Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга

Это тренинговое упражнение дает возможность поработать с противопоставлением друг другу разных социальных групп, представители которых оказались на одном тренинге. Его цель – осознать наличие социальных стереотипов, прикоснуться, по крайней мере, к такой тяжелой теме, как дискриминация по какому-либо признаку, и, в конечном итоге, увидеть за построенным и навязанным обществом шаблоном живого человека, думающего, чувствующего, страдающего…

У меня есть опыт применения данной технологии при работе с разными социальными группами: мужчины/женщины, педагоги/родители, коренные жители/приезжие, депутаты/избиратели, представители разных этнических групп и т.д..

Важно учитывать, что упражнение является достаточно глубоким, оно может «поднимать» довольно тяжелые чувства, поэтому важно проводить его в группах, в которых сложилась достаточно безопасная обстановка, по крайней мере, участники хорошо научились соблюдать правила групповой работы.

Итак, у нас есть представители как минимум двух социальных групп. Приглашаем по три (это не аксиома) «делегата» от каждой (естественно, именно приглашаем, стараемся найти добровольцев, но иногда можно специально попросить какого-то отдельного участника занять место на «Панели», если у вас есть ощущение, что именно его голос будет очень важен для группы, потому что он, к примеру, принадлежит к какому-либо подавляемому меньшинству).

Сажаем участников упражнения в два ряда перед группой (чтобы не усиливать конфронтацию, располагаем эти ряды не строго напротив друг друга, а под углом).

Затем задаем ряд вопросов, на каждый вопрос отвечает каждый участник «Панели», затем переходим к следующему вопросу и т.д..

Вопросы могут быть приблизительно следующими:

— что хорошего для тебя в том, чтобы быть.
-что трудного в том, чтобы быть.
— что ты как. больше всего не хотел бы услышать в свой адрес от.
— что ты, пользуясь случаем, хотел бы сказать от имени . другой группе?
— последний вопрос делаем обязательно позитивным; например, что тебе нравится в себе как в .

Естественно, после завершения упражнения выводим участников из ролей и обсуждаем полученный опыт.

Пожелания друга — упражнение от К.Фопеля

Источник: Книга Клауса Фопеля Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.

В начале работы любой группы важно, чтобы каждый участник почувствовал, что пребывание в группе может быть наполнено для него особым смыслом. Предлагаемая процедура дает участникам возможность прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать его как бы со стороны.

Инструкция

Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в этой группе. Закройте глаза. Пусть вам вспомнится какой-нибудь человек, который, как вам кажется, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в работе нашей группы, и ожидает в этой связи от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый (например, по работе), а может быть и человек, с которым вас связывают личные, близкие отношения. (30 секунд.)

Теперь представьте себе, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных. (2 минуты.)

Теперь откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте нам свои записи.

Вопросы для обсуждения:

— Насколько то, чего ждут от меня другие, совпадает с моими собственными желаниями?

— Кто из участников написал примерно то же, что и я?

— Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?

— В какой мере ожидаемые результаты моего участия в группе соответствуют теме нашей работы?

Психологический тренинг в школе

В наши дни о тренинге как о методе обучения и развития личности, проникшего во многие сферы жизни, пишут много. Поэтому мало кого сегодня приходится убеждать в перспективности этой формы деятельности для учебных целей, для совершенствования управления, для решения реальны социальных проблем.

В отличие от традиционных методов обучения тренинг направлен, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. При таком методе обучение позиция ведущего(тренера) характеризуется ярко выраженной ориентацией на личность участника группы, направленностью не поддержку и помощь в их развитии. Между ним и членами группы, а также самими участниками возникают многообразные личностно-значимые связи.

Как мы видим – тренинг это серьезная технология, имеющая свои основы и специфические принципы, а именно:

  1. Активность участников группы.
  2. Исследовательская творческая позиция – участники тренинга осознают, обнаруживают идеи, закономерности, свои личные ресурсы.
  3. Объективация поведения – поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальное средство объективации – обратная связь.
  4. Субъект – субъектные, партнерские отношения, при которых учитываются интересы, чувства, переживания других участников взаимодействия.

