Оглавление:

Вступил в силу новый Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»

1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который регулирует отношения, связанные с предоставлением и забором воды внутри искусственных систем водоснабжения и водоотведения. Забор воды из водных объектов и сброс сточных вод в них в сферу его действия не входят. Теперь на законодательном уровне будут решены вопросы, которые ранее регулировались только подзаконными актами: система договоров в сфере водоснабжения и водоотведения, правила подключения абонентов к централизованным сетям и др.

Закон определил, что органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны утверждать схемы водоснабжения и водоотведения. Они войдут в число документов, определяющих направление развития соответствующей территории.

Указанные схемы должны соответствовать документам территориального планирования, утвержденным по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденным Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В них будут устанавливаться целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также планироваться мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, на схемах надлежит представлять карту, иллюстрирующую предполагаемое развитие централизованных систем водоснабжения на территории населенного пункта.

Значение схемы водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, в том, что без этой схемы с 1 января 2014 г. нельзя будет утвердить инвестиционные программы снабжающих организаций.

Что касается инвестиционных программ, то утверждать их будет уже не орган местного самоуправления, а уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, хотя Закон допускает возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.

C 1 января 2013 г. в общем порядке утверждения инвестиционной программы органу местного самоуправления отведена иная роль — ему предстоит утверждать техническое задание на разработку инвестиционной программы и согласовывать ее, прежде чем она будет направлена в уполномоченный орган исполнительной власти на утверждение.

Закон вносит изменения в правила установления тарифов за водоснабжение и водоотведение.

Тарифы будут утверждаться органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Органы местного самоуправления не смогут устанавливать надбавки к тарифам на товары и услуги снабжающих организаций, как это происходит сейчас, подробности процедуры установления тарифов будут предусмотрены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утвердит Правительство РФ.

В Законе установлены общие методы установления тарифов, условия того, какие расходы организаций при этом учитываются, и требования к определению периода действия тарифов. Последний будет зависеть от того, по какому методу тарифы рассчитывались. Минимальный срок действия равен одному календарному году, а максимальный — пяти годам.

Расширяется перечень видов деятельности, плата за которые будет взиматься по утвержденным тарифам, теперь регулироваться со стороны государства будет плата за транспортировку воды и сточных вод.

В Законе перечислены договоры, которые может заключать снабжающая организация для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения. Их можно объединить в три группы.

1) Договоры, заключаемые с абонентами:

— договор горячего или холодного водоснабжения;

— единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Каждый из трех перечисленных договоров является публичным договором. В Законе для них установлены существенные условия, а также определены нормы ГКРФ, применимые к каждому из видов.

Так, к договору водоснабжения должны применяться нормы ГК РФ об энергоснабжении, к договору водоотведения — нормы о возмездном оказании услуг, к единому договору водоснабжения и водоотведения будут применяться в соответствующих частях и нормы об энергоснабжении, и нормы о возмездном оказании услуг.

2) С иными организациями, эксплуатирующими водопроводные сети могут заключаться следующие виды договоров:

— по транспортировке горячей или холодной воды;

— по транспортировке сточных вод.

Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, будет обязана оплачивать услуги по транспортировке воды и по поддержанию водопроводных сетей в надлежащем состоянии, а также поставлять в указанные сети установленные объемы воды определенного качества.

Плата по договорам будет осуществляться по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Ранее плата по ним не регулировалась государственными органами, а устанавливалась по соглашению сторон.

3) Соглашение с органами исполнительной власти субъекта РФ об условиях осуществления регулируемой деятельности, будет документ, определяющий участие сторон в функционировании и развитии централизованных систем водоснабжения или водоотведения на период действия установленных тарифов.

Водоканал выставил организации счет за услуги водоотведения за три года, хотя договорных отношений с Водоканалом у организации нет (все эти годы Водоканал не инициировал заключение договора). Расчет составлен по сечению трубы согласно Правилам пользования коммунальным водопроводом и канализацией Министерство ЖКХ РФ от 12.02.1999 N 167, постановлению Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 и Правилам организации коммерческого учета воды и сточных вод от 29.07.2013 N 664. Вправе ли Водоканал требовать с организации плату за водоотведение при фактически сложившихся отношениях, если с инициативой о заключении договора Водоканал к организации не обращался?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие письменного договора само по себе не освобождает организацию от обязанности по оплате фактически оказанных услуг по водоотведению.

