Какие сведения о банкротстве необходимо публиковать арбитражному управляющему в ЕФРСБ и в официальном издании

Пункт 1 ст. 28 Закона N 127-ФЗ предусматривает, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом N 127-ФЗ, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.

Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» газета «Коммерсантъ» определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом N 127-ФЗ.

Согласно п.6 ст.28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:
1) о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Срок опубликования: конкурсное производство – не позднее 10 дней с даты утверждения конкурсного управляющего (пункт 1 статьи 28).

В соответствии с пунктом 29 ПП ВАС № 60 по аналогии срок применялся к иным процедурам до 17.08.2013 (до вступления в силу Приказа № 178).

С 18.08.2013 срок для публикации сведений об иных, кроме конкурсного производства, процедурах – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве»). Место публикации: официальное издание и ЕФРСБ

2) о прекращении производства по делу о банкротстве;

Срок опубликования –– 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа № 178). Место публикации: официальное издание и ЕФРСБ.

3) об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;

Данные сведения публикуются арбитражным управляющим, при неопубликовании сообщений об освобождении или отстранении арбитражного управляющего самим арбитражным управляющим – СРО, членом которой он является (абзац 5 пункта 5 статьи 28).

Срок опубликования –– 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа № 178). Место публикации: официальное издание и ЕФРСБ.

4) об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

Срок опубликования –– 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа № 178). Место публикации: официальное издание и ЕФРСБ.

5) о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;

Не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Закона о банкротстве, и в печатном органе по месту нахождения должника (пункт 9 ст.129 Закона).

В течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и разместить на сайте этого официального издания в сети «Интернет», в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов. В случае, если торги признаны состоявшимися, в этом информационном сообщении должны быть указаны сведения о победителе торгов, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале победителя торгов внешнего управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, а также сведения о предложенной победителем цене предприятия.

6) об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым — шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

Срок опубликования –– 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа № 178).

7) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

Перечень сведений подлежащих публикации

Перечень сведений, подлежащих опубликованию и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, в соответствии с нормами данной статьи является открытым и предполагает возможность включения в него сведений, подлежащих обязательному опубликованию в соответствии с иными нормами Закона о банкротстве.

К числу таких сведений можно отнести, например, сведения о проведении собрания кредиторов, количество которых превышает 500 (п. 2 ст. 13 Закона), сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. (п. 4 ст. 13 Закона) Место публикации: ЕФРСБ.

В соответствии с абзацем 10 п.7 ст.12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами — в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов. Место публикации: ЕФРСБ.

В соответствии с п 7.8. Приказа МЭР РФ №54 организатор торгов в течение трех рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи направляет для размещения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о заключении договора купли-продажи имущества (предприятия) должника (дата заключения договора с победителем открытых торгов или сведения об отказе или уклонении победителя открытых торгов от заключения договора, дата заключения договора с иным участником торгов и цена, по которой имущество (предприятие) приобретено покупателем). Место публикации: ЕФРСБ.

Согласно п.5.1 Закона отчет об оценке имущества должника подлежит включению внешним управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме. Место публикации: ЕФРСБ.

Арбитражный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.(п.2 ст.99, п.2 ст.129 Закона) Место публикации: ЕФРСБ.

Перечень сведений, подлежащих опубликованию и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, в соответствии с нормами данной статьи является открытым и предполагает возможность включения в него сведений, подлежащих обязательному опубликованию в соответствии с иными нормами Закона о банкротстве.

Также п.7 ст.28 Закона установлено, что сведения, подлежащие обязательному опубликованию при проведении процедур банкротства в соответствии с п. 6 ст.28 Закона, помимо обязательного опубликования в официальном издании и включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, могут быть опубликованы в иных средствах информации.

Принятие соответствующего решения отнесено к Закона компетенции общего собрания кредиторов должника или комитета кредиторов.

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 7 данной статьи устанавливается дополнительное право собрания кредиторов принять решение о включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовании иных сведений о должнике.

В соответствии с п. 8 если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:

  • наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
  • наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
  • фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
  • установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.

Кроме того, пунктом 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры.

