Выплаты при сокращении работника пенсионного возраста

Документ : При сокращении штатов увольняемым пенсионерам выплачивается только выходное пособие

При сокращении штатов увольняемым
пенсионерам выплачивается только
выходное пособие

В почте редакции газеты «Все о бухгалтерском учете» нередко встречаются письма читателей, содержащие вопросы, связанные с увольнением с работы. В письмах наиболее часто содержатся вопросы о расчетах с работниками при их увольнении по инициативе собственника или уполномоченного им органа на основаниях, предусмотренных п.1 ст.40 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины). Среди них львиную долю составляют вопросы о расчетах с пенсионерами, увольняемыми по указанной статье.

Пунктом 1 статьи 40 КЗоТа Украины предусмотрено, что бессрочные и срочные трудовые договоры могут быть расторгнуты по инициативе собственника или уполномоченного им органа (далее -работодатель) в случае изменений в организации производства и труда. К таким изменениям КЗоТ Украины относит:

— прекращение юридического лица путем его ликвидации, реорганизации или перепрофилирования;

— сокращение численности сотрудников (например, при недостаточном объеме работ; при сокращении работников одной квалификации и увеличении другой и т.п.);

— сокращение штатов, то есть изменение штатного расписания в сторону уменьшения численности работников.

В статье 49-3 КЗоТа Украины «Льготы и компенсации освобождаемым работникам» было указано, что в случае расторжения трудового договора на указанных выше основаниях работникам на период трудоустройства выплачивается средняя заработная плата (рассчитываемая по специальной методике), но не более чем за три месяца со дня увольнения с учетом выходного пособия. Начисление и выплата зарплаты производятся по последнему месту работы.

Выплату указанных средств работникам, увольняемым по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, законодательство нашего государства не ставило и не ставит в зависимость от пола, возраста, вероисповедания и социального положения увольняемого. Это находит подтверждение и в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 24.12.99 г. N 3 «О практике применения судами законодательства об оплате труда». Например, в пункте девятом постановления записано, что при увольнении работника по п.1 ст.40 КЗоТа Украины ему выплачивается средняя заработная плата на период трудоустройства «независимо от того, получает ли это лицо пенсию».

Таким образом, пенсионерам, уволенным по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины, юридическим лицом выплачивается выходное пособие в размере средней заработной платы, а также средняя заработная плата в течение последующих двух месяцев, но при обязательном условии: в период производимых выплат бывший работник не трудоустроился. Факт нетрудоустройства подтверждается отсутствием соответствующей записи в трудовой книжке уволенного.

Сразу отметим, что описанный выше порядок бесспорно действует только в том случае, если увольнение пенсионера по п.1 ст.40 КЗоТа Украины произошло не позднее 31 декабря 2000 года. Вы, уважаемые читатели, конечно, вправе спросить: а с чем связана оговорка автора о сроках действия указанного порядка? С тем, что с 1 января текущего года вроде бы утратила силу упомянутая выше ст.49-3 КЗоТа Украины, на основании которой уволенным в течение двух месяцев осуществлялись выплаты средней заработной платы. Наверное, у читателей вновь возникает вопрос: почему статья «вроде бы утратила силу»? Объясним. 22 февраля с.г. газетой «Урядовий кур’ер» официально обнародован Закон Украины «О размерах взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» (далее — Закон о размерах взносов), принятый еще 11.01.2001 г. При ознакомлении с его текстом создается впечатление, что ни разработчики проекта Закона о размерах взносов, ни депутаты, голосовавшие за его принятие, не подозревают о существовании Конституции: и ряд положений Закона о размерах взносов, и дата его вступления в силу — с 1 января 2001 года — все это, по нашему мнению, прямо или косвенно грубо нарушает требования Конституции Украины. Ну чего стоит такой «конституционный» пассаж: Закон о размерах взносов, как записано в п.1 ст.6, вступает в силу с 1 января сг., хотя в Конституции содержится конституционная норма, подлежащая безоговорочному выполнению и не допускающая какой-либо возможности ее иного толкования: «Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования» (ч.5 ст.94 Конституции Украины). Добавим к этому, что «в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия» (ст.8 Конституции Украины). Из сказанного напрашивается один-единственный вывод: Закон о размерах взносов официально подлежит выполнению как минимум с 22 февраля 2001 года, то есть сдаты официального обнародования, если, конечно, у нас правовое государство.

