Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

2 — 3. Утратили силу.

Комментарий к статье 201 Уголовного Кодекса РФ

1. Это преступление посягает на нормальную деятельность и интересы службы в коммерческих и иных организациях, а также на права и законные интересы граждан или организаций, общества или государства.

2. Коммерческими организациями согласно гражданскому законодательству (ст. 50 ГК РФ), признаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Помимо хозяйственных товариществ и обществ к коммерческим организациям относятся производственные кооперативы, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3. Иные организации — это некоммерческие организации, не имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, религиозных и общественных объединений (политические партии, профессиональные союзы и т.д.), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законами.

4. Общественно опасное посягательство совершается путем как действия (совершаемого в пределах своих полномочий), так и бездействия (когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению), выражающихся в использовании виновным управленческих полномочий вопреки законным интересам организации.

5. Полномочия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом и не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением.

6. Положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко — как совершение деяния вопреки определенным в законе и в учредительных документах задачам деятельности организации.

7. Анализируемое преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда в результате злоупотребления полномочиями, который по своему содержанию может быть как имущественным (материальным), так и любым другим (моральным, физическим, организационным).

8. Ответственность может быть возложена только на лицо, достигшее 16 лет и осуществляющее управленческие функции (постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности), возложенные на него в установленном порядке, в коммерческой (независимо от форм собственности) либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

9. К организационно-распорядительным следует относить функции по управлению трудовым коллективом (руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д.), а к административно-хозяйственным — полномочия по управлению и распоряжению имуществом (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.) (см. п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации могут осуществляться единоличным исполнительным органом (например, директором), советом директоров или иным коллегиальным исполнительным органом (например, правлением или дирекцией). Как правило, подобные лица наделены и организационно-распорядительными, и административно-хозяйственными полномочиями.

10. Постоянным выполнением функций считается их осуществление бессрочно, т.е. без установления срока, или в пределах срока полномочий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Под временным выполнением функций следует понимать осуществление их в пределах установленного, обычно — кратковременного, срока или без установления такого срока, но при эпизодическом поручении при наличии специальной оговорки о временном исполнении обязанностей. Наделение лица специальными полномочиями заключается в абсолютно четком и конкретном определении его действий, которые должны быть совершены для достижения заранее поставленных целей (заключить договор на определенных условиях и т.д.). Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, может быть признан арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры банкротства и осуществления полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и руководитель временной администрации, назначенной ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

11. Злоупотребление полномочиями — преступление, совершаемое с прямым умыслом; необходима также специальная цель — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам.

12. Понятие тяжких последствий (ч. 2 комментируемой статьи) в законе не раскрывается. К ним, очевидно, можно отнести: крупную аварию, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительному числу потерпевших, потерю значительного количества рабочих мест и др.

13. В примечании 2 предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного преследования. В случае если деянием причинен вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется лишь по заявлению или с согласия организации.

14. Если же существенный вред наносится интересам других организаций, а также гражданам, обществу и государству, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Статья 201. Контрабанда

1. Контрабанда, то есть перемещение товаров через

таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах, а также незаконное пере441

мещение исторических и культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к нему), а равно контрабанда стратегически важных сырьевых

товаров, в отношении которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за пределы

Украины, наказывается лишением свободы на срок от трех до

семи лет с конфискацией предметов контрабанды.

2. Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за

преступление, предусмотренное настоящей статьей, наказываются лишением свободы на срок от пяти до

двенадцати лет с конфискацией предметов контрабанды

и с конфискацией имущества.

Примечание. Контрабанда товаров считается совершенной в крупных размерах, если их стоимость в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

1. Предметы контрабанды могут быть нескольких видов. Первый — это любые товары, т.е. вещи, предметы,

ценности, соответствующие юридическому понятию -товары-, а также те объекты, которые по действующим нормативно-правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. Например, нормативно-правовыми актами может быть установлена необходимость декларирования определенного

вида видео- и аудиокассет, иных носителей информации и

таким образом, что превращает их в возможный предмет

контрабанды. Второй вид — это исторические, культурные ценности, отравляющие, сильнодействующие, радиоактивные или взрывчатые вещества, оружие и боеприпасы (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к нему). Новый предмет контрабанды это стратегически важные сырьевые товары, в отношении

которых законодательством установлены соответствующие

правила вывоза за пределы Украины. Перечень двух последних видов контрабанды является исчерпывающим.

Таможенная граница — это граница таможенной территории Украины, которая совпадает с государственной гра442

ницей, за исключением специальных таможенных зон. Пересечением таможенной границы Украины в соответствии

с таможенным законодательством является совершение

действий по ввозу на таможенную территорию Украины

или вывозу с этой территории товаров, иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспортах и др.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Украины путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, учета товаров, транспортных

средств и др., устного опроса физических и должностных

лиц, осмотра мест, где могут находиться объекты таможенного контроля, а также в других формах, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

2. Объективная сторона заключается в перемещении

товаров через таможенную границу Украины а) помимо

таможенного контроля или б) с сокрытием от таможенного контроля. Например, под сокрытием от таможенного

контроля следует понимать использование для перемещения тайников или других приемов, затрудняющих обнаружение предметов, либо придание одним предметам вида других и др.