Такое сообщение должно содержать следующие сведения:

  • наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
  • наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
  • фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
  • наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
  • наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;
  • стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника и дата окончания инвентаризации в случае, если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась инвентаризация.

В соответствии с п.2 ст.99, п.2 ст.129 Закона сведения о результатах инвентаризации имущества должника включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты ее окончания:

  • сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, оснований для превышения размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;
  • балансовая стоимость (при наличии) имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также дата, на которую эта стоимость определена;
  • выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
  • дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.

Согласно п.6.2 Закона о банкротстве по результатам наблюдения соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:

  • даты вынесения судебных актов о введении наблюдения и об окончании наблюдения, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании наблюдения (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе наблюдения требований по каждой очереди требований;
  • выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника), сведения о дате проведения первого собрания кредиторов и принятых им решениях, сведения о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения.

В соответствии с п.6.3 Закона по результатам финансового оздоровления соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:

  • даты вынесения судебных актов о введении финансового оздоровления и об окончании финансового оздоровления, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании финансового оздоровления (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе финансового оздоровления требований по каждой очереди требований;
  • сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам финансового оздоровления и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам финансового оздоровления.

В силу п. 6.4. Закона о банкротстве по результатам внешнего управления соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:

  • даты вынесения судебных актов о введении внешнего управления и об окончании внешнего управления, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании внешнего управления (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе внешнего управления требований по каждой очереди требований;
  • сведения о дате проведения собрания кредиторов, утвердившего план внешнего управления, о сделках, подлежащих согласованию с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона;
  • сведения о предложении арбитражного управляющего по результатам внешнего управления, содержащемся в отчете внешнего управляющего, сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам внешнего управления и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам внешнего управления.

По результатам конкурсного производства соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения (п.6.5 Закона):

  • даты вынесения судебных актов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о завершении конкурсного производства, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе конкурсного производства требований по каждой очереди требований;
  • сведения о стоимости активов, не включенных в конкурсную массу, привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;
  • сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам конкурсного производства и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам конкурсного производства.

В соответствии с п. 3 ст.28 Закона наряду со сведениями, подлежащими включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, включению в указанный реестр подлежат сведения, перечень которых устанавливается регулирующим органом. (Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве», приложение №2).

Соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом. (п.3.1 Приказа №178).

Полный перечень сведений обязательных публикации в ЕФРСБ, определен:

  • Статьей 28 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  • Иными статьями указанного Федерального закона (в частности, часть 4 статьи 13, статьями 110, 130, 139, 183.5, 189.28 и другими).
  • Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495, а также приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 года № 178.

Сроки публикации сведений

Сроки размещения сообщений в ЕФРСБ определены Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Приказом №178, а также Приказом № 495.

Общим сроком для опубликования сведений в ЕФРСБ установлен срок в три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта, если самим законом или приказом не предусмотрен другой срок.

Однако для отдельных типов сообщений сроки могут отличаться:

  • В частности, срок для размещения сведений о проведении торгов в электронной форме операторами электронных площадок осуществляется не позднее одного часа с момента их размещения на электронной площадке (в соответствии с главой VIII Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом № 495);
  • Срок на размещение сообщения о продаже предприятия (имущества) составляет не менее 30 дней до даты проведения торгов (пункт 9 статьи 110 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Датой начала течения срока опубликования сведений в ряде случаев указывается дата, когда лицо узнало о возникновении соответствующего факта. В соответствии со сложившейся судебной практикой такой датой признается дата опубликования мотивировочной части судебного акта на сайте арбитражного суда (картотека арбитражных дел).

Важно!

Судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос с какого момента считается исполненной обязанность по включению сведений в ЕФРСБ.

  • В одном случае суд пришел к мнению, что такая обязанность считается исполненной в день размещения сведений на сайте ЕФРСБ, а не в день создания сообщения или в день его оплаты.
  • В другом случае суд пришел к мнению, что такая обязанность считается исполненной в день оплаты сообщения о размещении сведений на сайте ЕФРСБ.

Состав информации обязательной к публикации и дополнительные сведения в полной таблице.