Возникшему законодательному казусу есть еще одно объяснение. В 1997 году, 21 ноября, Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О занятости населения». Пункт первый его «Заключительных положений» предусматривал: редакция той части ст.26 Закона «О занятости населения», из которой вытекала необходимость изъятия ст.49-3 из КЗоТа Украины, вступала в силу с 1 января 1999 года. Но 4 декабря 1998 года Верховная Рада Украины приняла Закон, перенесший срок вступления в силу новой редакции упомянутой ст.26 на 1 января 2000 года, а 17 декабря 1999 года вновь принят Закон, определивший датой ее вступления в силу 1 января 2001 года. И произошло то, что произошло: с 1 января 2001 года вступила в действие новая редакция ст.26 Закона «О занятости населения», предусматривающая выплату пособия по безработице только через центры занятости населения (которые в соответствии с этим Законом не ставят пенсионеров на учет как безработных). Параллельно продолжала свое действие ст.49-3 КЗоТа Украины, на основании которой непосредственно предприятия осуществляли выплату средств работникам, уволенным по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, в том числе и пенсионерам, на период их трудоустройства. И не исключено, что когда перед депутатами стала неизбежная дилемма — соблюдать требования Конституции Украины, демонстрируя тем самым уважение к ней, или же, закрыв глаза на требования Конституции, в очередной раз сэкономить на пенсионерах, — они выбрали второй вариант.

И совершенно обоснованно можно утверждать, что с 22 февраля 2001 года работники, уволенные по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины:

1. Получают выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст.44 КЗоТа) — это касается всех категорий увольняемых, в том числе и пенсионеров.

2. Имеют гарантированное государством право на получение пособия по безработице (кроме пенсионеров) в размере:

— 100 процентов средней заработной платы, которая выплачивалась им по последнему месту работы, — на протяжении 60-ти календарных дней;

— 75 процентов средней заработной платы — на протяжении последующих 90 календарных дней;

— 50 процентов — в течение последующих 210 календарных дней.

Следует отметить, что суммы выплат в качестве пособия по безработице, составляющие 75 процентов и 50 процентов средней заработной платы, не должны превышать размера средней зарплаты, сложившейся в народном хозяйстве соответствующей отрасли за предшествующий выплате месяц. Одновременно они же не должны быть ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.

Выплаты указанных выше пособий по безработице осуществляются при условиях:

— регистрации уволенных в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения;

— получения статуса безработного, что возможно в случае, если в течение семи дней (некалендарных) зарегистрированному не было предложено подходящей работы.

Приведенные размеры пособий по безработице и периодичность их выплаты предусмотрены ст.26 Закона Украины от 01.03.91 г. «О занятости населения» (с последующими изменениями и дополнениями). Попутно повторимся, что этот Закон не предусматривает постановку на учет в качестве безработных лиц, получающих пенсии.

Еще раз подчеркнем: так как в п.»г» ч.З ст.2 упомянутого Закона записано, что не могут быть признаны безработными граждане, имеющие право на пенсию на основании законов Украины, то отныне пенсионеры, увольняемые по п.1 ст.40 КЗоТа Украины, будут получать только выходное пособие. А у работодателей развязаны руки для увольнения работающих пенсионеров по основаниям, предусмотренным п.1 ст.40 КЗоТа Украины.

«Все о бухгалтерском учете» N 21 (567) от 7 марта 2001 г.

Платят ли пенсионерам выходное пособие?

«Жить на пенсию сложно, поэтому продолжаю работать пока могу. Оформлена, плачу все налоги. Но в скором времени организация, в которой я тружусь, ликвидируется. Сотрудники будут уволены на основании пункта 1 статьи 40 «Расторжение трудового договора по инициативе собственника». Администрация уже предупредила, что пенсионерам (таким, как я) при увольнении не будет выплачено выходное пособие. Неужели они правы?

Елена Степановна, г.Белгород- Днестровский»

При сокращении работников действующее трудовое законодательство предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций. Предоставляются они как за счет собственника, так и за счет государства. Их перечень приводится в статье 44-ой Кодекса законов о труде Украины.

