – при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:
а) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
с) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;
d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;
е) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

Статья 7 – Наказание исключительно на основании закона

1. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

2. Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.

Статья 8 – Право на уважение частной и семейной жизни

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 9 – Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 10 – Свобода выражения мнения

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует Государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Статья 11 – Свобода собраний и объединений

1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов Государства.

Статья 12 – Право на вступление в брак

Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

Статья 13 – Право на эффективное средство правовой защиты

Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Статья 14 – Запрещение дискриминации

Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Статья 15 – Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях

1. В случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву.

2. Это положение не может служить основанием для какого бы то ни было отступления от положений статьи 2, за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, или от положений статьи 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7.

3. Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме.

Статья 16 – Ограничение на политическую деятельность иностранцев

Ничто в статьях 10, 11 и 14 не может рассматриваться как препятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.

Статья 17 – Запрещение злоупотреблений правами

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо Государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.

Статья 18 – Пределы использования ограничений в отношении прав

Ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены.

Статья 19 – Учреждение Суда

В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней, учреждается Европейский суд по правам человека, далее именуемый «Суд». Он работает на постоянной основе.

Статья 20 – Число судей

Число судей, входящих в состав Суда, равно числу Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 21 – Предъявляемые к судьям требования

1. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.

2. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

3. На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Все вопросы, возникающие в связи с применением положений настоящего пункта, решаются Судом.

Статья 22 – Выборы судей

1. Судья от каждой из Высоких Договаривающихся Сторон избирается Парламентской ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых этой Высокой Договаривающейся Стороной.

2. Аналогичная процедура действует при довыборах состава Суда в случае присоединения новых Высоких Договаривающихся Сторон, а также при заполнении открывающихся вакансий.

Статья 23 – Срок полномочий

1. Судьи избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны. Однако срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года с момента избрания.

2. Судьи, чей срок полномочий истекает через первые три года, определяются Генеральным секретарем Совета Европы путем жребия сразу после их избрания.

3. В целях обеспечения, насколько это возможно, обновляемости состава Суда наполовину каждые три года Парламентская ассамблея может до проведения любых последующих выборов принять решение о том, что срок или сроки полномочий одного или нескольких избираемых судей будут иными, нежели шесть лет, но в любом случае не более девяти и не менее трех лет.

4. В случаях, когда речь идет о более чем одном сроке полномочий и Парламентская ассамблея применяет положения предыдущего пункта, определение сроков полномочий производится Генеральным секретарем Совета Европы путем жребия сразу после выборов.

5. Судья, избранный для замещения другого судьи, срок полномочий которого еще не истек, занимает этот пост на срок, оставшийся от срока полномочий его предшественника.

6. Срок полномочий Судей истекает по достижении ими 70 лет.

7. Судьи занимают свои посты вплоть до замены. Вместе с тем и после замены они продолжают рассматривать уже поступившие к ним дела.

Статья 24 – Освобождение от должности

Судья может быть освобожден от должности, только в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

Статья 25 – Секретариат и правовые референты

У Суда имеется Секретариат, права, обязанности и организация которого определяются Регламентом Суда. Суд пользуется услугами правовых референтов.

Статья 26 – Пленарные заседания Суда

На пленарных заседаниях Суд:
а) избирает своего Председателя и одного или двух заместителей Председателя
сроком на три года; они могут быть переизбраны;
b) образует Палаты, создаваемые на определенный срок;
с) избирает Председателей Палат Суда; они могут быть переизбраны;
d) принимает Регламент Суда; и
e) избирает Секретаря-канцлера Суда и одного или нескольких его заместителей.

Статья 27 – Комитеты, Палаты и Большая Палата

1. Для рассмотрения переданных ему дел Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.

2. Судья, избранный от Государства, являющегося стороной в деле, является ex-officio членом Палаты и Большой Палаты; в случае отсутствия такого судьи или если он не может участвовать в заседании, данное Государство назначает лицо, которое выступает в качестве судьи.

