Глава 8 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ внешнеэкономическойІ

81 Содержание, принципы и виды внешнеэкономической деятельноститі

Национальная экономическая система Украины является открытой системой, которая взаимодействует с мировым хозяйственной системой, обеспечивая через систему государственного регулирования эквивалентны, равноправные и взаемовиги и дни отношения субъектов национального рынка во внешнем оборот.

. ВЭД — это основанная на взаимовыгодных экономических отношениях деятельность в сфере внешней торговли, миграции капиталов и рабочей силы, научно-технического сотрудничества, охраны окружающей среды а тощ.

В. ГКУ (ст377) определено, что внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, в процессе ее осуществления требует пересечение таможенной границы Украины имуществом и / или рабочей силой. Имуществом, в частности, признается совокупность вещей и других ценностей (включается аючы нематериальные активы), которые имеют стоимостное определение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом, формах учета имущества этих субъектов зависимости от экономической формы, которой приобретает имущество в процессе хозяйственной деятельности, имущественные ценности относятся к основным фондам, оборотных средств, средств, товарыів.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на принципах свободы ее субъектов добровольно вступать во внешнеэкономические отношения в любых формах, не запрещенных законом, и равенства перед законом. Кроме этого, Украина в сфере. ВЭД руководствуется принципами в получения суверенитета народа Украины в осуществлении. СЭД.

Итак внешнеэкономическая деятельность — это совокупность отношений субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйствования, построенных на принципах взаимной выгоды, эквивалентного обмена и соблюдения положений международных ного прав.

Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования способствует включению национальной экономики в мирохозяйственные процессы, повышению ее конкурентоспособности на мировых рынках, повыше ищенню технического уровня производства, рациональному использованию всех ресурсов, ликвидации дефицита, повышению уровня жизни населения, решению многих социальных и экологических пробле.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предусматривает создание определенных условий и механизмов для эффективного развития отношений субъектов хозяйствования в разных странах.

. Основные виды (объекты) внешнеэкономической деятельности следующие:

1. Внешняя торговля (экспорт, импорт товаров, услуг)).

2. Научная, научно-техническая, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельностиі.

3. М еждународный финансовые операции и операции с ценными бумагамии.

4 кредитных и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельностиі.

5 общих предпринимательская деятельность, включающая создание совместных предприятий, проведение совместных хозяйственных операций, совместное владение имуществомм.

6. Предпринимательская деятельность, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственностиі.

7. Организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, ярмарок, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий, которые осуществляются на коммерческой основе;;

8. Товарообменные (бартерные) операцииї.

9. Арендные операцииї.

10. Операции по приобретению, продаже, обмену валюты на валютных аукционах, биржах, межбанковском валютном рынкеу.

11. Работа на контрактной основе физических лицб.

12. Другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные действующим законодательствомм.

. Субъектами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выступают: государство; негосударственные органы управления, экономикой (товарные, фондовые, валютные биржи, торговые палаты, ассоциации, союзы и т.п.), которые действуют на основе уставных документов; непосредственно субъекты внешнеэкономической деятельности (предприятия, фирмы, организации); межгосударственные и межрегиональные органы регулирования внешнеэкономической деятельности (ВТО»,. ГАТТ,. ЕБРР,. МВФ).

Согласно. Законам и соответственно ситуации на территории Украины для иностранных субъектов хозяйствования могут быть приняты такие правовые режимы деятельности:

o национальный режим который обеспечивает равные условия (права и обязанности) с украинскими субъектами хозяйствования;

o режим наибольшего благоприятствования который означает, что иностранные субъекты хозяйствования имеют больше прав, преференций и льгот по пошлин, налогов, сборов, чем другие участники внешнеэкономической деятельности;

o специальный режим который применяется к территориям, указанных как специальные экономические зоны, к территории таможенного союза и в отдельных случаях.

Найвишим органом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является. Верховная. Рада Украины. В ее компетенцию, кроме принятия, изменения, отмены законов, относится утверждение главных направлений со овнишньоекономичнои политики государстви.

. Кабинет. Министров Украины принимает меры к реализации, координации внешнеэкономической деятельности; заключает межправительственные договоры, обеспечивает их выполнение; формирует платежный баланс, сводный валютный план государства.

