Всё о твоём жилье

У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность.
А. Дюма

Каждый гражданин России должен быть зарегистрирован по месту жительства – то есть иметь «постоянную прописку». В случае временного проживания, оформляется «временная прописка» — по месту пребывания.

Дети-сироты и лица, из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей регистрируются:

  • по месту жительства (место закрепления жилой площади, например, жилье, оставшееся после смерти родителей, или квартира, где ты проживал до поступления в детский дом),
  • по месту временного пребывания (например, общежитие на время учебы).

Снятие с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания до 18 лет осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Как узнать, имеешь ли ты право на получения жилья от государства?

Вариант 1: За тобой было закреплено жилье.

Если до помещения в детский дом за тобой была закреплена жилплощадь (на праве собственности или на условиях социального найма), то право на эти квадратные метры сохраняются за тобой до самого выпуска. Передать твою комнату или квартиру тебе должны в пригодном для проживания состоянии и без задолженностей.

Ты имеешь право на предоставление жилья, если проживание в закрепленном за тобой помещении невозможно. Например:

  • родители, лишенные родительских прав, страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания),
  • в квартире проживают чужие для тебя люди (родители вступили в новый брак, у них родились дети, семьи «новых» родственников, с которыми ты никогда не общался),
  • квартира перенаселена, а твоя доля в жилплощади не была выделена до выпуска из интерната.

Учетная норма площади жилого помещения в Санкт-Петербурге:

  • 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах;
  • 15 кв.м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

Вариант 2: Если ты не имеешь закрепленного жилого помещения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания образовательного учреждения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (не менее 33 кв.м.).

С 1 января 2013 года детям-сиротам, как не имеющим закрепленного жилья, так и тем, у кого такое жилое помещение есть, однако проживание в нем по ряду обстоятельств невозможно, предоставляются отдельные квартиры по договорам найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет.

По окончании срока действия договора найма жилое помещение «закрепляется» за ребенком-сиротой по договору социального найма.

Порядок предоставления жилья

Для того, чтобы получить квартиру, ты должен состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в жилищном отделе районной администрации. К моменту твоего 18-летия тебе должны предоставить смотровой талон на квартиру. Право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения детей-сирот такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста. Однако встать на очередь необходимо именно до 23 лет. Если не предпринимать никаких действий и не подавать документы до этого возраста — право на получение жилья сирота утрачивает.

Когда пойдешь осматривать предлагаемую квартиру, обрати внимание на:

  1. состояние квартиры и дома (он не должен быть в аварийном состоянии)
  2. наличие и состояние сантехники;
  3. наличие плиты.

Если условия тебя не устраивают, ты возвращаешь смотровой талон.

Если ты тебе все понравилось, ты подписываешь своё согласие в смотровом листе. После этого специалисты жилищного отдела готовят договор найма специализированного жилищного фонда, сроком на 5 лет. В течение этого времени ты не сможешь продать, сдать в аренду или обменять эту квартиру – это сделано, чтобы защитить тебя от мошенников, которые часто пользуются доверчивостью детей.

За месяц до окончания действия договора тебе нужно переоформить его на договор социального найма.

Если ты являешься собственником квартиры или комнаты, то ты можешь беспрепятственно продать её. Но прежде чем сделать это, хорошо подумай и обязательно посоветуйся с кем-то, кого ты давно знаешь и доверяешь. Не доверяй непроверенным риэлторам!

Не раз случалось, что ребята, почувствовав вкус свободы, продавали своё жильё, чтобы купить машину, планшет, компьютер или дать взаймы друзьям, а потом в прямом смысле слова оказывались на улице. Конечно, эти ребята потом пожалели, хотели признать сделку недействительной, но назад дороги уже не было.

Лишившись жилья, ты останешься без «постоянной прописки», а значит, лишишься всех своих льгот, не сможешь устроиться на работу, пойти в поликлинику.

Также помни, что не следует необдуманно подселять к себе, а тем более, регистрировать по месту жительства случайных знакомых, друзей и родственников.

Как оплачивать жилищные услуги

С появлением собственного жилья у тебя появились дополнительные права – ты можешь приходить и уходить, когда захочешь, можешь приглашать друзей и сам регулировать распорядок дня. Но твои права заканчиваются там, где начинаются права других людей.