В частности, при расторжении трудового договора с работником по инициативе работодателя, в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением штата работников (статья 44 КЗоТа Украины), собственник или уполномоченный им орган обязан выплатить такому работнику выходное пособие.

Каким должен быть размер выплаты выходного пособия? И снова обратимся к статье 44-ой КзоТа. Там говорится, что размер такой выплаты должен быть не меньше среднемесячного заработка.

Эта норма распространяется на все категории работников, в том числе и на лиц пенсионного возраста. Причем не имеет значения, получаете ли вы пенсию или у вас есть какие-то другие доходы.

Кроме того, в ст.ст. 115-116 КЗоТа Украины определены сроки выплат. Выходное пособие, как и все причитающиеся работнику суммы, работодатель должен выплатить ему в день увольнения. Также уволенному сотруднику должны отдать трудовую книжку и справку о зарплате. Если работодатель задержится с выплатой денег, то он должен будет заплатить работнику дополнительно его средний заработок за весь период задержки, до того момента, пока окончательно с ним не рассчитается.

Далее, рассмотрим какие гарантии и компенсации получает работник при сокращении от государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 КЗоТа Украины, их получение напрямую связано с регистрацией работника в органах государственной службы занятости в течение семи календарных дней после увольнения в качестве ищущего работу.

Таким работникам гарантируется:

— предоставление статуса безработного, если в течение семи дней ему не была предложена подходящая работа;

— право на получение помощи по безработице в размере 100 % средней заработной платы по последнему месту работы в течение 60 календарных дней. 75 % — в течение 90 календарных дней и 50 % — в течение следующих 210 календарных дней, но не выше средней заработной платы в соответствующей области за прошлый месяц и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.

Стоит отметить, что Пенсионеров не регистрируют в Центре занятости официально, так как считается, что свою помощь от государства они уже получают. Однако, пенсионер всегда может воспользоваться любой услугой Центра, будь то юридическая или любая другая консультация. Кроме того, специалисты готовы помочь пенсионеру найти в базе данных новую подходящую работу.

Ответ подготовлен при содействии «Южной правовой компании»

Выплата выходного пособия работающим пенсионерам при увольнении

Автор: Оксана Мун

Оксана Мун, ведущий юрисконсульт
[email protected]

Согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ выплата выходного пособия сотрудникам предусмотрена при увольнении по сокращению штата. Уволенному сотруднику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В соответствии с трудовым законодательством работающие пенсионеры приравнены в правах к остальным сотрудникам. Более того, в соответствии с нормами ст. 3 Трудового кодекса РФ, непредставление положенных гарантий и компенсаций пенсионерам можно расценивать как дискриминацию по возрасту. Таким образом, для пенсионеров не может быть исключений.

В случае сокращения пенсионера организация должна выплатить все, что предусмотрено трудовым законодательством остальным работникам.
Что касается применения исключительной нормы о сохранении среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении пенсионеров, то здесь нет однозначного мнения.

Одни специалисты считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.
Рассмотрим пример: Решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 19 апреля 2012 года, дело № 2-1352/2012
Из материалов дела: Ж.И.В. обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ФГУ высшего профессионального образования «Военная академия» (далее – Военная академия связи) задолженность по заработной плате (сохраняемый средней заработок в течение третьего месяца).

В обоснование своих требований указывает, что приказом Министра обороны РФ ликвидирован филиал Военной академии связи. В соответствии с приказом начальника филиала она была уволена с занимаемой должности инженера на основании п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ с целью получения среднего заработка по прежнему месту работы в течение третьего месяца, Центром занятости населения г. Новочеркасска ей была выдана справка о том, что она не была трудоустроена со дня увольнения.

Указанная справка и копия трудовой книжки сданы ей уполномоченному представителю филиала для осуществления выплаты.

Однако до настоящего времени выплата не произведена по причине того, что Ж.И.В. является пенсионером.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Гарантия выплаты среднемесячного заработка в течение третьего месяца предусмотрена для всех сокращенных работников, в том числе и для высвобождаемых пенсионеров.

Статья 178 ТК РФ не предусматривает в качестве обязательного условия признание лица безработным.

В связи с изложенным, суд решил взыскать с Военной академии связи в пользу Ж.И.В. сохраняемый средний заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца.

