Земельное право село

Требуется ли наследнику земельного участка с/х назначения перезаключать договор с арендатором, либо заключать дополнительные соглашения от своего имени? Возможно ли разорвание такого договора в связи с смертью арендодателя?

Могу ли получить назад земли, которые были конфискованы у моего деда Советской властью? На эти земли у меня есть еще царские документы, подтвержденные румынской властью и документы, подтверждающие конфискацию этих земель.

Есть решение сельсовета о выделение земельного участка 0,25 га, в пожизненное пользование. При попытке приватизировать (заявление на имя главы сельсовета) был отказ, сказали необходимо заплатить 25 тис. грн. в благотворительный фонд села, иначе участок будет изъят. Законно ли это?

После смерти родителей нам с сестрой досталось по наследству по 1/2 домовладения. Родители земельный участок не приватизировали. Сестра не оформила принятие наследства, уехала за границу и пропала без вести. Как я могу приватизировать земельный участок целиком и без ее участия?

Тема номера: Земельное право

Перефразируя классика, можно сказать, что людей на Украине испортил не только квартирный, но и земельный вопрос. В погоню за земельными участками устремились люди в основном состоятельные. Земельные участки — капитал надежный и пользующийся особым доверием банков. Следовательно, под участки легко можно получить любые кредиты. Чиновники, причастные к земельному вопросу, — в зоне повышенного внимания. Местные органы власти, управления земельных ресурсов и, конечно, элита юриспруденции — нотариусы пользуются особым спросом. Люди, занимающиеся вопросами продажи земель, проявляют глубокие знания права и особую изощренность в разработке схем, с помощью которых земля отчуждается. А поскольку правоохранительные органы спят сном праведников, в то время как политики развлекаются дискуссиями о том, продавать или не продавать землю, эти схемы работают более чем успешно.

Дело в том, что продавать сельскохозяйственные угодья государство то разрешает, то устанавливает запреты на такую продажу. Поэтому рейдерские фирмы, а то и просто любители земли, привозят с собой нотариусов в села и на месте удостоверяют доверенности на распоряжение земельными паями (один пай — это два, три и больше гектаров). В других случаях заключаются соглашения о займах под залог земельного пая. При этом выплачиваются на месте суммы по 15—20 тыс. долларов за гектар. В зависимости от расположения земли такой гектар впоследствии можно продать за 200—800 тыс. долларов, а то и больше.

С точки зрения закона эти схемы небезупречны, поэтому в дело вовлекаются и суды. Например, жителю г. Запорожья, гр-ну К., очень захотелось иметь земельный участок под Киевом. В установленном порядке он подает заявление на выделение ему земельного участка. Вопрос об очередности выделения участков, о преимуществе тех, кто в этом селе живет, законом не урегулирован. Поскольку никто вожделенный участок К. не выделяет, он обращается в суд по месту жительства (то есть в Запорожье) с жалобой на бездеятельность председателя сельсовета, ставит вопрос о понуждении того решить вопрос о выделении участка, пишет жалобы во все инстанции, требует снять чиновника с работы. Таких исков может быть подано несколько десятков, соответственно, и аналогичных жалоб. Это, кстати, расплата за непродуманную норму Кодекса административного судопроизводства Украины, согласно которой жалобы подаются не по месту нахождения органа власти, а по мес­ту проживания жалобщика.

Суд в Запорожье удовлетворил заявление К. об обеспечении иска. Само по себе определение весьма показательно. Сельскому совету запрещено совершать какие-либо действия с землей до решения спора о выделении участка. Таким образом работа сельсовета из-за одного непредоставленного участка парализована, а жалобы продолжают поступать. И порой сельсовет идет на компромисс. В конкретном случае от докучливого суда сельсовету удалось отбиться. Уж слишком одиозным было определение суда. Более того, по жалобе сельсовета судью даже привлекли к дисциплинарной ответственности. Но проблема существует.

Недавно по телефону за консультацией ко мне обратилась женщина, не пожелавшая себя назвать (назовем ее условно Н.). Она поведала, что за 500 долларов ей предложили продавать от своего имени, а также от чужого имени земельные участки для ведения подсобного хозяйства под Киевом. Ее больше всего интересовала примерная стоимость участков. Очевидно, она боялась продешевить. Как можно было понять, несколько операций она уже произвела. Мое предостережение о том, что такие действия чреваты привлечением к уголовной ответственности, впечатления на нее не произвели.