Поэтому тебе нужно соблюдать правила:

  • снимать показания счетчиков электроэнергии и воды;
  • не позднее 10 числа каждого месяца оплачивать счета (за коммунальные услуги, электричество, воду, телефон и интернет, домофон и т.д.)
  • содержать квартиру в надлежащем санитарном состоянии и нести все расходы по ее содержанию.

Если ты не будешь делать это вовремя, то будет расти не только долг за квартиру, но и начисляться пеня (неустойка). При наличии долга ты не сможешь получить компенсацию на оплату коммунальных услуг.

Жилищные и коммунальные услуги оплачиваются до 10 числа следующего за расчетным месяца в любом отделении Сбербанка или Петроэлектросбыта

Оплата электроэнергии производится по квитанциям, которые тебе приходят по почте. Первого числа каждого месяца необходимо выписать в квитанцию показания счетчика, расположенного в твоей квартире. Во многих квартирах установлены двухфазные счетчики – тогда в графу «день» и «ночь» вписываются соответствующие цифры.

Показания счетчика электроэнергии необходимо сообщать до конца текущего месяца любым удобным из перечисленных способов:

  • по телефону (812) 303-80-97 (ежедневно, без выходных 9.00 – 21.00);
  • в Личном кабинете на сайте ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» ;
  • при оплате электроэнергии через платежные терминалы «Петроэлектросбыт»;
  • кассиру-контролеру в любом из центров приема платежей «Петроэлектросбыт», в том числе, одновременно с оплатой электроэнергии, вписав в соответствующее поле в счете;
  • по телефону Контактного центра (812) 303-96-96 (понедельник – суббота 8.00 – 20.30);

Сообщать показания счетчиков нужно ежемесячно. В случае отсутствия у ЗАО «Петроэлектросбыт» сведений о показаниях прибора, в том числе если абонент передал показания за текущий месяц после его окончания, счета выставляются расчетным методом: по среднему потреблению или по нормативу. А это намного больше, чем оплата по показаниям счетчиков.

Ты должен уважать права своих соседей на личную свободу, отдых и неприкосновенность частной собственности. Тебе теперь придется соблюдать тишину (в том числе, после 23.00), порядок, чистоту, требования пожарной безопасности. За нарушение грозит административная ответственность, а в крайних случаях — даже выселение из занимаемого жилья.

Обрати внимание! Жильцам многоквартирных домов запрещено:

  • курить в подъезде (штраф от 500 до 1500 рублей)
  • шуметь с 23.00 до 7.00 (штраф до 5 000 рублей).

Оформление льготы на оплату коммунальных услуг за жильё

На период обучения в профессиональных образовательных организациях и вузах по очной форме обучения, предоставляются:

  • Денежная компенсация оплаты платы за жилое помещение и коммунальные услуги за всю площадь (если ты единственный пользователь квартиры или комнаты)
  • Денежная компенсация оплаты платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (если на данной жилой площади имеются другие зарегистрированные лица)
  • Денежная компенсация платы за топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива (для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления).

Для оформления льготы нужно обратиться в Отдел социальной защиты администрации района с заявлением и документами. Подробнее ты можешь узнать здесь ( в разделе «Документы»)

Ремонт жилого помещения

Ты имеешь право на дополнительную меру социальной поддержки по финансированию расходов, связанных с осуществлением ремонта своей квартиры или комнаты, в размере 100 процентов стоимости ремонта в пределах нормативов. Эта мера социальной поддержки предоставляется один раз.

Перечень документов, необходимых для подачи заявления о Предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде ремонта жилых помещений можно посмотреть здесь (раздел «Документы»):

Добрая воля

Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
26.12.2006 № 1728 с изменениями от 27 июня 2011

1. Настоящее Положение разработано в целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 198, 1/8110) и статьи 12 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 2/1170) и устанавливает порядок закрепления за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (далее – дети), жилого помещения, в том числе жилой комнаты, сохранения закрепленных жилых помещений за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отмены решений о закреплении жилых помещений.

2. Закреплению за детьми подлежат жилые помещения государственного и частного жилищного фонда, нанимателями или собственниками которых являются их родители (единственный родитель) и в которых на момент утраты попечения родителей (единственного родителя) дети были зарегистрированы по месту жительства или проживали без регистрации по месту жительства.