Обоснование вывода:
С точки зрения гражданского законодательства договоры на оказание коммунальных услуг являются видом договора купли-продажи «Энергоснабжение» и в соответствии с п.п. 1, 3 ст. 539, ст. 548 Гражданского кодекса РФ регулируются положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ, а также нормативными правовыми актами в соответствующей сфере (в данном случае — водоснабжения), в частности Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении» и принятыми в соответствии с ним Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила).
Согласно п. 8 Правил основанием для заключения договора водоотведения (или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения) является либо заявка абонента на заключение такого договора, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства. Порядок заключения договора водоотведения урегулирован разделом II Правил.
Между тем в соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Это правило конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере водоснабжения. Так, подпунктом «а» п. 17 Правил холодного водоснабжения предусмотрено, что к заявке абонента, которая является основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета. Аналогичное требование предусмотрено пп. «б» п. 8 Правил горячего водоснабжения.
Как определено п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсюда можно сделать вывод, что обязанность по оплате энергоснабжающей организации соответствующих ресурсов (например воды) должна возникать у лица, которое является собственником или иным законным владельцем энергопринимающего устройства, надлежащим образом присоединенного к сетям такой организации, с использованием которого оно потребляет коммунальные ресурсы, поставляемые такой организацией. Причем возникновение соответствующей обязанности обусловлено фактическим потреблением таких ресурсов, вне зависимости от того, заключен ли между сторонами договор энергоснабжения (теплоснабжения, горячего или холодного водоснабжения, водоотведения и т.д.) как отдельный документ.
В судебной практике подчеркивается, что статусом абонента в смысле ст. 539 ГК РФ обладает лицо, владеющее энергопринимающим устройством, которое в силу положений ст. 544 ГК РФ обязано производить оплату за потребленный ресурс (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2012 N Ф02-5478/12). Суды указывают также, что фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подается энергия (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2010 по делу N А10-1328/2010, Восьмого ААС от 03.04.2012 N 08АП-603/12).
С учетом изложенного само по себе отсутствие письменного договора не освобождает потребителя услуг по водоотведению от обязанности по их оплате в размере фактически оказанных услуг (смотрите также п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения»). Однако подчеркнем, что окончательное решение по вопросу о взыскании оплаты (в том числе в части определения ее размера) за фактически потребленные коммунальные услуги в каждой конкретной ситуации может быть принято только судом — исходя из обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Договор водоснабжения

Вопрос-ответ по теме

Наша организация купила производственную базу. Однако эта база не использовалась. Фактически была закрыта и ожидала ремонта. Через полгода мы получили претензию от Водоканала, в которой тот, ссылаясь на Пост. Правит. № 776 от 04.09.2013г., указывает на необходимость уплаты задолженности в размере более 500 000. Расчет сделан по нормативу, поскольку приборы учета отсутствуют в принципе. Мы настаиваем на том, что никакого фактического потребления не было, поскольку база пустовала. Договора с Водоканалом на водоснабжение нет и не было по той самой причине, что он был просто не нужен. Как выйти из сложившейся ситуации? Могут ли нам навязать оплату того, что мы не потребляли, только потому, что у нас нет счетчиков??(прошу привести судебную практику)

В данном случае учитывать необходимо следующее. Водоснабжение осуществляется только по договору (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ). Если договор между Вами и водоканалом не был заключен, то начисление производиться не может, так как не было водоснабжения.

Но, если было хотя бы незначительное пользование водоснабжением, то может быть признано фактическое заключение договора (ч. 3 ст. 432 ГК РФ). И в этом случае водоканал сможет доказать, что использование расчетного метода обосновано. То есть Вам главное доказать, что не было ни письменного договора, ни фактических действий, свидетельствующих о заключении договора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Статья 7. Общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения

1. Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы*.»

Статья 544. Оплата энергии

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комментарий к Ст. 544 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен основополагающий для расчетов за подаваемую энергию принцип оплаты за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с данными учета энергии. Оплата не за фактически принятое количество, а за количество энергии, определяемое иными, как правило, расчетными способами, допускается в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Допустимость оплаты энергии в количестве, определяемом указанными способами, как правило, связана с невозможностью определения фактически принятого количества энергии, которая в свою очередь возникает исключительно в случаях отсутствия либо неисправности соответствующих приборов учета.

Так, в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод в отсутствие или при неисправности средств измерения определяется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/сек. При этом объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.

2. Ввиду недостаточно высокого уровня оснащенности приборами учета многоквартирных жилых домов наибольшее практическое значение положения п. 1 комментируемой статьи имеют в отношении определения подлежащего оплате количества энергии абонентами — гражданами, использующими энергию для бытового потребления.

Особенностью правового регулирования подачи бытовым потребителям различных видов энергии (электрической энергии, тепловой энергии, холодной воды и др.) является квалификация этих отношений по энергоснабжению в качестве отношений по предоставлению гражданам коммунальных услуг соответственно по электроснабжению, отоплению, горячему и холодному водоснабжению. Поэтому плата за различные виды энергии в сфере бытового потребления осуществляется в форме платы за коммунальные услуги. Размер этой платы в свою очередь определяется количеством потребленной энергии.

Жилищный кодекс РФ (ст. 157), так же как и п. 1 комментируемой статьи, в качестве общего правила устанавливает, что размер оплаты энергии рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. В случае отсутствия приборов учета объем подлежащей оплате энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306. Таким образом, в отличие от п. 1 комментируемой статьи не допускает возможности определения по соглашению сторон количества энергии, подлежащего оплате абонентами — гражданами, использующими ее для бытового потребления.