Таблица сроков по закону о банкротстве

Новости по теме

Сроки при банкротстве по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом

Реестр кредиторов

Наблюдение

Конкурсное производство

Мировое соглашение

Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Высшая школа юриста

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Полезное для судебных юристов

ВЫБОР ГЛАВРЕДА

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Арбитражная практика для юристов» –
о том, как выиграть спор в арбитражном суде

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Арбитражная практика для юристов».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Арбитражная практика для юристов» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62265 от 03.07.2015.

Закон о банкротстве: новый взгляд на новую редакцию

С 19 января вступила в силу новая редакция Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Уникальность Закона состоит не только в том, что он регулирует одну из самых проблемных сфер хозяйственного права – процедуру банкротства, но и в том, что при его написании были учтены как рекомендации представителей власти (Кабинета министров Украины, Министерства юстиции, Министерства финансов), так и предложения общественности. Поэтому, не успев пройти испытание судебной практикой, Закон вызвал ажиотаж среди профессионального сообщества.

По мнению авторов, Закон направлен на решение целого ряда актуальных проблем, среди которых специалисты особо отмечают чрезмерную длительность процедуры банкротства, составляющую в среднем 2,9 года, а также затратность, поскольку издержки на производство дела о банкротстве достигают 42% стоимости имущества. Практикующие юристы, напротив, опасаются, что Закон предоставляет широкие возможности для незаконного захвата предприятия путем завладения его уставной и бухгалтерской документацией. Судьи подчеркивают необходимость внесения многочисленных дополнений и уточнений. Арбитражные управляющие спешат заменить свои лицензии на свидетельства, подтверждающие их полномочия.

Какие последствия на самом деле может повлечь за собой применение нового законодательства о банкротстве, выясняла «Судебно-юридическая газета».

Финансовое оздоровление

Одним из основных направлений новой редакции Закона стало экономическое «оздоровление» предприятий. Так, введена процедура санации, которая предусматривает систему мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, осуществляемых с целью предотвращения его банкротства. Основанием для инициирования досудебной санации служит письменное согласие должника и кредиторов, достигнутое как до, так и после возникновения задолженности. В случае утверждения плана санации, предварительно согласованного должником со всеми кредиторами, суд устанавливает для ее проведения срок 6 месяцев, который может быть продлен еще на 12 месяцев.

Сразу же хочется отметить, что процедура санации воспринимается отдельными юристами как нелегитимная, поскольку, исходя из предписаний Закона, позволяющих кредиторам заявлять свои требования на протяжении всей процедуры банкротства, окончательный план санации не может быть составлен, а значит, и утвержден судом. Однако, проконсультировавшись с экономистами и судьями, «Судебно-юридическая газета» приходит к выводу, что план является динамическим образованием, в котором заранее закладываются риски. Исходя из этого, уже утвержденный план может изменяться по ходу проведения санации.

Кто, кому и сколько должен?

Безусловно, позитивной для потенциальных должников новеллой Закона стало положение о перенесении введения моратория по делу о банкротстве, т. е. принятия судом мер по обеспечению требований кредиторов, с момента поступления заявления о возбуждении производства по делу на момент проведения подготовительного заседания. По мнению специалистов, тем самым законодатель обезопасил экономику предприятия, в отношении которого подается заявление, от вмешательства в случае отсутствия подтверждения указанной в заявлении информации. Проверка информации проводится судьей в течение 5 дней с момента подачи заявления. Подготовительное заседание суда назначается не позднее 14 дней с даты вынесения определения об открытии производства по делу о банкротстве.

С другой стороны, внесены изменения в понятие денежных обязательств как предмета процедуры банкротства. С момента вступления Закона в силу к таковым следует причислять не только обязательства уплаты денежных сумм, но и обязательства, возникшие вследствие невозможности исполнения договоров хранения, аренды, ренты и т. п. Кроме этого, к компетенции суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, отнесены все имущественные требования к должнику, в т. ч. споры о признании договоров недействительными, что упраздняет путаницу, возникавшую в случае рассмотрения дел с одними и теми же участниками в разных судах.