Не подлежат закреплению за детьми жилые помещения социального пользования, служебные жилые помещения, специальные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам негосударственной формы собственности, жилые помещения частного жилищного фонда, в которых родители (единственный родитель) проживали по договорам найма, жилые помещения в общежитиях, а также жилые помещения, признанные в установленном законодательством порядке непригодными для проживания.

3. Закрепление жилого помещения осуществляется решением районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее  местный исполнительный и распорядительный орган) по месту нахождения жилого помещения.

Решение о закреплении жилого помещения принимается в отношении каждого ребенка, являющегося членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, одновременно с решением об устройстве детей на воспитание независимо от выбора формы устройства и места проживания.

В случае, если решение об устройстве детей на воспитание принимает местный исполнительный и распорядительный орган не по месту нахождения жилого помещения, копия (выписка) этого решения направляется в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения жилого помещения с уведомлением о необходимости закрепления за ребенком жилого помещения.

4. Проект решения о закреплении жилого помещения готовит управление (отдел) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее  управление (отдел) образования) по месту нахождения жилого помещения.

Для подготовки проекта решения о закреплении жилого помещения управление (отдел) образования в пятнадцатидневный срок со дня получения информации о детях запрашивает и получает от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) оказывающих коммунальные услуги, а также организаций, производящих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (далее – организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда), либо от сельского (поселкового) исполнительного комитета справку о месте жительства и составе семьи нанимателя или собственника жилого помещения.

5. В решении о закреплении жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или занимаемого по договору найма лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), указывается об их обязанности возмещать указанные расходы.

6. Копия решения о закреплении жилого помещения в течение дня, следующего за днем вынесения этого решения, направляется:

  • в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него для осуществления государственной регистрации запрета на отчуждение жилых помещений;
  • в управление (отдел) образования по месту нахождения жилого помещения для внесения сведений в журнал охраны прав детей;
  • в управление (отдел) образования или детское интернатное учреждение, учреждение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, предоставившее ребенку государственное обеспечение (далее – учреждение, предоставившее государственное обеспечение), для хранения в его личном деле;
  • в организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда, или сельский (поселковый) исполнительный комитет по месту нахождения жилого помещения для внесения в лицевой счет либо похозяйственную книгу сведений о закреплении жилого помещения.

7. Уполномоченное должностное лицо организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, либо сельского (поселкового) исполнительного комитета в пятидневный срок со дня получения решения о закреплении жилого помещения вносит в лицевой счет либо похозяйственную книгу сведения о закреплении жилого помещения за детьми, являющимися членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения, с указанием даты и номера соответствующего решения и информирует об этом в пятнадцатидневный срок управление (отдел) образования по месту нахождения жилого помещения.

7 1 . Организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда, ежегодно в апреле и октябре проводит обследование закрепленных жилых помещений государственного и частного жилищного фонда и по его результатам информирует местный исполнительный и распорядительный орган о наличии (отсутствии) закрепленных жилых помещений, в отношении которых необходимо принять решение об их признании не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, или непригодными для проживания.

7 2 . Опекуны (попечители), лица, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов (попечителей), у которых дети находятся на государственном обеспечении, обязаны за три месяца до окончания нахождения детей на государственном обеспечении направить письменное уведомление об этом в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения закрепленного жилого помещения.

Местный исполнительный и распорядительный орган поручает комиссии, созданной в порядке, установленном облисполкомами, Минским горисполкомом, определить возможность вселения в закрепленное жилое помещение.

Информация о возможности вселения в закрепленное жилое помещение в течение месяца со дня поступления уведомления направляется опекунам (попечителям), лицам, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов (попечителей), по месту предоставления государственного обеспечения.

8. В случае выселения обязанных лиц из занимаемых жилых помещений по решению суда или временного освобождения обязанными лицами жилого помещения по иным основаниям (нахождение лица в лечебно-трудовом профилактории, в местах содержания под стражей, отбывания наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста и тому подобное) копия решения суда о выселении обязанного лица из занимаемого жилого помещения либо копия приговора суда об осуждении обязанного лица (копия постановления суда о направлении обязанного лица в лечебно-трудовой профилакторий, копия постановления органа уголовного преследования о заключении под стражу обязанного лица) направляется судом либо органом уголовного преследования в адрес местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения жилого помещения для решения вопроса о необходимости закрепления жилого помещения за детьми указанных лиц и сдаче временно свободного жилого помещения по договору найма (поднайма).