Размер перемещаемых товаров, в соответствии с примечанием к данной статье, должен быть крупным, т.е. их

стоимость должна в тысячу раз и более превышать не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Данное преступление считается оконченным в момент

совершения общественно опасных деяний (использование тайника, перемещение вне зоны таможенного контроля и проч.). Наступление вредных последствий не требуется.

3. Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной и прямым умыслом.

4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В части 2 предусмотрена ответственность за квалифицированные виды контрабанды: совершенную по предварительному сговору группой лиц; лицом, ранее судимым

Понятие -Совершение преступления по предварительному сговору группой лиц— см. комметарий к ст. 28.

Ч)щ второго квалифицирующего признака необходимо

уст^йовить, что лицо, которое совершило контрабандные

дея**ия, ранее было судимым за контрабанду, предусмотлюбой частью данной статьи и его судимость не

202. Нарушение порядка занятия

хозяйственной и банковской

. Осуществление без государственной регистрации,

субъекта предпринимательской деятельности, дея___, содержащей признаки предпринимательской

И «^длежащей лицензированию, или осуществление без

по^учения лицензии видов хозяйственной деятельности,

П°^лежащих лицензированию в соответствии с законо^ельством, либо осуществление таких видов хозяйствеь

«вой деятельности с нарушением условии лицензирова^ия, если это было связано с получением дохода в

-иных размерах, Заказывается штрафом от ста до двухсот пятидесяти

Облагаемых налогом минимумов доходов граждан или

С**равительными работами на срок до двух лет, или

Г^аничением свободы на тот же срок.

^Нансовых учреждений без государственной регистраЦ1*И или без специального разрешения (лицензии), полуЧе^ие которого предусмотрено законодательством, или с

Н^рушением условий лицензирования, если это было свя3^о с получением дохода в крупных размерах, наказывается штрафом от двухсот до пятисот не об^гаемых налогом минимумов доходов граждан или ог^йичением свободы на срок до трех лет.

Примечание: Получение дохода в крупном размере име^ Место, если его сумма в тысячу и более раз превышает

Н^ облагаемый налогом минимум доходов граждан.

1. В ст. 42 Конституции Украины закреплено право

гражданина на занятие предпринимательско дея^льностью. Гражданско-правовое законодательство регул*1рует порядок осуществления такой деятельности. Для

занятия такой деятельностью необходимо выполнить ряд

обязательных условий. В связи с этим, объектом данного

преступления является установленный порядок хозяйствования в предпринимательской и банковской деятельности. Законодательство устанавливает такие виды хозяйственной деятельности, которые требуют регистрации или

специального разрешения (лицензии). Нарушение этого

порядка влечет\различные негативные последствия в экономических процессах.

В части I данноистатьи предусмотрена ответственность

за совершение таких деяний при осуществлении предпринимательской деятельности; в части 2 — банковской деятельности.

2. С объективной стороны деяния, предусмотренные в

ч. 1, включают в себя: а) бездействие, состоящее в неисполнении возложенных законом обязанностей по регистрации или получении специального разрешения (лицензии); б) получение дохода в крупных размерах; в) причинную связь между деянием и его последствиями.

В примечании к этой статье указывается, что получение дохода в крупном размере имеет место, если его сумма в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Деятельность, являющаяся незаконной по своему содержанию, например проституция, или являющаяся запрещенной, не подлежит регистрации или получению специального разрешения (лицензии) так как не признается хозяйственной.

3. Субъективная сторона в данных общественно опасных деяниях выражается в умышленной форме вины.

4. Субъектом может быть любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, на котором в силу осуществления им предпринимательской деятельности лежит обязанность регистрации или получения специального разрешения (лицензии). В каждом конкретном случае осознание

субъектом такой обязанности устанавливается исходя из

осуществляемого им характера такой деятельности.

5. Банковская деятельность, которая выступает как одно из направлений хозяйствования, в то же время имеет

свои особенности. Часть вторая комментируемой статьи

имеет целью охрану стабильности и надежности банковской системы.

6. Объективная сторона данного преступления также

заключается в преступном бездействии, т.е. в невыполнении обязанностей по регистрации или получению специального разрешения. Это имеет место тогда, когда в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами

лицо обязано обратиться в уполномоченный орган с просьбой о регистрации или о выдаче специального разрешения (лицензии) или их возобновлении, но не делает этого

либо заведомо делает невозможным рассмотрение его обращения. В целом, осуществление банковской деятельности с нарушением условий регистрации или лицензирования включает: а) деяния, заключающиеся в нарушении

условий регистрации и лицензирования; б) получение дохода в крупных размерах; в) причинной связи между нарушением условий регистрации или лицензирования и

получением такого дохода. Как сказано в примечании к

данной статье, получение дохода в крупном размере имеет место, если его сумма в тысячу и более раз превышает

не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Такие же условия формулируются и для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, операций небанковских финансовых учреждений и

др., в тех случаях, когда государственная регистрация или

получение специального разрешения (лицензии), соблюдение условий лицензирования и др., необходимо. Поэтому и в этих случаях объективная сторона заключается в

7. Субъективная сторона — умышленная форма вины.