Юрист средней руки сразу же поймет, какая схема в этом случае разрабатывается. Если Н. продает от своего имени участки, ей не принадлежащие, то необходимо иметь поддельные государственные акты на землю, что непросто. Дальнейшее трудностей не составляет. Земельный участок продают так называемому «добросовестному приобретателю», он в свою очередь берет в банке краткосрочный кредит под залог «купленной им земли», который не возвращается. Банк в судебном порядке удовлетворяет свои требования через суд, и земля продается третьим лицам уже в порядке исполнения судебных решений. Это исключает возврат земельных участков настоящему собственнику. Поскольку новые собственники получают и новые уже легальные государственные акты о праве собственности на землю, то подобная схема вполне работоспособна. Бланки актов находятся в земельных ресурсах, они имеют серию и номер, что требует участия работников земельных ресурсов в этой схеме.

Обычно же идут другим путем, более простым и, как оказалось, более надежным. В этой схеме должен участвовать нотариус. Государство облекает нотариуса особым доверием и предоставляет ему право удостоверять сделки и иные действия, в частности, подписи под доверенностью. Такая доверенность дает право на реализацию от имени доверителя имущества на миллионы гривен, представительство в суде либо получение документов.

Чтобы продать земельный участок, дом или другую недвижимость, лицо, обратившееся к нотариусу с просьбой оформить такую сделку от чьего-то имени, должно предоставить нотариально удостоверенную доверенность. Если такая доверенность есть, то другой нотариус с чистым сердцем удостоверит куплю-продажу или дарение имущества и недвижимости. Если же речь идет о супругах, то при продаже совместного имущества, например, земельного участка или дома, нотариус обязан истребовать письменное согласие супруга на совершение такой сделки. Это письменное согласие также должно быть удостоверено нотариально.

Но вот примеры. Гр-ка М. пожелала продать свою квартиру. Каково же было ее удивление, когда нотариус заявила, что на продажу квартиры существует запрет. Оказывается, квартира находится в залоге под кредит на сумму 200 тыс. долларов США, полученный совершенно незнакомым хозяйке квартиры человеком. Сделка была осуществлена на основании доверенности. Трудно поверить, что работники банка не понимали, что квартиру под залог передает чужой человек, не имеющий к ней отношения. Но у него была доверенность.

В другом случае жилой дом был продан от имени человека, который к моменту выдачи доверенности уже умер. Мне даже довелось защищать того нотариуса от уголовного преследования в качестве защитника. Нотариусу все обошлось, он только на время потерял работу. Но договор купли-продажи дома был признан недействительным, что в значительной степени помогло и нотариусу.

Гражданка Ц. получила от банка извещение на имя своего умершего отца о том, что он выступил гарантом погашения кредита и что его дом находится в залоге, а задолженность не погашается. Ц. тут же побежала к знакомому адвокату. Проверка показала, что в распоряжении банка находится нотариально удостоверенная доверенность от имени отца Ц., на основании которой был заключен договор поручительства. Для Ц. все обошлось, поскольку адвокат тут же выяснил, что доверенность была удостоверена уже после смерти доверителя. Кроме того, отец еще при жизни оформил договор дарения дома на свою дочь. И все же впереди был довольно трудный и сложный процесс, пока Ц. сумела отбиться от притязаний банка. Все эти случаи из практики одного адвоката. Не много ли?

Гражданин Т. и его супруга на праве сов­местной собственности владели свыше 50 земельными участками, а также недвижимостью. Т. ушел к другой женщине, а законная супруга подала в суд иск о разделе имущества. Суд с наложением ареста на имущество в обеспечение иска не торопился. Чтобы написать определение о наложении ареста на 70 и более объектов, судье необходимо потратить практически целый день, дабы только перечислить эти участки и дать их характеристики. Вот почему следовало бы предоставить право сторонам подавать материалы в суд не только в письменном, но и в электронном виде. На дворе-то ХХІ век. Это значительно облегчило бы работу судей. К моменту рассмотрения дела выяснилось, что Т. все имущество уже продал и делить нечего. Надо иметь талант Гоголя, чтобы описать немую сцену в заседании суда, когда все это выяснилось.

Но как это оказалось возможным? Ведь согласие на продажу совместного имущества должна давать жена. Государство придумало реестры недвижимости. Продажа от имени другого лица может осуществляться только по нотариальной доверенности, а здесь на страже законности намертво стоят нотариусы.

Однако Т. сумел все обойти. Нотариусы, оформлявшие сделки, представили в суд доверенность на право продажи конкретных участков от имени супруги, а также (в других случаях) письменное согласие супруги на такую продажу, удостоверенное нотариально. Сделки совершались в одном из районных центров Киевской области, а доверенности были удостоверены в Киеве. Супруга Т. понимала, что и подписи на доверенностях (а от ее имени их были десятки), и подписи на письменном согласии на совершение сделок поддельные, ведь она никогда в жизни не была в той нотариальной конторе.

Само по себе это дело представляет замечательный психологический этюд. Брошенная мужем жена, оставшаяся с двумя несовершеннолетними детьми на руках, продает земельные участки той женщине, к которой ушел ее муж. Интереса ради я проконсультировался со знакомым психологом… Упомянув Фрейда, он все же пришел к выводу, который женщины знают и без Фрейда, — это немыслимо.