9. Местный исполнительный и распорядительный орган в пятидневный срок со дня получения копий решений суда либо органа уголовного преследования, указанных в пункте 8 настоящего Положения, направляет их управлению (отделу) образования по месту нахождения жилого помещения.

10. Управление (отдел) образования по месту нахождения жилого помещения проверяет факт закрепления права пользования жилым помещением в отношении каждого ребенка обязанного лица и осуществляет подготовку информации о планируемом сроке возврата в данное жилое помещение детей, находящихся на государственном обеспечении, с указанием сведений об органе, принявшем решение о закреплении жилого помещения в отношении каждого ребенка, даты принятия и номера этого решения.

11. В случае, если право пользования жилым помещением не было ранее закреплено за ребенком (детьми), являющимся членом семьи обязанного лица, управление (отдел) образования осуществляет подготовку проекта решения местного исполнительного и распорядительного органа о закреплении жилого помещения в порядке, установленном пунктами 3-5 настоящего Положения.

12. Решение об отмене закрепления жилого помещения принимается местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения жилого помещения в отношении каждого из детей, за которыми закреплено жилое помещение.

Основанием для отмены решения о закреплении жилого помещения является:

  • утрата ребенком статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • признание жилого помещения в установленном законодательством порядке непригодным для проживания;
  • установление местным исполнительным и распорядительным органом невозможности вселения в закрепленное жилое помещение;
  • предоставление (приобретение) лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на праве пользования либо на праве собственности иного жилого помещения типовых потребительских качеств.

13. Копия решения об отмене закрепления жилого помещения в пятидневный срок со дня его принятия направляется в государственные органы (организации), указанные в пункте 6 настоящего Положения.

14. Закрепление жилого помещения сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме случаев, установленных в абзацах третьем–пятом части второй пункта 12 настоящего Положения.

15. В случае отмены усыновления закреплению за детьми в порядке, установленном в пунктах 3–7 настоящего Положения, подлежат жилые помещения:

  • построенные либо приобретенные усыновителями с использованием государственной поддержки, предоставленной с учетом усыновленного ребенка;
  • нанимателями или собственниками которых являются их родители на момент вступления в силу решения суда об отмене усыновления (за исключением случаев отмены усыновления детей, регистрация которых по месту жительства до усыновления была осуществлена органом опеки и попечительства по адресу расположения административного здания местного исполнительного и распорядительного органа, принявшего решение о присвоении ребенку статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

16. Вселение детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленные за ними жилые помещения осуществляется без получения письменного согласия лиц, проживающих в данном жилом помещении.

Наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не является основанием для отказа во вселении детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленное жилое помещение.

Квартиры детям-сиротам

Автор: Евгения Кустова

Сегодня хочется поговорить, где жить детям-сиротам, когда они вырастают и выходят из детского дома. Дети-сироты, которые и так лишены родительской заботы, находятся на попечении государства. По закону получить на льготных условиях жилое помещение могут дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, относящиеся к их числу, то есть совершеннолетние в возрасте до 23 лет. Но большая часть детей-сирот не знают, как им получить квартиру.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, п. 8 ч. 1ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

До 2013 года жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности (Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступил в силу 01.01.2013). По истечении срока действия договора квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с 2013 года исключен.

Согласно вопросу 7 Информации Минюста России от 20.07.2015 не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

Для чего же ввели эти нововведения? Как показывает практика, изменения в законодательство внесли для того, чтобы оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом. Также были случаи, когда детей-сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года по законодательству заселяют в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.

Также до 2015 года, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С 2015 года сирота может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет, но если он встанет на учет не позднее 23 лет. В случае сдачи документов после 23 лет право на льготное жилье утрачивается.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности, законодательством г. Москвы (ст. 12 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61, Порядок, утвержденный Приложением № 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП).

В настоящее время заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в орган местного самоуправления по месту жительства.

К заявлению необходимо приложить следующие документы и их копии:

документ, подтверждающий статус сироты;

документ, подтверждающий место жительства;

документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

свидетельство о рождении детей (при наличии таковых);

документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;

документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

справка о составе семьи.

