Страховщики пользуются юридической неграмотностью украинцев и не платят компенсации после ДТП

Эксперты советуют не гнаться за дешевизной полиса и тщательно читать договор.

В Украине страховщики отказываются выплачивать компенсации после ДТП, пишет «Сегодня».

Страховая защита на сегодняшний день существует только для идеально целых автомобилей. Так, к примеру, известен случай, когда после ДТП по всей ширине двери пострадавшей машины полосой была содрана краска. Страховая виновной стороны отказалась оплатить покраску, ссылаясь на то, что она и до ДТП не была идеальной — в уголке нашлась небольшая потертость.

«В данном случае речь идет не о царапинах, а о том, что если деталь нужно было полностью красить и до убытка, то страховщик не должен возмещать стоимость покраски, поскольку выплата должна позволить вернуть имущество в состояние, в котором оно было до убытка», — пояснил начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко.

А вот юристы считают иначе. «В данном случае СК незаконно отказала в выплате страховки, — говорит ведущий юрист МПК «УкрЮрЦентр» Кирилл Бобровный. — Чаще всего это делается, если сумма страховой выплаты небольшая. СК умышленно отказывается выплачивать страховку, надеясь на то, что страхователь не будет подавать в суд».

В случае, если страховая все-таки не возместит ущерб, требовать деньги надо у виновника ДТП, говорят эксперты. «Согласно ст. 1194 Гражданского кодекса, лицо, застраховавшее свою гражданскую ответственность, в случае недостаточности страховой выплаты обязано само доплатить потерпевшему разницу между выплатой и реальным ущербом. За возмещением стоит обращаться в суд», — отметил юрист компании «Правовая помощь» Андрей Бузинный.

Помимо отказа страховых компаний платить, встречаются и случаи, когда они попросту затягивают процесс выплаты. Как рассказала хозяйка пострадавшей в ДТП машины, она добивалась от страховой компенсации полгода, но так ничего и не получилось, и женщина махнула на все рукой.

«Это типичный пример того, что некоторые СК больше заботит сбор премий, чем реальное страхование», — говорит менеджер по коммуникациям компании «PZU Украина» Александр Мельничук. Правда, есть доля вины и самих страхователей. «Сколько водителей, покупая полис ОСАГО, выбирают страховщика по параметру надежности, а не только цены? — добавил Александр Яременко. — Часто покупают что угодно, лишь бы подешевле и бумажка для ГАИ была».

«Затягивание времени — типичное поведение страховщиков», — говорит Андрей Бузинный.

Однако, стоит отметить, что действия страховых четко регламентированы в Украине законом. Например, у СК есть только 10 дней с момента получения уведомления о ДТП для того, чтобы выяснить причины аварии и посчитать ущерб. Если же это не будет сделано, потерпевший имеет право сам выбрать эксперта. Кроме того, СК не имеет права затягивать и с выплатой компенсации — на это дается 90 дней с момента подачи заявления о страховом возмещении. «Если этого не происходит — подавайте в суд», — отмечает Бобровный.

Часто также страховые не учитывают износ деталей при выплатах по договорам гражданской ответственности. «В заблуждение может ввести соотношение понятий «стоимость восстановительного ремонта» и «стоимость материального ущерба», — говорит Кирилл Бобровный. — Стоимость восстановительного ремонта как раз и включает в себя стоимость деталей по рыночной цене на сегодняшний день, однако далее эта сумма умножается на коэффициент износа деталей (амортизация). В итоге мы получаем стоимость материального ущерба, которая всегда меньше стоимости восстановительного ремонта. А именно материальный ущерб обязана возместить СК».

По словам экспертов, чтобы обезопасить себя от проделок страховых, в первую очередь необходимо тщательно выбирать компанию. «Главный совет — тщательно выбирайте СК, — отметил Александр Мельничук. — Только на надежного страховщика можно переложить свои риски и быть уверенным в том, что он выполнит свои обязательства и вам не придется в срочном порядке искать деньги для ремонта своего или чужого авто». При выборе компании необходимо ориентироваться на ее репутацию, финансовое положение и опыт.

Также не следует гнаться за компаниями, страховые полисы которых дешевле остальных, — чаще всего так делают ненадежные компании.

И напоследок – обязательно перед подписанием договора страхования внимательно его изучить.

«При оформлении страховки обязательно ознакомьтесь со всеми пунктами договора. Если вы с чем-то не согласны, предлагайте сразу вносить изменения, исправлять опечатки или ошибки», — говорит Бобровный.

«В большинстве случаев действия СК направлены на то, чтобы под любым предлогом не выплатить страховку или выплатить ее не полностью. Чаще всего пользуются юридической неграмотностью людей и классическим способом перевода стрелок», — добавил эксперт.

Напомним, ранее сообщалось, что страховщики «блокируют» украинцам выезд за границу из-за их возраста.

​Выплата страховки при ДТП в Украине

Наличие страховки на авто КАСКО или ОСАГО – обязательное условие возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Но даже если этот полис приобретен, не стоит расслабляться за рулем своего автомобиля, так как сам по себе факт участия в ДТП – это неприятность, которая требует потратить на получение выплат определенную часть времени, нервов и, к сожалению, средств. Получить страховые выплаты в некоторых случаях не так просто, как кажется на первый взгляд.

Процедура выплат по ДТП в Украине

Если не получилось избежать ДТП, необходимо знать, как заставить страховую компанию (СК) быстрее выплатить страховую компенсацию.

В соответствии с законодательными требованиями Украины, выплата по страховке должна быть произведена на протяжении 30 дней после подачи требуемых документов в СК.

