Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 10 июня 2014 года

Одобрен Советом Федерации 18 июня 2014 года

23 июня 2014 года

Цель поправок — оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, закреплена возможность выделения земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т. ч. социального.

Участки предоставляются без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях.

Органы теперь должны выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц. Исключение — если они зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т. п. В качестве начальной аукционной цены участка используется кадастровая стоимость. Информацию о наличии свободной земли органы обязаны публиковать на официальных сайтах.

Если утверждены правила землепользования и застройки поселения, оно может распоряжаться участками, госсобственность на которые не разграничена. При отсутствии этих правил указанные полномочия реализуют муниципальные районы.

В определенных случаях допускается обмен государственных и муниципальных участков на землю, которая находится в частной собственности. Это возможно, если последняя изымается для государственных или муниципальных нужд. Либо когда частная земля предназначена (согласно проектам планировки и межевания территории) для размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры или если на ней соответствующие объекты уже расположены.

Установлена возможность предоставления участков для ИЖС, ведения дачного хозяйства и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.

Прописана процедура отчуждения объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен. Такой объект изымается у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Исключение — если собственник докажет, что нарушение срока строительства связано с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должен быть подключен объект. Вырученные на торгах деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.

Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 июня 2014 г., в «Российской газете» от 27 июня 2014 г. N 142, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3377

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 2 статьи 3 изменений, вступающего в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Как законно и бесплатно получить участок земли у государства

Немногие знают, что в нашей стране на сегодняшний день есть возможность получить земельный участок бесплатно и, что самое главное, законно. Это право гарантирует нам Конституция Украины и Земельный Кодекс Украины. Проблема состоит в том, что о самой процедуре бесплатного выделения земельного участка мало кто знает. Но мы вам сейчас все расскажем.

Согласно ст.121 Земельного Кодекса Украины (далее ЗКУ), граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков в таких размерах:

  • для ведения личного сельского хозяйства — до 2 га земли,
  • для ведения садоводства — до 0,12 га земли,
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений:
    • в селах — до 0,25 га земли,
    • в поселках — до 0,15 га земли,
    • в городах — до 0,10 га земли;
  • для индивидуального дачного строительства — до 0,10 га земли
  • для строительства гаража — до 0,01 га земли
  • для ведения фермерского хозяйства (в размере земельной доли (пая) определенной для членов сельхозпредприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство)

При этом ст.116 ЗКУ уточняет, что передача земельных участков бесплатно в собственность граждан проводится один раз по каждому виду использования. Это означает, что каждый гражданин Украины имеет право совершенно бесплатно получить в свою частную собственность (приватизировать) шесть земельных участков различного целевого назначения. Это могут быть земли как в городах, поселках, других населенных пунктах, так и за их пределами (в зависимости от целевого назначения).

Законом не обусловлена ​​необходимость получения земельного участка именно по месту жительства. Поэтому получить свой ​​участок земли можно в любой области Украины. Конечно, «золотую» землю под Киевом государство вряд ли подарит. А вот участок в сельской местности — вполне реальная история. Но и для этого необходимо потрудиться.

Процедура, документы, кабинеты

Общая процедура бесплатного получения гражданами Украины земельных участков на основании бесплатной приватизации регулируется ст. 118, 151 ЗКУ и включает в себя несколько этапов:

1. Подача заявления (ходатайства) в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (например, в горсовет) о выборе места расположения земельного участка, где указываем:

  • ориентировочный размер земельного участка,
  • его целевое назначение,
  • к нему добавляем карту или графический рисунок, на котором указано местоположение желанной земли (ниже вы мы расскажем, как его определить),
  • письменное согласие землепользователя, заверенное нотариально (в случае изъятия земельного участка). Стоимость такого заверения у нотариуса в Киеве — от 600 грн.

Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти после регистрации заявления направляет его копии на рассмотрение в:

  • территориальные органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;
  • органы градостроительства и архитектуры;
  • органы охраны культурного наследия;
  • органы охраны окружающей среды;
  • санитарно-эпидемиологическую службу;
  • территориальные органы исполнительной власти по вопросам лесного и/или водного хозяйства (при необходимости; п. 7 ст. 151 ЗКУ).

Они обязаны предоставить выводы о возможности отвода земельного участка для целей, указанных в заявлении, предельных размерах, площади земельного участка и условия его отвода.

2. Решение органов исполнительной власти и местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов (ч. 2 ст. 118 ЗКУ).