8. Субъектом преступления является любое лицо в силу выполняемых им функций, достигшее 16-летнего возраста, на котором лежит обязанность провести необходимые действия с государственной регистрацией, получением специального разрешения (лицензии) на осуществление

тематический сайт посвященный практическому применению уголовного законодательства Украины

Статья 201 УК Украины контробанда

Статья 201 и комментарий

Статья 201. Контрабанда

1. Контрабанда, то есть перемещение товаров через таможенная граница Украины поза таможенным контролем или с укрывательством от таможенного контроля, совершенное в больших размерах, а также незаконное перемещение исторических и культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружию и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов к ней), специальных технических средств негласного получения информации, а так же контрабанда стратегически важных сырьевых товаров, относительно которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины —

карается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией предметов контрабанды.

2. Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц или лицом, раньше судимым за преступление, предусмотренное этой статьей —

караются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией предметов контрабанды и с конфискацией имущества.

Примечание. Контрабанда товаров считается совершенной в больших размерах, если их стоимость в тысячу и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

1. Основным непосредственным объектом преступления является установленный порядок перемещения соответствующих предметов через таможенную границу Украины, который является необходимым условием нормальной деятельности таможенных органов по взысканию предусмотренных законодательством платежей, осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления предметов. Дополнительным объектом контрабанды могут выступать установленный порядок оборота предметов разрешительной системы и защиты культурного наследия, установленный порядок налогообложения, общественная безопасность, здоровье населения.

2. Все предметы контрабанды делятся на две группы:

1) предметы, которым присущи специальные признаки, дают основания для квалификации их незаконного перемещения через таможенную границу Украины по ст. 201 независимо от размера контрабанды: а) исторические и культурные ценности, б) ядовитые, сильнодействующие, взрывчатые вещества и радиоактивные материалы, в) оружие и боеприпасы (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему), г) стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых законодательством установлен соответствующие правила вывоза за пределы Украины. Их свободное обращение, согласно действующему законодательству, может существенно ограничиваться и для перемещения их через таможенную границу, как правило, требуется специальное разрешение. Специфика предмета преступления в таких ситуациях обусловливает необходимость квалификации по совокупности преступлений (применению, кроме ст. 201, подлежат, в частности, статьи 263, 265, 267, 321);

2) товары, которые свободно вращаются в Украину и незаконное перемещение которых через таможенную границу Украины образует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201, только при наличии указанных в УК специальных признаков — больших размеров и определенного способа перемещения через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля либо вне таможенного контроля).

Контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров следует квалифицировать по ст. 305.

Перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля поддельной национальной валюты Украины, иностранной валюты, государственных ценных бумаг или билетов государственной лотереи, осуществляемое с целью их сбыта на территории Украины или за границей, нужно квалифицировать не как контрабанду, а какприготовление к их сбыта (статьи 14, 199).

О понятии культурных ценностей см. комментарий к ст. 193. Культурные ценности не всегда являются одновременно историческими, поскольку могут иметь не историческое, а художественное, этнографическое или научное значение, но исторические ценности признаются частью культурных ценностей. Вывоз культурных ценностей из Украины осуществляется при наличии специального разрешения (свидетельства), который выдается владельцу культурных ценностей или уполномоченному им лицу в установленном законом порядке. Вывозу из Украины не подлежат: а) культурные ценности, занесенные в Государственный реестр национального культурного достояния, б) культурные ценности, включенные в Национальный архивный фонд, в) культурные ценности, включенные в Музейный фонд Украины. Сувенирные изделия, предметы культурного и бытового назначения серийного и массового производства, на вывоз (временный вывоз) которых разрешение Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей не нужен, не являются культурными ценностями, но их незаконное перемещение через таможенную границу может при наличии всех других признаков преступления расцениваться как контрабанда товаров и тянуть ответственность по ст. 201.

Ядовитые вещества — это яды, токсины (боевые, лекарственные, сельскохозяйственные и другие), которые, попадая внутрь организма человека через органы дыхания, пищеварения или через кожу, способны вызвать смерть человека или психоневрологический расстройство, нарушение дыхания или функции сердечно-сосудистой системы, поражение почек (нефропатия) или печени (гепатопатия) и т.д. Они могут быть минерального (мышьяк, стрихнин, ртуть и сулема, синильная кислота и другие цианиды, пестициды и т.д.), растительного (яд, выделенная из мухомора, бледной поганки и др.), животного (яд и яд, вырабатываемый членистоногими животными) или смешанного или искусственного (химического) происхождения.

Сильнодействующие вещества — это лекарственные, бытовые, промышленные и другие химические вещества, способные своим влиянием на живой организм причинить ему вред. К ним, в частности, отнесены аминазин, бисептол, гросептол, эритромицин, эффералган, камфора, корвалол, нистатин, нитроглицерин, новокаин, сульфадимезин, тетрациклин, фурацилин, некоторые инсулины и витамины, кислота никотиновая, настойки женьшеня и прополиса, раствор йода спиртовой. К сильнодействующим веществам относятся и другие кислоты, щелочи, соли, а также допинг-вещества.

Незаконное перемещение сильнодействующих веществ через таможенную границу Украины должен тянуть уголовную ответственность по ст. 201 только в тех случаях, когда количество указанных веществ значительно превышает размеры, необходимые для лечения конкретного лица. Это является вопросом факта, который должен решаться на основании конкретных материалов дела.