Указанный порядок определения подлежащего оплате объема потребленной гражданами энергии применяется и в тех случаях, когда граждане заключают договоры энергоснабжения не напрямую с энергоснабжающими организациями, а через товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации. Такие организации выступают абонентами в договорах энергоснабжения и при наличии общедомовых приборов учета оплачивают фактически принятую энергию в соответствии с их показаниями. При отсутствии приборов учета количество подлежащей оплате энергии определяется нормативом потребления соответствующего коммунального ресурса.

Таким образом, с учетом приоритета норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения (ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее — Вводный закон к ЖК РФ), следует сделать вывод о том, что количество энергии, подлежащей оплате гражданами, абонентами, использующими ее для бытового потребления, должно определяться не диспозитивной нормой п. 1 комментируемой статьи, а императивным правилом ст. 157 ЖК РФ.

Судебная практика неоднократно подтверждала обоснованность расчетов между энергоснабжающими организациями, подающими тепловую энергию, горячую и холодную воду в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ТСЖ, жилищных, иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций, и этими организациями исходя из фактического потребления на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 9 июня 2009 г. N 525/09 по делу N А31-333/2008-8; от 22 сентября 2009 г. N 5290/09 по делу N А45-4763/2008-4/92; от 15 июля 2010 г. N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008; от 23 ноября 2010 г. N 6530/10 по делу N А12-2657/2009). При этом условия договоров, предусматривающих иные, помимо двух названных, способы определения подлежащего оплате количества энергии, конечными потребителями которой являются граждане, признаются судами ничтожными как противоречащие требованиям жилищного законодательства. Ссылки энергоснабжающих организаций на п. 1 комментируемой статьи обоснованно отклоняются с учетом требований ст. 4 Вводного закона к ЖК РФ.

3. Комментируемая статья не упоминает о ценах, по которым происходит оплата количества энергии, определенного в соответствии с п. 1 комментируемой статьи.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в сферах электроэнергетики и теплоснабжения Федеральными законами от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено государственное регулирование цен (тарифов). Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения. Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520.

4. Пунктом 2 комментируемой статьи определен круг нормативных актов, регулирующих порядок расчетов за энергию.

Граждане-потребители, использующие энергию для бытовых нужд, вносят плату за соответствующие коммунальные услуги ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, за который производится оплата, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 155 ЖК). Аналогичное правило содержится в п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307.

Порядок оплаты электрической энергии по-разному определяется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530, в зависимости от субъектного состава абонентов-плательщиков. Граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, вносят плату за электрическую энергию не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 73 Правил). Данное правило является императивным и не может быть изменено по соглашению сторон. Иные покупатели оплачивают половину договорного объема потребления электрической энергии в срок до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии, если иное не установлено договором энергоснабжения (п. 70 Правил). Данное правило является диспозитивным, и стороны вправе не только согласовать иные объемы и сроки авансовых платежей, но и договориться об отказе от авансовой формы расчета. Правила относят на усмотрение сторон также установление сроков окончательного расчета на основании фактического потребления.

Порядком расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294, установлены следующие правила оплаты потребителями тепловой энергии: 35% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца; 50% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц будет меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц. Указанные правила не применяются в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75%.

Заключение договоров холодного водоснабжения и водоотведения

Для надлежащего заключения договора на холодное водоснабжение и водоотведение следует предоставить заявление с приложением документов, предусмотренных пунктами 16 и 17 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013, по адресу: Плетешковский пер., д.3, комн. 201.

Документов для оформления договора холодного водоснабжения и водоотведения:

При отсутствии указанного договора пользование системами коммунального водоснабжения и водоотведения считается самовольным.

По всем вопросам, связанным с заключением договоров, следует обращаться в информационно-справочную службу Мосводоканала по телефону: 8 (499) 763-34-34.

Популярное:

  • Коап 196-фз Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 12.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. Статья 12.7. […]
  • Трудовой кодекс рк глава 24 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (главы 14-40) Глава 16 . Особенности регулирования труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста (ст. 178-184)Статья 178. Права работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сфере труда Глава 17 . Особенности регулирования […]
  • Собственник имущества гражданский кодекс Статья 210 ГК РФ. Бремя содержания имущества Новая редакция Ст. 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Комментарий к Ст. 210 ГК РФ Бремя содержания имущества - возложение на лицо обязанностей по […]
  • Статья 111 44-фз Статья 111 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от […]
  • Трудовой кодекс рф 209 статья Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 - 231) Раздел X. Охрана труда См. схему "Охрана труда" См. комментарии к разделу X Глава 33. Общие положения (ст.ст. 209 - 210) Статья 209. Основные понятия Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда […]
  • 159 ук рф служебное положение СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ОБЩЕУГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Действующее уголовное законодательство предусматривает во многих составах преступлений такой квалифицирующий признак, как использование своего служебного положения. Уголовно-правовое […]