. Национальный банк Украины осуществляет хранение и использование золотовалютного резерва и других ценностей, регулирует курс национальной валюты к денежным единицам других государств, выполняет учетные и представительские функции.

. Министерство экономики обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики, осуществляет меры нетарифного регулирования, проводит антидемпинговые расследования и т.д..

. Государственная таможенная служба Украины обеспечивает таможенный контроль,. Антимонопольный комитет и. Межведомственная комиссия по международной торговле выполняют функции регулирования и контроля в соответствии со своими полномочиями.

На региональном уровне управления и регулирования внешнеэкономической деятельности выполняют органы местного управления этой сферы в пределах своей компетенции.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности (ВЭД)»

Нормативно правовое регулирование (обеспечение) внешнеэкономической деятельности в Украине осуществляется с помощью Хозяйственного Кодекса Украины.

Выдержка из Хозяйственного Кодекса, где можно найти правовую основу ВЭД:

Раздел VII. Внешнеэкономическая деятельность

  • Глава 37. Общие положения
    • Статья 377. Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
    • Статья 378. Субъекты внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
    • Статья 379. Виды внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические операции
    • Статья 380. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • Статья 381. Лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций
    • Статья 382. Внешнеэкономические договоры (контракты)
    • Статья 383. Государственная регистрация внешнеэкономических договоров (контрактов)
    • Статья 384. Таможенное регулирование при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
    • Статья 385. Принципы налогообложения при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
    • Статья 386. Валютные счета субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
    • Статья 387. Валютная выручка от внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
    • Статья 388. Получение субъектами внешнеэкономической деятельности кредитов в иностранных финансовых учреждениях
    • Статья 389. Защита государством прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД)
  • Глава 38. Иностранные инвестиции
    • Статья 390. Иностранные инвесторы
    • Статья 391. Виды иностранных инвестиций
    • Статья 392. Формы осуществления иностранных инвестиций
    • Статья 393. Оценка иностранных инвестиций
    • Статья 394. Правовой режим иностранных инвестиций
    • Статья 395. Государственная регистрация иностранных инвестиций
    • Статья 396. Деятельность субъектов хозяйствования с иностранными инвестициями в Украине
    • Статья 397. Гарантии осуществления иностранных инвестиций
    • Статья 398. Гарантии перевода и использования доходов от иностранных инвестиций
    • Статья 399. Гарантии иностранным инвесторам при прекращении инвестиционной деятельности
    • Статья 400. Законодательство об иностранных инвестициях

Комментарии юристов к законодательству ВЭД по теме:

Основные законы регулирования внешнеэкономической деятельности

К числу важнейших законодательных актов, регулирующих ВЭД, следует отнести: Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ), Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ), Закон РСФСР «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г. № 3615-1), Патентный закон РФ (от 2 сентября 1992 г.), Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г. № 5003-1), Таможенный кодекс Российской Федерации (от 10 июня 1993 г.). Закон РФ «О между-1 народном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-1) и др. Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Основные направления внешнеэкономического регулирования на первоначальном этапе реформ были сформулированы в Указе Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г.| № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», которым обеспечивалось право всем предприятиям вести внешнеэкономическую деятельность без специального разрешения. Остающаяся в распоряжении у экспортеров доля валютной выручки увеличивалась до 50%, отменялись налоги на импорт, сокращался перечень товаров, экспорт которых лицензировался и квотировался. В соответствии с осуществляемой либерализацией цен на все продукты и ресурсы была расширена сфера использования рыночного курса, что в дальнейшем определило многократную девальвацию рубля и переход к единому рыночному курсу.

Вместе с этим усиливался государственный контроль за экспортом стратегических товаров, занимающих ключевые позиции в российском экспорте. В соответствии с Положением о порядке регистрации предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров, был определен круг организаций и предприятий – экспортеров (преимущественно государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации). Институт спецэкспортеров был ликвидирован в марте 1995 г., когда участие российских экспортеров топливно-сырьевых товаров стало носить более упорядоченный характер и заработали механизмы таможенного и валютного контроля. Вместе с тем продолжал действовать ранее установленный порядок обязательной регистрации контрактов данной группы товаров уполномоченными МВЭС в регионах. Однако осенью 1998 г. стала вновь рассматриваться возможность введения системы специальных экспортеров в России.