3. В состав Большой Палаты входят также Председатель Суда, заместители Председателя Суда, Председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Регламентом Суда. В тех случаях, когда дело передается в Большую Палату в соответствии с положениями статьи 43, в ее заседаниях не должен участвовать ни один из судей Палаты, вынесшей постановление, за исключением Председателя этой Палаты и судьи от соответствующего Государства, являющегося стороной в деле.

Статья 28 – Объявления комитетов о неприемлемости жалобы (заявления)

Комитет единогласным решением может объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным.

Статья 29 – Решения Палат о приемлемости жалобы и по существу дела

1. Если не было принято никакого решения, предусмотренного статьей 28, Палата выносит решение о приемлемости индивидуальной жалобы, поданной в соответствии со статьей 34, и по существу дела.

2. Палата выносит решение о приемлемости жалобы Государства, поданной в соответствии со статьей 33, и по существу дела.

3. Решение о приемлемости жалобы выносится отдельно, если Суд, в порядке исключения, не примет решения об обратном.

Статья 30 – Уступка юрисдикции в пользу Большой Палаты

Если дело, находящееся на рассмотрении Палаты, затрагивает серьезный вопрос, касающийся толкования положений Конвенции или Протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением, Палата может до вынесения своего постановления уступить юрисдикцию в пользу Большой Палаты, если ни одна из сторон не возражает против этого.

Статья 31 – Полномочия Большой Палаты

Большая Палата:
а) выносит решения по жалобам, поданным в соответствии со статьей 33 или статьей 34, когда какая-либо из Палат уступила юрисдикцию на основании положений статьи 30 или когда дело направлено ей в соответствии с положениями статьи 43; и
b) рассматривает запросы о вынесении консультативных заключений, направленные в соответствии с положениями статьи 47.

Статья 32 – Компетенция Суда

1. В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в случаях, предусмотренных положениями статей 33, 34 и 47.

2. В случае спора относительно компетенции Суда по конкретному делу вопрос решает сам Суд.

Статья 33 – Межгосударственные дела

Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договаривающейся Стороной.

Статья 34 – Индивидуальные жалобы

Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Статья 35 – Условия приемлемости

1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если она:
а) является анонимной; или
b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если сочтет ее несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалоб.

4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой в соответствии с настоящей статьей. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.

Статья 36 – Участие третьей стороны

1. В отношении любого дела, находящегося на рассмотрении какой-либо из Палат или Большой Палаты, каждая Высокая Договаривающаяся сторона, гражданин которой является заявителем, вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях.

2. В интересах надлежащего отправления правосудия Председатель Суда может пригласить любую Высокую Договаривающуюся Сторону, не являющуюся стороной в деле, или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях.

Статья 37 – Прекращение производства по делу

1. Суд может на любой стадии разбирательства принять решение о прекращении производства по делу, если обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что:
а) заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы; или
b) спор был урегулирован; или
с) по любой другой причине, установленной Судом, если дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным.

Тем не менее, Суд продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных настоящей Конвенцией и Протоколами к ней.

2. Суд может принять решение восстановить жалобу в списке подлежащих рассмотрению дел, если сочтет, что это оправдано обстоятельствами.

Статья 38 – Процедура рассмотрения дела с участием заинтересованных сторон и процедура мирового соглашения

1. Если Суд объявляет жалобу приемлемой, он:
а) продолжает рассмотрение дела с участием представителей заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет исследование обстоятельств дела, для эффективного проведения которого заинтересованные Государства создают все необходимые условия,
b) предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью заключения мирового соглашения по делу на основе соблюдения прав человека, признанных в настоящей Конвенции и Протоколах к ней.

2. Процедура, предусмотренная подпунктом «b» пункта 1, носит конфиденциальный характер.

Статья 39 – Заключение мирового соглашения

В случае достижения мирового соглашения Суд исключает дело из своего списка посредством вынесения постановления, в котором дается лишь краткое изложение фактов и достигнутого решения.

Статья 40 – Открытые судебные заседания и доступ к документам

1. Если в силу исключительных обстоятельств Суд не примет иного решения, его заседания являются открытыми.

2. Доступ к документам, переданным на хранение в Секретариат, открыт для публики, если Председатель Суда не примет иного решения.