Радиоактивные материалы — это любые материалы, содержащие радионуклиды и для которых удельная активность и суммарная активность груза превышают пределы, установленные нормами, правилами и стандартами по ядерной и радиационной безопасности. Кстати, вступившие радиоактивности вследствие воздействия радиоактивных материалов (пробы почвы, техника, одежда и т.д.), не могут признаваться радиоактивными материалами. Разновидностью радиоактивных материалов являются радиоактивные вещества — вещества природного или искусственного происхождения, содержащие в своем составе радиоактивные изотопы, которые способны к первоначальному излучения (руда урановая или ториевая, уран-233, плутоний-239, америций-242 и т.п.).Оборудование и установки (технические устройства) — источники ионизирующего излучения (оборудование ядерных реакторов, установки для разделения изотопов, системы конверсии и т.д.), а так же вещи, которые приобрели радиоактивности вследствие воздействия радиоактивных материалов (пробы почвы, техника, одежда и т.д.), не будучи радиоактивными веществами, признаются радиоактивными материалами.

О понятии взрывчатых веществ, боеприпасов и оружия см. комментарий к статьям 262 и 410.

Согласно действующему законодательству Украины не признаются оружием: электрошоковые устройства, специальные средства, применяемые правоохранительными органами; специальные средства самообороны и т.д. Но перемещение через таможенную границу патронов к газовых пистолетов и револьверов, заряженных, например, веществами нервно-паралитического действия, при наличии к тому оснований может квалифицироваться по ст. 201 как контрабанда ядовитых или сильнодействующих веществ.

Контрабандный ввоз в Украину биологических боеприпасов с целью распространения эпидемии, эпизоотии, эпифитотии при наличии оснований требует дополнительной квалификации по статьям 14 и 113 как приготовление к диверсии.

По ст. 201 как контрабанда оружия должно квалифицироваться незаконное перемещение через таможенную границу Украины составных частей, деталей и узлов оружия, комплект которых позволяет изготовить пригодное для использования оружие, при условии, что умысел виновного лица был направлен на совершение контрабанды оружия в целом, а не ее частей.

Для решения вопроса о том, является ли предмет культурной ценностью, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатым веществом, радиоактивным материалом, оружием или боеприпасами, необходимым является проведение искусствоведческой, физико-химической, криминалистической или иной экспертизы.

Под товаром следует понимать любое движимое имущество (в т.ч. валютные ценности), электрическую, тепловую и другие виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых исключительно для перевозки пассажиров и товаров через таможенную границу Украины. Это могут быть, в частности, продовольственные или непродовольственные товары, в т.ч. транспортные средства, лекарственные средства (кроме ядовитых, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров) и изделия медицинского назначения, гладкоствольное охотничье оружие (оружие, конструкция которого не позволяет стрелять нарезным пулей) и боеприпасы к ней, печатная продукция, промышленные изделия, в т.ч. такие продукты, которые перемещаются через таможенную границу Украины с использованием трубопроводного транспорта (нефть, природный газ), контрафактные товары (содержащие объектом объекты права интеллектуальной собственности, ввоз которых на таможенную территорию Украины или вывозу с этой территории приводит к нарушению прав собственника).

Не являются предметом контрабанды личные вещи. Это предметы первой необходимости, которые являются собственностью гражданина и предназначенные исключительно для его личного пользования, не является товаром и не предназначенные для отчуждения или передачи другим лицам, соответствующих целям и целям пребывания за границей. Перечень предметов, отнесенных к личным вещам граждан, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В случае, когда зарегистрирован в иностранном государстве автомобиль временно въехал на территорию Украины под обязательство об обратном вывозе, а впоследствии (без изменения права собственности на него) прибыл на таможню с целью оставить таможенную территорию Украины, действия лица, которое выполняло обязательства вязания об обратном вывозе такого автомобиля, нет оснований квалифицировать по ст. 201, даже если она предоставила для таможенного оформления транспортного средства поддельный документ. Если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Украины как товар на основании гражданско-правового договора (например, в случае ввоза автомобилей по железной дороге), статья УК об ответственности за контрабанду может применяться при наличии всех признаков данного состава преступления.

Ввоз в Украину, в т.ч. путем перемещения вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, а также порнографических предметов с целью их сбыта или распространения должно квалифицироваться не по ст. 201, а по статьям 300 или 301.

Ввоз в Украину продукции, содержащей призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности и неприкосновенности Украины, призывы к агрессивной войне или геноцида, при условии доказанности соответствующего умысла может рассматриваться как приготовление к преступлениям, предусмотренным соответственно статьями 109, 110 , 436, 442 УК.

Поскольку в соответствии с Таможенным кодексом Украины от 11 июля 2002, вступившим в силу с 1 января 2004, понятием «товары» охватываются также и валютные ценности, то начиная со указанной даты перемещения через таможенную границу Украины валюты и других валютных ценностей, совершенное в крупных размерах, при наличии всех других признаков состава преступления, должно квалифицироваться по ст. 201.