До этого времени на протяжении двух-трех месяцев пострадавшая сторона должна ждать, когда будет вынесено решение суда. Есть страховые компании в Украине, средний срок выплат у которых составляет от 10 до 15 дней, прошедших после подачи всех документов. Они имеют возможность произвести расчет со страхователем даже если дело еще не рассмотрено в суде. Для этого достаточно иметь только справку, выданную госавтоинспекцией. При размере ущерба более 5 тысяч гривен страховая компания потребует предоставить ей расширенную справку ГАИ.

С 2016 года максимальная страховая выплата за ущерб, нанесенный имуществу, составляет 100 тыс. гривен. Максимальные выплаты по ущербу для здоровья и жизни – 200 тыс. гривен, выплачиваемых одному пострадавшему.

Можно ускорить выплату, но в таком случае пострадавшая сторона должна будет вступить в процесс выяснения отношений со страховой компанией и виновником ДТП.

Что делать в этом случае? Нужно подать в СК заявление о наступлении страхового случая. Сторона, пострадавшая в результате аварии, должна участвовать в осмотре своей машины и во время оценки причиненных убытков. Эту процедуру проводит представитель страхователя.

Как ускорить получение возмещения?

Реальным способом ускорения получения выплат, которые предусматривает страховка, является выполнение ряда последовательных шагов. Необходимо выполнить следующие действия:

  1. Пострадавшей стороне необходимо обратиться в ГАИ, чтобы узнать, в каком суде будет рассматриваться дело, и на когда оно назначено (дата и время).
  2. Обратиться в указанное учреждение суда, подать ходатайство на имя судьи. Необходимо попросить ускорить рассмотрение судебного дела.
  3. После проведения заседания суда взять копию его постановления.
  4. В этот же день необходимо передать их в страховую компанию.

Основную роль в решении вопроса получения выплат играет не тот, кто претендует на получение денег, а тот, кто приобрел страховку. Важно знать, что если у виновника аварии полис СК, имеющей низкий уровень возмещений клиентам, пострадавшей стороне придется долго ждать и бороться за свое возмещение. Часто такая страховая вообще его не выплачивает.

Если случаются такие ситуации, может помочь обращение в суд. Нужно подать иск на возмещение убытков, нанесенных виновником ДТП. В этом случае на быстрое решение рассчитывать не приходится, сроки выплат затянутся. Когда будет выплачена заявленная сумма ущерба, зависит от того, когда суд примет дело на рассмотрение.

На практике Украина законодательно не предоставляет страхователю надежной защиты его имущественного интереса. В реальных ситуациях его права имеют прямую зависимость от того, какие решения будут приняты третьими лицами:

  • потерпевшей стороной – ее отказом от права по полису;
  • страховщиком, согласовывающим, сколько будет возмещено средств;

В этом случае ограничения по срокам для обращения в страховую компанию за выплатами отсутствуют.

Судебная практика показывает, что страхователи в связи с отсутствием однозначного законодательного способа, позволяющего защитить свои имущественные интересы, применяют для правового обоснования исковых требований различные варианты:

  • закон об ОСАГО;
  • регресса;
  • взыскание убытков.

Множественные случаи свидетельствуют о том, что суды в Украине (в частности города Киев), отказываются удовлетворять иски, поданные виновниками к страховщикам. Но в любом случае за свои права бороться стоит. В качестве доводов при отказе судами указывается, что:

  • закон от ОСАГО не предусматривает, что страхователь имеет право после того, как он выплатил страховое возмещение, подавать регрессный иск в отношении страховщика. Такое определение вынесено ВССУ 04.07.12, №6-42501св11;
  • закон об ОСАГО гласит о том, что страховщик компенсирует затраты страхователя, при этом страхователь направляет к истцу иск, которым требует возместить нанесенный ущерб, вследствие нарушения обязательств ущерба, а истец не опровергает факт отсутствия причинно-следственной связи по ненадлежащему исполнению ответчиком обязательств и нанесением истцу ущерба. Об этом свидетельствует постановление Высшего Хозяйственного Суда Украины от 20.08.12 № 27/39;
  • страхователь не согласовал со страховщиком (вопреки требованию закона от ОСАГО) возмещение ущерба – постановление ВХСУ от 05.10.10 № 33/573/10/371-09, определение ВССУ от 10.12.14 №6-9607св14).

Документы для получения выплат

В случае наступления ДТП для оформления выплат нужно собрать определенные документы. Кроме заявления о состоявшемся ДТП необходимо собрать ксерокопии:

  • паспорта, ИНН;
  • свидетельства о прохождении регистрации авто;
  • удостоверение на право вождения;
  • документ, оформленный на месте ДТП или расширенная справка, которую нужно самолично получить в полиции (если необходима);
  • судебное решение.

Страховка должна быть выплачена на протяжении 90 дней от даты подачи заявления после получения судебного решения (это не заявление-уведомление, которое подается на протяжении пяти трех после совершение ДТП).

Обычно СК платит страховку за аварию по ОСАГО с вычетом НДС. Но получить его можно проведением ремонта на СТО, являющейся плательщиком этого налога. Далее нужно предоставить документы, подтверждающие проведение ремонта, и отремонтированную машину в отдел урегулирования.

Как после ДТП получить деньги от страховой компании

Быстро получить от страховщика выплату в случае ДТП – мечта любого автовладельца. Однако, иногда страховщики согласны возмещать ущерб без всякого суда, а иногда, наоборот, – затягивают выплаты до бесконечности, дожидаясь судебного решения. Рассмотрим эти ситуации.