Качественное проведение тренинга не ограничивается одной только передачей материала. Чтобы создать действующий комплекс средств обучения, необходимо владеть множеством методов, таких как, ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм. Однако даже обладающий всеми необходимыми навыками инструктор может не добиться результата без тщательной подготовки и планирования работы. Тренинговый цикл включает в себя несколько этапов (диаграмма 1)

В нашем Лицее мы попытались построить систему проведения тренингов. Конечно, выбор основных методов зависит от возрастных особенностей ребят. Но важным условием является то, что у нас есть возможность погружения в проблему. Обычно тренинги проводятся в течение трех дней: с учащимися 5-9 классов 4-5часов, а с лицеистами 10-11 классов 7-8часов. В работе групп у нас есть прекрасная возможность использования видеоаппаратуры, что повышает эффективность аналитической работы каждого участника группы. В зависимости от количества участников и для достижения поставленных целей на тренинге могут работать ни один, а два психолога. Традиционным стало проведение тренингов с учащимися 5, 7,8,10, 11классов, а также с вновь принятыми на работу учителями (диаграмма 2). Вашему вниманию предлагается фрагмент тренинга “Развитие карьеры” в виде отдельно взятого занятия, которое вы можете использовать в работе по профессиональной ориентации школьников. Хочется отметить, что проведение одного тренинга не может решить всех проблем, важным является организация последующей работы с учащимися.

Фрагмент тренинга “Развитие карьеры”

Тема: “Интервью при приеме на работу”.

Цель:

1. Показ участникам занятия техник эффективного собеседования при приеме на работу;

2. Познание участниками своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими;

3. Развитие навыков самопрезентации.

Материалы: видеокамера, телевизор, мяч, листы бумаги А- 3, бланки – схемы наблюдения за поведением участников ролевой игры; таблица различных проявлений в поведении, маркеры, фломастеры, инфолист для ведущего “Как вести себя на интервью”, список примерных вопросов для интервью.

Время: 1ч. 30мин.- 2часа

Ход

1. Приветствие. Упражнение “Пожелания друг другу”.

Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

Инструкция “Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Сейчас по-очереди каждый из вас будет кидать мяч одному из участников группы, кому хотите пожелать, и говорите это пожелание. Тот, к кому попал мяч, в свою очередь бросает мяч другому, высказывая ему пожелание. Очень важно, чтобы мяч побывал у каждого участника”. Ведущий принимает участие в упражнении, давая поддержку отдельным учащимся.

При обсуждении выполнения упражнения можно использовать следующие варианты:

  1. Как вы себя чувствуете?
  2. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день.

Если во время выполнения упражнения ведущий замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить именно о них, используя вопрос “Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?”.

2. Информирование: “Оставляя учебу, мир, в котором вы провели несколько лет, вы приступаете к работе. Это главная перемена в вашей жизни. Для многих людей изменения являются вызовом. Это означает, что вы оставляете хорошо знакомые вещи позади, двигаясь навстречу неизведанному. И сегодня мы с вами попытаемся попробовать себя в разных ролях при приеме на работу. Ведь, не секрет, что вхождение страны в рыночную экономику изменило очень многое в нашей жизни, в том числе и правила приема на работу. Сегодня он очень часто идет по принятой во всем мире системе подбора кадров – на конкурсной основе. И самым главным в этом является – собеседование или интервью, когда человек, готовый к поступлению на работу, должен суметь объяснить остальным, почему он так хорош”.

3. Упражнение “Ассоциации”.

Инструкция: “Сейчас я предлагаю каждому из вас дать ассоциацию на словосочетание “Прием на работу”. Каждый участник группы дает ассоциацию, ведущий выносит ассоциации на бумагу, обобщает.

4.Ролевая игра “Интервью”.

1 этап. Участники группы делятся на “работодателей” (“руководителей”), “нанимающихся”, “наблюдателей”. Количество участников определяется, исходя из размера группы. В своей практике мы берем 2-3 “работодателя” и 4-6 “нанимающихся”. Выбор роли возможен по желанию участников, можно использовать жребий, либо ведущий планирует заранее роли, исходя из личностных особенностей ребят. Для работы этих участников подключаются дополнительно несколько ребят (если есть необходимость). Остальные работают в группе “наблюдатели”.