Данной позиции придерживаются и органы службы занятости, так, например, в своем письме № 1754-61 Федеральная служба по труду и занятости пояснила, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка, так же как нет основания для отказа в выдаче пенсионерам соответствующих справок. Минфин России в письме от 15.03.2006 г. № 03-03-04/1/234 придерживается той же точки зрения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что если после увольнения пенсионер в течение двух недель обращается в службу занятости, он имеет право на получение среднемесячного заработка в течение трех месяцев со дня увольнения.

Другие специалисты полагают, что в ст. 178 ТК РФ сохранение среднего заработка на третий месяц трудоустройства возможно при условии обращения в орган службы занятости населения, и в данной ситуации необходимо учитывать положения ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Таким образом, по смыслу Закона № 1032-1 пенсионер, получающий пенсию, не может быть признан безработным. Соответственно служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, и у нее не возникнет обязанности по трудоустройству, а выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают некоторые суды.

В качестве примера рассмотрим: Апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-25022/2012

Из материалов дела: Р.Н.С. обратилась с иском к ООО «СП Русь-Инвест» о признании незаконным отказа в выплате среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, взыскании денежных средств из расчета средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что работала в ООО «СП Русь-Инвест» в должности бухгалтера, уволена в связи с сокращением штата работников. При увольнении ей было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. В течение двухнедельного срока со дня увольнения она обратилась в службу занятости населения, однако не была трудоустроена.

Истринским центром занятости населения было принято решение о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

При обращении к ответчику с требованиями выплатить среднюю заработную плату за третий месяц со дня увольнения, был получен отказ, ввиду того, что данная выплата не предусмотрена в отношении пенсионеров.

Решением Истринского городского суда Московской области от 13.09.2012 г. в удовлетворении исковых требований Р.Н.С. отказано.

Не согласившись с постановленным решением, истица обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Выдача решений, предоставляющих гражданам возможность на получение заработной платы за третий месяц нетрудоустройства, осуществляется службой занятости в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».

Согласно п. 1 указанного выше Порядка, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).

В силу ст. 28 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Часть 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные истицей обстоятельства для выплаты среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата работников не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как требует ч. 2 ст. 178 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения за работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебной коллегией учитывалось и то обстоятельство, что истица является пенсионером, получает пенсию по старости, в связи с чем не может быть признана безработной в силу ч. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1, поскольку она имеет определенные средства к существованию, то есть является социально защищенной.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458, пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений, на работающих пенсионеров распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, однако безусловных оснований для применения в отношении них положений п. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительных обстоятельств для таких выплат нет. В подобных случаях необходимо наличие весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу требований ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными сторонами доказательствами.

При анализе рассмотренных решений судов видно, что в практике отсутствует единство относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ, это свидетельствует о том, что данный вопрос является спорным.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с Законом о занятости населения граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения и не должен влиять на права, закрепленные трудовым законодательством. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не должны быть связаны с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости населения. В противном случае налицо дискриминация указанных работников, что само по себе является недопустимым.

Таким образом, мнение большинства работодателей о том, что если сокращаемый работник по социальному статусу является пенсионером, он социально обеспечен, не отвечает требованиям трудового законодательства РФ, более того, нарушает конституционное право на равноправие, закрепленное в ст. 18, 19 Конституции РФ.

Порядок увольнения пенсионеров

Некоторые работодатели по ряду причин считают, что работников, достигших пенсионного возраста нужно увольнять. В действительности же, пенсионный возраст не лишает человека права работать далее. Государство, со своей стороны, гарантирует работающим пенсионерам определенные преимущества, восстанавливая тем самым справедливость.

На пенсионные выплаты сегодня зачастую прожить сложно. Поэтому работающий пенсионер в наше время представляет собой довольно распространенное явление. А тема трудовых прав пенсионера, особенно в части увольнения, имеет актуальность.

Права работающего пенсионера

Работающий пенсионер с точки зрения трудового законодательства является обычным работником, на которого распространяются все нормы трудового права.