В тоже время, нужно учитывать, что законодательство Украины активно меняется и гарантированно актуальную информацию можно получить только проконсультровавшись у наших специалистов.

При возмещении ущерба по автоКАСКО, как известно, до суда дело доходит редко. Чтобы осуществить выплаты, для страховой компании достаточно только справки ГАИ, из которой можно будет понять, клиент был пьян или трезв, нарушил или не нарушил Правила дорожного движения, каковы были причины аварии и так далее.

Обычная справка ГАИ подтверждает лишь факт наступления ДТП, в ней указано конкретное лицо, управлявшее автомобилем во время аварии, а также марка и номер автомобиля. В этом документе содержится описание видимых повреждений машины.

Как после ДТП получить деньги от страховой компании

Быстро получить от страховщика выплату в случае ДТП – мечта любого автовладельца. Однако, иногда страховщики согласны возмещать ущерб без всякого суда, а иногда, наоборот, – затягивают выплаты до бесконечности, дожидаясь судебного решения. Рассмотрим эти ситуации.

В тоже время, нужно учитывать, что законодательство Украины активно меняется и гарантированно актуальную информацию можно получить только проконсультровавшись у наших специалистов.

При возмещении ущерба по автоКАСКО, как известно, до суда дело доходит редко. Чтобы осуществить выплаты, для страховой компании достаточно только справки ГАИ, из которой можно будет понять, клиент был пьян или трезв, нарушил или не нарушил Правила дорожного движения, каковы были причины аварии и так далее.

Обычная справка ГАИ подтверждает лишь факт наступления ДТП, в ней указано конкретное лицо, управлявшее автомобилем во время аварии, а также марка и номер автомобиля. В этом документе содержится описание видимых повреждений машины.

Расширенная справка ГАИ вдобавок включает в себя информацию о всех участниках аварии (вместе с адресами их проживания), серии и номера их водительских удостоверений, определяет трезвость и вменяемость водителя в момент аварии, содержит данные о нарушителе Правил дорожного движения и конкретном пункте Правил, который им был нарушен, а также название суда, в который будут направлены материалы по делу об административном правонарушении.

В случае наступления страхового события по полису автоКАСКО страховщик может затребовать решение суда по факту ДТП только как дополнительный документ при проведении служебного расследования (когда есть подозрение в том, что клиент – мошенник). Не обойтись без суда и в том случае, если стороны не нашли взаимопонимания в вопросах оценки ущерба или размера выплаты. Но большинство выплат (или отказов в них) по КАСКО происходят все же “без суда и следствия”.

Более того, именно по КАСКО многие страховщики переходят на ускоренное урегулирование при повреждении хрупких элементов (стекол, фар, бамперов, спойлеров), и при незначительной сумме убытка (до 2-5% стоимости авто). Больше всего радует то, что регистрировать ДТП и предоставлять справку ГАИ вовсе необязательно.

А вот при возмещении ущерба по “автогражданке” все не так-то просто. Ведь получить выплату имеет право только тот, кто пострадал от зачинщика аварии, вина которого доказана судом. Такой порядок предусмотрен законодательством, это удобно подчас и страховщикам: больше возможностей увильнуть от выплаты или хотя бы затянуть ее.

При этом по ОСАГО процедуры выплаты без привлечения суда индивидуальны у каждой компании. Одни страховщики, не получив решения суда, вообще не платят возмещения (таких, к слову, большинство). Но есть и те, кто устанавливают определенный лимит (до $600-1200), в рамках которого выплату производят по расширенной справке ГАИ – не дожидаясь решения суда. Могут быть установлены и типы ДТП, при которых выплата происходит также по справке ГАИ (наезд на пешехода, столкновение с другим авто и повреждение при этом только транспортного средства и так далее).

Так что, прежде чем покупать ОСАГО, нужно поинтересоваться у страховщика, а как он обычно проводит урегулирование убытков? Если в компании принято ждать решения суда, то иногда это может быть просто невыгодно страхователю, на которого, скорее всего, будет “давить” пострадавшая сторона, требуя денег.

Расширенная справка ГАИ

Если компания согласна произвести выплату потерпевшим по расширенной справке ГАИ, то добиться возмещения ущерба можно в рекордно короткие сроки – 3-5 дней после предоставления всех документов. Для сравнения: решения суда иногда приходится ждать 2-12 месяцев, в зависимости от сложности дела.

Но расширенную справку ГАИ тоже еще нужно получить! Обычно запрос на получение справки подает сама страховая компания. Срок, в течение которого ГАИ обязана отреагировать на полученный запрос, составляет 30 дней, хотя страховщики жалуются, что инспекция часто затягивает выдачу справки, поэтому они вынуждены ее немного “встряхивать”, дабы ускорить процесс.

Получение справки не бесплатное. Если дело касается договора КАСКО, то страховщик обязан перечислить ГАИ 83 грн. Это может сделать и клиент, а в будущем данная сумма должна быть учтена при расчете страхового возмещения и включена в сумму страховой выплаты.

А вот владельцам ОСАГО расширенную справку ГАИ должны выдавать бесплатно. Хотя, к сожалению, это не всегда так. Есть области, где документ, действительно, выдают “за красивые глаза”, но есть и те, где выдают только при наличии оплаты (обычно до 100 грн.).

Процесс урегулирования убытков по “автогражданке” очень сильно зависит от поведения самого страхователя после ДТП. Многие отказы в выплате бывают связаны с нарушением условий страхования и изменением обстановки ДТП после аварии.