Позже выяснилось, что участки продавал не только Т., но и совершенно незнакомый его жене человек, на которого также были выданы доверенности от имени жены. Звонившая мне по телефону женщина называла цену такой услуги — 500 долларов. Местонахождение этого человека милиция до сих пор не установила, поскольку его прописка оказалась фиктивной. Так было продано, кроме участков жены, еще более 20 участков, принадлежащих вдове Л., родственнице Т. При решении вопроса об алиментах Т. не предоставлял данных о доходах. Банк, у которого Т. брал кредит, на запрос суда предоставил справку о том, что заработная плата Т. составляет 700 гривен.

В таком случае возникает вопрос, на какие средства Т. закупал земельные участки, содержал недвижимость в Киеве площадью до 2000 кв. м (это уже не дом, а настоящая усадьба с квартирами и офисами), а также автомашины, коих у него набралось 8. Оказалось, что начальный капитал получен в результате продажи недвижимости жены и за счет кредитов. Так, Т. уговорил не подозревавшую о предстоящем разводе жену выступить поручителем по взятому им кредиту на 200 тыс. долларов, а также другому кредиту на 46 тыс. долларов. Особую пикантность этой ситуации придает то, что теперь продано не только все совместное имущество вопреки воле жены, но к ней еще предъявлен банком иск на 200 тыс. долларов на основании договора поручения. Остается только догадываться, почему таким щедрым был банк, предоставивший кредиты человеку, чьи доходы находятся у черты бедности (700 грн).

Но это еще не все. Были проданы земельные участки, являющиеся наследственным имуществом четырехлетней, то есть несовершеннолетней девочки. Здесь можно предъявить претензии и к законодателю. Естественно, что такой ребенок не может самостоятельно защитить себя. Сделки, противоречащие интересам несовершеннолетних детей, недействительны. Но обратиться в суд бывает некому. В данном случае имущество на несовершеннолетнюю девочку не было оформлено. Следовательно, в базах данных девочка не числилась собственником, поэтому ее интересы просто проигнорировали. Между тем статья 1268 Гражданс­кого кодекса Украины предусматривает, что малолетняя девочка считается принявшей наследство с момента смерти отца, следовательно, является собственником этой, уже проданной, земли.

Государство не продумало, как обес­печить превентивную защиту имущества, если наследниками являются малолетние или несовершеннолетние дети. Так кто же защитит законный интерес ребенка, который еще не умеет играть во взрослые игры с нотариусами?

Министерство юстиции, столь строгое и требовательное к нотариусам и тщательно проверяющее подобные факты, в описанном случае ограничилось отпиской, что эти сведения содержат признаки преступления, а потому их должна проверять прокуратура. Что касается нотариуса (который подался в бега), то было заявлено, что после его возвращения будет проведена проверка и о ее результатах дополнительно сообщат. Министерство пока хранит молчание. О девочке, оставшейся сиротой, как будто никто и не знает. А ведь принадлежащие ей участки стоят миллионы гривен. Она же фактически осталась ни с чем.

Милиция и прокуратура провела проверки и в возбуждении уголовного дела отказала. Если бы сумма украденного составляла 1,5—2 тыс. гривен, то уголовного преследования не избежать. Порой и приговор выносят реальный за такую сумму. А здесь счет на миллионы — и отказ. Впрочем, последовали жалобы, уголовное дело по факту все-таки возбудили и вполне успешно маринуют, передавая из одного отдела в другой.

Нотариусы по образованию — юрис­ты. Они прекрасно понимают, что одной только подписи под доверенностью, если она подделана, для категорического заключения эксперта-почерковеда, как правило, недостаточно. Конечно, они тут же отказываются давать показания либо объясняют, что женщина, выдавшая доверенность, была у них с паспортом. До возбуждения уголовного дела они откажутся выдать какие-либо документы, ссылаясь на тайну нотариальных действий. Без документов прокурор может отказать в возбуждении уголовного дела либо предложить произвести дополнительную проверку. А как ее произвести, если нотариус документов не предоставляет, на вызовы оперативника не является? Получается порочный круг.

Но и после возбуждения уголовного дела его перспективы весьма туманны. Отсутствие категорического заключения графологической экспертизы оставляет сомнения, которые должны трактоваться в пользу обвиняемого. В результате, как правило, уголовное дело направляется на доследование, всячески затягивается и спускается на тормозах. Нота­риус в лучшем случае потеряет право осуществлять нотариальную деятельность. Но когда сделки соверша­ются на десятки миллионов гривен, потеря такого права уже несущественна. В этом случае, очевидно, в дальнейшем можно прожить и на проценты.