В зависимости от региона органы местного самоуправления могут потребовать и иные документы. На основании заявления и приложенных документов будет принято решение о предоставлении жилья и заключении договора найма специализированного жилого помещения. В каждом регионе предусмотрена своя учетная норма.

Например, рассмотрим порядок предоставления жилья сиротам в г. Москве.

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма, или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, ч. 3-5 ст. 13 Закона № 61, п. 2 Приложения № 1 к Постановлению, п.п. 1, 2.3 Постановления Правительства г. Москвы от 08.09.2015 № 566-ПП).

В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 Приложения № 1 к Постановлению):

имеющие место жительства в г. Москве;

не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;

не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законный представитель в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком 14 лет должен подать заявление о включении его в список в уполномоченный орган опеки и попечительства.

Дети-сироты, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, а также дети-сироты, законные представители которых не подали заявления, имеют право обратиться самостоятельно с заявлением о включении в список (п.п. 4, 6 Приложения № 1 к Постановлению).

С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п.п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 Приложения № 1 к Постановлению).

В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п.п. 1.1, 1.3 Положения, утвержденного Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 № 547-РП, п. 1.2 Приложения № 3 к Постановлению).

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

На основании вышеуказанных документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка жилым помещением либо об отказе в этом, или вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов. В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п.п. 3.1, 3.2, 3.5-3.10 Приложения № 3 к Постановлению). Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п.п. 4.5-4.7 Приложения № 3 к Постановлению). Договор найма заключается на 5 лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (п. 6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, п. 4.8 Приложения № 3 к Постановлению). Пользователь жилого помещения по договору найма обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за жилое помещение не взимается. Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11-13 ст. 13 Закона № 61, п.п. 4.11-4.12 Приложения № 3 к Постановлению).

Федеральное законодательство при предоставлении жилья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Рассмотрим, как в субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З (с изменениями на 02.12.2015 № 172-З) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Законом Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из областного бюджета.

Закон Приморского края от 14.08.2007 № 125-КЗ устанавливает норму предоставления площади жилого помещения (не менее 16 кв.м. и не более 33 кв.м. общей площади жилого помещения), а также требование подтверждать среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. общей площади жилья органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого приобретается жилое помещение, либо данными органов государственной статистики. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Выбор жилого помещения на территории муниципального образования, в органах местного самоуправления которого состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ребенок-сирота, осуществляется путем проведения открытого конкурса на приобретение в государственную собственность Приморского края жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Этим занимается орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края на приобретение жилых помещений.

Анализ судебной практики по делам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что суды в большинстве случаев правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, учитывая при этом разъяснения Верховного Суда РФ, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Так, частные определения выносились судами Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия — Алания, Удмуртской Республики, Алтайского, Забайкальского и Пермского краев, Архангельской, Ивановской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской и Ульяновской областей, города Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа и другими.

Например, частные определения выносились:

– в адрес органов опеки и попечительства (в связи с отсутствием разъяснений детям-сиротам их права на внеочередное обеспечение жильем, в силу чего об этом праве детям-сиротам стало известно за пределами того возраста, когда они могли реализовать это право; в связи с неисполнением решения суда, которым несовершеннолетний был передан органу опеки и попечительства для определения дальнейшей его судьбы, а также в связи с непринятием в отношении этого несовершеннолетнего мер по вопросам его образования и обеспечения жильем);

– в адрес глав администраций муниципальных образований (в связи с необоснованными отказами в постановке на учет и (или) в предоставлении жилого помещения детям-сиротам; в связи с бездействием по предоставлению детям-сиротам жилого помещения по окончании образовательного учреждения, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в связи с вынесением постановления о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой без соответствующей проверки, в результате чего за сиротой было закреплено уже несуществующее жилое помещение (жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот);

— в адрес руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в связи с несвоевременным установлением несовершеннолетнему ребенку статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, что впоследствии привело к нарушению жилищных прав этого ребенка);

— в адрес руководителей ГУП БТИ (в связи с допущенными ошибками при изготовлении технических паспортов на жилое помещение, которое было закреплено за несовершеннолетними, в части неправильного указания площади жилого помещения и количества комнат);

— в адрес прокурора Ивановской области (в связи с неисполнением и.о. прокурора г. Кинешмы обязанности по обеспечению участия представителя прокуратуры в судебных заседаниях, а также в связи с непредставлением доказательств, обосновывающих заявленные требования, чем не была обеспечена надлежащая защита интересов несовершеннолетнего).