К стратегически важных сырьевых товаров, относительно которых законодательством установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины, относятся прежде сырьевые товары, на которые распространяется режим лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций. Эти режимы вводятся Украины, в частности, в случае: резкого ухудшения расчетного баланса Украины, если отрицательное сальдо его превышает на соответствующую дату 25 процентов от общей суммы валютных требований Украины; достижения установленного Верховной Радой Украины уровня внешней задолженности; значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке Украины; необходимости обеспечить определенные пропорции между импортным и отечественным сырьем в производстве и т.д.Перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежит квотированию и лицензированию, ежегодно утверждаются Кабинетом Министров Украины. Вместе с тем следует иметь в виду то, что далеко не все товары, экспорт которых в установленном порядке подлежит квотированию и лицензированию или запрещается, есть основания признавать само стратегически важными сырьевыми товарами. К указанным товарам могут относиться товары, разрешение на вывоз которых выдается специально уполномоченным органом (Государственной службы экспортного контроля Украины). Ограничения по вывозу из Украины некоторых сырьевых товаров могут устанавливаться отдельными законами. Так, стратегически важным сырьевым товаром как предметом контрабанды признается лесоматериалы и пиломатериалы ценных и редких пород деревьев, вывоз которых за пределы таможенной территории Украины запрещено законом.

Фактическое перемещение через таможенную границу Украины с нарушением установленного порядка такого перемещения товаров, подлежащих государственному экспортному контролю (в частности, материалов и оборудования к оружию массового поражения, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, военного имущества, принадлежащего к определенным видам сырья, материалов, оборудования или технологий, стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза за пределы Украины), квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 201 и 333.

3. Объективная сторона контрабанды выражается в действиях, которые заключаются в незаконном перемещении соответствующих предметов через таможенную границу Украины.

Под перемещением через таможенную границу следует понимать ввоза на таможенную территорию Украины, вывоз с этой территории или транзит через территорию Украины товаров и других предметов в любой способ, включая использование с этой целью трубопроводного транспорта и линий электропередачи. Предметы контрабанды могут быть перемещены через сухопутный, морской или воздушный границу как вместе с лицами, которые его пересекают, так и отдельно от них, например, в случае отправления предметов в несопровождаемом багаже ​​или почтой.

Обязательным признаком состава преступления является место его совершения — это таможенную границу. Таможенная граница совпадает с государственной границей Украины (о понятии последнего см. комментарий к ст.110), за исключением границ территории специальных таможенных зон. Границы территории специальных таможенных зон являются составной частью таможенной границы Украины.

В статьи 201 такие способы контрабанды, как перемещение через таможенную границу вне таможенного контроля и с сокрытием от таможенного контроля, распространяются только на товары. Перемещение через таможенную границу иных предметов контрабанды, перечисленных в ч. 1 ст. 201, признается контрабандой в случае, когда такое перемещение осуществляется любым незаконным способом.

Перемещение предметов через таможенную границу Украины вне таможенного контроля означает их перемещение: 1) вне места расположения таможенного органа, 2) в расположении таможне, но вне зоны таможенного контроля, 3) вне времени осуществления таможенного оформления (то есть до открытия или после закрытия таможни, которая является временной или работает не круглосуточно) 4) с использованием незаконного освобождения от таможенного контроля путем злоупотребления служебным положением должностными лицами таможенного органа.

Предметы контрабанды могут перемещаться вне таможенного контроля путем обхода мест таможенного контроля или объезда таможенных постов автомобилями, использование специально изготовленных летающих устройств, торпед, специально тренированных животных и т.д.

В случае, если лицо договорилась с должностным лицом таможенного органа о перемещении через таможенную границу определенных предметов за взятку, фактически без предоставления каких-либо документов или иного сокрытия их от таможенного контроля, его действия должны быть квалифицированы как контрабанда — перемещение предметов через таможенную границу с использованием незаконного освобождения от таможенного контроля вследствие злоупотребления служебным положением должностным лицом таможенного органа, а также как дача взятки (ст. 369).

Перемещение предметов через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля — это их перемещения:

1) с использованием тайников (специально, с целью совершения контрабанды, изготовленных или оборудованных тайников в транспортных средствах, оборудовании, таре, предметах одежды и т.п.);

2) с использованием других средств или способов, затрудняющих обнаружение предметов (с сокрытием предметов в организме или на теле человека или животного, в одежде, обуви, головном уборе, в полостях транспортного средства, в багаже, продуктах питания, вещах личного пользования и др.) ;

3) путем предоставления одним предметам вида других за существенной замену внешних отличительных признаков предметов, а также их тары, упаковки и т.п., что позволяет отнести предметы контрабанды к предметам иного вида (так называемое камуфлирования подлинности может принимать форму: закрашивание масляной краской посуды, изготовленной из драгоценного металла, предоставление антикварной чаши, которая является исторической ценностью, вид обычного посуды путем обмазывания ее глиной и нанесения на нее обычного рисунка или орнамента; предоставление ювелирным изделиям вид малоценной бижутерии; помещения ядовитых веществ в бутылки из-под обычных лекарств, изготовление из цветных металлов изделий , непригодных для их использования по назначению, выдаваемых за продукцию, произведенную экспортером);

4) с представлением таможенному органу Украины как основания для перемещения предметов через таможенную границу определенных документов: а) поддельных (документы с поддельными подписями, оттисками печатей и штампов, документы с внесенными в них сведениями, искажают смысл информации и т.д.), б), полученных незаконным путем, то есть полученных при отсутствии законных оснований или с нарушением установленного порядка (например, в результате предоставления уполномоченному лицу как основания для выдачи документы заведомо ложных сведений, путем применения физического или психического насилия или вследствие злоупотребления служебным лицом своим служебным положением или служебной халатности); в) которые содержат неправдивые данные (о весе, количестве ассортимента, наименование, стоимости предметов, их других характеристик, по сути соглашения, отправителя или получателя предметов, в отношении государства, с которой они вывезены или в какую перемещаются).