Итак, оказывается, что не всякому нотариусу можно доверять. Препятствия, установленные государством, чтобы не допустить незаконных сделок, еще ничего не гарантируют. При нынешнем положении дел от вашего имени могут продать дом, в котором вы живете, земельный ­участок, которым вы пользуетесь, либо представлять вас без вашего позволения в суде на основании лживой, но удостоверенной нотариусом доверенности. Человек, проникший в ваш дом и укравший компьютер или телевизор, может быть осужден на несколько лет. Суды в этих случаях, как правило, беспощадны. Но если с помощью нотариуса у вас отобрали дом и все имеющееся у вас имущество, то это вполне может сойти преступникам с рук.

Да, у нас действуют частные нотариусы, но удостоверение сделок — дело государственное. Значит, необходимо исправлять ситуацию. Простейший выход: обязать доверителей собственноручно писать текст доверенности, письменного согласия либо другого документа так, чтобы этот текст был достаточен для экспертов-графологов. Следовало бы также оставлять в документах нотариуса ксерокопию паспорта либо другого документа, на основании которого нотариус устанавливал личность доверителя. Быть может, следует брать и отпечатки пальцев доверителя, чтобы раз и навсегда снять проблему идентичности подписи.

Потерпевшие от нотариуса обращались и в Украинскую нотариальную палату. Казалось, именно здесь должны бы первыми отреагировать на подобные действия коллеги. Ведь, как говорят в народе, одна паршивая овца все стадо портит. Но отмалчиваются. А ведь если подобные действия не пресечь, то это может вызвать острый общественный резонанс. И тогда власть вынуждена будет вводить драконовские меры, ужесточать законодательство в отношении нотариата. А между тем нотариат и так находится в достаточно сложном положении, как в отношении налогообложения, так и правового регулирования нотариальной деятельности.

Я не называю фамилий участников этих событий. Их интересы должен защищать суд, а не пресса. Я обращаю ваше внимание на явление, которое, к сожалению, существует в общественной жизни нашей страны и требует внимания властей.

ЗЕЙКАН Ярослав — адвокат, г. Киев

Позиции ВСУ по земельным спорам

Применение норм земельного права, как в целом, так и отдельных его положений, зачастую сопровождается разночтениями и разногласиями относительно правильного и одинакового их применения. В большей части такие разногласия связаны с тем, что нормы земельного законодательства чересчур устаревшие и попросту уже не вписываются в реалии современного мира, кроме того, само по себе земельное право несовершенно и насчитывает множество коллизионных норм. Разобраться с такими трудностями дают возможность лишь официальные разъяснения той или иной нормы, которые являются одинаковыми для всех и дают представление о надлежащем порядке правоприменения.

Как источник таких официальных разъяснений мы принимаем правовые позиции Верховного Суда, изложенные в решениях, принятых по результатам пересмотра судебных решений по земельным спорам, поскольку в соответствии со статьей 360-7 ГПК такие правовые позиции — обязательные для всех судов, а соответственно, и для других участников судебного процесса. Ведь действительно, анализ обязательных правовых позиций дает возможность подготовиться к судебному рассмотрению дела со знанием того, какую именно норму права обязан применить суд в аналогичной ситуации.

Так, ВССУ в письме «О практике применения судами при рассмотрении дел отдельных норм земельного права» от 27.09.2012 обобщил последние судебные решения Верховного Суда по земельным спорам.

В постановлениях о признании недействительными договоров аренды земли № 6-77цс12 и № 6-21цс12 ВСУ разобрался с основаниями признания недействительными таких договоров. Так, судебная практика показывает, что в большей части решений кассационный суд не соглашается признать арендный договор недействительным ввиду отсутствия одного из существенных условий. Большинство кассационных судов придерживается мнения, что в случае когда договор аренды прошел госрегистрацию, стороны сделки имели необходимый объем дееспособности, а сам договор заключен в письменной форме, нет никаких оснований признавать договор недействительным на основании всего лишь отсутствия одного из существенных условий договора.

Однако ВСУ отметил, что статья 15 Закона «Об аренде земли» определяет как обязательные существенные условия арендного договора условия об объекте аренды, сроке действия договора, арендной плате и ответственности за ее неуплату, условия об использовании и целевом назначении участка, а также условия сохранения состояния объекта и др. Отсутствие хотя бы одного из указанных в статье 15 существенных условий является основанием для признания арендного договора недействительным.

Например, отсутствие в договорах аренды условий сохранения состояния объекта аренды влечет недействительность таких договоров, даже несмотря на то, что такие договора прошли госрегистрацию.

В постановлении «О признании первоочередного права на земельный участок» ВСУ был рассмотрен вопрос о полномочиях сельских, поселковых и городских советов на распоряжение землями, находящимися за пределами населенных пунктов их ведения. В соответствии со статьей 12 ЗК к полномочиям сельских, поселковых, городских советов относится распоряжение землями территориальных общин, подготовка заключений об изъятии и предоставлении земельных участков и другие.