В ряде случаев суды направляли частные определения в адрес соответствующих прокуроров в целях организации проверки и принятия, необходимых мер (например, по фактам приобретения по муниципальным контрактам и последующего предоставления по договорам социального найма детям-сиротам жилых помещений, не отвечающих установленным требованиям, в том числе по уровню благоустроенности; по факту лишения несовершеннолетнего права пользования закрепленным за ним жилым помещением).

При рассмотрении споров, касающихся предоставления квартир детям-сиротам, необходимо применять следующее законодательство:

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1);

Обзор судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008, № 10);

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ от 10.04.2013 года («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2013 год, № 6, вопрос № 1) и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении от 13 января 2013 года № 36-О);

Обзор судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года.

Закрепление жилого помещения за детьми, оставшимися без попечения родителей

Подскажите, пожалуйста, установлена ли на федеральном уровне обязанность органов опеки закреплять за детьми, оставшимися без попечения родителей, жилое помещение и сообщать об этом в УФМС, УФРС, управляющую компанию и т.д.? В данном случае, квартира в режиме соц.найма и ребенок уже несколько лет находится в детдоме.

Ответы юристов (15)

Здравствуйте, Светлана! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Светлана! Ответ на ваш вопрос уже готовится и будет представлен в ближайшее время.

Уточните в каком городе находится данное жилое помещение?

Уточнение клиента

06 Февраля 2015, 17:22

Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отсюда следует, что для утраты права пользования квартирой ребенок должен выехать из этой квартиры, причем добровольно и на постоянной основе. Эта же правовая позиция выражена здесь:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»

32. При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.

Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Таким образом, поскольку ребенок был помещен в детдом не добровольно и не на постоянной основе, то он не утратил право на жилое помещение в связи с выездом и договор социального найма не может считаться расторгнутым.

Какой-либо процедуры закрепления жилья не требуется — вернувшись из детдома, ребенок имеет право пользоваться этой квартирой на условиях соцнайма.

В письме Минобразования РФ от 09.06.1999 N 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» предписывается, что в случае временного отсутствия выпускников интернатных учреждений из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставленных им жилых помещениях, в связи с продолжением учебы в других учебных заведениях, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по сохранности данных жилых помещений до момента окончательного их заселения.

Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Если проживание ребенка в этой квартире будет признано невозможным по одному из перечисленных оснований, то он имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Уточнение клиента

Александр, спасибо за столь подробный ответ, но Вы, видимо, не совсем поняли мой вопрос. Меня интересуют: установлены ли каким-нибудь документом обязанности органов опеки, а не то, что ребенок имеет право получить квартиру потом. И кроме того, на детей, оставшихся без попечения родителей слегка не распространяются ч. 3 ст. 83 ЖК РФ.

06 Февраля 2015, 18:13

Меня интересуют: установлены ли каким-нибудь документом обязанности органов опеки, а не то, что ребенок имеет право получить квартиру потом.

Светлана, если ребенок в этой квартире жил один, то органы опеки обязаны сделать ему приватизацию. Согласно письму Минобразования РФ от 09.06.1999 N 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» в целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.

Как я писал в первом ответе, в этом же письме Минобразования РФ предписывается, что в случае временного отсутствия выпускников интернатных учреждений из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставленных им жилых помещениях, в связи с продолжением учебы в других учебных заведениях, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по сохранности данных жилых помещений до момента окончательного их заселения.

Уточнение клиента

ребенок проживал не один, там есть мамаша, лишенная родительских прав.

06 Февраля 2015, 18:27

Когда ребёнок в д.дом попал?

Уточнение клиента

несколько лет назад, примерно лет 7-8

06 Февраля 2015, 18:28

И кроме того, на детей, оставшихся без попечения родителей слегка не распространяются ч. 3 ст. 83 ЖК РФ.