В случае, когда совершение контрабанды связано с подделкой документов, печатей, штампов и бланков или с использованием поддельных документов, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 201 и 358. Если должностное лицо, совершившее служебный подлог, передала другому лицу заведомо ложный документ, осознавая, что тот будет использоваться для совершения контрабанды, действия виновного должны квалифицироваться не только по ст. 366, но и по ч. 5 ст. 27 и ст. 201 как пособничество контрабанде.

Обманное использование недействительных документов (документов, утративших свою юридическую силу, например просроченных лицензий), которые не испытали фальсификации и не получены незаконным путем, понятием «сокрытие от таможенного контроля» не охватывается.

Основанием для перемещения предметов через таможенную границу есть определенные нормативными актами документы, без которых невозможно получить разрешение таможни на пропуск предметов через таможенную границу.В частности, это могут быть таможенная декларация, внешнеэкономический договор (контракт), лицензия, квота, товарно-транспортные документы (коносамент, накладная и т.д.), разрешение соответствующих государственных органов (например, Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины, Государственной службы экспортного контроля Украины). Перечень документов, необходимых для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Вопрос о том, можно было без того или иного документа получить разрешение на перемещение предметов через таможенную границу, препятствовала или нет его отсутствие вынесению таможенным органом решения о пропуске через таможенную границу, а значит, были основания признавать соответствующий документ основанием для перемещения предметов через таможенную границу, нужно решать в каждом конкретном случае и в зависимости от этого давать уголовно-правовую оценку содеянному. Указанное касается, в частности, таких документов, как: разрешения службы экологического контроля, сертификаты происхождения товаров, в том числе лесоматериалов, фитосанитарные и ветеринарные сертификаты, сертификаты соответствия, банковские документы по расчетам по контрактам, справки о проведении декларирования валютных ценностей, доходов и имущества , принадлежащих резиденту Украины и находятся за ее пределами или справки об отсутствии за пределами Украины валютных ценностей и имущества. Использование сфальсифицированных документов, не являющихся основанием для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу, не образует комментируемого состава преступления и при наличии для этого оснований может квалифицироваться по ст. 358 или ст. 366.

Под незаконным перемещением исторических и культурных ценностей, отравляющих, сильнодействующих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия, боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему), стратегически важных сырьевых товаров через таможенную границу следует понимать их перемещение: 1) вне таможенного контроля , 2) с сокрытием от таможенного контроля, 3) сопряженное с недекларированием, 4) при отсутствии надлежащего разрешения, если его наличие является обязательным.

Перемещение товаров признается преступлением лишь при условии, что оно совершено в крупных размерах (см. примечание к ст.201). В связи с легальным толкованием больших размеров контрабанды в ситуациях, когда стоимость товаров приближается к установленному законодателем показателя, отсутствуют основания для применения любых дополнительных критериев (вес, количество, объем, художественная ценность и т.п.).

Перемещение товаров вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, однако не в крупных размерах, влечет административную ответственность согласно статьям 351, 352 Таможенного кодекса Украины от 11 июля 2002 Незаконный вывоз из Украины или ввоз на ее территорию объектов животного и растительного мира (зоологических и ботанических коллекций, животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины и т.д.) влечет административную ответственность по ст. 88 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 при условии, что эти действия не содержат состава преступления, предусмотренного ст. 201.

Стоимость предметов контрабанды определяется по национальной валютой Украины с помощью нормативных актов о ценах и ценообразовании на соответствующие товары, а в случае необходимости — на основании выводов экспертизы. В случае незаконного перемещения через таможенную границу иностранной валюты ее стоимость определяется по официальному курсу Национального банка Украины на время совершения преступления.

В случае, если предмет контрабанды отсутствует (уничтожен, реализован, вывезен за пределы Украины или место его нахождения неизвестно) или существенно изменился (поврежден и т.п.), при определении его стоимости используются сведения, содержащиеся в таможенных, товарно-транспортных и других документах. Стоимость может определяться на основании цен на идентичные или подобные товары в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством.

Действия лица, имевшего умысел на незаконное перемещение через таможенную границу товаров в крупном размере, но переместила их (в т.ч. по договоренности с другими лицами) небольшими частями, стоимость каждой из которых меньше за одну тысячу необлагаемых минимумов доходов граждан, следует рассматривать как продолжаемое преступление и квалифицировать по ст. 201.

Контрабанда, если целью незаконного перемещения предметов было уклонение от уплаты обязательных платежей, взимаемых таможней и входят в систему налогообложения, квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 201, 212. Правовая оценка указанных действий как идеальной совокупности обусловлена ​​тем, что осуществляемое легально перемещения через таможенную границу Украины товаров связано с уплатой до или в момент их перемещения НДС, акцизного сбора, пошлины, других обязательных платежей. Квалификация по совокупности считается правильной на том основании, что указанные преступления имеют разные непосредственные объекты посягательств, которые не находятся между собой в отношениях подчиненности и ни один из которых не является частью другого, ст. 212 не конкретизирует способ уклонения от уплаты налоговых платежей (а значит, им может быть и несоблюдение таможенных процедур). Кроме этого, в некоторых случаях незаконного перемещения предметов через таможенную границу отсутствует мотив, присущий ст. 212, — желание уклониться от уплаты обязательных платежей (например, товары перемещаются с представлением таможенному органу поддельных документов, но с уплатой причитающихся сумм таможенных платежей). Квалификация по указанному совокупности преступлений, помимо всего прочего, учитывает то, что в данном случае налогообложению подлежат вполне легальные товары, преступным (контрабандным) путем перемещаются через таможенную границу Украины.