При этом согласно п. 12 раздела X «Переходные положения» ЗК до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти. Из указанной нормы ЗК следует, что в тех случаях, когда земельный участок находится за пределами определенного населенного пункта (даже если находится в его административных пределах), таким участком имеет право распоряжаться соответствующий орган исполнительной власти, а не сельский, поселковый, или городской совет, полномочия которого распространяются на этот населенный пункт.

Исходя из этого, ВСУ приходит к выводу, что поселковый, сельский или городской советы не имеют права распоряжаться земельным участком и передавать его в аренду, если земельный участок находится в административных границах совета, однако расположенный за пределами населенного пункта этого поселка, села или города.

В постановлении «О признании недействительными приватизации, государственных актов на право собственности на земельные участки и договоров купли-продажи земельных участков и истребовании земельного участка» суд рассмотрел спор, в котором садоводческое сообщество требовало признания недействительной приватизации частными лицами принадлежавших сообществу земельных участков. Исходя из рассматриваемого постановления, товарищество пользовалось спорным земельным участком на основании решения ПЭО «Киевэнерго» (собственника земельных участков) о создании садоводческого товарищества еще до вступления в силу ЗК Украины. Суды всех инстанций пришли к выводу, что товарищество не имеет права на защиту нарушенных прав, поскольку оно не приобрело право пользования спорным земельным участком в соответствии с требованиями статей 116, 125 ЗК Украины.

ВСУ, категорически не согласившись с такой судебной позицией, отметил, что, действительно, основания приобретения права на земельный участок определены статьей 116 действующего ЗК, однако это вовсе не свидетельствует о том, что граждане и юридические лица теряют ранее предоставленное им право пользования земельным участком. В момент создания садового товарищества действовал ЗК ССР, предусматривающий право предприятиям создавать садоводческие товарищества и предоставлять им в пользование земельные участки, занятые коллективными садами. Следовательно, основанием для возникновения права на земельный участок является соответствующий юридический факт — факт принятия решения о создании товарищества предприятием. При этом действующий ЗК не включает переоформление ранее приобретенного права на участок в перечень оснований приобретения права на землю. Так, если право на землю было приобретено до вступления в силу ЗК, законодатель не требует переоформления такого права. Таким образом, установив, что товарищество пользуется спорным земельным участком на основании соответствующего решения о создании садоводческого товарищества, суды не имеют права отказывать в рассмотрении исковых требований, основываясь на том, что созданное до вступления в силу ЗК товарищество не имеет права на защиту нарушенных прав в порядке действующего законодательства.

Основные правовые позиции ВСУ относительно споров, возникающих из земельных правоотношений, заключаются в следующем:

• отсутствие в договорах аренды земли условий сохранения состояния объекта аренды или другого существенного условия влечет недействительность таких договоров, даже несмотря на то, что такой договор прошел госрегистрацию;

• в тех случаях, когда земельный участок находится за пределами определенного населенного пункта (или же в его административных пределах), таким участком имеет право распоряжаться соответствующий орган исполнительной власти, а не сельский, поселковый или городской советы, полномочия которых распространяются на этот населенный пункт.

Ирина Тодоренко, юрист-аналитик издания «ЮРИСТ & ЗАКОН»

«ЮРИСТ & ЗАКОН» — это электронное аналитическое издание, входящее в информационно-правовые системы ЛІГА:ЗАКОН и созданное специально для юристов и специалистов, нуждающихся в качественной аналитической информации об изменениях, происходящих в правовом поле Украины. По вопросам приобретения « ЮРИСТ & ЗАКОН » обращайтесь к менеджерам ЛІГА:ЗАКОН или к региональным дилерам.

Земельное право село

Земельный кодекс Украины максимально учитывает различные аспекты земельных отношений в условиях рыночной экономики, создает правовые основы рынка земли как сельскохозяйственного, так и несильськогоспода. Арского назначения. Он содержит новый — третий раздел»Обращение земельных участков», который регулирует все вопросы, не отраженные в действующем земельном законодательстве: купли-продажи, залога, дарения, ус падкування, аренды. Установлена ??возможность обмена земельных участков, в частности, арендуемых. Определен механизм продажи земельных участков, в том числе из земель права государственной и коммунальной вла сности. Вводятся земельные торги (аукционы, конкурсыони, конкурси).

В условиях перехода от централизованной системы управления к рыночной экономике важнейшим принципом землевладения и землепользования является введение платы на все земли, привлекаемых в хозяйственный обращение. Платежи за землю в соответствии с принятыми законодательными актами должны устанавливаться в форме земельного налога и адекватной ему категории в системе арендных отношений — арендной платы, их раз мер определяется на основе кадастровых оценок, учитывающих качество местоположения земель соответствующего целевого назначенияя.