При нарушении обстановки ДТП ГАИ или аварийному комиссару бывает непросто восстановить реальную картину происшествия, в итоге дело с выдачей справки и, соответственно, с выплатой может затянуться.

Изменение обстановки аварии грозит и тем, что у страховщика появляется возможность выдвинуть обвинение в попытке страхового мошенничества. В этом случае компания может и вовсе отказать в выплате, а виновнику ДТП придется самому решать свои проблемы с возмещением ущерба пострадавшим.

Поэтому, чтобы ускорить процесс урегулирования убытков, при аварии всегда нужно следовать “памятке” – рекомендациям страховщика, прилагающимся к основному договору.

Как правило, суть инструкции сводится к следующему: при наступлении страхового случая необходимо сразу же вызвать ГАИ и аварийного комиссара своей компании, записать контакты второй стороны и, желательно, очевидцев, не перемещать предметы в зоне аварии, дожидаться приезда инспектора и оформления документов на месте.

Кроме того, авто нельзя ремонтировать, пока страховщик не выдал свое экспертное заключение, так как потом могут возникнуть споры относительно заявленных повреждений, которые нужно видеть, фотографировать, оценивать.

В случае, если страхователь не согласен с выводом страховщика относительно размера ущерба, можно привлечь независимого эксперта. Конечно, это выльется в дополнительные 100–300 грн. (в зависимости от масштабов аварии).

Однако если дело все же дошло до разбирательства, и компания отказывается идти навстречу, клиент в силах хотя бы не допустить затягивания судебного процесса.

Быстрый расчет. Что делать в случае ДТП, чтобы обойтись без суда?

1. При аварии выполнить все требования страховщика (сообщить о страховом случае, вызвать ГАИ).

2. Заполнить заявление о наступлении страхового события.

3. Предоставить поврежденный автомобиль для осмотра представителем страховой компании (при необходимости – привлечь независимую экспертизу).

4. Получить расширенную справку ГАИ, на которой обязательно должны быть печать компетентного органа, а также должность, фамилия, инициалы и подпись человека, который ее выдал (по КАСКО она стоит 83 грн., по ОСАГО – бесплатная).

5. Предоставить страховщику все необходимые для выплаты страхового возмещения документы, которые указаны в договоре страхования:

заявление о наступлении страхового события и выплате страхового возмещения;
копию договора страхования;
копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
копию водительского удостоверения водителя, который управлял транспортным средством во время наступления страхового события;
копию паспорта страхователя–физического лица;
копию справки о присвоении идентификационного номера страхователя–физического лица;
копию документов, которые свидетельствуют о праве водителя управлять транспортным средством страхователя (если за рулем был не собственник);
документы ремонтных предприятий (наряд-заказ, калькуляции, счета), где будет производиться восстановительный ремонт транспортного средства, с перечислением восстановительных работ и их стоимости, а также стоимости деталей, которые подлежат замене;
– справки ГАИ (первичную и расширенную).

6. Получить возмещение.

Если страховая компания отказывается платить деньги.

Пожалуй, вечный вопрос очень многих клиентов страховых компаний – “как выбить деньги в страховой?”

Мы решили систематизировать способы “выбивания” денег в СК, чтобы сразу ответить на множество вопросов. Можно выделить 5 основных способов, как заставить страховую компанию заплатить возмещение. Однако необходимо помнить, что для любого разбирательства со страховщиком нужно документировать все взаимоотношения.

Итак, рассмотрим 4 способа выбить деньги из СК по степени их сложности и затратности:

Вариант 1: письменная претензия.

Этот вариант хорош в случае, когда страховая компания затягивает выплату. Обращаем внимание на то, что для написания претензии клиентом должны быть поданы все документы в страховую. После этого у страховой компании есть определенный срок, отведенный на принятие решения (это вообще страховой случай или нет) и саму выплату. Поэтому кричать раньше времени, что страховая компания Вас жестоко обманывает, нельзя. Это будет некорректно. Если же по прошествии 2-3 недель Вы видите, что никаких движений со стороны страховой компании нет, имеет смысл действительно написать претензию.

Еще раз акцентируем внимание, что подобную претензию надо подать в письменном виде, обязательно зафиксировать дату передачи претензии. Само письмо должно содержать суть претензии, а также описание ситуации, которая сложилась (задержка, необоснованный отказ, др.). С одной стороны у компании есть 30 дней на ответ, с другой – это эффективный способ заставить их “шевелиться”, если Ваше дело где-то залежалось. В случае глубокого молчания со стороны страховой компании можно переходить к другим способам.

Вариант 2: заявление в Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг.

Госфинуслуг – главный государственный орган, контролирующий деятельность страховых компаний. Собственно эта организация может влиять на выдачу и изъятие лицензий у страховых компаний. Поэтому ссориться с этой организацией страховщики не любят. Однако мы бы не советовал писать туда письма без серьезной на то надобности. Они и так перегружены подобными обращениями. К тому же, на каждое обращение Госфинуслуг должна в течение 15 дней отреагировать и опять же пойти с проверкой в СК. Так что стоит прибегать к их услугам только тогда, когда уже ничего не помогает. Для этого у вас должны быть веские аргументы и доказательства вашей правоты. Учитывайте также то, что если после проверки страховой компании Госфинуслуг нарушения не будут выявлены, то при последующем судебном разбирательстве страховая может этим прикрываться. Не забывайте и то, что в Госфинуслуг тоже работают люди, имеющие свои “слабости”.

Вариант 3: обращение в МТСБУ.