В случае, когда виновный сначала совершает контрабанду товаров в крупных размерах, а впоследствии осуществляет операции с незаконно перемещенными через таможенную границу предметов, которые скрывает от налогообложения, содеянное образует реальную совокупность преступлений, предусмотренных статьями 201, 212.

Декларирование товаров не своим наименованием, например, декларирование под другим кодом товарной номенклатуры, умышленное занижение таможенной стоимости, сообщение заведомо недостоверных данных о стране происхождения или таможенный режим товаров (так называемый псевдотранзит или «утопления» налогооблагаемых товаров, ввоз товаров под видом выставочного имущества) по наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 222, имеет расцениваться как мошенничество с финансовыми ресурсами (предоставление заведомо неправдивой информации с целью получения льгот по налогам) или квалифицироваться по ст. 212.

Умышленный ввоз в Украину под видом транзита предметов фактически с целью их реализации на территории Украины при наличии оснований квалифицируется как контрабанда, поскольку в таком случае в таможенный орган в качестве основания для перемещения предметов подаются документы, содержащие заведомо ложные сведения относительно таможенного режима и адресатов товаров. Квалификация такой разновидности уклонения от таможенного налогообложения предполагает обращение не только к ст. 201, но и (при наличии к тому оснований) до ст. 212. Нарушение обязательства об обратном вывозе или обратном ввозе товаров или о транзите, если совершенное не содержит признаков преступления, должно тянуть административную ответственность (статьи 348, 349 Таможенного кодекса Украины от 11 июля 2002).

Контрабанда является преступлением с формальным составом и признается оконченным с момента фактического пересечения предметом преступления таможенной границы. К определению момента окончания контрабанды нужно подходить дифференцированно и учитывать то, происходит ввоз или вывоз предметов преступления, а также место совершения противоправных действий.Если предметы вывозятся за пределы таможенной территории Украины, таможенная граница фактически пересекается ними после того, как таможенный контроль уже пройден, а потому контрабанда должна рассматриваться как оконченное преступление в случае фактического (успешного) перемещения предметов через таможенную границу. Действия, связанные с попыткой незаконного вывоза предметов с таможенной территории и не доведены до конца по причинам, не зависящим от воли виновного (например, предметы контрабанды выявлено при осмотре вещей или личного досмотра), имеют расцениваться как покушение на совершение преступления ( ст.15, ст.201). Если предметы ввозятся на таможенную территорию Украины, факт законченной контрабанды устанавливается при прохождении таможенного контроля, который осуществляется уже после того, как предметы преступления пересекли таможенную границу.

Создание условий для контрабанды (приобретение предметов для дальнейшего незаконного перемещения их через границу, приискивание клиентов, определение путей перемещения предметов, предоставления им другого вида и т.д.) надо рассматривать как приготовление к этому преступлению (статьи 14, 201).

Добровольный отказ от совершения контрабанды возможна лишь на стадии приготовления к незаконному перемещению предметов через таможенную границу или неоконченного покушения на его совершение, когда лицо осознает возможность доведения преступления до конца, но по собственной инициативе отказывается от этого. Например, лицо, которое ввозит в Украину или вывозит из Украины предметы контрабанды вне таможенного контроля, может добровольно отказаться от совершения контрабанды до момента фактического перемещения этих предметов через таможенную границу Украины, который в данном случае совпадает с государственной границей Украины. При вывозе предметов контрабанды из Украины добровольный отказ от доведения преступления до конца, что исключает уголовную ответственность, может быть осуществлена ​​и после удачного прохождения лицом таможенного контроля, то есть на стадии оконченного покушения.

Добровольным отказом следует считать случаи, когда после заполнения декларации и опросы граждан о предоставлении незадекларированных предметов, лица признаются об их наличии, получают предметы из тайников и фактически добровольно отказываются от совершения контрабанды. Вместе заявление о незадекларированных предметы, сделанная на более поздних этапах таможенного контроля, когда таможенная декларация надлежащим образом оформлена и заверенная таможенным инспектором, исключает применение ст. 17 УК. Отсутствует добровольный отказ и в том случае, когда лицо выдает предметы контрабанды в связи с объявлением ей решение о проведении личного досмотра (исключительная форма таможенного контроля), осмотра или досмотра транспортных средств, товаров и других предметов, поскольку в данном случае нарушитель таможенного законодательства понимает объективную невозможность доведения преступного умысла до конца из-за наличия непреодолимой преграды.

4. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в т.ч. лицо, пользующееся правом дипломатического иммунитета. Лицо, для незаконного перемещения предметов через таможенную границу использует лиц, не понимают характер и значение совершаемых ими действий (так называемые невиновны агенты), является «посредственным исполнителем» контрабанды и должна привлекаться к ответственности по ст. 201.