Аренда, как особая форма реализации права собственности и хозяйственного использования земли, как основное средство производства в сельском хозяйстве занимает важное место в системе экономических категорий и земельных отношений. В экономически-правовом понимании аренда — это оформленный договором имущественный наем, согласно которому одна сторона (арендодатель) предоставляет другой стороне (арендатору) имущество, средства производ тва, землю во временное пользование по договоренности в договоре аренды — плату. Аренда земли — это основанное на договоре срочное, платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельноститі.

Объектами аренды являются земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, территориальных громад сел, поселков, городов (коммунальной собственности), государства. Объектами могут быть и земельные диля янки с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, расположенными на них, если это предусмотрено договором аренды. В условиях трансформации форм земельной собственности существует ограниченный и неврегульова-ный рино к земле, ее аренда способствует привлечению в хозяйственный оборот участков, формальные или реальные владельцы которых по тем или иным причинам не могут или не желают использовать сельскохозяйственные угодья по пр ямим назначенияям.

В ближайшие годы единственным реальным путем создания оптимальных сельскохозяйственных землепользований рыночного типа является аренда земли, поскольку она выступает одним из действенных регуляторов земельных отно сын при отсутствии свободного рынка земел.

Аренда земли — это форма землепользования, при которой собственник земли (арендодатель) передает ее на определенный временный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за особое вознаграждение, то есть с за арендную плат.

С передачей земли в аренду происходит распределение полномочий собственника: права владельца остаются с ним, но он переуступает арендатору значительную их часть по использованию земли. Таким образом, полномочия ния по хозяйственному использованию земли отмежевываются от других полномочий собственника и персонифицируются в другом суб». КТИ правовидносын.

Принятие. Закона Украины»Об аренде земли»и включение в. Земельный кодекс Украины статей о частной собственности и аренде земли стало одним из рычагов приведения производственных отношений на селе в отв соответствие с уровнем развития производительных сил и производственных отношений, в том числе в сфере землевладения и землепользованияристування.

настоящее время в нашем государстве сложились благоприятные условия для развития арендных земельных отношений: определились земельные собственники, расширяются возможности для организации различных форм хозяйствования, приобретают ро озвитку рыночные отношения. Закон Украины»Об аренде земли»способствует этому, он обеспечивает не только правовые отношения между собственником земли и арендатором, но и формирует определенные условия функционирования рынка земли. Мо жна утверждать, что будущее развитие сельского хозяйства Украины во многом будет зависеть от развития в нем земельно-арендных отношений, а единственным реальным путем создания оптимальных сельско огосподарських землепользования рыночного типа является аренда землоренда землі.

В процессе использования земли как средства производства арендатор становится важной фигурой наряду с крупными землевладельцами. Предприниматель-арендатор пытаться получать из земельного участка доход, меньше в от средней нормы прибыли и больше капиталовложений в эту землю. Но всю прибыль, созданный при использовании арендованного земельного участка, он присвоить себе не может. Определенную его часть пред. Емец-арендатор должен отдать владельцу земли в виде земельной ренты за право пользования земельным участком. Земельная рента регулярно присваивается собственниками земли — она ??выступает экономической формо ю реализации собственности на землю и ее природные ресурсы и является доходом, не связанным с предпринимательской деятельностью. Но земельная рента — это составляющая взаимоотношений предпринимателя-арендатора, других субъектов при принимательской деятельности с владельцами земли, поскольку при отсутствии собственной земли предприниматели вынуждены брать ее в аренду есть аренда — форма землепользования, при которой ее владелец передает земельный участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения предпринимательской деятельности за определенную вознагражденийгороду.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Пресс-центр

Право на землю: возможность получить земельный участок есть у каждого

Многие не знают, что согласно Конституции Украины и Земельному Кодексу Украины каждый гражданин Украины имеет право на получение бесплатного земельного участка. Процедура его получения не проста, но вполне реальна. Об этом пишет «Донбасс СОС».

Согласно ст.121 Земельного Кодекса Украины (далее — ЗК Украины), граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков, из фондов государственной и коммунальной собственности, в таких размерах:

  • для ведения личного сельского хозяйства – до 2 га земли;
  • для ведения садоводства – до 0,12 га земли;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений:
  • в селах – до 0,25 га земли;
  • в поселках – до 0,15 га земли;
  • в городах – до 0,10 га земли;
  • для индивидуального дачного строительства – до 0,10 га земли;
  • для строительства гаража – до 0,01 га земли;
  • для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельхозпредприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство.

При этом ст.116 ЗК Украины уточняет, что передача земельных участков бесплатно в собственность граждан проводится один раз по каждому виду использования. Это означает, что каждый гражданин Украины имеет право совершенно бесплатно получить в свою частную собственность (приватизировать) шесть земельных участков различного целевого назначения. Это могут быть земли как в городах, поселках, других населенных пунктах, так и за их пределами (в зависимости от целевого назначения).