Права работающего пенсионера аналогичны правам любого другого работника. При этом трудящиеся работники пенсионного возраста обладают некоторыми льготами и преимуществами:

  • Трудовое право запрещает возрастную дискриминацию работников. Статус пенсионера не может служить основанием для увольнения или непринятия на работу.
  • Работающие пенсионеры, как правило, являются более квалифицированными работниками. В случае увольнения по сокращению штата сотрудники с более высокой квалификацией имеют преимущественное право не быть уволенными.
  • Обязанностью работодателя является предоставление работающему пенсионеру внеочередного отпуска продолжительностью до 14 дней без сохранения заработной платы.
  • Увольняясь по собственному желанию, пенсионер не должен отрабатывать положенные две недели.

Порядок увольнения пенсионера по собственному желанию

Увольнение работающего пенсионера по собственному желанию происходит в общем порядке на основании заявления. Указывать причину, как и при обычном увольнении по собственному желанию, работник не обязан. Формулировка вида «по причине выхода на пенсию» представляется некорректной и избыточной, так как факт увольнения и статус пенсионера не связаны друг с другом.

Однако, в заявлении следует указать, что его автором является пенсионер, который на основании ст.80 ТК РФ должен быть освобожден от отработки двух дополнительных недель.

В трудовой книжке может быть (но не обязательно) указана причина увольнения в форме: «Уволен по собственному желанию в связи с пенсионным возрастом/выходом на пенсию».

Возможность увольнения пенсионера по инициативе работодателя

Пенсионеры являются защищенной категорий работников, для увольнения которых требуются не только организационные и производственные причины, но и комплекс индивидуальных возрастных особенностей работника, который по объективным причинам не может выполнять рабочие функции:

  • Потеря квалификации.
  • Проблемы со здоровьем и другие.

Если же выполнение трудовых функций пенсионером не вызывает вопросов, уволить такого пенсионера крайне затруднительно, так как он имеет:

  • Солидный стаж работы.
  • Подтвержденную квалификацию.
  • Высокий разряд.
  • Другие характеристики, которые свидетельствуют о высокой производительности и профессиональной квалификации работника.

Если работающему пенсионеру сложно выполнять функции на своем рабочем месте, он может быть переведен в пределах организации на другой, более простой и менее ответственный, участок работы. Такой подход широко распространен в корпоративной этике многих предприятий и компаний. Перевод работающего пенсионера на другую должность может быть осуществлен исключительно при согласии на перевод самого работника. Основанием для перевода служит заявление работающего пенсионера. Перевод должен быть оформлен официально.

Увольнение работающего пенсионера при сокращении штата

Для увольнения пенсионера при сокращении штата требуется соблюсти все общие процедуры, предшествующие сокращению в соответствии с трудовым законодательством безотносительно возраста увольняемых:

  • На предприятии в отношении предполагаемых к сокращению единиц должен быть установлен неполный рабочий день или неделя.
  • Должно быть проведено официальное сокращение штатного расписания.
  • Комиссия, занимающаяся сокращением, должна проанализировать списки сотрудников на выделение категорий, которые имеют преимущественное право быть оставленными на предприятии. В первую очередь, к ним относятся квалифицированные кадры. Кроме того, коллективными и трудовыми договорами может быть установлены дополнительные гарантии: для работающих пенсионеров, для работников, которые трудятся на предприятии свыше 25-ти лет и т.д.
  • Пенсионеру, должность которого попала под сокращение, должен быть предложен вариант перехода на другую должность.
  • Работающий пенсионер должен быть официально уведомлен о предстоящем сокращении не менее чем за два месяца.

Выплаты и компенсации, положенные пенсионеру при увольнении

При увольнении работающего пенсионера производятся выплаты на общих основаниях, которые включают:

  • Заработная плата за фактически отработанные дни в последнем месяце.
  • Компенсация за дни неиспользованного отпуска в текущем рабочем году.

Компенсация за дни отпуска рассчитывается на основе среднедневного заработка пенсионера, рассчитанного за последний год с применением усредненного количества рабочих дней в месяце равным 29,3. При этом каждый отработанный месяц в текущем рабочем году приравнивается к 2,33 дням отпуска. Полученное количество дней отпуска всегда должно округляться в большую сторону.

Если увольнение пенсионера происходит в связи с сокращением штата либо ликвидации организации, то к перечисленным выплатам добавляется:

  • Выходное пособие на первый месяц после увольнения.
  • Компенсация при невозможности трудоустройства во 2-м и 3-м месяце после увольнения.