МТСБУ – является объединением страховых компаний, которое следит за реализацией обязательных видов страхования, в частности в сфере их внимания – обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев (автогражданка). Вы можете обращаться в МТСБУ, если не можете получить выплату в страховой компании, как потерпевший. В ряде случаев Вам нужно будет обращаться именно в МТСБУ, а не в страховую компанию для получения выплаты.

Ситуация первая – когда страховая компания, куда вы обратились как пострадавшая сторона, не платит денег, или затягивает процесс, или сумма выплаты по вашему мнению занижена. В данном случае вы обращаетесь в МТСБУ для содействия, в качестве судьи. Однако учитывая загруженность данной организации, а также физическое нахождение только в Киеве это может оказаться малоэффективным.

Ситуация вторая – когда вы должны обращаться в МТСБУ для получения выплаты (например, если вас ударил афганец или инвалид 1-й группы). К слову, вы можете обращаться в МТСБУ как пострадавший даже если виновник не приобрел полис автогражданки, но такой полис есть у вас. Процедура получения выплаты такая же как в страховой компании. Однако по ряду причин получить выплату не так легко и не так быстро.

Вариант 4: обращение в суд.

Наиболее (как правило) длительный и сложный процесс, поскольку связан с расходами на юриста (адвоката), возможные экспертизы и прочее. Срок решения вопроса может колебаться до нескольких лет. Все зависит от ситуации, вашей правоты и желания страховой потянуть процесс. Помимо этого не стоит забывать, что страховая компания (если очень заинтересована в решении вопроса в свою пользу) обладает большими возможностями (как финансовыми, так и человеческими), нежели клиент. Поэтому начиная судебное разбирательство нужно трезво оценивать свои возможности и целесообразность такого способа решения проблемы.

В любом случае, если все остальное не помогает судиться стоит. Есть много случаев, когда клиент выигрывает суд и наказывает нерадивую страховую компанию. Однако надо запастись терпением, деньгами и желанием победить. Не забывайте также, что многое зависит от хорошего юриста.

Независимо от способа, к которому вы прибегнете, стоит помнить главное – любые взаимоотношения со страховой компанией необходимо оформлять документально. Это не только помогает в процессе получения выплаты, но и может стать единственным способом вообще выбить деньги из страховой компании. Нередко бывают случаи, когда сотрудники страховой компании теряют документы или же намеренно их уничтожают. Без подтверждения того, что клиент предоставлял такие документы и фиксации даты передачи, доказать что-то будет сложно.

Поэтому фиксируйте даты и факт передачи документов, необходимых для выплаты, делайте себе копию акта осмотра автомобиля, когда приезжаете в страховую компанию с автомобилем. Это может тоже понадобится в ряде случаев. Обязательно иметь копию заявления о событии и заявления на выплату возмещения. Последнее заявление, как правило, последний документ, подаваемый клиентом. С даты подачи этого заявления начинается отсчет времени, отведенного для выплаты денег. Когда срок заканчивается, можно писать претензию или воспользоваться одним из описанных выше способов.

Есть еще и пятыйспособ, который иногда хорошо влияет на сознательность страховой компании – это публичная огласка конфликта. Сделать это можно различными путями:

статья в журнале/газете (желательно с большим тиражем)
передача на ТВ (затратное дело, но также возымеет большой эффект)
статья на различных веб-форумах, посвященных подобной тематике (большая аудитория, быстрое распространение информации)
негативный отзыв (с детализацией) на сайте компании и прочих сайтах страховой тематики, где можно оставлять отзыв.

Главное, чтобы информация была подана правильно, последовательно и правдиво. Проблемы у всех одни, поэтому люди с удовольствием вас поддержат. Обратите также внимание на то, что иногда полезно написать претензию (заявление) непосредственному руководителю департамента/отдела/управления, если проблема заключается в исполнителях.

Если вы запутались, не можете найти выходи из сложившейся ситуации или просто не в состоянии бодаться со страховой компанией, обращайтесь к нам за помощью. Мы с удовольствием поможем вам защитить свои права.

Дата актуализации статьи – 2012г.

Если статья была Вам полезна, Вы можете поделиться ею:

Ремонт по страховке

Произошло ДТП. Что делать?

Очень многие автомобилисты заглядывают в свои страховые полисы только после дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Прежде чем ответить на главный вопрос, написанный выше, давайте проясним некоторые слова. Полис гражданской ответственности — если вы в кого-то въехали, то автомобиль, в который вы въехали, ремонтируют за счет страховой компании, за вычетом франшизы, а вы платите только за ремонт собственного авто и франшизу.

Франшиза — это тот процент от суммы страховки, который оплачиваете вы, а не страховая компания. Стандартная франшиза по обязательному страхованию гражданской ответственности — 2% (от лимита ответственности по имуществу третьих лиц 25500 грн.), что составляет 510 грн. Вы не заметили 600-го Мерседеса на светофоре и въехали в его багажник на сумму 13000 грн. Полис покрывает сумму ущерба 25000 грн. Франшиза составляет 2% (510 грн). За ремонт страховая компания выплачивает 12490 грн., вы соответственно 510 грн. При въезде в Мерседес на 80000 грн, страховая компания оплачивает 24490 грн., а остальное — вы. Так что постарайтесь не сталкиваться с автомобилями.