Где можно получить земельный участок?

Законом не обусловлена необходимость получения земельного участка именно по месту жительства. Поэтому получить свой участок земли можно в любой области Украины. Конечно, получить «золотую» землю под Киевом из разряда фантастики. А вот участок в сельской местности – вполне реально, хоть и достаточно непросто.

Как оформить и подать заявку?

Общая процедура бесплатного получения гражданами Украины земельных участков на основании бесплатной приватизации регулируется ст. 118, 151 ЗК Украины и включает в себя несколько этапов:

  1. Подача заявления (ходатайства) в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (например, в горсовет) о выборе места расположения земельного участка, где указывается:
  • ориентировочный размер земельного участка;
  • его целевое назначение;
  • к нему добавляем карту или графический рисунок, на котором указано местоположение желанной земли (как это сделать, рассказывается ниже);
  • письменное согласие землепользователя, заверенное нотариально (в случае изъятия земельного участка).

Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти обязан зарегистрировать заявление и направить его копии на рассмотрение в:

  • территориальные органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;
  • органы градостроительства и архитектуры;
  • органы охраны культурного наследия;
  • органы охраны окружающей среды;
  • санитарно-эпидемиологическую службу;
  • территориальные органы исполнительной власти по вопросам лесного и/или водного хозяйства (при необходимости; п. 7 ст. 151 ЗК Украины).

Эти учреждения обязаны предоставить выводы о возможности отвода земельного участка для целей, указанных в заявлении, предельных размерах, площади земельного участка и условия его отвода.

  1. Решение органов исполнительной власти и местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов (ч. 2 ст. 118 ЗК Украины).

Через один календарный месяц у вас в руках должно быть или положительное решение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, или мотивированный отказ.

Власть может обосновать отказ только по одной причине: несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов и нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации.

В случае положительного решения гражданину дают разрешение на разработку проекта приватизации земельного участка.

  1. Разработка проекта отвода земельного участка – следующий этап. Для этого необходимо обратиться в землеустроительную организацию, имеющую соответствующую лицензию, с которой заключается отдельный договор. Этим договором определяются условия и сроки разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка (ч.7 ст. 118 ЗК Украины).

Работы проводятся на основании Типового договора на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, утвержденного Кабинетом министров Украины.

  1. Проект отвода земельного участка подается в Комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Она в течение трех недель должна предоставить соответствующему органу исполнительной власти свое заключение: согласовать проект или отказать. Если проект землеустройства подлежит обязательной государственной экспертизе землеустроительной документации, Комиссия представляет согласованный проект на экспертизу соответствующему органу земельных ресурсов. Стоимость такого проекта в зависимости от организации-исполнителя составляет 1-3 тыс. грн. На основании этой документации после ее утверждения в установленном порядке вносятся сведения о земельном участке в Государственный земельный кадастр (далее — ГЗК). С этого момента земельный участок как объект ГЗК считается зарегистрированным.
  1. Далее необходимо обратиться к государственному кадастровому регистратору с запросом о получении Извлечения (Витяга) из ГЗК. Государственный кадастровый регистратор – государственный служащий, в компетенции которого входит внесение записей в ГЗК и выдача извлечений из него.

Государственные кадастровые регистраторы, как правило, находятся в помещениях территориальных органов земельных ресурсов. Для получения Извлечения (Витяга) из ГЗК заявитель подает:

  • заявление установленной формы;
  • документ об оплате ­услуг за предоставление Извлечения (Витяга) из ГЗК.

Извлечение (Витяг) из ГЗК выдается на протяжении 10 рабочих дней после подачи заявления на его выдачу. Регистрация земельного участка в ГЗК и получение Извлечения (Витяга) из ГЗК являются платными услугами. Реквизиты для оплаты указанных сумм обычно размещаются на стендах территориальных органов земельных ресурсов.

  1. После включения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр и получения в местном управлении Госземагентства извлечения (вытяга) из ГЗК, необходимо обратиться в местный орган Укргосреестра для регистрации вашего права на земельный участок.

Сначала необходимо определиться с местным органом Укргосреестра, в который необходимо обращаться при регистрации. Адреса местных органов Укргосреестра, в которые следует подавать документы для регистрации права собственности на земельный участок можно найти на сайте Укргосреестра.

Далее необходимо подготовить пакет документов для подачи в местный орган Укргосрестра, который включает:

  • извлечение (Витяг) из Государственного земельного кадастра (ГЗК);
  • заявление о регистрации права собственности на земельный участок;
  • копию и оригинал паспорта заявителя;
  • копию и оригинал идентификационного номера;
  • подтверждение оплаты за выдачу выписки из Государственного реестра прав (120 грн.);
  • подтверждение оплаты госпошлины (119 грн.)
  • документ-основание возникновения права на участок (договор купли-продажи (дарения, мены и т.д.), решение суда, свидетельство на наследство и т.д.);
  • доверенность, если документы подаются представителем (нотариально заверенная, если от физического лица);
  • оригинал и копию паспорта, идентификационного номера представителя, если документы подаются представителем.