Согласен. И об этом же Вам и писал:

Таким образом, поскольку ребенок был помещен в детдом не добровольно и не на постоянной основе, то он не утратил право на жилое помещение в связи с выездом и договор социального найма не может считаться расторгнутым

Уточнение клиента

я понимаю, что договор не может считаться расторгнутым, но вопрос состоит в том: ОБЯЗАНЫ ли органы опеки сообщать в УФРС, УФМС или управляющую компанию о том, что ребенок не может быть снят с регистрационного учета по данной квартире?

06 Февраля 2015, 18:31

ребенок проживал не один, там есть мамаша, лишенная родительских прав.

Значит, проживание ребенка в этой квартире должно быть признано невозможным, и ребенок имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Нужно приложить усилия, чтобы не «закреплять» старое жилье, а получить новое.

Уточнение клиента

Извините, Александр, но Вы не отвечаете на поставленный вопрос, а предлагаете иной выход. Меня же интересует ответ именно на мой вопрос.

06 Февраля 2015, 18:35

я понимаю, что договор не может считаться расторгнутым, но вопрос состоит в том: ОБЯЗАНЫ ли органы опеки сообщать в УФРС, УФМС или управляющую компанию о том, что ребенок не может быть снят с регистрационного учета по данной квартире?

Нет, не обязаны, и вот почему. Законодательством установлены основания снятия с рег. учета по месту жительства:

Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»

31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.08.2002 N 599, от 11.11.2010 N 885)

б) призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;

в) осуждения к лишению свободы или принудительным работам — на основании вступившего в законную силу приговора суда;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 312)

и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

(пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 312)

к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

(пп. «к» введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809)

Если ни один случай не подходит, ребенка не вправе снять с регистрационного учета — нет оснований. И уведомления от органов опеки не нужны. Есть закон, и законом УФМС и должно руководствоваться, а не ждать каких-то уведомлений.

Уточнение клиента

А Вы вообще в курсе КАК происходит снятие с рег. учета? Мамашка, лишенная родительских прав, берет старые документы о рождении ребенка и идет в УФМС (а у нее же на лбу не написано что она лишена этих самых прав и что ребенок с ней не проживает, а находится в дет.доме) и, соответственно, ребенка выписывают.

06 Февраля 2015, 18:46

Напрямую нигде обязанность органов опеки кому то сообщать что то нет. Но если Вы пишете, что лет 7-8 назад, то на тот момент действовала редация начиная с 2004 года (раньше не смотрел)и по 2012 года, сл. содержания:

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ(ред. от 21.11.2011)«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством),имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

То есть закрепление жилья предполагалось законом, закрепление производилось на основании распорядительного акта главы муниципального образования по представлению опеки. Сейчас же чётко такого не прописано (в новой редакции зикона), и вывод о праве на жильё можно сделать в частности по сл. НПА.

Статья 71. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи

Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Статья 401. Каждый имеет право на жилище.

Никто не может быть произвольно лишен жилища.

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
З А
К О Н

Об обеспечении жилыми
помещениями детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 6. Контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, обеспечением их надлежащего санитарного и технического состояния
Территориальный орган в сфере опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения во взаимодействии с иными исполнительными органами государственной власти Тверской области, уполномоченными Правительством Тверской области, в рамках установленной компетенции обязан осуществлять не реже одного раза в год контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений в целях: предотвращения совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без предварительного разрешения территориального органа в сфере опеки и попечительства;

Так же есть ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ от 20 сентября 2001 года N 173-оз-2 ОБ ОСНОВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Но в данном законе так же нет обязанности опеки по закреплению жилья и уведомлению указанных Вами органов.

Мамашка, лишенная родительских прав, берет старые документы о рождении ребенка и идет в УФМС (а у нее же на лбу не написано что она лишена этих самых прав и что ребенок с ней не проживает, а находится в дет.доме) и, соответственно, ребенка выписывают.

В данном случае тогда нужно сделать обращение в орган опеки и д/дом, а так же прокуратуру о нарушении прав ребёнка.

Д/дом как опекун с привлечением прокуратуру и органа опеки обязан обратится в суд и оспорить такое снятие с регистрации, а прокуратура еще и должна проверить как д/дом и опека исполняла свои обязанности по защите прав несовершеннолетнего.

А Вы вообще в курсе КАК происходит снятие с рег. учета? Мамашка, лишенная родительских прав, берет старые документы о рождении ребенка и идет в УФМС (а у нее же на лбу не написано что она лишена этих самых прав и что ребенок с ней не проживает, а находится в дет.доме) и, соответственно, ребенка выписывают.