Полис КАСКО — если въехали в вас, или вы въехали в кого-то, ремонт вашей машины осуществляется за деньги страховой компании за вычетом франшизы. Полис КАСКО не компенсирует полиса гражданской ответственности. Наша хорошая знакомая купила КАСКО за 9000 грн. с нулевой франшизой, а полис гражданской ответственности видимо агент просто забыла предложить. При въезде в багажник Тойоты у машины знакомой треснула левая фара, и помялся бампер. Стоимость ремонта ее собственного авто составила 4850 грн. Это оплатила страховая компания. Стоимость ремонта багажника Тойоты составила 27000 грн. Сумма полиса гражданской ответственности составляла менее 4% по отношению к КАСКО.

Саll-центр – круглосуточно работающий центр с многоканальным телефоном и специалистами, которые должны помогать решать ваши проблемы по страхованию.

Регресс – после выплаты страховки, если в ДТП виновны не вы, страховая компания в свою очередь выставляет иск виновнику ДТП и взыскивает с него деньги.

Кратко обрисуем ситуацию возможного ДТП.

Когда это происходит в первый, а иногда и не в первый раз, человек, находится в лёгком шоке. А не дай бог, если он еще и виноват. Въехал в невменяемого, который прессует и кричит, что сейчас его, козла такого будут убивать. Что он или она такая растеряная, попала на деньги. В такой ситуации трудно не растеряться.

Что не нужно делать?

  • Не перемещать транспортное средство и предметы, которые имеют отношение к ДТП. Не соглашаться отъехать к обочине и там урегулировать отношения (мотивируя тем, что автомобиль застрахован).
  • Не соглашаться на предложение возмещения ущерба виновником ДТП, без оформления ДТП и проведения экспертизы повреждений. Даже если человек кричит, что у него знакомые ребята на СТО, и они за полдня все сделают. А если они сделают не очень хорошо? И куда потом жаловаться.
  • Не признавать свою вину на месте (это определит экспертиза и суд).
  • Не давать любые письменные обязательства, не путать с объяснениями. Женщина въехала в трактор коммунального хозяйства на крайней левой полосе и инспектор, поскольку на тракторе была только небольшая царапина, и тракторист спешил, «подсуетил» расписку о том, что она к трактору претензий не имеет. О том, что трактору в крайней левой полосе, где до ближайшего поворота еще 1,5 км вообще делать нечего, не помнилось. В результате страховая компания отказалась платить страховку, из-за невозможности взыскать регресс с коммунального хозяйства. Теперь переходим к ответу на вопрос.

Первое, что необходимо делать, это включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Вызвать скорую помощь, если есть пострадавшие. Если есть камера на мобильном не лишнее будет пару раз сфотографировать место происшествия и вторую машину, которая участвовала в ДТП. А то вдруг, ее водитель «вспомнит», что-то важное и срочно уедет на пять минут. А вы номер как-то не запомнили.

Вторым действием, которое вы должны сделать, это позвонить в ГАИ. Набираете на своем мобильном 02 и сообщаете приблизительный адрес ДТП и дежурный дает вам номер ГАИ нужного района.

Третье, записать адреса и фамилии очевидцев и участников ДТП. Только показания бабушки, торгующей семечками на обочине, убедят инспектора ГАИ в том, что запорожец вынесло на встречную и развернуло к вам задним бампером, а не вы нагло протаранили мирно тормозящий раритет отечественного автостроения.

Четвёртое действие, позвонить по круглосуточной горячей линии вашей страховой компании. Вас соединят с аварийным комиссаром. Когда вы страхуете свою машину, то страховая компания выдаёт вам картонную или пластиковую карточку, на которой записаны телефоны круглосуточного call-центра. Иногда, страховая компания выдаёт еще наклейку с номером этого же центра. Наклейка призвана отпугивать «кидал», которые зарабатывают подставами на дорогах. Связываться со страховой компанией себе дороже (Надо попросить наклейку размером побольше, что бы видно было). Если ДТП произошло в городе и у страховой компании, есть филиал в этом городе, то комиссар, скорее всего, появится. Если это произошло на Одесской трассе в 100 км от Киева, то комиссар не выедет. Он сможет вас только проконсультировать по телефону.

Пятое, уточнить у других участников ДТП факт наличия полиса гражданской ответственности, записать номер, серию, кем и когда выдан.

Шестое, запишите название и адрес подразделения ГАИ, Ф.И.О. и номер значка инспектора прибывшего на место происшествия. Это очень актуально для межгорода. Село Правдюки Харьковской области, не обозначено даже на карте. Как вы потом будете его отыскивать.

Седьмое, если есть необходимость ( записано в договоре страхования, или второй участник ДТП старательно дышит в сторону) настаивайте на проведении медицинского осмотра на наличии алкоголя, наркотиков. Телефон ближайшего медицинского учреждения можно узнать у инспектора или у комиссара. И не надо без записи врача сразу снимать стресс коньяком из багажника.

Сотрудники ГАИ обязаны составить протокол осмотра места ДТП. Схему ДТП, которая должна быть сделана с вашим участием ( особое внимание обратите на составление этого документа, а то ваша машина может оказаться на пару метров левее от правого края дороги как раз на встречной полосе). После этого сотрудники ГАИ обязаны выдать первичную справку на печатном бланке про факт повреждения автомобиля в результате ДТП. После этого можно ехать по своим делам. Если автомобиль не может двигаться своим ходом, необходимо вызвать эвакуатор.

Но это еще далеко не все. Это только начало вашего пути. Приехав, домой, внимательно перечитайте страховой полис. Там написано, что вы в течение 2-3 дней после наступления ДТП должны известить об этом событии страховую компанию. Вызов и приезд комиссара, не является извещением страховой компании. Извещением является написанное и зарегистрированное заявление с копией первичной справки из ГАИ.