Срок рассмотрения представленных государственному регистратору документов составляет 5, в некоторых случаях 14 рабочих дней (не календарных!). По завершении указанного срока от государственного регистратора — свидетельство из Государственного реестра прав или отказ в регистрации прав, в случае наличия формальных недостатков в поданной документации.

После регистрации своего права в Укргосреестре вы станете полноправным владельцем участка и сможете распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе, продать, подарить, обменять и т.д.).

Как проверить «свободна» ли земля?

Чтобы проверить землю на наличие или отсутствие владельца, достаточно написать запрос в департамент архитектуры, градостроительства и кадастра и добавить к нему распечатку с GoogleMaps. В составе департамента есть служба, ведущая учет земель, зданий, инженерных сетей и дорог, которая проанализировав архивные документы, дает ответ. Вариантов может быть несколько, начиная с того, что земля полностью свободна и заканчивая тем, что она полностью оформлена.

Особенности и подводные камни, про которые важно помнить

Право на бесплатную приватизацию может быть использовано гражданином только один раз по каждому из шести указанных выше видов использования участков (ч.4 ст. 116 ЗК Украины). То есть, если человек получил участок под строительство – больше он не может претендовать на участок под строительство, но на другие виды земельных участков претендовать может.

При этом площадь участка, который приватизировал гражданин, не имеет значения: если гражданин получил 8 «соток» для строительства жилья в городе, он не имеет права требовать от местного совета передать ему еще 2 «сотки» бесплатно.

В случае приватизации участка одним из супругов, например, второй не теряет права на бесплатную приватизацию, но приватизированные ими участки считаются их совместной собственностью.

Указанные выше 6 случаев бесплатной приватизации земли относятся только к тем ситуациям, когда участок используется для удовлетворения личных бытовых нужд. Если же речь идет об осуществлении хозяйственной деятельности, то ЗК Украины предусматривает бесплатную приватизацию земельных участков лесного фонда площадью до 5 га в составе фермерских, сельских и других хозяйств. То есть никто не имеет права бесплатно приватизировать земли лесного фонда для строительства индивидуального жилья или дачи.

Также важно помнить, Земельным кодексом установлены максимальные размеры земельных участков, которые могут предоставить бесплатно в собственность, большего размера земельный участок бесплатно предоставить не могут. Но меньше — вполне.

Право на земельный участок имеет каждый гражданин Украины. Но не стоит забывать, что земельные ресурсы являются ресурсами ограниченными и не возобновляемыми, то есть рано или поздно свободная земля «закончится».

Популярное:

  • Земельный участок в новой москве купить Земельные участки в Новой Москве Всего 312 объявлений Всего 312 объявлений Продам землю под ИЖС, 16 соток, 40 мин. до метро на транспорте. Новая Москвап. Вороновскоед. СахаровоСП Вороновское р-н Бульвар Дмитрия Донского 40 мин. Площадь: 16 соток вчера в 18:40 78 […]
  • Новые водительские права в крыму Водительское удостоверение Украины На правах рекламы Несмотря на то, что прошло более трех лет с момента включения Крыма в состав России, до сих пор у многих остаются вопросы касательно использования крымчанами украинского водительского удостоверения (далее ВУ). 1. Почему крымчанам […]
  • Гарант закон о приватизации Бесплатная приватизация жилья стала бессрочной Соответствующий закон подписал сегодня Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ). В соответствии с документом с сегодняшнего дня утратили силу нормы, устанавливавшие сроки бесплатной приватизации жилья. […]
  • Имущественный налоговый вычет примеры Налоговый вычет при покупке квартиры. Пример расчета имущественного вычета при покупке недвижимости. Если вы купили квартиру в и потеку, то вы имеете право на налоговый вычет по закону. Это относится к покупке впервые, т.е. если вы берете ипотеку повторно и уже получали субсидию от […]
  • Досрочное погашение кредита как считать Как рассчитать полное и частичное досрочное погашение кредита? График досрочного погашения Полное досрочное погашение аннуитетного кредита Данный тип досрочного погашения предназначен для полного закрытия кредита. Обычно когда у вас появляются деньги и вы хотите закрыть договор займа, […]
  • Постановка жилых помещений на кадастровый учет Постановка жилых помещений на кадастровый учет Кадастровый учет Постановка на кадастровый учет жилого помещения (квартиры) Постановка на кадастровый учет жилого помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме. В последнее время при обращении в органы Бюро технической […]