Через один календарный месяц он дает добро на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивирует свой ​​отказ.

Власть может обосновать отказ только по одной причине: несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов и нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации.

В случае положительного решения гражданину дают разрешение на разработку проекта приватизации земельного участка.

3. Разработка проекта отвода земельного участка — следующий этап. Для этого обращаемся в землеустроительную организацию, имеющую соответствующую лицензию, с которой заключаем договор. Этим договором определяются условия и сроки разработки проекта землеустройства по отводу вашего земельного участка ( ч.7 ст. 118 ЗКУ).

Работы проводятся на основании Типового договора на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, утвержденного Кабинетом министров Украины.

4. Подаем проект отвода земельного участка в Комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Она в течение трех недель должна предоставить соответствующему органу исполнительной власти свое заключение: согласовать проект или отказать. Если проект землеустройства подлежит обязательной государственной экспертизе землеустроительной документации, Комиссия представляет согласованный проект на экспертизу соответствующему органу земельных ресурсов.Стоимость такого проекта в зависимости от организации-исполнителя составляет 1-3 тыс. грн.

5. Получение государственного акта на право собственности на земельный участок. Согласованный проект отвода земельного участка подают в тот орган, который выдал разрешение на разработку этого проекта, где в течение двух недель принимается решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность (ч. 10 ст. 118 ЗКУ). Отказ или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

Получив решение о предоставлении земельного участка в собственность, гражданин должен получить государственный акт на право собственности на земельный участок, который является правоустанавливающим документом, подтверждающим право частной собственности на землю. А с 1 января 2013 г. государственные акты на право частной собственности на землю могут не выдаваться, а право на землю и другую недвижимость удостоверяется одним и тем же документом — Выдержкой (Витягом) из Госреестра прав.

Упрощенный порядок приватизации земельных участков

Кстати, если у вас уже есть земельный участок, но вы еще не приватизировали его, то знайте, что по закону вы можете сделать это по упрощенной схеме.

Кабмин Украины в 2009 г. принял Порядок бесплатного оформления и выдачи гражданам Украины государственных актов на право собственности на земельные участки, утвержденный Постановлением от 05.08.2009 г. № 844 (далее — Порядок). В этом документе сказано, что с 2009 года и в последующие годы для граждан устанавливается упрощенная процедура бесплатной приватизации земельных участков.

Действует упрощенный порядок получения государственных актов для земельных участков со следующими целевыми назначениями:

  • для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений,
  • ведения личного сельского хозяйства в пределах населенных пунктов,
  • ведения садоводства (согласно ст. 121 ЗКУ).

Чтобы получить государственный акт на право собственности на земельный участок, гражданин должен подать сельскому, поселковому, городскому голове по месту нахождения земельного участка следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, удостоверяющего личность;
  • копию документа о присвоении идентификационного номера (ИНН) согласно Госреестру физических лиц-плательщиков налогов;
  • копию решения о передаче земельного участка в собственность, принятого органом местного самоуправления или районной госадминистрацией, а также в случае наличия — техническую документацию по землеустройству или проект отвода земельного участка, разработан и утвержден до 15 августа 2009 года

Территориальным органам Госкомзема, районным госадминистрациям, органам местного самоуправления запрещается требовать от граждан любые другие документы, кроме предусмотренных выше (п. 2 Порядка).

Следует заметить, что в соответствии с пунктом 3 Порядка, техническая документация готовитсядля граждан бесплатно, за средства государственного бюджета.

Согласно пункту 11 Порядка, выдача государственного акта на право собственности на земельный участок осуществляется в срок до 30 рабочих дней со дня поступления заявления, по месту расположения земельного участка. При этом финансирование работ и услуг, связанных с подготовкой технической документации, оформлением и выдачей государственных актов на право собственности на земельный участок, осуществляется заказчиком за счет государственного бюджета (п. 14 Порядка).

Нюансы, подводные камни

Право на бесплатную приватизацию может быть использовано гражданином только один раз по каждому из шестиуказанных выше видов использования участков (ч.4 ст. 116 ЗКУ). То есть, если человек получил участок под строительство — больше он не может претендовать на участок под строительство, но на другие виды земельных участков претендовать может.

При этом площадь участка, который приватизировал гражданин, не имеет значения: если гражданин получил 8 «соток» для строительства жилья в городе, он не имеет права требовать от местного совета передать ему еще 2 «сотки» бесплатно. Закон знает только одно исключение: граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, имеют право на увеличение земельного участка в пределах норм, установленных ст.121 Земельного кодекса Украины для ведения личного сельского хозяйства.