Некоторым категориям работников (работникам Крайнего Севера, работникам районов, включенных в специальные перечни, работникам закрытых административных образований) период компенсаций при невозможности трудоустройства может быть продлен до 6-ти месяцев.

Существуют категории работников, которым трудовым законодательством предполагается сокращение выходного пособия до двухнедельной выплаты:

  • Сезонные работники.
  • Работники, которые отказались от перевода по работе в другую местность.
  • Работники, которые отказались продолжить трудовую деятельность после изменения условий трудового договора.

Расчет выходного пособия выполняется на основе среднедневного заработка пенсионера за последний год, и рассчитывается в соответствии с количеством рабочих дней, приходящихся на месяц, за который выплачивается выходное пособие.

Сокращение пенсионеров в Украине: можно ли уволить пенсионера или нет?

Как можно уволить работника пенсионера, который достиг пенсионного возраста и добровольно увольняться не хочет?

Порядок приема и увольнения наемных работников предпринимателями регулируется нормами Конституции Украины, Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ) и другими подзаконными актами. Статьей 43 Конституции Украины предусмотрено, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается. Государство создает условия для полного осуществления гражданином права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, а также гарантирует защиту от незаконного увольнения.
Если работник предпринимателя достиг пенсионного возраста, то это совсем не означает, что с ним должен быть разорван трудовой договор. Проанализируем нормы КЗоТ, которыми регулируются основания для прекращения трудового договора применительно к нашему вопросу.
В ст. 36 КЗоТ предусмотрены такие основания, как:

  • соглашение сторон – к нашему вопросу данное основание не подходит, поскольку работодатель с работником-пенсионером не могут прийти к такому соглашению;
  • окончание срока договора – данный пункт также не применим, поскольку с работником заключен бессрочный трудовой договор;
  • призыв или поступление на воинскую службу, направление на альтернативную (невоинскую) службу – не применим, поскольку женщины не являются военнообязанными, а мужчины могут призываться до 45 лет;
  • разрыв трудового договора по инициативе работника – а он этого не хочет – или по инициативе собственника – к этому мы вернемся чуть позже;
  • перевод работника по его согласию на другое предприятие или переход на выборную работу – ни того ни другого в нашем вопросе нет;
  • отказ работника на перевод на работу в другую местность вместе с предприятием, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением условий труда – у предпринимателя не меняется ни то ни другое;
  • вступление в законную силу решения суда, которым работник осужден к лишению свободы или другому наказанию, которое не предусматривает продолжения данной работы – этот пункт также не применим, поскольку нарушений работник не допустил;
  • основания, предусмотренные контрактом, – контракт может быть заключен только с отдельными работниками, перечень которых устанавливается законодательством. Наемные работники предпринимателя в этот перечень не попадают.

Статья 37 КЗоТ также не применима, поскольку она регулирует вопросы прекращения трудового договора с работником, направленным по решению суда на принудительное лечение, а в нашем вопросе работник просто достиг пенсионного возраста. Статья 38 КЗоТ предусматривает расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника, а работник не хочет расторгать договор, поэтому данная статья в нашем случае не может быть применима.
Статью 39 КЗоТ также нельзя применить, поскольку она регулирует порядок расторжения срочного трудового договора по инициативе работника, а в нашем случае с работником заключен бессрочный трудовой договор.
Статья 40 КЗоТ предусматривает основания для расторжения договора по инициативе работодателя – это как раз та статья, которую внимательно необходимо изучить предпринимателю. И если в ней не будет оснований для расторжения договора с работником-пенсионером, то придется ждать, когда работник на это решится сам.

Итак, трудовой договор бессрочный или срочный, но до срока его окончания может быть расторгнут по инициативе предпринимателя в следующих случаях:

  • при изменениях в организации производства и труда, ликвидации, банкротстве или сокращении численности работников – только если предусмотрено сокращение численности работников, предприниматель может уволить пенсионера, но в этом случае он обязан письменно известить его о том, что работник попадает под сокращение, и при увольнении выплатить ему выходное пособие;
  • при выявлении несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, что мешает продолжению данной работы, – просто так уволить работника на этих основаниях нельзя, для этого необходимы документы, подтверждающие этот факт;
  • при систематическом невыполнении работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания, – воспользоваться данным пунктом можно только при наличии докладных, подтверждающих, что работник не выполняет свои обязанности, а также уже имеются распоряжения, которыми ему объявлен выговор;
  • при прогуле (в том числе отсутствии на работе больше трех часов на протяжении рабочего дня) без уважительных причин – прогул должен быть задокументирован – объяснительная работника об отсутствии на рабочем месте, докладная руководителя подразделения или другого работника; без наличия этих документов уволить работника нельзя;
  • отсутствие на работе на протяжении более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности – основанием для увольнения по данному пункту может служить продолжительная болезнь, которая должна быть подтверждена листками временной нетрудоспособности;
  • восстановление на работе работника, который ранее выполнял эту работу, – по данному основанию работник подлежит увольнению, если решением суда восстановлен незаконно уволенный работник, ранее работавший в этой должности – к нашему вопросу это основание также неприменимо;
  • при появлении на работе в нетрезвом виде или в состоянии наркотического или токсичного опьянения – для увольнения по данному пункту необходимо иметь соответствующие медицинские заключения, а также объяснительную записку работника;
  • совершение на рабочем месте кражи (в том числе мелкой) имущества собственника, установленного решением суда, вступившего в законную силу, или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания, – как видно из формулировки данного пункта, для того чтобы уволить работника по этому основанию, необходим не только сам факт кражи, но и обязательно решение суда, доказывающее, что работник виноват.

Мы рассмотрели главные статьи, в которых предусмотрены основания для расторжения трудового договора. Если есть какое-то основание, которое является законным и предприниматель может им воспользоваться, то именно тот подпункт конкретной статьи он и должен указать в трудовом договоре как основание для его расторжения. В противном случае предприниматель не может на законных основаниях уволить работника только потому, что тот достиг пенсионного возраста.
Более того, ч. 2 ст. 11 Закона Украины от 16.12.93 г. № 3721-XII “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пенсионного возраста в Украине”, указывает на то, что запрещено увольнять работника по причине достижения им пенсионного возраста.
Таким образом, предприниматель не может уволить работника пенсионера только на том основании, что он достиг пенсионного возраста.
Согласно международным нормам регулирования труда увольнение по возрастному признаку считается дис¬криминацией в сфере труда.
Данная точка зрения высказана и в письме Министерства труда и социальной политики Украины от 17.06.2008 г. №165/06/186-08.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей о разных вопросах, которые возникают в связи с трудоустройством и увольнением пенсионеров!

Популярное:

  • Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью статья Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью статья Главная страница » Прокуратура разъясняет » Федеральным законом №227-ФЗ от 21.07.2014 года, вступившим в законную силу 2 августа 2014 года, в статьи 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (Умышленное […]
  • Регистрация ооо уфе Экспресс-регистрация ООО в Уфе Экспресс-регистрация Общества с ограниченной ответственностью это очень просто. Для регистрации необходимо: Позвонить по телефону +7(903)31-11-336 или 298-13-36. Подъехать к нам в офис(мы находимся возле 39 налоговой, в здании Красинского рынка, со […]
  • Принудительное выселение должника из жилого помещения Особенности выселения из жилого помещения и судебная практика Пунктом 1 статьи 40 Конституции РФ закреплено право человека на жилище. Высший Закон определяет перечень гарантий, которые позволяют реализовать это незыблемое право, в том числе оговаривает невозможность произвольного […]
  • Мировой суд 429 Мировой суд 429 Черемушкинский районный суд города Москвы 48 район Черемушки 117292, Москва, Нахимовский проспект, д.56 Головченко Оксана Васильевна 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д.49, к.1 50 район Черемушки Склярова Ирина Владимировна 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, […]
  • Штрафы гибдд если человек не вписан в страховку Штрафы гибдд если человек не вписан в страховку Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Какой штраф если водитель не вписан в страховку в 2018 году — нужна ли доверенность на управление автомобилем, если вписан в […]
  • Сколько лет нужно отработать чтобы получать пенсию по госслужбе Госслужащим повысили пенсионный возраст С 1 января 2017 года в России начали повышать пенсионный возраст госслужащих. Планка будет расти на полгода ежегодно, пока в 2032 году не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Одновременно увеличивается стаж, необходимый для назначения […]