Обнародовать информацию об открытии производства по делу о банкротстве обязан сам суд на официальном веб-портале Высшего хозяйственного суда Украины. По мнению парламентариев, подобная инициатива сделает информацию доступной для более широкого круга лиц. К этому мнению присоединяется и наше издание, принимая во внимание, что, во-первых, раньше банкрот мог обнародовать информацию в непопулярных печатных источниках и таким образом фактически избежать ее широкого разглашения, а во-вторых, пользование официальным веб-ресурсом в интернете является более доступным и достаточно дешевым способом получения официальной информации.

Что достается кредиторам?

Еще одним новшеством стало введение новой категории кредиторов – обеспеченных кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Невзирая на то, что обеспеченные кредиторы не представлены как стороны по делу о банкротстве, их требования, а также данные об имуществе должника, которое является предметом залога, отдельно вносятся в реестр требований кредиторов.

Существенно изменен порядок продажи имущества банкрота. Подчеркнута необходимость продажи имущества должника в виде целостного имущественного комплекса, что, по идее, должно предотвратить «растаскивание» такового недобросовестными кредиторами. Однако на днях Министерством юстиции был вынесен на обсуждение проект постановления «Об утверждении порядка отчуждения в процедуре санации имущества должника путем замещения активов», который предоставляет возможность раздробления предприятия на несколько хозяйственных обществ с целью их дальнейшей реализации. К сожалению, пока неясно, противоречит ли это приоритетным задачам Закона и чьи интересы представляет подобная инициатива.

Также расширен перечень имущественных действий должника, которые могут быть опровергнуты судом. Впрочем, разъяснение термина «имущественные действия» в Законе отсутствует, равно как и установление процедуры их опровержения, что не помешало авторам Закона ввести положение, предписывающее кредитору по недействительному договору или опровергнутому действию право выбора – погашение долга в первую очередь или исполнение должником данного обязательства.

Коротко о главном

Нельзя не отметить и другие положительные аспекты новой редакции Закона. К примеру, установлен срок на проведение процедуры распоряжения имуществом – 115 календарных дней, который может быть продлен судом не более чем на 2 месяца. Следует указать, что ранее срок распоряжения имуществом мог продолжаться без ограничений, в результате чего процедура банкротства значительно затягивалась.

Установлен максимальный срок процедуры ликвидации – 12 месяцев. При необходимости он может быть продлен еще на 6 месяцев, так что в целом ликвидация не может длиться более 18 месяцев.

Акционерам неплатежеспособного предприятия или другим лицам предоставлена возможность увеличения уставного фонда за счет средств, полученных от дополнительной эмиссии акций.

Отменен мораторий на принудительную реализацию имущества госпредприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых государственная часть составляет не менее 25%.

В связи с расширением экономических связей и возможностью ведения предпринимательской деятельности как иностранцами на территории Украины, так и нашими соотечественниками за рубежом введен институт трансграничного банкротства.

Кто такой арбитражный управляющий

Значительный массив изменений коснулся деятельности арбитражных управляющих. Примечательным является четкое определение термина, согласного которому арбитражный управляющий – это физическое лицо, назначенное хозяйственным судом в установленном порядке в деле о банкротстве в качестве распорядителя имущества, управляющего санацией или ликвидатора, из числа лиц, которые получили соответствующие свидетельства и внесены в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины. Т. е. арбитражный управляющий больше не является субъектом предпринимательской деятельности – ему присвоен статус субъекта независимой профессиональной деятельности, который подтверждается свидетельством, выданным после внесения данных в Реестр.

Деятельность арбитражного управляющего регулируется положением «О системе подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)», утвержденным Минюстом. В число требований к лицам, желающим осуществлять подобную деятельность, входят наличие полного высшего юридического или экономического образования, стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 3 лет, прохождение стажировки сроком 6 месяцев, а также сдача квалификационного экзамена.

Значительно расширились полномочия арбитражных управляющих, которые, согласно воле законодателя, получили независимость во время их осуществления. Так, в случае задержания или открытия уголовного производства относительно арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) уполномоченный орган обязан немедленно сообщить об этом в государственный орган по вопросам банкротства, изъятие документов арбитражного управляющего допускается только по решению суда. Одновременно усилена ответственность арбитражных управляющих. Наряду с нотариусами, аудиторами, экспертами и оценщиками, они отнесены к субъектам коррупционной деятельности. За вред, причиненный третьим лицам, новая редакция Закона позволяет привлекать арбитражного управляющего не только к дисциплинарной, но и к гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности.