2 этап. Работа в группах.

Задание для групп “работодатели”, “нанимающиеся”:

  • Определить фирму, предприятие, форму собственности, место проведения (для “работодателя”).
  • Продумать линию поведения в ходе интервью, характер вопросов, процедуру принятия решения. Ведущий может предложить примерные вопросы, но это зависит от уровня подготовленности группы, так как снижает творческий потенциал ребят, остроту получаемого опыта .
  • Группы работают отдельно друг от друга. Но на начальном этапе ребята распределяются, кто с кем будет проводить собеседование. К выработке стратегии поведения подключаются ребята, не участвующие в группе “Наблюдатели”. Время для подготовки 10 -15 минут.

    Задание для группы “наблюдателей”. В ходе интервью одни группы наблюдают за поведением “работодателя”, другие — “нанимающегося” по предложенной схеме. На этапе предварительной работы они изучают схемы, знакомятся с критериями проявления уверенности, неуверенности, агрессии, жестами, особенностями некоторых поз .

    3 этап. Видеосъемка работы каждой пары “работодатель – нанимающийся”

    4 этап. Обсуждение работы с участниками интервью.

    Вопросы для “работодателя”:

    1. Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.
    2. Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?
    3. Чье поведение выглядело более уверенно? Что нравилось и что точно вызывало неприятие?

    Вопросы для “нанимающегося”:

    1.Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.

    2. С какими ожиданиями вы шли?

    3.Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?

    4. Как вы думаете, какое решение принял руководителя.

    Вопросы для “работодателя”: Какое решение вы приняли? Кого бы вы пригласили на работу?

    5 этап. Просмотр видеоролика

    В ходе просмотра ведущий, совместно с наблюдателями, с помощью “стоп – кадра” обращает внимание на особенности поведения, характер вопросов. Ведущий и наблюдатели интерпретируют невербальное поведение участников интервью, уделяя внимание позе, расположению в пространстве, интонации и громкости голоса, направлению взгляда, использованию жестикуляции. Выделяются положительные и отрицательные моменты, которые способствуют или препятствуют эффективному взаимодействию при собеседовании.

    5. Упражнение “Памятка для успешного прохождения собеседования”.

    Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Работая в группе учащимся, необходимо разработать памятку для успешного похождения интервью. Это может быть словесная форма, плакаты. Время выполнения задания ограничивается. Результаты работы представляются. Информация для ведущего предоставляется в инфолисте

    6. Рефлексия занятия.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Что вам следует отработать прежде, чем идти на интервью? Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
    2. Что будете использовать в дальнейшей жизни?

    Приложение 1.

    Список вопросов, задаваемых на интервью.

    1. Расскажите мне о себе.
    2. Что вас заинтересовало в этой работе?
    3. Расскажите мне о своих предыдущих работах.
    4. Какими полезными навыками вы обладаете?
    5. Что ваши преподаватели или бывшие работодатели могли сказать о вас.
    6. Почему я должен нанять именно вас?

    Приложение 2.

    Схема наблюдения за поведением нанимаемого (работодателя)

    Упражнение «Пожелания друга»

    Данная процедура позволяет каждому участнику понять, что пребывание в группе может быть наполнено для него особым смыслом, помогает прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать его как бы со стороны.

    Ведущий тренер: Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в этой группе. Закройте глаза. Пусть вам вспомнится какой-нибудь человек, который, как вам кажется, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в работе нашей группы, и ожидает в этой связи от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый (например, по работе), а может быть и человек, с которым вас связывают личные, близкие отношения. (пауза 30 секунд.)

    Теперь представьте себе, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных. (2 минуты.)

    Теперь откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте нам свои записи.

    — Насколько то, чего ждут от меня другие, совпадает с моими собственными желаниями?

    — Кто из участников написал примерно тоже, что и я?

    — Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе?

    — В какой мере ожидаемые результаты моего участия в группе соответствуют теме нашей работы?