В 1992–1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой.. Накопленный опыт в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечившей переход от административных в основном к экономическим мерам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу с 1 июня 1996 г. В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности.

Основными принципами регулирования внешней торговли являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности; I

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного peryлирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государств и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Расширение числа участников экспортно-импортных oneраций с начала 1992 г. существенно обострило проблему валютного регулирования и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным документом, определяющим основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, организациями и гражданами, является Закон РФ «О валютном регулировании валютном контроле» (от 9 октября 1992г. № 3615-1). Валютное законодательство получило дальнейшее развитие связи с принятием Указов Президента РФ «О реализаци гражданам на территории Российской Федерации товаре (работ, услуг) за иностранную валюту» (от 27 октября 1992 № 1306), «О частичном изменении порядка обязательно продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (от 14 июня 1992г. № 629), «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (от 21 ноября 1995 г. № 1163).

В связи с тем что все более важным фактором рыночных отношений в России является привлечение иностранного капитала, основное место в системе регулирования внешнеэкономической деятельности стало занимать создание законодательных правил по организации и функционированию предприятий с иностранными инвестициями. Основополагающим актом, регулирующим данную область внешнеэкономической деятельности, стал Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ). Он определяет основные формы и объекты иностранного инвестирования, организационно-правовые основы создания предприятий с участием иностранного капитала, виды и условия их деятельности, правовой режим предоставляемых для иностранных инвесторов гарантий.

Наряду с этим с целью улучшения действующего законодательства был принят Указ ПрезидентаРФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» (от 27 сентября 1993 г. № 1466). В нем, в частности, предусматривается положение, согласно которому издаваемые нормативные акты, регламентирующие условия функционирования на территории России иностранных совместных предприятий, в случае, если они в какой-то области ухудшают условия действующих предприятий, могут вступать в действие применительно к этим предприятиям только через три года после их опубликования.

В связи с тем что значительная часть иностранных инвестиций направляется в добывающие отрасли хозяйства Российской Федерации, серьезным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ), на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный Закон обеспечивает правовые основы отношений, возникающих в процессе инвестирования в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Закон государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей национальной экономики. Особое значение отводится государственному регулированию внешнеэкономической деятельности как совокупности мер, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны.
В статье рассмотрим основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации.

Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Иными словами, исходя из определения, данного в статье 1 Федерального закона от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле», можно выделить следующие виды ВЭД:
— внешнеторговая деятельность;
— производственная кооперация;
— валютные и финансово-кредитные операции.
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определены Федеральным законом от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон N 164-ФЗ).
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации (статья 3 Закона N 164-ФЗ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Популярное:

  • К какому гинекологу лучше встать на учет по беременности Ведение беременности. Что вас ожидает Какое количество обязательных посещений женской консультации установлено в Украине, и что ожидает беременную женщину во время каждой консультации врача в этой статье. Сколько раз нужно посещать врача при беременности? Регулярные посещения […]
  • Судебно медицинская экспертиза ростовской области Судебно медицинская экспертиза ростовской области Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (344068, г. Ростов-на-Дону, ул. Бодрая, № 88/35) тел. 8 (863) 220-61-50, факс. 8 (863) 235-38-53 email.: Этот адрес электронной почты защищен от […]
  • Земельная кадастровая палата приозерского района Кадастровая палата Приозерского района Лен.обл. Приозерский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» Начальник отделаНаумкин Леонид Борисович 188760, г. Приозерск, ул. Калинина, д. 51т.ф.: (8 813-79)34-768, 31-145 Приём и выдача документов:С 01 ноября 2012 года новый график […]
  • Внесение изменений в конституцию ссср Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР" (утратил силу) Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I"Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию […]
  • Водительские права нового образца расшифровка все категорий 2018 Новые категории водительских удостоверений Новые категории водительских прав в 2018 году. Что означают категории в правах нового образца? Расшифровка категорий и подкатегорий водительских удостоверений. В 2013 году в России появились новые категории водительских прав, а с 2014 года […]
  • Исковое заявление о невыполнении обязательств по договору Исковое заявление о неисполнении обязательств (исковое заявление о неисполнении обязательств по договору на изготовление и установку пластиковых изделий в срок) Мировому судье судебного участка №_ ______________ района г___________ Истец: (ФИО, адрес и телефон) _____ Ответчик: […]