Действия должностного лица, которая способствовала незаконному перемещению предметов через таможенную границу, следует рассматривать как пособничество в контрабанде и, при наличии оснований, как соответствующее преступление в сфере служебной деятельности. Пособником контрабанде следует признавать и эксперта, который дает заведомо ложное заключение, осознавая, что это нужно для следующего незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу Украины.

Если контрабандой занимается должностное лицо с использованием своего служебного положения (например, работники таможен, военнослужащие Государственной пограничной службы Украины, капитаны судов, дипломатические работники), действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 201 и 364 (423) или 365 (424) .Указанная совокупность преступлений отсутствует в случае такой разновидности перемещения предметов через таможенную границу вне таможенного контроля, как их перемещения с использованием незаконного освобождения от таможенного контроля путем злоупотребления служебным положением должностными лицами таможенного органа. При таком развитии событий таможенник, используя свое служебное положение, выполняет часть объективной стороны преступления (в виде незаконного увольнения непосредственного исполнителя от таможенного контроля), в связи с чем его поведение должно расцениваться как соучастие в контрабанде. В данной ситуации злоупотребления служебным положением со стороны должностного лица таможенного органа является способом совершения им контрабанды.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Недекларирование соответствующих предметов (предметов контрабанды первой группы — см. п. 2 настоящего комментария), совершенное по неосторожности, не содержит признаков комментируемого состава преступления и признается административным проступком. Не может быть привлечено к уголовной ответственности за контрабанду лицо, которое добросовестно заблуждается относительно того, является ли данный предмет культурной ценностью или ядовитым веществом (например, если эта культурная ценность длительное время хранилась в семье лица или если это вещество было свободно приобретена лицом в магазине другой страны). Также нельзя рассматривать как контрабанду действия лица, которое, осуществляя транзит товаров через территорию Украины, предоставила таможенным органам сопроводительные документы со сведениями, не соответствующими действительности, без умысла нарушить таможенные правила, предусмотренные действующим законодательством Украины.

6. Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст.201) является совершение его: 1) по предварительному сговору группой лиц, 2) лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей.

О понятии совершения преступления по предварительному сговору группой лиц см. ст. 28 и комментарий к ней, а о понятии ранее судимого лица — комментарий к ст. 88. Если контрабанду совершены по предварительному сговору группой лиц, то при определении ее размера нужно исходить из общей стоимости предметов, перемещаемых соисполнителями через таможенную границу.

7. Такие действия, как, в частности: нарушение режима зоны таможенного контроля; непредставление таможенному органу документов, необходимых для осуществления таможенного контроля; причаливания к судам, которые находятся под таможенным контролем; неправомерные операции с товарами, транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими; нарушение порядка прохождения таможенного контроля в зонах (коридорах) упрощенного таможенного контроля; недекларирование товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины; пересылка через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях товаров, запрещенных к такой пересылке; ввоза на таможенную территорию Украины или вывоза за пределы этой территории в коммерческих целях товаров с нарушением охраняемых законом прав интеллектуальной собственности; нарушение обязательства об обратном вывозе или обратном ввозе товаров; нарушение обязательства о транзите; действия, направленные на перемещение товаров, транспортных средств через таможенную границу Украины вне таможенного контроля; действия, направленные на перемещение товаров через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля; хранение, перевозка или приобретение товаров, транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля; использования товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате налогов и сборов, в других целях; действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налогов и сборов или уменьшение их размера, — согласно Таможенного кодекса Украины от 11 июля 2002 рассматриваются как нарушении таможенных правил и влечет административную ответственность, предусмотренную статьями 329, 330, 335, 336, 339 — 341, 345, 348, 349, 351 — 355 Таможенного кодекса Украины от 11 июля 2002

Популярное:

  • Как написать заявление за свой счет на 2 часа Искали образец заявления отпуск без содержания на часы. Вы его нашли. Этот бланк заявления на отпуск без З П вы можете либо скопировать прямо из браузера и вставить в любой доступный текстовый редактор для редактирования, либо же скачать в формате .docx (формат документов Microsoft […]
  • Мировой суд в кунцево СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 199 РАЙОНА КУНЦЕВО (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Судебный участок № 199 района Кунцево города Москвы В районе Кунцево ЗАО города Москвы 5 судебных участков - № 198, № 199, № 200 , № 201 , № 202 и 5 должностей мировых судей; в соответствии с Законом города […]
  • Жалоба на бездействие судебных приставов в прокуратуру Жалоба в прокуратуру на бездействия судебного пристава-исполнителя дом, квартира, контактный телефон) на бездействия судебного пристава-исполнителя В производстве судебного пристава-исполнителя _________________________ находится исполнительный лист, выданный Замоскворецким районным […]
  • Состав правонарушения в коап рф Лекция 8. Административная ответственность 8.3. Состав административного правонарушения Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения». Состав административного правонарушения — это совокупность […]
  • Ст 201 ук рф злоупотребление полномочиями Статья 201. Злоупотребление полномочиями 1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда […]
  • Ст201 ч1 коап рф штраф Наказание за воровство электроэнергии, ответ адвоката Добрый день, уголовные адвокаты. Директор одной производственной фирмы поручил главному инженеру установить на электросчетчике предприятия мощный магнит. Как отговорить директора от столь рискованной затеи? Какая ответственность […]