Она не может выписать ребенка в никуда, на улицу либо перепрописать в худшее жилье. Согласно письму Минобразования РФ от 09.06.1999 N 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» в случаях произвольного изменения (перерегистрации ребенка с одной жилплощади на другую) родителями несовершеннолетнего договора социального найма жилого помещения (при включении ребенка в ордер на жилое помещение), когда происходит явное ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего, целесообразно вмешательство органа опеки и попечительства для восстановления законных прав несовершеннолетнего в соответствии с требованиями ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР. (Замечу, что Жилищный кодекс РСФСР утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, которым с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.)

Уточнение клиента

Вы явно не сталкивались с пропиской или выпиской. Когда гражданин снимается с рег. учета, он, конечно, указывает адрес будущей прописки, но у паспортного стола управляющей компании НЕТ ОБЯЗАННОСТИ проверять: ухудшаются ли условия или вообще существует ли такой адрес.

06 Февраля 2015, 19:03

Так же исходя из ФЗ Об опеке и попечительстве.

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

Так что тут опека и д/дом совместно обязаны защитить права ребёнка на жильё.

Вы явно не сталкивались с пропиской или выпиской… Когда гражданин снимается с рег. учета, он, конечно, указывает адрес будущей прописки, но у паспортного стола управляющей компании НЕТ ОБЯЗАННОСТИ проверять: ухудшаются ли условия или вообще существует ли такой адрес.

Светлана, такого понятия как паспортный стол управляющей компании нет. УК это УК, а УФМС — это УФМС. Именно УФМС и занимается регистрацией по месту жительства. А УК занимается управлением многоквартирным домом.

Мы Вам уже объяснили, что органы опеки не обязаны уведомлять УФМС, но если снятие ребенка с рег.учета все же произошло, то опекун, органы опеки, прокуратура могут оспорить его в судебном порядке.

Уточнение клиента

Ну я же говорю, что Вы никогда не сталкивались с подобными вопросами в реальной жизни.

06 Февраля 2015, 19:16

Ну я же говорю, что Вы никогда не сталкивались с подобными вопросами в реальной жизни.

Светлана, если есть доп. вопросы, задавайте. Ответ дан Вам в соответствии с законом.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Популярное:

  • Адвокат в калаче-на-дону Калач-на-дону юрист, адвокат - консультация, составление иска, договора Калач-на-дону юрист, адвокат. Периодически возникают ситуации, когда для решения проблему самому невозможно и необходима консультация юриста. Обращение к юристу и адвокату за грамотной юридической помощью обычно […]
  • Займы под залог материнского капитала в москве Займы под материнский капитал АКЦИЯ! Первый займ до 20 000 рублей на 30 дней - 0% до конца ноября! Сумма от 1 500 до 100 000 рублей На срок от 7 до 168 дней Процентная ставка от 0,86% до 2,1% в день Возраст от 21 до 65 лет Выдача займа: банковская карта, Qiwi, […]
  • Как подать заявление на развод в украине Расторжение брака онлайн в Украине! Можно ли и как подать заявление с документами на развод через интернет? Многие годы бюрократия в ЗАГС словно способствовала желающих развестись одуматься, сводя с ума и без того нервных граждан. Очереди, стенды с десятками непонятных документов и […]
  • Образец заявления на развод в украине Как написать заявление в ЗАГС о расторжении брака? Правила составления и подачи в Украине Иногда неурядицы в супружеской жизни приводят к моральному истощению и душевным страданиям. Мысли о разводе приходят к одному или одновременно к обоим партнёрам. Что делать и куда бежать решают […]
  • Пдд транзитное движение это Глава 18. Движение в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории ПДД он-лайн ПДР на Беларускай мове Rules of the road ПДД для Android ПДД для iPhone ПДД в формате FB2 Стаж водителя Административная ответственность Уголовная ответственность История Правил […]
  • Программа молодая семья очередь на жилье Условия участия в программе Молодая семья Уже 8 лет Правительство России осуществляет масштабный проект помощи молодежи, направленный на решение жилищной проблемы. Выполнив условия участия в программе «Молодая семья», действие которой с 2016 года продляется еще на 4 года, граждане России […]