И помните, страховые компании созданы для того, что бы зарабатывать деньги, а не раздавать их. Поэтому, если можно не платить деньги, то их платить не будут. Читай внимательно договор. Имея на руках заявление и копию первичной справки, страховая компания делает запрос в ГАИ для получения вторичной справки. В страховых компаниях работают люди и стажёры. Хорошие и не очень, и совсем никакие. На лбу ведь не написано. Может и не отправить запрос в ГАИ, а вы будете скромно ожидать. ГАИ может согласно закону выдать развёрнутую справку через месяц. Вот согласно закону ГАИ и выдаёт справку в последний день. Их тоже можно понять. Тут ДТП каждый день (до 200 машин каждые сутки только по Киеву), а вы с бумажками пристаёте. Если деньги нужны быстрее, то желательно подъехать в ГАИ и ускорить получение справки. В меру сил и умения договариваться. Страховая компания это делать, к сожалению, не может: много ДТП за всеми не уследишь. По статистике 25-27 машин на сто застрахованных попадает в ДТП. Во-вторых, ГАИ свою справку может отправить в страховую компанию, только по почте или выдать владельцу автомобиля на руки. Но с другой стороны, если запчасти все равно будут через месяц, можно и подождать.

Как только вы подали заявление, страховая компания за свой счёт нанимает независимого эксперта. В присутствии Вас и второго участника ДТП он проводит экспертизу и оценивает ущерб. Если эксперта пригласила противоположная сторона, и вы видите, что сумма страхового ущерба явно занижена, то можно нанять своего собственного эксперта правда при этом придётся оплачивать экспертизу самостоятельно это от 300 до 500 грн. в среднем. Имея на руках заявление, вторичную справку от ГАИ и заключение экспертизы страховая компания может выплачивать возмещение по КАСКО. Вы приносите счёт от СТО. Страховая компания перечисляет на счёт СТО деньги, либо выдаёт наличными на руки. Иногда страховая компания не выплачивает деньги и ждёт решения суда. Как правило по полису гражданской ответственности, пока не определят кто виновен в суде, страховая ждёт с выплатой. В этой ситуации проще отремонтировать за свои деньги на СТО, после проведения экспертизы. Страховая, потом оплатит согласно счета за вычетом франшизы. И помните, страховая компания сталкивается с мошенничеством, приходится содержать службу безопасности, юристов, которые подают в суд на мошенников. Это увеличивает процент страхования.

Т. е. мошенники понемногу по 0,5% , но тянут у нас из кармана. Из-за этого комиссару приходится изначально всех подозревать в этом неблаговидном деле. Все правильно, но в первый раз это как-то напрягает. Но с другой стороны страховой сервис у нас серьёзно подрос. Он еще не достиг конечно уровня Европы, ну так и Интернет у нас не сразу появился.

У виновников ДТП появился законный шанс избежать выплат потерпевшим за свой счет

Украинские водители, ставшие виновниками ДТП, получили возможность избежать регрессных исков от страховщиков при нарушении сроков извещения об убытке по полису «автогражданки». (Речь идет о случаях, когда страховые компании, компенсировав ущерб потерпевшим, предъявляют финансовые претензии своим клиентам — виновникам ДТП.) Это стало возможным благодаря недавнему постановлению Верховного суда Украины (ВСУ). «ФАКТЫ» попросили страхового консультанта Леонида Кипермана рассказать о новшествах, связанных со страхованием автомобилей.

— О каком именно нарушении правил обязательного страхования идет речь в постановлении Верховного суда Украины?

— Напомню, что Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» обязывает владельца полиса «автогражданки» в течение трех рабочих дней после ДТП с участием застрахованного автомобиля сообщить своей страховой компании об аварии, в ходе которой нанесен ущерб третьим лицам. В противном случае страховщик имеет право после выплаты возмещения потерпевшему взыскать в порядке регресса (обратного требования) полную сумму компенсации со своего клиента — виновника ДТП. Единственное исключение — если виновник ДТП документально подтвердил, что он не имел возможности своевременно известить страховщика, например, из-за того, что сам пострадал в той же аварии и находился в больнице.

Многолетний опыт страховщиков ОСАГО («автогражданки») говорит о том, что среди всех указанных в этом законе разновидностей регрессных сумм, получаемых со своих клиентов — виновников ДТП, доля средств, которые взыскиваются из-за несвоевременного уведомления об аварии, наибольшая.

Недавнее постановление Верховного суда Украины может существенно усложнить жизнь страховщикам. Постановление ВСУ было принято в связи с обращением одной из украинских страховых компаний, которая не сумела в судах трех инстанций (включая кассационную) добиться выплаты по регрессному иску, хотя не получила письменного сообщения о ДТП от своего клиента — виновника аварии.

Верховный суд постановил: если факт наступления страхового случая зафиксирован правоохранительными органами, виновник ДТП привлечен к административной ответственности, а страховщик выплатил страховое возмещение, то сам по себе факт несообщения о ДТП не может быть основанием для взыскания с виновника выплаченной суммы возмещения в порядке регресса.

Юридическая аргументация этого решения ВСУ практически полностью переписана из другого постановления. Причем оба документа игнорируют тот факт, что закон, регулирующий отношения по ОСАГО, имеет преимущество перед прочими нормами законодательства (в частности, Гражданским кодексом Украины), о чем, кстати, четко сказано еще в одном постановлении Верховного суда, принятом в тот же день, 22 марта 2017 года, по другому актуальному вопросу «автогражданки».