В случае приватизации участка одним из супругов, например, мужчиной, женщина не теряет права на бесплатную приватизацию, но приватизированные ими участки считаются их совместной собственностью.

Указанные выше 6 случаев бесплатной приватизации земли касаются ситуации, когда гражданин использует участокдля удовлетворения своих собственных бытовых нужд. Если же речь идет об осуществлении хозяйственной деятельности, то ЗКУ позволяет также и бесплатную приватизацию земельных участков лесного фонда площадью до 5 га в составе фермерских, сельских и других хозяйств. То есть граждане не имеют права бесплатно приватизировать земли лесного фонда для строительства индивидуального жилья или дачи.

Еще один аспект — Земельным кодексом установлены максимальные размеры земельных участков, которые могут предоставить бесплатно в собственность, большего размера земельный участок бесплатно предоставить не могут. Но меньше эти нормы предоставить могут.

Как проверить землю на «свободность»?

Чтобы проверить землю на наличие или отсутствие владельца, достаточно написать запрос в департамент архитектуры, градостроительства и кадастра и добавить к нему распечатку с GoogleMaps.

В составе департамента есть служба кадастра, которая ведет учет земель, зданий, инженерных сетей и дорог. Им нужно написать запрос: «Рядом со мной есть земельный участок, прошу сообщить мне о том, принадлежит ли она кому-то на праве собственности».

Поднимая и анализируя архивные документы, они дают ответ. Вариантов может быть несколько, начиная с того, что земля полностью свободна и заканчивая тем, что она полностью оформлена.

Если вдруг повезло получить положительный ответ от департамента архитектуры, здесь обещают, что земля очень скоро будет вашей! Остается только подать заявление в горисполком, получить разрешение сессии, департамента архитектуры, земельного кадастра и пожалуйста — стройтесь на здоровье.

Судебная защита

Общая процедура бесплатной приватизации земельного участка достаточно длительная и предполагает ряд согласований. Как показывает практика, самостоятельно получить земельный участок в собственность, реализовав свое конституционное право, простому гражданину нелегко, хоть и возможно. Единственный способ правовой защиты в случае прохождения всей описанной процедуры и получения отказа — обращение в суд, которое тоже далеко не всегда приводит к быстрому и эффективному решению проблемы.

Итак, что же нужно знать, чтобы иметь возможность бесплатно получить участок земли в нашей стране:

  • Каждый гражданин Украины (не зависимо от возраста, статуса, социального положения) может воспользоваться таким правом.
  • Возможно получить бесплатно 6 участков земли, но только не более 1-го участка каждого целевого назначения.
  • Участок земли можно получить как в городах, поселках, других населенных пунктах, так и за их пределами (в зависимости от целевого назначения).
  • Необходимо пройти непростую процедуру бесплатного получения земельных участков, подготовить целую кипу документов.
  • Процедура не такая уж бесплатная: нужно заплатить нотариусу (от 600 грн), землеустроительной организации (1-3 тыс. грн), госпошлины и прочие растраты на оформление документации.
  • Земельные ресурсы являются ресурсами ограниченными и не возобновляемыми, то есть рано или поздно земля «закончится».
  • Также нужно помнить, что действует это право, пока действует сегодняшняя Конституция Украины и Земельный Кодекс Украины. И не следует исключать возможность неожиданного завершения бесплатной приватизации.

Аналитические обзоры

«Незавершенку» изымут по суду

VEGAS LEX_Незавершенку изымут по суду

Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ внесено достаточно большое количество изменений в Земельный кодекс РФ и более чем 70 других законов, так или иначе регулирующих правоотношения, связанные с землей. Ряд поправок касается прав на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства (далее – ОНС).

В условиях, когда более 90% земель в стране находятся в публичной собственности, реализация инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства, как правило, осуществляется на земельных участках, предоставленных застройщикам на праве аренды. Срок аренды таких участков зачастую ограничен сроком строительства и не превышает пяти лет. Случаи, когда земельные участки для целей строительства предоставляются на долгий срок (до сорока девяти лет), достаточно редки, и даже в таких долгосрочных договорах аренды часто предусматривается обязанность арендатора осуществить строительство в срок, существенно меньший по сравнению со сроком аренды.