Статья 41 – Справедливая компенсация

Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне.

Статья 42 – Постановления Палат

Постановления Палат становятся окончательными в соответствии с положениями пункта 2 статьи 44.

Статья 43 – Передача дела в Большую Палату

1. В течение трех месяцев с даты вынесения Палатой постановления в исключительных случаях возможно обращение любой из сторон в деле о передаче его на рассмотрение Большой Палаты.

2. Коллегия в составе пяти членов Большой Палаты принимает обращение, если дело поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования или применения положений настоящей Конвенции или Протоколов к ней, или другой серьезный вопрос общего характера.

3. Если Коллегия принимает обращение, то Большая Палата выносит по делу свое постановление.

Статья 44 – Окончательные постановления

1. Постановление Большой Палаты является окончательным.

2. Постановление любой из Палат становится окончательным, если:
а) стороны не заявляют, что они будут просить о передаче дела в Большую Палату; или
b) по истечении трех месяцев с даты вынесения постановления не поступило обращения о передаче дела в Большую Палату; или
с) Коллегия Большой Палаты отклоняет обращение о передаче дела согласно статье 43.

3. Окончательное постановление подлежит публикации.

Статья 45 – Мотивировка постановлений и решений

1. Постановления, а также решения о приемлемости или неприемлемости жалоб должны быть мотивированными.

2. Если постановление в целом или частично не выражает единогласного мнения судей, то любой судья вправе представить свое особое мнение.

Статья 46 – Обязательная сила и исполнение постановлений

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами.

2. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением.

Статья 47 – Консультативные заключения

1. Суд может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

2. Такие заключения не должны затрагивать ни вопросы, относящиеся к содержанию или объему прав или свобод, определенных в Разделе I Конвенции и Протоколах к ней, ни другие вопросы, которые Суду или Комитету министров, возможно, потребовалось бы затронуть при рассмотрении какого-либо обращения, предусмотренного Конвенцией.

3. Решение Комитета министров запросить консультативное заключение Суда принимается большинством голосов представителей, имеющих право заседать в Комитете.

Статья 48 – Компетенция Суда в отношении консультативных заключений

Вопрос о том, относится ли направленный Комитетом министров запрос о вынесении консультативного заключения к компетенции Суда, как она определена в статье 47, решает Суд.

Статья 49 – Мотивировка консультативных заключений

1. Консультативные заключения Суда должны быть мотивированными.

2. Если консультативное заключение в целом или частично не выражает единогласного мнения судей, то любой судья вправе представить свое особое мнение.

3. Консультативное заключение Суда направляется Комитету министров.

Статья 50 – Расходы на содержание Суда

Расходы, связанные с деятельностью Суда, несет Совет Европы.

Статья 51 – Привилегии и иммунитеты Судей

Судьи при исполнении своих функций пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными статьей 40 Устава Совета Европы и в соглашениях, заключенных на ее основе.

Статья 52 – Запросы Генерального секретаря

По получении просьбы от Генерального секретаря Совета Европы каждая Высокая Договаривающаяся Сторона представляет разъяснения относительно того, каким образом ее внутреннее право обеспечивает эффективное применение любого из положений настоящей Конвенции.

Статья 53 – Гарантии в отношении признанных прав человека

Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как ограничение или умаление любого из прав человека и основных свобод, которые могут обеспечиваться законодательством любой Высокой Договаривающейся Стороны или любым иным соглашением, в котором она участвует.

Статья 54 – Полномочия Комитета министров

Ничто в настоящей Конвенции не умаляет полномочий Комитета министров, которыми он наделен в силу Устава Совета Европы.

Статья 55 – Отказ от иных средств урегулирования споров

Высокие Договаривающиеся Стороны согласны, если иное не установлено особым соглашением, не прибегать к действующим между ними договорам, конвенциям или декларациям при передаче на рассмотрение, путем направления заявления, спора по поводу толкования или применения положений настоящей Конвенции и не использовать иные средства урегулирования спора, чем предусмотренные настоящей Конвенцией.