— Фактически Верховный суд поощрил водителей игнорировать требование закона. Собираются ли страховщики как-то реагировать?

— Из второго постановления ВСУ можно сделать следующий вывод: если какая-то норма, связанная с «автогражданкой», прямо регулируется законом, то все прочие нормы гражданского и хозяйственного законодательства использоваться не должны. То есть страховщик ОСАГО после проведения выплаты потерпевшему в ДТП имеет право обратиться с регрессным иском к виновнику аварии при несвоевременном получении от него сообщения о ДТП в письменной форме. Главное — не забывать ссылаться на соответствующие статьи Гражданского кодекса и закона об ОСАГО. Тогда свою позицию можно отстоять во всех судах — до Верховного включительно.

— Насколько часто автомобилисты не информируют свою страховую компанию о ДТП?

— В среднем в 2—4 процентах случаев возмещения ущерба по «автогражданке». Конечно, здесь не учтены ДТП с участием водителей, которые, лишь бы уклониться от штрафов полиции, приобретают недействительные полисы компаний, ушедших с рынка ОСАГО.

Большинство автомобилистов знают о возможности регрессного иска и вовремя сообщают страховщикам об аварии — изначально, как правило, по телефону с использованием горячих линий. А операторы кол-центров напоминают клиентам о необходимости подачи письменного извещения о ДТП.

— На наших дорогах появилось огромное количество автомобилей с иностранными номерами. Нередко такие машины, на которых ездят наши соотечественники, попадают в ДТП. Страхуют ли украинские компании транспортные средства с иностранной регистрацией?

— Закон об ОСАГО дает полную возможность владельцу машины с иностранными номерами застраховать свою гражданскую ответственность на фактический период нахождения авто на территории Украины.

— Высоки ли шансы получить компенсацию за ущерб, причиненный машиной с зарубежными номерами?

— Если автомобиль с иностранной регистрацией фактически эксплуатируется на территории Украины и на него оформлен полис «автогражданки», то при ДТП по вине водителя этого транспортного средства страховщик по полису ОСАГО обязан выплатить возмещение потерпевшему на общих основаниях.

Если же виновник аварии — водитель автомобиля с иностранной регистрацией — оказался без страховки, то потерпевшие вправе рассчитывать на компенсацию от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Однако МТСБУ проведет выплату только в случае, если на дату аварии в отношении машины потерпевшего действовал свой полис ОСАГО.

— В Украине уже полгода работает система прямого урегулирования убытков (ПУУ) по «автогражданке». Владельцы полисов компаний, поддерживающих эту услугу, могут обратиться за возмещением убытков к своему страховщику. Компания компенсирует ущерб своему клиенту, а затем самостоятельно разбирается со страховщиком виновника ДТП. Часто ли наши водители пользуются этой возможностью?

— По данным МТСБУ, с 1 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года возмещения на условиях прямого урегулирования получили примерно 15 процентов потерпевших, выплачено 28 миллионов 930 тысяч гривен.

Клиенты уже успели оценить преимущества новой системы. Страховщики, которые участвуют в системе прямого урегулирования, выплачивают компенсации быстрее. В целом средний срок возмещения убытков по ДТП, произошедшим после 1 декабря 2016 года, составляет 47 дней, а по системе прямого урегулирования — около 35 дней.

Страховая компания понимает, что, выплачивая возмещение своему клиенту, она устанавливает с ним долгосрочные отношения. Поэтому старается производить выплаты быстро и справедливо.

— Сколько страховых компаний уже присоединились к новой системе?

— Сейчас участниками добровольной системы прямого урегулирования являются всего 18 страховых компаний. Еще две вскоре могут присоединиться к проекту. В целом они охватывают около 55 процентов рынка ОСАГО в Украине.

— Знаю, что такая система давно и успешно действует за рубежом. Украинские клиенты ее тоже оценили по достоинству. Почему же многие страховщики не спешат присоединиться к ней и она «пробуксовывает»?

— Многих страховщиков сдерживают жесткие требования к платежной дисциплине членов пула. Все его участники перечисляют средства в гарантийный фонд, из которого впоследствии происходят взаиморасчеты между компаниями. Процедуры проводятся автоматически, а за пополнением фонда следит МТСБУ. Если страховая компания нарушает платежную дисциплину, то сумма необходимого взноса увеличивается вдвое. При повторном нарушении рассматривается вопрос об исключении компании из системы.

Страховщики, сроки выплат которых по полисам ОСАГО значительно больше, чем у участников системы прямого урегулирования, не стремятся примкнуть к ней, чтобы не ухудшить свой рейтинг.

Думаю, конкуренция на рынке «автогражданки» постепенно усилит желание страховых компаний присоединиться к системе ПУУ.

— При введении механизма прямого урегулирования убытков руководство МТСБУ утверждало, что система не повлияет на стоимость полиса ОСАГО. Однако появилась информация, что за новый сервис приходится дополнительно платить до 300 гривен. Возможно, удорожание полиса тоже отрицательно влияет на популяризацию системы?

— Никакого удорожания полисов ОСАГО в связи с введением механизма ПУУ не произошло. Но некоторые компании вывели на рынок договоры добровольного страхования наземных транспортных средств (КАСКО) с наименованиями, похожими на термин «Прямое урегулирование». Страховой платеж по ним и составляет упомянутые 300 гривен (или около того).

Популярное:

  • Где застраховать машину без страхования жизни в ульяновске Где купить страховку ОСАГО в Ульяновске Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО позволяет компенсировать ответственность виновники ДТП […]
  • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
  • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
  • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
  • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]