Обязательным является страхование профессиональных рисков арбитражного управляющего, ежегодная сумма которого должна составлять не менее 300 минимальных размеров зарплаты, установленной на начало года. Из этой суммы, по замыслу законодателя, должен быть возмещен ущерб, причиненный в результате неумышленных действий либо ошибки арбитражного управляющего, что дает определенные гарантии лицам, вынужденным с ним сотрудничать в силу своего процессуального положения.

Изменился и порядок назначения арбитражного управляющего. Теперь, по примеру Германии, Ирландии, Италии и других стран Западной Европы, выбор арбитражного управляющего в украинских судах производится автоматически из Единого реестра и утверждается постановлением уже post factum. По мнению парламентариев, это позволит избежать привлечения к процедуре банкротства в качестве арбитражных управляющих заинтересованных лиц. В то же время, в случае несогласия арбитражного управляющего участвовать в процедуре банкротства, предоставленного им в письменном виде, повторное назначение осуществляется судом путем рассмотрения кандидатуры, предложенной советом кредиторов.

Арбитражному управляющему на заметку

По сообщению Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального заверительного органа Министерства юстиции, в течение 6 месяцев начиная с 19 января 2013 г. Минюстом будет производиться замена лицензий на право осуществления деятельности арбитражного управляющего. Вместо лицензий арбитражные управляющие получат свидетельства о праве на осуществление соответствующей деятельности с занесением информации в Единый реестр арбитражных управляющих Украины.

Доступ к Реестру осуществляется через интернет на официальном веб-сайте Минюста. Пользователям обеспечена возможность поиска, просмотра, копирования и распечатки на основании распространенных веб-обозревателей и редакторов, без необходимости применения специально созданных для этого технологических и программных средств, круглосуточно, без ограничений и взимания платы.

Замене подлежат действующие на день вступления Закона в силу лицензии. Замена будет осуществляться на безоплатной основе по заявлениям арбитражных управляющих. Свидетельство о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего является бессрочным.

КОММЕНТАРИИ

Борис Поляков, судья, заместитель секретаря третьей судебной палаты Высшего хозяйственного суда Украины, д.ю.н., профессор:

– Закон о банкротстве имеет приоритет перед другими законодательными актами в регулировании отношений, связанных с банкротством субъектов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных в Законе. Т. е. если при рассмотрении дела будет установлено, что нормами определенных законодательных актов соответствующие правоотношения урегулированы по-другому, чем этим Законом, применению подлежат нормы Закона о банкротстве.

В новой редакции Закона принятие заявления о возбуждении дела о банкротстве и возбуждение производства по делу о банкротстве отделены друг от друга процессуальными действиями. В первом случае хозяйственный суд решает вопрос о принятии заявления к рассмотрению, отказе в его принятии или возвращении заявителю, а во втором, т. е. в подготовительном заседании – вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве или об отказе в таком возбуждении. Предварительное заседание суда должно быть проведено не позднее 2 месяцев и 10 дней, и только в случае большого количества кредиторов – не позднее 3 месяцев после проведения подготовительного заседания. Решение вопроса о том, является ли количество кредиторов большим, возлагается на хозяйственный суд с учетом обстоятельств конкретного дела. При этом должны приниматься во внимание не только количественный состав кредиторов, но и состав денежных требований, наличие и содержание возражений распорядителя имущества, должника, других кредиторов и т. п.

Игорь Николаев, к.ю.н., юридический советник Центра коммерческого права:

В Украине продолжается реформа системы банкротства, предусмотренная Программой экономических реформ Президента Украины на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» (Раздел 4. «Начала бизнеса и выход из бизнеса»). Составляющими этой реформы являются изменение статуса арбитражных управляющих, создание условий для повышения уровня их квалификации и улучшения качества услуг, предоставляемых арбитражными управляющими потребителям.