    Завершаем работу в группе шерингом: каждый участник говорит одним словом итоги дня (пример показывает ведущие). Дежурный составляет информационный листок и вывешивает его на стену.

    Задание на следующий день – написать эссе « Я студент».

    3-й день тренинга «Умение слушать»

    День начинается с шеринга. Продолжительность работы порядка часа. Это эмоциональные остатки, недоговоренности вчерашнего дня, рефлексия своего актуального состояния. Ориентируясь на ситуацию, мы задаем стимулирующие самораскрытие вопросы, также могут прозвучать следующие вопросы:

    — Что нового вы узнали вчера о себе?

    — Главные итоги вчерашнего дня для вас лично. Чему вы научились, что осознали.

    — Что еще вы хотели бы реализовать в предстоящий день.

    Выбор дежурного. Обсуждение на шеринге первых впечатлений об университете, домашнее задание – эссе «Я студент». Предлагается дискуссия по теме домашнего задания. Каждому 2-3 мин. – сформулировать главную мысль своего эссе.

    Предлагаемые в третий день процедуры предполагают использование следующих приемов.

    Безмолвное слушание ­­­­­­­­­­­­­­- выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.

    Уточнение – обращение с просьбой к собеседнику — дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его. Например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова «ужасно себя ведет».

    Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы более полно, далее – выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным и др.

    психологические упражнения для тренингов

    коммуникативные упражнения:

    На карточках написаны «мудрые мысли». Каждый достает себе карточку и вслух зачитывает то, что там написано:

    1. Надейтесь на лучшее, мечтайте о лучшем будущем, подходите ко всему и ко всем с оптимизмом.
    2. Стремитесь к знанию, к культуре, к духовно богатым людям. Помните, то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
    3. Не позволяйте душе лениться. Будьте требовательны к себе, строго оценивайте свои мысли и поступки.
    4. Растите в себе счастливого человека, создавайте себе душевный настрой на счастье. Собирайте свое счастье по крупицам, берегите, не бросайтесь тем, что удастся собрать.
    5. Будьте целеустремленны и настойчивы в достижении поставленных целей, трудитесь и творите, реализуйте себя в окружающем мире.
    6. Не копите проблемы, а решайте их. Неразбериха проблем порождает чувство тревоги и беспокойства.
    7. При удаче больше всего благодарите других, а во всех бедах вините, прежде всего, себя.
    8. Чаще улыбайтесь, улыбка ничего не стоит, но дорого ценится.
    9. Не акцентируйте внимание на недостатках других людей, ищите в людях хорошее.
    10. Анализируйте прожитый день, сделайте так, чтобы назавтра одной ошибкой и одним огорчением стало меньше.
    11. Если у вас случилась неприятность, постарайтесь при случае при этом поговорить, но только с человеком, которому вы доверяете.
    12. Не мстите врагам своим и не тратьте на них свою энергию. Они этого не стоят.

    Популярное:

    • Отсрочка и рассрочка платежа это Рассрочка и отсрочка платежа: в чем разница? С точки зрения законодательства и рассрочка, и отсрочка платежа являются разновидностью коммерческого кредита. В свою очередь коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям, целью которого является […]
    • Аттестация юрист беларусь Новые правила в сфере юруслуг и многое другое. 1. Новые Правила осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22.01.2016 № 12 (далее – Правила № 12), принятые взамен утративших силу с 01.03.2016 Правил с […]
    • Ст 2431 ук рф комментарий Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо […]
    • Если украли андроид как его можно найти Как найти потерянный или украденный телефон на Android В статье описаны три способа, как найти или обнаружить своё утерянное или украденное Android устройство. Все они бесплатны и осуществляются стандартными функциями Android и Google. Оставили смартфон в ресторане? Или, может быть, […]
    • Могу ли я использовать материнский капитал чтобы достроить дом Строительство дома по материнскому капиталу Материнский капитал на строительство дома как форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей может использоваться для улучшения жилищных условий предусмотренными законом способами. Средства могут быть направлены на […]
    • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]