С тем чтобы как-то «закрепиться» на земельном участке, предоставленном для строительства, застройщики, приступившие к освоению участка, нередко уже на самом начальном этапе строительства регистрируют за собой право собственности на не завершенный строительством объект (свайное поле, фундамент и т. п.).

Наличие зарегистрированного права собственности на ОНС в какой-то степени защищало интересы застройщиков на случай прекращения договора аренды, чему способствовали законодательство, а также судебная практика как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции.

Так, например, пункт 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 № 427-ФЗ) предоставлял собственнику ОНС, право собственности на который зарегистрировано до 01.01.2012, возможность оформить находящийся в публичной собственности земельный участок, на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.

Президиум ВАС РФ, не признавая за собственниками ОНС права на приватизацию занятых такими объектами земельных участков в порядке статьи 36 ЗК РФ, указывал на их право оформить такие участки в аренду для целей завершения строительства и на недопустимость необоснованного отказа в предоставлении участка в аренду или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка (постановления Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 № 8985/08, от 09.11.2010 № 7454/10).

Верховный Суд РФ к собственникам ОНС был еще более лоялен и признавал за ними право на приватизацию земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ, указывая, что при наличии зарегистрированного права собственности на ОНС, являющийся в этом случае объектом недвижимого имущества, участвующим в обороте, оснований для ограничительного толкования статьи 36 ЗК РФ не имеется (Определение ВС РФ от 22.02.2012 № 71-В11-13).

С принятием Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ правовое положение собственников ОНС, расположенных на арендованных земельных участках, серьезно осложняется.

Данным законом ГК РФ дополняется статьей 239.1, в соответствии с которой в случае прекращения действия договора аренды находящегося в публичной собственности земельного участка расположенные на таком земельном участке объекты незавершенного строительства могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. При этом изъятие допускается как в отношении объектов, расположенных на участках, предоставленных в аренду по результатам аукциона (пункт 1 статьи 239.1), так и на участках, предоставленных без проведения торгов в целях завершения строительства (пункт 6 статьи 239.1).

Требование об изъятии сможет предъявить в суд орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующим земельным участком (пункт 2 статьи 239.1).

Вырученные от продажи денежные средства за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов подлежат передаче бывшему собственнику ОНС (пункт 5 статьи 239.1).

Если торги будут признаны несостоявшимися, ОНС в течение двух месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене (пункт 4 статьи 239.1).

На защиту интересов добросовестного арендатора направлены положения пункта 3 статьи 239.1, согласно которым требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.

Если в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного для строительства, уполномоченный государственный или муниципальный орган не обратится в суд с требованием об изъятии ОНС, собственник такого объекта в соответствии с подпунктом 10 пункта 2, подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ (в редакции Закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ) будет вправе однократно приобрести такой земельный участок в аренду для завершения строительства объекта без торгов на срок до трех лет (подпункт 6 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ). Те же правила будут применяться в случаях, когда решением суда в иске об изъятии ОНС будет отказано, а также в случаях, когда объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

Указанные изменения в гражданском и земельном законодательстве вступают в силу с 1 марта 2015 года.

В соответствии с пунктом 33 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ положения вводимой им в ГК РФ статьи 239.1 не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка из состава публичных земель заключен до дня его вступления в силу.

Купля-продажа земельных участков

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.

В силу ст. 657 Гражданского кодекса Украины договор купли-продажи земельного участка заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Согласно ст. 132 Земельного кодекса Украины соглашения о переходе права собственности на земельные участки должны содержать:

а) название сторон (фамилия, имя и отчество гражданина, название юридического лица);

в) предмет сделки (земельный участок с определением места расположения, площади, целевого назначения, состава угодий, правового режима и т.п.);

г) документ, подтверждающий право собственности на земельный участок;

д) сведения об отсутствии запретов на отчуждение земельного участка;

д) сведения об отсутствии или наличии ограничений по использованию земельного участка по целевому назначению (залог, аренда, сервитуты и т.п.);

е) договорную цену;

е) права и обязанности сторон;

ж) кадастровый номер земельного участка;

з) момент перехода права собственности на земельный участок.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 15 раздела Х «Переходные положения» до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2017 года, не допускается:

купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;

купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам — участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам.

Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), в части их купли-продажи и иным способом отчуждения, а так же в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее являются недействительными с момента их заключения (удостоверение).