С принятием инициированного Президентом Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» №3206-VI от 07.04.2011 арбитражные управляющие отнесены к субъектам коррупционной деятельности как лица, предоставляющие публичные услуги. Необходимо сказать, что в иностранных юрисдикциях к выполнению функций арбитражных управляющих (кстати, называются они в разных странах по-разному) допускаются представители различных профессий – адвокаты, аудиторы, бухгалтеры, медиаторы и т. п. Порой они не требуют отдельного допуска к профессии. В Украине же это лица, которые имеют особый статус, и для его получения они проходят определенную процедуру допуска к профессии.

Сергей Куровский, судья Высшего хозяйственного суда Украины:

– С принятием новой редакции Закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» возник ряд вопросов, касающихся в основном применения его положений судами на практике. С целью решения этих вопросов уже проведены заседания судебной палаты и Пленума Высшего хозяйственного суда Украины, в ходе которых на рассмотрение были вынесены отдельные положения Закона. Принят ряд постановлений, дополняющих и разъясняющих положения Закона. В дальнейшем планируется проведение анализа судебной практики, результаты которого будут обсуждаться совместно с Министерством юстиции Украины.

Дмитрий Ворона, заместитель министра юстиции Украины:

– На заседании Пленума Высшего хозяйственного суда Украины был принят проект постановления «Об утверждении положения об автоматизированной системе отбора кандидатов на назначение арбитражных управляющих в делах о банкротстве». Проект разработан совместно с Министерством юстиции Украины. В нем учтены отдельные неточности, касающиеся механизма автоматизированной системы выбора арбитражного управляющего. В целом проект соответствует выдвигаемым к нему требованиям, с условием редакционных поправок. В частности, необходимо указать на установление квалификации арбитражного управляющего комиссией, а также рассмотреть некоторые терминологические неточности.

Анатолий Вязовченко, арбитражный управляющий, председатель Национального профессионального союза арбитражных управляющих Украины:

– В уголовном законодательстве не установлены какие-либо особенности привлечения арбитражных управляющих к уголовной ответственности. А в ст. 4 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» содержит новеллу о том, что арбитражный управляющий во время исполнения своих полномочий приравнивается к должностному лицу предприятия-должника. Такое неоднозначное с точки зрения юридической техники положение Закона (приравнивается в статусе, но не в правах и обязанностях) позволит правоприменительным органам расширенно толковать положения Раздела XVII УК Украины (должностные преступления) по отношению к арбитражным управляющим.

В то же время, процессы реформирования уголовного законодательства, направленные на гуманизацию и декриминализацию ответственности за экономические преступления, в т. ч. в процедурах банкротства, позволяют надеяться, что уголовная ответственность арбитражных управляющих не будет связана с лишением свободы, а ограничится лишь штрафами и возмещением имущественного ущерба предприятию-должнику. Предусмотрено также лишение права заниматься профессиональной деятельностью арбитражного управляющего по решению суда. Учитывая, что управляющий назначается хозсудом, следовало бы рассмотреть возможность законодательной инициативы о предварительном согласии хозсуда на привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности за преступления в сфере профессиональной деятельности.

Популярное:

  • Как подать в суд на фитнес клуб Обсуждения !!Возврат денег,исковое заявление,суд! 459 сообщений Ребят давайте объединимся и заполним эту тему! И так что мы делаем если захотели вернуть свои деньги! В первую очередь делаем копию договора, оригиналы ни в коем случаи не даем им в руки.Идем к ним и они дают нам образец […]
  • Пенсия вдове после смерти мужа Может ли вдова после смерти мужа военнослужащего получать его пенсию? здравствуйте.у меня такой вопрос.мой отец служил во внутренних войсках 20 лет.ушел на пенсию по выслуге лет.потом умер.на что имеет право его жена после его смерти,ему квартиру не довали,выплат тоже. Ответы юристов […]
  • Материнский капитал 2014 как потратить Материнский капитал в 2015 и 2016 году Программа материнского капитала началась в 2007 году в виде реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Их обеспечение в рамках программы установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ путем […]
  • Земельный закон 2014 Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ"О внесении изменений в Земельный кодекс […]
  • Закон о военнослужащих 1993 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах […]
  • Закон о милиции рф 1995 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции" С изменениями и дополнениями от: 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 […]