Статья 56 – Территориальная сфера действия

1. Любое Государство при ратификации или впоследствии может заявить путем уведомления Генерального секретаря Совета Европы о том, что настоящая Конвенция, с учетом пункта 4 настоящей статьи, распространяется на все территории или на любую из них, за внешние сношения которых оно несет ответственность.

2. Действие Конвенции распространяется на территорию или территории, указанные в уведомлении, с тридцатого дня после получения Генеральным секретарем Совета Европы этого уведомления.

3. Положения настоящей Конвенции применяются на упомянутых территориях с надлежащим учетом местных условий.

4. Любое Государство, которое сделало заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может впоследствии в любое время заявить, применительно к одной или нескольким территориям, указанным в этом заявлении, о признании компетенции Суда принимать жалобы от физических лиц, неправительственных организаций или групп частных лиц, как это предусмотрено статьей 34 Конвенции.

Статья 57 – Оговорки

1. Любое Государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче им на хранение его ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому конкретному положению Конвенции в отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению. В соответствии с настоящей статьей оговорки общего характера не допускаются.

2. Любая оговорка, сделанная в соответствии с настоящей статьей, должна содержать краткое изложение соответствующего закона.

Статья 58 – Денонсация

1. Высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию только по истечении пяти лет с даты, когда она стала Стороной Конвенции, и по истечении шести месяцев после направления уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны.

2. Денонсация не освобождает соответствующую Высокую Договаривающуюся Сторону от ее обязательств по настоящей Конвенции в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу.

3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, которая перестает быть членом Совета Европы, на тех же условиях перестает быть и Стороной настоящей Конвенции.

4. Конвенция может быть денонсирована в соответствии с положениями предыдущих пунктов в отношении любой территории, на которую распространялось ее действие согласно положениям статьи 56.

Статья 59 – Подписание и ратификация

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания Государствами – членами Совета Европы. Она подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

2. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение десяти ратификационных грамот.

3. Для тех Государств, которые ратифицируют Конвенцию впоследствии, она вступает в силу с даты сдачи ими на хранение их ратификационных грамот.

4. Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет все Государства – члены Совета Европы о вступлении Конвенции в силу, о Высоких Договаривающихся Сторонах, ратифицировавших ее, и о сдаче ратификационных грамот, которые могут быть получены впоследствии.
Совершено в Риме 4 ноября 1950 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь направляет заверенные копии всем подписавшим Конвенцию Государствам.

Протокол № 1

к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Статья 1 – Защита собственности

Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Предыдущие положения не умаляют права Государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.

Статья 2 – Право на образование

Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Статья 3 – Право на свободные выборы

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

Статья 4 – Территориальная сфера действия

Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может при подписании или ратификации или в любое время впоследствии направить Генеральному секретарю Совета Европы заявление о пределах своих обязательств относительно применения положений настоящего Протокола к тем указанным в заявлении территориям, за внешние сношения которых она несет ответственность.

Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, направившая заявление в соответствии с положениями предыдущего пункта, может время от времени направлять новое заявление об изменении условий любого предыдущего заявления или о прекращении применения положений настоящего Протокола в отношении какой-либо территории.

Заявление, сделанное в соответствии с положениями настоящей статьи, рассматривается как сделанное в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Конвенции.

Статья 5 – Соотношение с Конвенцией

Высокие Договаривающиеся Стороны рассматривают статьи 1, 2, 3 и 4 настоящего Протокола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются соответственно.

Статья 6 – Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания Государствами – членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации одновременно с ратификацией Конвенции или после таковой. Протокол вступает в силу после сдачи на хранение десяти ратификационных грамот. В отношении каждого подписавшего Государства, которое ратифицирует Протокол впоследствии, он вступает в силу с даты сдачи им на хранение его ратификационной грамоты.

Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы, который уведомляет все Государства – члены Совета Европы о Государствах, ратифицировавших Протокол.
Совершено в Париже 20 марта 1952 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь направляет заверенную копию каждому Правительству, подписавшему настоящий Протокол.

Протокол № 4

к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

(об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые

уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней)

Статья 1 – Запрещение лишения свободы за долги

Никто не может быть лишен свободы лишь на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

Статья 2 – Свобода передвижения

1. Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо Государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

2. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную.

3. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

4. Права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.

Статья 3 – Запрещение высылки граждан

1. Никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории Государства, гражданином которого он является.

2. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию Государства, гражданином которого он является.

Статья 4 – Запрещение коллективной высылки иностранцев

Коллективная высылка иностранцев запрещается.

Статья 5 – Территориальная сфера действия

1. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может при подписании или ратификации настоящего Протокола или в любое время впоследствии направить Генеральному секретарю Совета Европы заявление о пределах своих обязательств относительно применения положений настоящего Протокола к тем указанным в заявлении территориям, за внешние сношения которых она несет ответственность.

2. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, направившая заявление в соответствии с положениями предыдущего пункта, может время от времени направлять новое заявление об изменении условий любого предыдущего заявления или о прекращении применения положений настоящего Протокола в отношении какой-либо территории.

3. Заявление, сделанное в соответствии с положениями настоящей статьи, рассматривается как сделанное в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Конвенции.

4. Территория любого Государства, к которой настоящий Протокол применяется в силу его ратификации или принятия этим Государством, и каждая из территорий, к которой настоящий Протокол применяется в силу заявления этого Государства в соответствии с положениями настоящей статьи, рассматриваются как отдельные территории для целей ссылки на территорию Государства в статьях 2 и 3.

5. Любое Государство, сделавшее заявление в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, может впоследствии в любое время заявить, применительно к одной или нескольким территориям, указанным в этом заявлении, что оно признает компетенцию Суда принимать жалобы от физических лиц, неправительственных организаций или групп частных лиц, как это предусмотрено статьей 34 Конвенции, относительно соблюдения всех или любой из статей 1, 2, 3 и 4 настоящего Протокола.

Статья 6 – Соотношение с Конвенцией

Высокие Договаривающиеся Стороны рассматривают статьи 1, 2, 3, 4 и 5 настоящего Протокола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются соответственно.

Статья 7 – Подписание и ратификация

1. Настоящий Протокол открыт для подписания Государствами – членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации одновременно с ратификацией Конвенции или после таковой. Протокол вступает в силу после сдачи на хранение пяти ратификационных грамот. В отношении любого подписавшего Государства, которое ратифицирует настоящий Протокол впоследствии, он вступает в силу с даты сдачи им на хранение его ратификационной грамоты.

2. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы, который уведомляет все Государства – члены Совета Европы о Государствах, ратифицировавших Протокол. В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

Популярное:

  • Приложение 3 порядка заполнения декларации по енвд Приложение N 3. Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности Приложение N 3к приказу Федеральной налоговой службыот 4 июля 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход […]
  • Заявление об увольнении в счет отпуска Как написать заявление на увольнение без отработки в счет отпуска Как правильно написать заявление на увольнение без отработки в счет отпуска? 4 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Прошу предоставить мне отпуск с последующим увольнением Согласно ст.80 ТК РФ, работник имеет право […]
  • Как выписать рецепт на флаконы Как выписать рецепт на флаконы 5. Лекарственные формы для инъекций Для инъекций используют различные лекарственные формы. Основное требование, предъявляемое к этим формам, - стерильность. Существуют разные способы стерилизации лекарственных веществ. По ГФХ растворы для инъекций следует […]
  • Об установлении размера родительской платы за содержание детей Об установлении родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования "Воткинский район Постановление Администрации Воткинского района от 22.03.2010 N 419 В целях упорядочения взимания и использования родительской платы […]
  • Права и обязанности опекуна по гк рф СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка установлены в СК РФ и ГК РФ. Опекуны (попечители) в отношении воспитания подопечного ребенка выполняют все те обязанности, которые возлагаются законом на родителей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, […]
  • Судебно медицинская экспертиза ростовской области Судебно медицинская экспертиза ростовской области Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (344068, г. Ростов-на-Дону, ул. Бодрая, № 88/35) тел. 8 (863) 220-61-50, факс. 8 (863) 235-38-53 email.: Этот адрес электронной почты защищен от […]