Прекращая право собственности на земельный участок, суд отменяет запись о его госрегистрации и решение госоргана

По решению суда прекращается право собственности на земельный участок путем отмены записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок, а также признается незаконным и отменяется решение органа государственной власти, органа власти АРК или органа местного самоуправления. Такое мнение высказало Государственное агентство земельных ресурсов Украины в письме от 04.12.2013 г. № 9-28-0.17-20315/2-13.

Госземагентство отмечает, что в соответствии со ст. 116 Земельного кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Кодексом, или по результатам аукциона.

Ч. 9 ст. 118 Земельного кодекса предусмотрено, что соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными ст. 122 Кодекса, после получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону — после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Также Госземагентство обратило внимание на то, что согласно ст. 202 Земельного кодекса (в редакции до 01.01.2013 г.) госрегистрация земельных участков осуществлялась в составе государственного реестра земель. Государственный реестр земель состоял из двух частей: Книги записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли с указанием кадастровых номеров земельных участков и Поземельной книги, содержащей сведения о земельном участке.

П. 9 и 10 Заключительных и переходных положений Закона «О Государственном земельном кадастре» установлено, что до 1 января 2013 г. государственная регистрация земельных участков, которые передавались в собственность из земель государственной или коммунальной собственности, осуществлялась с выдачей госактов на право собственности на земельные участки. Регистрация государственных актов на право собственности осуществлялась в книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли.

Документы, которыми было удостоверено право собственности или право постоянного пользования земельным участком, выданные до вступления в силу указанного Закона, являются действительными.

Постановлением Кабмина от 9 сентября 2009 г.№ 1021 (утратило силу согласно постановлению Кабмина от 17 октября 2012 г. № 1051, вступившим в силу с 1 января 2013 г.) были утверждены Порядки ведения Поземельной книги и Книги записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договоров аренды земли. П. 22 Порядка ведения Книги записей о государственной регистрации госактов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договоров аренды земли было определено, что запись о госрегистрации документа, удостоверяющего право на земельный участок, в разделе Книги записей отменяется должностным лицом на основании решения суда. Отмена записи осуществляется путем внесения в автоматизированную систему сведений об отмене с указанием даты и основания отмены, должности, фамилии и инициалов должностного лица, отменившего запись, и формирование с использованием автоматизированной системы новых листов Книги записей, которое удостоверяется подписью должностного лица и скрепляется печатью территориального органа Госземагентства.

С 1 января 2013 г. право собственности, пользования земельным участком оформляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений».

В соответствии со ст. 10 указанного Закона Государственный реестр прав содержит сведения о зарегистрированных правах и обременениях, субъектах прав, объектах недвижимого имущества, документах, на основании которых проведена госрегистрация прав.

В соответствии со ст. 26 Закона записи в Госреестр прав вносятся на основании принятого решения о государственной регистрации прав и их отягощений.

В случае отмены на основании решения суда решения о государственной регистрации прав в Госреестр прав вносится запись об отмене госрегистрации прав.

Популярное:

  • Ооо сг компаньон банкротство СГ «Компаньон» признана банкротом Арбитражный суд Самарской области 8 декабря признал СГ «Компаньон» банкротом и постановил открыть в компании конкурсное производство сроком на шесть месяцев. В 2014 г. страховщик входил в топ-25 компаний по сборам. Количество граждан, которые не могут […]
  • Материнский капитал 2014 как потратить Материнский капитал в 2015 и 2016 году Программа материнского капитала началась в 2007 году в виде реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Их обеспечение в рамках программы установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ путем […]
  • Получают материнский капитал при рождении двойни Материнский капитал на двойню в 2018 году Материнский капитал – основная демографическая стимулирующая составляющая Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", призванная уйти от нормы “один ребенок в семье”, […]
  • Лицензия на продажу шаблон Лицензирование ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЙ ОРГАН В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области № 31-П от 24 ноября 2014 «Об утверждении Положения о комитете промышленности и торговли Волгоградской области», комитет промышленности и торговли Волгоградской области определен […]
  • Кодекс коап рт Кодекс РТ об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. N 80-ЗРТ (с изменениями и дополнениями) Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушенияхот 19 декабря 2006 г. N 80-ЗРТ С изменениями и дополнениями от: 7, 8 ноября 2007 г., 5 февраля, 29 июля, 22 октября, […]
  • Онлайн-экзамен по пдд 2018 онлайн бесплатно как в гибдд ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 вопросов по Медицине. Изменения с 18 января […]